Звуковое решение фильмов различных жанров




Скачать 0.71 Mb.
Название Звуковое решение фильмов различных жанров
страница 1/6
Дата публикации 22.06.2014
Размер 0.71 Mb.
Тип Решение
literature-edu.ru > Спорт > Решение
  1   2   3   4   5   6




ЗВУКОВОЕ РЕШЕНИЕ ФИЛЬМОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ

В современном кинематографе различают художествен­ное, документальное и мультипликационное кино. В каждом из них существуют те или иные жанры, определенные прин­ципы построения сюжета, звукозрительного ряда. Жанр фильма определяет его звуковое решение. Если обратиться к истории, можно заключить, что каждый период развития кинематографа характеризуется своей системой жанров. В силу исторической необходимости на разных стадиях раз­вития кино появляются и развиваются те жанры, которые практически осуществимы.

“Жанр является своеобразным барометром: эволюционируя, он отражает изменения в духовной жизни общества”*. Несомненно, что и материальные условия общества, состояние экономики, техники также обуславливают появление и господство того или иного жанра. Простейшие, так называемые “низкие” жанры раннего кинематографа соответствовали тем возможностям, которыми располагала кинотехника тех лет. Главными жанрами тогда были: мело­драма, комедия и авантюрный фильм. “Именно в этих жанрах экран учился воспроизводить жизнь как движение (авантюрный фильм, комические) и как переживание (мело­драма)”**. В этих близких по мироощущению жанрах корен­ные свойства экранного действия раскрывались в соедине­нии “натуры и игры”. Звуковые образы в их развитии не име­ли решающего значения.

Такие жанры, как лирика, драма, эпос, где было необхо­димо звуковое решение образов, стали возможны и получили распространение лишь в звуковых фильмах. Так развитие жанров стимулировало развитие новых технических средств и творческих приемов, а стало быть, развитие самого кино­искусства.

, * фрейлих С. Сквозь призму жанра. — “Искусство кино”, 1972, N” 1, с. 105.

** Там же, с. 104.

72

В 1910 г. писатель Карел Чапек писал: “Вооруженный всеми техническими средствами, полный веры в собствен­ную свободу и всемогущество, кинематограф ожидает своего гения. Скоро... мы станем свидетелями невиданных чудес новой магии, переступающей все физические законы. Мы познаем новую, небывалую комедийность, в распоряжении которой окажутся самые невероятные трюки... Возникнет совершенно новый вид гротеска — эксцентрический звуко­вой гротеск. Нам еще доведется услышать, как стонут сорванные розы, как поют камни. Лошади будут произносить проповеди, а голоса людей обретут прекрасную мелодич­ность флейты. Чего тут только нельзя сделать?!”*.

Но многие критики и теоретики кино тогда еще не видели перспектив развития кинематографа, как большого искус­ства. С. Эйзенштейн пытался противопоставить им свое понимание огромных возможностей, которыми располагает кино; он выдвинул сначала идею “интеллектуального кино”, а затем не менее важную идею “эмоционального сценария”. Таким образом он пришел к реализации основной проблемы:

“воплощения в единстве интеллектуального и эмоциональ­ного начал средствами развитого звукозрительного кино”**.

Новые технические средства открывали опытнейшим мастерам экрана новые возможности, позволяли им найти новые творческие позиции. Эти новые позиции в выборе художественных выразительных средств, по существу, означали новый подход ко всей системе воплощения идеи произведения, более глубокому раскрытию психологии действующих лиц, к более тонкой передаче художествен­ного замысла.

ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ ЖАНРОВ

Взаимопроникновение и взаимодействие жанров раннего кинематографа отмечалось многими теоретиками. В последние годы наблюдается взаимопроникновение не только жанров, но и видов киноискусства. Во взаимодейст­вии кино художественного и кино документального рож­дается оптимальная выразительность и новые формы композиции фильма; заимствуются методы ведения съемок, принципы построения звукозрительного ряда.

Многие ведущие режиссеры художественного кино в

Чапек /С.” Об искусстве. Л., “Искусство”, 1969, с. 117.

** Фрейлих С. Сквозь призму жанра, с. 104.

5-544 73

своих картинах часто обращаются к исторической хронике, используют кинодокументы, ведут съемки методом кино­публицистики. Документалисты же создают порой ленты такой художественной выразительности, что их по праву приравнивают к лучшим произведениям игрового кино, таковы, например, документальные фильмы Р. Кармена “Нефтяники Каспия”, “Трагедия Чили”, “Сердце Корвалана”.

Сейчас все чаще авторы игрового фильма заимствуют у документального кино не только кадры кинохроники, снятые в разные времена, но практикуют во время съемок методы и приемы документалистов; да это и закономерно, в особен­ности когда в центре внимания постановщика фильма человек — наш современник.

Окружающая жизнь — события сегодняшнего дня или недавнего прошлого — никак не может быть показана точнее и достовернее, чем в документальной ленте.

Художественный фильм “Память” (режиссер Г. Чухрай) снят в документальных традициях, он построен на синхрон­ных интервью, взятых журналистом у случайных прохожих. В “Обыкновенном фашизме” М. Ромма найдена необычай­ная выразительность благодаря документальной конкрет­ности кадров и глубине их художественного обобщения.

В игровых, научно-популярных и документальных филь­мах часто используется мультипликация. Известны случаи, когда и в мультфильмы привлекались кадры кинохроники. Например, в фильме “Аве Мария” режиссера И. Иванова-Вано.

А выходящий под редакцией С. Михалкова Всесоюзный сатирический киножурнал “Фитиль” составлен из сюжетов, которые снимают на разных студиях разные операторы с использованием разных выразительных средств.

В киножурнале “Фитиль”, по существу, представлены все виды кино — художественное, документальное и мульти­пликационное. И, пожалуй, трудно сказать, какое из них, пользуясь языком сатиры, более убедительно вскрывает недостатки.

Безгранично разнообразие жанров, воплощаемых средст­вами художественного игрового кино. Сказка, водевиль, комедия, драма, кинороман, эпопея — от скромного кино­этюда до эпических произведений огромного общественно-политического звучания — таков диапазон художественного экрана сегодня.

Звуковое решение любого фильма возникает из компози­ционного взаимодействия звуковых составляющих (речь,

74

музыка, шумы) со зрительными образами. В художествен­ном кино имеются особые условия построения звукозрительного ряда. Задуманные звукозрительные образы художест­венного фильма воплощаются на экране в строгом соответ­ствии со сценарием и режиссерской разработкой отдель­ных сцен.

Это достигается в результате совместных усилий огром­ного числа людей, и в первую очередь участников творческой группы, возглавляемой режиссером — художественным руководителем фильма, объединяющим все работы по его постановке.

Кто-то удачно заметил, что режиссер фильма подобен дирижеру оркестра, он соединяет звучание всех инструментов и создает мелодическую ткань, а партитуру ему заменяет сценарий. И действительно, в соответствии со сценарием режиссер как бы синтезирует художественные образы кино­произведения: изучает жанровые особенности отдельных эпизодов, находит необходимые краски, для отображения исторической эпохи, социальной среды, индивидуальные черты характеров действующих лиц. Изобразительное решение темы ведется совместно с оператором и художником, звуковое — с композитором и звукооперато­ром.

Звук в фильме должен быть не иллюстрацией, а сред­ством созидания, средством воплощения в кинообразах идей и чувств автора. Если не думать о звуке заранее, точнее, не задумывать основы звукового решения еще в литературном сценарии, это приведет к тому, что звук фильма не приобре­тет драматургических свойств, а станет лишь простым дополнением происходящего на экране. Этими недостатками страдали звуковые решения многих фильмов на заре звукового периода киноискусства.

Кинофильм “Клятва” (режиссер А. Усольцев) — первый звуковой фильм, снятый в Узбекистане в 1937 г. В нем уже заметно стремление передать социальную драму звуковыми средствами. С первых же кадров возникает вопль, отчаян­ный вопль-плач старой узбечки, дочь которой первой посмела снять' паранджу. Этот звук вводит зрителя в атмосферу жестокой борьбы между старой и новой жизнью, в атмосферу волнений, связанных с первыми декретами Советской власти. Декрет о земле, вызвавший безграничную радость и счастье большинства, вызвал ожесточенную реакцию баев, местных землевладельцев. В республике происходили классовые столкновения не без кровопролитий и человеческих жертв.

Выявление звукозрительных характеристик в соответст­вии с жанром фильма здесь еще по настоящему не состоя­лось. В картине применены титры и голос за кадром, поясняющий события, что явно снижает ее художественные достоинства.

Технические средства звукозаписи в те годы были далеки от совершенства. Далека от совершенства была и игра актеров, которым для работы в звуковом кино требовалась специальная подготовка. Тем не менее в фильме есть очень хорошо и убедительно сделанные синхронные эпизоды, драматургия которых построена на использовании звукового образа. Когда в кадре обезумевший от счастья старый узбек бросается на землю, обнимает и целует ее, зарывает в нее лицо, слезы, смех и многократно выкрикиваемое им слово “земля! земля!” придают эпизоду подлинную взволнован­ность и убеждающую силу художественного образа. Использовано много закадровых фоновых шумов и реплик, они хотя и несинхронны, но создают характерную звуковую атмосферу.

И хотя многие кинолюбители сегодня оснащены техни­чески и творчески несравненно лучше, для них этот фильм может представить интерес, ибо в нем явно заметна изобретательность автора, желание максимально использо­вать звуковую палитру, несмотря на очень скудные средства, которыми располагало в те годы профессиональное звуковое кино.

В зависимости от жанра фильма, от творческой манеры режиссера-постановщика в фильме могут доминировать диалоги или музыка, документальный репортаж или фантастические звучания. Преобладание внутрикадровых (мотивированных событиями кадра) или закадровых обобщающих звучаний также диктуется замыслом и жанром фильма.

Кинорассказ о жизни выдающегося музыканта — пиа­ниста или вокалиста — может вестись не в жанре музыкаль­ного фильма-концерта с большим количеством музыкальных номеров, соединенных сюжетно, а в бытовой манере с целью показа известного человека в обстановке повседневной обыденной жизни с ее заботами, трудностями, радостями. В таком варианте правомочно присутствие в звуке фильма большого количества жизненных бытовых деталей, внутрикадровых шумов и реплик.

Желая раскрыть внутренний мир художника, прикос­нуться к процессу его творчества, следует, очевидно, при­бегнуть к иному осмыслению и раскрытию образа, найти

76

более сложные звуковые формы, передающие мысли, чувст­ва человека. Это можно сделать через хорошо подобранную или специально сочиненную музыку. Интересным звукозрительным рядом можно подчеркнуть творческое своеобра­зие, особые черты индивидуальности героев.

Фильм о композиторе, например, может быть пронизан авторской музыкой, которая, очевидно, должна подбираться с учетом исторических и биографических подробностей в соответствии с тем, как говорится об этом в сценарии.

Многое в выборе художественных средств, в построении и реализации материала определяется не только жанром кинопроизведения. Не менее важным обстоятельством, определяющим конструкцию фильма, выбор его звукового решения и другие творческие замыслы, является аудитория, на которую рассчитывается фильм.

ФИЛЬМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Добрые фильмы о природе и о животных — это фильмы, аудитория которых безгранична, и все же язык фильма, если он рассчитан на детскую аудиторию, должен быть иным: и зрительный и звуковой ряды должны соответствовать особенностям детского восприятия.

Текст, музыка и шумы в детских фильмах обычно имеют более иллюстративный характер. В дикторском комменти­рующем тексте детского фильма не возбраняется повторить словами то, что происходит на экране, и тем самым под­черкнуть положительные или отрицательные стороны происходящего, помочь маленьким зрителям лучше разо­браться в увиденном, понять кинорассказ.

Например, в кадре маленький мальчик, сидя за обеденным столом, капризничает, отказывается есть суп, крошит хлеб ради забавы и т. п. Зрителю все видно, однако назидательная фраза, подчеркивающая плохое поведение малыша, только усилит впечатление от увиденного. “Смотрите, как Петя плохо ест”, — говорит голос за кадром. “Ну а это уж совсем некрасиво! Вы видите, наш Петя не умеет обращаться с хлебом, да ведь даже цыпленок и тот лучше справляется с ним” — такой текст для детской аудитории не будет лишним, наоборот, он привлечет внима­ние маленьких зрителей к тому, что происходит на экране, и вызовет правильную реакцию осуждения, даже если эпизод носит комедийный характер. Если такой эпизод показывать без сопровождающего текста, ребята могут упустить эти

77

подробности, не воспринять их как плохое поведение и даже, наоборот, кое-кому такие манеры могут показаться достой­ными подражания.

Короткометражная лента “Мой папа Айболит” (студия “Беларусьфильм”) рассчитана на детскую аудиторию. Это рассказ о добром человеке — ветеринарном враче и его маленьком сыне, который сопровождает его в поездках к пациентам. Фильм сделан в своеобразной манере и интересно решен в звуке. Сначала фильм воспринимается так, как будто рассказ ведется от лица телят, коров, кур и других предста­вителей животного мира. На экране крупно — голова телочки, она внимательно смотрит в объектив, медленно двигает челюстями. А в фонограмме звучит голос, он такой низкий и медленный, так похож на мычание, что восприни­мается как голос самой телочки, которая сообщает: “Это фильм о том, какой есть добрый человек на свете, и этот человек Петин папа, он хороший доктор...”

С первых же кадров добрая и доверительная атмосфера, теплая беседа со зрителем. Затем идут кадры, показываю­щие домашних животных. Звучит песня простая и незатейли­вая — в ней говорится о добром человеке, который хорошо относится к животным. В чистую мелодическую ткань музыки вливаются звуки птичьих голосов и все та же попытка имитировать произношение отдельных слов голосами животных. И снова звучит песня, в ней поется о том, что не надо бояться докторов, о том, как полезен их труд. В эпизоде, когда больной лошади делают укол, закадровый голос как бы от ее имени ведет доверительный разговор со стоящим поблизости мальчиком.

Озвучение фильма, подобного этому, легко можно осу­ществить, не имея сложной синхронной аппаратуры. Доста­точно подобрать подходящую песню, интересных исполни­телей и совместить фонограмму со снятым изображением так, чтобы получилось занимательно. Это вполне по плечу начинающим кинолюбителям. А детская аудитория с вос­торгом встретит подобную киноисторию.

ФИЛЬМЫ КОМЕДИЙНОГО ЖАНРА

К этому жанру относятся кинопроизведения, отличи­тельной особенностью которых является изображение харак­теров и ситуаций, вызывающих смех зрителей. Комедия имеет много жанровых различий, характеризующихся эмоциональной окраской комизма (лирическая, сатиричес-

78

кая) и степенью условности сюжета и образа (киноводевиль, эксцентрическая или фантастическая комедия).

Первая комедия, сделанная Люмьером в 1895 году, — “Политый поливальщик” — представляла собой серию юмо­ристических картинок. Эти первые “комические” (как называли в те времена фильмы этого жанра) создавались по образу комических номеров, исполнявшихся в цирке, варьете, кабаре и т. п.

Жанровой особенностью американской школы комедий­ного киноискусства являлись трюки, основанные на приемах абсурдного юмора. Знаменитые актеры американской кинокомедии — Б. Китон, Г. Ллойд, Ч. Чаплин — преуспе­вали в этом жанре.

Французские “комические” строились главным образом на комизме движений: головоломные прыжки и падения, по­тасовки, погони, преследования и т. п., в которых использова­лись трюковые эффекты ускоренной и замедленной съемки, съемка с заменой персонажа, обратная съемка, прием “стоп” и др. Демонстрировались эти ленты под быструю музыку с резкими переходами и бравурными пассажами. Фильмы с участием французского комедийного актера М. Линдера являются высшим достижением комической школы немого кино.

Актеры и акробаты, пришедшие из цирков и мюзик-холлов, принесли в кино свои выразительные средства, свои традиции. Источником комизма в первых “комических” были эксцентрика и клоунада. Эта особенность жанра объясняется особыми условиями, в которых он возник, ведь ярмарочные, цирковые и балаганные актеры, выступая среди многолюдной толпы, не имея средств для усиления звука своего голоса, предпочитали искусство пантомимы. Жест и мимика, гримасы и прыжки — все это было доступно большим массам зрителей, собиравшихся на открытых площадках ярмарок или в других местах во время народных празднеств. Голоса актеров в условиях таких мас­совых сборищ все равно не были бы слышны.

Немое кино восприняло жанр пантомимы как более доступный и распространило его на первые “комические” ленты.

В 30-е годы с приходом звука кино все больше стало показывать жизнь в формах самой жизни и искусство панто­мимы утратило свою роль.

В мировом кино только Ч. Чаплин продолжал оставать­ся ярым его приверженцем и защитником. В своих фильмах он категорически отказывался от использования звучащего
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Звуковое решение фильмов различных жанров icon Предсказания оракул2000 на тысячелетия оракул 2000
Книги различных жанров можно приобрести по адресу: 129348, Москва, ул. Красной сосны, 24, издательство «Вече»
Звуковое решение фильмов различных жанров icon Александр Сергеевич Пушкин (6 июня 1799 г.)
А. С. Пушкину. И за эту короткую жизнь им было создано столько произведений различных жанров, что трудно определить, кто же такой...
Звуковое решение фильмов различных жанров icon Звук в телевизионной программе
В основу учебного пособия положен материал лекций, которые читались студентам режиссерского факультета лгитмиК. Пособие дает представле­ние...
Звуковое решение фильмов различных жанров icon Пояснительная записка. Цели и задачи: расширение кругозора детей...
Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года
Звуковое решение фильмов различных жанров icon Учебной дисциплины «Актуальные проблемы специализированной области...
Ближний и Средний Восток; ознакомиться с проблемами развития жанров и стилей названных литератур, с литературной деятельностью крупнейших...
Звуковое решение фильмов различных жанров icon Решение задач 141-153 из учебника 99 Решение задач 154-165 из учебника...
Издание разработано при поддержке Отдела теории алгоритмов и математических основ кодирования Вычислительного центра им. А. А. Дородницына...
Звуковое решение фильмов различных жанров icon Р усская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших...
М. В. Ломоносова. Ломоносов не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени. Ему принадлежат произведения самых различных...
Звуковое решение фильмов различных жанров icon Программа по дисциплине опд ф. 36 Основной язык: теория речевых жанров
Дисциплина «Основной язык: теория речевых жанров» относится к блоку вариативных дисциплин и является авторским курсом
Звуковое решение фильмов различных жанров icon Рабочая учебная программа дисциплины «внешнеэкономическая деятельность»
На всех этапах развития России внешнеэкономическая деятельность оказывала непосредственное влияние на решение экономических проблем...
Звуковое решение фильмов различных жанров icon Литература: Заявка на получение патента №2007111434/28(012425) Способ...
Техническое использование этого эффекта позволило разработать новый метод оценки свойств поверхностно – активных веществ и свойств...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции