Организация деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий




Скачать 316.49 Kb.
Название Организация деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий
страница 1/3
Дата публикации 17.06.2014
Размер 316.49 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Спорт > Документы
  1   2   3
Приложение 5.2

к Паспорту

дорожной безопасности

МБОУСОШ №55

Организационная деятельность

МБОУСОШ №55

по предупреждению дорожно-транспортных происшествий среди обучающихся






Автор - составитель:

Сахарова Н.И., зам. директора по ВР


2013 г.

Введение

Вряд ли в настоящее время можно представить себе человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом, будь то автобус, трамвай, трол­лейбус, мотоцикл или велосипед. Увеличивается количе­ство транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах и, особенно в крупных городах, множится коли­чество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей.

Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что ежегодно на дорогах планеты погибает около 350 тысяч человек и 7 млн. получают ранения. В России эти цифры соответственно — 25—30 тысяч и 900 тысяч.

Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие тре­бования. Участники дорожного движения должны ори­ентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью, предвидеть развитие транспортных ситуа­ций, быть максимально внимательными и предупреди­тельными друг к другу.

Основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое глав­ное –

неуклонно выполнять.

Сохранить жизнь и здоровье детей — значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда ос­тро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы российские дети. Перед фак­том продолжающегося увеличения автотранспорта на до­рогах крайне необходимо единение государственных орга­нов, общественных институтов, семьи в борьбе с детским дорожно-транспортным травматизмом.

Общеизвестно, что «детей учат в школе». Даже песня такая есть. Школе принадлежит решающая роль не только в изучении Правил дорожного дви­жения, но и предупреждении детского дорожного трав­матизма в соответствии с Законом о дорожном движении.

Организация деятельности по предупреждению

дорожно-транспортных происшествий

Работу по профилактике ДТТ можно разделить на несколько взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет большое значение и невозможно выделить его из общей системы работы закрепляют­ся в играх, развлечениях, соревнованиях, викторинах, конкурсах, проведении бесед, игр, работе с родителями, анализа дорожно-транспортных происшествий с обучающимися и т.д.

1. Изучение ПДД в процессе обучения

Ребенок, придя в шко­лу, уже имеет громадный опыт самостоятельных и вместе с родителями путешествий по улицам и дорогам, в том числе и сотни, тысячи переходов через дорогу. У него уже сложились определенные навыки «транспортного» поведения — и правиль­ные, и неправильные. Последних, к сожалению, больше. Это и пе­ребегание через дорогу, вместо того, чтобы переходить мер­ным шагом, наблюдая за движением справа и слева. Это и посто­янный переход улицы по кратчайшему пути — наискосок. Но са­мое страшное — масса навыков благополучного, до поры до вре­мени, выбегания из-за стоящих машин и других помех обзору: ку­стов, заборов, деревьев, из-за углов домов, из арок и т.п.

Обучить ребенка безопасному поведению нужно как можно раньше, буквально с первых шагов за ручку по улице.

Для формирования устойчивых знаний и прочных навыков культурного поведения на улице, в транспорте в школе проводятся специальные занятия по разработанной Программе и плану профилактики дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Работа ведется в рамках целевой комплексной воспитательной программы «Здоровье» и «Программы деятельности ОУ по формированию у обучающихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах»

Обучая детей правилам дорожного движения, необ­ходимо используются все доступные формы и методы работы. Это — беседы, обсуждение ситуаций, наблю­дения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художе­ственных текстов, просмотр видео- и диафильмов, на­стольные, дидактические игры и др.

Работа идет комплексно по всем разделам воспита­ния и обучения. Ее совместно проводят учитель — родители — ребенок.
В школе для обучения правилам дорожного движения проводятся занятия по ПДД (о, «Минутки безопасности», интегрированные уроки по ПДД. Учителя используют контрольные списывания и диктанты с соответствующей тематикой. На уроках ИЗО обучающиеся рисуют рисунки на тему безопасного дорожного движения в зависимости от времени года, дидактических игр по ПДД, поделки (например, на конкурс «Азбука дорожная»). Знания формирования умений и навыков безопасного поведения на дорогах дает внеклассная работа. Это встречи с работниками ГИБДД. Различные конкурсы, экскурсии, праздники и КТД, позволяют в игровой ненавязчивой форме прививать детям правила безопасного поведения на улице.

2. Коллективные творческие дела

В сентябре в школе идет КТД «Мы выбираем здоровье», где дается старт школьной спартакиады на общешкольном «Дне Здоровья». В программу «Дня» включена викторина по ОБЖ, ПДД, ППБ. Дети отвечают на вопросы по правилам безопасного поведения на дорогах, оказанию первой доврачебной помощи, транспортировке пострадавших.

КТД «Мы – пешеходы, мы – пассажиры», проводимое в апреле – является результатом профилактической работы за учебный год. Во время проведения дела анализируется участие каждого класса в пропаганде ПДД и безопасного поведения на улице, подводятся итоги конкурсов чтецов, рисунков, плакатов, которые проводились в течение года. Конкурс «Безопасное колесо» очень любим нашими детьми и проводится ежегодно.

Частыми гостями школы являются сотруд­ники Госавтоинспекции, врачи-травматологи. Они при­нимают участие в родительских собраниях, дают рекомендации, проводят линейки, консультации. Каждый ребенок должен знать, что он в любой момент мо­жет обратиться за помощью к сотруднику ГИБДД, который на самом деле не враг, а друг и наставник. Дети такие же участни­ки дорожного движения, и к ним нужно относиться так же серь­езно, как и ко взрослым пешеходам.

Учителя должны наблюдать за пешеходами, транспортом и обсуждать интересные ситуации с деть­ми. Рекомендуются экскурсии, пешие прогулки по улицам, к перекрестку, чтобы при по­ступлении ребенок освоил все необходимые понятия. Учителя создают проблем­ные ситуации на планшетах, схемах.

Для того чтобы больше заинтересовать детей прави­лами движения, привлекаются старшеклассники. Они помогают младшим в освоении знаний, тренируют их на этапах.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______ И.В. Антошина

29.08. 2012 г.
План

профилактики дорожно-транспортного травматизма

Цель: привлечение внимания учащихся к изучению правил дорожного движения; профилактика дорожно-транспортного травматизма на дорогах.



Мероприятие

Класс

Дата проведения

Ответственный

1

Участие в межведомственной акции, операций «Внимание, дети!»,

«Внимание подросток», «Подросток»

1-11

Сентябрь

Классные руководители

2

Организация работы отряда юных инспекторов дорожного движения.

Выступление агитбригады

«Нам на улице не страшно» для учащихся 2-4 классов

2-4

Сентябрь

Болдырева Н.А.

7-в

3

Классный час по теме»

«Твоя дорога в школу и обратно»

С привлечением сотрудников ГИБДД

1-11

Сентябрь

Классные руководители

1-6 кл.

4

Конкурс рисунка по теме:

«Я и дорога»

3- 4

сентябрь

Классные руководители

3-4 кл.

5

Занятие для уч-ся 1 класса

«Учим правила, играя»

1

Октябрь

Классные руководители

1-х кл.

6

Обучение инспекторов дорожного движения в учебном центре

7

В течение года

Болдырева Н.А.

7

Обучение учащихся 1-5 классов в учебном центре

1-5

Октябрь-ноябрь

Классные руководители

1-5 кл.

8

Оформление ежегодной подписки на Всероссийскую газету «Добрая Дорога Детства»

-

Ноябрь - декабрь

Библиотекари Ильина С.Л.

9

Участие в конкурсах по профилактике дорожно-транспортного травматизма

3-4

В течение года

Кл. руков.

1-11 кл.

10

Родительское собрание

« Безопасность на дорогах города Тулы».


1- 11

14.09.11

Апрель 2012 г.

Кл. руков.

1-11 кл.

11

Организация всеобуча по дорожному движению с обучающими, воспитанниками и их родителями; пропаганда безопасности движения среди родителей связанных с эксплуатацией велосипедов, мопедов, скутеров, других мотосредств

1-11

Для родителей на родительском собрании

Для учащихся на уроках ОБЖ

Классные руководители

Учителя ОБЖ

Администрация

12

Открытый урок по правилам дорожного движения с учащимися

1- 11 кл.

4-в

Март

Белозерова С.Ю.

13

Беседы по профилактике ДТТ на уроках ОБЖ

1-9 кл.

В течение года

Учителя ОБЖ

Кузнецов В.Н.,

Фоканов С.В.,

Шехватова О.В.

14

Проведение бесед в кабинете по профилактике дорожно-транспортного травматизма 201 с использованием методического материала по профилактике

1-4 кл.

Декабрь

Апрель

Кл. руков.

1-4 кл

Отв Белозерова С.Ю.

15



Проведение месячника по профилактике ДТ



1- 11


Сентябрь-октябрь

Декабрь

Май


Зам. директора по ВР, классные руководители


16



Классные часы

1- 11

В течение года (по графику)

Кл. руководители

16

Смотры – конкурсы творческих работ «Внимание – дети!», «Мы и улица», «Азбука дорожная»

1-6

Сентябрь-май

Кл. руководители

17

Анализ несчастных случаев с обучающимися, воспитанниками в т. дорожно-транспортных происшествий

1-6

Ежедневно,

ежемесячно,

ежегодно

Кл. руководители.

Мосина Ю.А.


18

Проведение недель, месячников по дорожному движению, участие в международной неделе по безопасности дорожного движения

1-11

В течение года




19

Родительские собрания «улица - подросток» (беседа с инспектором ГИБДД), «Родителям о безопасности дорожного движения»

1-11

Сентябрь – май

Зам. директора по ВР

20

Участие в соревнованиях «Безопасное колесо», «Школа безопасности», Зарница» для средней возрастной группы




Январь, апрель

Кузнецов В.Н.

21

Смотр конкурс учебно-материальной базы по профилактике безопасности дорожного движения. Наличие и состояние в образовательном учреждении:

Кабинета (рекреации) по правилам дорожного движения ;

Городка (площадки) по ПДД;

- забора, ворот;

- методических и компьютерных учебных пособий по ПДД;

- маршрутов движения учащихся

-

Апрель

Белозерова С.Ю,

22

Беседы по классам


1- 4кл.

отряд

ЮИДД 7-в

Апрель

Участников отряда ЮИДД

Руководитель Болдырева Н.А.

23

Общешкольные родительские собрания


1-11 кл.

Сентябрь

Апрель

Заместитель директора по ВР

24

Беседа с инспектором ГИБДД о профилактике ДДТ

1- 11 кл.

В течение года

Классные руководители, инспектора ГИБДД

25

Обсуждение сюжетов и ситуаций дорожной тематики, выступление агитбригады

1-4 кл.

В течение года

4-в

Белозерова С.Ю.

26

Оформление стендов по правилам поведения и по ПДД

1- 11 кл.

В течение года

Зам. директора по ВР

27

Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. Оказание медицинской помощи.

10

В течение года

Учитель ОБЖ,

28

Проведение компьютерных викторин, бесед, театральных представлений с обучающимися по дорожному движению в учебное время, в летний оздоровительный период

1-11

В течение года

Классные руководители

29

Организация работы профильных лагерей дневного пребывания «Добрая Дорога Детства»

1-8

Июнь-август





3. Работа с педагогами
Программа профилактики ДТТ рассчитана на весь контингент обучающихся с 1 по 11 класс. Но, работая в коллективе школьников, строим воспитательную работу с учетом возрастных особенностей детей. Так в младшем школьном возрасте (1-4 классы) мы ведем работу в форме игры-путешествия. Подростковому возрасту присущи постоянная борьба и процесс становления личности. Поэтому на данном возрастном этапе проводятся мероприятия, позволяющие обучающемуся проявить свои способности в творчестве, организации и проведения дела, утвердиться в среде сверстников, заняв соответствующую позицию, которая бы соответствовала личным желаниям личности. КТД, участие в спортивных состязаниях, конкурс «Безопасное колесо» и многое другое.

Педагогический коллектив в целом является одним из важных звеньев. Именно учителя осуществляют основную деятельность по пропаганде правил дорожного движения, профилактике ДТП. В работе с учителями мы используем такие формы:

  1. Проведение семинаров с учителями по теме ПДД

    • теоретических

    • практических

  2. «Круглые столы»

  3. Инструктивно-методическая работа.

  4. Обмен опытом.

  5. Выставки методической литературы в библиотеке.


Классный руководитель – это педагог, непосредственно работающий с детьми, их родителями. Именно от него зависит, как будет осуществляться работа по профилактике ДТП, пропаганде ПДД. Будет ли налажен контакт и взаимодействие с родителями. Классный руководитель организует коллективную деятельность в классе, взаимодействие с родителями, социальными педагогами, психологами, работникам ГИБДД. В школе организована деятельность по профилактике ДТП, пропаганде ПДД.

Совместно с ГИБДД ведется работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Разработана программа работы с классными руководителями по профилактике ДТТ.

Программа работы с классными руководителями


по профилактике ДТТ среди обучающихся

Цель: совершенствование знаний педагогов в области обучения детей ПДД, обмен передовым опытом.




Содержание деятельности

Сроки

Ответственный

1

Семинары, совещания:

  • Как рассказывать детям о ПДД. Обучать, играя. Использование статистических данных о ДТТ с участием школьников. Необходимая документация по ПДД.

  • Использование ТСО и наглядных пособий при изучении ПДД. Самодельные наглядные пособия. Формы и методы обучения ПДД. Интегрированные уроки.

  • «Круглый стол» с участием работников ГИБДД

  • Проверка знаний по ПДД. Работа с родителями по профилактике ДТП среди учащихся


сентябрь
декабрь

февраль

апрель

зам. директора по воспитательной работе

2

Совещание по проведению общешкольного конкурса «Безопасное колесо»

апрель

Зам. по ВР

3

Индивидуальные консультации

По мере необходимости

зам. по ВР

4

Методическая выставка новинок литературы для кл. рук. по профилактике правонарушений и ДТП

В течение года

Зам. по ВР, библиотекарь.


4. Работа с родителями
Главенствующую роль в обучении безопасному движению должна играть семья. Прежде всего, потому, что модель грамотного, безопасного для него самого и окружающих поведения на улице и дороге ребенок усваива­ет в дошкольном возрасте, когда рядом с ним самые близкие люди родители. В первую очередь — мама. Но практика по­казала, что и сами родители часто не знают элементарных правил дорожной безопасности, возрастных особенностей детской психики. Как и чему научат они детей?

Мы должны научить и детей, и роди­телей безопасному поведению на дороге а это возможно при условии знания и выполнения ими Правил дорожного движе­ния, а также умения правильно оценить дорожную ситуацию.

В настоящее время проблема детского дорожно-транспортного травматизма весьма серьезна, и то, что необходимо при­вивать детям навыки поведения на дорогах, понимают многие родители. Но для детей заучивать любые правила — занятие довольно скучное, поэтому обучать правилам дорожного движения наиболее актуально в игровой познавательной форме, на практике, т.е. – на улице с вовлечением в конкретную дорожную ситуацию: когда ребенок идет в школу, с родителями в гости, в магазин и т.д. Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями так­же проводится определенная работа: беседы, рекомендации, советы. Работа строится по разработанному плану. Родители – важные союзники в Программе оздоровления детей. Вовлечение родителей в работу по вопросам ПДД предусматривает следующие виды деятельности:

  1. Родительские собрания по вопросам ПДД.

  2. Привлечение родителей к участию в УВП.

  3. Совместные походы и экскурсии.

  4. Пропаганда среди родителей правил дорожного движения.

  5. выступление перед родителями инспектора ГИБДД, врача-травматолога.

  6. Профилактика вредных привычек др.

  7. Памятки для родителей.



Программа работы с родителями обучающихся школы


по профилактике ДТП
Цель: вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и в работу по профилактике ДТП среди обучающихся.




Содержание деятельности

Сроки

Ответственный

1

Родительские собрания в школе и в классах:

Безопасность детей – забота взрослых

Жизнь без ДТП

Кто виноват в ДТП

Дорожные ловушки

Путь в школу и домой

Если вы купили ребенку велосипед

Как научить детей наблюдать за дорогой

Знает ли Ваш ребенок ПДД

Дети и транспорт

(примерная тематика)

В течение года

Кл. рук., зам. директора по воспитательной работе

2

Лекторий для родителей

В течение года с родителями детей, склонных к правонарушениям

Кл. рук.

3

Индивидуальные консультации

По мере необходимости

Кл. рук., зам. по ВР

4

Привлечение родителей к проведению мероприятий по ПДД

В течение года

В классах – кл. рук.

5

Привлечение родителей к изготовлению пособий и атрибутов для проведения мероприятий

По мере необходимости






5. Работа в социуме

Школа – социальный институт, который не может существовать обособленно. Все мы живем в обществе, и, естественно, что взаимодействуем с различными институтами этого общества. Поэтому вовлечение в процесс обучения обучающихся ПДД и сохранения их жизни и здоровья возможно большего числа людей из школьного окружения даст лучшие результаты и во многом облегчит деятельность педагогического коллектива. Очень важно, чтобы окружающие, будь то родители наших учащихся или посторонние люди, молодые или пожилого возраста были не равнодушными к судьбам детей и по возможности помогали предотвращать поступки детей, связанные с нарушением правил дорожного движения. Тогда и только тогда, когда все обратим взоры на подрастающее поколение, вместе будем заботиться о жизни и здоровье наших детей, тогда, возможно, будет меньше пролитых материнских слез и покалеченных детских жизней.

Для работы с обучающимися по профилактике ДТП и пропаганде ПДД мы используем связи с общественностью:

  1. Сотрудничество с работниками ГИБДД.

  2. Связь со средствами массовой информации.


Необходимая документация по ПДД.

  1. Записи тем, изучения ПДД в классных журналах.

  2. Справок заместителя директора по воспитательной работе по итогам проверок.

  3. Журнал для тематических бесед, линеек, лекториев по ПДД.

  4. Журнал регистрации несчастных случаев по ПДД и мер, принятых в связи

с каждым ДТП.

  1. Папка с инструкциями, приказами, положениями, сводками по ПДД различных инстанций ГИБДД, РОО, Министерства образования.

  2. Сценарии внеклассных мероприятий по предупреждению ДДТТ.

  3. Папка отряда ЮИИД (список, план работы, результаты и итоги проводимых

мероприятий).

  1. Журнал регистрации посещения инспекторов ГИБДД с указанием тем собеседований, даты посещения, предписаний, отметок о выполнении.

9.Фотоальбомы, папки-раскладушки, стенгазеты, запечатлевшие особенно яркие и необходимые мероприятия по изучению ПДД.

10.Дидактический, методический, раздаточный материал по ПДД.

Условно работу по изучению ПДД можно разделить на 5 направлений:

  1. Программно-систематическое.

  2. Массово-просветительское.

  3. Практическое.

  4. Показательное.

  5. Эпизодическое.

Массово-просветительское направление.

1.Выставки рисунков, плакатов.

2.Знание дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части улицы;

3.Лектории для родителей, учащихся.

4.Отряд ЮИДД.

5.Сочинения, диктанты, изложения.

6.Утренники, вечера на тему профилактики ДДТТ.

7.Викторины, конкурсы, зачеты на тему изучения ПДД.

Практическое направление.

  1. Игры « Дорожные знаки», « Дорожная грамота».

  2. Игры на местности.

  3. Городок по ПДД.

  4. Экскурсии по микрорайону, селу.

  5. Кабинет по профилактике ДТТ

  6. Обучение уч-ся 2-5 классов на базе трамвайно-троллейбусного управления


Показательное направление.

  1. Участие отряда ЮИИД в общешкольных, районных конкурсах «Безопасное колесо».


Предполагаемый результат


Снижение количества ДТП с участием детей, вовлечение обучающихся в пропаганду ПДД. Сформированные у обучающихся знания и умения по ПДД. Воспитанная культура поведения, сознательное отношение к своей жизни и здоровью.
Знания, умения и навыки обучающихся по ПДД

1-4 классы.

Знание ПДД для пешеходов и пассажиров.

- знания и навыки поведения на улице (переход проезжей части, движение на перекрестках; правила движения по дороге в населенном пункте и вне его);

  • знание сигналов светофора и регулировщика, действия пешеходов, правила перехода регулируемого и нерегулируемого перекрестков;

  • правила пользования транспортными средствами (автобус, автомобиль, трамвай, троллейбус), правила ожидания транспортного средства

  • навыки движения по улицам села с соблюдением ПДД.

5-8 классы

К уже имеющимся знаниям, умениям и навыкам пешеходов и пассажиров добавляются:

  • знание правил ДД для велосипедистов (правила передвижения на велосипеде по улицам и дорогам вне населенного пункта);

  • положение велосипедиста на проезжей части;

  • сознательное оценивание себя как пешехода, пассажира, водителя транспортного средства;

  • дети этого возраста – пропагандисты ПДД;

  • знания в области оказания первой доврачебной помощи

8-11 классы

- закрепление имеющихся знаний;

  • знания в области оказания первой доврачебной помощи;

  • знания и умения по ПДД для водителей транспортных средств (автомобиль,мотоцикл).


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий icon Управление образования металлургического района администрации города челябинска
Управления образования Металлургического района Администрации города Челябинска на 2014 год, с целью активизации деятельности по...
Организация деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий icon План работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Цель: дальнейшее снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма, воспитания культуры безопасного поведения детей на дорогах...
Организация деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий icon Название кабинетов и лабораторий
«Схема перекрестков», «Схема дорог Большеболдинского айона, с расположением дорожных знаков и средств регулирования», «Маневрирование...
Организация деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий icon Анализ состояния аварийности на море и внутренних водных путях с...
В 2013 годуколичество происшествий на водном транспорте (аварий и очень серьезных аварий), зарегистрированных Ространснадзором, в...
Организация деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий icon Литература по дисциплине «Организация культурно-досуговой деятельности»
Асанова И. М. Организация культурно-досуговой деятельности: учеб для студентов высш проф учеб заведений, обуч-ся по напр подг. Сервис2...
Организация деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий icon Рабочая программа по дисциплине б в. 4/ б в. 5/ Б вб. 2 Организация...
Б в. 4/ б в. 5/ Б вб. 2 Организация инновационной деятельности предприятия (организации)
Организация деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий icon Задача воспитателя создать эффективные условия для возникновения...
Однако на практике организация самостоятельной деятельности детей вызывает у педагогов дошкольного образования серьезные затруднения....
Организация деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий icon Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине...
«целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая...
Организация деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий icon Анализ учебно-воспиательной и методической работы 5 за прошлый год
ΙΙ организация деятельности школы, направленной на получение бесплатного общего образования 35
Организация деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий icon Решением Совета школы
Организация деятельности группы продлённого дня основывается на принципах демократии и гуманизма, творческого развития личности
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции