Основные этапы жизни и творчества Достоевского




Скачать 0.77 Mb.
Название Основные этапы жизни и творчества Достоевского
страница 1/7
Дата публикации 01.10.2014
Размер 0.77 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Основные этапы жизни и творчества Достоевского. 1821-1881. Род.в Мск. 1838-1843-учился в Петербургском военном училище,потом на слубжву,1844-отставка,чтобы заняться лит-рой.Первое пр-ие-«Бедные люди»,1846.С восторгом принята в кругу «натуральной школы». Потом отходит к романтическому психологизму. 1846-«Двойник»,герой Голядкин-раздвоение личности, причина-в его собственной психике, деформированной бюрократической машиной. 1847-сентиментальная повесть «Белые ночи». Писательская карьера прервана в 1849 арестом,повод-посещение кружка Буташевича-Петрашевского,во время к-ых беседы на философские,экономические,социальные темы. Заключен в Петропавловку,приговорен к казни,к-ая отменена в посл.минуту Николаем I.Приговорен к 4 годам каторги с последующим бессрочным определением рядовым в армию.1857-женился на Исаевой.1859-вернулся в Питер.Наблюдения и размышления этого периода-в «Записках из Мертвого дома»(61-62).1864-«Записки из подполья»,должна была быть решающим -сражением с социализмом,но из-за вмешательства цензуры-манифест нигилизма.Герой высмеивает разумный эгоизм, издевка над христианской моралью милосердия,вывод-попытки создания общественных программ абсурдны,т.к.апелируют к разуму,двигатель человеч.поведения-свободная воля и каприз.Большим потрясением стала смерть жены(1864),а затем брата Михаила.Растут финансовые трудности,мучает болезнь(эпилепсия).1865-в Висбаден лечиться.Там-первая редакция «ПиН».Вернулся-сжег,вторая.До завершения «ПиН» в кратчайший срок написал «Игрока»(1866).Автобиографческий характер.Женился на стенографистке Сниткиной,печатала ему «Игрока».За границу едут в 1867,там около 4х лет.1868-«Идиот»,должен был стать «подражанием Христу»,эта роль предназначена Мышкину.След.большой роман-«Бесы»(1872).Фабула довольно точно передает история террористической организации «Народная расправа»,орг.в 1869 в Мск Нечаевым.1875-«Подросток»,связанный с развернувшейся в России дискуссией о воспитании.Д.в зените славы.Благодаря Победоносцеву принмают при дворе.Лечение->улучшение.1878-смерть сына Алеши.1879-1880 «БК». Революционизировал традиционный жанр романа,соединив в нем элементы криминального, психолоического,философского романа,исповеди,исторического очерка.
«Бедные люди». 1846г. С восторгом принята в кругу «натуральной школы». Открытие Достоевским амбициозности «маленького человека», его борьбы за себя и желания скопировать сильных мира сего было своего рода сенсацией в литературе. В начале-сходство с «Шинелью». Девушкин переписывает бумаги,и это все,что он может.Главное отличие-Достоевский дает слово герою,а раньше бедный чиновник был просто объектом. У Девушкина есть голос, имеет мнение, может судить. Девушкин о «Шинели»: «Это злонамеренная книга».Считает такого героя фантастичным,таких не бывает.Как бы боится стать литературным типом.На «Ст.смотрителя» реакция диаметрально противоположная.Воспринял именно так,как вопсриняли критики.В несчастии Вырина виноваты другие люди,а Башмачкин виноват сам.Черта,х-ная для героев Д.-амбция.Желание героя,чтобы его не трогали,сохранение приватоности,у героя постепенно вырабатывается смехобоязнь.Его страх не беспочвенен-читают его письмо.Все гером обрисовываются по принципу мелодрамы,волк травит овцу.Счастливый финал-Быков женится на Вареньке,но женится,чтоы были дети,хочет лишить племянницу наследства.Задача-вызвать сострадание к невинным героям.Сентиментальная линия-только часть романа.Показана и человечность героя.Девушкин бедствут,потому что все отдает Вареньке.Максимализм-оба отдают все последнее.Заступается за нее.Взаимопомощь бедных.Варенька нарисована не столь художественно.Критики: «Она слово из камня сложена»,иногда кажется,что Девушкин втянул ее в переписку.Дома росла посреди раздоров.Сироство,Анна Федоровна,продавшая ее Быкову.Неожиданно-замужество,быстрый переход от нищеты к богатству.Проснулся инстинкт честолюбия,хочет поступать,как все.Девушкин брошен,унижен.
Творчество Д. 1846-1849. Можно разделить на три группы.1848»Слабое сердце», «Белые ночи»-утопически выразил веру в возможность осуществления самых лучших чаяний своих героев.Вторая-1849 «Неточка Незванова»-всевластие среды над человеком,который,желая вырваться,должен держатся скрытно,обманывать других,биться за существование.Третья-1846»Двойник».Двойник:Этот роман был полностью отвергнут современниками.Оценил только Майков.Амбиции и самосознание героя приобретает патологические формы.Роман написан в двойной перспективе.Не всегда можно сказать,что происходит на самом деле,а что герою кажется.Голядкин не бедствует,в отличие от Девушкина и Башмачкина,занимает квартиру на Шестилавочной,есть слуга Петруша.Собирается жениться на дочери своего начальника.Потом становится ясно,что Клара Алсуфьевна за него замуж не собирается.Читатель все время в сомнениях,что перед ним-реальность или фантазия.С помощью двойника здесь представлена реализация фантазий Голядкина.Его двойник оказывается ингриганом,его интриги направлены против Голядкина.Фантастика вводится за счет того,что люди друг другу неинтересны,им только кажется,что они все в центре внимания.Двойник строит пакости Голядкину как фольклорный Черт Гоголя.Все время сохраняется двойная перспектива.В финале его со званого вечера отправляют в дурку.Самое интересное в этом романе-стиль.Особая форма повествования.От третьего лица,но слово повествователя все время насыщается словом Голядкина,также,как не знаем,кто перед нами,не знаем,кто говорит.Белинский-неясность замысла,фантастика может быть интересна только сумасшедшим.С 1845г.интенсивно общается с Белинским,знакомится с Тургеневым,Одоевским,сотрудничает с Некрасовым.Конец 1846-конфликт со всеми этими из «Современника».С марта 1847-начинает посещать кружок Буташевича-Петрашевсего,вопросы освобождения крестьян,свободы печати,самый радикальный-Спешнев,его наз. «демоном Достоевского»,втянул его в кружок.апрель 1849-арест,при нем у Д.извлекли архив,он пропал.

«Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья». «УиО»-1861.Новое-в раскрытии сложной генеалогии центрального образа-князя Валковского,который,восходя к Быкову из «Бедных людей»,представлял собой уже новый образ хищника,интригана и тирана.Он учит циничному расчету своего сына от первого брака.Под его влиянием Алеша прерывает роман с дочерью управляющего имением Наташей Ихмененвой и женится на богатой наследнице.Валковский обвиняет своего управляющего в растратах и впутывает в судебные тяжбы.Дочь Нелли,прижитая от англичанки и брошенная Валковским на произвол судьбы,умирает.Трагедия Наташи усугублялась не только изменой Алеши,но и тем,что ее искренне любил Иван Петрович,скромный молодой человек,испытавший уже немало в жизни.С ним Наташа была бы счастлива.Добролюбов в статье «Забитые люди» отмечал,что образ князи Валковского,задуманный как значительный и зловещий,все же не вполне удался автору именно потому,что недостаточно прояснена тайна обогащения князя,в нем остаются некоторые черты мелодраматического злодея.Позже тип подобных людей получил у Д. более глубокую реалистическую разработку (Лужин,Тоцкий). В 1864 г. Д. публикует в журнале «Эпоха» повесть «ЗАПИСКИ ИЗ ПОДПОЛЬЯ» —книгу, непосредственно предваряю­щую цикл его философских романов. В «Записках...» сам герой, «под­польный парадоксалист», объявляет свою натуру пробным камнем человеч истории. Свои собственные ощущения, потребности, он осознает как закон человеч природы, кот может быть противопоставлен всем объективным законам мироздания. «Подпольный человек» Д.—первый экзи­стенциалист в мир. лит-ре: на осн безрадостного лич мироощущения он приходит к док-ву абсурдности мира. Он отвергает и гегелевский верховный Разум-Абсолют, и веру в добрую природу чел-ка, и учение Чернышевского о «разумном эгоизме». Вся 1 часть «Записок...» представл. излож. философско-этических взглядов «подпольного», и важ­нейший постулат его —отрицание решающей роли разума, рассудка в жизни чел-ка, объявление рационализма несостоятельной философией жизни. «Подпольный» утверждает, что чел руководствуется не выгодой, а «самовольным хотением»: «свое собственное, вольное и свободное хотение, свой собственный, хотя бы самый дикий каприз, своя фантазия, раздраженная иногда хоть бы даже до сумасшествия,—вот это-то и есть та самая пропущенная, самая выгодная выгода». Чел — сущ-во иррациональное, имен­но поэтому не состоятельна «теория обновления всего рода человеч посредством сис-мы его собственных выгод. Об этом свиде­тельствует и история чел-ва, период его цивилизации, породив­шей не только успехи науки, но и новые хищнич инстинкты людей. «От цивилизации чел стал если не более кровожаден, то уже наверно хуже, кровожаден, чем прежде».«Подпольный» со всей яростью выступает против всех теорий, выводящих идею поступательного развития чел-ва из объективных законов истории, какими бы они ни были: из развития ли Абсолютной идеи, или из экономического раз­вития и удовлетворения материальных потребностей человека. «Да осыпьте его всеми земными благами, утопите в счастье совсем с головой, так, чтобы только пузырьки вскакивали на поверхности счастья, как на воде; дайте ему такое экономич довольство, чтобы ему совсем уж ничего больше не оставалось делать, кроме как спать, кушать пряники,так он вам и тут мерзость сделает. «Подпольного» страшат идеи историч детерминизма — теории якобы фатальности предопределенности человеч судьбы, но в противовес им он защищает лишь ничем не ограниченный личный произвол, хаос человеческих инстинктов и, как следствие его, крайнюю разобщенность чел-ка с миром.

Основанием для всех теоретич построений «подпольного» стала его собственная психология: свойственный ему крайний индивидуализм, врожденное недоверие к людям и злоба; душевная неустойчи­вость и вместе с тем аналитич ум и пылкое воображение. Кон­цепция «подпольного» адекватна его психологии, вырастает из нее, но вместе с тем и опровергается ею. Психологич комплекс «подпольного» весьма сложен, но, по мнению Д., вовсе не уникален. Оригинальность Д. как писателя-психолога состо­ит в открытии целого ряда нац. псих. типов, еще никем не замеченных и не описанных. Писатель оценивает своего героя как лицо типич, даже характерное для большинства современных людей: «А подполье... Я горжусь, что впер­вые вывел настоящего чел-ка русского большинства и впервые разоб­лачил его уродливую и трагич сторону. Трагизм состоит в созна­нии уродливости... Только я, один вывел трагизм подполья, состоя­щий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможно­сти достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться!» В психологи­ч комплекс «подполья» входит постоянная готовность «расплевать­ся со всеми», забиться в свой «идейный угол» и в то же время вечная зависимость от взглядов, суждений, реакций другого; это также последовательная смена страда­ний от зависти, от неудачных попыток обратить на себя внимание, от сознания своего морального падения, от бесплодных раскаяний и угрызений совести — словом, это внутренняя каторга. Писатель ведет героя к тому, что тот сам не выдерживает «подполья». Развенчание его происходит во 2 сюжетной части произведения, в истории его отношений с падшей женщиной Лизой. Он не раз пытается оскорбить и унизить ее, но все эти попытки завершаются его же психологич поражением, так как обнажают его собственную уязвимость, показы­вают, что он сам несчастлив. Не он спасает Лизу, а она оказ-ся способной вызвать в душе его решающий перелом — потребность выйти из состояния «подполья». Героиня в нравственном отношении выше интеллигента, потому что она чел, верующий в Бога. Примечатель­ны в «Записках...» реминисценции из Пушкина и Лермонтова, указы­вающие на связь «подпольного» с русским байроническим героем.

В этом произведении главный герой — идеолог, философ — отныне такая личность станет центр фигурой романов Д. причем важнейшей сюжетной коллизией его последующих произвед. будет, как и в «Записках...», эксперимент героя по проверке своей идеи, столкновение этой идеи с живой жизнью.

«Подросток».1875.Напечатана в «Отечественных записках» Некрасова и Салтыкова-Щедрина.В этом пр-ии Достоевского заинтересовал раскол стане хищников,приобретателей,накопителей,тех самых,к-ые всегда присутствуют в его романах(Валковский «УиО»),Свидригайлов и Лужин,Тоцкий и Епанчин.Герой «Подростка» Аркадий Долгорукий проходит несколько стадий своего развития.В романе три части:1-пассивность,искушение чистой души,тлетвореное влияние среды,искажение человеческой сущности.2-активная внешняя жизнь героя,протекающая всецело по «законам» общества хищников,разгула страстей и пороков,здесь крайняя степень его падения.3-потерявшись в жизни и испытав ее сполна,герой переживает стадию «восстановления» и осуждает общество, его аморазизм и свою прежнюю неправедную жизнь.А.Д.-незаконнорожденный сын помещика Версилова и служанки,выданной замуж за садовника Макара Долгорукого,бывшего намного старше ее.Юридически он считался и отцом Аркадия. Всеми средствами он хочет сколотить миллион.В мире корысти-принимает участие в шантаже Ахмаковой,вступает во взаимоотношения с авантюристом Ламбертом.Хотел бы приобрести власть над людьми,командовать ими.Устраивает испытание на порядочность и своему отцу.У Аркадия комплекс неполноценности,все врея чувствует свою незаконнорожденность.Его цель-могущество и уединение.Версилов:отчасти повторяет Ставрогина,но горадздо человечнее и мягче его.Д.заставляет Версилова промучиться «евпропейскими»идеями.В финале Аркадий сближается с Версиловым.В.хочет жизни без «брани и логики»,торопится осуществить братство по-своему,примириться с обиженными им людьми:женой Софьей,с Макаром Долгоруким.Примерно к этим выводам приходит и Аркадий. «Миллион»ему нужен в мечтах,только для подстраховки себя,чтобы снова не зависеть от людей,жаждет уединения,опирающегося на могущетсво.

«Братья Карамазовы».1879-1880.Последнее пр-ие.Синтез предшествующего творчества.Гуманная тема-Бедные люди,Униженные и оскорбленные.Иван Карамазов-тип подпольного человека(зап.из подп.).ПиН-детективный сюжет.В БК-настоящий дет.сюжет,есть тайна, «пробел» для читателя.Невыносимость совершенного преступления,Иван-«родств.»Раскольникова. «Идиот»-попытка изобразить идеального человека:Алеша Карамазов.Особ-ти построения романа из «Бесов»-хроника,оценивающая,пространственная позиция повествователя.Хроникер независим от предубежденй.Идея народа-богоносца в «Бесах»,идея Шатова.Из «Подростка»-тема случайного семейства.Семейная хроника.Автор предупреждает,что этот роман-только преамбула,главный герой-Алеша.В дальнейшем хотел писать именно о нем.Как и всегда,герой-соц.аллегория,а не индивидуальность.Отец-цельное явление,каждый из сыновей-кривое отражение одной из сторон отца.Федор Палыч-принадлежит к галерее шутов.Здесь черты шутовства доводятся до предела.Причина-в биографии.Начинает свою жизнь в качестве приживальщика-соц.причины.Оба его рака-случайные.Первый раз-аз-за денег,второй-по страчти,влечет невинность и забитость невесты,умирает.1-Митя,2-Иван,Алеша.Семьи как таковой нет, есть только генетическая связь.Лакей Смердяков-от Федора Палыча+городская сумасшедшая.Чем случайнее рождение,тем больше отриц.черт наследуется от отца.Смысл жизни Ф. в женщинах,его наследует Дмитрий,конфликт романа-столкновение отца и сына.У Дм.отсутствует накопительство.Нравственное безразличие,отсутствие привязанностей.Такой Смердяков,отчасти Иван.Неверие.Плоть торжествует над духом, и в идейном отношении.Ад-невозможность больше любить.Непособность мыслить отвлеченно,выйти за пределы материального мира-эти черты наследует Смердяков.Путь каждого из сыновей-борьба или подчинение карамазовщине.Дмитрий-сладострастие.Связей с Богом не порвал.Страдание без вины.Старец Зосима кланяется Дмитрию->всему человеческому страданию.Тема добровольного страдания-маляр Миколка из ПиН.Иван-нет сладострастия,честен,умен.Богоборец.Д.с ним не согласен.Мышление рациональное,логическое.Главное-дать всему объяснение.Нет идеи лучше,чем идея добра.Не верить в людей и любовь к ближнему.Не понимает,как Бог мог основать мир на зле. «Я не понимю не Бога,а мира Божьего».Зло в мире неискоренимо,не понимает,зачем Бог допускает страдания.Никакая гармония не стоит слезинки замученного ребенка.Иван на стороне В.И.Отказываясь от Бога,становится на сторону сатаны.Также как и в ПиН есть двойник,искажающий идеи-Смердяков,неверие в Бога-до примиивного уровня.Иван поначалу тянется к нему и становится его учителем.Искажение Смердяковм: «Если Бога нет, то все позволено». Бог лишь моральный ограничитель.С.мстит за свое рождение.И.-соучастник.У них молчаливый договор,как и у Раск.,у Ивана идея,что бесполезным людям жить не надо.И С., и И.не выдерживают убийства:С.-суицид,И-псих.Выход из карамазовщины доступен только Алеше,гл.образец для построения его образа-житие Алексея,человека Божьего.Старец-тот,кто полностью меняет душу человека.Зосима занимает место отца в душе Алеши.Невероятно огромное кол-во событий происходит за 2 недели.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные этапы жизни и творчества Достоевского icon Методическая разработка по теме изучение произведения а. С. Пушкина...
Программа изучения темы составлена так, что видна эволюция художественного и философского мышления А. С. Пушкина (изучаются основные...
Основные этапы жизни и творчества Достоевского icon Урока литературы в 10 классе. Тема: Творчество А. С. Пушкина. Своеобразие...
А. С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской духовной...
Основные этапы жизни и творчества Достоевского icon Учебно-методический комплекс Раздел: «Литература первой половины...
В разработке представлен теоретический и дидактический материал по теме: «С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества»
Основные этапы жизни и творчества Достоевского icon Литература
Основные этапы подготовки выпускных квалификационных работ бакалавров
Основные этапы жизни и творчества Достоевского icon Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Основные этапы жизни и творчества Достоевского icon Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Основные этапы жизни и творчества Достоевского icon Хронотопная тетрада поэтики достоевского в контексте большого времени
Достоевского, но также в иных авторских мирах и культурных контекстах, а затем выстроить синхронные и диахронные ряды и выйти на...
Основные этапы жизни и творчества Достоевского icon «Средняя общеобразовательная школа №10» города Ухты Республики Коми
Основные этапы и содержание деятельности Цифровой школы как центра сетевого взаимодействия
Основные этапы жизни и творчества Достоевского icon Перечень вопросов к вступительному экзамену по специальности 09. 00. 13 Философская антропология
Основные этапы развития Философско-антропологического знания. Образ человека в античной философии
Основные этапы жизни и творчества Достоевского icon Тема Начальный этап истории Нижегородского края
Основные этапы и направления славяно-русской колонизации Нижегородского Поволжья в XI-XIV вв
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции