Тема: Автор: Абдухаликова Зиярат Надировна




Скачать 147.39 Kb.
Название Тема: Автор: Абдухаликова Зиярат Надировна
Дата публикации 13.05.2014
Размер 147.39 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Военное дело > Документы
Министерство образования и науки РД
XV Республиканская олимпиада по школьному краеведению
Тема:



Автор: Абдухаликова Зиярат Надировна

Паспорт: 8211 151355

ученица 10 «а» класс МБОУ «СОШ №2» городского округа «город Дагестанские Огни»

Руководитель: Шахбанова Зайдат Багировна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2» городского округа «город Дагестанские Огни»,

Адрес: 368670, г. Дагестанские Огни,

ул. Луначарского, 2а

Паспорт: 8208 466159

Контактный телефон: 89034297465
2013 год

План работы

I. Введение

II.Основная часть

  1. Присоединение Дагестана к России.

  2. Что дало Дагестану вхождение в состав России?

  3. Присоединение Дагестана к России и его значение для моего родного города.

    1. Стеклозавод.

    2. Образование.

III.Заключение.

Не пером написана история горских народов – она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками”.1
I. Введение
В России, да и во всем мире, нет другого такого региона, как Дагестан, где проживало бы столь большое число народов разных исторических корней и судеб, со столь разнообразной языковой и культурной палитрой. Историческая, социальная, экономическая, культурная общность, нерушимая дружба дагестанских народов крепли веками. Народная память свято хранит множество ярких примеров братской поддержки и взаимопомощи дагестанцев, их сплоченности не только перед лицом общего врага, но и в достижении мирных созидательных целей. Народы Дагестана прошли большой и сложный путь развития: на протяжении веков они боролись за национальную независимость.

Около трех сот лет длилась захватническая война за господство над Дагестаном и Северным Кавказом между шахским Ираном, султанской Турцией и Российской империей. Только Россия, придя поначалу с миром, ужилась здесь с вольнолюбивым народом и то только после продолжительной и беспощадной кавказской войны. ”Война рождает сына”- гласит другая народная мудрость. И, действительно, кавказская война раскрыла всему миру множество имён доблестных воинов и храбрых джигитов во главе с легендарным имамом Шамилем, а, созданное им, государство “Имамат” могла бы служить несравненным примером народной демократии для всех государств.

Страницы истории переполнены героическими подвигами дагестанцев, защищавших свою родину и свободу. Многие жертвы оказались напрасными, однако это не может умалить мужества народов Дагестана по сравнению с захватчиками. Целых сто лет понадобилось на покорение маленькой Албании гигантским Арабским халифатом. Воины Чингисхана сумевшие покорить Китай, некоторые государства средней Азии, Древнюю Русь и Иран не могли взять штурмом крепость Дербента, а только обошли.

История Отечества всегда вызывала огромный интерес мыслящей части нашего общества. Это объясняется, прежде всего, естественной потребностью человека знать историю своей Родины.

Актуальность изучения истории, и прежде всего истории своего народа,своего Отечества, проявляется, во-первых, в необходимости разобраться всовременных событиях, опираясь на прошлый опыт; во-вторых, в возможности предвидеть будущее развитие, уяснив исторические закономерности и найдя в истории прошлого аналогичные ситуации; в-третьих, в насущной потребности оценить место России в мировой истории и свое место в историческом процессе.2

Действительно, говоря об актуальности данной темы, следует упомянуть о том, какое важное значение, как политическое, так и духовное, имело присоединение Дагестана к России. И на данном этапе необходимо приобщать молодежь к отечественной культуре и истории. Этим и обусловлена актуальность данной темы.

Новизнаданной работы состоит в выборе для исследования практически неразработанной темы и введения в оборот малоизвестных материалов.

Целью работы является комплексное исследование истории Дагестана в период присоединения его к России, влияния, оказанного Россией на Дагестан, а также выявление особенностей экономики, культуры Дагестана.


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


  1. Присоединение Дагестана к России


Подписание Гюлистанского мирного договора от 12(24) октября 1813 года, в результате которого Дагестан был присоединен к России, явилось переломным этапом в судьбе дагестанских народов. Отныне на международном уровне получал признание исторический выбор наших предков – развиваться в составе многонационального Российского государства и быть под его надежной защитой, откуда бы ни исходила внешняя угроза.

Присоединение Дагестана к России имело многовековую ретроспективу. Как подчеркивал авторитетный дагестанский ученый Расул Магомедов, «договор этот лишь подвел итоги длительному процессу сближения, юридически оформив вхождение дагестанских земель в состав Российского государства. С тех пор народы Дагестана постоянно и неотрывно находились в составе Российского государства и юридически принадлежали к его населению».

Что же двигало дагестанскими правителями, выбравшими внешнеполитическим ориентиром именно Россию? Исторически сложилось так, что владычество и постоянное соперничество Турции и Ирана –крупнейших государств того времени – было губительным для Дагестана, тормозило его экономическое, политическое, культурное развитие. Дагестанская история хранит немало примеров героической, совместной борьбы горцев с иранской агрессией, турецким гнетом. Пророссийская же ориентация большинства феодальных владетелей соответствовала общенациональным интересам горцев. Именно Россия была реальной силой, способной оградить их от угрозы порабощения со стороны Турции и шахского Ирана.

Уместно вспомнить хотя бы в самых общих чертах о том, как складывались эти исторические взаимосвязи, развивались политические, экономические, культурные контакты народов Дагестана с русским и другими народами России.

По свидетельству ряда источников, еще в древние века русские купцы стали активно осваивать побережье Каспийского моря. Уже в VII-VIII столетиях горцы и русы совместно отражали нашествия арабов. В 80-е годы Х века кавказские князья обменивались с Русью посольствами. Известен и такой факт: в 990 году эмир Дербента предпочел покинуть собственное владение и уйти в Табасаран, нежели выдать на смерть дружинников-русов.

Историки говорят об усилении взаимодействия народов Кавказа с русским народом в период правления Ивана III (1462-1505 гг.), который проводил целенаправленную политику по расширению границ Московского государства. В низовьях Терека стали селиться казаки, которые активно общались с местным населением, вели торговлю, заключали браки.

Русско-персидская война 1804-1813 годов и русско-турецкая война 1806-1812 годов не остановили интенсивного присоединения дагестанских владений к России, завершившегося присоединением Казикумуха и Акуша-Дарго. Вхождение Дагестана в новое политическое, экономическое и культурное пространство не прошло без потрясений. Колониальная политика царского самодержавия, как и гнет местных феодалов, порождали недовольство, социальный протест. Трагической и одновременно героической страницей истории Дагестана и России остается эпоха Кавказской войны 1817-1864 годов.

Война завершилась историческим компромиссом. Плененный в 1859 году в Гунибе имам Шамиль спустя несколько лет вместе с сыновьями присягнул на верность Александру II. Известно содержание его послания царю со следующими словами: «Ты, великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием. Ты, великий Государь, подарил мне жизнь…Мой священный долг, как облагодетельствованного дряхлого старика и покорённого Твоею великою душой, внушить детям их обязанности перед Россией и её законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь…Я завещал им быть верноподданными царям России и полезными слугами новому нашему отечеству».

В наши дни, спустя 200 лет, это «завещание» сохраняет свою историческую и политическую значимость. Мысль о служении «новому отечеству» воплотилась в жизни и судьбах многих поколений дагестанцев, ставших верными сыновьями России и братьями русского народа. Дагестан вместе со всей страной прошел большой путь – обрел государственность, учился и работал, выстоял и победил в Великой Отечественной войне, восстанавливал и строил города, пахал землю и собирал урожай, словом, созидал. И при этом неизменно ощущал поддержку русского народа, российской интеллигенции.

  1. Что дало Дагестану вхождение в состав России?

Результаты и последствия присоединения к России следует оценивать как поистине судьбоносные для Дагестана. Избавившись от разорительных набегов, дагестанские народы получили возможность снижения экономической отсталости, налаживания хозяйственных и торговых связей, преодоления политической раздробленности. Помимо прочего, присоединение Дагестана к России открывало перспективу приобщения горцев к передовой русской и мировой культуре, содействовало ускоренному общественному развитию.

Можно проследить характер влияния русского просветительства на деятельность отдельных представителей дагестанской интеллигенции и обозначить векторы влияния русской культуры на процесс повышения культурно – образовательного уровня дагестанских народов. Исследование деятельности представителей местной национальной интеллигенции дает возможность научно обосновать особую роль русского просветительства, шире – русской культуры в истории культуры народов Дагестана.

Одним из первых дагестанцев, оценивших значение русской культуры, стал Мухаммад Али Касимович Казем-Бек (1802–1870). Ученый издал более 110 научных работ по языкознанию, мифологии, литературе ,праву, этике, религии. В них он уделял особое внимание преодолению отсталости мусульманских народов России и Востока и их просвещению, говорил о важности просвещения для судеб страны.

Абдулла Омаров и Айдемир Черкеевский получили арабо-мусульманское образование. Позднее, обучаясь в Темир – Хан - Шуринской светской школе и общаясь с преподавателями, представителями русской интеллигенции, А. Омаров признал прогрессивную роль России в развитии светского компонента дагестанской культуры. На формирование этих взглядов повлияла его совместная работа с П. К. Усларом.

Россия обеспечила «спокойную жизнь для дагестанцев… создала для них прогимназии, гимназии, светские суды. Эти и другие мероприятия направлены на улучшение экономической и культурной жизни народа»3.

Несомненным является следующий факт: просвещенные дагестанцы восприняли Россию в первую очередь как носителя передовой культуры. Зная, насколько низок культурно-образовательный уровень большинства горцев, дагестанская интеллигенция выступала с поддержкой любых начинаний официальной России, которые в той или иной степени были связаны с развитием материальной и духовной культуры горцев.

  1. Присоединение Дагестана к России и о значении его для моего родного города.

3.1.Стекольный завод
Дагестанские Огни – один из самых маленьких и самых молодых городов не только в Республике Дагестан, но и в Северо - Кавказском федеральном округе, однако значение его в истории и развитии Дагестана, да и России в целом, значительно. Ведь поселок Дагестанские Огни был известен в России и даже в Европе до того, как образовалась сама Республика Дагестан, так как до революции ни в России, ни в Европе не было ни одного предприятия стекольной промышленности, которое бы работало на природном газе.

Огни возникли вокруг стекольного завода. Еще в давние времена эта местность была известна естественными выходами горючего газа. А в 1914 году промышленники братья Малышевы из Астрахани построили здесь завод, работавший на местном газе. Поэтому поселок получил свое название - Дагестанские Огни.

Неоценимую помощь оказала нашему городу Россия, в лице В.И.Ленина, который распорядился в 1922 г. для строительства экспериментального стеклозавода на природном газе выделить 400 тысяч рублей, а затем для строительства уже экспериментального механизированного завода - 1,2 млн. рублей золотом.

Малышевы так и не успели завершить строительство завода — в годы гражданской войны завод был разрушен. Но и тут не обошлось без помощи России, поскольку завод был восстановлен и реконструирован общими усилиями россиян, и введен в действие в 1926 году.

Завод во все времена был символом единства всех народов страны, поскольку в его строительстве приняли участие люди 29 национальностей из разных регионов России.

Именно здесь горские народы Дагестана почувствовали глубокий смысл русских традиций, русской культуры, огромного духовного богатства и наследия. Они привнесли в российскую глубинку культуру и язык великого народа, которые не гаснут и сегодня в жизни дагогнинцев.

Несомненно, «визитной карточкой» нашего города всегда был и остается стекольный завод с его интереснейшей и увлекательной историей. Несомненно, не только Дагестанские Огни нуждались в помощи России, он и наша большая Родина получила немало от малой Родины в области торгового сотрудничества со странами зарубежья, такими, как Иран, Турция, Япония, которым некогда отгружал свою продукцию наш завод.

  1. Образование


Первым шагом на пути нашего поиска было посещение городского музея и встреча с удивительной женщиной Мехтиевой Чимназ Залбековной, экскурсоводом, а в прошлом директором интерната. С её слов мы узнали, что образование нашего города тесно связано со становлением стекольного завода, на строительство которого со всей страны приезжали специалисты, детей которых необходимо было обучать. Но не только детей. Очень много крестьян спускалось с гор в поисках работы. Тогда, в 1930 году и были открыты первые школы ЦЗО, вечерние школы рабочей молодёжи и школа, которую сегодня мы знаем как школу №5, а тогда №2. Мы заглянули в городской архив г. Дербента, т.к. в архиве администрации нашего города мы ничего не обнаружили. Просмотрев горы материалов, мы нашли дела, в которых были протоколы №22/ 242 заседаний Дербентского городского Совета от 1925 года, в которых говорилось об укреплении участка около школы №2(т.е. сейчас №5).

Со слов первой выпускницы города Дагестанские Огни Муртузалиевой Сары Шахмардановны мы узнали о директоре школы Чекоеве Юрие Ефимовиче-участнике Великой Отечественной войны, который не любил о ней вспоминать; о Галине Алексеевне – химике, Клавдии Евдокимовне – учительнице физкультуры, Нинель Ивановну – математике, Сергее Соломоновиче – учителе физики. Особенно запомнилась ей Рена Александровна Чекоева – уравновешенная особа, всегда красиво одетая, жена директора школы. Она была литератором. Среди всех выделялся подтянутый мужчина, старше 60 лет, военрук, Федор Михайлович

Гурлева Галина Борисовна родилась 10 февраля 1937 г. в городе Марья Костромской области. В 1954 г. окончила среднюю школу №2 с серебряной медалью, поступила в Ярославский государственный педагогический институт на физико-математический факультет, а в 1959 г. закончила его. Приехала работать в Дагестан. С 1959 по 1963 гг. работала учителем физики в селе Маджалис, в интернате «Горянка» Кайтагского района4. Выпускники Галины Борисовны до сих пор работают в школе и с теплотой отзываются о ней.

Кухтарева Нинель Ивановна, Рыбников Александр Ильич, они и многие другие учителя нашего славного города внесли огромный вклад в развитие образования и культуры.

Благодаря всем этим людям, которые приехали со всех уголков России, уровень образованности у нас повысился. Их ученики сегодня учат наше поколение и добиваются успехов и высот. Бабаев Вагиф Алиевич является учеником этих замечательных педагогов. Он занимается научной деятельностью, выпустил книгу «Структурированный рост кристаллов на подложках лейкосапфира» и много научных статей. А его ученик Муслимов Арсен Эмирбекович является молодым учёным.

Мне удалось лично познакомиться с молодым учёным Муслимовым Арсеном Эмирбековичем, который является научным сотрудником лаборатории «Роста неорганических наноструктур» института кристаллографии РАН им. Шубникова в г. Москве. Он участвовал в конкурсе молодых учёных, в котором участвовали 500 учёных из разных регионов России. Муслимов Арсен занял первое место. Его работа «Упорядоченные наноструктуры золота на поверхности лейкосапфира и их оптические применения» посвящена новому исследовательскому материалу, который можно использовать в качестве волновода, биосенсора и катализатора роста углеродных трубок. Эта работа позволяет дальнейшее исследование миниатюризации электроники. В настоящее время Арсен Муслимов защитил диссертацию по теме «Наноструктуры золота на поверхности лейкосапфира».

III. Заключение
Российско-дагестанское единство – тема чрезвычайно обширная, имеющая прямые выходы в современность (в том числе с геополитической точки зрения) и дающая пищу для размышлений. В научной среде все еще сохраняется соблазн неоднозначных интерпретаций истории (в особенности эпохи Кавказской войны), противопоставления «деспотичной» России «свободолюбивым горцам», нивелирования интеграционных процессов, объективно сближавших народы великого государства в единое целое.

На самом деле российско-дагестанские взаимоотношения были разными, в том числе драматическими и конфликтными, – такова историческая реальность, отрицать которую бесполезно и непродуктивно. Думается, гораздо важнее сегодня, спустя 200 лет, попытаться на уровне современных представлений о государстве и обществе непредвзято осмыслить истинную значимость и необратимость нашего единства, озвучить «болевые точки», угрожающие межнациональному миру и гражданскому согласию, в целом - стабильному развитию России и Дагестана.

Каким бы оценкам сегодня ни подвергался советский период в истории России и ее регионов, нет смысла отрицать, что именно в те годы республика сделала мощный рывок в своем экономическом и социальном развитии, сформировала собственные властные, политические и гражданские институты. Не говоря уже о расцвете национальной культуры, самобытного искусства народов республики, развитии ее интеллектуального, творческого, духовного потенциала. О нашей общей гордости за то, что Дагестан стал родиной выдающихся поэтов, музыкантов, художников, которых чтит вся Россия, о которых знает весь мир.

Нельзя не вспомнить о трагических моментах истории нашей республики, таких как, например, землетрясение, произошедшее 14 мая 1970 года. Этот день останется в памяти народов Дагестана. В результате двух подземных толчков было разрушено 11 и сильно повреждено 257 населенных пунктов. В работах по ликвидации последствий той страшной катастрофы принимала участие вся страна. И сегодня мы с благодарностью вспоминаем Московскую, Ленинградскую области, Белоруссию, Украину, Азербайджан, многие тогда еще автономные республики. Все они оказывали нам финансовую и другую необходимую помощь.

Северный Кавказ – это средоточие многих этносов, культур, традиций, языков, и для нас особенно актуален тезис, сформулированный в одной из предвыборных статей В.Путина, о том, что «любой человек не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности, но быть прежде всего гражданином своей страны».

Список использованной литературы:

  1. Антология Дагестанской поэзии. Песни народов Дагестана. Вступительное слово Расула Гамзатова «Душа народа». Дагестанское книжное издательство 1980г. том 1й;

  2. Ключевский В.О. Письма Дневники. Афоризмы и мысли об истории.

  3. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно- политической мысли народов Дагестана в XIX веке;

  4. Материалы архива города Дербент;

  5. Материалы музея и музейного уголка МБОУ «СОШ №2» городского округа «город Дагестанские Огни».


Приложение



Мехтиева Чимназ Залбековна




Муртузалиева Сара Шахмардановна












Из архива










Молодой учёный Муслимов Арсен Эмирбекович

в гостях у учащихся нашей школы

1 «Душа народа» Расул Гамзатов.

2Ключевский В.О. Письма Дневники. Афоризмы и мысли об истории.

3Абдуллаев М. А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в.

4Из архивов СШ №2


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Автор: Абдухаликова Зиярат Надировна icon Самотності, як І тема смерті, потаєна для нашої свідомості. Автор...
Тема одиночества, как и тема смерти, запретная для нашего сознания. Автор пытается нарушить запрет и приподнять завесу. И начинает...
Тема: Автор: Абдухаликова Зиярат Надировна icon Пояснительная записка Номинация: основная школа (5-8 классы). Тема...
Тема урока: А. С. Пушкин «Слово о поэте» изучается по программе. Автор Коровина В. Я. 7 класс. 1 час
Тема: Автор: Абдухаликова Зиярат Надировна icon Тема урока Кол-во часов
Чтение статьи В. Б. Шкловского, развернутый ответ на вопрос: почему автор называет книгу «дорогой»?
Тема: Автор: Абдухаликова Зиярат Надировна icon Тема урока: «Слитное и раздельное написание производных предлогов»
Автор: Смирнова С. А, учитель русского языка и литературы мбоу сош №7 г. Бирска, рб
Тема: Автор: Абдухаликова Зиярат Надировна icon Тема текста
Автор изложил, поставил, рассмотрел, выдвинул, затронул, поднял, сформулировал, исследовал, проанализировал (философскую, психологическую,...
Тема: Автор: Абдухаликова Зиярат Надировна icon Тема урока Кол час
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои произведения. Выражение авторской позиции. Выявления уровня литературного...
Тема: Автор: Абдухаликова Зиярат Надировна icon Николай Александрович Бердяев Алексей Степанович Хомяков
Хомякова. Наряду с темой Хомяков меня интересует другая тема – Хомяков и мы. Так как, по моему мнению, Хомяков является центральной...
Тема: Автор: Абдухаликова Зиярат Надировна icon Литература. Классы 9, 10 отделения слабослышащих детей. Тема: «Единство...
Автор – учитель русского языка и литературы, учитель- дефектолог высшей категории Борунова Надежда Ивановна
Тема: Автор: Абдухаликова Зиярат Надировна icon Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина»
С. Есенина, помочь увидеть ту исключительную роль, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины (с самого начала слившиеся...
Тема: Автор: Абдухаликова Зиярат Надировна icon Урок 1 Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное...
Обозначенная автором тема сложна и многогранна. На первом уроке можно дать общее представление об этой теме, которое будет развиваться...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции