Методические рекомендации по р азработке программ




Скачать 129.44 Kb.
Название Методические рекомендации по р азработке программ
Дата публикации 20.09.2014
Размер 129.44 Kb.
Тип Методические рекомендации
literature-edu.ru > Военное дело > Методические рекомендации





Методические рекомендации по разработке программ профессиональных модулей основных профессиональных образовательных программ по специальностям среднего/начального профессионального образования
1. Общие положения

  1. Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа ПМ) - является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности, профессии и предназначена для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО).

  2. Профессиональный модуль - часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным ФГОС результатам образования, предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого вида деятельности.

  3. Рабочая программа ПМ включает в себя требования к:

  • результатам освоения профессионального модуля в соответствии с результатами освоения ОПОП (базовой или углублённой подготовки);

  • структуре и содержанию профессионального модуля;

  • условиям реализации профессионального модуля

  • контролю и оценке результатов освоения программы ПМ.

4.Рабочая программа профессионального модуля является единой для всех форм получения образования: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната, а также для всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих ОПОП НПО и СПО.
2. Требования к результатам освоения профессионального модуля

В данном разделе программы профессионального модуля:

  • указывается принадлежность профессионального модуля к соответствующему виду профессиональной деятельности в рамках профессионального цикла;

  • приводится краткое описание назначения профессионального модуля, его роль в подготовке рабочих и специалистов, формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся, приводится обоснование структуры профессионального модуля, состоящей из междисциплинарного курса (курсов);

  • перечисляются общие компетенции, профессиональные компетенции, на формирование которых направлено освоение профессионального модуля;

  • подробно описываются требования к практическому опыту, приобретаемому в ходе учебной практики и производственной практики (практики по профилю специальности);

  • подробно описываются требования к умениям, приобретаемым в ходе лабораторных и практических занятий в рамках освоения междисциплинарного курса (курсов);

  • подробно указываются усваиваемые знания в рамках освоения междисциплинарного курса (курсов), на базе которых формируются умения и приобретается практический опыт.


3. Требования к структуре и содержанию профессионального модуля

Раздел «Структура и содержание профессионального модуля» содержит тематический план и содержание междисциплинарного курса (курсов), а также план учебной практики и производственной практики (практики по профилю специальности).

Структура профессионального модуля представлена в тематическом плане, в котором раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов программы, показывается распределение учебных часов по темам меж­дисциплинарного курса (курсов), этапам учебной и производственной практики (практики по профилю специальности).

Содержание междисциплинарного курса (курсов) разрабатывается с учётом требований к результатам освоения ОПОП по конкретному профессиональному модулю, компетенций, которые будут сформированы после освоения профессионального модуля (практического опыта, умений и знаний, которыми должен овладеть обучающийся при изучении междисциплинарного курса (курсов).

Примерное содержание междисциплинарного курса (курсов) должно включать в себя учебный материал из разных областей знания (в том числе разделов и тем общепрофессиональных дисциплин), который необходим для формирования компетенций при освоении профессионального модуля.

Междисциплинарный курс (курсы) будет иметь собственный предмет изу­чения - профессиональную компетенцию (профессиональные компетенции), соответствующую основному виду профессиональной деятельности.

При интеграции (объединении) учебного материала из разных учебных дисциплин необходимо учитывать:

  • комплексность подхода к проблемам в рамках междисциплинарного курса;

  • исключение дублирования в различных междисциплинарных курсах;

  • обеспечение связи внутри междисциплинарных курсов.

По каждой учебной теме междисциплинарного курса приводятся:

  • номер и наименование темы;

  • требования к практическому опыту, умениям и знаниям обучающихся;

  • содержание учебного материала;

  • лабораторные и (или) практические занятия (порядковый номер и наименование).

В междисциплинарном курсе объём времени, отведённый на практиче­ские и лабораторные занятия, должен составлять не менее 50%.

В процессе разработки программы профессионального модуля необходи­мо описать этапы и содержание учебной практики и производственной практики (практики по профилю специальности) (далее - практики), обеспе­чивающие формирование профессиональных компетенций по определённому виду профессиональной деятельности.
Исходя из рекомендаций Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО) в программы практик следует включить следующие разделы:

  1. Цели и задачи практик (учебной и производственной);

  2. Распределение бюджета времени, отводимого на практики;

  3. Базы практик; общие требования к базам практик: оснащённость современным оборудованием, наличие квалифицированного персонала и т.д.;

  4. Организация практик: планирование практик, особенности организации каждого вида практики;

  5. Примерное содержание практик;

  6. Требования к практическому опыту;

  7. Содержание учебной информации, необходимой для овладения практическим опытом;

  8. Примерные виды работ;

  9. Темы междисциплинарного курса, связанные с содержанием практик;

  10. Формы отчётности по каждому этапу и виду практики.


4. Требования к условиям реализации профессионального модуля

Раздел программы профессионального модуля «Условия реализации программы профессионального модуля» включает в себя:

  • Рекомендуемую тематику курсовых проектов (работ) - указываются примерные темы курсовых проектов (проектов) и общие требования к их содержанию и объёму.

  • Рекомендуемую литературу и средства обучения - указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения, включая аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные. После каждого наименования литературы или учебного пособия указываются издательство и год издания, а после каждого наименования средств обучения - выпускающие их организации и год выпуска;

  • Рекомендации по организации образовательного процесса, которые содержат описание технологий обучения по профессиональному модулю: деятельностные, ориентированные на овладение способами профессиональной и (или) учебной деятельности (контекстное обучение, моделирование профессио­нальной деятельности в учебном процессе и т.п.); личностно ориентированные, направленные на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе; когнитивные (мыследеятельностные), направленные на развитие интеллектуальных функций обучающихся, овладе­ние ими принципами системного подхода к решению проблем (метод решения проблем, проектный метод, методы групповой дискуссии); информационно-коммуникационные, позволяющие овладеть методами сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах и другие.

Формы организации деятельности: фронтальные, групповые, индивиду­альные, работа в малых группах могут стать условием реализации указанных технологий.

Весь образовательный процесс должен быть ориентирован на формиро­вание компетенций, освоение которых является результатом обучения по про­фессиональному модулю. Перед началом обучения обучающиеся должны быть ознакомлены с содержанием обучения по профессиональному модулю, с тем чтобы они понимали, какие результаты от них ожидаются, т.е. что они будут уметь делать после завершения освоения профессионального модуля.


  • Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся содержат задания для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

  • Примерный перечень видов самостоятельной работы:

  • аудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию (например: работа с опорными конспектами по темам занятий, с учебной и специальной технической литературой (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите; самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТП);

  • внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия, включает единицы содержания, выделенные преподавателем для самостоятельного изучения (отчётными материалами могут быть: оформление фрагмента технологической документации технологического процесса; разработка комплекса мероприятий по снижению травматизма на производственном участке; расшифровка кинематической схемы с использованием условных обозначений; работа по конкретной теме курсового проекта).

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в со­ответствии с рекомендуемыми видами заданий. Виды заданий для внеаудитор­ной самостоятельной работы и их содержание могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику профессии и специаль­ности осваиваемого профессионального модуля, индивидуальные особенности обучающихся.

5. Требования к контролю и оценке результатов освоения профессионального модуля

В разделе программы профессионального модуля «Рекомендации по осуществлению контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля» указываются основные показатели оценки результата, формы и методы контроля по освоению профессионального модуля, направленные на измерение освоенных целостных профессиональных компетенций, а не отдельных знаний и умений или элементов практического опыта.

Формы и методы контроля должны быть направлены на проверку освое­ния профессиональных и общих компетенций, должны оценивать деятельность (процесс или результат).

Поэтому целесообразно подумать о возможности:

  • накопительной оценки, куда должно относиться оценивание результатов изучения МДК и выполнение работ в течение учебной или производственной практики;

  • единой (комплексной) оценки (в таком случае нужна такая форма контроля, которая позволит проверить и когнитивную, и деятельностную составляющие компетенции);

  • - оценка сформированности компетенции должна приближаться к экспертной (например, бинарной: освоил /не освоил).

Если в качестве формы контроля материала МДК использовать тесты, то сами тестовые задания должны представлять собой ситуативные задачи.

Например:

Задание 1. Охарактеризовать сходство и различие в технике и технологии разных видов сварки в РФ и за рубежом.

Задание 2. Разработать систему оценки показателей работы сварочного поста и решить конкретную задачу с помощью заданных технических условий сварки.

Задание 3. Заполнить суточный отчёт мастера производственного участка и заявку на материалы. Придумать и обыграть производственную ситуацию.

Задание 5. Описать виды нагрузок, действующих на свариваемые изде­лия при разных производственных ситуациях.

Задание 6. Произвести оценку эффективности работы рабочей бригады сварщиков.

Оптимальная форма контроля - курсовой проект, но он не может выполняться по каждому модулю.

При выборе формы контроля нужно чётко представлять предмет оцени­вания (компетенцию) и показатели, по которым будет производиться оценка (например, точность или скорость выполнения определенных операций, или какие-либо параметры изготовленного продукта).
Определение показателей результатов освоения профессиональных модулей и учебных дисциплин
Для профессионального модуля

Результаты

Основные показатели

Формы и методы

(освоенные профес-

оценки результата

контроля и оценки

сиональные компе-







тенции)










Выполнение



Устный экзамен




Демонстрация

Практический экзамен




Определение

Тестирование




Проектирование

Письменный экзамен




Создание

Экспертная оценка защиты лабора-




Планирование

торной работы




Выделение

Экспертная оценка на практическом




Получение

занятии




Изложение

Экспертная оценка выполнения




Решение

практического задания




Обоснование







Формулирование







Доказательство







Изготовление







Нахождение





Для учебной дисциплины


Результаты

Основные показатели

Формы и методы

(освоенные умения,

оценки результата

контроля и оценки

усвоенные знания)










Выполнение

Устный экзамен




Демонстрация

Практический экзамен




Определение

Тестирование /:,.




Проектирование

Письменный экзамен




Создание

Экспертная оценка защиты лабора-




Планирование

торной работы




Выделение

Экспертная оценка на практическом




Получение

занятии




Изложение

Экспертная оценка выполнения




Решение

практического задания




Обоснование







Формулирование







Доказательство







Изготовление







Нахождение




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по р азработке программ icon Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Методические...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
Методические рекомендации по р азработке программ icon Методические рекомендации по дисциплине «История русского искусства»
Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы обучения всех направлений бакалавриата ибк
Методические рекомендации по р азработке программ icon Методические рекомендации по проектированию основных образовательных...
Нормативные документы для разработки ооп по направлению подготовки (бакалавр/ специалист) 8
Методические рекомендации по р азработке программ icon Методические рекомендации по освоению курса планы лекционных и семинарских занятий
Методические рекомендации предназначены для обеспечения студентов и преподавателей системы высшего и средне-специального образования...
Методические рекомендации по р азработке программ icon Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации по р азработке программ icon Методические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения...
...
Методические рекомендации по р азработке программ icon Методические рекомендации по выполнению дипломных работ утверждены...
Голова А. Г., Спиридонова Г. В. Методические рекомендации организации, выполнения и защиты выпускной квалификационной работы для...
Методические рекомендации по р азработке программ icon Власенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык....
Письмо Департамента государственной политики в образовании моин РФ от 07-06-2005 №03-1263) и авторской программы Власенкова А. И....
Методические рекомендации по р азработке программ icon Методические рекомендации по оформлению программ внеурочной деятельности...
О методических рекомендациях по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации фгос ноо
Методические рекомендации по р азработке программ icon Методические рекомендации Армавир 2010
Терешкова Л. А. Технология разработки рабочей программы практики для основной образовательной программы по направлениям подготовки...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции