Скачать 358.94 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ Принято на Педагогическом совете Протокол № 3 от 02.09.2009 год Директор МОУ ДОД «Коммунарская ДЮСШ» ______________________В.Н. Сергачев ______________________ 2009 год. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «КОММУНАРСКАЯ ДЕТСКО - ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ШАХМАТАМ Возраст детей: 6 – 17 лет Срок реализации: 11 лет Коммунар 2009 год 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ Родиной шахмат многие считают Индию. Шахматы просто игрой и назвать невозможно. Это и сложное спортивное состязание, и целая наука. Благородным поединком, не оставляющим следов разрушений, настоящей битвой умов и сложной стратегией называл шахматы мудрый Алишер Навои. Они вошли в жизнь всех слоев населения. На Востоке и Западе сложились теории этой игры, которая считалась показателем культуры и, по своей роли, влиянию на умы людей на Востоке приравнивалась к прекрасной поэзии. Считают, что предшественница шахмат — чатуранга — зародилась два с половиной тысячелетия назад в Северной Индии. Чатуранга представляла сражение четырех армий по восемь фигур, в состав которой входили, кроме королей, боевее слоны и колесницы. Отсюда и название «четыре отряда», «четыре рода войск». И правила движения фигур здесь были иными, и порядок ходов определялся не только замыслом игрока. Были очки, определяемые судьбой — бросанием игральной кости. Борьба же велась до полного уничтожения фигур противника. Развитие игры связывалось с буддизмом, с его приверженностью к активной деятельности ума и в то же время покорностью судьбе. На юге Узбекистана, близ Денау, в слоях античного городища Дальварзинтепа найдены интересные фигурки из слоновой кости с изображением слона и быта-зебу. Но зебу не встречается в шахматной игре, так что это, скорее всего, чатуранга, описание которой мы находим у знаменитого энциклопедиста II столетия хорезмийца Абу Райхона Беруни в его труде «Индия». Из Индии чатуранга, вероятно, с купеческими караванами перешла в Иран, Среднюю Азию и арабские страны. И здесь преобразилась, приобрела новее правила, новые качества – стремительность и динамичность. Из четырех армий осталось две. Около короля — «шаха» появилась новая, мудрая, оберегающая его фигура — Фарзин» — ферзь —советник короля, мудрец, в восточной игре — мужская фигура. Остались, приобретя иную подвижность и качества, слон — «фил», конь — «фарас», осталось и пешее войско. Постепенно исчезает неизвестная в других армиях индийская колесница — ратха. Ее место заняла близкая по звучанию фигура — «Рух». Она означала на Востоке хищную птицу — покровительницу воинов. Но в некоторых местах эта фигура трансформировалась в башню. Считается, что на Руси крылья птицы были приняты за паруса и фигура получила название ладьи. Когда чатуранга распространилась из Индии в другие страны Востока, каким образом происходила трансформация ее в шатрандж — шахматы? Наиболее раннее упоминание о построении фигур, близкой к шахматной расстановке, связывается с описанными Фирдоуси в поэме «Шахнаме» событиями, происходившими в конце VI века при дворе Сасанидского шаха Хосрова I . Ему индийские мудрецы около 570 года нашей эры преподнесли игру, завершающуюся смертью короля. Но сведения эти не строго научны и носят полулегендарный характер. И в то же время уже в IX веке в восточных странах эта игра была настолько развита, что появилась шахматная теория и остроумные решения задач — мансубы.Существует масса гипотез о происхождении шахмат и их роли в культурной жизни. Узбекистанские историки шахмат З.Ходжаев и Ф.Дюммель считают родиной шахмат Среднюю Азию. И в самой игре ученые видят различные истоки — от военной мысли до сложных философских и космологических теорий. 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе Программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (Допущена Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, Москва 1996г.) В данной программе представлены основные разделы спортивной подготовки шахматистов, изложенные на основе новейших данных в области теории спорта. Особое внимание уделяется планированию, построению и контролю процесса многолетней спортивной тренировке шахматистов - от начинающих до квалифицированных спортсменов. Основной целью данной программы является многолетняя подготовка юных спортсменов в ДЮСШ, профессиональное самоопределение учащихся отделения. Основные задачи: 1. Подготовка всесторонне развитых юных шахматистов высокой квалификации. 2. Подготовка инструкторов-общественников и судей по шахматам. 3. Подготовка шахматистов и выполнение ими нормативных требований. Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение практических и теоретических занятий, контрольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное участие в соревнованиях. Образовательная программа рассчитана на одиннадцатилетний период обучения:
Ожидаемые результаты: по окончанию срока освоения программы спортсмены школы должны:
Основные принципы образовательной программы:
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭТАП СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ И НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап. Задачи на этапах подготовки: Спортивно – оздоровительный и начальной подготовки -привлечение максимально – возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям шахмат; - овладение элементарными основами шахматной игры; -получение первоначальных знаний по истории шахмат, приобретение навыков участия в соревнованиях; - утверждение здорового образа жизни; - всесторонне гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма; - овладение с основными тактическими идеями и приёмами шахмат; -приобретение навыков участия в соревнованиях. Наполняемость учебных групп.
УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП Задачи на этапе подготовки: УТГ – 1 год обучения -развития интереса к занятиям шахматами; - изучение сложных комбинаций на сочетание идей; - овладение элементарными техническими приёмами легкофигурного эндшпиля; -ознакомление с теорией А.Филидора; - усвоение понятия о тренировке и гигиене шахматиста; - выполнение норматива 3 разряда. УТГ – 2 год обучения -формирование устойчивого интереса к занятиям шахматами; - развитие тактического зрения; -приобретение навыков самостоятельной работы; -ознакомление с приёмами атаки в шахматной партии, проблемами центра; -углублённое изучение лекгофигурных окончаний и основных технических приёмов ладейного эндешпиля; -изучение понятия инициативы в дебюте; - расширение знаний по истории шахмат; - изучение элементарных основ судейства и организации шахматных соревнований; - выполнение норматива 2 разряда. УТГ – 3 года обучения - расширение полученных знаний; - изучение теории В. Стейница; - углублённое изучение темы «Атака на короля» - ознакомление с характеристикой современных дебютов; - совершенствование приёмов эндшпиля и миттельшпиля; - приобретение углублённых знаний о режиме шахматиста и методике тренировки; - подтверждение норматива 2 разряда. УТГ – 4 года обучения -совершенствование теоретических знаний; - изучение типовых позиций миттельшпиля; - овладение принципами составления дебютного репертуара; - углублённое изучение сложных окончаний; - основы методики тренировки шахматиста; - овладение глубокими знаниями по истории шахмат; -получение сведений о психологической и волевой подготовке; -практическая деятельность по организации и судейству шахматных соревнований; -получение знаний «Судья-общественник» и «Инструктор по спорту»; -выполнение норматива 1 разряда. УТГ-5 года обучения - совершенствование и развитие теоретических знаний; - дальнейшее изучение типовых позиций миттельшпиля и отработка на этой основе дебютного репертуара; - формирование индивидуального подхода к шахматам; - дальнейшее совершенствование знаний по истории шахмат; - накопление опыта участия в ответственных соревнованиях; -подтверждение норматива 1 разряда и выполнение норматива КМС Наполняемость учебных групп.
4.1 РАЗДЕЛЫ ПОДГОТОВКИ 4.1.1. Теория
4.1.2. Общая физическая подготовка Общая физическая подготовка – процесс разностороннего воспитания физических способностей и повышения уровня общей работоспособности организма спортсмена. Общефизическая подготовка является обязательной для шахматистов всех групп каждого года обучения и проводится еженедельно. Тренеры-преподаватели по ОФП в соответствии с программным материалом и индивидуальными особенностями шахматистов составляют годовой учебный план и подборку соответствующих физических упражнений для каждой группы. При проведении занятий по ОФП учитывается специфика шахматного спорта, характеризующихся малой двигательной активностью, используются различные эмоциональные упражнения, подвижные и спортивные игры. Каждый учащийся спортшколы проходит медосмотр. В число задач общей физической подготовки входит: 1. Укрепление здоровья; 2.Воспитание основных физических качеств; 3.Повышение уровня обшей работоспособности; 4. Совершенствование жизненно важных навыков и умений. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (для всех учебных групп) Строевые упражнения Построение в шеренгу, колонну (соблюдая определенный интервал и дистанцию). Выполнение команд: "Становись!", "Равняйсь!", "Смирно!", "Отставить!". Расчеты группа: по порядку, на первых и второй. Повороты на месте и в движении: направо, налево, кругом. Передвижения; ваг и бег не месте, походный (обычный) ваг, бег, переход с шага на бег м с бега на шаг, «изменение длины и частоты шагов. Перестроения: из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два, повороты в движении. Размыкание и смыкание: приставными шагами, в движении. Общеразвивающие упражнения без предметов Для мышц рук и плечевого пояса: одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение, приведение, повороты, маховые к круговые движения, взмахи и рывковые движения в различных исходных упражнениях, на месте и в движении, сгибание рук в упоре лежа. Для мышц шеи и туловища; наклоны (вперед, а сторону, назад), повороты (направо, налево), наклоны о поворотами, вращения, Для мышц ног: опускание ноги (прямой и согнутой, вперед, в сторону, назад), сгибание и разгибание ног стоя (полуприседания, приседания, выпады), сидя, лежа, круговые движения (стоя, сидя, лежа), взмахи ногой (вперед, сторону, назад), подскоки (ноги вместе, врозь, скрестно, на одной ноге), передвижение прыжками на одной и на обеих ногах на 30 метров. Для мышц всего тела; сочетание движений различными частями тела (приседания с наклонами вперед я движениями руками, выпады с наклоном туловища, вращение туловища с круговыми движениями руками, посредством сгибания и разгибания ног я др.), упражнения на формировали правильной осанки. Общеразвивающие упражнения с предметами Со скакалкой с короткой - подскоки на обеих и одной ноге, с ноги на ногу, бег со скакалкой, с длинной - пробегание под вращающейся скакалкой, подскоки на одной и обеих ногах. С гимнастической палкой и повороты туловища (стоп, сидя, стоя на коленях, лежа), с различными положениями палки (вверх, вперед, вниз, за голову, за спину), перешагивание и перепрыгивание через палку, круты, упражнения с сопротивлением партнера. Баскетбольными мячами броски из различных положений: сидя, стоя, лёжа, стоя, лежа, броски одной и двумя руками, броски из-за головы, сбоку, снизу, ведение мяча с постепенным ускорением движения, броски в корзину одной рукой, двумя руками, с места и в движении, игровые упражнения, эстафеты с мячами. С набивными мяча (вес от 1 до 2 кг): сгибание и разгибание рук, круговые движении руками, сочетание движении руками с движением туловища, броски вверх и ловля с поворотом и приседанием, перебрасывание мяча по кругу и вдвоем в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), переноска мяча, броски ногами, эстафеты и игры с мячом. Легоатлетические упражнения: ходьба на носках, на пятках, на внутренней к наружной стороне стопы, в полуприседе и приседе, выпадами, о высоким подниманием бедра, приставными и окрестными шагами, сочетание ходьбы с прыжками. Бег обычный, с высоким подыманием бедра, со сгибанием ноги назад, скрестным шагом вперед и в сторону. Бег на короткий дистанции 30, 60, 100 метров с низкого и высокого старта, бег по пересеченной местности (кросс), с преодолением различных естественных я искусственных препятствий. Бег о переменной скоростью на различные дистанции. Спортивные и подвижные игры. Спортивные и подвижные игры в спортивном зале. 4.1.3.Контрольные и календарные игры ( по календарю)
4.1.4 Контрольно – нормативные требования (декабрь, май). Выполнение нормативных требований программы является обязательной для всех учащихся каждого года обучения, в форме зачета или семинара в конце учебного года, протоколируется, утверждается решением педагогического совета и оформляется приказом директора ДЮСШ. |
Образовательная программа художественного и речевого развития детей... Интеграция творческого процесса более эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать... |
Образовательная программа по шахматам Мурманской областной детско-юношеской... Модюсш) составлена на основе типовой программы по шахматам 1977 года и программы подготовки шахматистов IV-II разрядов 2007 года... |
||
Программа "Русские шашки" Рассчитана на 2 года обучения Возраст воспитанников:... Дополнительная образовательная программа «Русские шашки» имеет физкультурно-спортивную направленность |
Образовательная программа «Литературная гостиная» Вид программы модифицированная... Детство особый поэтический творческий мир, когда способности воображения, фантазирования развиты особенно остро |
||
Образовательная программа униципального бюджетного дошкольного образовательного... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 «Родничок» осуществляет воспитание, обучение и развитие... |
Дополнительная образовательная программа Тхэквондо (итф) возраст... Итф подготовлена с учетом нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность спортивных школ в системе Министерства образования... |
||
«Агентство домели» www domeli ru Жена, возраст: 30, Работает начальником отдела; Сын, возраст: 9, Школьник; Дочь, возраст: 15, Школьник |
Пояснительная записка. Программа I года обучения. Учебно тематический план I года обучения Данная образовательная программа рекомендована для детей в возрасте 13-17 лет с гуманитарным складом ума, умением грамотно владеть... |
||
Образовательная программа по баскетболу сроки реализации программы 8 лет Фз «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования... |
Непосредственно образовательная деятельность по интеллектуальному... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 Журавушка |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |