Исследовательская работа Текст




Скачать 112.6 Kb.
Название Исследовательская работа Текст
Дата публикации 26.09.2014
Размер 112.6 Kb.
Тип Исследовательская работа
literature-edu.ru > История автомобилей > Исследовательская работа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №26

Всероссийская конференция

Секция «Литература. Духовность. Культура.»

Исследовательская работа

Текст vs. спектакль:

образы и смыслы в сравнительной перспективе

Автор: Тихомирова Алина, ученица 8А класса МАОУ гимназии №26

Учитель: Русинова Наталья Николаевна

Томск 2014

Текст vs. спектакль:

образы и смыслы в сравнительной перспективе
Театр – искусство синкретическое, т.е. соединяющее в себе практически все остальные виды искусств: словесное, художественное творчество, актерское мастерство, музыку, хореографию. Словесное творчество как одна из составляющих театрального представления, несомненно, является главным по отношению к остальным, в тексте пьесы заложены все основные смыслы. По отношению к тексту все остальные виды искусства в драматическом театре являются «наслоением»; текст же можетсуществовать сам по себе. История литературы знает случаи создания драм для чтения, которые вообще не предназначены для постановки на сцене, например, «Театр в кресле» Альфреда де Мюссе.

Драма как род литературы отличается от остальных субъектной организацией речи. Основнойтекст драмы составляет непрерывная (в границах сцены или акта) цепь реплик персонажей, их диалогов и монологов. Автор присутствует в тексте драмы в виде авторских ремарок, которые могут в какой-то мере направлять происходящее на сцене помимо текста (например, «улыбнувшись», «шепотом», «падает на пол»). Это присутствие автора может проявляться в тексте в большей или меньшей степени и создавать дополнительные смыслы при помощи ремарок.

Тем не менее, остальные виды искусств, не являясь главными, создают важные дополнительные смыслы и ассоциации, которые не прописаны ни в самой художественной речи, ни в авторских ремарках. Эти дополнительные смыслы возникают за счет восприятия текста в сочетании с движением и мимикой персонажей, использованием света, звуковыми эффектами, декорациями. В этом плане талантливый режиссер для спектакля – такая же ценная находка для театра, как и хорошая пьеса.

Актуальность данного исследования обусловлена высоким интересом современной гуманитарной науки к вопросам практическойреализациидраматического текста в театральной постановке.

Целью данного исследования является сопоставление заложенных в тексте пьесы смыслов, образов и мотивов со смыслами и образами, возникающими при комплексном восприятии постановки, которая является результатом работы группы театральных деятелей во главе с режиссером.

Цель определила задачи исследования:

  • провести анализ текста пьесы Григория Горина «Забыть Геростата!» и описать персонажей, образы и мотивы;

  • обосновать критерии, по которым пьеса будет сравниваться с постановкой;

  • посмотреть и проанализировать постановку данной пьесы в Томском драматическом театре;

  • выявить, какие дополнительные образы и мотивы присутствуют в постановке,и описать, какими дополнительными средствами они создаются;

  • сделать выводы о релевантности примененных постановщиком театральных средств для реализации заложенного в пьесе потенциала.

Итак, кроме текста, произносимого актерами в постановке, воздействие на зрителя производится при помощи следующих театральных средств:

  • мимика и движение;

  • костюмы;

  • декорации;

  • освещение;

  • звуковые эффекты и музыка.

Прежде всего, в самой пьесе Горина через введение двух видов персонажей заложено совмещение временных пластов. В пьесе присутствуют персонажи, живущие в древней Греции (авторская ремарка гласит: «Место действия – город Эфес, время действия 356 год до нашей эры»). И одновременно в пьесе действует персонаж, названный Человеком театра, который, как мне кажется, является выразителем авторской идеи, выступающим с позиций современного человека, знающего гораздо больше, чем древнегреческие персонажи, действующие одновременно с ним. Интересная деталь: постановщик одел Человека театра в современную одежду – рубашку и джинсы, что, с одной стороны, сразу дало понять, что это современныйчеловек, максимально приближенный к зрителю по времени, а значит, и по пониманию жизни, по мировосприятию. А с другой стороны, за счет этого максимально выявляется контраст между древнегреческими персонажами и Человеком театра, между которыми не просто несколько поколений, а целый путь, пройденный цивилизацией.

На этом фоне совмещение этих двух временных планов (через введение современного персонажа) дает нам возможность проследить различия и схожесть(!?) людей, их поведения и поступков. Цель постановщика - показать нам, что, какими бы ни были времена, за многие столетия суть человека практически не изменилась: те же цели, слабости,чувства.

Предполагаемая цель Герострата — известность. Кто же сейчас не гонится за известностью? Люди, даже не признаваясь себе в этом, стараются обогнать друг друга, встать на ступень выше в обществе.

Цель Тиссафена — власть, причем ему мало власти наследственного правителя, он жаждет быть признанным народом мудрецом. При этом он по ходу развития действия доходит до того, что прикрывает Герострата для собственной выгоды. Не напоминает ли это современных чиновников?

Клеон — умный и справедливый человек. Нельзя сказать, что сейчас нет людей счистыми помыслами и добрыми намерениями. Конечно, их мало, но они всегда были и будут.

Клементина — прекрасная собой женщина. Но каждому человеку, что бы и сколько бы он ни получил, всегда будет мало. Клементина, считавшаяся самой красивой женщиной Эфеса, «замахнулась» на большее — стать для людей прекраснее богини. Ее цель — общественное признание. Известность она уже получила, став женой Тиссафена. Это всегда было так, и в современном мире можно наблюдать то же самое: человеку всегда будет мало.

Клиссип распространял запрещенные записи Герострата ради собственной материальной выгоды.

Тюремщик нуждался в деньгах. Он был готов за деньги терпеть позор и унижение и пошел на должностное преступление. И сейчас много людей, готовых совершить любое преступление за деньги.

Все эти пороки отчетливее видны на фоне совмещения временных пластов.

Еще одна находка постановщика заключается в смываемой маске Герострата. В начале пьесы он появляется как бы «без лица» - оно замазано гримом. Постепенно, с отделением от «серой» толпы, с обретением Геростратом власти, лицо прорисовывается: Герострат после каждого деяния, имевшего отражение на его истории и личности, после каждого удачного действия или приказа понемногу смывает краску с лица, как бы снимая маску. Мы начинаем узнавать настоящего Герострата – властного, тщеславного, преисполненного гордыни, жажды власти и наживы. К концу пьесы это уже не тот жалкий торговец, которого, полуживого, приволокли в камеру в начале действия. Благодаря находке постановщика мы отчётливо видим границу между жителем Эфеса и человеком, над которым «поработала» слава.

Интересное сценическое решение находит и создатель декораций. Главные декорации постановки превращаются и в тюремную камеру, и в прекрасный дворец правителя Эфеса. Благодаря находчивости постановщика за считанные секунды мы оказываемся как будто в двух разных помещениях.

Кроме очень интересной задумки в плане построения, я считаю, что лестница, служившая главной опорой декораций, помогает создать дополнительный скрытый смысл, не заложенный в тексте. Почему же в декорациях использовали именно лестницу? Представьте лестницу, как вы ее используете? Поднимаетесь и опускаетесь.

Верх и низ. Они всегда ассоциировались с небом и землей. С раем и адом. Рай в свою очередь ассоциируется с возвышением, чистотой и еще многими хорошими качествами, которыми должен обладать человек, считающий себя членом общества, а то и благородным правителем, как Тиссаферн. Внизу же, считается, обитают все плохие качества человека: та же самая жажда власти, наживы, славы, убийство всего прекрасного в мире и человеке — тюремная камера как раз подходит под описание. 

Что же делают персонажи пьесы? По мере своего морального падения они опускаются в камеру к Герострату — худшему из тех, что можно представить: преступнику, поджигателю, обладающему хоть и выдающимся умом, но «маленьким» сердцем и низкой моральной планкой.
Для нас история Герострата начинается с того, что его бросают в камеру, и он катится по лестнице из общества в самую «бездну». Затем, по мере развития событий, персонажи черствеют, обрастают ложью и постепенно спускаются к нему все чаще и чаще, ниже и ниже.

Чтобы показать хрупкость и значимость времени, постановщик принимает очень интересное, но в то же время понятное и логичное решение – использует песок (в буквальном смысле). Сам по себе песок символизирует неустойчивость, уничтожение, разрушение с течением времени. Он олицетворяет нестабильность и непостоянство. Взяв песок в кулак, невозможно его удержать, то же самое происходит и со временем. Пересыпание пескаЧеловеком театра символизирует переключение между временными пластами и тотальную власть времени над всем.

Власть времени безгранична, цивилизации зарождаются и разрушаются, но в основе их функционирования лежат одни и те же принципы.

Итак, представьте: век зарождения информационного превосходства. Уже тогда (согласно автору пьесы) люди начинают понимать исключительную важность информации. Почему? Информация – власть над разумом. Тогда люди начинают желать управлять своей жизнью с помощью знаний.

Автором пьесы практически описано изобретение информационного оружия. Оно способно оказывать психологическое воздействие на умы, на мировоззрение человека с целью подчинить его определенным интересам. Современное изобретение человечества – информационные войны, которые в настоящее время, когда военное вмешательство слишком дорого или невозможно, становится мощнейшим инструментом влияния и формирования общественного мнения. Примером может служить информационная война во время вооруженного вторжения Грузии в Южную Осетию или современная ситуация в Украине.

В свое время проводился эксперимент: когда ученые расщепили частицу атома, то выяснилось, что все осколки имеют информацию друг о друге. Благодаря ей сохраняется связь между частями (теорема Белла).Слышали когда-нибудь теорию о шести рукопожатиях? Согласно ей, любые два человека на Земле разделены в среднем лишь пятью уровнями общих знакомых. Совокупностью этих двух феноменов (информационное превосходство и теория шести рукопожатиях) и воспользовался Герострат в пьесе.

Гениально, согласитесь, ведь «гипотеза о шести рукопожатиях» была выдвинута только 1960-е годы, а Герострат еще тогда допускал возможность этой теории, чем и пользовался. Если написанное о Герострате в пьесе хоть отчасти – правда, то это человек с выдающимся складом ума: он не надеялся на удачу, постепенная уверенность в своих силах и способностях крепнет, мир как бы соглашается с теориями Герострата. Информация становится сырьем, основой для процесса принятия решений, этаким инструментом контроля.

Еще один аспект существования современного общества, приписанный автором пьесы древнегреческому персонажу Герострату – использование PR технологий. PublicRelations – один из основных инструментов маркетинговых коммуникаций, направленный на формирование и поддержание положительного общественного мнения, а также на стимулирование спроса на товары и услуги, предоставляемые компанией. В данном случае под компанией мы подразумеваем одного человека — Герострата.

Итак, разбор начнем с сегментирования. Данная стратегия заключается в делении рынка на отдельные сегменты по регионам и по типу продаваемой продукции или оказываемых услуг. Герострат каждому человеку, который «работал» на него,«выплачивал» разные типы услуг. Клементине — известность, общественное признание; Крисиппу — рукописи, на которых он зарабатывал огромные деньги; Тюремщику — деньги; Тиссаферну обещал молчание; горожанам — веселье за его счет.

Далее — позиционирование; применяется при выпуске нового товара на рынок: устанавливается область его применения, конкурентоспособность и возможность замены устаревшего аналога. Рукописи — бесценные мысли человека, который пошел простив установок и правил. Спрос — есть, аналогов и конкуренции — нет.

Следующий ход - анкетирование. Отличительная особенность анкетирования – максимальная актуальность полученной информации. Геростат меняет свои «товары» на информацию о слабых местах своих «противников».

Автор приписывает Герострату планирование трех главных этапов по достижению цели: теоретического, методического, процедурного. Первый определяет цели и задачи, выявляет связи и закономерности; второй характерен разработкой и детализацией специальных мероприятий; третий, наконец, включает в себя практическую деятельность по достижению поставленных задач.

Заполучив тюремщика, он получает Крисиппа — информатора, Криссип распространяет важные материалы народу — вовлекаются горожане, они, в свою очередь, давят на Клеона. Тот, советуясь с правителем, случайно провоцирует встречу с Клементиной. Вовлечена Клементина — жена правителя Эфеса, и вот уже сам Тиссафен в камере у Герострата. Основная задача пиар – установить двустороннюю связь. Связь установлена — цель достигнута.

Кроме того, одним из явлений, показанных сквозь призму древнегреческого общества, является эффект Стрейзанд. Эффект Стрейзанд — феномен, выражающийся в том, что попытка удалить определённую информацию приводит лишь к её более широкому распространению. К примеру, попытка ограничения доступа к фотографии, файлу, тексту или числу (например, юридическими методами) приводит к дублированию данной информации, подвергает ее тиражированию и распространению.

Пьеса называется именно «Забыть Герострата!», так как имеются сведения, что был указ, запрещающий любые разговоры и упоминания об этом человеке и его злодеянии. Его буквально приказали забыть. Вопреки этому, Феопомп написал об этом человеке, благодаря чему сегодня мы знаем о его поступке. Запрещенная информация во все времена вызывала особенный интерес и ажиотаж у общества. Примером этого может послужить сайт WikiLeaks. Если бы информация, размещенная на этом сайте, была доступна в режиме открытого доступа, она была бы интересна и известна гораздо меньшему кругу лиц.

Из всего вышесказанного можно заключить следующее. Пьеса Г.Горина наполнена глубоким философским, социальным, социокультурным и историческим смыслом. Проецирование свойств современного общества на древнегреческое, с одной стороны, является художественной условностью, но, с другой стороны, позволяет сильнее воздействовать на восприятие современного читателя и зрителя. Дополнительные ассоциации, возникающие у зрителя в связи с использованием дополнительных средств, которые предоставляет театр, также направлены на усиление воздействия и углубление понимания проблемы (народ и власть, мораль и деньги, память и забвение, преступление и наказание). Все отмеченные мной дополнительные театральные средства являются адекватными, действенными, работают в едином ключе с текстом и создают единое пространство спектакля, отвечающего потребностям интеллектуального, нравственного и эстетически требовательного зрителя.

Литература

1. Хализев В.Е. Драма // В.Е. Хализев. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. С. 302-308.

2. Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М.: Издательство Московского Университета, 1986. 135 с.

3. Драма // Литературная энциклопедия. Т.3. М.: Изд. Ком. Акад.,1930. Фундаментальная электронная библиотека. Русская Литература и фольклор. URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-7341.htm. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 25.02.2014.

4. Синкретизм // Литературная энциклопедия. Т.10. М.: Изд. Ком. Акад., 1937. Фундаментальная электронная библиотека. Русская Литература и фольклор. URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-7341.htm. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 27.02.2014.

4. Технологии связей с общественностью // Пресс-служба: российский специализированный журнал. Изд. дом «Имидж-медиа», 2005-2010. URL: http://www.press-service.ru/terms/192/. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 5.03.2014.

5. Эффект Стрейзанд // Википедия – свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B4. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 6.03.2014.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа Текст icon Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу М. 3 дисциплин ооп впо (магистратуры) «Политическое консультирование» по...
Исследовательская работа Текст icon Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа....
«Медиариторика», научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ооп магистратуры и адресована студентам...
Исследовательская работа Текст icon Исследовательская работа. Тема: «Фразеологические единицы, обозначающие эмоции человека»
Исследовательская работа посвящена анализу фразеологических единиц со значением «эмоции человека»
Исследовательская работа Текст icon Интегрированная проверочная работа для 1 класса (конец года): текст Сова
Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца
Исследовательская работа Текст icon Исследовательская работа по литературному краеведению на районную...
Исследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее»
Исследовательская работа Текст icon Мужские и женские имена обучающихся школы (Исследовательская работа)

Исследовательская работа Текст icon Исследовательская работа по литературе на тему: «Образ Демона в русской художественной культуре»
Введение 2
Исследовательская работа Текст icon Исследовательская работа по теме “ Сопоставительный анализ татарских,...
Введение стр
Исследовательская работа Текст icon Исследовательская работа История выборов
Интервью с председателем комиссии мо поселок Добрятино (сельское поселение) Садковой Н. Н
Исследовательская работа Текст icon Педагогическая практика Педагогическая практика является частью цикла...
М. 3 Практики и научно-исследовательская работа ооп впо магистратуры по направлению подготовки №032700 «Филология, иностранные языки...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции