«Книга учета и движения учащихся добрятинской семилетней школы с 1936 по 1950 г г.»




Скачать 136.16 Kb.
Название «Книга учета и движения учащихся добрятинской семилетней школы с 1936 по 1950 г г.»
Дата публикации 30.05.2014
Размер 136.16 Kb.
Тип Книга
literature-edu.ru > Военное дело > Книга
ДЕТИ ВОЕННОЙ ПОРЫ
В нашем школьном музее в шкафу под стеклом лежит старая, потрепанная толстая тетрадь. Это «Книга учета и движения учащихся Добрятинской семилетней школы с 1936 по 1950 г.г.», сохранившаяся в архиве школы, переданная в музей. Здесь же лежат старые школьные фотографии. Мы решили исследовать эти архивные документы, чтобы поглубже изучить историю школы к её юбилею. Моё внимание больше всего привлекли сведения и фотографии военного периода, и я решил заняться их исследованием. Приступая к работе над архивными документами за 1941-1945 г.г., я поставил перед собой следующие задачи:

  • воссоздать по «Книге учета и движения учащихся количественный состав учеников по классам в годы войны, адреса их местожительства, причины прибытия и убытия детей;

  • разыскать несколько учащихся и учителей, фамилии которых встречаются в документах и есть на школьных фотографиях;

  • воссоздать по их воспоминаниям процесс учебы в годы войны, отношение к учебным занятиям;

  • узнать, чем дети занимались во внеурочное время, какую общественно-полезную работу они выполняли;

  • каким был быт учащихся военного времени чтобы лучше представить картину жизни школьников прифронтовых областей, пришлось изучить литературу:


1. Историко-художественную хрестоматию по «Великой Отечественной войне» (документы, отрывки из мемуаров, произведений публицистов).

М. «Просвещение», 1987г.
2. «Историю Владимирского края в ХХ столетии. Глава V Владимирский край в годы Великой Отечественной войны».

под ред. Д.И.Копылова. Владимир, 1999г.
3. Сборник материалов о трудовых и ратных подвигах гусевцев в годы Великой Отечественной войны «В тяжкий час страны родной…».

В.М.Никонов. Гусь-Хрустальный, 1995г.
4. Книгу «Дети военной поры».

Сост. Максимова Э. 2 изд., М. Политиздат, 1988 г.
5. Сборник произведений «Все для фронта».

Сост. Ионов Е. II изд. М. «Современник», 1985 г.

Глава II ИССЛЕДОВАНИЕ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ВОЕННОГО ПЕРИОДА (1941-1945 г.г.)

МОУ ДОБРЯТИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

«КНИГА УЧЕТА И ДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДОБРЯТИНСКОЙ СЕМИЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ С 1936 ПО 1950 г.г.».

«Книга» состоит из четырех сшитых толстых тетрадей в клетку. Все сведения в них заполнены чернилами по строго определённым формам1, которых я насчитал семь.

В первой графе – «Номер личного дела»; во второй – «фамилия, имя, отчество учащихся»; в третьей – «Год и месяц рождения»; в четвертой – «Время поступления в школу, какой класс»; в пятой – «Адрес (местожительство учащихся)»; в шестой – «Время выбытия учащегося. Из какого класса»; в седьмой графе – «Причины выбытия учащихся из школы».

В настоящее время такой школьный документ называется «Алфавитная книга». Из названия архивного документа я узнал, что школа в нашем поселке Добрятино в годы войны была семилетняя. По «Книге учета и движения учащихся» трудно определить общее количество детей в школе той поры, так как дети то прибывали, то убывали в классах по разным причинам. Я решил подсчитать, сколько детей поступило в 1 класс Добрятинской семилетней школы в годы Великой Отечественной войны.


1941 г.

1942 г.

1943 г.

1944 г.

1945 г.

14 уч-ся

22 уч-ся

31 уч-ся

22 уч-ся

21 уч-ся


Из этой таблицы следует, что в сравнении с довоенным временем (1940г.- 21 уч-ся) количество учащихся в 1941 г. уменьшилось, так как началась война. С каждым днем обстановка накалялась всё больше и больше. Наша Ивановская область была переведена на военное положение2. Мужчины уходили на фронт один за другим. Вся тяжесть легла на плечи женщин, поэтому они, наверное, не пускали своих детей в школу. Надо было помогать по хозяйству, нянчить младших сестер и братьев. Учеба как бы отходила на второй план. Главное – помочь фронту. В остальные военные годы классы, в сравнении с настоящим временем, насчитывали достаточно большое количество учеников для такого маленького в то врем, поселка.

Причины: во-первых, у людей появилась уверенность в победе после разгрома немцев под Москвой3, во-вторых, большую работу проводили учителя для осуществления всеобщего обязательного семилетнего образования; в-третьих, в школе обучались, исходя из «книги учета, и движения учащихся», не только дети из п.Добрятино, но и из ближайших сел и деревень4: Ново-Павликово, Ильино, Алферово, Усады, Потапково, Георгиево, Борисово, Харламов Пруд, п.Махинский; в-четвертых, в поселок стали прибывать эвакуированные из западных областей, беженцы, их дети тоже пошли в школу5; в-пятых, в 1941 г., когда немецкие войска находились на подступах к Москве, в нашем поселке стала формироваться воинская часть и строиться военная база для хранения боеприпасов. В связи с этим приехали офицеры с семьями, чьи дети тоже пошли учиться в Добрятинскую семилетнюю школу6.

В-шестых, нашему известковому заводу, который поставлял свою продукцию на военные заводы в г.Муром, Горький, Кулебаки и др., не хватало рабочих рук. Поэтому некоторых людей мобилизовали на трудовой фронт в наш поселок. Они приезжали с семьями. Их селили в бараки1.

Дети военной поры очень рано взрослели. Из архивного документа видно, что

_________________________________________________________________________

  1. «Книга учета и движения уч-ся». Документ 1.

  2. Известия. 1941-24 июня. Хрестоматия по Великой Отечественной войне. Изд. «Просвещение».1987г., стр.43.

  3. Сообщение Советского информбюро. – М, 1944-I-С 407-408 Хрестоматия по Великой Отечественной войне. Изд. «Просвещение». 1987г., стр. 109-110.

  4. Книга учета и движения учащихся. Документы 2, 4, 5, 7.

  5. Документы 1, 2.

  6. Документы 6, 7, 1


некоторые ученики выбывали из школы рано на работу, чтобы заменить ушедших на фронт своих отцов и братьев. Так из начальной школы выбывало на работу 8 учащихся из них:

из 1 класса – 1 уч.

из 2 класса – 2 уч.

из 3 класса – 4 уч.

из 4 класса – 1 уч.

Из 5-7 классов в годы войны выбыло 31 уч-ся, из них:

из 5 класса – 17 уч.

из 6 класса – 8 уч.

из 7 класса – 6 уч.

Дети, проживающие в п. Добрятино, шли работать на известковый завод, в лесучасток, почту или воинскую часть, чтобы получить за работу скромный солдатский паек. Учащиеся, проживающие в близлежащих деревнях и селах, оставались работать в своих колхозах.

Они работали наравне со взрослыми в поле, в ремонтных мастерских, ухаживали за животными. Дети рано научились управлять лошадьми, возили на них сено, воду, дрова, помогали убирать урожай. Иногда работали ночью: брали фонари и шли впереди трактора, освещая поле ржи. После уборки тщательно подбирали оставшиеся колоски и сдавали все до последнего в колхоз, хотя сами часто недоедали. Некоторые дети устраивались работать почтальонами. В почтовом отделении накопилось много не разобранных писем, в том числе и фронтовых. Как их ждали матери, сестры, жены и дети бойцов! Ребята разбирали письма и носили их по домам.

За годы войны в Добрятинскую семилетнюю школу прибыло 78 уч-ся (из архивного документа)

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

7 уч-ся

8 уч-ся

11 уч-ся

41 уч-ся

10 уч-ся

1 уч-ся

Из таблицы следует, что больше всего детей прибыло в 5 класс. Большинство из них приходили из близлежащих населенных пунктов. Несмотря на тяжелое военное время, деревенские дети пешком через лес, некоторые в лаптях, добирались до школы, чтобы получить семилетнее образование. Конечно, большую работу на местах с родителями и детьми проводили учителя. Да и сами родители понимали, что после окончания войны особенно будут востребованы образованные люди.

Выбыли в годы войны в связи с переездом родителей 21 уч-ся.

Год

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

1944г.

4 уч.

1 уч.

1 уч.

-

1 уч.

-

-

1945г.

3 уч.

3 уч.

4 уч.

1 уч.

2 уч.

-

1 уч.

Всего:

7 уч

4 уч.

5 уч.

1 уч.

3 уч.

-

1 уч.

Эти данные ещё раз доказывают, что в поселке было много эвакуированных и беженцев. В конце войны (1944-1945г.г.) они возвращались в свои родные места, освобожденные от фашистских захватчиков.

Трое ребят в 1945 г. выбыли в ремесленные училища. Заводу нужны были свои квалифицированные рабочие. Бремя войны несомненно отразилось на успеваемости и учебной дисциплине. 6 человек было исключено за неуспеваемость, много было второгодников. Одной из главных причин низкой успеваемости была плохая посещаемость учебных занятий. Возможно, из-за нехватки теплой одежды зимой; болезни; переживаний, связанных с гибелью близких; оказания помощи матерям по хозяйству, так как до 1943г. отменены были выходные дни и отпуска; отдаленности от школы; из-за нехватки учебников и тетрадей; плохого питания. Возможно, некоторые ребята не успевали получать хлебный паек до начала занятий, а уйти из очереди, не получив норму хлеба, тоже не могли. Если проследить по «Книге учета» движение учащихся 1 класса, поступивших в школу в 1941г., то из них окончили в свое время 7 классов только 5 уч-ся: Аксенов Владими Р., Горшков Аркадий, Данилевский Сергей, Малиновский Павел. Четверо выбыло на работу (2 уч. из 5 кл.) и (2 уч. из 3 кл.). Один ученик, Карпов Рувим, окончил 7 классов позднее на три года. Дети в то время поступали в школу с 8-9лет.

Вот такие статистические данные я получил из архивного документа за военный период, которые помогли полнее раскрыть одну из страниц истории Добрятинской школы.

Глава III ВОСПОМИНАНИЯ ДЕТЕЙ ВОЕННОЙ ПОРЫ

В п.Добрятино мы нашли четверых бывших учеников нашей школы военного периода, изображенных на этой фотографии. Они поделились воспоминаниями о своем далеком военном детстве.

АКСЁНОВ ВИТАЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ.

В 1942 году я поступил учиться в 1 класс Добрятинской семилетней школы. Мы приехали в п.Добрятино с мамой и сестрой Тамарой из Ленинградской области во время эвакуации в 1941 году, а папа ушел на фронт. Родственников здесь у нас не было, поэтому мы сняли дом. Для меня сразу началась взрослая жизнь. На тачке из леса я возил сучки для отопления дома. Огонь добывали либо бегая с баночкой за углями туда, где печь уже затопили, либо с помощью кремния и обломка напильника. Все в поселке жили за счет огорода и своего хозяйства. А у нас ничего не было. Хорошо добрые люди помогали чем могли. Ходили по полю собирать мороженый картофель. Ели пустые щи из промерзлой капусты или крапивную похлебку по весне. Летом питались грибами и ягодами. Всё время хотелось есть. Хорошо в школе всю войну ученикам давали сладкий чай. В первом классе мне, как беженцу и малообеспеченному ученику, давали по 50 г хлеба. От его запаха у меня кружилась голова. Мне казалось, что вкуснее хлеба нет ничего на свете. В 1943 году вернулся с фронта отец после тяжелого ранения, и мы начали строить потихонечку свой домик кой из чего.

Моей первой учительницей была Исаева Клавдия Георгиевна. Класс был большой, но дети были не одного возраста. Некоторые отстали от своих сверстников по болезни, кто-то из-за неуспеваемости. Тетради достать было трудно. Писали на газетах, старых книгах между строчками, оберточной бумаге. Её мы брали на свалке воинской части (из-под снарядов, мин, патронов). Бумага была промасленная. Мы выпаривали жирные пятна утюгом, сшивали из неё тетради, линевали листы. Учебников не хватало на всех. Обычно несколько учебников на весь класс. Трудное то время вытравляло в нас свойственные детям, эгоизм, капризность, требовательность. Мы всегда откликались на любые призывы старших: помогали семьям фронтовиков, престарелым людям, приглядывали за детьми, участвовали в заготовке дров, помогали колхозу в уборке урожая. Прокручивая сейчас назад ленту жизни, взвешивая, где, когда и чему научился, без колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти военные годы.

ПАРНЮК КЛАВДИЯ ПЕТРОВНА.

Моя девичья фамилия Саушкина. В 1942 году я пошла в 1 класс Добрятинской семилетней школы. Мне тогда было 9 лет. Моей первой учительницей была Исаева Клавдия Георгиевна, строгая, но справедливая. Мы учились в старой деревянной школе, где был маленький узкий коридор. Здесь мы проводили праздничные мероприятия, а в перемену играли. Учеников в классах было много, но мы не дрались в перемену. Из-за нехватки места для игры, играли в коридоре по очереди. Учителей уважали, прислушивались к каждому их слову. Учебные принадлежности носили в холщовых сумках, которые шили нам родители. Тетради шили из оберточной бумаги, которую приносили из войсковой части. Она была белая, коричневая (от мешков), черная (из-под патронов). Если черная бумага, писали белым карандашом. Этой же бумагой заклеивали окна, т.е. использовали как светонепроницаемый материал в 1941 году. Учебников было мало, на всех не хватало. Одевались кто во что может. Мне отец сшил ботинки из телячьей кожи, которую сам выделал, на швейной машинке «Зингер». Её и тулуп дед ещё спрятал во время раскулачивания, так как он не хотел идти в колхоз. У них тогда отобрали всё имущество и отрезали наделы земли. Поэтому во время войны у нас не было своей картошки. Но в отличии от других мы не голодовали. Мать работала на хлебозаводе, поэтому хлеб мы всегда получали. Чтобы поддержать население в годы войны, разрешили всем желающим засевать просом вырубленные делянки из-под леса. Мы выкорчевывали пни, засевали участок просом, сжинали урожай серпом, выбирали зерна цепами, а потом с помощью просянушки очищали зерна и получали пшено. Часть его мы обменивали на картофель, который мать давала нам с собой в школу. А ещё у нас была корова. Когда в 1941 г. через п.Добрятино эвакуировали крупный рогатый скот из южных районов Московской области, всем желающим предлагали взять коров на время, с условием возвращение хозяевам после войны. Вот и мы взяли корову. Люди тогда жили дружно, помогали во всем друг другу. Отец не раз давал свою швейную машину нуждающимся или сам шил одежду и обувь по их просьбе. Когда стала формироваться в поселке воинская часть, то нагнали много солдат. Первое время они голодали, им негде было жить. Их расквартировали по домам, в бараки, часть жила в землянках. Несколько солдат жили в нашем доме. Мы делались с ними своей едой, поддерживали их во всем. Всей школой мы ходили помогать колхозу «Большевик». Собирали колоски на полях, убирали картофель. После занятий ходили к старикам, больным носили им воду, дрова, мыли полы, писали по их просьбе письма на фронт. В 1941 г. через Добрятино пролетали немецкие самолеты на Муром, Горький – бомбили военные заводы. Когда мы слышали зловещий гул немецких бомбардировщиков, сразу бежали прятаться по домам. Около нашего поселка было сброшено 11 бомб.

СИПАТОВА ЗИНАИДА ПАВЛОВНА.

Моя девичья фамилия Сугробова. В 1943 году я пошла в первый класс Добрятинской семилетней школы. Моей первой учительницей была Симонова Мотя Павловна. Училась я хорошо, всегда помогала в учебе отстающим. Нас в семье было пятеро с бабушкой. Отца, как началась война, сразу забрали на фронт. От так и не вернулся с войны, пропал без вести. Мы, в отличии от других, не голодали. У нас было 3 козы, участок унавоженной земли, с которого мы собирали хороший урожай картофеля. Бабушка ходила молиться по покойникам, приносила за это ломти хлеба. Мы его сушили на сухари. Мама работала на тяжелой работе, грузила известковый камень в вагонетки, вывозила его наверх с помощью лебедки. За перевыполнение плана получала спецпаек: тушенку, порошок яичный и глюкозу. А ещё она получала за нас, детей, по 7 руб.50 коп. Подкопит денег, купит ситца, сошьет нам платья. Чай мы пили с сушеной морковью и свеклой, заваривали брусничными или земляничными листьями, чагой. Потом мама заболела, её перевели на легкую работу, в уборщицы. Мы с сестрой помогали ей мыть полы. Мыли холодной водой босиком контору, носили сырые дрова, топили печки. Один раз стала выносить головяшки из печки на улицу, споткнулась о порог, разбила себе коленки. До сих пор остались шрамы и шишки на ногах. В 1945 году, когда мне было 10 лет, Симонов Павел Яковлевич, сочувствуя нашему положению, устроил меня на временную работу - отбивать камни в карьере в разных местах на пробу в лабораторию. Жили мы в годы войны в бараке. По соседству с нами жила офицерская семья. У них была девочка примерно моего возраста, у которой была большая красивая кукла. Днем она играла с ней в свободное время, а на ночь давали мне поиграть. В то время все как могли помогали друг другу. Когда мама пекла из протертой картошки пироги, меня посылали с пирогами к Тульцовым угостить их, так как это была многодетная и очень бедная семья. Трудно в то время было заготавливать корм для коз. Косить траву запрещали на лугах, она нужна была, в первую очередь, для колхоза. Я с младшей сестрой Риммой ходили с мешками за 4-5 км в лес за осинником и липняком. Если увидит лесник, то отберет у нас мешки. Таким образом, война лишила нас детства – настоящего, солнечного, с книгами и тетрадями, смехом, играми, праздниками.
БРАЖКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

В годы войны я жил на Махинском, в трех километрах от п. Добрятино. Через лес по тропинке с моим братом Иваном мы ходили учиться в Добрятинскую школу. Когда началась Великая Отечественная война, я учился во втором классе. Отец был старый, он ещё участвовал в Первой мировой войне, поэтому его на фронт не взяли. Он был председателем колхоза «Большевик», там же работала моя мать. Старшего брата забрали на фронт. Мои соседские друзья – Баринов Александр и Кочетков Александр, вообще ни одного класса не закончили. До сих не грамотные, не умеют ни читать, ни писать. Они жили в многодетных семьях, им нечего было одеть в школу. В нашем классе двое учеников из д.Ильино даже ходили в лаптях. Мать давала нам с собой по 2 картошины. Участок у нас был большой – 40 соток. Ранней весной ещё собирали на колхозных полях прошлогоднюю картошку, терли её на крахмал. Мать пекла из него кокурки. Мне запомнилось, как через Добрятино, Махинский шли из Казани отряды солдат пешком к Москве, так как транспорта не хватало. Часть из них вместе с командиром остановилась на ночлег в нашем доме, так как у нас были молоко и картошка. Командир положил на стол толстый географический атлас, раскрыл его и долго что-то рассматривал. Мне было очень любопытно. Когда командир заснул от усталости, я решил посмотреть атлас. Читая названия населенных пунктов, я с удивлением обнаружил на карте свой п. Махинский, Добрятино, Усады и другие близлежащие деревни. Я выбрал эти два листа, чтобы потом показать всем в классе, и в дырку в полу опустил их в подвал. Утром рано я ушел в школу. А когда вернулся, мать и командир с нетерпением ждали меня. Они стали уговаривать, общая не наказывать, вернуть недостающие в атласе листы. Мне пришлось из подпола их вытаскивать. Так из-за меня отряд задержался в поселке на полдня. Потом меня дома сильно ругали за это. До сих пор мне стыдно за такой поступок. С 12 лет я уже пахал, бороновал на лошади в колхозе, возил воду, дрова, сено, работал в ремонтной мастерской наравне со взрослыми. Наверное, про него Евгений Лебков написал такое стихотворение «Пахарь»

Меня война пахать учила

Как мальчик с пальчик, так и я,

Ходил за плугом молодчиной,

Пахал военные поля.

И точно помню: знал я точно,

Что надо фронту помогать,

Что надо срочно и досрочно

И безогрешисто пахать.

И я пахал, пахал и сеял.

И мать, забыв и мор и глад,

Шептала богу и соседям

Про мой крестьянский талант.


Шуленин Алексей, 8 класс

МОУ Добрятинская сош

Руководитель:

Малышева Зинаида Николаевна, педагог дополнительного образования

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Книга учета и движения учащихся добрятинской семилетней школы с 1936 по 1950 г г.» icon Районный конкурс исследовательских работ школьников участников туристско-краеведческого движения
Меня заинтересовала эта тема. Я решил заняться исследованием. Когда я обратился в наш школьный музей, мне предложили исследовать...
«Книга учета и движения учащихся добрятинской семилетней школы с 1936 по 1950 г г.» icon Курсовая работа по дисциплине: «Бухгалтерский финансовый учет»
Документальное оформление, оценка и учет отпущенных материальных ценностей в производство и на другие цели, отражение учета движения...
«Книга учета и движения учащихся добрятинской семилетней школы с 1936 по 1950 г г.» icon Положение о Выплатах стимулирующего и компенсационного характера...
Настоящее Положение о выплатах стимулирующего, компенсационного и социального характера работникам мкоу добрятинской средней общеобразовательной...
«Книга учета и движения учащихся добрятинской семилетней школы с 1936 по 1950 г г.» icon Приказ от 02. 09. 2012 №90 Расписание уроков начальной школы (1-4)...
Расписание уроков начальной школы (1-4) на 2012-2013учебный год по мкоу добрятинской средней общеобразовательной школе
«Книга учета и движения учащихся добрятинской семилетней школы с 1936 по 1950 г г.» icon Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии...
Методика относится к интеллектуальным тестам и предназначен для измерения уровня интеллектуального развития человека
«Книга учета и движения учащихся добрятинской семилетней школы с 1936 по 1950 г г.» icon Областной конкурс исследовательских работ школьников участников туристско-краеведческого...
Автор работы: Шуленин Алексей, ученик 11 класса моу добрятинской сош, 16. 08. 1993 года рождения, паспорт 17 07 816048, выдан отделом...
«Книга учета и движения учащихся добрятинской семилетней школы с 1936 по 1950 г г.» icon Учебный план Добрятинской средней общеобразовательной школы на 2011...

«Книга учета и движения учащихся добрятинской семилетней школы с 1936 по 1950 г г.» icon Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Целью данного проекта является разработка системы централизованного учета движения больных в крупных медицинских заведениях (на примере...
«Книга учета и движения учащихся добрятинской семилетней школы с 1936 по 1950 г г.» icon Приложение №1 к приказу от 26. 08. 2013 №92 Учебный план 11 класса...

«Книга учета и движения учащихся добрятинской семилетней школы с 1936 по 1950 г г.» icon Техническое задание 11 > 1 Назначение разработки 11 2 Анализ проблемы...
Аис учета и реализации товаров в коммерческом магазине
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции