Скачать 86.9 Kb.
|
СИНАЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И СИНАЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ. ЕКАТЕРИНЫ В южной части Синайского полуострова находится горная группа, известная под именем Синая. Высочайшими вершинами этой группы у гор являются Джебель-Катерин (гора Екатерины), Джебель Муса (гора Моисея), или собственно Синай, Джебель Зербал, Джебель Сафаф. Среди этих гор находится и библейский Хорив. Эти места связаны, как известно, с памятными ветхозаветными событиями: Неопалимой Купиной, Синайским законодательством, явлением Бога пророку Илии в тихом веянии ветра. В начале III века по Рождестве Христовом на Синайском 'полуострове уже обитали немногие христиане, в том числе и отшельники. Количество синайских христиан увеличилось особенно около 250 года по случаю прибытия на Синай христиан египетских, которые в дни лютого гонения Деция искали безопасности в горах и пустынях Синая. По сказанию египетского монаха Аммония, посетившего Синай в конце. III века, синайские отцы жили в келлиях, рассеянных по горам и долинам; только по субботам вечером собирались они 'на общую молитву в кириакон. Так называлась церковь, огражденная стенами, с несколькими комнатами, построенная на месте явления Моисею Неопалимой Купины. Здесь совершались всенощное бдение и литургия. По окончании литургии, причастившись Святых Тайн, подвижники расходились каждый в свое место жительства. Кириаконом заведовал избранный игумен. Жизнь отшельников была чрезвычайно сурова. Многие из них не вкушали ни хлеба, ни масла, ни вина и питались только финиками. Один лишь игумен держал запас сухарей, и то только для странников и. богомольцев. Во время великого гонения (начало IV века) в Александрии в 305 году приняла мученический венец св. великомученица Екатерина. Мощи ее были перенесены на Синай и положены на вершине горы, которая доселе носит ее имя. Около этого времени на Синайском полуострове, в г. Фаране, было основано первое епископство. В это же время сюда пришло множество христианских подвижников. Из Египта и из других стран иноки .приходили на Синай, их привлекали сюда, с одной стороны, священные воспоминания о происшедших здесь библейских событиях, с другой—пустынность, тишина и малонаселенность местности, располагающей к созерцательной жизни. Синайские пустынники нередко подвергались тогда жестоким нападениям со стороны кочевников-сарацин. В царствование Константина Великого его мать, святая Елена, путешествовавшая по обретении Животворящего Креста Христова на Синай для поклонения св. местам, у узнав о гонениях, которые терпели отшельники от туземцев, устроила на месте явления Купины храм во имя Преображения Господня и вблизи его башню, в которой могли бы укрываться иноки от нападений. В V веке христианство на Синайском полуострове процветало. В Фаране и Раифе были епископские кафедры. По словам преподобного Нила-Синаита, на горах, в долинах и пустынях синайских подвижники день и .ночь служили Господу постом и молитвою, стараясь осуществить на земле житие ангельское. Одни из них жили в малых каливах (хижинах), другие — в расселинах и пещерах. Среди них были такие строгие постники, которые вкушали пищу только в воскресные дни, другие — дважды в неделю, иные — через двое суток. Они не имели ни золота, ни серебра, ничего не покупали и не продавали, а ссужали друг друга даром овощами, плодами, хлебом. В половине V столетия сарацины напали на синайских монахов, живших подле св. Купины. Они взяли все, что только нашли, — припасы и вещи, убили игумена и его помощников, а остальных монахов, ограбив, угнали в горы. Когда на византийский престол взошел император Юстиниан, синайские отцы отправили к нему выборных старцев с просьбой построить для них укрепленный монастырь, который оградил бы их от внезапных нападений кочевников. Юстиниан послал с ними своего уполномоченного, поручив ему построить церковь в Аджруде, у Суэцкого залива, и два монастыря — один в Раифе, другой на Синае, тщательно укрепить монастыри и обезопасить их от внезапных нападений кочевников. Префекту Египта было приказано отпускать уполномоченному необходимое количество материалов, которое потребуется для построек, и подвозить для рабочих из Египта пшеницу. Таким образом были построены сначала церковь во имя св. Афанасия в Аджруде и монастырь во имя св. Предтечи в Раифе, потом укрепленный монастырь и церковь во имя Богоматери на месте Купины, на предгорье Синая, и храм Преображения Господня на вершине Синая. Из особого уважения к Синайскому монастырю Юстиниан присвоил ему честь епископии, чтобы игумены этой обители соединяли в себе два достоинства: Моисееве — вождийное и Аароново — святительское. Звание епископское было утверждено за синайскими настоятелями Пятым Вселенским Собором в 536 году; монастырю Синайскому была дарована полная независимость. Игумены монастыря, они же и епископы Синайской горы, должны были жить в монастыре, братству синайскому предоставлялось право избирать игумена только из своей среды. Позднее и Фаранское епископство соединилось с Синайским. В VI и начале VII века на Синае было много великих и славных подвижников, среди них был и знаменитый автор «Лестницы райской» преподобный Иоанн Лествичник, названный синайскими отцами вторым Моисеем. В VII веке синайские насельники получили от Магомета «ахтинаме» — грамоту, которою предоставлялись всем монахам и христианам разные права и преимущества. В Х веке Синайский полуостров вошел в состав Египетского халифата. Его правительство отнеслось к монастырю благосклонно, но в дальнейшем инокам пришлось немало потерпеть от местных второстепенных магометанских правителей, и особенно от бедуинов, которые иногда разоряли монастырь и подвергали монахов жесточайшим мучениям. В XI веке синаиты пережили особенно тяжелое испытание. В 1011 году египетский султан Хакем воздвиг гонение на христиан Востока. Он приказал своему военачальнику Ибн-Гагиати срыть до основания на Синае все христианские святилища. Гагиати разрушил монастыри — св. Афанасия в Аджруде, св. Георгия в Кольцуме, близ Суэца, Богородицы в самом Суэце, Предтечи в Раифе и отсюда направился к Синайскому монастырю. Только благоразумием старцев Синайской обители, сумевших умилостивить его богатыми дарами, удалось спасти Синайский монастырь от гибели. Тяжелое несчастье постигло синаитов в 1091 .году, когда произошло восстание синайских арабов против тогдашней власти. Против восставших было послано войско, и они отступили. Наступавшие воины случайно увидели в дикой пустыне, которой проходили, укрепленный монастырь. Это был Синайский монастырь. Монахи, заметив войско, вышли навстречу и смиренно поклонились военачальнику. Он уверил иноков, что не причинит им и их монастырю никакого вреда. Но, войдя с небольшим числом воинов в монастырь, он сразу же проявил свои настоящие грабительские намерения. В храме св. Купины воинам попался на глаза инок-кандиловозжигатель, и они стали то ласками, то угрозами понуждать его указать место, где хранятся монастырские сокровища. Инок искренне отговаривался неведением, но воины не верили ему, подвергли его пыткам и отсекли ему правую руку, потом стали истязать и других монахов, выпытывая у них то же самое. Тогда вошел игумен, епископ Иоанн, и заявил насильникам, что он, как настоятель, один только знает, где хранятся монастырские сокровища, но не укажет этого места. Воины бросились на него, связали ему ноги и стали таскать по монастырю, подвергая жестоким истязаниям. Но мученик молчал. Бросив его полумертвого, грабители принялись взламывать полы и помосты, надеясь под ними найти спрятанные драгоценности. Под св. Трапезою они нашли только три мраморных ковчега с мощами. Неизвестно, чем кончилось бы это нашествие аа обитель, если бы ночью не случилось землетрясение, напугавшее грабителей. Они в ужасе бежали из монастыря. Мученик-игумен спустя три дня предал дух свой Богу. В правление халифов из дома Оммайадов, Аббасидов и Фатимидов Синайская обитель благодаря «ахтинаме» Магомета пользовалась полным покоем. После взятия Константинополя крестоносцами римские папы жаловали Синайскую обитель хрисовулами, которыми крепили за ней принадлежавшие ей имения в Синае, Сирии, Палестине и на островах Крите и Кипре. При этом Синайский монастырь оставался православным. Он принимал дары и милостыни от сербских царей Стефана Драгутина, Стефана Уроша II и Стефана Уроша III (1270—1336 гг.). В 1517 году турецкий .султан Селим I завоевал Египет, и Синайский полуостров вошел в состав империи Османов. Когда Селим проживал в Каире, выборная делегация от синаитов добилась приема у него и торжественно поднесла ему подлинное «ахтинаме» Магомета и просила подтвердить особым фирманом дарованные синаитам Магометом права. Султан благосклонно отнесся к этой просьбе и приказал отправить «ахтинаме», как величайшую святыню, в Константинополь, а монастырю повелел выдать копию и фирман, подтверждающий его права. В 1575 году в Константинополе был созван Собор, на котором при» сутствовали три патриарха—Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким, Иерусалимский Герман, архиепископ Кипрский Тимофей, двадцать два митрополита и епископа и пятнадцать духовных и мирских сановников, всего 41 лицо. Этот Собор определил и заповедал: «I) чтобы игумен Синайского монастыря был вместе и архиепископ, доколе светит солнце, и чтобы он епархиально святительствовал, судил и домостроительствовал и делал все, что нужно для благостояния братии; 2) чтобы этот монастырь .был свободен и непопираем никаким лицом и управлялся бы своими игуменами-архиепископами; 3) чтобы архиепископ был инок Синайского монастыря и пребывал в нем безысходно; 4) чтобы он избираем был голосами всех властных старцев сего монастыря и потом канонически и безденежно получал бы хиротонию от Святейшего Патриарха Иерусалимского, потому что Синайская гора находится в области сего владыки; 5) чтобы всякий посторонний, дерзнувший творить хиротонию в Синайском монастыре, судить и начальствовать в нем, несмотря на архиепископа его, был повинен Богу и правилам соборным, кто бы он ни был; 6) чтобы признавались недействительными все прежние синодальные грамоты, какие по обстоятельствам были даваемы монастырю, коль скоро они противны явленным ныне постановлениям; и кто решится нарушить учрежденный ныне порядок, тот будет подлежать отлучению от Церкви и проклятию». Это соборное определение изложено было в синодальной грамоте Патриарха Иеремии в 1575 году. Таким образом было учреждено Синайское архиепископство вместе с независимостью, свободою и уставом монастыря. В течение нескольких веков существования Синайской обители множество паломников из разных христианских стран восходили .на Святую Синайскую гору, и многие из них, сходя с этой горы, несли в своих сердцах скрижали закона Божия. И русские православные люди всегда почитали эту отдаленную от них обитель и имели с ней сношения. Так, в 1517 году в Москву прибыл с Синая старец Климент с грамотой от игумена Синайской обители Даниила. В течение XVI века было и еще несколько приемов в Москве посланцев с Синая, с которыми посылались дары их обители. Эти сношения Православной Руси с Синаем возобновились в XVII веке, при патриархе Филарете, и продолжались в дальнейшем. Главным храмом Синайской обители является собор во имя Преображения Господня. У главного алтаря собора находятся две раки, богато украшенные драгоценными камнями. Одна из них—русской работы и была прислана в дар монастырю из России в XVIII веке. В этих великолепных раках попеременно покоятся мощи св. великомученицы Екатерины. Это главная святыня Синайского монастыря, и благодаря ей он издревле известен как монастырь св. Екатерины. Неподалеку от мощей св. великомученицы Екатерины стоит небольшой стол и на нем золотая чаша и украшенная изумрудами и рубинами митра. За алтарем собора находится часовня Неопалимой Купины. Это место считается самым священным на Синае, так как, по преданию, именно здесь Моисей увидел горевший, но не сгоравший куст и из пламени этого огня услышал голос Бога. До сих пор здесь свято соблюдается обычай: всякий входящий в часовню обязательно снимает свою обувь. Стена часовни почти сплошь увешана иконами византийского письма; это одно из богатейших собраний в мире. Кроме этого, в Синайской обители имеются и другие святыни — особый ковчег с частицами мощей многих прославленных святых (апостолов, мучеников, святителей, преподобных), мощи преп. Ефрема Сирина, гробница преп. Иоанна Лествичника, мощи синайских иноков, от сарацин избиенных, — и бесценные художественные сокровища, среди которых замечательной работы серебряные лампады, богатейшие облачения, русские дароносицы, художественного шитья покровы (воздухи) и шелковые пояса, драгоценные фрески, изумительная резьба. Помимо святынь, благоговейно почитаемых каждым верующим, и художественных богатств, Синайская обитель обладает и еще одним сокровищем—это ее библиотека, которой монастырь по праву может гордиться. Библиотека Синайского монастыря — богатейшее хранилище рукописей, второе по значению в мире, уступающее только коллекции рукописей в Ватикане. Здесь находится немало древнейших подлинных документов из истории христианства. Именно здесь в середине прошлого столетия русский путешественник-паломник архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский) и известный ученый Тишендорф обнаружили один из самых древних списков Священного Писания, так называемый «Синайский кодекс». Всего в монастырском собрании хранится до 3500 рукописей; большинство из них на греческом языке, затем на арабском и в меньшем количестве на языках сирийском, армянском, грузинском, коптском, старославянском. Некоторые из них украшены чудесными миниатюрами. В наши дни, как и прежде, монастырь горы Синайской поддерживает с Русской Православной Церковью молитвенное общение. П. Харламов |
«Масленичная неделя» (7 дней) Экскурсия в Гошевский монастырь (Гошовский мужской монастырь святыня Прикарпатье) (время в пути ориентировочно -20 минут) |
«Майские праздники + Пасха» (9 дней) Экскурсия в Гошовский монастырь (Гошовский мужской монастырь святыня Прикарпатье) (время в пути -20 минут) |
||
Идрис Шах Волшебный монастырь Так что данная книга не собрание наиболее характерных фрагментов, а, скорее, "срез" со всего суфийского учения в его гармонической... |
Монастырь преподобного Дионисия Олимпийского Мефодий, и сюда приезжал к нему его брат Кирилл. Подумать только! Кирилл и Мефодий, равноапостольные, учители словенские… |
||
Гкоу ро лицей-интернат «Педагогический» г. Таганрога Французский... Романский стиль – это подражание архитектуре Древнего Рима: крепость феодала, монастырь и церковь в романском стиле |
Ооо «Бест Трэвел ГорячиеТуры» Михайловское : усадьбы Михайловское (дом-музей, старинный парк, мемориальная липовая «Аллея Керн», Остров Уединения), Тригорское... |
||
«Очарование Пушкинского края» 3 дня Александра Сергеевича Пушкина- михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь. Издревле жители этих мест обороняли... |
Владыка Леонид Протасьев (гипотеза о крупной исторической личности времен опричнины) «Опыт реконструкции связей в книжной культуре XVI в.: Рязань, Иосифо-Волоколамский монастырь, Новгород». Вопрос получил освещение... |
||
Образовательныя заведения. Характер их. Латинския школы. Домашние... Университета.– Влияние на край.– Музей Изящных Искусств.– Г. Ф. Квитка.– Театр.– Основание Института Благородных девиц.– Домашняя... |
Дворянскому роду. Получив высшее юридическое образование, стал работать... «Уэвер-лей» (1814), «Гай Маннеринг» (1816), «Роб Рой» (1818), «Айвенго» (1820), «Монастырь» (1820) и др.). Последние десятилетия... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |