1. 9 мая 1940 г. Политбюро ЦК вкп(б) приняло решение о строительстве в кратчайшие сроки Северо-Печорской железнодорожной магистрали Котлас – Воркута, протяженность которой составляла 1191 км. Предусматривалось задействовать на ней 20 тысяч заключенных гулага 2




Скачать 272.15 Kb.
Название1. 9 мая 1940 г. Политбюро ЦК вкп(б) приняло решение о строительстве в кратчайшие сроки Северо-Печорской железнодорожной магистрали Котлас – Воркута, протяженность которой составляла 1191 км. Предусматривалось задействовать на ней 20 тысяч заключенных гулага 2
страница1/4
Дата публикации11.06.2014
Размер272.15 Kb.
ТипРешение
literature-edu.ru > Военное дело > Решение
  1   2   3   4
Лебедева Н.С.

Lebedeva N.S.
ПОЛЯКИ В СЕВЕРНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ЛАГЕРЕ (1940-1941)

POLES IN NORTHERN RAILWAY CAMP (1940-1941)


Вопрос о пребывании в Севжелдорлаге военнослужащих Войска Польского, плененных в сентябре 1939 г., не был предметом специального рассмотрения ни в отечественной, ни в польской литературах. Он лишь затрагивался в монографии «Катынь: преступление против человечества» и в документальных публикациях 1.

9 мая 1940 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о строительстве в кратчайшие сроки Северо-Печорской железнодорожной магистрали Котлас – Воркута, протяженность которой составляла 1191 км. Предусматривалось задействовать на ней 20 тысяч заключенных ГУЛАГа 2.

14 мая нарком внутренних дел СССР Л.П. Берия подписал приказ № 00597 «О строительстве Северо-Печорской железнодорожной магистрали», движение по которой должно было открыться уже в декабре 1941 г. Отрезок от Котласа до Усть-Кожва (728 км) поручалось прокладывать создаваемому для этих целей Северному железнодорожному лагерю. Начальником СЖДЛ стал капитан госбезопасности Шемена. За стройку отвечал шеф Главного управления железнодорожного строительства (ГУЖДС) НКВД СССР Н.А. Френкель3.

В этот же день Берия подписал и приказ № 0192-1940 «О направлении рабочей силы из заключенных на строительство Северо-Печорской магистрали и Воркутстроя» 4.

Нарком приказал в целях «обеспечения строительства Северо-Печорской железной дороги и развития угледобычи на воркута-печорском угольном месторождении» направить в мае-июле 1940 г. 135 тысяч заключенных и военнопленных. В 1942 г. Воркутинский бассейн должен был выдавать 2 млн. тонн угля, в 1945 г. – 6,2 млн. т. 26 июня высшая партийная инстанция утвердила постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О воркуто-печорских углях» 5.
Question about staying in Sevzheldorlag soldiers of the Polish Army, captured in September 1939, has not been the subject of special consideration either in domestic or in the Polish literature. He only touched upon in the book "Katyn: a crime against humanity" and the documentary publications.1

May 9, 1940 the Politburo of the CPSU (b) decided to build as soon as the North-Pechora railway Kotlas - Vorkuta, which was the length of 1191 km. It was envisaged to use her 20,000 prisoners GULAG2.

May 14 People's Commissar of Internal Affairs LP Beria signed Order № 00 597 "On the construction of the North-Pechora railway," the movement of which was to open in December 1941 segment of the Kotlas to Ust-Kozhva (728 km) laying instructed generated for this purpose the Northern railway camp. The chief of SZDL was security captain Shemena. During construction of the Main Control replied the chief railway construction (GUZC) NKVD N.A. Frenkel 3.

On the same day, and Beria signed Order № 0192-1940 «On the direction of labor of the prisoners for the construction of the North-Pechora Vorkutstroya line and". 4

The People's Commissar ordered to "ensure the construction of the North-Pechora railway and the development of coal mining in Vorkuta, Pechora coal mine" to send to the May-July 1940, 135,000 prisoners and prisoners of war. In 1942 Vorkuta basin had to issue 2 million tons of coal in 1945 - 6.2 million tonnes of June 26 the highest party authority approved a resolution SNK USSR and TsK VKP (b) "On the Vorkuta-Pechora coal". 5

---

1 Н.С. Лебедева. Катынь: преступление против человечества. М., 1994. С.237-242; Катынь. Пленники необъявленной войны. Документы и материалы. Отв. составители, авторы вступительной статьи и комментариев Н.С.Лебедева и В. Матерский. М., 1997.

С. 522, 578; Катынь. Март 1940 г. – сентябрь 2000 г. Расстрел. Судьбы живых. Эхо Катыни. Документы. Отв. составители, авторы вступительных статей и комментариев Н.С.Лебедева и В. Матерский. С. 39-41, 204-205.

2 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 3. Д. 1023. Лл. 62-72.

3 Государственный архив Российской Федерации. (ГАРФ) Ф. 9401с. Оп. 12. Д. 56. Л. 197.

4 Там же. Оп. 1а. Д. 63. Лл. 70-72об.

5 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1025. Лл. 5-6.

1 N.S. Lebedeva. Katyn: a crime against humanity. M., 1994. S.237-242; Katyn. Prisoners of undeclared war. Documents and Materials. Answer. composers, authors of the introductory article and comments and B. N.S.Lebedeva Matersky. M., 1997. S. 522, 578; Katyn. March 1940 - September 2000 shooting. The fate of the living. Echo of Katyn. Documents. Answer. composers, authors of the introductory articles and comments and B. N.S.Lebedeva Matersky. S. 39-41, 204-205.

2 Russian State Archive of Socio-Political History (RGASPI). F. 17. Gn. Three. D. 1023. Ak. 62-72.

3 State Archive of the Russian Federation. (SARF) F. 9401s. Gn. 12. D. 56. L. 197.

4 Ibid. Gn. 1a. D. 63. Ak. 70 72ob.

5 RGASPI. F. 17. Gn. Three. D. 1025. Ak. 5-6.

Приказом НКВД СССР от 17 мая 1940 г. № 0196 был создан сводный отряд конвойных войск для сопровождения военнопленных от станции Котлас в многочисленные отделения СЖДЛ, расположенные вдоль строившейся железнодорожной магистрали. С 15 июля охрана заключенных и военнопленных должна была перейти к военизированной охране ГУЛАГа, после чего сводный отряд расформировывался 6.

27 мая Берия подписал приказ № 00651 «Об организации военных трибуналов войск НКВД СССР при управлениях строительства Северо-Печорской железнодорожной магистрали». В соответствии с ним были созданы два трибунала – в Княж-Погосте и Усть-Кожве, которые впоследствии рассматривали дела не только заключенных, но и военнопленных 7.

Военнопленные, о которых шла речь в приказе Берии от 14 мая, - это 8 тысяч польских военнослужащих, которые были задержаны в числе других 240 тысяч человек в сентябре - первых числах октября 1939 г. в ходе «освободительного похода» Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию. Как известно, по решениям Политбюро ЦК ВКП (б) от 3 и 13 октября 1939 г. рядовые и младшие командиры польской армии - уроженцы западных областей Украины и Белоруссии были распущены по домам, а военнопленные - жители территории Польши, отошедшей к Германии, переданы немецким властям.

Однако 25 тысяч солдат и унтер-офицеров не были освобождены – их было решено использовать на строительстве шоссейной дороги Новоград-Волынский – Львов (14 тыс.) и на предприятиях Наркомата черной металлургии (НКЧМ) в Кривом Роге и Запорожье (11 тыс.). Впоследствии около 500 человек из них были переданы Германии и около 1 000 человек бежали из трудовых лагерей.

К декабрю 1939 г. в трех наркомчерметовских лагерях (Криворожском, Елено-Каракубском и Запорожском) содержались 10 172 военнопленных, включая 8 офицеров, 1216 унтер-офицеров, 8779 рядовых, 169 беженцев. Из писем родных они знали, что большинство бывших военнопленных, рядовых и младших командиров, вернулись к своим семьям. Им также обещали, что они будут отпущены к концу года. В начале 1940 г. со многими пленными заключили трудовые соглашения, в соответствии с которыми они могли свободно передвигаться без охраны на территории лагеря и на месте своей работы. Им также обещали скоро полное освобождение.
Order of the NKVD on May 17, 1940 № 0196 was created combined force convoy of troops to escort prisoners from Kotlas station to numerous offices SZDL along the railway line under construction. On July 15 protection of detainees and war prisoners was to go to the GULAG militarized protection, after which combined force disbands.6

May 27 Beria signed Order № 00 651 "On organization of military tribunals of the NKVD USSR in offices of the construction of the North-Pechora railway." According to him, there were two tribunals - in Kniaz-Pohost, and Ust-Kozhwa, where later examined not only detainees but war prisoners too.7

War prisoners, which were discussed in Beria order dated May 14, - 8000 Polish soldiers, who were detained, among other 240,000 people, in September - early October 1939, during the "liberation campaign" of the Red Army in the Western Ukraine and Western Byelorussia. As you know, the decisions of Politburo of the CPSU (b) of 3 and 13 October 1939, soldiers and junior officers of the Polish Army - natives of the western regions of Ukraine and Belarus, were dismissed to their homes, and war prisoners - inhabitants of Poland territory, ceded to Germany, handed over to German authorities.

However, 25,000 soldiers and noncommissioned officers were not released - they decided to use in the construction of the highway Novograd Volyn - Lwow (14000) and Commissariat of Ferrous Metallurgy enterprises (NKCM) in Krivoy Rog and Zaporozhye (11000). Subsequently, about 500 of them were transferred to Germany and about 1000 people fled from the labor camps.

By December 1939 in three camps (Krivoy Rog, Eleno-Karakubskiy and Zaporozhye) contained 10,172 prisoners, including 8 officers, 1216 non-commissioned officers, 8779 privates, 169 refugees. From letters home, they knew that the majority of former war prisoners, soldiers and junior officers, they returned to their families. They also promised that they will be released later this year. In early 1940 many prisoners have concluded labor agreements, under which they could move freely without the protection of the camp and in the place of work. They also promised soon complete exemption.

---

6 Там же. Л. 77. Приказ был подписан зам. наркома внутренних дел И.И.Масленниковым. Командиром сводного отряда был назначен майор В.Г. Слоневский из штаба 18-й бригады, военкомом – комиссар 237 полка старший политрук И.Ф. Сметанин, начальником штаба – капитан В.Э. Кудряшов из штаба 19-й бригады. Сводный отряд подчинялся непосредственно начальнику Главного управления конвойных войск (ГУКВ) НКВД СССР В.М. Шарапову.

7 ГАРФ. Ф. 9401с. Оп. 12. Д. 57 Л. 85.

6 Ibid. L. 77. The order was signed by the deputy. People's Commissar of Internal Affairs I.I.Maslennikovym. The commander of the consolidated unit was appointed Major General V. Slonevskij from the headquarters of the 18th Brigade, military commissar - Commissioner 237 Regiment Senior Political IF Smetanin, Chief of Staff - Captain VE Kudryashov from the headquarters of the 19th Brigade. The consolidated unit report directly to Chief of the convoy of troops (GUKV) NKVD VM Sharapova.

7 GARF. F. 9401s. Gn. 12. D. 57 L. 85.

Тем не менее, положение большинства пленных оставалось достаточно сложным. Они не могли покинуть лагерь и работу. Многие из них не были обеспечены необходимой одеждой и обувью, в результате чего их не могли использовать в шахтах и рудниках. Из-за неуплаты предприятиями НКЧМ столовым за питание те зачастую отказывались кормить поляков. Участились случаи производственного травматизма среди военнопленных и их отказов выходить на работу. В целом труд пленных оказался малопроизводительным и лишь создавал проблемы для руководства рудников и шахт. В результате в начале марта 1940 г. Л.П. Берия принял решение изъять военнопленных их подчинения Наркомчермету и передать их в полное распоряжение Управления по делам военнопленных (УПВ) НКВД СССР.

Одновременно среди контингента трудовых лагерей усиленно стали выявлять офицеров, служащих полиции, жандармерии, корпуса охраны границы, разведки, осадников, то есть тех, кто подпадал под решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 г. о расстреле. Их в срочном порядке отправляли в Козельский, Старобельский и Осташковский лагеря8.

Вместе с 15 тысячами узниками этих трех спецлагерей несколько десятков выявленных в лагерях НКЧМ офицеров и полицейских были расстреляны в Катыни, Калинине и Харькове в апреле – мае 1940 г.9

Расправившись с польскими офицерами, полицейскими, узниками тюрем, сталинское руководство приступило к проведению новой операции – переводу военнопленных из наркомчерметовских лагерей на архипелаг ГУЛАГ.

Интенсивная подготовка к ней проводилась в течение всего марта-первой половине мая 1940 г. Приказом НКВД CCCР от 6 марта была создана бригада для приема лагерей военнопленных Криворожского бассейна от НКЧМ. Ее возглавил начальник 1-го (оперативного) отдела УПВ НКВД СССР А.В. Тишков.
Nevertheless, position of majority of the prisoners remained a challenge. They could not leave the camp and work. Many of them were not provided with the necessary clothing and footwear, with the result that they could not use in mines. Due to non-payment by enterprises NKCM canteens for meals, they are often refused to feed Poles. Cases of occupational injuries among the prisoners and their failure to come to work. In general, prisoners of war labor was unproductive and only created problems for the leadership of mines. As a result, in early March 1940, L.P. Beria decided to withdraw their submission Narkom-Chermet prisoners and send them at the disposal of the Office for Prisoners of War (OLA), the NKVD.

At the same time among the contingent labor camps were hard to identify officers, police, gendarmerie, border security corps, intelligence, osadnikov, - those who fell under the decision of the Politburo of the CPSU (b) on March 5, 1940 about shooting. They were promptly sent to Kozelsky, Starobelsk and Ostashkov lagers8.

Together with the 15000 prisoners of these three special camps, identified in dozens of camps NKCM officers and police, were shot at Katyn, Kalinin and Kharkiv in April - May 1940.9

Having finished with the Polish officers, policemen, prison inmates, Stalin/s leadership launched a new operation - transfer prisoners from labor NKCM camps to Archipelago GULAG..

Intensive preparation for it was carried out NKVD during March - first half of May 1940. Order March 6, was formed brigade for reception of NKCM war prisoners of Krivoy Rog camps. It was headed by the chief of NKVD USSR 1st (operational) department - A.V. Tishkov.

---

8 См. Катынь. 1940-2000. С. 66-68, 105-106, 111-112. 5 апреля 1940 г. П.К.Сопруненко. в частности, отдал распоряжение начальнику лагеря Дзержинскруда Второву срочно отправить в Осташковский лагерь 17 военнопленных – полицейских, тюремщиков, активных членов «антисоветских» политических партий и осадников (РГВА. Ф. 1/п. Оп.2е. Д. 8. Л. 279. Аналогичное распоряжение было отдано и начальнику Каракубского лагеря Кабанову (Там же. Д. 12. Л. 124).

9 О расстреле польских офицеров, полицейских, служащих других спецслужб и заключенных тюрем западных областей УССР и БССР см. подробнее: «Катынь 1940-2000». С. 17-186; Katyn. Dokumenty zbrodni. Tom 2. Zaglada marzec-czerwiec 1940.
8 See Katyn. 1940-2000. S. 66-68, 105-106, 111-112. April 5, 1940 P.K.Soprunenko. In particular, ordered the camp Dzerzhinskruda Vtorov rush in Ostashkov POW Camp 17 - police, prison guards, active members of the "anti-Soviet" political parties and osadnikov (RGVA. F. 1 / n Op.2e. D. 8. L. 279 . A similar order was given and the chief of the camp Karakubskogo Kabanov (Ibid. AD 12. L. 124).

9 On the shooting of Polish officers, policemen, employees of other security services and prison inmates, the western regions of USSR and BSSR details see: "Katyn 1940-2000." S. 17-186; Katyn. Dokumenty zbrodni. Tom 2. Zaglada marzec-czerwiec 1940.

К 29 марта, то есть накануне начала операции по расстрелу польских офицеров, полицейских и узников тюрем западных областей УССР и БССР, бригада Тишкова разработала план этапирования военнопленных из Криворожских лагерей НКВД СССР. Всего планировалось сформировать 6 эшелонов (227 вагонов), которые отправлялись бы с интервалом в один день. В первую очередь планировалось вывезти военнопленных – уроженцев территорий, отошедших к Германии и Литве, во вторую – жителей западных областей УССР и БССР. Хотя наличие «лишних военнопленных», по сообщению того же Тишкова и начальников трестов и заводов, «сильно тормозило» производство, НКВД не пошло на их освобождение 10.

Не были освобождены даже полные инвалиды, которых было решено доставить в одно из отделений Ровенского лагеря и организовать там их «трудоиспользование». В то же время почти все оставшиеся немцы и лица, за которых ходатайствовало германское посольство, были освобождены и переданы германской стороне 11.

Строительство Северо-Печорской железнодорожной магистрали потребовало притока новой рабской силы. Было принято решение перебросить туда наряду с зеками и польских солдат и унтер-офицеров из бывших наркомчерметовских лагерей. 10 мая, на следующий день после упоминавшегося выше решения Политбюро ЦК ВКП(б), начальник УПВ НКВД СССР П.К.Сопруненко сообщил руководству НКЧМ о том, что «военнопленные, занятые на работах Наркомчермета, из Криворожского бассейна и предприятий «Запорожстали» – будут все вывезены». 12

В тот же день заместитель наркома внутренних дел комдив В.В.Чернышов передал по прямому проводу руководителю бригады центрального аппарата НКВД в Криворожских лагерях Г.И. Антонову: «Кроме 2000 человек, отправляемых /на/ строительство НКВД № 1, всех остальных военнопленных, находящихся /в/ лагерях Дзержинскруда, Октябрьруда, Ленинруда, Никополь-Марганец, отправьте /на/ станцию Котлас, /в/ адрес Севжелдорлага НКВД. Для руководства отправкой выезжает заместитель начальника Управления НКВД /по делам/ военнопленных Хохлов…/В/ зависимости от наличия в лагере обеспечить каждого военнопленного постельными принадлежностями, парой белья, ботинками. После обеспечения их все оставшееся в лагере вещевое довольствие, постельные принадлежности, хоз/яйственный/ инвентарь, а также продовольствие, отправьте вместе /с/ эшелоном… Температурящих и больных острыми заболеваниями в этап не включать» 13.

Однако реальное положение в лагерях, контингенты которых подлежали направлению в СЖДЛ, не дало возможность выполнить распоряжения зам. наркома в части снабжения военнопленных необходимым вещевым довольствием. Ни ботинок, ни белья им выдано не было. Более того, рудоуправления направили указания своим служащим препятствовать увозу военнопленными постельных принадлежностей. Вагонов для погрузки поляков и их конвоиров подали значительно меньше, чем требовалось, что создало дополнительные трудности при многодневном переезде 14.
By March 29, before operation of shooting Polish officers, policemen and prison inmates western regions of [Ukranian] SSR and the Byelorussian SSR, the team developed a plan Tishkov escorting prisoners from the camps of the NKVD Kryvyi Rih. Total planned to build six trains (227 cars), which would be sent with an interval of one day. First of all, it was planned to take out war - natives of territories ceded to Germany and Lithuania, the second - the inhabitants of the western regions of [Ukranian] SSR and Byelorussian SSR. Although the presence of "extra war," according to the same Tishkov and chiefs of trusts and the factories, "strongly inhibited" production, the NKVD did not go to their release.10

Do not even been released complete with disabilities, which was agreed to bring in one of the offices in Rivne and organize the camp where they "trudoispolzovanie." At the same time, almost all of the remaining Germans, and the person who petitioned for the German Embassy, had been released and handed over to German side.11

Construction of North-Pechora railway required a new influx of slave power. It was decided to transfer there, along with Russian prisoners, Polish soldiers and noncommissioned officers from former NKCM camps. May 10, the day after aforementioned decision of CPSU (b) Politburo, the head of NKVD department P.K.Soprunenko informed management, that " war prisoners, engaged in NKCM works in Krivoy Rog and " Zaporozhje Steel "- all will be taken ".12

The same day, Deputy People's Commissar NKVD V.V. Chernyshov, brigade general, passed on a direct line supervisor to central apparatus NKVD camps in the Krivoi Rog G. I. Antonov: "In 2000 people sent to NKVD building # 1, all other prisoners of war in camps Dzerzhinsk - ruda, Oktyabr - ruda, Lenin- ruda, Nikopol – Manganese, send to station Kotlas, SevZhelDorLag (SZDL) NKVD. To guide shipment leaves, deputy head of NKVD department Hohlov ... In depending on presence in camp, to provide each prisoner with bedding, a pair of underwear, shoes. After ensuring all of them, remained in the camp clothing allowance, bedding, households equipment, as well as food, send it together with train ... Temperature’s patients echelon with acute illnesses and stage, does not include."13

However, the real situation in camps, which are subject to the direction of contributing to the SZDL, not given opportunity to fulfill orders of the deputy commissar in the supply allowances of necessary clothing. Was not given to them no shoes, no clothes. Moreover, the Mining Department NKCM sent instructions to their employees to prevent abduction of prisoners bedding. Wagons for loading Poles and their guards have filed much less than required, thus creating additional difficulties for multi-day move. 14


---
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. 9 мая 1940 г. Политбюро ЦК вкп(б) приняло решение о строительстве в кратчайшие сроки Северо-Печорской железнодорожной магистрали Котлас – Воркута, протяженность которой составляла 1191 км. Предусматривалось задействовать на ней 20 тысяч заключенных гулага 2 iconПриняло решение
По многочисленным обращениям, поступающим из многих городов Российской Федерации и дальнего зарубежья, правление Фонда исторической...

1. 9 мая 1940 г. Политбюро ЦК вкп(б) приняло решение о строительстве в кратчайшие сроки Северо-Печорской железнодорожной магистрали Котлас – Воркута, протяженность которой составляла 1191 км. Предусматривалось задействовать на ней 20 тысяч заключенных гулага 2 iconПриняло решение
По многочисленным обращениям, поступающим из многих городов Российской Федерации и дальнего зарубежья, правление Фонда исторической...

1. 9 мая 1940 г. Политбюро ЦК вкп(б) приняло решение о строительстве в кратчайшие сроки Северо-Печорской железнодорожной магистрали Котлас – Воркута, протяженность которой составляла 1191 км. Предусматривалось задействовать на ней 20 тысяч заключенных гулага 2 iconСигачёв александр Александрович муза узников гулага
Александра Садкова в рамках благотворительного конкурса «Часовни Памяти». Поэтическое исследование было направлено на сбор поэзии...

1. 9 мая 1940 г. Политбюро ЦК вкп(б) приняло решение о строительстве в кратчайшие сроки Северо-Печорской железнодорожной магистрали Котлас – Воркута, протяженность которой составляла 1191 км. Предусматривалось задействовать на ней 20 тысяч заключенных гулага 2 iconУголовный кодекс рсфср
Указом Президиума Верховного Совета рсфср от 16 августа 1940 года (Известия Советов депутатов трудящихся ссср, n 190 от 17 августа...

1. 9 мая 1940 г. Политбюро ЦК вкп(б) приняло решение о строительстве в кратчайшие сроки Северо-Печорской железнодорожной магистрали Котлас – Воркута, протяженность которой составляла 1191 км. Предусматривалось задействовать на ней 20 тысяч заключенных гулага 2 iconМежгосударственный стандарт здания и сооружения методы определения воздухопроницаемости
Цнииэпжилища), Федеральным государственным унитарным предприятием Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве...

1. 9 мая 1940 г. Политбюро ЦК вкп(б) приняло решение о строительстве в кратчайшие сроки Северо-Печорской железнодорожной магистрали Котлас – Воркута, протяженность которой составляла 1191 км. Предусматривалось задействовать на ней 20 тысяч заключенных гулага 2 iconСправка о результатах участия школьников мбоу «сош №50» г Грозного...
Всего в во втором туре олимпиад приняло участие 36 человек олимпиадах приняло участие 36 человек

1. 9 мая 1940 г. Политбюро ЦК вкп(б) приняло решение о строительстве в кратчайшие сроки Северо-Печорской железнодорожной магистрали Котлас – Воркута, протяженность которой составляла 1191 км. Предусматривалось задействовать на ней 20 тысяч заключенных гулага 2 iconАзбука таро
Азбукой”, с которой легче всего начинать. И книга, видимо, выполнила свою задачу, потому что после первого (официального) тиража...

1. 9 мая 1940 г. Политбюро ЦК вкп(б) приняло решение о строительстве в кратчайшие сроки Северо-Печорской железнодорожной магистрали Котлас – Воркута, протяженность которой составляла 1191 км. Предусматривалось задействовать на ней 20 тысяч заключенных гулага 2 iconРешение задач 141-153 из учебника 99 Решение задач 154-165 из учебника...
Издание разработано при поддержке Отдела теории алгоритмов и математических основ кодирования Вычислительного центра им. А. А. Дородницына...

1. 9 мая 1940 г. Политбюро ЦК вкп(б) приняло решение о строительстве в кратчайшие сроки Северо-Печорской железнодорожной магистрали Котлас – Воркута, протяженность которой составляла 1191 км. Предусматривалось задействовать на ней 20 тысяч заключенных гулага 2 iconКомитет по стандартам воис (ксв) Четвертая сессия Женева, 12 – 16 мая 2014 г
Воис st. 14 касательно ссылок, цитируемых в патентных документах. Ксв также принял решение учредить Целевую группу по st. 14 для...

1. 9 мая 1940 г. Политбюро ЦК вкп(б) приняло решение о строительстве в кратчайшие сроки Северо-Печорской железнодорожной магистрали Котлас – Воркута, протяженность которой составляла 1191 км. Предусматривалось задействовать на ней 20 тысяч заключенных гулага 2 iconПрограмма «Развитие молодежной политики в Республике Ингушетия»
Развитие Северо-Кавказского федерального округа в соответствии с пунктом 1 Плана первоочередных мероприятий по реализации Стратегии...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции