Областной конкурс исследовательских работ школьников участников туристско-краеведческого движения




Скачать 173.28 Kb.
Название Областной конкурс исследовательских работ школьников участников туристско-краеведческого движения
Дата публикации 26.05.2014
Размер 173.28 Kb.
Тип Конкурс
literature-edu.ru > Военное дело > Конкурс




Областной конкурс исследовательских работ школьников – участников

туристско-краеведческого движения

«Отечество»

Отдел образования

администрации

Гусь-Хрустального района

МОУ Добрятинская средняя общеобразовательная школа

Работа почты станции Добрятино в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Шуленин Алексей, ученик 11 класса МОУ Добрятинской сош, 16.08.1993 года рождения, паспорт 17 07 816048, выдан отделом УФМС России по Владимирской обл. в Гусь-Хрустальном р-не, 12.09.2007, страховое свидетельство № 147-838-721-09.

Адрес: п.Добрятино ул.Ленина д.61
Научный руководитель: Садкова Наталья Николаевна, учитель географии МОУ Добрятинской сош, паспорт 17 08 867843, выдан отделом УФМС России по Владимирской обл. в Гусь-Хрустальном р-не, 05.06.2008, адрес: п.Добрятино ул.Ленина д.4 кв.10

2009 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение

II.Историческая справка

III.Работа почты в военное время

IV.Работа почты станции Добрятино в годы Великой Отечественной войны

V. Воспоминания Калачевой М.Г.

VI. Воспоминания Мысиной Н.Г.

VII. Заключение

VIII.Список используемой литературы.

IX.Приложения

I. ВВЕДЕНИЕ

В ходе подготовки вечера «Они как прежде в строю», посвященного труженикам тыла, мы познакомились с интересными воспоминаниями, документами, фотографиями, газетными вырезками о тех, кто приближал день Победы. Мое внимание больше всего привлекли письма довоенных и военных лет, газеты, журналы, а также фотография молодых девушек – это почтальоны, работавшие в нашем поселке в годы Великой Отечественной войны.

Я решил заняться их исследованием. Приступая к работе, я поставил перед собой следующие задачи:

- узнать историю почты России;

- воссоздать картину жизни и работы почты в военное время;

- разыскать живых свидетелей военного времени, которые работали на почте в Добрятино и записать их воспоминания.

Чтобы лучше представить картину жизни прифронтовых областей, пришлось изучить:

  1. Документы из «Хрестоматии по Великой Отечественной войне», издательство «Просвещение», 1987 год;

  2. «Владимирский край в годы Великой Отечественной войны» под редакцией Д.И. Копылова. Владимир. 1999 год;

  3. Никонов В.М. «В тяжкий час страны родной...», г.Гусь-Хрустальный, 1995 год. (сборник материалов о трудовых и ратных подвигах гусевцев в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 г.г.)


II. Историческая справка

Зарождение почты

Русская почта – одна из старейших в Европе, она зародилась в самом начале образования Киевской Руси в IX-X вв. В те времена крестьянство обкладывалось специальной повинностью, которая называлась «повоз». Население обязано было поддерживать в порядке дороги, предоставлять для государственных нужд подводы с лошадьми, продовольствие и проводников. В дальнейшем «повоз» стал основой для создания почтовых служб.
Само слово почта произошло от латинского «mansion pozita» – «станция в пункте». Во всем мире с появлением гонцов, передающих письменные послания, стали строить специальные станции, на которых гонцы могли сменить лошадей и сменяться сами.

Ямская гоньба

Название «ямская гоньба» происходит от татарского слова «ям», обозначающего «дорога». Слово «ямщик» означает «проводник».
Ямская гоньба - специальная служба для пересылки письменных сообщений - была организована на Руси в начале XIII в. и просуществовала до конца XVIII в. Гоньба представляла собой систему почтовых дворов (ямов), расположенных на расстоянии 40-50 верст друг от друга, которые соединяли города России с Москвой. В ямщики шли охочие люди, селившиеся отдельными слободами и содержавшие не менее трех лошадей.
Примечательно, что ямская гоньба существовала только в России, ее особенность заключалась в том, что лошадей гнали от яма к яму, не давая им корма.

«Немецкая» почта

С 1677 года в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в «немецкие» страны - так русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам «немых» языках. Помимо международных отправлений, «немецкая почта» доставляла так же купеческие письма и правительственные бумаги по России. Благодаря «немецкой почте», в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты. Примечательно, что «немецкую почту» от западноевропейских отличало то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе доставкой писем в основном занимались частные предприятия.

Первые печати и штемпели

В начале XVIII в. почтовым ведомством вводятся специальные почтовые печати, тогда же на конверты начинают ставить штемпеля, оттискиваемые специальной краской на каждом отдельном письме. В домарочный период штемпеля выполняли две основные функции: они являлись знаком почтовой оплаты и контрольной отметкой сроков доставки почты, так как с их помощью фиксировалось место и время прохождения письма. Со временем, когда функцию знака оплаты стали выполнять почтовые марки, почтовые штемпели начали использоваться для их гашения.
После появления почтовых марок, объем почтовой переписки значительно увеличился, и стало ясно, что применение нескольких видов штемпелей затрудняет работу почты, поэтому в 1860 году в России были введены календарные штемпеля единого образца.

Почтовые станы

В конце XVIII в. появляется важнейший для российской почты документ - «Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей», на основе которого, почтовая служба организовывалась в течение дальнейших 80 лет. Первый пункт проекта требовал, чтобы содержатели почтовых станов чинили построенные казной дома, конюшни и содержали все в исправном состоянии. Порядку скорой гоньбы было посвящено целых четыре пункта, в которых говорилось, что во избежание задержки почты на каждой станции должно было содержаться по 6 запряженных лошадей и по два почтальона, готовых к немедленному отъезду. Запрещалось задерживать курьеров и чемоданы с ординарной почтой более чем на 10 минут. Велись специальные записи времени прибытия и отправления почты, а также от кого она принята и с кем отпущена.

Почтовые тройки

Почтовая тройка - особой образ упряжки в экипаж лошадей — впервые появился в первой половине XVIII века. До того времени лошадей на Руси запрягали и по одной, и по две, и по четыре, но именно «тройка» оказалась самой маневренной и быстрой: три лошади легче тянули почтовый фургон, чем две, а управлялись они куда легче четверки. Тогда же в качестве спецсигнала для почтовой упряжки стали использовать поддужный колокольчик, который стал надежным и простым средством оповещения о приближении курьерских и ямских троек, чтобы смотритель успевал вовремя готовить смену уставшим лошадям. В сухую ясную погоду поддужные колокольцы были слышны за 5 верст! После многочисленных жалоб почтовых чиновников на любителей колокольного звона, Сенат издал указ, запрещающий использовать в упряжке колокольчики всем лицам, не имеющим отношение к почте.

Почтовые марки

В XVIII в. стремительное развитие всемирной почтовой системы требовало введение единого способа оплаты, и именно тогда была изобретена почтовая марка, которая по способу крепления на конверт могла быть использована только один раз и гасилась сначала пером (простым перечеркиванием), а позже - при помощи штемпеля. Первая почтовая марка России поступила в продажу в декабре 1857 и была допущена в обращение на территории Европейской России с 1 января 1858. Самые первые российские марки были без зубцов и разделялись при помощи ножниц, но уже в том же 1858 в обращение поступили марки в 10, 20 и 30 коп. с мелкими зубцами. Сюжеты рисунков дореволюционных русских марок, как правило, не менялись: на них изображался герб Российской империи или царствующие особы.

Почтовые ящики

Прообразом привычного для нас почтового ящика послужили флорентийские тамбури — общедоступные ящики, которые устанавливались у стен церквей и соборов, первый почтовый ящик был установлен еще в XVII веке во Франции.
В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 13 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные - весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.

Почтовые поезда

Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы. В 1837 году впервые была доставлена почта по железной дороге из Петербурга в Царское село. По движению поездов можно было сверять часы, и так же четко была согласована отправка почты. В1852 года впервые был отправлен почтовый вагон с корреспонденцией из Санкт-Петербурга в Москву, и с этого момента началась регулярная пересылка почты железнодорожным транспортом. Поезда, в состав которых цепляли почтовый вагон, шли быстрее пассажирских и были престижнее. Для сбора железнодорожной почты повесили специальные ящики, выкрашенные в красный цвет. К концу XIX века почта загрузила 35 железнодорожных линий, ямщики уходили в прошлое.

Зарождение авиапочты

В первые десятилетия XX века в России для ускорения доставки почты начали использовать авиацию. Первый авиационный перелет с почтовым грузом состоялся 31 марта 1918 года из Петрограда в Москву. В 20-х годах развитие авиапочты шло стремительными темпами, налаживались внутренние авиалинии, началась доставка авиапочты зарубеж. Линии обслуживались отечественными самолетами «Илья Муромец» и «Лебедь – XII». Сначала перевозилась только служебная почта, но уже с 1922 года была введена платная пересылка частной простой и заказной корреспонденции. За один рейс доставлялось до 600 писем. Авиакорреспонденцию можно было опустить в почтовые ящики голубого цвета, на которых был нарисован самолет. Для оплаты авиапочты были выпущены авиапочтовые марки с надпечаткой в виде контура самолета.

Советская почта

После 50 гг. XX в. разрушенная войной почтовая отрасль вновь была восстановлена и продолжала развиваться на местах, особенно в сельской местности. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах и селах, но и на развилках автострад.
С момента введения индексации на конвертах, процессы обработки почты автоматизировались, затраты на обработку писем и бандеролей снизились в несколько раз, значительно ускорилась их доставка адресатам.
Почта постепенно увеличивала количество услуг: теперь многие почтовые отделения объединяли в себе телеграф и телефон, осуществляли подписку и доставку печатных изданий, стали принимать оплату за коммунальные платежи и выдавать пенсии и пособия.

III. Работа почты в военное время

Начавшаяся в июне 1941 года война с Германией поставила перед почтовой связью новую задачу: организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом. Почтовое обслуживание воинских частей и соединений действующей армии было возложено на органы военно-полевой и военно-морской почты. Ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем и более 30 миллионов газет родным
Основные мероприятия по организации почтовой связи в тылу сводились к организации новых почтовых маршрутов, проведению эвакуации в восточные районы страны большого количества промышленных предприятий и учреждений. Война нанесла громадный материальный ущерб почтовому хозяйству. Частично или полностью были разрушены почтамты в Ленинграде, Севастополе, Одессе, на Смоленщине, в Белоруссии. В общей сложности немецко-фашистские захватчики уничтожили около 36000 предприятий связи.

С началом военных действий миллионы людей оказались в действующей армии. Шла массовая эвакуация из прифронтовой полосы. Многие люди поменяли адреса, место жительства. Война разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких - в тылу и на фронте. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем, открыток, газет и журналов. Не меньше шло писем1 с фронта — в разные города, поселки и села, туда, где были оставлены родные люди.

Еще в августе 1941 года в газете «Правда» в «передовице» было написано о том, что очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте. И далее: «Каждое письмо, посылка…. вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги».

1 Документ № 1


Не секрет, что немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии.

В стране была создана система военно-полевой почты под началом Центрального управления полевой связи.
Только в первый военный год Государственный комитет обороны принял несколько решений, которые касались продвижения корреспонденции между фронтом и тылом. В частности, было запрещено использовать почтовый транспорт для хозяйственных работ. Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам.
В 1943 году, когда Красная Армия перешла в широкое наступление, началась работа по восстановлению почтовой связи.

В 1945 году, в год победы Советского Союза над фашистской Германией, деятельность органов связи была возобновлена практически на всей территории страны.

Письма треугольники

При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток, в такой ситуации и родился знаменитый «солдатский треугольник»1. Треугольник — это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.
Ежемесячно в действующую армию доставлялось до 70 миллионов писем. Почтовые вагоны прицепляли к самым срочным воинским эшелонам, почта перевозилась самолетами, автомобилями, пароходами, мотоциклами – всеми возможными способами. Письма-треугольники приходили к бойцам благодаря четко налаженной организации почтовых служб и, безусловно, благодаря полевым почтальонам, которые в поисках адресата шли на передовую с риском для жизни.

1 Документ № 2

Не было на фронте человека, который бы, не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» 1и т.д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «пишу из Пруссии», «отстояли Одер», «привет из Беларуси».
Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.
Большое значение в годы войны придавалось художественному оформлению2 связывающей фронт и тыл почтовой корреспонденции — конвертов, открыток, бумаги.
Это своеобразная художественная летопись времен военного лихолетья, обращение к героическому прошлому наших предков, призыв к беспощадной борьбе с захватчиками

Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно — комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы.

Многие военные открытки сопровождались не только картинками, но и официальной цитатой Сталина: «Мы можем и должны очистить свою землю от гитлеровской нечисти»3. Люди писали в письмах и открытках, приближая победу: «Я буду бить врага до последних сил…», «…отомщу за разрушенное село», «Верю, что расквитаемся с фрицами», «Мама, немчура бежит от нас, мы им зубы переломали»4

1 Документ № 3; 2 Документ № 4; 3 Документ № 5, №6.
Почти в каждом солдатском письме можно прочесть строки о боевых товарищах, погибших в боях, желании отомстить за них.

Непростая была служба у военных почтальонов. В штатном расписании должность почтальона именовалась как экспедитор. Почтальон ежедневно обходил все подразделения своего полка, собирал письма, написанные бойцами, доставлял их на полевую почту. Не раз приходилось почтальонам бывать в бою. В его огромной сумке всегда находилось место для открыток, бумаги и карандашей для тех, кто не успел запастись этими нужными принадлежностями. Военные почтальоны знали фамилии многих бойцов.

Почти после каждого боя были потери личного состава. Уже в штабе полка он на письмах, не дошедших до адресатов, ставил пометку «выбыл из части». Сами фронтовики такие письма называли «неврученкой».

IV. Работа почты станции Добрятино в годы

Великой Отечественной войны.
Передо мной фотография1 почтальонов нашей станции. Это совсем молодые девушки, а на их плечи легла ответственная работа. Заведующей почтой была Тираспольская Екатерина Сергеевна, ее помощником была Заморенкова Анна Ивановна. Телефонистками работали Корнева Зоя Логововна, Корнева Раиса Логововна, Мысина Нина Гавриловна, Селезнева Зоя, Чесалкина Вера.

Самая тяжелая работа была у сдатчиков и приемщиков почты, а так же у почтальона. Сдатчиком и приемщиком почты работала Калачева (Годунова) Мария Никифоровна, а почтальоном Гусева Анна.

Почта работала круглосуточно, дежурили телефонистки, ведь она являлась связью и для воинской части 92918 и для Добрятинского известкового завода.

Почты для отправки было много: это посылки на фронт, письма,2 денежные переводы, документы воинской части, известкового завода, газеты,3 журналы. 4

Так же не меньше и принимали ее.

Почту на Москву отправляли поездом №71, а из Москвы принимали поездом №72. Поезда ходили с опозданием, особенно на Москву, поэтому постоянно приходилось дежурить на станции.
1 Документ № 12; 2 Документ № 8 ; 3 Документ № 9; 4 Документ № 11.

V. Воспоминания Калачевой (Годуновой)

Марии Григорьевны

Я работала сдатчиком и приемщиком почты, в мои обязанности входил ежедневный обмен почты. Обменивали почту на Москву ночью, так ходил поезд по расписанию. Но он обычно опаздывал на 10-15 часов, мне приходилось почти всегда дежурить на станции. У меня было удостоверение и пистолет (сначала мне выдали тяжелый револьвер, а потом заменили на небольшой пистолет). Пистолет был необходим для охраны денег, ведь кроме почты, мы принимали и отправляли деньги.

Поезд останавливался лишь на минуту, мне было необходимо сдать почту и принять новую. Я залезала в поезд и он трогался, показывала удостоверение, проверяли наличие пистолета и только после этого выдавали почту, а поезд уже шел. Мне приходилось выбрасывать почту и самой выпрыгивать на ходу поезда. Потом я собирала мешки с почтой, посылки и несла их несколько километров к почтовому отделению.

Опасных случаев было много: однажды я догоняла поезд с почтой до самой Москвы. Случилось так, что поезд который опаздывал на 10 часов, я прокараулила. А мы подписывали договор об ответственности за получение и сохранность почты, обменьшица, которая работала до меня, была осуждена и приговорена к году тюрьмы за то, что не обменяла почту. Мне ничего не оставалось делать, как догонять поезд. На паровозах я доехала до Черустей, у меня не было денег, Шувалов Николай (он был офицер-летчик тоже добирался до Москвы) дал мне

5 рублей, и я доехала до Москвы. Получив почту, уговорила почтовиков взять меня до нашей станции.
Работы было много, но мы друг дружке помогали. Мне помогала Мысина Нина, она работала телефонисткой. Мы разбирали почту, а Анна Гусева ее разносила. Она разносила ее по Добрятину, Махинскому, Усадам и Потапкову. Одна деревня находилась от другой на несколько километров.
С моих слов записано, верно:

VI. Воспоминания Мысиной Нины Гавриловны

о Добрятинском почтальоне

Гусева Анна пришла работать в почтальоны совсем молодой. Надев фуфайку и резиновые калоши, разносила почту по деревням. Сумка всегда была тяжелая, чтобы не возвращаться на почту брала корреспонденцию на несколько деревень. Уже тогда юной Ане пришлось столкнуться и с горем и с радостью. Некоторые письма люди читали всей деревней. Каждого интересовали вести с фронта.

***

Когда же Аня треугольники вручала,
Вся улица и пела, и плясала!
И, получив привет с передовой,
Смахнёт слезинку мать:
«Сыночек мой! Живой!»
Но немало было и похоронок. Почтальонам военных лет посвящаются стихи, я думаю, они о нашей Ане.

***

Стали тоньше нервы…
Она прошла всего лишь два квартала…
Девчушечка 14-ти лет
Нести устала
с похоронкою конверт.
Нет горше, нет ужасней новостей;
И этот плач невыносимо слушать:
«Зачем господь мне подарил детей?! —
заплачет мама. — Петенька! Петруша!»
Нет горше, нет ужасней новостей,
Ей кажется невыносимой ноша:
«Ну как же мне растить троих детей?! —
жена заплачет. — Мой Алёшенька! Алёша!!!»

Сегодня почти невозможно найти музей, где бы ни хранились письма фронтовиков. Эти письма история Второй мировой войны глазами ее участников. Важный исторический источник

В нашем музее есть письма военных лет, я всегда читаю их с болью в сердце.

Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная.

***
Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
Эти письма, поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновьям берегут


VII. Заключение

Изучив литературу о Великой отечественной войне, очерки о почтальонах военного времени, взяв интервью у живых свидетелей Калачевой М.Г. и Мысиной Н.Г., я сделал вывод: письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
Сегодня почти в каждой семье есть шкатулка, где хранятся фронтовые письма, фотографии и боевые награды. У каждой семьи своя история. Но всех объединяет одно — общая причастность к трагическим событиям Второй мировой войны. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души. Военные почтальоны и почтальоны, работающие в тылу, каждый день совершали подвиг.
С годами не забываются уроки той войны — горькие и победные. И всякий раз 9 Мая как-то по-особенному торжественно звучат слова: «Подвиг народа бессмертен».


VIII. Используемая литература и другие источники


1.)Документы из «Хрестоматии по Великой Отечественной войне», издательство «Просвещение», 1987 год;
2) «Владимирский край в годы Великой Отечественной войны» под редакцией Д.И. Копылова. Владимир. 1999 год;
3).Никонов В.М. «В тяжкий час страны родной...», г.Гусь-Хрустальный, 1995 год. (сборник материалов о трудовых и ратных подвигах гусевцев в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 г.г.)
4). Ресурсы интернет

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Областной конкурс исследовательских работ школьников участников туристско-краеведческого движения icon Районный конкурс исследовательских работ школьников участников туристско-краеведческого движения
Меня заинтересовала эта тема. Я решил заняться исследованием. Когда я обратился в наш школьный музей, мне предложили исследовать...
Областной конкурс исследовательских работ школьников участников туристско-краеведческого движения icon Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по...
...
Областной конкурс исследовательских работ школьников участников туристско-краеведческого движения icon Задача настоящего пособия помочь обучающимся найти ответы на эти...
У начинающих исследователей возникает масса вопросов, связанных с методикой написания, правилами оформления и процедурой защиты исследовательских...
Областной конкурс исследовательских работ школьников участников туристско-краеведческого движения icon О проведении областной краеведческой конференции обучающихся
Воронежской области «Развитие образования», утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 17. 12. 2013 г. №1102,...
Областной конкурс исследовательских работ школьников участников туристско-краеведческого движения icon 1. Беляков Антон
Областной конкурс научно-исследовательских работ "Право и его роль в жизни общества" II место
Областной конкурс исследовательских работ школьников участников туристско-краеведческого движения icon Положение о республиканском конкурсе исследовательских работ старшеклассников
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения республиканского конкурса исследовательских работ старшеклассников...
Областной конкурс исследовательских работ школьников участников туристско-краеведческого движения icon Приложению Межпредметная научно-практическая конференция исследовательских...
Участниками дистанционного этапа являются авторы исследовательских работ, успешно прошедшие школьный этап
Областной конкурс исследовательских работ школьников участников туристско-краеведческого движения icon Конкурс учебно-исследовательских работ учащихся «Науки юношей питают»
«Науки юношей питают». В конкурсе приняли участие 67 школьников 4-11 классов из 13 общеобразовательных учреждений района. По итогам...
Областной конкурс исследовательских работ школьников участников туристско-краеведческого движения icon Конкурс творческих работ школьников «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья …»
«Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» проводит I открытый конкурс творческих работ школьников...
Областной конкурс исследовательских работ школьников участников туристско-краеведческого движения icon Дни Франкофонии в Санкт-Петербурге
Праздник французской песни; Награждение участников и победителей городской олимпиады по французскому языку среди школьников; Интеллектуальный...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции