И синайский монастырь




Скачать 86.9 Kb.
Название И синайский монастырь
Дата публикации 11.06.2014
Размер 86.9 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Военное дело > Документы




СИНАЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

И СИНАЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ. ЕКАТЕРИНЫ
В южной части Синайского полуострова находится горная группа, известная под именем Синая. Высочайшими вершинами этой группы у гор являются Джебель-Катерин (гора Екатерины), Джебель Муса (гора Моисея), или собственно Синай, Джебель Зербал, Джебель Сафаф. Среди этих гор находится и библейский Хорив.

Эти места связаны, как известно, с памятными ветхозаветными со­бытиями: Неопалимой Купиной, Синайским законодательством, явлени­ем Бога пророку Илии в тихом веянии ветра.

В начале III века по Рождестве Христовом на Синайском 'полуост­рове уже обитали немногие христиане, в том числе и отшельники. Ко­личество синайских христиан увеличилось особенно около 250 года по случаю прибытия на Синай христиан египетских, которые в дни люто­го гонения Деция искали безопасности в горах и пустынях Синая.

По сказанию египетского монаха Аммония, посетившего Синай в кон­це. III века, синайские отцы жили в келлиях, рассеянных по горам и долинам; только по субботам вечером собирались они 'на общую молит­ву в кириакон. Так называлась церковь, огражденная стенами, с не­сколькими комнатами, построенная на месте явления Моисею Неопали­мой Купины. Здесь совершались всенощное бдение и литургия. По окон­чании литургии, причастившись Святых Тайн, подвижники расходились каж­дый в свое место жительства. Кириаконом заведовал избранный игумен. Жизнь отшельников была чрезвычайно сурова. Многие из них не вку­шали ни хлеба, ни масла, ни вина и питались только финиками. Один лишь игумен держал запас сухарей, и то только для странников и. богомольцев.

Во время великого гонения (начало IV века) в Александрии в 305 году приняла мученический венец св. великомученица Екатерина. Мо­щи ее были перенесены на Синай и положены на вершине горы, кото­рая доселе носит ее имя. Около этого времени на Синайском полуост­рове, в г. Фаране, было основано первое епископство. В это же время сюда пришло множество христианских подвижников. Из Египта и из других стран иноки .приходили на Синай, их привлекали сюда, с одной стороны, священные воспоминания о происшедших здесь библейских событиях, с другой—пустынность, тишина и малонаселенность мест­ности, располагающей к созерцательной жизни.

Синайские пустынники нередко подвергались тогда жестоким на­падениям со стороны кочевников-сарацин. В царствование Константи­на Великого его мать, святая Елена, путешествовавшая по обретении Животворящего Креста Христова на Синай для поклонения св. местам, у узнав о гонениях, которые терпели отшельники от туземцев, устроила на месте явления Купины храм во имя Преображения Господня и вбли­зи его башню, в которой могли бы укрываться иноки от нападений.

В V веке христианство на Синайском полуострове процветало. В Фаране и Раифе были епископские кафедры. По словам преподоб­ного Нила-Синаита, на горах, в долинах и пустынях синайских подвиж­ники день и .ночь служили Господу постом и молитвою, стараясь осу­ществить на земле житие ангельское. Одни из них жили в малых каливах (хижинах), другие — в расселинах и пещерах. Среди них были та­кие строгие постники, которые вкушали пищу только в воскресные дни, другие — дважды в неделю, иные — через двое суток. Они не име­ли ни золота, ни серебра, ничего не покупали и не продавали, а ссужа­ли друг друга даром овощами, плодами, хлебом.

В половине V столетия сарацины напали на синайских монахов, живших подле св. Купины. Они взяли все, что только нашли, — припа­сы и вещи, убили игумена и его помощников, а остальных монахов, ог­рабив, угнали в горы. Когда на византийский престол взошел император Юстиниан, синайские отцы отправили к нему выборных старцев с просьбой построить для них укрепленный монастырь, который огра­дил бы их от внезапных нападений кочевников. Юстиниан послал с ними своего уполномоченного, поручив ему построить церковь в Аджруде, у Суэцкого залива, и два монастыря — один в Раифе, другой на Синае, тщательно укрепить монастыри и обезопасить их от внезапных нападений кочевников. Префекту Египта было приказано отпускать уполномоченному необходимое количество материалов, которое потре­буется для построек, и подвозить для рабочих из Египта пшеницу. Та­ким образом были построены сначала церковь во имя св. Афанасия в Аджруде и монастырь во имя св. Предтечи в Раифе, потом укреплен­ный монастырь и церковь во имя Богоматери на месте Купины, на предгорье Синая, и храм Преображения Господня на вершине Синая.

Из особого уважения к Синайскому монастырю Юстиниан присвоил ему честь епископии, чтобы игумены этой обители соединяли в себе два достоинства: Моисееве — вождийное и Аароново — святительское. Звание епископское было утверждено за синайскими настоятелями Пятым Вселенским Собором в 536 году; монастырю Синайскому была дарована полная независимость. Игумены монастыря, они же и епис­копы Синайской горы, должны были жить в монастыре, братству синай­скому предоставлялось право избирать игумена только из своей среды. Позднее и Фаранское епископство соединилось с Синайским.

В VI и начале VII века на Синае было много великих и славных подвижников, среди них был и знаменитый автор «Лестницы райской» преподобный Иоанн Лествичник, названный синайскими отцами вторым Моисеем.

В VII веке синайские насельники получили от Магомета «ахтинаме» — грамоту, которою предоставлялись всем монахам и христианам разные права и преимущества. В Х веке Синайский полуостров вошел в состав Египетского халифата. Его правительство отнеслось к мона­стырю благосклонно, но в дальнейшем инокам пришлось немало потер­петь от местных второстепенных магометанских правителей, и особен­но от бедуинов, которые иногда разоряли монастырь и подвергали мо­нахов жесточайшим мучениям.

В XI веке синаиты пережили особенно тяжелое испытание. В 1011 году египетский султан Хакем воздвиг гонение на христиан Востока. Он приказал своему военачальнику Ибн-Гагиати срыть до основания на Синае все христианские святилища. Гагиати разрушил монастыри — св. Афанасия в Аджруде, св. Георгия в Кольцуме, близ Суэца, Бого­родицы в самом Суэце, Предтечи в Раифе и отсюда направился к Си­найскому монастырю. Только благоразумием старцев Синайской оби­тели, сумевших умилостивить его богатыми дарами, удалось спасти Си­найский монастырь от гибели.

Тяжелое несчастье постигло синаитов в 1091 .году, когда произо­шло восстание синайских арабов против тогдашней власти. Против вос­ставших было послано войско, и они отступили. Наступавшие воины случайно увидели в дикой пустыне, которой проходили, укрепленный монастырь. Это был Синайский монастырь. Монахи, заметив войско, вышли навстречу и смиренно поклонились военачальнику. Он уверил иноков, что не причинит им и их монастырю никакого вреда. Но, вой­дя с небольшим числом воинов в монастырь, он сразу же проявил свои настоящие грабительские намерения. В храме св. Купины воинам по­пался на глаза инок-кандиловозжигатель, и они стали то ласками, то угрозами понуждать его указать место, где хранятся монастырские сокровища. Инок искренне отговаривался неведением, но воины не ве­рили ему, подвергли его пыткам и отсекли ему правую руку, потом стали истязать и других монахов, выпытывая у них то же самое. То­гда вошел игумен, епископ Иоанн, и заявил насильникам, что он, как настоятель, один только знает, где хранятся монастырские сокрови­ща, но не укажет этого места. Воины бросились на него, связали ему ноги и стали таскать по монастырю, подвергая жестоким истязаниям. Но мученик молчал. Бросив его полумертвого, грабители принялись взламывать полы и помосты, надеясь под ними найти спрятанные дра­гоценности. Под св. Трапезою они нашли только три мраморных ковче­га с мощами. Неизвестно, чем кончилось бы это нашествие аа обитель, если бы ночью не случилось землетрясение, напугавшее грабителей. Они в ужасе бежали из монастыря. Мученик-игумен спустя три дня пре­дал дух свой Богу.

В правление халифов из дома Оммайадов, Аббасидов и Фатимидов Синайская обитель благодаря «ахтинаме» Магомета пользовалась полным покоем. После взятия Константинополя крестоносцами римские папы жаловали Синайскую обитель хрисовулами, которыми крепили за ней принадлежавшие ей имения в Синае, Сирии, Палестине и на остро­вах Крите и Кипре. При этом Синайский монастырь оставался право­славным. Он принимал дары и милостыни от сербских царей Стефана Драгутина, Стефана Уроша II и Стефана Уроша III (1270—1336 гг.).

В 1517 году турецкий .султан Селим I завоевал Египет, и Синай­ский полуостров вошел в состав империи Османов. Когда Селим про­живал в Каире, выборная делегация от синаитов добилась приема у него и торжественно поднесла ему подлинное «ахтинаме» Магомета и просила подтвердить особым фирманом дарованные синаитам Магоме­том права. Султан благосклонно отнесся к этой просьбе и приказал от­править «ахтинаме», как величайшую святыню, в Константинополь, а монастырю повелел выдать копию и фирман, подтверждающий его права.

В 1575 году в Константинополе был созван Собор, на котором при» сутствовали три патриарха—Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким, Иерусалимский Герман, архиепископ Кипрский Тимо­фей, двадцать два митрополита и епископа и пятнадцать духовных и мирских сановников, всего 41 лицо.

Этот Собор определил и заповедал:

«I) чтобы игумен Синайского монастыря был вместе и архиепис­коп, доколе светит солнце, и чтобы он епархиально святительствовал, судил и домостроительствовал и делал все, что нужно для благостояния братии;

2) чтобы этот монастырь .был свободен и непопираем никаким лицом и управлялся бы своими игуменами-архиепископами;

3) чтобы архиепископ был инок Синайского монастыря и пребывал в нем безысходно;

4) чтобы он избираем был голосами всех властных старцев сего монастыря и потом канонически и безденежно получал бы хиротонию от Святейшего Патриарха Иерусалимского, потому что Синайская гора находится в области сего владыки;

5) чтобы всякий посторонний, дерзнувший творить хиротонию в Си­найском монастыре, судить и начальствовать в нем, несмотря на ар­хиепископа его, был повинен Богу и правилам соборным, кто бы он ни был;

6) чтобы признавались недействительными все прежние синодаль­ные грамоты, какие по обстоятельствам были даваемы монастырю, коль скоро они противны явленным ныне постановлениям; и кто решит­ся нарушить учрежденный ныне порядок, тот будет подлежать отлуче­нию от Церкви и проклятию».

Это соборное определение изложено было в синодальной грамоте Патриарха Иеремии в 1575 году. Таким образом было учреждено Синай­ское архиепископство вместе с независимостью, свободою и уставом монастыря.

В течение нескольких веков существования Синайской обители мно­жество паломников из разных христианских стран восходили .на Свя­тую Синайскую гору, и многие из них, сходя с этой горы, несли в сво­их сердцах скрижали закона Божия. И русские православные люди всегда почитали эту отдаленную от них обитель и имели с ней сноше­ния. Так, в 1517 году в Москву прибыл с Синая старец Климент с гра­мотой от игумена Синайской обители Даниила. В течение XVI века было и еще несколько приемов в Москве посланцев с Синая, с которы­ми посылались дары их обители. Эти сношения Православной Руси с Синаем возобновились в XVII веке, при патриархе Филарете, и про­должались в дальнейшем.

Главным храмом Синайской обители является собор во имя Преоб­ражения Господня. У главного алтаря собора находятся две раки, бо­гато украшенные драгоценными камнями. Одна из них—русской ра­боты и была прислана в дар монастырю из России в XVIII веке. В этих великолепных раках попеременно покоятся мощи св. великому­ченицы Екатерины. Это главная святыня Синайского монастыря, и бла­годаря ей он издревле известен как монастырь св. Екатерины.

Неподалеку от мощей св. великомученицы Екатерины стоит не­большой стол и на нем золотая чаша и украшенная изумрудами и ру­бинами митра.

За алтарем собора находится часовня Неопалимой Купины. Это место считается самым священным на Синае, так как, по преданию, именно здесь Моисей увидел горевший, но не сгоравший куст и из пла­мени этого огня услышал голос Бога. До сих пор здесь свято соблю­дается обычай: всякий входящий в часовню обязательно снимает свою обувь. Стена часовни почти сплошь увешана иконами византийского письма; это одно из богатейших собраний в мире.

Кроме этого, в Синайской обители имеются и другие святыни — особый ковчег с частицами мощей многих прославленных святых (апостолов, мучеников, святителей, преподобных), мощи преп. Ефрема Сирина, гробница преп. Иоанна Лествичника, мощи синайских иноков, от сарацин избиенных, — и бесценные художественные сокровища, среди которых замечательной работы серебряные лампады, богатейшие обла­чения, русские дароносицы, художественного шитья покровы (воздухи) и шелковые пояса, драгоценные фрески, изумительная резьба.

Помимо святынь, благоговейно почитаемых каждым верующим, и художественных богатств, Синайская обитель обладает и еще одним со­кровищем—это ее библиотека, которой монастырь по праву может гордиться. Библиотека Синайского монастыря — богатейшее хранили­ще рукописей, второе по значению в мире, уступающее только коллек­ции рукописей в Ватикане. Здесь находится немало древнейших под­линных документов из истории христианства. Именно здесь в середине прошлого столетия русский путешественник-паломник архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский) и известный ученый Тишендорф обнаружили один из самых древних списков Священного Пи­сания, так называемый «Синайский кодекс». Всего в монастырском собрании хранится до 3500 рукописей; большинство из них на грече­ском языке, затем на арабском и в меньшем количестве на языках си­рийском, армянском, грузинском, коптском, старославянском. Некото­рые из них украшены чудесными миниатюрами.

В наши дни, как и прежде, монастырь горы Синайской поддержи­вает с Русской Православной Церковью молитвенное общение.

П. Харламов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И синайский монастырь icon «Масленичная неделя» (7 дней)
Экскурсия в Гошевский монастырь (Гошовский мужской монастырь святыня Прикарпатье) (время в пути ориентировочно -20 минут)
И синайский монастырь icon «Майские праздники + Пасха» (9 дней)
Экскурсия в Гошовский монастырь (Гошовский мужской монастырь святыня Прикарпатье) (время в пути -20 минут)
И синайский монастырь icon Идрис Шах Волшебный монастырь
Так что данная книга не собрание наиболее характерных фрагментов, а, скорее, "срез" со всего суфийского учения в его гармонической...
И синайский монастырь icon Монастырь преподобного Дионисия Олимпийского
Мефодий, и сюда приезжал к нему его брат Кирилл. Подумать только! Кирилл и Мефодий, равноапостольные, учители словенские…
И синайский монастырь icon Гкоу ро лицей-интернат «Педагогический» г. Таганрога Французский...
Романский стиль – это подражание архитектуре Древнего Рима: крепость феодала, монастырь и церковь в романском стиле
И синайский монастырь icon Ооо «Бест Трэвел ГорячиеТуры»
Михайловское : усадьбы Михайловское (дом-музей, старинный парк, мемориальная липовая «Аллея Керн», Остров Уединения), Тригорское...
И синайский монастырь icon «Очарование Пушкинского края» 3 дня
Александра Сергеевича Пушкина- михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь. Издревле жители этих мест обороняли...
И синайский монастырь icon Владыка Леонид Протасьев (гипотеза о крупной исторической личности времен опричнины)
«Опыт реконструкции связей в книжной культуре XVI в.: Рязань, Иосифо-Волоколамский монастырь, Новгород». Вопрос получил освещение...
И синайский монастырь icon Образовательныя заведения. Характер их. Латинския школы. Домашние...
Университета.– Влияние на край.– Музей Изящных Искусств.– Г. Ф. Квитка.– Театр.– Основание Института Благородных девиц.– Домашняя...
И синайский монастырь icon Дворянскому роду. Получив высшее юридическое образование, стал работать...
«Уэвер-лей» (1814), «Гай Маннеринг» (1816), «Роб Рой» (1818), «Айвенго» (1820), «Монастырь» (1820) и др.). Последние десятилетия...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции