Скачать 202.15 Kb.
|
Опыт организации и проведения районной олимпиады по экологии в Адмиралтейском районе города Санкт-Петербурга Мельник Анатолий Алексеевич Методист учебного центра ЗАО «Крисмас+» (С.-Петербург) Эколого-биологический отдел Дворца детского творчества «У Вознесенского моста» является методическим центром экологического образования в Адмиралтейском районе города Санкт-Петербурга. Одним из важнейших направлений работы отдела со школами района является, наряду с другими конкурсами, районная олимпиада по экологии. В ходе олимпиады выявляются интересы и склонности к углублённому изучению естественнонаучных дисциплин, создаются благоприятные условия для мотивации учеников школ к посещению учебных групп биолого-экологического направления в рамках внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования, к исследовательской деятельности. Основные задачи олимпиады.
Организация олимпиады. Олимпиада проводится среди учащихся 5-9 классов. Участие разделено на этапы, на каждом из которых участники набирают определённое количество баллов. Этапы и сроки проведения отражены в схеме 1. Схема 1. Этапы и сроки проведения районной олимпиады по экологии.
Первый этап олимпиады проводится на базе школ. Учителя могут взять задания для школьного тура в отделе, в НМЦ или на сайте и по своему усмотрению дать на выполнение ученикам школы. Время выполнения – один урок. Задания выполняются в письменной форме каждым учеником на отдельном тетрадном листе (желательно двойном), титульный лист должен быть оформлен следующим образом: Районная олимпиада по экологии Школа №______, класс _______ Выполнил (Выполнила) Фамилия, имя, отчество ученика в именительном падеже (ЧЁТКО!!!) Фамилия, имя, отчество учителя Дата Задания ученики могут выполнять в произвольном порядке. Номера заданий подписывать обязательно. Задания первого тура охватывают разные направления биологии и экологии. Задания для отборочного тура приведены в приложении. В ходе проверки составляются сводные таблицы по классам, где фамилии учащихся в зависимости от количества набранных баллов распределяются на I, II и III места, а также на участников: I место более ___ баллов II место от ___ до ____ баллов III место от ___ до ____ баллов Также в ходе проверки можно увидеть склонности участников к тем или иным областям биологии и экологии по степени творчества выполняемых заданий. Результаты заносятся в протокол: Результаты первого тура Адмиралтейской районной олимпиады по экологии «__» ________ 200__ г школа №____ _____ «___» класс
По индивидуальным результатам можно вычислить средний балл по каждому классу. Для этого сумму баллов учащихся класса, участвовавших в олимпиаде, разделите на количество учащихся в классе, участвовавших в олимпиаде. Результат заносится в таблицу:
Далее заинтересованные ученики записываются в учебные группы Эколого-биологического отдела и в рамках занятий выполняют задания мини-проектов или пишут исследовательские работы. Промежуточные итоги подводятся в течение учебного года у 5-7 классов в форме отчета по итогам участия в учебных объединениях, а у 8-11 классов в форме рецензирование исследовательских работ. Подведение итогов происходит в форме конференции среди учебных групп (5-7 классы) и в форме районной экологической конференции (8-11 классы) (см. схему 1). Содержание исследовательской деятельности приведено в таблице 1. Таблица 1. Сроки проведения и содержание исследовательской работы в рамках районной олимпиады по экологии
Во втором туре олимпиады учет результатов в 5-7 классах производится индивидуально или по группам, в зависимости от того, какие задания участники выполняют (индивидуальные или групповые), а в 8-11 классах – по командам, которые пишут исследовательскую работу (см. таблицу 2) Таблица 2. Учет количества набираемых баллов в этапах районной олимпиады по экологии.
Далее приведены рекомендации по написанию исследовательских работ. Объекты исследования В качестве объектов исследования могут быть выбраны любые природные и социоприродные объекты в черте города и за городом:
Требования к оформлению научно- исследовательских работ Работа предоставляется в машинописном исполнении (компьютерной распечатке) в объёме не более 25 стр. и должна иметь следующую структуру:
Рисунки в тексте работы должны иметь подрисуночные надписи, а таблицы - названия и номера, причём текст работы должен содержать ссылки на рисунки и таблицы. В разделе “Введение” даётся краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполняемой работы, её научное и практическое значение, формулируются цели. В разделе “Материалы и методика” следует привести характеристику района исследования, время сбора материала, объекты исследования, место проведения эксперимента. В разделе “Результаты исследования” необходимо подробно изложить полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, схем, диаграмм, а также сопоставить результаты со сведениями из литературы. В разделе “Выводы” необходимо кратко (по пунктам) сформулировать результаты, привести практические рекомендации и наметить перспективы для дальнейших исследований. В разделе “Литература” должны быть перечислены все использованные источники в алфавитном порядке. Требования к докладу. Защита научно-исследовательской работы проходит в форме доклада. Текст доклада должен быть не более 3 страниц машинописного текста, что соответствует 10 минутам выступления. На введение и выводы отводится примерно по 1/2 листа, т.е. они приводятся практически полностью. Очень кратко описывается методика, если она общепринятая, а на изложение оригинальной методики требуется больший объём. Также кратко характеризуется район исследования и литературный обзор. Список литературы не приводится. Большое внимание уделяется изложению полученных результатов. Для наглядности доклад должен сопровождаться демонстрацией таблиц и рисунков, подтверждающих сделанные по работе выводы. Критерии оценки работ
Расширение образовательного пространства Лучшие работы могут быть предоставлены на конференции:
Исследовательские работы, принимавшие участие в Адмиралтейской районной олимпиаде по экологии
Приложение 1. Варианты заданий ЗАДАНИЯ ДЛЯ 5 КЛАССА
3 ЗАДАНИЕ. Выпиши буквы, под которыми ВЕРНЫЕ высказывания: А. Некоторые растения никогда не цветут Б. Натуральную мочалку делают из растения. В. У отдельно стоящего дерева ветви длиннее с северной стороны. Г. Некоторые комнатные растения – дальние родственники тропических растений 4 ЗАДАНИЕ. Объясни, почему животные так называются: ленивец, долгопят, летяга, птица-носорог, топорик, бекас, рыба-клоун, желтопузик. 5 ЗАДАНИЕ. Назовите виды птиц, обитающих в Петербурге только зимой или постоянно живущие в нашем городе. 6 ЗАДАНИЕ. Отгадай загадки, связанные с водой: А. Сани бегут, оглобли стоят Б. Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. В. В новой стенке в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено. Г. Шёл долговяз, в землю увяз. ЗАДАНИЯ ДЛЯ 6 КЛАССА 1 ЗАДАНИЕ. Выживание в условиях холодов севера Запиши в столбик: Собаки, Полярные медведи, Арктическая лисица, Жители севера. Напиши напротив каждого, кто каким образом приспосабливается к непростым условиям жизни в условиях холодов севера.
2 ЗАДАНИЕ. Экономия воды дома В каждом прямоугольнике написаны слова, из которых нужно составить 2 фразы, означающие способы экономии воды дома. Не случайно некоторые слова написаны с большой буквы, а после некоторых слов стоят точки и запятые. Помните правила русского языка!
3 ЗАДАНИЕ. Выпиши номера ВЕРНЫХ высказываний А. Все деревья - многолетние растения. Б. Во время дыхания растения вместо кислорода поглощают углекислый газ. В. Пшенную крупу делают из пшеницы. Г. Манную крупу и крупу пшеничка делают из семян одного и того же растения. Д. В еловом лесу мы встретим меньше травянистых растений, чем, в сосновом лесу. 4 ЗАДАНИЕ. Найди лишнее животное в списке, и объясните, почему животные так называются: ленивец, долгопят, летяга, птица-носорог, топорик, бекас, рыба-клоун, махаон, желтопузик. 5 ЗАДАНИЕ. Напиши не менее 5 растений, в названии которых звучат имена человека. ЗАДАНИЯ ДЛЯ 7 КЛАССА 1 ЗАДАНИЕ. «Вторичное сырьё». Известно, что многое отходы можно повторно использовать в быту, в промышленности. Запиши следующие виды вторичного сырья: Бумага и картон, Пластиковые бутылки, Полиэтиленовые пакеты, Металлолом, Пищевые отходы, Стеклянные бутылки. Напротив каждого напиши один возможный способ дальнейшего использования из перечисленных ниже:
2 ЗАДАНИЕ. Перерисуй таблицу и заполни примерами растений, которые обладают признаками указанными и в строке и в столбце.
Примеры растений: Водоросли, Купена лекарственная, Сфагнум, Береза, ольха, дуб ,Папоротники, яблоня, мятлик 3 ЗАДАНИЕ. Определи, к какому классу и отряду относятся следующие животные: ленивец, долгопят, летяга, птица-носорог, топорик, бекас, рыба-клоун, желтопузик. Объясни, почему животные так называются. 4 ЗАДАНИЕ. Как ты считаешь, является ли клетка, в которой человек порой содержит птиц наших широт, тюрьмой для ее обитателей? Почему? 5 ЗАДАНИЕ. Когда зацветают орляк и нефролепис? 6 ЗАДАНИЕ. Назови не водоплавающих птиц Санкт-Петербурга. ЗАДАНИЯ ДЛЯ 8 КЛАССА 1 ЗАДАНИЕ. «Природа и человек». Известно, что в ходе своей деятельности человек может оказывать на природу положительное и отрицательное воздействие. Определи, какие из перечисленных ниже примеров являются положительными, какие отрицательными. Запиши их соответственно в 2 столбика.
2 ЗАДАНИЕ. Почему в еловом лесу на поверхности почвы будет встречаться больше мхов, чем лишайников, а в сосновом лесу наоборот? 3 ЗАДАНИЕ. Определи, к какому классу и отряду относятся следующие животные: ленивец, долгопят, летяга, птица-носорог, топорик, бекас, рыба-клоун, вороний глаз, желтопузик. Найди ошибку, и объясни, почему животные так называются. 4 ЗАДАНИЕ. Выпиши названия рек и каналов, которые находятся на территории Адмиралтейского района (полностью или частично):
5 ЗАДАНИЕ. Какое лекарственное растение узнает и слепой? ЗАДАНИЯ ДЛЯ 9 КЛАССА 1 ЗАДАНИЕ. Выпишите местообитания растений и напишите напротив каждого букву, соответствующую описанию особенностей строения растения.
2 ЗАДАНИЕ. Как известно, в Сирии встречаются хомяки только одной окраски. Объясни с точки зрения экологии, почему содержащиеся у нас в домашних условиях хомяки этого вида встречаются различные варианты окраски. 3 ЗАДАНИЕ. Назовите самые экологически неблагополучные районы Санкт-Петербурга. Объясните причину их неблагополучия. 4 ЗАДАНИЕ. «Сады и парки». Перечисли известные тебе сады и парки на территории С.-Петербурга (без пригородов, не более 10 шт.) 5 ЗАДАНИЕ. Выпиши органы человеческого организма по убыванию содержания воды: лёгкие и почки; головной мозг; кости; мускулы 6 ЗАДАНИЕ. Расположи в правильной последовательности этапы технологической цепочки подготовки питьевой воды на «Водоканале»: Песчаные фильтры; Фильтры грубой очистки для удаления крупных примесей; Хлорирование воды; Бассейн для отстаивания воды (удаление мелких примесей); Водонапорная башня; Устранение цветности воды 7 ЗАДАНИЕ. Может ли пыльца и семена растений совершать «путешествия во времени», т.е., сохранять свою жизнеспособность сотни лет? Если да, приведите примеры. |
Публичный отчёт за 2012/2013 учебный год Гбоу средняя школа №553 с углубленным изучением английского языка расположена во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга по адресу: 192281,... |
Приказ 09. 11. 2012 г. Ростов-на-Дону №768 Об организации и проведении... Ростовской области от 18. 09. 2012. №812 «О порядке подготовки, организации и проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады... |
||
П. И. Юнацкевич образование взрослых санкт-петЕрбурга Юнацкевич П. И. Образование взрослых Санкт-Петербурга / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых.... |
Сентябрь октябрь 2013 г. Общие вопросы морской деятельности Комитете по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга состоялось совещание рабочей группы Полярной комиссии Морского совета... |
||
Российская Федерация Отдел образования Центрального района Санкт Петербурга гбоу школа №181 Отчет о мероприятиях по реализации Программы гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания... |
Физика 1место школьный тур олимпиады по математике Участие в молодежном чемпионате по географии (5 место в районе), в районной игре «Умники и умницы» по математике (грамота), на олимпиадах... |
||
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга составлена... Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга составлена в соответствии с региональной программой Л. К. Ермолаевой |
Приказ 27. 09. 2013 г. Ростов-на-Дону №918 Об организации и проведении... В соответствии с планом мероприятий по организации и проведению муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников... |
||
В. А. Геодакян Институт эволюционной морфологии и экологии животных Института эволюционной морфологии и экологии животных им. А. Н. Северцова ан СССР. Биолог-теоретик. Научные интересы связанные с... |
Порядок организации и проведения Всероссийской олимпиады профессионального... Регламентом организации и проведения Всероссийских олимпиад профессионального мастерства обучающихся в образовательных учреждениях... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |