Скачать 446.34 Kb.
|
Далекому мужеству верность храня… Сборник для педагогов по организации и проведению мероприятий, посвящённых празднованию 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года 2012 год – год 200-летия Отечественной войны 1812 года – события отечественной истории, которое будет служить для потомков высоким примером патриотизма, беспредельной стойкости и силы русского народа и его армии в борьбе за национальную честь и независимость Родины. Предлагаемый сборник адресован педагогам дополнительного образования и направлен на оказание помощи в организации и проведении мероприятий, посвященных празднованию 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года. В сборнике представлены методические рекомендации, справочные материалы, подборки цитат, пословиц, поговорок, викторины, методические разработки мероприятий. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов по организации и проведению мероприятий, посвящённых празднованию 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года В 2012 году отмечается славная дата – 200-летие Победы России в Отечественной войне 1812 года. В связи с этим в учреждениях дополнительного образования детей рекомендуется проведение мероприятий, посвящённых этому знаменательному событию. В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство идут по пути преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории, и одна из важнейших в их ряду – Отечественная война 1812 года, ведь именно в этот период произошёл подлинный подъём национального самосознания. Принятые документы, направленные на возрождение военно-патриотического воспитания в школах, формирование и развитие гражданских и нравственных качеств личности продолжают традиции патриотического воспитания подрастающего поколения. О значимости победы в Отечественной войне 1812 года свидетельствует то, что это событие отражено в Федеральном законе «О днях воинской славы (победных днях) России» № 32 – ФЗ от 13 марта 1995 года, новая редакция: № 98-ФЗ от 21.07.2005, где в перечень дней воинской славы России включено 8 сентября – день Бородинского сражения. В декабре 2007 года принят указ Президента Российской Федерации «О праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 53. ст. 6572). Приказом Президента Российской Федерации №Пр-3479 от 20 ноября 2011 года утверждена официальная эмблема празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года (эмблема изображена на титульном листе предлагаемого сборника). Описание эмблемы. Золотой двуглавый орел с распростертыми крыльями, увенчанный одной короной. На груди орла – серебряный крест с закругленными и слегка вогнутыми по бокам концами (т.н. «ополченский крест»). В центре креста – щит с обращенным влево всадником на вздыбленном коне, поражающим копьем опрокинутого навзничь дракона. На горизонтальных концах креста цифры: справа – «1812», слева – «2012». В лапах орла золотая развивающаяся лента, а также: в правой лапе – золотые перуны, в левой лапе – золотой круглый лавровый венок. Данная эмблема будет широко применяться в целях военно-патриотического воспитания, при проведении праздничных мероприятий. Цель проведения мероприятий, посвящённых 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года, состоит в осмыслении значимости этого события для истории России и мировой истории. Задачи:
В качестве форм проведения мероприятий, посвящённых 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года, можно предложить следующие мероприятия: Для младших школьников: - чтение вслух, - просмотр видеофильмов; - беседы, - викторины, - литературные игры (путешествие по станциям, литературное лото), - игровые программы, - праздники (утренники), - конкурсы рисунков, поделок, - конкурсы чтецов. Для обучающихся основной школы: - устные журналы; - виртуальные экскурсии и путешествия «Бастионы русской славы» (Шевардинский редут, Багратионовы флеши, Семеновские высоты, Утицкий курган, батарея Раевского, село Бородино, памятник М. И. Кутузова, Бородинская панорама); - виртуальный поход «Есть под Москвой большое поле» (о Бородинском поле); - постановки литературно-исторических и литературно-музыкальных композиций по произведениям Д.В. Давыдова, Ф.Н. Глинки, Н.А. Дуровой, М.Н. Загоскина, Г.П. Данилевского; - литературные гостиные; - читательские конференции; - интеллектуальные исторические и литературные игры (викторина, брейн-ринг, литературный аукцион о военачальниках, основных сражениях, личностях Отечественной войны 1812 года); - КВН; - сюжетно-ролевые игры; - конкурсно-игровые программы; - коллективные творческие дела; - конкурсы рисунков, поделок, посвящённых Отечественной войне 1812 года; - конкурсы стихов, рассказов; - конкурсы чтецов; - инсценировки и театрализованные представления; - праздники; - уроки Мужества (Основное внимание здесь можно уделить рассказу о военачальниках, основных сражениях, личностях Отечественной войны 1812 года. При проведении уроков уместно использовать литературные, музыкальные произведения, отрывки из художественных фильмов, посвященных Отечественной войне 1812 года); Для старшеклассников: - беседы «Мир и война» («Как одевались» или «Модный салон» (костюмы). «Что читали» (литературные буклеты, знакомство с книгами и журналами того времени). «Чего изволите?» (Меню, давно забытые рецепты из XIX века). «Как воспитывали маленького дворянина». «Звезда Наполеона». Что предсказывали оракулы и астрологи. Тайны и открытия); - литературно-музыкальные композиции; - литературно-музыкальные вечера; - поэтический вернисаж «И лира звучала, и в бой вдохновляла!» - КВН; - интеллектуальные игры; - театрализованные постановки; - праздники (литературный бал); - уроки Мужества; - просмотр фильмов с дальнейшим обсуждением; - дискуссии; - мастер-классы «Веер. Искусство пойманного ветра», «Девичий альбом»; - встречи с историками, поэтами, писателями; - конкурс компьютерных презентаций «Война глазами поколений»; - конкурсы сценариев (фильмов, мультфильмов и других визуальных и аудио-визуальных произведений), посвящённых Отечественной войне 1812 года; - подготовка рефератов, исследовательская деятельность; - конкурсы строевой песни; - военно-спортивная игра «Зарница»; - профильные смены (лагеря) военно-спортивной направленности; - исторические реконструкции, для проведения которых рекомендуем использовать книгу Эйдельман Т., Бунтман К. Бородинская битва. – М.: Лабиринт – Пресс, 2011. При подготовке и проведении мероприятий рекомендуется учитывать особенности участников: - возрастные (особенность восприятия подвига, создание в воображении идеального образа героя, возвышенность осмысления героического и т.д.); - специфические (контактность, стремление к взаимодействию с взрослыми и сверстниками, поиск сфер неформального общения); - направленность познавательных интересов (увлечение музыкой, литературой, кино, изобразительным творчеством, компьютером и т.п.). При подготовке мероприятий следует учитывать следующие требования:
Примерные названия мероприятий Богатыри эпохи сильной Будет помнить вся Россия… В грозную пору. 1812 год… Верные долгу и чести Высок и свят их подвиг незабвенный Галерея героев Отечественной войны 1812 года Герои 1812 года Гроза 1812-го года Далекому мужеству верность храня Денис Давыдов, партизан Есть под Москвой большое поле (О Бородинском поле) И гордый блеск, и памятники славы «Известный Вам князь Багратион» Мифы и легенды 1812 года На поле Бородинском На пользу и славу Отечества На смертный бой за нашу землю Награды 1812 года Народ в Отечественной войне 1812 года Народная война Недаром помнит вся Россия Отечеству драгие имена… «Питомец муз, питомец боя...» (Д. Давыдов) По следам мужества и стойкости Поле памяти (Бородино) Поле русской судьбы (Бородинское сражение) Полководец, дипломат (М.И. Кутузов) Русская воинская доблесть Русские победы С любовью, верой и отвагой Спаситель Отечества (М.И. Кутузов) «Тебе, певцу, тебе, герою!» (Д. Давыдов) Эскадрон гусар летучих. Солдатушки – браво ребятушки (как выглядела российская армия в XIX веке). Быт и нравы дворянства в XIX веке. Дамские аксессуары XIX века. Детский праздник в дворянском доме. Письменные принадлежности XIX века. Что читали в XIX веке. Нарышкинские пятницы (литературные и музыкальные салоны). СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Хроника Отечественной войны 1812 года Февраль-март 1812 г. – Франция заключила союзные договоры с Пруссией и Австрией, по которым обе страны предоставляли свои территории Наполеону для борьбы с Россией и 20 тыс. солдат (Пруссия), 30тыс. (Австрия). 24 марта (5 апреля) 1812 г. - был подписан русско-шведский договор о нейтралитете Швеции, что дало возможность России часть войск с северо-западной границы передвинуть на Запад. 6 (18) июля 1812 г. - состоялось подписание двух договоров: русско-английского и англо-шведского. Эти договоры положили начало Союзу трех стран, направленных против наполеоновской Франции. 8(20) июля - был заключен союз с Испанией. В ночь на 12(24) июня 1812 г. - французская армия вторглась в пределы России. 16 июня 1812 г. - французы вошли в Вильно. 17 июня 1812 г. — отряд Кульнева отразил атаки войск маршала Удино на местечко Вилькомир. 22 июля (3 августа) 1812 г.- армии Барклая де Толли и Багратиона соединились у Смоленска. 4 — 6 августа 1812 г. - состоялась битва за Смоленск между войсками Барклая де Толли и основными силами Наполеона. Русские войска в ночь на 6 (18) августа покинули горящий город. 8(20) августа 1812 г. - был подписан приказ о назначении М. И. Кутузова Главнокомандующим. 17(29) августа 1812 г. - Кутузов прибыл в ставку русской армии, которая располагалась в местечке Царево – Займище. 26 августа (7 сентября) 1812 г.- Бородинское сражение продолжалось около 12 часов. Обе стороны понесли большие потери. Русские войска отступили. Сражение стало началом конца наполеоновской армии. 1(13) сентября 1812 г.- в деревне Фили (близ Москвы) Кутузов приказал оставить Москву. 2(14) сентября 1812 г.- Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе. 2(14) сентября 1812 г.– пожары в Москве. 6(18) октября 1812 г.- корпус Мюрата, направленный Наполеоном к р.Чернишне для наблюдения за русской армией, был атакован Кутузовым. В результате боев французы потеряли около 5 тыс. человек и были вынуждены отступить. 7 (19) октября 1812 г.- Наполеон отдал приказ об отступлении из Москвы и распоряжение взорвать Кремль. 12 (24) октября 1812г. - бои за Малоярославец, в котором участвовал генерал А. П. Ермолов. утром 14(16) октября 1812 г.- Наполеон приказал двигаться по старой смоленской дороге на Можайск. С этого времени инициатива в войне окончательно перешла в руки русской армии. 10 ноября 1812 г. - главные силы Кутузова нанесли поражение противнику в трехдневных боях под с. Красным. 14(26) по 16(28) ноября 1812 г. - произведена переправа французской армии у деревни Студянка. 23 ноября 1812 г.- император из местечка Сморгони направился во Францию. 6(18) декабря 1812 г.- император был в Париже. 8 сентября - День воинской славы России - День Бородинского сражения Один из дней воинской славы России. Установлен в честь Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812 год). Русская армия на Бородинском поле одержала крупнейшую победу. Наполеон, стремившийся разбить русских в генеральном сражении и тем решить судьбу войны в свою пользу, не добился этой цели. Русская армия под командованием Кутузова исключительно упорно сражалась за занимаемую позицию при Бородине и нанесла тяжелый удар французским войскам. Потери противника достигли 58 тысяч солдат, 1600 офицеров и 47 генералов. Наполеон впоследствии называл Бородинское сражение самым кровопролитным и ужасным из всех пятидесяти данных им сражений. Его лучшие войска - кавалерия неаполитанского короля - Мюрата, пехота Даву, Нея, Богарне, которые не раз одерживали крупные победы над армиями ряда европейских государств, неоднократно отступали с тяжелыми потерями под ударами героических защитников Багратионовых флешей и батареи Раевского. Сознание непобедимости русской армии овладело французскими солдатами и их полководцами. «Какое грустное зрелище представляло поле битвы - писал в своем дневнике офицер французской армии Ложье - Никакое бедствие, никакое проигранное сражение не сравняется по ужасам с Бородинским полем… Все потрясены и раздавлены». Русская армия потеряла в сражении 38 тысяч солдат, 1500 офицеров и 29 генералов. Они проявили огромную стойкость и массовый героизм, покрыв себя неувядаемой славой. Бородинское сражение - яркий пример высокого полководческого искусства М.И.Кутузова. Удачный выбор позиции, умелое размещение войск, а также наличие сильных резервов обеспечивали прочность обороны русской армии и давали возможность М.И.Кутузову искусно маневрировать войсками. В то же время армия Наполеона была скована в маневре и оказалась вынужденной вести фронтальное наступление с тяжелыми потерями в пехоте и коннице. Действия М.И.Кутузова как полководца всегда основывались на твердой уверенности в стойкости и мужестве русских солдат и офицеров. Бородинское сражение было переломным этапом Отечественной войны 1812 года, и имело огромное международное значение. Оно сказалось на дальнейшей судьбе всей Европы. Ослабленный под Бородино Наполеон в дальнейшем понес общее поражение сначала в России, а затем и в Европе. Его империя распалась, а порабощенные им народы вновь обрели национальную независимость. |
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий,... В 2012 году будет отмечаться славная дата – 200-летие Победы России в Отечественной войне 1812 года. В связи с этим рекомендуется... |
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных... |
||
Директор гкук «Пензенская областная библиотека для детей и юношества» Акция «День лермонтовской поэзии в библиотеке» (далее Акция) состоится в рамках Плана мероприятий по подготовке и проведению в Пензенской... |
Методические рекомендации по проведению в учреждениях общего среднего... Первый урок в новом учебном году пройдет 2 сентября 2013 года в рамках республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі».... |
||
Практикум по литературе для профессий 150709. 02 Сварщик (электросварочные... Практикум предназначен для организации и проведения практических занятий по учебному предмету «литература». Сборник включают в себя... |
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Методические... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт) |
||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 2014 Опоп. Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы обучающихся, ее назначение, планирование, формы организации... |
Методические рекомендации по выполнению дипломных работ утверждены... Голова А. Г., Спиридонова Г. В. Методические рекомендации организации, выполнения и защиты выпускной квалификационной работы для... |
||
План мероприятий, посвященных празднованию 69-ой годовщины Победы... Участие в проведении митинга: «Вахта памяти», возложение венка, почетный караул, праздничное шествие, концерт |
Му «Централизованная библиотечная система г. Кургана» Организационно... Годом молодежи в России. Для более активного привлечения российской молодежи к проведению социально – экономических преобразований... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |