Использование здоровьесберегающих технологий на уроках как одно из условий успешной социализации обучающихся миненкова Елена Николаевна




Скачать 63.92 Kb.
Название Использование здоровьесберегающих технологий на уроках как одно из условий успешной социализации обучающихся миненкова Елена Николаевна
Дата публикации 17.06.2014
Размер 63.92 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Туризм > Урок


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Миненкова Елена Николаевна

г. Челябинск, МАОУ №113, учитель истории и обществознания
Здоровье детей является предметом внимания первоочередной важности, так как определяет будущее страны, ее научный и экономический потенциал. В Программе модернизации современной системы образования уровень сформированности компонентов здоровья принят в качестве одного из показателей эффективности образовательного процесса.

Цель моей работы как учителя: организация образования и воспитания на основе здоровьесберегающих технологий как одно из условий успешной социализации обучающихся.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. [5]

Социализация школьников охватывает все процессы обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, средства массовой информации и т.д. [7]

Каждый ребенок желает в будущем достичь социального успеха.

Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему будет адаптироваться в современном мире.

Необходимо, чтобы учитель целью своей педагогической деятельности считал создание такой образовательной среды, которая способствовала бы успешной социализации школьников. [2]

Исходя из того, на мой взгляд, деятельность по социализации обучающихся необходимо строить по таким направлениям, как:

  1. Воспитание. Организация воспитательного процесса, направленного на развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого ребёнка.

  2. Обучение. Выбор программ, технологий, направленных на становление ребёнка как субъекта учебной деятельности.

Возвращаясь к цели моей работы, остановлюсь на втором направлении.

Важнейшим условием моей педагогической деятельности является применение на практике здоровьесберегающих технологий.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Приходится констатировать, что наряду с влиянием общей социально-экономической ситуации в стране свою лепту в ухудшение состояния здоровья учащихся вносит современная школа. К числу таких неблагоприятных педагогических факторов относятся: интенсификация учебного процесса; стрессовые последствия авторитарной педагогики, которая все еще имеет место в нашей школе; несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся; несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса; недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей и т.п. [6]

Анализ выявленных проблем позволяет сделать общий вывод: здоровье подрастающего поколения резко ухудшается, школьники обладают низкой мотивированностью, компетентностью в вопросах здорового образа жизни, слабой готовностью заниматься сохранением и укреплением собственного здоровья.[1] Следовательно, основной проблемой, над решением которой необходимо работать, является модернизация целостного педагогического процесса в общеобразовательной школе, его ориентирование на сохранение здоровья детей на протяжении всего образовательного периода и создание у них мотивации к здоровому образу жизни, формирование основ социального здоровья выпускника школы.

Социально здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем (в том числе, связанных с физическим неблагополучием), реализовывать свои жизненные планы. Воспитание социально здоровой личности предполагает формирование тех нравственных качеств, которые помогают выпускнику школы адаптироваться к стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям окружающей действительности.[4]

Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся. [3]

Что же в моем понимании представляет «здоровый урок?».

Здоровый урок - это урок, в рамках которого удается активно управлять работоспособностью учащихся, удерживая её на индивидуально-высоком уровне. Здоровый урок - это урок, плотность которого задается эффективностью предшествующего отдыха; урок, который сохраняет желание учащихся работать дальше. Здоровый урок - это урок, который не только обучает, но и развивает. Создать такой урок и обучить каждого в соответствии с его природными возможностями очень сложно. Постоянно приходится искать материал, соответствующий целям урока, способствующий снятию усталости, создавать комфортные условия для учебной деятельности и следовать принципу природосообразности: не научать, а развивать.

При подготовке к уроку я стараюсь чередовать разные виды деятельности. Начинаю уроки с эмоционального настроя, в который включаю пожелание успеха и творческой активности, поощрение инициативы, мобилизацию на выполнение поставленных задач. Подачу нового материала организую так, чтобы обеспечить активную аналитико-синтетическую деятельность. Новую информацию преподношу таким образом, чтобы она вызывала у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радость. Учебный материал увязываю с уже известными данными, с прошлым опытом.

Независимо от формы урока, ставлю для себя задачу: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся путем оптимального сочетания принципов и методов обучения, создания условий для продуктивной познавательной деятельности, эмоциональности всех этапов деятельности, использования нестандартных форм обучения.

Планируя урок, стараюсь учитывать интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока.

Первые 3-5 минут - это фаза вхождения в урок. Поэтому нагрузку даю небольшую. Период устойчивой оптимальной работоспособности 20-25 минут, и нагрузка должна быть максимальной. Затем идет снижение нагрузки, так как развивается утомление. В последние минуты урока, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, провожу закрепление нового материала, обращаю внимание на главные моменты пройденной темы. Так называемые физкультминутки являются небольшой паузой в процессе обучения и положительно влияют на умственную работоспособность детей, поэтому их провожу обязательно.

Таким образом, реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе способствует благоприятной адаптации, относительно быстрому установлению контактов, оптимистическому восприятию людей, снимает социальную тревожность, повышает статус ребенка в обществе, обеспечивает более высокие результаты в любом виде деятельности.

Подводя итоги своей работы, хочу подчеркнуть, что проблема охраны здоровья подрастающего поколения вышла за рамки медицинской проблемы и приобрела междисциплинарный характер. Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Список литературы


1. Болотов  Б. В. Здоровье человека в нездоровом мире. 3-е изд. СПб.: Питер, 2013
2. Вяткин А.П. Психологические методы изучения социализации личности в процессе обучения. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004
3. Павлова М. А., Гришанова О. С., Гусева Е.В.  Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении. М.: Изд-во «Научная книга»,  Саратов, 2005  
4. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2010
5. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Авт.- сост. Л. В. Мардакаев. М. : Изд. центр «Академия», 2012











6. Чепурных Е.Е. Социализация и образование. М.: Интеллект-центр, 2002
7. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 2008. - №6








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках как одно из условий успешной социализации обучающихся миненкова Елена Николаевна icon Доклад на тему: «Использование современных информационных технологий...
«Использование современных информационных технологий на уроках английского языка»
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках как одно из условий успешной социализации обучающихся миненкова Елена Николаевна icon Технология интегрированного обучения истории и литературы как одно...
В статье рассмотрены такие вопросы: интегрированный урок как средство повышения активности обучающихся, структура, формы и типы таких...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках как одно из условий успешной социализации обучающихся миненкова Елена Николаевна icon Анализ работы мбоу сош №48 г. Махачкалы за 2011-2012 учебный год
Применение учителем на уроках информационно-образовательных, здоровьесберегающих, исследовательских и проектных технологий, проблемного...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках как одно из условий успешной социализации обучающихся миненкова Елена Николаевна icon «Применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла» (доклад Адамовой Н. А.)
Продолжить использование икт и мультимедийных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках как одно из условий успешной социализации обучающихся миненкова Елена Николаевна icon Использование здоровьесберегающих технологии на музыкальных занятиях...
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках как одно из условий успешной социализации обучающихся миненкова Елена Николаевна icon Использование здоровьесберегающих технологий при изготовлении поделок из бисера
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках как одно из условий успешной социализации обучающихся миненкова Елена Николаевна icon Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках как одно из условий успешной социализации обучающихся миненкова Елена Николаевна icon Использование тсо на уроках в мкоу «Кизлярская гимназия №6 им. А. С. Пушкина»
Наиболее лучшему усвоению программ способствует использование тсо на уроках и внеурочное время
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках как одно из условий успешной социализации обучающихся миненкова Елена Николаевна icon План работы заместителя директора по воспитательной работе Алиевой И. М
«Развитие детско-взрослой общности как условия для успешной социализации и гражданского становления личности»
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках как одно из условий успешной социализации обучающихся миненкова Елена Николаевна icon План заседаний мо учителей географии на 2014/2015 учебный год
Использование информационных технологий на уроках географии и внеклассной работе. (Навахова А. Ш)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции