Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волжский государственный инженерно-педагогический университет»
Автомобильный институт
Кафедра автомобильного транспорта
Утверждаю
Первый проректор
_______________ А.Ю.Петров
«___»___________ 2009 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ДС.09 – СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ
И ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛУГ В АВТОМОБИЛЬНОМ СЕРВИСЕ
Специальность: 190603.65 – Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)
Специализация: Автосервис и фирменное обслуживание
Форма обучения: очная, заочная
Н. Новгород
2009 г.
Учебно-методический комплекс составлен на основе:
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 190603.65 (230100.02) Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт), утвержденного 31.10.2001 г. номер государственной регистрации – 529 тех/дс.
Учебного плана по специальности Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт), утвержденного 15.10.2003 г.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии и организация фирменного обслуживания» принята на заседании кафедры автомобильного транспорта, протокол № ______ от «15» апреля 2009 г.
Разработчик: преподаватель А.А. Сироткин
Согласовано
Заведующий кафедрой
автомобильного транспорта
______________ А.Г. Китов
«__»_________________2009 г.
Содержание
|
Стр.
|
Титульный лист……………………….………………………………….....
|
………...1
|
1. Пояснительная записка…………….…………………………………….
|
…...........3
|
2. Словарь терминов и персоналий...……………….…………………….
|
…...........3
|
3. Дидактические материалы…………..……………………. ……………
|
..……...10
|
4. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов..
|
..……...47
|
5. Методические рекомендации преподавателям…………..……………
|
..……...50
|
6. Лекции по дисциплине. ……………………...........................................
|
..……...52
|
Литература………………………………………………………..…..…......
|
……...112
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью дисциплины «Системы, технологии и организация услуг в автомобильном сервисе» является изучение студентами систем, технологий и организации услуг в автомобильном сервисе.
Задачи дисциплины:
- изучить основные термины;
- научить студентов кодировать услуги автосервиса;
- ознакомить студентов с регламентирующей стороной деятельности предприятий автосервиса: нормативно-правовыми актами, организациями.
После изучения данной дисциплины студент должен:
- знать понятия, порядок сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту на предприятиях автосервиса; классификацию предприятий автосервиса;
- иметь представление о формировании услуг автосервиса;
- владеть навыками кодирования услуг, подготовки заявки на проведение сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту на предприятиях автосервиса; положений о подразделениях автосервиса.
2. Словарь терминов и персоналий
Авторизованные сервисы (дилерские автоцентры) – предприятия сферы автосервиса, которые работают по договору с конкретным автопроизводителем или по франшизе с официальными дилерами и занимают верхний сегмент рынка автосервисных услуг.
Автосервис одного мастера – небольшой автосервис, в котором работает сам работник и он же владелец.
Безопасность товара (работы, услуги) – приемлемое для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды поведение исполнителя, потребителя и объектов, на который оказывается техническое воздействие. Безопасность товара (услуги) обеспечивается во время использования, хранения, транспортировки и утилизации.
Диагностика (техническое диагностирование) – это:
часть (один из элементов) технологического процесса технического обслуживания и текущего ремонта (ТР) автомобилей, обеспечивающая получение исходной информации о техническом состоянии автомобиля;
комплекс работ (операций) по определению с установленной точностью технического состояния (параметров эксплуатационных характеристик) автотранспортного средства (агрегата, узла, системы).
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) – выполнение каждый день работ, обеспечивающих безопасность движения, заправочные работы и поддержание надлежащего внешнего вида автотранспортного средства.
Исполнитель – организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а так же индивидуальный предприниматель выполняющие работы или оказывающие услуги по возмездному договору.
Капитальный ремонт – ремонт, который обеспечивает полный или близкий к полному ресурсу ресурс машины и восстановление работоспособности агрегатов для обеспечения пробега машины до следующего капитального ремонта (или их списания, но не менее чем при 80% их пробега от норм пробега для новых автомобилей и агрегатов) путем восстановления и замены сборочных единиц, узлов и деталей, включая базовые.
Капитальный ремонт кузова – восстановление геометрии, формы кузова (сварка, рихтовка, шлифовка).
Неавторизованные автосервисы – автосервисы, которых в РФ на данный момент большинство (почти 60%).
Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Организация услуг в автосервисе – это:
сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств;
способ выполнения услуг автосервиса: централизованно (одним работником все операции) или децентрализовано (каждым работником по одной операции);
метод выполнения услуг автосервиса (индивидуальный или бригадный; методы работы на комплексном предприятии);
форма, порядок соединения (комбинирования) труда с вещественными элементами услуг в целях обеспечения достижения результата на основе лучшего использования средств труда и работников автосервиса;
обеспечение работниками, режимом работы, помещением, документами, основными средствами;
выбор типа автосервиса или станции технического обслуживания.
Периодическое техническое обслуживание (ТО) – выполнение определенного объема работ через установленный изготовителем пробег автотранспортного средства.
Потребитель – гражданин, заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Ремонт – это комплекс работ (операций) по устранению возникших отказов и восстановлению полной работоспособности автотранспортного средства (агрегата, узла, системы) в пределах эксплуатационных характеристик установленных изготовителем.
Сезонное техническое обслуживание (СО) – выполнение работ по подготовке автотранспортных средств к зимней или летней эксплуатации, в соответствии с рекомендациями изготовителя, т.е. проводится два раза год. СО необходимо для подготовки машины к переходу от осенне-зимнего (холодного) к весенне-летнему (теплому времени года) периоду эксплуатации и наоборот.
Специалист кузовного цеха – это должность в автосервисе, на обладателя которой возложено осуществление первичной консультации по телефону и запись на обслуживание, прием автомобилей и первичная диагностика повреждений, согласование работы с клиентами, а ремонта – со страховыми компаниями, расчет и составление счета и сметы, распределение работы, отслеживание процесса ремонта, при необходимости решение конфликтных ситуаций и выдача автомобиля клиенту после ремонта.
Сертификация продукции (услуг) – процедура тестирования, проверки, испытания продукции или услуг, производимых предпринимателем на соответствие требованиям, установленным стандартами, техническими условиями или другими нормативными актами по качеству, техническим параметрам, безопасности и т.д. в зависимости от вида продукции или услуг.
Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без соразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или появляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Текущий ремонт – ремонт для устранения возникших мелких неисправностей и отказов или их предупреждения, способствуя выполнению установленных норм пробега автомобиля до капитального ремонта, путем выполнения необходимых работ по восстановлению или замене:
- у агрегатов – отдельных деталей или узлов, кроме базовых;
- у автотранспортных средств – отдельных деталей, узлов или агрегатов.
Техническое обслуживание автотранспортных средств – это:
комплекс работ (операций), направленных на предупреждение отказов и неисправностей, обеспечение полной работоспособности автотранспортного средства (агрегата, узла, системы) в пределах эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем (см. п. 1.15, входящий в «Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащие гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини трактора»);
профилактическое мероприятие, проводимое автовладельцем по принуждению ГИБДД (согласно пункту 2.8 Ответственность за своевременное прохождение технического обслуживания несет владелец автотранспортного средства);
совокупность планируемых и систематически выполняемых воздействий по контролю, поддержанию и восстановлению исправного состояния автотранспортных средств.
Технологии – способы использования технических средств для получения организацией конечного результата (например, продукта).
Уполномоченные изготовителем (продавцом) организации или индивидуальный предприниматель – организация (индивидуальный предприниматель), осуществляет определенную деятельность или созданная на территории РФ изготовителем (продавцом), в том числе иностранным, и эта организация выполняет определенные функции на основании договора с исполнителем (продавцом) и уполномоченная им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара не надлежащего качества.
Услуги (services) – особый вид потребительной стоимости, удовлетворяющий производственные и личные потребности (см. Потребление). У. являются одним из компонентов валового национального продукта. В зависимости от назначения У. подразделяются на потребительские (оказываемые населению) и производственные, оказываемые организациям. Производственные Услуги бывают коммерческими (посреднические, комиссионные, рекламные и др.), инжиниринговыми, консалтинговыми, услугами снабженческо-сбытовых организаций и др. Услуги также могут подразделяться на материальные и нематериальные (material and non-material services).
Услуга в автосервисе – это преобразование предмета труда (автомобиля, частей автомобиля) текущего уровня в предмет труда более высокого уровня с помощью средств труда.
Услуга по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств – комплекс работ, проводимых исполнителем по удовлетворению потребности потребителя в техническом обслуживании и ремонте принадлежащего ему автомототранспортного средства.
Александр Васильевич Чичкин (1862–1949 гг.) – известный российский миллионер, владелец гигантской молочной империи.
Образование:
- окончил молочную школу в Едимонове;
- отучился пять лет в Москве в реальном училище,
- получил высшее образование в Петровской (сейчас Тимирязевской) сельскохозяйственной академии;
- доучивался в Париже и здесь стажировался три года в знаменитом Институте Пастера.
Трудовой путь:
работа в небольшой молочной лавке своего отца;
на льготный кредит построил на Петровке первую в Москве городскую молочную станцию;
В 1914 году является собственником империи в составе: маслозаготовительные станции по всей Сибири, молочный завод, творожно-сметанный филиал, 91 молочный магазин, первые в Москве 36 грузовых автомобилей, восемь легковых автомобилей и сотни ломовых лошадей. На Чичкина работали три тысячи сотрудников.
Принципиальное для Чичкина слово – «со-трудники» (пролетарий гегемоном никогда не был, а уважаемым человеком был всегда).
Создал легендарную «систему воспитания кадров для своего бизнеса». Один из постулатов этой системы – «Талант легко раним и беззащитен».
Негласный девиз: «Приручив сотрудников, береги их!» [16]
Высказывания Александра Васильевича Чичикина в 1907 год [16]:
«Мир не раз уже имел честь убедиться, каким мощным многоцветьем талантов обладает русская нация, но есть у нас, к сожалению, совсем нераспаханное поле деятельности, где не только талантов, но и ростков их раз-два и обчелся…»;
«Помешать работать всегда легче, чем помочь…».
3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
3.1. Кроссворд по дисциплине
Вариант №1
|
4
|
|
|
5
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
4’
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7’
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
Процедура тестирования, проверки, испытания продукции или услуг, производимых предпринимателем на соответствие требованиям установленным стандартам, техническим условиям или другим нормативным актам по качеству, безопасности и т.д.
Известный российский бренд в автосервисе.
Комплекс работ по восстановлению полной работоспособности автотранспортного средства (агрегата, узла, системы) в пределах эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем.
4’ Период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка, изготовитель (исполнитель), продавец, импортер обязан удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Федерального закона РФ «О защите прав потребителей».
Документ, в который заносится предприятие, получившее сертификат соответствия на услуги «Техническое обслуживании и ремонт автотранспортных средств».
Простонародное название автосервиса одного мастера, т.е. небольшого сервиса, в котором работает сам ремонтник и он же владелец.
7’. Орган по сертификации услуг в системе технического обслуживания и ремонту АМТС.
По вертикали:
Документ, определяющий нормы качества продукции.
Организация, выполняющая работу или оказывающая услуги по возмездному договору и товаропроводящим услугам.
Прошение в письменном виде на проведение сертификации.
Характеристика товара (работы, услуги), определяющая приемлемость этого товара (работы, услуги) для жизни человека, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, на которые оказывается техническое влияние.
Гражданин, заказавший или приобретший товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с предпринимательством.
Документ, подтверждающий заключение сделки при выполнении мойки, диагностики и других работ, выполняемых в присутствии заказчика.
Документ, аналогичный заказ-наряду по содержащимся в нем общим сведениям (Ф.И.О. и подпись заказчика и мастера-приемщика).
Ответы:
По горизонтали: 1. Сертификация. 2. Лада. 3. Ремонт. 4’. Срок. 5. Реестр. 6. «Индивидуал». 7’ Департамент.
По вертикали: 1. Стандарт. 2. Исполнитель. 3. Заявка. 4. Безопасность. 5. Потребитель. 6. Квитанция. 7. Акт.
|