Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837)




Скачать 101.21 Kb.
Название Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837)
Дата публикации 05.10.2014
Размер 101.21 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814–1841)

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837)


Жанр — романтическая национально-историческая поэма

Произведение приближено к фольклорным сказаниям

«Песня…» была опубликована анонимно в 1838 г.


Композиция и сюжет

Автор назвал свое произведение «песней». Текст имеет стройную композицию: запев, три части, два припева и концовку


Герои


Степан

Парамонович

Калашников

«Статный молодец», живущий по закону божьему: «А родился я от честного отца, / И жил я по закону господнему…».

Подобно русскому богатырю, он готов биться в открытом, равном бою. Для него честь и «святая правда-матушка» дороже жизни. Калашников не желает ложью спасти свою жизнь. Это ценит Иван Васильевич. На вопрос царя, «вольной волею или нехотя» он убил опричника, купец бесстрашно отвечает: «Я убил его вольной волею». Он не объясняет причины, не желая позорить жену. Прощаясь с братьями, Калашников думает о семье:

«Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,

Закажите ей меньше печалиться,

Про меня моим детушкам не сказывать».

И после смерти не забывают его могилу добрые люди:

«Пройдет стар человекперекрестится,

Пройдет молодецприосанится;

Пройдет девицапригорюнится,

А пройдут гуслярыспоют песенку».

Опричник

Кирибеевич

«Удалой боец, буйный молодец». Он способен любить, однако живет не по нравственным и духовным законам. Кирибеевич принадлежит к роду Скуратовых. Имя Малюты Скуратова, приспешника Ивана Грозного, вошло в историю, оно наводило ужас на народ.

Опричники — приближенные царя, подчинявшиеся

только ему. Они отличались жестокостью и безнаказанно бесчинствовали

Царь Иван

Васильевич

Двойственный образ. Царь одновременно и жестокий, самовольный тиран, и заботливый правитель-отец.

Иван Грозный дает своему опричнику «перстенек

яхонтовый» и «ожерелье жемчужное», обещает позаботиться о семье Калашникова:

«Молодую жену и сирот твоих

из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

по всему царству русскому широкому

Торговать безданно, беспошлинно».

Но живет царь по своим законам, не держит слова («Кто побъет кого, того царь наградит;

/ А кто будет побит, тому Бог простит»). Он позволяет бесчинствовать своим опричникам, а победителя в честном бою приказывает публично казнить


Конфликт в поэме

частного человека, купца Калашникова

вседозволенности, дарованной царем своим опричникам


Фольклорные элементы в поэме


Постоянные

эпитеты

добрый молодец, сыра земля, поле чистое

Постоянные

сравнения

«Ходит плавно — будто лебедушка;

Смотрит сладко — как голубушка;

Молвит слово — соловей поет…»

Отрицательный

параллелизм

«Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич»

Гиперболы

«Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником…»

Олицетворения

«Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается

Просторечные

обороты

твово, поцелуемтесь, честнова отца

Устаревшие

деепричастия

на -учи, -ючи

играючи, распеваючи, пируючи

Двойные названия

наточить-навострить, одеть-нарядить,

гудит-воет

Традиционные

обращения

«Государь ты наш, Иван Васильевич!»,

«Господин ты мой, Степан Парамонович…»

Анафоры

«Опостыли мне кони легкие,

Опостыли наряды парчовые…»

Начало строк с «И», «Ай», «Да», «Гей»

«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич…»,

«Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!»

Синтаксический

параллелизм

«Мои очи слезные коршун выклюет,

Мои кости сирые дождик вымоет...»

Инверсии

«Во семье родилась она купеческой…»

Подхваты

«В церкви божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом»

Магические

цифры

«Трижды громкий клич прокликали...»


Вот молча оба расходятся,-

Богатырский бой начинается.
Размахнулся тогда Кирибеевич

И ударил в первОй купца Калашникова,

И ударил его посередь груди -

Затрещала грудь молодецкая,

Пошатнулся Степан Парамонович;

На груди его широкой висел медный крест

Со святыми мощами из Киева, -

И погнулся крест и вдавился в грудь;

Как роса из-под него кровь закапала;

И подумал Степан Парамонович:

"Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!"

Изловчился он, изготовился,

Собрался со всею силою

И ударил своего ненавистника

Прямо в левый висок со всего плеча.
И опричник молодой застонал слегка,

Закачался, упал замертво;

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору

Под смолистый под корень подрубленная,

И, увидев то, царь Иван Васильевич

Прогневался гневом, топнул о землю

И нахмурил брови чёрные;

Повелел он схватит удалова купца

И привесть его пред лицо своё.
Как возгОворил православный царь:

"Отвечай мне по правде, по совести,

Волной волей или нехотя

Ты убил мово верного слугу,

Мово лучшего бойца Кирибеевича?"
"Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольною волей,

А за что, про что - не скажу тебе,

Скажу только богу единому.

Прикажи меня казнить - и на плаху несть

Мне головушку повинную;

Не оставь лишь малых детушек,

Не оставь молодую вдову

Да двух братьев моих своей милостью..."

(М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
В1. Поединок Кирибеевича и Калашникова является решающим в сюжете поэмы. Каким термином обозначается момент наивысшего напряжения действия?

В2. С традициями какого фольклорного жанра связано изображение поединка как боя богатырей?
В3. Как называется форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами и использованная М.Ю.Лермонтовым в данном фрагменте?
В4. Какое изобразительно-выразительное средство, представляющее собой уподобление одного явления другому (например, «как роса… кровь закапала», «повалился на холодный снег… будто сосенка») использовал автор?
В5. Как называется обоснованный выразительными целями повтор однокоренных слов в словосочетании или в одном и том же предложении (например, «прогневался гневом», «вольной волею»)?
В6. Как называется стилистический приём, состоящий в повторе начальных элементов смежных строк (например, «и ударил впервой купца Калашникова, / И ударил его посередь груди»)?
С1. Почему Калашников, признавая, что убийство Кирибеевича было совершенно им умышленно, отказывается царю его причину?
С2. В каких произведениях русской литературы XIX века тема защиты чести является одной из основных и в чём сходство и различие в её трактовке с поэмой М.Ю.Лермонтова?
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С1.
А) Что послужило причиной поединка Кирибеевича и Калашникова?

Б) Почему гибель изначально виновного перед Калашниковым Кирибеевича описывается в поэме с сочувствием и даже жалость. К опричнику?

В) В чём нашла выражение царская «милость», о которой просил Ивана Васильевича Калашников?
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С2.

А) В каких произведениях русской литературы авторы обращаются к фольклорным образам, мотивам, художественным приёмам и в чём сходство и различие в их использовании с М.Ю.Лермонтовым?

Б) В каких произведениях русской литературы в систему персонажей входят реальные исторические личности и в чём проявляется их участие в судьбе вымышленных героев произведения?
В1. Кульминация

В2. Былина

В3. Диалог

В4. Сравнение

В5. Тавтология

В6. Анафора

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?

Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в двадцать пять сажень,
Для охотницкого бою, одиночного.
И велел тогда царь Иван Васильевич
Клич кликать звонким голосом:
"Ой, уж где вы, добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку!
Выходите-ка во широкий круг;
Кто побьет кого, того царь наградит;
А кто будет побит, тому бог простит!"

И выходит удалой Кирибеевич,
Царю в пояс молча кланяется,
Скидает с могучих плеч шубу бархатную,
Подпершися в бок рукою правою,
Поправляет другой шапку алую,
Ожидает он себе противника...
Трижды громкий клич прокликали -
Ни один боец и не тронулся,
Лишь стоят да друг друга поталкивают.

На просторе опричник похаживает,
Над плохими бойцами подсмеивает:
"Присмирели, небось, призадумались!
Так и быть, обещаюсь, для праздника,
Отпущу живого с покаянием,
Лишь потешу царя нашего батюшку".

Вдруг толпа раздалась в обе стороны -
И выходит Степан Парамонович,
Молодой купец, удалой боец,
По прозванию Калашников.
Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому,
Горят очи его соколиные,
На опричника смотрит пристально.
Супротив него он становится,
Боевые рукавицы натягивает,
Могучие плечи распрямливает

Да кудрявую голову поглаживает.


(М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
В1. Какого русского царя, известного введением опричнины, изобразил поэт в «Песне про … купца Калашникова»?
В2. Определите жанр «Песни про … купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова?
В3. Какой художественный приём, основанный на очеловечивании явлений природы, использует автор при описании «зари алой»?
В4. Каким термином обозначают средство художественной выразительности, представляющее собой устойчивое образное определение, характерное для произведений устного народного творчества («кудри золотые», «небо чистое», «добрые молодцы», «могучие плечи», «удалой боец»)?
В5. Как называются слова, которые употребляют герои в своей речи: «выходи-ка», «небось», «обещаюсь» и т.д.?
В6. Какую синтаксическую фигуру языка использует М.Ю.Лермонтов в приведённых ниже строках?

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?
В7. Песня про … купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова написана безрифменным стихом. Как называется такой вид стиха?
С1. Согласны ли вы с мнением, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворением борьбы между вседозволенности «государственного» закона и нравственного «частного» человека?
С2. В каких произведениях русских поэтов и писателей XIX в. герои разрешают конфликтную ситуацию дуэлью?
В1. Иван Грозный

В2. Поэма

В3. Олицетворение

В4. Постоянный эпитет

В5. Просторечие

В6. Риторический вопрос

В7. Белый


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) icon Список литературы на лето
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) icon Список литературы (7 класс) Обязательная литература
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) icon 4. Применение технологии дифференцированного обучения на уроках литературы...
Применение технологии дифференцированного обучения на уроках литературы (на примере «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника...
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) icon А. К. Толстой «Василий Шибанов» «Князь Серебряный»
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Кинжал»(1837), «Смерть поэта» (1837), «Дума» (1838), «Воздушный корабль» (1840), «Тучи» (1840),...
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) icon Анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" (прислал А. М. Саитов) 29 января 1837 год
А. М. Саитов 29 января 1837 года скончался Пушкин, а на другой день Михаил Юрьевич Лермонтов, как говорится
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) icon Михаил Юрьевич Лермонтов Задание на дом
Задание на дом. Прочитать в учебнике краткую биографию и стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) icon Михаил хейфец
«Дуэль Пушкина съ Дантесомъ-Геккеренъ 27-го января 1837 г рис. Коверзневъ, грав. Герасимовъ»
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) icon Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?
Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет?
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) icon М. Ю. Лермонтов начал работу над романом по впечатлениям первой ссылки на Кавказ (1837)
Первые две повести — «Бэла» и «Фаталист» — были опубликованы в 1839 г в журнале «Отечественные записки», в начале 1840 г там же —...
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) icon Реферат Царь Николай II: взлет и падение Российской империи
Но не в административном смысле рабского подчинения, а в смысле высшего духовного авторитета православного человека. Многие века...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции