Интегрированный урок по литературному чтению и творчеству А. С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя "




Скачать 60.63 Kb.
Название Интегрированный урок по литературному чтению и творчеству А. С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя "
Дата публикации 14.10.2014
Размер 60.63 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Туризм > Урок
Интегрированный урок по литературному чтению и творчеству А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..."

Тулюсева Татьяна Ивановнаучитель начальных классов
Цели:

  • познакомить с произведением А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя …»

  • продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения;

  • расширять читательский кругозор;

  • воспитывать любовь к природе;

  • закрепить знания пичужской росписи и вырезного декора;

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, Картины «Зима» И.И. Шишкина, « Волшебница – Зима» Александрова, мастеров пичужской росписи, телевизор, видеоплейер, диск с записями музыки Г.В. Свиридова « Метель». Словарь С.И.Ожегова.

Ход урока

Орг. момент.

1. Вхождение в контакт и мотивация учебной деятельности.

- Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво
Сели тихо, 
Спинки прямо, начинаем наш урок.

- Улыбнитесь друг другу и подарите нам свои улыбки. Этот урок я проведу с Натальей Васильевной.

а) Постановка учебной цели.

- Ваша задача – быть активными, внимательными, стать маленькими волшебниками и большими фантазерами.

б) Формирование темы урока.

- О каком времени года будем говорить? Вы ответите , если внимательно посмотрите на на нашу классную подружку – классную доску, ее оформление вам подскажет.

- О каком?

(О зиме, потому что зимние картины.)

- Правильно!

- А кто является автором этих строк?

У лукоморья дуб зеленый, 
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом?

(А.С. Пушкин)

- Молодцы?

(Открываю тему урока и фотографию А.С.Пушкина.)

- Итак, ребята, сегодня будем говорить о зиме и познакомимся с новым стихотворением А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя...»

Зима удивительное время года. Она околдовывает, завораживает мир своей белизной. По разному можно относиться к ней, но не восхищаться ее нельзя!

Художники выражают свои чувства красками. Посмотрите на репродукции художников Александрова «Волшебница – Зима» и И.И. Шишкина «Зима». Вот такой они увидели зиму.

Композиторы рисуют звуками, музыкой. Сейчас послушаем вальс Г.В. Свиридова, написан к повести А.С.Пушкина «Метель».

Это произведение вы будете изучать в старших классах. «Метель» по словарю С.И. Ожегова - сильный ветер со снегом.

Метель то усиливается, то затихает. Давайте услышим это в музыке.

(Прослушивание фрагмента музыки.)

Такой увидел зиму Г.В. Свирдов.

2. Новая тема.

А вот поэты рисуют словами.

И послушайте, как художник слова А.С. Пушкин, изобрает зиму в своем стихотворении « Вот север тучи нагоняя…»

Будьте внимательны, постарайтесь увидеть то, что увидел поэт.

Чтение стихотворения учителем.

Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, раскинулась, клоками
Повисла на суках дубов, 
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз. И рады мы 
Проказам матушки зимы.

Пауза.

3. Проверка восприятия произведения.

- Как вы думаете, красивое это стихотворение?

(Ответы детей.)

- Какое чувство оно вызывает?

(Чувства радости, восторга.)

- Какие картины зимы вы представили?

(Ответы детей.)

- Молодцы!

4. Работа над произведением.

а) самостоятельное чтение.

- А сейчас откройте с. 86 учебника, прочитайте самостоятельно. Обратите внимание на новые слова, незнакомые. Если вы знаете их значение, объясните другим детям, если нет, то вместе будем разбираться.

Б) словарная работа.

- Какие новые незнакомые слова вам встретились? Давайте их разберем.

Брега – старинное название берега.

Пелена – покров, покрывало.

Недвижная река – неподвижная (Почему? – Замерзшая.)

Клок - лоскут, обрывок.

5. Работа над художественными средствами выразительности.

- На сколько частей можно разделить стихотворение?

(На две.)

- Почему? Докажите!

(В первой части говориться что зима идет, а во второй – пришла.)

- Молодцы! Правильно!

А разве зима может ходить? А вот чтобы зима ходила, ходила, была как живая, А.С. Пушкин использует художественное средство выразительности – олицетворение. Прочитайте определение этого художественного средства.

А теперь, в рабочей тетради на с. 56 запишите определение олицетворения.

Итак, что такое олицетворение?

Олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного.

6. Исследовательская работа в группах.

- А сейчас вам предстоит работа в группах. Найдите олицетворения в этом стихотворении.

- В каких группах готовы, зачитайте.

Ответы детей.

(Север дохнул, завыл, зима идет, пришла, рассыпалась, повисла, легла, сровняла.)

- А какие еще средства художественной выразительности вы знаете?

(Эпитеты - это образное определение предмета.)

- Для чего используют эпитеты?

(Чтобы красочней представить предмет.)

- А есть ли эпитеты в этом стихотворении? Прочитайте.

(Волнистыми, пухлой.)

- Молодцы!

Как поэт называет зиму?

(Волшебница, матушка, зимушка.)

- А каким словом называет ее чудеса? (Проказами.)

- Итак, благодаря художественным средствам выразительности это произведение похоже на сказку.

7. Работа над выразительным чтением.

- Кто является героями 1-й части стихотворения?

(Север, зима.)

- Надо читать, выделяя голосом знаки препинания, и более длительной паузой разделить север и зиму.

Обязательно выделить слово «сама». Во второй части надо выделить каждое действие зимы и соблюдать при чтении знаки препинания.

Зима живая, север живой, а чтобы все слова ожили прочитайте стихотворение выразительно.

Вы работаете в группах. Сначала каждый читает для себя (жужжащее чтение), затем по 2 строки каждый и затем выбираете лучшего чтеца из своей группы и мы заслушаем их.

Чтение детей.

- Молодцы!

Итак, ребята, зиму можно рисовать красками, звуками, словом, а вы с помощью Натальи Васильевны создадите свой образ зимы.

Но для этого сначала приготовим к работе свои пальчики и сами отдохнете.

Физминутка.

Встали. (Пальчиковая гимнастика.)

Этот пальчик самый толстый,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик хоть и мал,
Очень ловок и удал.

Вытянули руки к солнышку, потянулись. Подул ветер, сильный ,и вы снежинки, наклонились влево, вправо, вперед, назад. Ветер ослаб и вы потихонечку опустились на свои места., тихо сели за парты.

Наталья Васильевна.

- На занятиях вы изучали пучужскую роспись, как олин из видов северо-двинской росписи, вырезали узоры из бумаги, т.е. изучали прорезной декор и сейчас вы , используя полученные знания, закончите начатую вами работу по созданию панорамы зимнего леса. Вас 3 группы и у каждого на столах свое задание.

Первая группа распишет фасад зимнего домика пучужским узором. Образцы узоров и последовательность росписи пучужской веточки у вас на столах.

Вторая группа украсит фасады домиков прорезным декором. У вас на столах лежат схемы с элементами прорезного декора и последовательность выполнения.

Третья группа продолжает оформление панорамы зимнего пейзажа – украсит деревья и кустики хлопьями снега ( кусочками ваты), покроют речку льдом (наклеить на силуэт речки прозрачную белую ткань и на берега реки наклеить вату , как снег).

Под руководством Натальи Васильевны ребята выполняют работу в группах. Затем на доске появляется чудесная зимняя картина. (На фотографиях видны моменты работы детей и часть выполненной работы).

Итог.

Ребята, вы познакомились с новым стихотворением А.С.Пушкина, великолепно работали на уроке, создали прекрасную зимнюю панораму, и конечно с удовольствием захотите выучить это стихотворение! На этом наш урок закончен, отдыхайте!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интегрированный урок по литературному чтению и творчеству А. С. Пушкина \"Вот север, тучи нагоняя \" icon Урок чтения и развития речи 6 класс Тема: «А. С. Пушкин «…Вот север, тучи нагоняя…»
Цель: заинтересовать учащихся творчеством русского поэта А. С. Пушкина, путем анализа стихотворения
Интегрированный урок по литературному чтению и творчеству А. С. Пушкина \"Вот север, тучи нагоняя \" icon Учебно образовательный центр «гармония» г. Милан Список учебной литературы...
А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Вот Север, тучи нагоняя», «Опрятней модного паркета…», «Цветок», «Сказка о царе Салтане»
Интегрированный урок по литературному чтению и творчеству А. С. Пушкина \"Вот север, тучи нагоняя \" icon А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал
Открытый урок в 4 «А» классе по чтению интегрированный с уроком музыки по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Интегрированный урок по литературному чтению и творчеству А. С. Пушкина \"Вот север, тучи нагоняя \" icon Урок по литературному чтению по теме "А. С. Пушкин. "У лукоморья дуб зеленый "
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, сборники сказок А. С. Пушкина, иллюстрация “У лукоморья дуб зелёный…”, рабочие тетради, учебник...
Интегрированный урок по литературному чтению и творчеству А. С. Пушкина \"Вот север, тучи нагоняя \" icon Урок по литературному чтению. А. С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый…"
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрация «У лукоморья дуб зелёный…», рабочие тетради, муз запись увертюра к опере «Руслан...
Интегрированный урок по литературному чтению и творчеству А. С. Пушкина \"Вот север, тучи нагоняя \" icon Проектная деятельность по творчеству А. С. Пушкина Провела учитель высшей категории Омарова Е. И
Сегодня мы проведём урок литературы, используя проектную деятельность по творчеству А. С. Пушкину
Интегрированный урок по литературному чтению и творчеству А. С. Пушкина \"Вот север, тучи нагоняя \" icon Программа по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова
Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными...
Интегрированный урок по литературному чтению и творчеству А. С. Пушкина \"Вот север, тучи нагоняя \" icon Программа по литературному чтению. Пояснительная записка
Программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта...
Интегрированный урок по литературному чтению и творчеству А. С. Пушкина \"Вот север, тучи нагоняя \" icon Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению в 4 классе
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Интегрированный урок по литературному чтению и творчеству А. С. Пушкина \"Вот север, тучи нагоняя \" icon Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с требованиями фгос ноо и авторской программы «Литературное...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции