Содержание образовательной программы
Пояснительная записка
|
3
|
1. Обязательная часть
|
|
1.1.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
|
6
|
1.2. Принципы проектирования образовательного процесса
|
20
|
1.3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
образовательных областей
|
27
|
1.3.1. Содержание образовательной области "Физическая культура"
|
27
|
1.3.2. Содержание образовательной области "Здоровье"
|
29
|
1.3.3. Содержание образовательной области "Безопасность"
|
30
|
1.3.4. Содержание образовательной области "Социализация"
|
31
|
1.3.5. Содержание образовательной области "Труд"
|
33
|
1.3.6. Содержание образовательной области "Познание"
|
34
|
1.3.7. Содержание образовательной области "Коммуникация"
|
38
|
1.3.8.Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы»
|
39
|
1.3.9. Содержание образовательной области "Художественное творчество»
|
41
|
1.3.10. Содержание образовательной области "Музыка"
|
42
|
1.4. Содержание коррекционной работы
|
45
|
1.5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования
|
48
|
1.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
|
75
|
2. Вариативная часть
|
|
2.1. Особенности организации образовательного процесса педагогом-психологом
2.2. Особенности организации образовательного процесса в логопункте
2.3. Особенности организация образовательного процесса в группах
кратковременного пребывания
|
81
84
86
|
2.4.Особенности содержания регионального компонента
|
87
|
2.5. Инновационная деятельность в ДОУ
|
90
|
2.6.Направления, выбранные педагогическим коллективом по работе с родителями воспитанников
2.7.Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами
3.Примечание. Корректировка программы
|
95
96
97
|
Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 59 (далее по тексту МБДОУ ДС № 59) расположено в городе Челябинске крупном городе России, административном центре Челябинской области, крупном промышленном центре с предприятиями металлургии, машиностроения и металлообработки, приборостроения, лёгкой и пищевой промышленности.
Челябинск расположен к востоку от Уральских гор и находится на границе Урала и Сибири. Город стоит на реке Миасс, территорию города омывают Шершнёвское водохранилище и три озера: Смолино, Синеглазово, Первое. Рельеф города слабо холмистый на западе с постепенным понижением к востоку и «разрезается» долиной рекой Миасс и ложбинами с озёрами и болотами. Берега Миасса покрыты местами лесом и кустарником. Челябинск расположен почти в центре материка Евразия, к востоку от Уральского хребта, на большом удалении от морей и океанов, прежде всего от Атлантики. Климат города умеренный, по общим характеристикам относится к умеренному континентальному.
МБДОУ ДС № 59 расположен в Советском районе, в центре города Челябинска. Рядом расположены: городской сад им. А.С. Пушкина, кинотеатр «Манекен», площадь «Революции».
МБДОУ функционирует в режиме 5 – дневной рабочей недели, с 12 – часовым пребыванием детей дошкольного возраста.
Воспитание и обучение в детском саду носит светский, общедоступный характер и ведется на русском языке.
В МБДОУ ДС № 59 обучаются дети из разных национальных культур: татары, башкиры, русские.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с общеобразовательной программой «Обучение и воспитание детей в детском саду» под редакцией Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Основная общеобразовательная программа МБДОУ ДС № 59 разработана в соответствии с:
− «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 02.02.2011 N 2-ФЗ);
− "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
("СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564, постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 .Вступают в силу 30.05.2013 года);
− «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666);
− «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).
Основная общеобразовательная программа МБДОУ ДС № 59 города Челябинска обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
− содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
− обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
− строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
− основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
− предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
− предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Кроме того, при разработке и реализации Образовательной программы учтены принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования, т.е.:
− признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
− признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
− уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса;
− обеспечение развития ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
− связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп.
− представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
Цель программы: создание условий для достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования).
Цели деятельности ДОУ по реализации ООП:
− разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому,
− сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекция недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Достижение поставленных целей требует решения определённых задач
деятельности ДОУ:
− учитывать в образовательном процессе особенности психофизического развития и возможности детей;
− синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей;
− осуществлять необходимую квалифицированную коррекцию недостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей;
− выстроить взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
− оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Приоритетным направлением деятельности ДОУ по реализации программы является обеспечение равных стартовых возможностей для успешного обучения выпускников ДОУ в школе на основе дифференцированного пространства развития.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,
воспитывающихся в образовательном учреждении
Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения
является группа детей дошкольного возраста. Общее количество групп – 4. Из них 3 -
группы общеразвивающей направленности и 1 группа для детей с задержкой психического развития.
По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и Типового положения. В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 59 (далее по тексту МБДОУ ДС №59) функционирует 4 группы, общее количество детей – 99 человек, из них девочек – 45 , мальчиков – 54. Детский сад посещают дети в возрасте от 3 до 7 лет.
Группы укомплектованы по возрастному принципу:
- вторая младшая и подготовительная к школе группа –3 и 6 лет;
- старшая группа – от 5 до 6 лет;
- разновозрастная группа (дети с задержкой психического развития) – от 5 до 7 лет
- разновозрастная санаторная группа для детей с тубинтоксикацией – от 3 до 6 лет.
В МБДОУ ДС № 59 3группы общеразвивающей направленности и 1 группа для детей с ЗПР.
В детском саду воспитываются дети, имеющие разный уровень усвоения образовательной программы: низкий, средний, высокий. Дети с низким уровнем усвоения образовательной программы нуждаются в постоянной поддержкеучителя-логопеда.
Социальный статус семей воспитанников детского сада разнообразный: полная семья – 73% от общего числа воспитанников, неполная семья – 27 %, многодетная семья –6 %.
Важнейшей целью преобразований в сложившейся педагогической практике детского сада является создание условий для максимального удовлетворения запросов родителей по воспитанию и обучению. Родители являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, включены в процесс управления дошкольным учреждением через родительский комитет.
Приоритетные направления деятельности ДОУ
по реализации основной общеобразовательной программы
В соответствии с Типовым положение о дошкольном образовательном учреждении (Приказ Министерства образовании и науки РФ от 27 октября 2011 г. № 2562 Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении) основной структурной единицей МБДОУ ДС № 59 является группа воспитанников детского сада (далее группа).
В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации;
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с общеобразовательной программой «Обучение и воспитание детей в детском саду» под редакцией Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы в соответствии с ФГТ встаршей группе и разновозрастных группах МБДОУ.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с общеобразовательной программой«Обучение и воспитание детей в детском саду» под редакцией Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы в соответствии с ФГТ и «Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение, 7 вида» под редакцией Шевченко С.Г.в коррекционной группе МБДОУ.
В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей;
Также в МБДОУ ДС № 59 организованна разновозрастная группа, где включены воспитанники разного возраста (от 3 до 6лет).
|