Измениласъ не только структура, но и методология стандарта




Скачать 300.46 Kb.
НазваниеИзмениласъ не только структура, но и методология стандарта
страница1/3
Дата публикации25.05.2014
Размер300.46 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3
ОТВЕТЫ
Министерства образования и науки Российской Федерации
на вопросы по различным аспектам введения федерального
государственного образовательного стандарта общего образования


(ФГОС)

Вопрос 1. Каковы ключевые особенности ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт -принципиально новый для отечественной школы документ.

Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандартами «содержания образования», то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.

Измениласъ структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:

1) к структуре основной образовательной программы;

2) к условиям реализации основной образовательной программы;

3) к результатам освоения основной образовательной программы.

Измениласъ не только структура, но и методология стандарта.

Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатм освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах -стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты.

Результаты образования представлены в ФГОС и материалах,
обеспечивающих его введение, с разной степенью детализации. В разделе
«Требования к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования», который ориентирован в основном на
широкую общественность, родителей, законодателей, результаты
представляются в общем виде как определенная конкретизация целей
образования. Планируемые результаты, входящие как раздел в структуру
основной образовательной программы и предназначенные для учителей,
разработчиков программ учебных предметов, ЕГЭ, авторов учебников,
предполагают большую детализацию и конкретность, а для ступени среднего
(полного) общего образования также уровневую дифференциацию.

Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования - критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.

В требованиях к структуре основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются ее структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в Стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, тем, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и, наконец, тем, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.

Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых; материально-технических, информационных, учебно-методических).

Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Вопрос 2. Каков статус и формат примерной основной образовательной программы? Является ли базисный учебный план в рамках ФГОС нормативным документом

На федералъном уровне с участием субъектов Российской Федерации на основе ФГОС разрабатывается и публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки России примерная основная образовательная программа начального общего образования1, содержащая в своей структуре, наряду с другими компонентами, базисный учебный план (ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Примерная основная образовательная программа начального общего образования нормативным документом не является.

Формат примерной основной образовательной программы начального общего образования представляет собой модель основной образовательной программы образовательного учреждения.

Учебный план образовательного учреждения как раздел основной образовательной программы школы разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной основной образовательной программы. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения, а значит и учебного плана, осуществляется в соответствии с Уставом образовательного учреждения.

1 Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (пункт 5.1 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»)

Вопрос 3. Как взаимосвязаны такие документы как ФГОС, примерная основная образовательная программа общего образования, основная образовательная программа, образовательная программа школы, и к чьей компетенции относится их разработка?

Стандарт является нормативным правовым актом, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном Правительством России. Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов закреплены постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 142. Стандарт утверждается и вводится в действие Министерством образования и науки Российской Федерации.2

Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы.

Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (пункт 5.1 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

На основе примерной основной образовательной программы, образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, причем разработка может осуществляться в соответствии с уровнями образования: основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования и основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Все эти программы, объединенные вместе общим концептуальным подходом, согласованные с документами, определяющими развитие образовательной системы школы (программой развития, программой экспериментальной работы и другими инновационными проектами), а так же дополнительными образовательными программами которые реализуются в образовательном учреждении, и составляют образовательную программу школы.

Утверждение образовательной программы образовательного учреждения осуществляется в соответствии с Уставом образовательного учреждения.

Вопрос 4. Возможен ли поэтапный (по ступеням общего образования) переход на ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования разрабатывается поэтапно по ступеням обучения: для ступени начального общего образования, ступени основного общего образования и ступени среднего (полного) общего образования.

2 Подпункт «в» пункта 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110)
В настоящее время разработан и утвержден ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785).

ФГОС основного общего образования и среднего (полного) общего образования будут разработаны до конца 2010 года.

Последовательность действий по введению ФГОС



В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта": обязательное введение ФГОС (1 класс) во всех образовательных учреждениях РФ начинается с 2011-2012учебного года.

До 31 декабря 2010 года прием на обучение в соответствии с ФГОС будет осуществляться по решению образовательного учреждения, то есть обучение по ФГОС в 1 классах может быть начато в 2010-2011 учебном году по мере готовности образовательных учреждений.

Обязательным будет обучение по ФГОС:

на ступени основного общего образования с 2015-2016 учебного года;

на ступени среднего (полного) общего образования с 2020-2021 учебного года.

Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих Стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС : в 5 классах, начиная с 2012-2013 учебного года, и в 10 классах - с 2013-2014 учебного года.

Вопрос 5. Какова периодичность утверждения ФГОС общего образования?

В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

вопрос 6. Как определить готово ли образовательное учреждение, к введению ФГОС?

В качестве критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОС следует рассматривать следующие:

разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;

нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);

приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;

определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;

разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;

определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);

разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;

осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);

обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Вопрос 7. Будет ли разработано учебно-методическое обеспечение ФГОС?

Сейчас разработана примерная основная образовательная программа начального общего образования и материалы, конкретизирующие ее реализацию и обеспечивающие разработку образовательных программ школы, а также материалы инструментально - технологического сопровождения: инструментарий по оценке достижения результатов освоения основной

Ответы на вопросы по ФГОС - 03 с

образовательной программы, методические рекомендации по разработке универсальных учебных действий, тематическое планирование по учебным предметам с примерными перечнями видов деятельности обучающихся, программы внеурочной деятельности и др.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования размещена в Интернете на сайте МОиН РФ. Разработаны и

Утверждены федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ Минобрнауки России от 23 июня 2010 г. № 697)

Ведется работа по формированию федерального перечня учебников под ФГОС.

Разрабатываются модели введения ФГОС, критерии и показатели готовности региональных образовательных систем к введению ФГОС, модели мониторинга введения и реализации ФГОС.

Вопрос 8. Предполагает ли ФГОС разработку новых учебников?

ФГОС влечет за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС после проведения соответствующей экспертизы.

Правила экспертизы учебников остаются прежними - чтобы попасть в федеральные перечни, они должны соответствовать ФГОС, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников. Однако, поскольку ФГОС не определяет непосредственно содержание образования, усложняется предмет экспертизы: учебник должен работать на достижение учеником результатов, требования к которым заданы стандартом.

В настоящее время разработано Положение о порядке проведения экспертизы учебников (приказ Минобрнауки России от 23 апреля 2010 г. № 428, зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2010 г., регистрационный №17623)

С тем, что учебники будут постепенно меняться, исходя из новых требований, согласны и разработчики стандарта, и издатели учебной литературы. В ныне действующем федеральном перечне есть учебники для начальной школы, которые могут быть использованы и после введения нового стандарта. Тем не менее, вопрос о том, какие учебники должны быть сделаны «под новый стандарт» сейчас активно обсуждается.

Вопрос 9. Что будет с коррекционными классами (школами)?

В специальных коррекционных классах (школах) при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы реализуется проект, предусматривающий разработку федерального государственного

связанные, в частности, с активным использованием участниками образовательного процесса информационно-коммуникационных технологий. Несоблюдение данных требований не обеспечит в полной мере реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы.

Это обязательно потребует изменений в оборудовании рабочего места учителя. На федеральном уровне завершается разработка федеральных требований к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.

Вопрос 12. Как финансово справиться с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы ?

Предполагается, что для того, чтобы обеспечить выполнение требований ФГОС в части условий реализации основной образовательной программы (далее - ООП ) необходимо:

1. Разработать и закрепить региональным нормативным актом минимальные требования к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации ООП.

2. Сделать экономический расчет стоимости обеспечения этих требований по каждой позиции.

3. Провести оценку условий реализации ООП, имеющихся по факту в каждом ОУ.

4. Установить предмет закупок, количество и стоимость закупаемого оборудования и работ для обеспечения требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС в разрезе каждой школы.

5. Вычислить величину региональных затрат на обеспечение требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС с учетом программы развития сети ОУ в регионах в соответствии с основными экономическими параметрами сферы образования (величина неэффективных расходов, средняя наполняемость классов в городской и сельской школах, средняя региональная наполняемость старшей ступени школы, соотношение ФОТ педагогов и всех остальных работников, соотношение количества учителей и учащихся в среднем по региону).

6. Соотнести необходимые затраты с региональным графиком внедрения ФГОС (на 1,2 и 3 ступенях) и определить распределение освоения средств на обеспечение требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС ( по годам .

7. Рассчитать значение доли, на которую необходимо увеличить величину норматива в каждый из пяти лет, ориентируясь на цены текущего года.

8. Закрепить в региональном нормативном акте: план повышения величины норматива финансирования для обеспечения требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС; способ уточнения доли повышения норматива с учетом реальных цен.

9. Для обеспечения целевого расходования объема средств норматива, направляемого для обеспечения требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС, региональным нормативным актом ежегодно фиксируется и уточняется значение доли учебных расходов в составе норматива.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Измениласъ не только структура, но и методология стандарта iconН. А. Вершинина структура педагогики: методология исследования монография
Структура педагогики: Методология исследования. Монография. – Спб.: Ооо изд-во «Лема», 2008. – 313с

Измениласъ не только структура, но и методология стандарта iconФилософия и методология науки
Курс «Философия и методология науки» входит в состав дисциплин базовой части общенаучного цикла подготовки магистров по направлению...

Измениласъ не только структура, но и методология стандарта iconИстория и методология изучения культуры, ч. 1
Дисциплина «История и методология изучения культуры» является частью профессионального цикла дисциплин (базовая часть) ооп впо магистратуры...

Измениласъ не только структура, но и методология стандарта iconФилософия и методология науки
«Философия и методология науки» входит в состав дисциплин базовой части общенаучного цикла подготовки магистров по направлению 030600....

Измениласъ не только структура, но и методология стандарта icon"Традиции русской культуры и современный кинематограф" А. С. Брейтман...
Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной...

Измениласъ не только структура, но и методология стандарта iconЕникеев марат исхакович структура и система категорий юридической психологии москва 1996
Методологические основы юридической психологии: предмет, принципы, структура и задачи юридической психологии. Историческое развитие...

Измениласъ не только структура, но и методология стандарта iconКонтрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме. "Философия,...
Философское знание, мировоззрение, структура мировоззрения, философское мировоззрение, философия, предмет философии, структура философии,...

Измениласъ не только структура, но и методология стандарта icon1. Общая структура Еврейского календаря Еврейский календарь считается...
Только добавление тринадцатого месяца в году происходит периодически в 7 годах из 19-летнего цикла, во всех остальных изменениях...

Измениласъ не только структура, но и методология стандарта iconЧто должен знать будущий первоклассник развитие речи
Называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т д

Измениласъ не только структура, но и методология стандарта iconСтатья опубликована в издании: Методология и методы исторической...
И. В. Троицкая (Санкт-Петербург), 2009. (Статья опубликована в издании: Методология и методы исторической психологии: Материалы XXVI...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции