Скачать 101.21 Kb.
|
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841) Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837)
Композиция и сюжет
Герои
Конфликт в поэме
Фольклорные элементы в поэме
Вот молча оба расходятся,- Богатырский бой начинается. Размахнулся тогда Кирибеевич И ударил в первОй купца Калашникова, И ударил его посередь груди - Затрещала грудь молодецкая, Пошатнулся Степан Парамонович; На груди его широкой висел медный крест Со святыми мощами из Киева, - И погнулся крест и вдавился в грудь; Как роса из-под него кровь закапала; И подумал Степан Парамонович: "Чему быть суждено, то и сбудется; Постою за правду до последнева!" Изловчился он, изготовился, Собрался со всею силою И ударил своего ненавистника Прямо в левый висок со всего плеча. И опричник молодой застонал слегка, Закачался, упал замертво; Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору Под смолистый под корень подрубленная, И, увидев то, царь Иван Васильевич Прогневался гневом, топнул о землю И нахмурил брови чёрные; Повелел он схватит удалова купца И привесть его пред лицо своё. Как возгОворил православный царь: "Отвечай мне по правде, по совести, Волной волей или нехотя Ты убил мово верного слугу, Мово лучшего бойца Кирибеевича?" "Я скажу тебе, православный царь: Я убил его вольною волей, А за что, про что - не скажу тебе, Скажу только богу единому. Прикажи меня казнить - и на плаху несть Мне головушку повинную; Не оставь лишь малых детушек, Не оставь молодую вдову Да двух братьев моих своей милостью..." (М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») В1. Поединок Кирибеевича и Калашникова является решающим в сюжете поэмы. Каким термином обозначается момент наивысшего напряжения действия? В2. С традициями какого фольклорного жанра связано изображение поединка как боя богатырей? В3. Как называется форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами и использованная М.Ю.Лермонтовым в данном фрагменте? В4. Какое изобразительно-выразительное средство, представляющее собой уподобление одного явления другому (например, «как роса… кровь закапала», «повалился на холодный снег… будто сосенка») использовал автор? В5. Как называется обоснованный выразительными целями повтор однокоренных слов в словосочетании или в одном и том же предложении (например, «прогневался гневом», «вольной волею»)? В6. Как называется стилистический приём, состоящий в повторе начальных элементов смежных строк (например, «и ударил впервой купца Калашникова, / И ударил его посередь груди»)? С1. Почему Калашников, признавая, что убийство Кирибеевича было совершенно им умышленно, отказывается царю его причину? С2. В каких произведениях русской литературы XIX века тема защиты чести является одной из основных и в чём сходство и различие в её трактовке с поэмой М.Ю.Лермонтова? ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С1. А) Что послужило причиной поединка Кирибеевича и Калашникова? Б) Почему гибель изначально виновного перед Калашниковым Кирибеевича описывается в поэме с сочувствием и даже жалость. К опричнику? В) В чём нашла выражение царская «милость», о которой просил Ивана Васильевича Калашников? ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С2. А) В каких произведениях русской литературы авторы обращаются к фольклорным образам, мотивам, художественным приёмам и в чём сходство и различие в их использовании с М.Ю.Лермонтовым? Б) В каких произведениях русской литературы в систему персонажей входят реальные исторические личности и в чём проявляется их участие в судьбе вымышленных героев произведения? В1. Кульминация В2. Былина В3. Диалог В4. Сравнение В5. Тавтология В6. Анафора Над Москвой великой, златоглавою, Над стеной кремлевской белокаменной Из-за дальних лесов, из-за синих гор, По тесовым кровелькам играючи, Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми, Как красавица, глядя в зеркальце, В небо чистое смотрит, улыбается. Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася? Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские На Москву-реку, на кулачный бой, Разгуляться для праздника, потешиться. И приехал царь со дружиною, Со боярами и опричниками, И велел растянуть цепь серебряную, Чистым золотом в кольцах спаянную. Оцепили место в двадцать пять сажень, Для охотницкого бою, одиночного. И велел тогда царь Иван Васильевич Клич кликать звонким голосом: "Ой, уж где вы, добрые молодцы? Вы потешьте царя нашего батюшку! Выходите-ка во широкий круг; Кто побьет кого, того царь наградит; А кто будет побит, тому бог простит!" И выходит удалой Кирибеевич, Царю в пояс молча кланяется, Скидает с могучих плеч шубу бархатную, Подпершися в бок рукою правою, Поправляет другой шапку алую, Ожидает он себе противника... Трижды громкий клич прокликали - Ни один боец и не тронулся, Лишь стоят да друг друга поталкивают. На просторе опричник похаживает, Над плохими бойцами подсмеивает: "Присмирели, небось, призадумались! Так и быть, обещаюсь, для праздника, Отпущу живого с покаянием, Лишь потешу царя нашего батюшку". Вдруг толпа раздалась в обе стороны - И выходит Степан Парамонович, Молодой купец, удалой боец, По прозванию Калашников. Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому, Горят очи его соколиные, На опричника смотрит пристально. Супротив него он становится, Боевые рукавицы натягивает, Могучие плечи распрямливает Да кудрявую голову поглаживает. (М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») В1. Какого русского царя, известного введением опричнины, изобразил поэт в «Песне про … купца Калашникова»? В2. Определите жанр «Песни про … купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова? В3. Какой художественный приём, основанный на очеловечивании явлений природы, использует автор при описании «зари алой»? В4. Каким термином обозначают средство художественной выразительности, представляющее собой устойчивое образное определение, характерное для произведений устного народного творчества («кудри золотые», «небо чистое», «добрые молодцы», «могучие плечи», «удалой боец»)? В5. Как называются слова, которые употребляют герои в своей речи: «выходи-ка», «небось», «обещаюсь» и т.д.? В6. Какую синтаксическую фигуру языка использует М.Ю.Лермонтов в приведённых ниже строках? Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася? В7. Песня про … купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова написана безрифменным стихом. Как называется такой вид стиха? С1. Согласны ли вы с мнением, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворением борьбы между вседозволенности «государственного» закона и нравственного «частного» человека? С2. В каких произведениях русских поэтов и писателей XIX в. герои разрешают конфликтную ситуацию дуэлью? В1. Иван Грозный В2. Поэма В3. Олицетворение В4. Постоянный эпитет В5. Просторечие В6. Риторический вопрос В7. Белый |
Список литературы на лето М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» |
Список литературы (7 класс) Обязательная литература М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» |
||
4. Применение технологии дифференцированного обучения на уроках литературы... Применение технологии дифференцированного обучения на уроках литературы (на примере «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника... |
А. К. Толстой «Василий Шибанов» «Князь Серебряный» М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Кинжал»(1837), «Смерть поэта» (1837), «Дума» (1838), «Воздушный корабль» (1840), «Тучи» (1840),... |
||
Анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" (прислал А. М. Саитов) 29 января 1837 год А. М. Саитов 29 января 1837 года скончался Пушкин, а на другой день Михаил Юрьевич Лермонтов, как говорится |
Михаил Юрьевич Лермонтов Задание на дом Задание на дом. Прочитать в учебнике краткую биографию и стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова |
||
Михаил хейфец «Дуэль Пушкина съ Дантесомъ-Геккеренъ 27-го января 1837 г рис. Коверзневъ, грав. Герасимовъ» |
Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? |
||
М. Ю. Лермонтов начал работу над романом по впечатлениям первой ссылки на Кавказ (1837) Первые две повести — «Бэла» и «Фаталист» — были опубликованы в 1839 г в журнале «Отечественные записки», в начале 1840 г там же —... |
Реферат Царь Николай II: взлет и падение Российской империи Но не в административном смысле рабского подчинения, а в смысле высшего духовного авторитета православного человека. Многие века... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |