Три столетия российского флота том первый XVIII вв. Полигон




Скачать 3.22 Mb.
Название Три столетия российского флота том первый XVIII вв. Полигон
страница 1/34
Дата публикации 06.06.2014
Размер 3.22 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
В. А. Золотарев И. А. Козлов

ТРИ

СТОЛЕТИЯ

РОССИЙСКОГО

ФЛОТА

Том первый XVIII вв.

ПОЛИГОН

Санкт-Петербург

2003

ББК

68.54 З80

Золотарев В. А., Козлов И. А.

З80 Три столетия Российского флота. В 3 т. Т. 1. — СПб.:

ООО «Издательство «Полигон», 2003. — 624 с.; ил. ISBN 5-89173-198-3 (Т. 1) ISBN 5-89173-214-9

Этот том посвящен истории отечественного флота XVIII вв. В нем рассмотрены важнейшие этапы становления военно-морского флота России, рассказано о крупнейших морских сражениях и о выдающихся флотоводцах. Впервые подробно показана роль Петра I как гениального флотоводца, который смог создать регулярный военный флот и обеспечить выход России к морям.

В приложениях приведены: морской биографический словарь, содержащий уникальную информацию о деятелях Российского флота XVIII в.; воинские звания (чины), существовавшие в то время; словарь военно-морских терминов и понятий. Для широкого круга читателей.

ББК 68.54

Приложения подготовлены

В. М. Лурье

Охраняется Законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей

книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения

издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться

в судебном порядке.

© Золотарев В. А., Козлов И. А., 2002 © Лурье В. М., приложения, 2002 ISBN 5-89173-198-3 (Т. 1) © ООО «Издательство «Полигон», 2003

Введение

История отечественного флота неразрывно связана со становлением русского государства. Мореплавание на Руси зародилось на Черном (Понт Эвксинский, или, как его позже называли, Русском) и Балтийском (Варяжском) морях. Еще на рубеже V—VI вв. началось вторжение славянских племен антов и склавинов в причерноморские владения Византийской империи. Они были искусными мореплавателями: на небольших, но достаточно прочных судах бесстрашно плавали по Черному морю. В VI—VII вв. анты и склавины проникли в Марморное, Эгейское, Ионическое и Средиземное моря, совершая смелые набеги на владения могущественной Визании, побережья о. Крит и Южной Италии.

Одно из крупнейших в раннем Средневековье Древнерусское государство с центром в Киеве, возникшее в IX в., объединило восточнославянские племена. Оно вело обширную торговлю, поддерживало тесные экономические, политические и культурные связи со многими западноевропейскими странами.

В развитие кораблестроения и мореплавания на Руси немалый вклад внес Великий Новгород. В X в. торговля Новгорода распространялась до Константинополя, а в XII в. его корабли ходили в Любек. Пространства между Ладожским озером, Белым морем, Новой Землей и Онегой были хорошо освоены новгородскими купцами.

Древняя Русь имела сильную и хорошо организованную армию, но постоянного военного флота у нее не было. В военно-морских подходах киевские князья использовали торговые суда, называемые ладьями.

XII в. стал поворотной вехой в истории Древнерусского государства. Оно распалось на ряд удельных княжеств. Феодальная раздробленность и частые междоусобные войны крайне ослабили некогда мощную в экономическом и военном отношении Русь.

Положение раздробленных русских княжеств усугубилось еще и тем, что в середине XI в. в причерноморских степях

3

появились половцы. Торговля с Византией по Черному морю крайне затруднилась, а с нашествием монголо-татар в XIII в. практически полностью прервалась. В этой связи с XII в. возросло значение русского мореплавания по Балтийскому морю. Началось освоение морских путей на Студеном (Белом) море и в Ледовитом океане.

Однако торговые связи русских по Балтийскому морю с европейскими странами постоянно находились под угрозой срыва. Воспользовавшись нашествием монголо-татар, на прибалтийские земли Руси двинулись германские крестоносцы, шведы, датчане, литовцы, поляки…

Борьба за независимость с иноземными захватчиками в XIII—XIV вв., в период феодальной раздробленности, являлась одновременно и борьбой за выход к морям, за ликвидацию экономической и политической изоляции. Войны следовали одна за другой, они были жестоки, изнурительны, велись с переменным успехом. То и дело вспыхивали военные конфликты и в XV—XVI вв., когда русские земли стали объединяться вокруг Московского великого княжества в единое централизованное государство.

Прямым следствием образования централизованного государства явились быстрый рост городов и ремесленного производства, расширение торговли, укрепление его военной мощи. Военные реформы 1550-х гг. заложили основы создания постоянного войска в России.

В середине XVI в. Иван Грозный начал походы против Казанского и Астраханского ханств, чтобы пресечь грабительские набеги на русские земли и получить выход в Каспийское море. В них активно участвовал и флот. В 1552 г. русская армия при содействии речного отряда судов взяла Казань. Военная угроза с Востока была устранена окончательно.

Выход русских к Каспийскому морю имел большое значение. Московское государство укрепило свои стратегические позиции на юго-востоке, получило возможность торговать с Персией, Средней Азией и Закавказьем. Кроме того, были созданы благоприятные условия для возобновления борьбы за выход к Черному морю.

В течение столетия, с середины XVI в. и до середины XVII в., русские войска совместно с казаками много раз вы4

ступали против крымских татар и турок. В каждом таком походе принимали участие от нескольких сот человек и десятков кораблей до 15 тыс. человек и 300 судов. Систематическим набегам подвергались города и населенные пункты, расположенные на побережье Крыма и Турции, вплоть до ее столицы — Стамбула, бывшего Константинополя. После очередной победы запорожцы писали в «назидание» крымскому хану Мураду: «Братья наши запорожцы, воюя на судах по Черному морю, коснулись мужественно самих стен Константинополя и довольно окуривали их пороховым дымом в присутствии самого султана»1.

Еще большего успеха достигли донские казаки в июле 1637 г.: захватили сильнейшую турецкую крепость Азов и сделали ее своей столицей. Почти пять лет, до мая 1642 г., турки неоднократно предпринимали попытки отвоевать крепость. Силы, конечно, были не равны. Россия не могла помочь казакам войсками: ввод их в Азов неизбежно повлек бы войну с Османской империей, к которой русское государство готово не было. Казаки вынуждены были оставить Азов, предварительно разрушив его укрепления.

Успешные действия запорожских и донских казаков в XVII в. привели к заключению в 1649 г. договора с Турцией, по которому русским разрешалось свободно плавать по Черному и Эгейскому морям и заходить в турецкие порты. Однако проблема выхода русского государства на Черное море в целом осталась нерешенной из-за отсутствия регулярного военно-морского флота, для создания которого в то время не было соответствующей экономической базы.

Безуспешной оказалась также попытка построить флот в ходе Русско-шведской войны 1656—1661 гг. В г. Кокенгаузен, на Западной Двине, под руководством воеводы А. Л. Ордин-Нащекина было начато строительство гребных и парусных судов, предназначавшихся для совместных действий с сухопутными войсками. Но по условиям Кардисского мирного договора, заключенного со Швецией в 1661 г., постоянные верфи и корабли пришлось уничтожить.

1 Висковатов А. Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия. 2-е изд. М., 1946. С. 46, 47.

5

После этого А. Л. Ордин-Нащекин предложил царю создать военную флотилию «для посылок» в Каспийском море. Она предназначалась для обеспечения перевозок персидского шелка-сырца на рынки западноевропейских стран через Россию. Строительство судов началось осенью 1667 г. в селе Дединово, на Оке. Трехмачтовый парусный корабль «Орел» — прародитель регулярного русского военного флота — в мае 1668 г. был спущен на воду.

Историческая необходимость иметь свободный выход к морям и в дальнейшем обусловливала главное содержание внешней политики России. Важную роль в ее реализации сыграл регулярный военно-морской флот, созданный Петром I.

Петр I, наиболее выдающийся представитель династии Романовых, родился 30 мая 1672 г. Он вошел в историю России как исключительно одаренный государственный деятель и реформатор, создатель регулярной армии и флота, великий полководец и флотоводец, основоположник русского военного и военно-морского искусства, искусный дипломат и, наконец, преобразователь Российского государства, которое к концу его царствования вошло в число ведущих морских держав Европы и заняло достойное место среди сильнейших западноевропейских стран.

Многогранная деятельность Петра Великого на благо Отечества заслуженно получила широкое признание в научной и художественной литературе не только в нашей стране, но и за рубежом.

Интерес к личности Петра I, и прежде всего ученых, продолжается до сих пор. В частности, среди историков не прекращаются споры о том, что царь-реформатор сделал полезного для России и ее народа и в чем он заслуживает упрека, особенно за излишнюю жестокость, которую проявлял в отношении своих соотечественников при реформировании Российского государства.

Несмотря на довольно большое количество опубликованных работ о многогранной деятельности царя-реформатора, есть одна область, которая до сих пор не получила должного освещения. Это флотоводческое искусство Петра Великого. Нельзя сказать, что отдельные грани его таланта в этой сфере вообще не получили никакого освещения. Такое утверждение было бы неправильным. В работах известных

6

историков С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Е. В. Тарле, В. В. Мавродина, Н. В. Новикова, Н. И. Павленко и других мы находим немало высказываний и суждений о флотоводческой деятельности Петра Великого, а такие военноморские историки, как Ф. Ф. Веселаго и С. И. Елагин, написали солидные труды, посвященные военно-морской деятельности Петра I, которая рассматривалась ими на фоне российской морской истории. Флотоводческая деятельность Петра Алексеевича также отражена в конспективном изложении в учебниках по истории военно-морского искусства. Первой попыткой показать царя Петра как флотоводца и его заслуги в области создания Российского военно-морского флота и развитии военно-морского искусства явилась монография В. А. Золотарева и И. А. Козлова «Петр Великий и морское могущество отечества», изданная в 1996 г. к 300-летию Российского флота и получившая положительный отзыв тех, кто с ней ознакомился. Однако в этой монографии (116 с.) авторы, к сожалению, не смогли в полном объеме осветить флотоводческий талант Петра Великого.

Авторы настоящего издания ставят своей целью восполнить известный пробел в нашей военно-морской историографии и показать Петра I как выдающегося флотоводца, который смог решить две важнейшие исторические задачи для государства: создать регулярный военноморской флот и обеспечить выход России к морям. Две вышеуказанные проблемы настолько тесно связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга, что органически их трудно разделить. Однако, исходя из чисто методических соображений, авторы посчитали более целесообразным рассматривать их раздельно, но так, чтобы читателю было все понятно.

К сожалению, создатель Российского флота не оставил своим потомкам теоретических трактатов, в которых бы рассматривались вопросы теории, военно-морского искусства. Единственным, но исключительным по своему содержанию и значимости как с точки зрения теории, так и практики применения военно-морского искусства в войне на море, является Морской устав 1720 г.

Петр I принимал непосредственное участие в создании этого уникального документа, равного которому нет в исто7

рии. Им лично было написано предисловие к уставу и осуществлена самая тщательная литературная обработка текста. Поэтому все, что относится к организации флота, присяге, обязанностям личного состава всех категорий, начиная от генерал-адмирала (высшего чина на флоте) и заканчивая рядовыми матросами и солдатами, — подготовка соединений и кораблей к бою и в ходе сражения, походные и боевые порядки парусного и гребного флотов, способы ведения морского боя, морские сигналы — прошло через строгий петровский фильтр. Этот уникальный документ характеризует Петра Великого не только как практика, но и как теоретика в области военно-морского искусства, которым он владел в совершенстве, нередко опережая свою эпоху в способах ведения боевых действий на море.

Карты и схемы реконструированы из 3-го военно-исторического тома «Морского атласа», часть 1, как наиболее авторитетного источника в этой области. Ему же следует транскрипция географических названий, встречающихся в тексте и на схемах.

Мореходство и морская сила России

до Петра I

Суда славян

Мореплавание и судостроение на Руси зародились задолго до создания в России Петром Великим регулярного военно-морского флота, который по своим боевым качествам не уступал флотам западноевропейских стран. Однако некоторые историки, особенно зарубежные, до сих пор утверждают, что история Российского флота начинается якобы с Петра I, а все, что было до него, порой даже не упоминается. А вот известный английский военно-морской историк Фред Томас Джейн (F. Jane) свой труд, посвященный Российскому императорскому флоту, начал словами, которые явились достойной отповедью историкам, не признающим многовековую морскую историю русских. Он писал: «Русский флот, начало которого хотя обыкновенно относят к сравнительно позднему учреждению, основанному Петром Великим, имеет в действительности большие права на древность, чем флот британский. За столетие до того, как Альфред построил британские корабли, русские суда сражались в отчаянных морских боях и тысячу лет тому назад первейшими моряками того времени были они — русские»1.

Фред Томас Джейн (1865—1916 гг.) — создатель ежегодного справочника по корабельному составу военно-морских флотов стран мира, известного среди моряков и судостроителей как справочник Джейна. Выходец из семьи священника, он после окончания школы пытался поступить на военную службу, всерьез подумывал заняться сельским хозяйством, но в конце концов посвятил себя литературе и графике. Первый его справочник назывался «Все боевые корабли мира» и представлял собой альбом с рисунками более тысячи кораблей 22 стран мира. Каждый рисунок сопровождался сведениями о размерах и скорости корабля, его вооружении, бронировании. На его подготовку автор затратил несколько лет. Подобные издания уже выходили в Австро-Венгрии, Англии, России, но справочник Джейна давал наиболее полную и достоверную информацию по составу флотов, подчеркивал на рисунках характерные особенности облика кораблей, что облегчало их опознание при встрече в море, а приведенные тактико-технические характеристики и другие сведения о кораб-

1 История русской армии и флота. М., 1912. Т. VII. С. 25. 10

лях рядом с их рисунками делало издание удобным для пользователя, что и помогло справочнику стать популярным во всем мире.

В 1909 г. Джейн также издал справочник «Все воздушные суда мира», который, как и корабельный, продолжает выходить и в наши дни.

Ф. Джейн писал статьи и книги о моряках, кораблях и флоте. Всего им опубликовано около пятнадцати таких книг. Среди них: «Российский императорский флот, его прошлое, настоящее и будущее» («The Russian Imperial Navy, its Past, Present and Future»), большая по объему (свыше 700 с.) книга, написанная после посещения России, выдержала два издания (в 1900 и 1904 гг.); «Императорский японский флот» («The Imperial Japan Navy», 1904); «Ереси в учении о морской силе» («Heresies of Sea Power», 1906), «Британский боевой флот» («The British Battle Fleet», 1912); «Ваш военно-морской флот как инструмент войны» («Your Navy as a Fighting a Machine», 1914).

Ф. Джейном подготовлены и выпущены четыре труда, посвященные совершенствованию правил проведения военноморских игр. Опубликованные в 1898, 1902, 1903 и 1912 гг., они способствовали расширению использования таких игр в процессе подготовки офицеров флота и береговой обороны, при проверке осуществимости и определении эффективности планируемых операций, а также при установлении целесообразности реализации предлагаемых новых технических решений, направленных на улучшение боевых качеств кораблей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Три столетия российского флота том первый XVIII вв. Полигон icon Покоритель и устроитель Туркестанского края, генерал-адъютант К. П. Фон-Кауфман i-й
Род фон-Кауфманов происходит из Швабии, откуда перешел в Австрию, где существовал до конца XVII столетия, а затем распался на несколько...
Три столетия российского флота том первый XVIII вв. Полигон icon Сказка о мертвой царевне и семи богатырях 9 как ветер песнь его свободна 14 «я встретил вас…»
Й ведущий: Три дождливых месяца осени 1830 года, проведенных поэ­том в имении Болдино Нижегородской губернии, то невиданное чудо,...
Три столетия российского флота том первый XVIII вв. Полигон icon Бенедикт спиноза избранные произведения том первый москва
Спинозы (1632 1677) представляет собой значительное явление в развитии материалистического мировоззрения. После смерти философа,...
Три столетия российского флота том первый XVIII вв. Полигон icon Том первый
Н73 Теория доказательственного права. Монография в 2-х томах. Том – М. Ставрополь: зао «пресса» 2004. 304с
Три столетия российского флота том первый XVIII вв. Полигон icon Флот в первой половине XIX века Император Павел I и военно-морские силы
Поэтому флот России, пользовавшийся в конце XVIII века заслуженной славой и состоявший из опытных и смелых моряков, вместе с тем...
Три столетия российского флота том первый XVIII вв. Полигон icon 14. 00 Научно практическая конференция, посвященная 70-й годовщине...
Открытие выставки документов и материалов «Возникновение и развитие отечественного подводного флота на Черном море» (совместно с...
Три столетия российского флота том первый XVIII вв. Полигон icon Кузнецов Н. Г. Курсом к победе
Аннотация издательства: Адмирал Флота Н. Г. Кузнецов с фашистами начал воевать еще в Испании. Узнав от Г. К. Жукова о начале войны...
Три столетия российского флота том первый XVIII вв. Полигон icon I. Походы и плавания русских мореходов в IX-XVII вв
Военно-морского устава [22]. Начало «биографии» ботика — «дедушки русского флота» [23]. Начало строительства «потешного» флота на...
Три столетия российского флота том первый XVIII вв. Полигон icon Успенский Б. А. Избранные труды. Т семиотика истории. Семиотика культуры
Трансляция, аккумуляция и трансформация европейской культуры в семиотической структуре российского общества XVIII века является определяющим...
Три столетия российского флота том первый XVIII вв. Полигон icon Николай Александрович Бердяев Истоки и смысл русского коммунизма
Николай Бердяев – один из виднейших представителей русской религиозной философии XX столетия, но прежде всего – первый в нашей стране...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции