Употребление словосочетаний. «Созвучье слов». Сформулируем цели




Скачать 134.33 Kb.
Название Употребление словосочетаний. «Созвучье слов». Сформулируем цели
Дата публикации 13.10.2014
Размер 134.33 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Туризм > Урок
«Употребление словосочетаний". Урок русского языка в 8-м классе

Оборудование: портрет П.И. Чайковского, звукозапись «Осенняя мелодия», портрет С. А. Жуковского, реподукция картины «Брошенная терраса», компьютер, мультимедийный проектор.

Цели урока:

– образовательная: закрепить понятие о видах связи слов в словосочетании; формировать умения определять способ связи слов в словосочетаниях, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; рассмотреть трудные случаи управления;

– развивающая: используя межпредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса учащихся, расширять их словарный запас;

– воспитательная: воспитывать любовь к искусству, интерес к творчеству, любовь к родине.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации: фронтальный опрос, групповая работа, самостоятельная работа.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Введение.

Сегодня нам предстоит закрепить понятие о видах связи слов в словосочетаниях с целью подготовки к экзамену по русскому языку в 9 классе.

Тема урока. Употребление словосочетаний. «Созвучье слов». Сформулируем цели.

Эпиграф

В искусстве слова все учатся друг у друга

– Вдумаемся в эпиграф. Как вы его понимаете?

Задание: выбрать словосочетания и распределить по типам связи. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание. Подчеркнуть словосочетания. Которые можно преобразовать в синонимичные. Работаем на рабочем листке. Ученик работает с компьютером.

Произведения искус..тва, картин..ая га..ерея, летит и кружит..ся, краски осени, бабье лето, слушать внимательно, пейзажная живопись, гениальный композитор, музыка Чайковского, «Врем..на года», талантливый живописец, картина Жуковского, «Броше..ая терраса», репродукц..я к..ртины, великолепно исполнить, унылая пора, очей оч..рованье, около дома, восх..щат..ся ш..девром, сохранить подлинник, (по) осеннему пасмурно.

Какова тематика словосочетаний? Осень. И сегодня за окном осень. Вы любите осень? Какая она? Вспомните стихотворение Пушкина. Как поэт относился к этому времени года? Запишите цитату.

И с каждой осенью я расцветаю вновь.

Выпишите все словосочетания и выполните синтаксический разбор. 1 ряд – согласование, 2- управление, 3 – примыкание.

А почему Пушкин так любил это время года?

Осень воспета не только Пушкиным и не только в литературе. Чей портрет? Пётр Ильич Чайковский. Как Пушкин в стихотворении «Осень» рассказывает о своём отношении к разным временам года, так и Чайковский в цикле «Времена года» знакомит нас со своим представлением всех двенадцати месяцев. Прослушаем пьесу «Октябрь. Осенняя песня». Слайды картины Левитана. Какое настроение передаёт мелодия? Добавляем в таблицу словосочетания: грустная мелодия, капли дождя, смена настроения, свежий ветерок, дышится легко.

На слайде картина С. Ю. Жуковского «Брошенная терраса».
Сообщение о художнике. Репродукция в справочниках. Что изобразил художник? Найдите значение слова терраса (стр. 71) в этимологическом словаре. Колорит картины? Как художник изобразил небо? Гряда облаков (толковый словарь стр. 20). Найдите в словарике эпитетов (стр. 89) определения для изображённого на картине неба (печальное, неприветливое, унылое, безрадостное). Какое настроение передаёт? Как можно орпеделить значение слова «брошенная»? Какова главная мысль картины?

Работа с текстом.

Работа в группах по четыре человека с последующей самопроверкой.

  1. 1.П.И.Чайковский - певец красоты. 2.Он умеет увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушны. 3.Его творения помогают нам лучше понять родную природу, увидеть прелесть осени. 4.Ведь даже поздняя осень, с хаосом дождей и ветров, вдруг дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придёт ещё долго. 5.Природа отдыхает от напряжённой весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить всё живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз.

А1 Выберите верное продолжение утверждения.

С точки зрения автора, П. И. Чайковский

  1. - знаменитый певец.

  2. видит прекрасное там, где его нет.

  3. помогает нам увидеть красоту родной природы.

  4. отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «прелесть» (предложение3).

1) очарование

2) восхищение

3) обольщение

4) удовольствие

А3 Укажите предложение, где автор использует метафору.

  1. 2

  2. 1

  3. 5

  4. 3

В1 Замените книжное «хаос» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом.

В2 Из предложения 4 выпишите слово с непроизносимой согласной.

В3 Из предложения 3 выпишите слово с чередованием гласных в корне.

В4 Из предложения 4 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Не с глаголами пишется раздельно».

В5 Из предложения 3 выпишите словосочетание (я) со связью «согласование».

В6 Определите тип подчинительной связи в словосочетании «его творения» в предложении 3.

В7 Замените словосочетание «августовских гроз» (предложение 5) , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью «управление».

  1. 1.Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. 2.Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. 3.Рощи делались сквозными. 4.Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. 5.Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. 6.Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. 7.Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.

А1 Выберите верное продолжение утверждения.

С точки зрения автора, осень

  1. редко вдохновляет художников на создание стихов, книг и картин.

  2. обедняет природу, смывает краски.

  3. - самое дождливое время года.

  4. - любимое время года многих писателей и художников.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сквозной» (предложение3).

1) дующий

2) неплотный, просвечивающий

3) проходящий насквозь

4) идущий без остановки

А3 Укажите предложение, где автор использует метафору.

1)1

2)5

3)7

4)2

В1 Замените книжное «робкий» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом.

В2 Из предложения 3 выпишите слово с безударной гласной в корне.

В3 Из предложения 4 выпишите слово с проверяемой согласной в корне.

В4 Из предложения 1 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В кратких причастиях пишется н».

В5 Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью «согласование».

В6 Определите тип подчинительной связи в словосочетании «цвет земли» в предложении 5.

В7 Замените словосочетание «пышность красок» (предложение7) , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью «согласование».

  1. 1.Октябрь - это уже настоящая осень. 2.Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая - не видная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем осеннего дождя, та, которую мы зовём поздней осенью. 3.Но и поздняя осень по-своему хороша. 4.Как-то особенно чувствуешь в этих опустевших полях, среди этого обнажённого леса свободу. 5.Ничто не мешает взгляду - нарядные завесы спали, и нам открыты огромные дали. 6.Природа здесь сосредоточена сама на себе. 7.Кажется, что она глубоко задумалась. 8.В такие дни и к нам приходят грустные воспоминания, длинные, как осенние тени.

А1 Выберите верное продолжение утверждения.

С точки зрения автора, октябрь

  1. - беспросветная картина поздней осени.

  2. заставляет чувствовать тоску и одиночество.

  3. готовит приход долгожданной зимы.

  4. позволяет ощутить свободу, вспоминать прошедшее.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «свобода» (предложение4).

1) простор

2) независимость

3) вседозволенность

4) бесконтрольность

А3 Укажите предложение, где автор использует метафору.

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 6

В1 Замените книжное «убранная» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом.

В2 Из предложения 3 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

В3 Из предложения 5 выпишите слово, в котором правописание приставки проверяется ударением.

В4 Из предложения 6 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В кратких причастиях пишется н».

В5 Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью «согласование».

В6 Определите тип подчинительной связи в словосочетании «по- своему хороша» в предложении 3.

В7 Замените словосочетание «осенние тени» (предложение8) , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью «управление».

  1. 1.В саду поселилась осень.2. Горели пурпуром клены, ссыхался дикий виноград на беседке.3. Как-то ночью пришел первый заморозок.4. Он надышал холодом на стекла окон, и они запотели.5. Хотя ветра не было, в саду все падали и падали листья.6. Березы пожелтели, и листья сыпались с них частым и печальным дождем.7. Когда я вернулся в комнату, в ней было темно и сонно.

А1 В каком из высказываний выражена основная идея текста?

  1. Осень - самое дождливое время года.

  2. Осенью часто бывают заморозки.

  3. Осень – удивительное время года..

  4. Осень – пора листопада.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «горели» (предложение2).

1) действовать

2) гибнуть

3) сверкать, блестеть

4) становиться горячим

А3 Укажите предложение, где автор использует эпитет.

1) 1

2) 3

3) 5

4) 6

В1 Замените книжное «пурпур» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом.

В2 Из предложений 3-4 выпишите слово с орфограммой гласные О-Ё после шипящих в корне.

В3 Из предложений 1-2 выпишите слово с орфограммой гласные в корнях с чередованием.

В4 Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Частицы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис».

В5 Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью «управление».

В6 Определите тип подчинительной связи в словосочетании «пришёл ночью» в предложении 3.

В7 Замените словосочетание «стёкла окон» (предложение 4) , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью «согласование».

  1. 1.Детство будущего художника прошло в Польше. 2.Семнадцатилетним юношей без разрешения отца Жуковский уехал в Москву, поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. 3.Станислав стал известным художником. 4.В декабре 1919 года Жуковский уехал в Вятку, где прожил полтора года. 5.В произведении «Брошенная терраса» Жуковский выступил продолжателем левитановской линии в русском пейзаже с ее чувством просветления и отрады, "светлой печали", когда природа, даже в период своего увядания, предстает перед зрителем в своей пышной красоте, являясь нам одетой "в багрец и золото".

А1 Выберите верное продолжение утверждения.

С точки зрения автора, С. Ю. Жуковский

  1. – малоизвестный художник.

  2. не получил образования.

  3. развивал традиции в изображении родной природы.

  4. никогда не был в Вятке.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «линия» (предложение5).

1) граница

2) полоса

3) направление

4) черта

А3 Укажите предложение, где автор использует цитату.

  1. 2

  2. 1

  3. 5

  4. 3

В1 Замените книжное «отрада» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом.

В2 Из предложений 3-4 выпишите слово с непроизносимой согласной.

В3 Из предложения 4 выпишите числительное.

В4 Из предложения 5 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В отглагольных прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида, пишется нн».

В5 Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью «согласование».

В6 Определите тип подчинительной связи в словосочетании «с её чувством» в предложении 5.

В7 Замените словосочетание «чувство просветления» (предложение5) , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью «согласование».

  1. 1.Только природа не имеет границ. 2.Она, природа, одаряет человека счастливой возможностью чувствовать и сокровенность рассвета, и нежную красоту заката, таинство ночи и звёздное неистовство августовского неба. 3.Она помогает переживать неотвратимость смерти, скорбь потерь, бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, ревность, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей, предательство. 4.И, призывая прощать многое, благодарно поражаться вдруг открывшемуся милосердию. 5.В конце концов природа – наивысший авторитет всего сущего. (Ю. Бондарев)

А1 В каком из высказываний выражена основная идея текста?

  1. Природа безгранична.

  2. Человек - часть природы.

  3. Природа - наивысший авторитет всего сущего.

  4. Природа делает человека сильнее.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «авторитет» (предложение 5).

1) заслуживший признание

2) имеющий влияние

3) дающий оценку, определяющий значимость

4) имеющий уважение

А3 Укажите предложение, где автор использует прилагательное в превосходной степени.

1) 1

2) 5

3) 4

4) 2

В1 Замените книжное «сущее» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом.

В2 Из предложения 4 выпишите слово с орфограммой «правописание приставок пре- и при-».

В3 Из предложения 3 выпишите слово с орфограммой «правописание приставок на з-с».

В4 Из предложении 1-2 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Слово без не не употребляется».

В5 Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью «управление».

В6 Определите тип подчинительной связи в словосочетании «призывая прощать» в предложении 4.

В7 Замените словосочетание «августовского неба» (предложение 2) , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью «управление».

Ответы.




1

2

3

4

5

6

А1

3

4

4

3

3

3

А2

1

2

2

3

3

3

А3

2

3

2

4

5

2

В1

беспорядок

скромный

одетая

алым цветом

радость

существующее

В2

поздняя

сквозными

поздняя

пришёл

известным

призывая

В3

творение

робким

ничто

горели

полтора

бессилие

В4

не придут

написаны

сосредоточено

как-то

брошенные

неистовство

В5

родную природу

густые цвета

настоящая осень

поселилась в саду

будущего художника

не имеет границ

В6

примыкание

управление

примыкание

примыкание

примыкание

примыкание

В7

гроз августа

пышные краски

тени осени

оконные стёкла

просветлённое чувство

небо августа

1

Творческое задание

Напишите мини-сочинение «Моя осень».

Итог урока

Сегодня мы говорили об осени и закончили изучение темы «Словосочетание», выполняли работу в формате ГИА и создавали свои маленькие шедевры.

Релаксация.

Что для вас показалось трудным?

Домашнее задание

Из стихотворения Пушкина «19 октября» выписать по 2 словосочетания всех видов связи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Употребление словосочетаний. «Созвучье слов». Сформулируем цели icon Проверочная работа по теме: Изобразительно-­выразительные средства...
В. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений
Употребление словосочетаний. «Созвучье слов». Сформулируем цели icon Русский язык
Укажите ряд словосочетаний, в которых прилагательные употреблены в переносном смысле
Употребление словосочетаний. «Созвучье слов». Сформулируем цели icon Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: Деление слов на слоги. Ударение
Цель: создание благоприятных условий для формирования навыков свободного деления слов на слоги и определения ударного слога
Употребление словосочетаний. «Созвучье слов». Сформулируем цели icon Затранскрибируйте выделенные части слов. Есть ли среди представленных...
...
Употребление словосочетаний. «Созвучье слов». Сформулируем цели icon Справочное пособие по русскому языку 1 -2 классы (1 -4)
Правописание слов с парными согласными Написание слов с парными согласными на конце., 89
Употребление словосочетаний. «Созвучье слов». Сформулируем цели icon Употребление жаргонизмов в речи современной молодёжи причина огрубления русского языка

Употребление словосочетаний. «Созвучье слов». Сформулируем цели icon Курсовая Русский язык. Тема работы: Омонимия кратких прилагательных, наречий и слов категории
Специфика омонимии кратких прилагательных, наречий и слов категории состояния. 6
Употребление словосочетаний. «Созвучье слов». Сформулируем цели icon Каннабиноиды
Систематическое его употребление ведет к тяжелым физическим и психическим расстройствам организма ослаблению памяти и воли, резкому...
Употребление словосочетаний. «Созвучье слов». Сформулируем цели icon Одевиантном поведении и его причинах
К отклоняющемуся поведению относят агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление алкоголя, наркотиков, курение,...
Употребление словосочетаний. «Созвучье слов». Сформулируем цели icon Употребление существительных мн ч. в Р. п
Так давайте же ребята улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесёт вам всем радость...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции