Методическая разработка «Знакомьтесь, петриковская роспись»




Скачать 308.46 Kb.
НазваниеМетодическая разработка «Знакомьтесь, петриковская роспись»
страница1/3
Дата публикации06.10.2014
Размер308.46 Kb.
ТипМетодическая разработка
literature-edu.ru > Военное дело > Методическая разработка
  1   2   3
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Знакомьтесь, петриковская роспись»

Педагог дополнительного образования
ГОУ СОШ №1378 (СВАО)

Миронова Марина Васильевна

Москва, 2011

Содержание

  1. Введение.

  2. Из истории петриковской росписи.

  3. Особенности петриковской росписи.

  4. Материалы и инструменты.

  5. Приемы освоения элементов и орнаментальных композиций петриковской росписи:
    а) упражнения, выполненные одной краской;
    б) упражнения, выполненные в цвете:
    -учимся рисовать цветы и ягоды;
    -учимся рисовать листья;
    -учимся рисовать переходный мазок.

  6. Основы композиции в петриковской росписи. (Ряд упражнений и примеров).

  7. Технология создания деревянных изделий с применением петриковской росписи.

  8. Литература.

  9. Приложение.


Введение

Многие годы изучая на различных курсах и осваивая самостоятельно кистевые и графические росписи по дереву, я накопила богатый опыт по этому виду декоративно-прикладного искусства, которым готова поделиться.

Увлечение росписью свойственно человеку с далеких времен. Наши предки расписывали стены пещер, украшали предметы быта. В 18-19 веках это было настолько популярное занятие, что в каждом крестьянском доме имелось несколько предметов утвари, мебели, расписанных местными или заезжими художниками. В наши дни ручная роспись также популярна. Украшения повседневно используемых предметов под силу каждому. Нужно лишь освоить некоторые приемы письма. Занятия росписью увлекательны и особенно полезны детям.

Я работаю педагогом дополнительного образования в области декоративно-прикладного искусства. В процессе занятий ученики разных возрастов (от 7 до 18 лет) знакомятся с различными видами современного декоративного искусства и народными промыслами. Большинству учеников нравится расписывать деревянные доски, шкатулки, яйца и другие заготовки. Я стараюсь познакомить ребят с особенностями росписей, которыми владею сама. Это и росписи русского Севера (борецкая, пермогорская, уфтюжская, ракульская, мезенская и др.), городецкая, полхов–майданская, прикамская, петриковская росписи, элементы Лубка. Расположение рисунка на заготовке развивает глазомер и чувство пропорций, а выбор росписи и цвета – художественный вкус.

Занятия росписью по дереву открывают для многих детей новые пути познания народного творчества, обогащают их внутренний мир. Постановка руки, с которой начинается изучение любой росписи, улучшает почерк и моторику. Хороша роспись по дереву еще и тем, что краски недороги, а материал для расписывания можно найти в каждом доме.

Мой курс выстроен от «простого к сложному» в знаниях, умениях, навыках. При освоении какой-либо росписи я применяю методы копирования (повтора), варьирования, импровизации. «Копирование» - обязательный момент в изучении росписи. Для кого-то оно становится только этапом, а кто-то останавливается на нем. «Импровизация» - это путь авторского прочтения понравившейся росписи. Ученик, освоив приемы росписи, живет своими образами, но хочет рисовать их в полюбившейся ему народной манере. Как бы хороша ни была любая роспись в своей первозданности, она должна «приспосабливаться» к сегодняшнему дню. Путь творческого развития традиций самый трудный и интересный. Он соединяет знания технических приемов с художественной фантазией, присущей детскому воображению.

Особую симпатию мои ученики проявляют к мезенской, городецкой, ракульской и петриковской росписям. Но если о городецкой, ракульской и мезенской росписях достаточно много литературы, описывающей особенности этих росписей, то о петриковской росписи мы знаем крайне мало.

В советское время петриковская роспись была достаточно распространена. Повсюду можно было увидеть в продаже шкатулки, вазы и посуду. Теперь ее почти нет. Даже на Украине изделия с этой росписью не всегда можно найти. Мне хочется поделиться секретами этой замечательной росписи, которая к сожалению, стала «заграничной». Петриковская роспись имеет своеобразный орнамент, давние традиции, свой пластический язык и свой арсенал художественных образов.

Из истории петриковской росписи

Яркой страницей вошла в историю украинской культуры петриковская роспись.

Петриковская роспись – одна из разновидностей художественных промыслов Украины, которая ведет свое начало от древней традиции орнаментики, которая широко использовалась для украшения жилища и оружия украинцами и, в частности запорожскими казаками. Название промысла происходит от имени старинного села Петриковка (ныне Днепропетровская область), основанного запорожскими казаками в 1772 году. Село было отнесено к государственному сектору и поэтому жители не знали крепостного права. Мужчины ковали, мастерили из дерева. Женщины ткали, вышивали, пряли, украшали орнаментом сундуки, деревянную посуду, расписывали печи, стены. Петриковка была крупным торговым центром. Трижды в год здесь проходили большие ярмарки, где жители могли продавать свои изделия. Это также способствовало развитию народного искусства.

Первой формой петриковской росписи стало настенное рисование. Весной хозяйки выходили во дворы, белили хаты ослепительно белой глиной, затем расписывали стены причудливым орнаментом, фантастическими птицами и цветами , иногда жанровыми сценами. Рисунки не были рассчитаны на долгую жизнь, так как основоположники росписи не отличались материальным достатком, их изобразительные средства были предельно простыми: дешевые анилиновые краски, кисти из кошачьей шерсти, палочки, а то и просто пальцы. Раз в год, перед Пасхой росписи смывали и наносили новые. Про своеобразность росписей дает представление ряд акварельных копий, выполненных художницей Е.К.Эвенбах в 1911 и 1913 годах по заказу академика Д.М.Яворского. Женщины соревновались друг с другом, стремились сделать свой дом самым живописным и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: «красиво как в церкви». А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, общались как с чужой. Самых прилежных называли «чупурушками». Из них постепенно выделилась группа полупрофессиональных мастеров, которые расписывали не только хаты, но и их интерьеры, народные музыкальные инструменты, сани, сундуки, веялки, посуду. Мастера выполняли заказы, вывозили свои изделия на продажу в другие области. Роспись приобрела свой стиль, свои особенности. В конце 19 века Петриковка легко освоила масляные краски, в росписи появились новые сочетания цветов, техника стала совершенней. В начале 20 столетия петриковцы стали изготавливать бумажные «малевки» для украшения интерьера. Эти яркие листы стали основой современной народной графики Украины. Навыки росписи передавались из поколения в поколение. К сожалению, с наступлением Первой мировой, а затем и гражданской войн и особенно коллективизации народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней – желание творить красоту. Петриковская роспись пришла в упадок.

Новый этап развития петриковской росписи начался в 1936 году. В этом году на выставке украинского народного творчества, показанной в Москве, произведения петриковских мастеров имели огромный успех. Некоторых участниц наградили дипломами первой степени, а Татьяне Пате и Надежде Белоконь было присвоено звание мастеров народного искусства УССР. Творчество этих художниц сыграло решающую роль в становлении петриковской росписи. Благодаря стараниям местного учителя А.Стативы в том же году в Петриковке открылась школа декоративной росписи, в которой композицию орнамента стала преподавать последняя «чупурушка» Татьяна Пата. Она обучила тонкостям мастерства целую плеяду мастеров (раньше мастерство передавалось только внутри семьи). Своих учеников Пата наставляла внимательно наблюдать и чувствовать окружающую природу, передавать ее настроение в творчестве. Школа просуществовала до самой войны, ей обязано своими успехами целое поколение мастеров: Марфа Тимченко, Федор Панко, Пелагея Глущенко, Надежда Шулик и многие другие. И хотя деятельность школы ограничилась лишь двумя выпусками, усилия были не напрасны. После войны один из учеников школы, Федор Панко, создал в селе творческое объединение «Петриковка». В послевоенне годы некоторые петриковцы уехали работать в Киев на экспериментальный завод художественной керамики. Сельское искусство казалось несовместимым с таким аристократичным материалом, как фарфор, но петриковская роспись утвердилась и там. Пример тому – подаренная ООН ваза, которую расписала Марфа Тимченко.

Как художественный промысел петриковская роспись сформировалась в 1950–х годах, когда при местной художественно-промысловой артели «Вiльна селянка», которая специализировалась на выпуске изделий с вышивкой, был организован цех по изготовлению сувенирно-подарочных изделий. Производство постепенно расширялось- артель была переименована в фабрику художественных изделий «Дружба», при которой работал цех подлаковой росписи. Петриковцы довольно быстро освоили технологию изготовления шкатулок и декоративных тарелок из прессованных опилок и новую для себя технику росписи. У обывателя на протяжении десятилетий сложилось представление, что петриковка – это роспись на черном фоне. На самом деле черный фон никогда не был характерен для традиций петриковской росписи. Но роспись выглядела эффектно и заводское начальство «гнало поток» - петриковский умелец годами повторял два-три утвержденных в Киеве узора. В 60-х годах возродилась роспись деревянной посуды. Ядро творческой группы составили В.Глущенко, А.Самарская и В.Соколенко. Последний, как главный художник, разрабатывал формы точеной из дерева посуды. Продукция фабрики стала известна во многоих странах мира. В 1970 году в Петриковке появилось еще одно предприятие - экспериментальный цех петриковской росписи, художественное руководство которым взял на себя все тот же неутомимый Федор Панко. Здесь создавали декоративные росписи на бумаге, расписывали точеные из дерева тарелки и вазы, наборы для фруктов, кружки и яички-сувениры. Даже пробовали силы в росписи металлических подносов, фаянсовых облицовочных плиток и фарфоровой посуды. Художники работали над специальными заказами – настенной росписью интерьеров общественных зданий, оформлением зарубежных выставок, организованных Торговой палатой УССР. Но хотя петриковская роспись избежала полного упадка, на полвека процесс ее развития остановился, изделия с петриковской росписью стали не более, чем разновидностью сувениров. С петриковской росписью выпускались даже салфетки и одноразовая посуда, но как искусство, народное ремесло петриковская роспись переживала глубокий кризис.

В 1991 году в Петриковке возник центр народного искусства «Петриковка», который стал первым в Украине предприятием, находящимся в собственности народных умельцев. Все работы выпускались в авторских сериях. В июне 2000 года в Киеве открылась выставка «Петриковский дивоцвет», на которой были представлены более двухсот работ народных мастеров. Писатель В.Юхимович, восхищенный увиденным сказал, что петриковская райская птица может украсить герб Украины.

Ситуация с народным промыслом могла бы поменяться, но помешал экономический коллапс. В 2003 году обанкротилась фабрика «Петриковская роспись». Столь же незавидная судьба постигла и концерн «Украинский художественный промысел», имевший представительство во всех регионах страны. Начали поговаривать о том, что самобытное народное искусство Петриковки себя исчерпало.

К счастью, судьба народного искусства не всем оказалась безразлична. В Киеве существует изостудия, направление работы которой призвано обучать технике петриковской росписи. В Днепропетровске работает музей в котором представлены подлаковая роспись, роспись по дереву (декоративная посуда, сундуки и др.), украшения, роспись по фарфору, «малевки» (роспись по бумаге). Образцы петриковской росписи представлены в художественных музеях более чем сорока стран мира. И хотя в стране нет спроса на работы мастеров, сорок художников (из них 20 – члены союза художников, 6- заслуженные мастера) продолжают работать в центре народного искусства «Петриковка». Нина Турчин, Валентина Дека, Катерина Тимошенко, Андрей Пикуша и другие работают только по собственным замыслам и эскизам. В Петриковке действует музей народного творчества, его экспозиция включает множество шедевров этнической живописи – картины, украшения, предметы быта. Здесь же находятся мастерские, где можно не только понаблюдать, как работают художники, но и поучиться навыкам петриковской росписи, и конечно купить сувениры. Жизнь продолжается.

Особенности петриковской росписи

В основе петриковского искусства лежит образное восприятие природы, любовь к украинской земле. Жизнь петриковцев протекала на фоне щедрой, многокрасочной природы: цветущие весной вишневые сады, зеленеющая по берегам речки осока, летом – пламенеющие не огородах маки, золотистые ковры, вытканные огромными шляпками подсолнечников, камышовые заросли, луговые и домашние цветы. Осенью созревали в садах темно-синие гроздья винограда, а в балках на пожелтевших кустах калины рдели гроздья ягод. Растения воспринимались крестьянами как нечто живое, прочно вплетенное в его собственную жизнь. Когда смотришь на искусство петриковской орнаментальной росписи, кажется, что сама щедрая на краски украинская природа водила рукой мастеров, и вот один за другим ложились яркие узоры на стены хат, на деревянные изделия, на бумагу, ткань и фарфор. Петриковский орнамент характеризуется прежде всего как растительный, преимущественно цветочный. Часто к цветам присоединяют гроздья винограда или калины, компонуют птиц, бабочек, пчел. А вот животных и человека рисуют довольно редко. Характерным можно считать профильное изображение девушки в национальном украинском наряде – вышитой сорочке, с венком и лентами на голове.

Классическими элементами петриковской живописи являются окружающие художника растения, изображения которых, к слову, не используются ни в одном из существующих видов росписи. Глядя на петриковские росписи, сначала кажется, что художник изобразил хорошо знакомые нам цветы. Но достаточно чуть-чуть присмотреться и тут же убеждаешься: нет, таких цветов раньше видеть не приходилось. Да и вряд ли они существуют в природе. С самого начала петриковские мастера отвергли путь прямого подражательства. Отражая в своем искусстве явления местной флоры и фауны, мастера не копировали природу, а творчески переосмысливали ее в соответствии с народным эстетическим идеалом. Это раскрепощало их творческую фантазию, приводило к созданию тех сказочных цветов, что так прочно вписались в орнамент петриковской росписи. Многими поколениями художников создавались полусказочные «луковички», «бурачки», «кучерявки».

Основными мотивами росписи являются луговые (ромашки, васильки) и садовые цветы (георгины, астры, розы, пионы, мальвы). Кроме цветов в петриковской росписи нередко встречаются ягоды (калина, виноград , клубника), вписываются в композицию или окантовывают ее травы, веточки, листочки. Характерны изображения листа, называемого «папоротником», бутонов, перистых листьев. В орнамент из сказочных цветов вписывают вполне реалистичных петухов и кукушек, ну и конечно волшебных жар-птиц. Многие художники, иллюстрируя басни и сказки с использованием петриковской росписи, изящно вписывают в растительный орнамент животных.

Народное искусство всегда символично. Символичны и многие мотивы петриковской орнаментики. Например красные ягоды калины означают девичью красу, кукушка предсказывает, сколько предстоит прожить лет, петух знаменует наступление нового дня. Краски тоже обладают символическим значением: теплые – красные, оранжевые, желтые – передают радость бытия, а холодные – синие, фиолетовые, голубые – грусть, печаль, задумчивость. Для большинства художников характерно сочетание ярких, контрастных цветов, чаще всего красного и зеленого. Однако современные мастера, знакомые с законами профессиональной живописи, создают декоративные композиции с различными цветовыми и тональными решениями. Букеты осенних цветов пишут в красновато-золотистой гамме, а весенних – в голубовато-зеленой.

Характерной особенностью петриковской росписи является то, что весь рисунок росписи будто развернут на плоскости стены, листа бумаги или декоративной тарелки и имеет поверхностное изображение. При этом линии стеблей и ветвей не пересекаются между собой, а многие элементы росписи (цветы, листья, ягоды и т. п.) имеют силуэтное изображение, которое подчеркивает декоративность росписи. Фигуры птиц, зверей, людей имеют большей частью контурное изображение, Животных рисуют в профиль, а цветы – в анфас.

Петриковская роспись богата сложными элементами, как рисунком, так и цветом, тоном. Цветы в основном сложной формы, в большинстве симметричные и состоят из многих деталей. Ажурной четкости рисунка, выполняемого, как правило, без предварительного карандашного наброска достигали с помощью самодельной кисточки из кошачьей шерсти. Теперь, правда, художники нередко применяют обычные акварельные кисти, но прожилки на листьях, оживки на лепестках цветов (например, астр) по-прежнему проводят сухим стебельком, щепочкой, заостренным противоположным концом кисти, а ягоды изображают просто пальцем.

Кажущаяся на первый взгляд простота рисунка в действительности скрывает долгую и кропотливую работу художника, филигранно изобразившего мельчайшие детали росписи. Очевидно, именно так и должно рождаться чудо, которому суждено восприятие не глазами и сердцем.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка «Знакомьтесь, петриковская роспись» icon«Вышивка Русского Севера. Выполнение новогоднего сувенира в технике «роспись»
Наглядный – работы, вышитые в технике счетного шва «роспись», рисунки в технике «роспись»

Методическая разработка «Знакомьтесь, петриковская роспись» iconМетодическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов, имеющих навыки чтения научной литературы. Она поможет:...

Методическая разработка «Знакомьтесь, петриковская роспись» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Разработала: Касьянова...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Всему начало слово чистое, живое»

Методическая разработка «Знакомьтесь, петриковская роспись» iconМетодическая разработка внеклассных мероприятий по литературе Новокузнецк,...
«Любви живое озаренье». Литературные гостиные: Методическая разработка внеклассных мероприятий по литературе – Новокузнецк, 2009....

Методическая разработка «Знакомьтесь, петриковская роспись» iconМетодическая разработка классного часа на тему патриотического воспитания:...
Данная разработка выполнена для проведения классного часа «Моя профессия – моя гордость»

Методическая разработка «Знакомьтесь, петриковская роспись» iconМетодическая разработка
«Технология создания тестированных заданий для самостоятельной продуктивной деятельности обучаемых»

Методическая разработка «Знакомьтесь, петриковская роспись» iconМетодическая разработка «Голос и выразительные средства в джазе»...

Методическая разработка «Знакомьтесь, петриковская роспись» iconМетодическая разработка урока по русскому языку
Приемы обучения: демонстрация, классификация, сопоставление, выписывание изучаемых единиц из текста

Методическая разработка «Знакомьтесь, петриковская роспись» iconМетодическая разработка на тему
Реализация системно-деятельностного подхода в работе учителя-логопеда в группах предшкольной подготовки с детьми с зпр (6-7 лет)

Методическая разработка «Знакомьтесь, петриковская роспись» iconМетодическая разработка по выполнению курсовой работы по дисциплине «Банковское дело»
Для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» со специализацией “Финансы и кредит”

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции