Общие положения




Скачать 179.1 Kb.
НазваниеОбщие положения
Дата публикации10.05.2014
Размер179.1 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Военное дело > Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебному плану

МОУ «Гимназия № 3» г.Юбилейного Московской области

на 2013-2014 учебный год

  1. Общие положения




    1. Учебный план МОУ «Гимназия №3» г. Юбилейного Московской области разработан на основе:

  • Закона РФ «Об образовании»;

  • Типового положения об общеобразовательном учреждении;

  • Федерального базисного учебного плана (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 03 июня 2011 г. № 1994;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждений»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241);

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений в Московской области, утверждённого приказом Министерства образования Московской области от 02.08.2013 № 2958.

    1. Учебный план МОУ «Гимназия № 3» предусматривает 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов, 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов и 2-летний срок освоения образовательных программ среднего общего образования на основе различных сочетаний базовых и профильных предметов для 10-11 классов. В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 в гимназии устанавливается следующая продолжительность учебного года:

  • 1 классы –33 учебные недели;

  • 2 – 8 классы, 10 классы – 35 учебных недель;

  • 9,11 классы – 34 учебные недели (не включая летний экзаменационный период).

В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 в гимназии устанавливается пятидневная учебная неделя в 1х классах; шестидневная учебная неделя в 5 – 11 классах; продолжительность урока устанавливается 45 минут, за исключением 1 класса. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих требований:

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе;

  • используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – 3 урока в день по 35 минут, в ноябре-декабре – 4 урока по 35 минут; январь-май – 4 урока по 45 минут).

Обучение всех учащихся гимназии проводится в 1 смену.

1.3. Часы компонента образовательного учреждения в учебном плане гимназии используются:

  • на расширенное изучение предметов гуманитарного профиля (русский язык, литература, английский язык);

  • на расширенное изучение предмета «Математика» для развития логического мышления, развития умения устанавливать причинно-следственные связи.

  • на введение новых учебных предметов;

  • на введение элективных курсов.

1.4. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в пределах, установленных СанПиН 2.4.2. 2821-10,п.10.30: во 2-3 классах – 1,5 ч, в 4-5 классах – 2 ч, в 6-8 классах – до 2,5 ч., в 9-11 классах – до 3,5 ч.

  1. Особенности учебного плана


Учебный план МОУ «Гимназия № 3»в полной мере обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта, сохраняя специфику учебного плана гимназии, отражает процессы модернизации современного образования. Основой учебного плана гимназии является осуществление принципа преемственности на всех ступенях обучения.

Учебный план гимназии создаёт основу для создания условий повышения качества общего образования обучающихся, отражает особенности образовательного учреждения гимназической направленности.

Учебный план гимназии имеет двухкомпонентную структуру, включающую инвариантную часть и вариативную часть. Инвариантная часть предусматривает выполнение требований федерального образовательного стандарта, что позволяет обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации и обеспечивает возможность продолжения образования. Вариативная часть учебного плана обеспечивает личностно-ориентированный характер обучения, используется для поддержки программ, реализующих образовательные компоненты.

Основное направление учебного плана – гуманитарное, в основу которого положены следующие идеи:

  • формирование компетентной личности, готовой к осознанному выбору дальнейшего пути обучения,

  • дифференциация учебного процесса;

  • создание оптимальных условий для развития способностей, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала учащихся;

  • создание условий для формирования готовности учащихся к осознанному выбору дальнейшего направления обучения;

  • повышение профессионального мастерства учителя, развитие творческого потенциала участников образовательного процесса;

  • формирование ориентации на гуманистические ценности;  формирование научного мировоззрения, духовно-нравственной культуры; формирование целостностного менталитета личности;

  • обеспечение материально-технического, ресурсного оснащения процесса формирования компетентной личности;

  • повышение этического и эстетического уровня учащихся.

Анализ выполнения учебного плана 2012 – 2013 учебного года, результаты итоговой и промежуточной аттестации, мониторинг социального запроса, выбор вузов выпускниками гимназии предопределяют дальнейшее развитие гуманитарной составляющей учебного плана.

Спецификой учебного плана гимназии является:

  • поддержка филологического образования в 5-11 классах (увеличение объема учебного времени, отводимого на освоение предмета «Русский язык» в 5-11 классах, предмета «Литература» в 5-8 классах);

  • поддержка лингвистического образования в 6-8 классах (классы с расширенным изучением английского языка) и изучение второго иностранного языка на базовом уровне (7а класс ,8-а класс);

  • модернизация математического образования в направлении всестороннего развития и социализации учащихся на основе усвоения математических знаний и умений (5-11 класс);

  • профильное обучение (социально-технологический и социально-экономический профили) на старшей ступени на основе стандартов базового и профильного образования с распределением учебных часов в соответствии БУП;

  • поддержка использования информационных и коммуникационных технологий в различных дисциплинах;

  • при проведении занятий по иностранному языку (2-11 классы), физической культуре (10-11 классы), информатике и ИКТ (7-11 классы) классы делятся на две подгруппы, при количестве 25 и более человек в классе.

В рамках образовательной системы Московской области предусмотрено включение модулей краеведческой направленности: «Родное Подмосковье» (6,7 класс), «История Московской области» (8 класс), «Духовное краеведение» (9 класс), что позволяет сформировать у обучающихся чувство сопричастности к историческому процессу, создать целостную картину родного края.

В 8, 9 классах организуется предпрофильная подготовка: дополнительные часы компонента ОУ распределяются на предметные курсы по математике и русскому языку, содержание которых направлено на расширение знаний и подготовку учащихся к экзаменам по данным предметам.


  1. Учебный план начального общего образования

Учебный план начального общего образования определяет:

  • структуру обязательных предметных областей «Филология», «Математика», «Обществознание и естествознание» (окружающий мир), «Искусство», «Технология», «Физическая культура»; «Основы религиозных культур и светской этики».

  • учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения;

  • общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся;

  • отражает особенности образовательной программы начального общего образования ОС «Школа 2100», «Перспектива».

Содержание образования на первой ступени реализуется через ОС «Школа 2100» (все учебные предметы НОО по концепции данной системы, кроме предмета «Математика»), и ОС «Перспектива» (предмет «Математика»). Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется преимущественно за счет введения деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Учебный план первой ступени общего образования состоит из двух разделов: инвариантной части и вариативной части. При пятидневной учебной неделе в начальных классах гимназии реализуется основное содержание образования за счет инвариантной части. Инвариантная часть учебного (образовательного) плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

  • формирование гражданской идентичности школьников;

  • их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

  • готовность к продолжению образования в основной школе;

  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

В рамках инвариантной части базисного учебного плана учебные предметы в 1- 4 классах изучаются следующим образом.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; овладение  основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

Предмет «Литературное чтение» в 1-4 классах ориентирован на реализацию следующих целей:

  • формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);

  • знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы;

  • развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.

Изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей:

  • формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

  • элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

  • развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

  • освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения  учебных и практических задач и продолжения образования;

  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Изучение окружающего мира в 14 классах направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечение целостного восприятия природы, общества и человека;

  • воспитание любви и уважения к природе, своему городу, своей Родине;

  • формирование умения учиться: понимать учебную задачу, моделировать учебную ситуацию, высказывать предположения, проводить самоконтроль хода и результата учебных действий;

  • психическое и социальное развитие ребенка.

Особое внимание уделяется формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях и, прежде всего, знаний правил дорожного движения.

Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО, Музыка) в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Особенностями учебного предмета «Технология» в 1-4 классах являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика, что создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. Изучение предмета «Технология» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации личности;

  • возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Изучение физической культуры в 1-4 классах направлено на достижение следующих целей:

  • укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности обучающихся;

  • развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;

  • овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;

  • воспитание познавательной активности, интересы и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.

При организации, планировании и проведении уроков физической культуры, с учетом внедрения третьего часа соблюдаются следующие рекомендации:

  1. нет сдвоенных уроков физической культуры;

  2. уроки физической культуры не заменяются другими формами занятий и, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями.

В рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики (модуль «Основы православной культуры»). Изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, формирование понимания их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; овладение первоначальными представлениями об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.

  1. Учебный план основного общего образования

Вторая ступень общего образования обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлена на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению.

Учебные планы 6-9 классов составлены на основе БУП – 2004 г. и реализуют идею универсальности гимназического образования.

  1. Учебный план 5 классов составлен на основании требований ФГОС нового поколения, который характеризуется усилением роли вариативной части учебного плана с целью включения в учебный процесс нескольких видов деятельности (учебной, проектной, учебно-исследовательской) и разных форм деятельности (урочных и внеурочных).

4.1 Инвариантная часть базисного учебного плана призвана обеспечить достижение государственного стандарта основного общего образования и представлена следующими учебными предметами: Русский язык, Литература, Математика, Информатика и ИКТ, История, Обществознание, География, Природоведение, Физика, Химия, Биология, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура, Изобразительное искусство, Музыка, Иностранный язык (английский язык).

4.2 Учебный предмет «Искусство» изучается в 5-7 классах два часа в неделю, построен по модульному принципу и включает разделы «Изобразительное искусство» и «Музыка» по одному часу в неделю. В 8-9 классе на предмет «Искусство» отведено 1 час в неделю. С целью систематизации знаний о культуре и искусстве, полученных на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства.

4.3. Учебный предмет «Технология» изучается в 5 – 7 классах по два часа в неделю, в 8 классе по одному часу в неделю. В учебном плане 9 классов 1 час в неделю на предмет технология с целью завершения образовательной программы основного общего образования по данному предмету, а также на информационную работу и профориентацию.

4.4. В качестве регионального компонента, рекомендованного базисным учебным планом Московской области, в учебном плане гимназии представлены курсы: «Родное Подмосковье» (6,7 класс), «История Московской области» (8 класс), «Духовное краеведение» (9 класс).

4.5. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается как самостоятельный предмет в 5-9 классах по одному часу в неделю.

4.6. За счет часов компонента образовательного учреждения базисного учебного плана выделены в учебном плане гимназии дополнительные часы для развития содержания учебных предметов:

  • русского языка в 5-8 классах с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой и языковой культуры, развития языковой рефлексии, усиления интереса к изучению языка по 1 часу в неделю,

  • для развития речевой культуры в 5,6 классах вводится предмет русская словесность – 1 час в неделю,

  • для расширения гуманитарного образования в 6-8 классах вводится дополнительный 1 час литературы,

  • с целью развития логического мышления, мотивации познавательной деятельности, развития умения устанавливать причинно-следственные связи и в связи с наличием социально-экономического профиля в старшей школе вводится 1 дополнительный час математики в 58 классах.

  • с целью расширения изучения английского языка и выполняя социальный заказ родителей вводится дополнительный час в 7-а, 8-а, 9-а классах, второй иностранный язык (немецкий язык) в 7а классе.

  • в целях подготовки к обучению в профильных классах (социально-экономического, естественнонаучного, гуманитарного профиля) и выполняя социальный заказ родителей, осуществляется предпрофильная подготовка в 9 классах по русскому языку, математике, истории.

  1. Учебный план среднего (полного) общего образования

В 2013-2014 учебном году старшая школа гимназии представлена следующими классами: 11-г класссоциально-экономический профиль. 11-д класс – социально-технологический профиль. 10 -г класссоциально-экономический профиль. 10-д класс – химико-технологический профиль.

5.1. Учебный план гимназии для старшей ступени разработан на основании Федерального базисного учебного плана (БУП-2004). В соответствии с этим определяются:

  • инвариантная часть учебного плана – предметы, обязательные для изучения на III ступени обучения: Русский язык, Литература, Иностранный язык (английский), Математика (Алгебра и начала анализа и Геометрия), История (Всеобщая и История России), Обществознание, Физика, Химия, Биология, Физическая культура, География, Технология, ОБЖ, Информатика и ИКТ;

  • вариативная часть – предметы, расширяющие гуманитарный профиль гимназии (русский язык, 2-ой иностранный язык (немецкий язык), 11а класс) и выбранный обучающимся профиль обучения (история, обществознание, английский язык, математика).

Максимальная нагрузка обучающихся составляет в 10,11 классах – 37 часов в неделю. В Учебном плане гимназии выдерживается максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при шестидневной учебной неделе.

5.2. Спецификой учебного плана III ступени образования является:

  • реализация концепции профильного обучения;

  • изучение английского языка на профильном уровне в социально-гуманитарном профиле обучения, второго иностранного языка (немецкого);

  • интегративное изучение предмета Технология;

  • модернизация математического образования в направлении социализации учащихся на основе усвоения математических знаний и умений и развития наиболее современных и наиболее востребованных практикой разделов;

  • поддержка филологического образования в 10, 11 классах (русский язык – 2 часа в неделю);

5.3. Модель профильного обучения реализуется через обязательное освоение каждым учеником не менее двух предметов на профильном уровне:

  • в социально-экономическом профиле профильными предметами являются: Математика (Алгебра и начала анализа и Геометрия) – 12 часов в неделю за 10-11 класс, История (8 часов в неделю за 10-11 класс), Обществознание – 6 часов в неделю за 10-11 класс. Расширенный курс преподавания предмета «Русский язык» (4 часа в неделю за 10-11 класс). В качестве элективных курсов изучаются предметы Экономика и География.

  • в социально-технологическом профиле изучаются на профильном уровне история (8 часов в неделю за 10-11 класс), обществознание- 6 часов в неделю за 10-11 класс. Расширенный курс преподавания предмета «Физика», «Технология». Элективные курсыматематика, география.

5.4. В гимназии осуществляется интеграция информационных и коммуникационных технологий во многие школьные дисциплины – иностранные языки и русский язык, математику, естественнонаучные и социальные дисциплины.

5.5. Изучение естественнонаучных дисциплин обеспечивается отдельными предметами Физика, Химия, Биология.

5.6. Учебный предмет География изучается в объеме 68 часов (за 2 года) в 10,11 классах.

5.7. ОБЖ изучается как самостоятельный предмет в 10, 11 классе.

5.8. При проведении учебных занятий по «Иностранному языку», «Технологии», «Физической культуре», «Информатике и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек.

5.9. В классах универсального (непрофильного) обучения за счет часов вариативной части учебного плана выделены дополнительные часы в 10 - 11 классах на развитие содержания образования следующих учебных предметов:

  • Русского языка – с целью расширения и углубления знаний о языке как системе, совершенствования языковой, лингвистической и коммуникативных компетенций, развитие навыков речеведческого, стилистического и лингвистического анализа текстов.

  • Математики – с целью развития логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе; формирования отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей ее развития;

  • Истории – с целью изучения проблемных вопросов отечественной истории, формирования гражданской идентичности обучающихся;

Соотношение классов гуманитарного профиля и не гуманитарного профиля более 75% , что соответствует статусу гимназии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общие положения iconI. Общие положения Подраздел Основные положения
О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, см постановление Пленума Верховного...

Общие положения iconПоложение об организации электронного документооборота общие положения
«Положение», а также приложение к настоящему Положению устанавливают общие принципы организации работы электронной почты и ведения...

Общие положения iconИнструкция по организации и проведению квалификационного тестирования...

Общие положения iconОбщие положения
Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся«Отечество»

Общие положения iconОбщие положения
Витрянский Василий Владимирович, доктор юридических наук, профессор (главы VI viii)

Общие положения iconУстав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
«Детская школа искусств им. Б. Н. Молчанова» в соответствии с Федеральным законом от 08 мая 2010 года №83-фз «О внесении изменений...

Общие положения iconДокумента
Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк отдельным...

Общие положения iconПрограмма профессионального модуля Приложение 25 пм. 01 Профессиональный...
Общие положения

Общие положения icon1. Предмет трудового договора. Общие положения
В случае, если работодатель – индивидуальный предприниматель сам заключает и подписывает настоящий договор

Общие положения iconОбщие требования к оформлению рефератов
Текст реферата должен быть оформлен в соответствии с требованиями гост, основные положения которого здесь и воспроизводятся

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции