Скачать 0.53 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДУДИНСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. Б. Н. МОЛЧАНОВА» ПРОГРАММА По предмету: «СКРИПКА» Составлена: преподавателям струнно-смычкового отделения по классу скрипки Толмашовой А.Н. МБОУ ДОД «ДШИ им.Б.Н. Молчанова» г. Дудинка 2010 г. Пояснительная записка к специальным классам скрипки Занятия по предмету «музыкальный инструмент» (по классу скрипки) проводятся в соответствии с действующими учебными планами. Данная программа составлена на основе Дополнительной образовательной программы «ДШИ им. Б.Н.Молчанова» художественно-эстетической направленности по музыкальному искусству «Инструментальное исполнительство». (одобрена: педагогическим Советом. Протокол №36 от 10.09.09г.) Данная программа опирается на новые учебные планы, предусматривающие 7й срок обучения, программу М.К. СССР 1989 В основном обучение проходит по семилетней программе. Программа по классу скрипки предлагает начинать обучение детей дошкольного возраста в подготовительном классе, семилетнего возраста в первом классе. Возможность обучения в восьмом классе используют учащиеся, желающие продолжить свое общение с музыкой под руководством преподавателя или поступающие в профессиональные музыкальные заведения. За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно разбирать нотный текст, уметь осмысленно исполнять наизусть или по нотам выученные как вместе с педагогом, так и самостоятельно музыкальные произведения из репертуара ДМШ, ознакомить с такими видами музицирования, как чтение с листа и ансамбль. Основной формой учебной и воспитательной работы в классе скрипки является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Учитывая особенности каждого учащегося, преподаватель находит наиболее подходящие методы работы, позволяющие максимально развить музыкальные способности ученика. Однако, работая с детьми разного уровня возможностей, преподаватель не должен снижать планку своих музыкантских и педагогических требований. Независимо от степени одаренности каждому учащемуся можно привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения. Программа отражает академическую направленность репертуара, его разнообразие дает для одного и того же класса различные по уровню трудности варианты программ (репертуарных комплексов), позволяющих учесть разные возможности учащихся. Анализируя изменившуюся за последние годы ситуацию, значительно возросшую нагрузку на детей в общеобразовательных школах, программа предлагает некоторые изменения, в том числе касающиеся количества произведений, исполняемых на переводных зачетах. Данная программа пытается учесть реальные возможности большинства учащихся, не снижая требований к качеству обучения и воспитания. Предполагается, что новые требования позволят педагогам более дифференцированно осуществлять музыкальное развитие каждого ребенка, обучающегося по данному предмету. Помимо тщательной подготовки программы для публичного выступления в работе постоянно должны присутствовать произведения, изучаемые в порядке ознакомления для расширения музыкального кругозора, накопления репертуара и развития основного навыка, который должен приобрести учащийся за время обучения в детской музыкальной школе, - навыка разбора и чтение нотного текста. Для каждого класса в программе даны примерные перечни музыкальных произведений (различные по уровню трудности) для исполнения на академических концертах в течение учебного года. Это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным особенностям. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика. Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий. Поэтому очень важно научить учащегося самостоятельно работать и рационально использовать крайне ограниченное время, отведенное на домашнюю подготовку к урокам. Дополнительные сведения о формах и методах работы с учащимися преподаватели могут получить в специальной методической литературе. Контроль и учет успеваемости Хорошо организованный контроль и учет успеваемости – важное условие высокой эффективности учебно-воспитательного процесса. Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается специальными комиссиями на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т. д. В первой и третей четверти учащиеся со 2 по 6 классы исполняют одну мажорную или минорную гамму и арпеджио, один этюд на память, менее подвинутым учащимся допускается сдача этюда по нотам. Во второй и четвертой четверти учащиеся исполняют одно произведение крупной формы либо два разнохарактерных произведения (пьеса технического и кантиленного характера). Учащиеся 1 класса в четвертой четверти исполняют на переводном академическом концерте – две разнохарактерные пьесы, однооктавную гамму и арпеджио, 1 этюд. Педагогу предоставляется полная свобода в выборе репертуара для выступлений учащихся с учетом их возможностей. Выпускные экзамены проводятся в 7 классе. На выпускной экзамен выносится полная программа, охватывающая весь репертуарный комплекс, состоящая не менее чем из трех произведений (произведение крупной формы и две разнохарактерные пьесы). В некоторых случаях допускается исполнение программы по нотам. Произведения экзаменационной программы неоднократно обыгрывается на прослушиваниях в течение учебного года (без оценки). Проверка умения читать с листа, музыкально грамотно рассказать об исполняемом произведении осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения и на контрольном зачете один раз в полугодие в присутствии двух-трех педагогов отдела. Для развития чтения нотного текста рекомендуется уровень трудности на 2 класса ниже. При выставлении оценки учитывается качество исполнения, соответствие произведений примерному уровню трудности, предложенному в вариантах программ для каждого года обучения. Учащиеся со слабыми возможностями и медленного темпа продвижения в обучении могут исполнять произведения, соответствующие уровню трудности предыдущего класса. Все учащиеся играют на концертах отделения школы и общегородских концертах. Все выступления учащихся – характер и качество исполнения, успеваемость, индивидуальные особенности учащихся, методические замечания заносятся в индивидуальные планы учащихся. Рекомендуемый репертуарный список состоит из двух разделов: инструктивный материал – гаммы, этюды, упражнения; художественный материал. Основные задачи обучения и воспитания в специальном классе Успешное выполнение стоящих перед педагогом специального класса учебных задач зависит, прежде всего, от уровня его профессиональной подготовки, от его волевых качеств, любви к педагогической работе и умения применить на практике свои знания и опыт. Форма индивидуальных занятий в специальном классе создает педагогу необходимые условия для внимательного, систематического и всестороннего изучения каждого ребенка, его индивидуально-психических свойств (способностей, характера, темперамента, интересов, общей направленности), физических данных, уровня умственного развития. Она позволяет с максимальной степенью эффективности реализовать принцип индивидуального подхода, дифференцируя педагогические задачи и методы работы. Процесс изучения педагогом ученика начинается с первых уроков и продолжается на протяжении всего дальнейшего обучения его в ДМШ. Особенно важным является период первоначального обучения. С первых уроков необходимо ввести ребенка в мир музыки, учить детей слушать и чувствовать музыку, пробудить любовь к ней, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы. Как первые уроки, так и все последующее обучение в специальном классе должно быть насыщено музыкой. Необходимо помнить, что основы музыкальных знаний и навыков игры на инструменте, интерес к музыкальным занятиям, трудолюбие и самостоятельность закладываются с первых уроков. Важнейшей предпосылкой для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной постановки (организация целесообразных игровых движений). Правильное положение корпуса, инструмента и смычка, освоение целесообразных движений, обусловленных художественно-техническими задачами – все это должно быть предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работы педагога и учащегося. Постоянное внимание следует уделять точной интонации и качеству звукоизвлечения – важнейшим средством музыкальной выразительности. Работа над развитием выразительности исполнения, слухового контроля, качеством звучания, интонацией, ритмом и динамикой должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога и учащегося. Одним из важнейших разделов в работе специального класса является изучение художественного репертуара. В работе над музыкальным произведением необходимо, прежде всего, обратить внимание на раскрытие его идейно-художественного содержания, ознакомление с его формой и стилем. Изучаемые произведения должны быть разнообразными по стилю, форме и содержанию, соответствовать индивидуальным данным и уровню подвинутости учащегося и вызывать живейший интерес к их осмыслению и исполнению. Программные требования предусматривают изучение произведений крупной и малой формы. Если к исполнению несложных пьес учащийся приступает с первого года обучения, начиная с простейших мелодий и народных песен, то к изучению крупной формы учащийся должен быть достаточно подготовлен в музыкально-техническом отношении. Исполнение произведения крупной формы требует от учащегося усвоения большого по объему материала, включающего в себя самые разнообразные музыкально-исполнительские элементы, результатом чего должно явиться овладение учащимся навыками исполнения его как единого, целостного произведения. Необходимо развивать в учащемся сознательное отношение к освоению тех или иных технических приемов, ясное представление о той художественной цели, которой они служат. Для успешного освоения репертуара детской музыкальной школы необходимо также владение позициями и их соединениями, основами штриховой техники и навыком вибрации. Изучение двойных нот начинается со II класса: вначале – это усвоение навыков звукоизвлечения по двум открытым струнам и формирование слуховых представлений о звучании интервала квинты, что одновременно является подготовкой учащегося к усвоению навыков настройки инструмента. Изучение двойных нот требует равномерного и качественного звукоизвлечения на двух струнах, свободного от зажатости и скованности, тщательной работы над чистой интонации. Важно отметить, что начало работы над вибрацией не следует форсировать. К работе над вибрацией следует приступить, когда учащийся усвоит необходимые постановочные и двигательные навыки, в частности, изучит хотя бы первые позиции. При этом необходимо стремиться к формированию у учащегося внутренней потребности к вибрации. На протяжении всех лет обучения следует постоянно и тщательно работать над качеством звукоизвлечения. Эффективным средством, способствующим звуковысотной, интонационной ориентации на грифе, развитию игровых движений, а также формированию внутренних слуховых музыкальных представлений, является транспонирование. Уже на начальном периоде обучения транспонирование может быть использовано для исполнения простейших мелодий на разных струнах и различной аппликатурой, а так же при смене позиций и изучении гамм в разных тональностях. Педагог должен прививать ученику навыки использования грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения. Большое значение для музыкального развития учащихся имеет работа с концертмейстером. Исполнение учеником произведений с аккомпанементом обогащает музыкальные представления учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения, укрепляет и совершенствует интонацию и ритмическую организацию учащихся, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания. Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся позволяет педагогу более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, больше наблюдать за учеником, выявляя и развивая его индивидуально-психологические и физические особенности. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика. Для исполнения на академических концертах в течение учебного года, а также экзаменах в программе даны различные по уровню трудности примерные перечни музыкальных произведений. Это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся. Сведения о формах и методах с учащимися педагоги могут получить в специальной методической литературе (см. список методической литературы). Данная программа позволяет преподавателям более дифференцированно подойти к обучению каждого учащегося, учесть его индивидуальные способности, состояние здоровья, условия проживания. Дает возможность скоординировать план работы с учащимся с учетом погодных условий, отпусков родителей и их социального запроса. Задачи и организация занятий в подготовительном классе Целесообразность данной формы работы в дошкольной группе заключается в том, что испытательный срок в условиях занятий в классе по специальности может дать представление о музыкальных и физических данных учащегося, выявить его исполнительские возможности. Продолжительность урока дошкольника в классе по специальности не должна превышать 30минут – время, в течение которого представляется возможным поддерживать внимание и необходимый уровень восприятия ребенка. Первые уроки с начинающими, как правило, посвящаются развитию музыкально-слуховых представлений, изучению нотной грамоты, пению, знакомству с инструментом, усвоению первоначальных навыков постановки и звукоизвлечения. Вначале (примерно 3 – 4 недели) рекомендуется работать над усвоением извлечения звука смычком на открытых струнах, начиная со средних струн «РЕ» и «ЛЯ». Параллельно с этим следует работать над постановкой и элементарными движениями пальцев левой руки, извлекая звук щипком (пиццикато). Наряду с усвоением первоначальных игровых навыков необходимо развивать музыкальный слух учащегося, посвящая часть урока, пению изучаемого материала, добиваясь при этом чистого интонирования. Как только учащийся приступает к звукоизвлечению щипком и смычком, рекомендуется сопровождать его игру аккомпанементом на фортепиано или исполнением партии второй скрипки, что будет заметно оживлять урок и пробуждать у ребенка интерес к занятиям музыкой. С первых уроков необходимо приучать ученика внимательно прочитывать и точно передавать авторский текст, вслушиваться в свое исполнение, воспитывать в себе ответственность за его качество. Педагог должен постоянно развивать у учащегося сознательное отношение к работе над музыкальным материалом, не допуская механического проигрывания. При разучивании произведения необходимо знакомить ученика с музыкальными терминами, поясняя их значение. Пьесы, освоенные на одной струне, желательно транспонировать на другие струны, воздерживаюсь при этом от объяснения лада, тональности и знаков альтерации. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольника, не следует преждевременно перегружать его сознание и память сведениями, относящимися к музыкальной грамоте, а также различными понятиями и названиями, не имеющими непосредственного отношения к его звуковой и игровой практике, ибо это может тормозить музыкальное и исполнительское развитие ребенка. |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной... |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной... |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной... |
Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» предназначена для 10 класса. Рабочая программа... |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 9 класса. Рабочая программа разработана на основе... |
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 7- 8-х классов. Рабочая программа разработана... |
||
Детская музыкальная школа Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной... |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Литература», разработанной коллективом авторов... |
||
Программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых... Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых классов. Рабочая программа разработана... |
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Русский язык», разработанной коллективом... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |