Программа по настольному теннису для детско-юношеской спортивной школы и специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва




НазваниеПрограмма по настольному теннису для детско-юношеской спортивной школы и специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва
страница1/8
Дата публикации14.05.2014
Размер1.54 Mb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Спорт > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Детско-юношеская спортивная школа № 11 «Акцент»

ПРОГРАММА

по НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ

для детско-юношеской спортивной школы

и специализированной детско-юношеской

школы олимпийского резерва

Барнаул, 2009г.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

1. Организационно – методические рекомендации по подготовке юных игроков в настольном теннисе

2. Группы начальной подготовки 1 – 2 годов обучения

3. Учебно-тренировочные группы 1 – 2 годов обучения

4. Учебно-тренировочные группы 3 – 4 годов обучения

5. Группы спортивного совершенствования 1 – 2 годов обучения

6. Группы высшего спортивного мастерства 1 – 6 годов обучения

7. Психологическая подготовка

8. Медико-биологический контроль

9. Восстановительные средства и мероприятия

10. Инструкторская и судейская практика

11. Воспитательная работа

12. Приложения:

- Описание упражнений

- Нормы спортивного инвентаря, оборудования и спортивной формы, необходимых для организации и проведения занятий

13. Список рекомендательной литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа для ДЮСШ и СДЮШОР по настольному теннису составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральным Законом от 13.01.96 № 12 – фЗ и типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 07.03.95 №233), нормативными документами Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму, регламентирующими работу спортивных школ.

В основу программы положены нормативные требования по физической и спортивно – технической подготовке, научные и методические разработки по настольному теннису отечественных и зарубежных тренеров и специалистов, применяемые в последние годы для подготовки высококвалифицированных спортсменов.

В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных её этапах, отбору и комплектованию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических и психофизиологических качеств и от специальных способностей занимающихся.

Программа предусматривает помощь тренеру во всестороннем контроле уровня подготовленности учащихся от начала их занятия настольным теннисом до уровня высшего спортивного мастерства.

Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих задач:

- содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья занимающихся;

- воспитание волевых, смелых, инициативных, высоко дисциплинированных молодых спортсменов;

- подготовка спортсменов высокой квалификации;

- подготовка грамотных инструкторов и судей по настольному теннису.

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: выполнение контрольных нормативов по общей и специальной подготовке, овладение теоретическими знаниями и навыками по организации и проведению занятий и соревнований, в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования – выполнении нормативных требований по присвоению спортивных разрядов Всероссийской единой спортивной классификации в соответствии с требованиями Программы по годам обучения, в группах высшего спортивного мастерства – успешное выступление в соревнованиях различного уровня, выполнение норм мастера спорта России и мастера спорта России международного класса.

Программа является основным документом при организации и проведении занятий по настольному теннису в спортивной школе дополнительного образования детей, однако не должна рассматриваться как единственно возможный вариант организации и планирования тренировочного процесса.

Особенности организации занятий, календаря спортивно – массовых мероприятий, наличие материально – технической базы, тренажёров и специальных устройств могут вносить коррективы в рекомендуемую Программу.
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

ЮНЫХ ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ

Занятия в ДЮСШ и СДЮШОР по настольному теннису рассчитаны на 15 лет работы с детьми, подростками и молодёжью с возможными отступлениями по возрасту, как в одну, так и в другую сторону, так как в ряде случаев необходимо делать исключения при выполнении занимающимися требований, предъявляемых к учащимся более старших возрастных групп, а для квалифицированных спортсменов – более высоких результатов на соревнованиях.

Продолжение занятий в школе и перевод учащихся на следующий этап обучения в более старшую учебную группу осуществляется по решению педагогического) совета школы и оформляются приказом директора ДЮСШ (СДЮШОР).

Продолжительность урока и число учащихся в группах соответствует нормативным требованиям подготовки спортсменов.
Этапы подготовки в период обучения в ДЮСШ

возраст

(лет)

этап подготовки

продолжительность

подготовки

наименование групп

7- 9

начальной подготовки

и начальной специализации

2года

начальной подготовки

(ГНП-1, ГНП-2)

10-13

углубленной специализа-

ции

4 года

учебно-тренировочные

(УТГ-1, УТГ-2, УТГ-3, УТГ-4)

14-16

спортивного совершенствования

3 года

спортивного совершенствования

(ГСС-1, ГСС-2, ГСС-3)

17-21

высшего спортивного мастерства

5 лет

высшего спортивного мастерства

(ГВСМ)


Минимальное количество соревнований и отдельных встреч, необходимое

для выполнения разрядных нормативных требований программы

Группы

Год обучения

ГПН

УТГ

ГСС

ГВСМ

1

2

1

2

3

4

1

2

3

1-5

Количество

соревнований

-

2


4

4

6

6

8

8

8

10

Количество

встреч

-

24

40

40

60

60

80

80

80

120


Данные, приводимые в таблице, на этапах подготовки в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах планируются для всей группы, на этапах подготовки в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства включаются в индивидуальные планы занимающихся.

Многолетняя подготовка в настольном теннисе строится на основе следующих методических положений:

1. Единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах.

2. Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп.

3. Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки.

4. Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес средств общей подготовки.

5. Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, их неуклонный рост на протяжении многолетней подготовки. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующим периодом предыдущего годичного цикла.

6. Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, юношами и девушками. Всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на этапах многолетней тренировки соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям спортсмена.
Основными формами организации учебно-тренировочной работы на всех этапах подготовки учащихся в ДЮСШ являются: теоретические и практические занятия, тренировочные игры на счет, соревнования, инструкторская и судейская практика, тренировочные занятия в спортивных лагерях, учебно-тренировочные сборы, профилактические и оздоровительные мероприятия.

Для занятий по игровой подготовке необходим спортивный зал не менее чем на 6-8 столов при минимальных размерах игровой площадки 9 м Х 5 м (размеры стола должны соответствовать требованиям Правил соревнований).

Для проведения занятий с детьми 7-8 лет рекомендуется использовать столы уменьшенных размеров, как по длине, так и по ширине и высоте, что позволяет хотя бы частично компенсировать маленький рост и небольшую длину рычагов (рук и ног) без потерь в технической подготовке.

Место проведения занятий должно быть хорошо освещено и соответствовать нормам, установленным Правилами соревнований, свет должен быть равномерным, как над столом, так и над всей игровой площадкой, без прямого попадания света в глаза играющих.

Помещение должно быть хорошо проветриваемым, а на случай жаркой погоды должны функционировать кондиционеры, причём воздушный поток при проветривании и работе кондиционеров ни в коем случае не должен влиять на полёт мяча.

Пол в спортивном зале, используемом для занятий, должен иметь деревянное или специальное (Taraflex) покрытие.

Стены (фон) должны быть тёмного цвета.

Для эффективной работы тренеру необходимо учитывать особенности возрастного и полового развития детей, возрастных стимулов и интересов:

- в возрасте 7 лет детей интересует сиюминутное удовлетворение потребностей, поэтому при занятиях с детьми этого возраста особенно важна эмоциональность проводимых занятий: подвижные игры с обязательным подведением результатов, эстафеты с чётким определением победителей, игры с ракеткой и мячом для настольного тенниса с определением лучшего спортсмена, в этом возрасте дети наиболее способны к выполнению темповых упражнений, поэтому целесообразно развивать быстроту и ловкость движений; задания должны быть простыми по выполнению и короткими по продолжительности с обязательной оценкой тренера;

- в возрасте 8-10 лет дети проявляют повышенный интерес к результатам своей деятельности, поэтому при занятиях с детьми этого возраста обязательно должны присутствовать домашние задания с конкретными задачами: какое упражнение, сколько раз и как его выполнять и т. д.; наибольшее внимание в этом возрасте уделяется развитию быстроты движений, игровой ловкости, координационных способностей, гибкости – подвижности в суставах;

- в возрасте 11-13 лет значительно изменяются весоростовые показатели, сужаются кровеносные сосуды, происходят половые изменения у девочек, в связи с чем при выполнении упражнений наступает быстрое утомление, тяжело выполняются сложные по координации движения, часты нервные срывы т. п.; при работе со спортсменами в этом возрасте тренеру-преподавателю рекомендуется индивидуальный подход к планированию физических нагрузок и средств, применяемых для этого, наиболее тяжело переносятся учащимися этого возраста упражнения, направленные на развитие быстроты;

- в возрасте 14-17 лет занимающихся интересует достижение конкретного определённого результата занятий (укрепление здоровья, улучшение телосложения, увеличение силы мышц и т. п.; в 14-15 лет тренеру следует ограничить в занятиях упражнения на развитие быстроты движения (особенно это относится к девочкам); с 15 лет целесообразно увеличивать объём упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых и силовых качеств (относительной силы – перемещение руки с ракеткой относительно спортсмена), скоростной выносливости;

- с 18 лет тренер безо всяких ограничений может работать над развитием различных физических качеств, необходимых его воспитанникам для спортивного совершенствования; в этом возрасте организм и его системы заканчивают своё формирование и могут справляться с нагрузкой, соответствующими уровню функциональной готовности учащихся.

Групповые теоретические занятия проводятся в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, просмотров соревнований и изучения учебных кино и видеозаписей.

Занятия по вопросам гигиены, врачебного контроля, применения восстановительных средств и психологической подготовке, как правило, проводят специалисты (врач, психолог, массажист и т. д.)

Учащимся младших возрастов теоретический материал преподносится в форме кратких популярных бесед.

В старших группах занятия должны быть более углублёнными продолжительностью 40-50 минут в виде бесед и ответов на задаваемые занимающимися вопросы.

Для учащихся групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства одной из основных форм занятий является индивидуальная работа с тренером.

Групповые практические занятия (уроки) проводятся на всех этапах обучения, кроме спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Основные задачи в работе на каждом этапе:

- группы начальной подготовки – использование в занятиях разнообразных упражнений по общей физической подготовке, эстафет, подвижных игр, игр с элементами настольного тенниса, проведение урока в игровой форме с хорошим эмоциональным фоном и поддержанием интереса к занятию на всём его протяжении; изучение основ техники и тактики настольного тенниса; ввиду того, что настольный теннис сложен по координации выполнения ударных движений, тренер должен постоянно поправлять ошибки занимающихся;

- учебно-тренировочные группы – применение упражнений по общей и специальной физической подготовке с направленностью на решение конкретных задач, совершенствование широкого спектра технических приёмов (в том числе, подач и приёма подач) на основе вариативности их исполнения, тренировка основных тактических комбинаций, систематическое участие в местных и выездных соревнованиях, введение в занятия элементов самостоятельности действий занимающихся, ведение дневников самоконтроля; занятия носят выраженный тренировочный характер;

- группы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства – применение упражнений по общей и специальной физической подготовке, направленных на решение индивидуальных задач в подготовке занимающихся, совершенствование технико-тактического мастерства в соответствии с индивидуальными планами, систематическое участие в республиканских и местных соревнованиях.

При организации работы по настольному теннису в ДЮСШ и СДЮШОР необходимо иметь следующие документы: программа, учебный план, годовой график распределения учебного материала, расписание занятий и т. д.

Каждый тренер-преподаватель должен иметь рабочий план, конспекты занятий, вести журнал учёта учебно-тренировочной, воспитательной работы, календарный план соревнований, характеристики на учащихся по дневникам самоконтроля, личные карты спортсмена.

На всех этапах подготовки осуществляется отбор занимающихся для выявления из них наиболее перспективных для достижения высоких спортивных результатов.

Каждый этап подготовки имеет свои задачи.
Группы начальной подготовки 1 – 2 годов обучения

(этап начальной специализации)

Группы начальной подготовки 1-го года обучения

Задачи:

1. Набор детей для занятий настольным теннисом, не имеющих медицинских противопоказаний к этому.

Из них выделяются наиболее дисциплинированные, инициативные, работоспособные, целеустремлённые, с хорошими данными физического развития, быстрые, ловкие, с хорошей координацией движений, чувством ритма, мотивацией занятий – быть первым (лучшим) в подвижных играх, эстафетах и упражнениях.

2. Укрепление здоровья на основе всесторонней физической подготовки – использование средств и методов, применяемых в других видах спорта с учетом возрастных критериев.

3. Развитие физических качеств и способностей, характерных для высококвалифицированных игроков – быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, координации движений, устойчивости интереса к занятиям, волевых качеств.

4. Обучение основам техники игры – хватка ракетки, стойка, упражнения с мячом и ракеткой, имитация ударов по частям и в целом.

5. Выполнение контрольных нормативов по общей, специальной физической подготовке и по упражнениям с мячом и ракеткой.

Группы начальной подготовки 2-го года обучения

Задачи:

1. Отбор детей, перспективных для продолжения занятий на основании углублённых наблюдений тренера за состоянием здоровья, темпами прироста двигательных качеств и изменением психофизиологических показателей, вызванных систематическими занятиями настольным теннисом.

2. Дальнейшее укрепление здоровья занимающихся на основе занятий физкультурой и сортом с использованием как общих, так и применяемых в настольном теннисе упражнений, методов и средств.

3. Развитие специфичных для настольного тенниса физических качеств – быстроты движений, скоростной и скоростно-силовой выносливости, прыгучести, гибкости, координации движений, имитации ударов, перемещений.

4. Продолжение обучения основам техники игры – стойки, перемещения, имитация ударов у игровой стенки, стола, упражнения на тренажёрах и приспособлениях, изучение подач и основных приёмов игры на столе, двусторонняя игра, изучение тактики, игра на счёт, соревнования.

5. Выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической и технической подготовке.


Тематический план учебно-тренировочных занятий

для групп начальной подготовки 1 и 2 г.о.(час.)





Тема

Количество часов в год годы обучения

1




2

1.

Теоретическая подготовка

Краткие сведения о значении занятий физкультурой и спортом для развития здоровья человека


2


2

2.

История развития настольного тенниса за рубежом и в нашей стране, успехи российских спортсменов в соревнованиях


2


4

3.

Значение занятий настольным теннисом для развития детей


4


-

4.

Гигиена, режим дня, закаливание детей, врачебный контроль, самоконтроль спортсмена


2


5

5.

Организация занятий физическими упражнениями, техника безопасности, инвентарь, спортивная одежда спортсмена


-


3

6.

Самостоятельные занятия дома и их значение

2

2

7.

Краткие сведения о технике настольного тенниса

-

6




ИТОГО:

12

23

1.

Практическая подготовка

Общая физическая подготовка


166


140

2.

Специальная физическая подготовка

30

155

3.

Техническая подготовка

100

142

4.

Контрольные нормативы

4

4

5.

Медико-биологический контроль




4




ИТОГО:

300

445




ВСЕГО:

312

468


Годовой план распределения учебных часов

для групп начальной подготовки 1-го года обучения (час)




Содержание занятий

Месяцы

все

го

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Теоретические занятия

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

12

2.

2.1

Практические занятия

Общая физическая подготовка


18


20


20


20


16


14


10


10


8


10


10


10


166

2.2.

Специальная физическая подготовка


-


-


2


2


3


3


4


4


6


6


-


-


30

2.3.

2.3.1

Техническая подготовка

Упражнения с мячом и ракеткой


4


3


2


2


1


-


-


-


-


-


-


-



12

2.3.2

Имитация передвижений


-


1


1


1


2


1


-


-


-


-


-


-


6

2.3.3

Имитация ударов

-

-

-

-

1

1

1

1

1

1

1

2

9

2.3.4

Имитация ударов у тренировочной стенки, крышки стола


-




-


-


-


1


1


1



1


1


1


1


2


9

2.3.5

Игра ударами на столе по элементам


-


-


-


-


1


3


2


2


-


2


5


4


19

2.3.6

Свободная игра на столе


-


-


-


-


-


1


3


3


3


1


3


4


18

2.3.7

Групповые игры на столе


-


-


-


-


-


1


3


2


2


1


3


3


15

2.3.8

Игры на счёт

-

-

-

-

-

-

1

2

2

3

3

1

12

3.

Контрольные упражнения и соревнования


2


-


-


-


-


-


-


-


2


-


-


-


4

Всего:

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

312

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по настольному теннису для детско-юношеской спортивной школы и специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва iconАнализ состояния результата образования детско-юношеской спортивной...
Педагогического коллектива Детско-юношеской спортивной школы (комплексной) в 2010 -2011 учебном году являлось: «Совершенствование...

Программа по настольному теннису для детско-юношеской спортивной школы и специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва iconПрограмма по спортивной аэробики для детско-юношеской спортивной школы Утверждаю
Нормы спортивного инвентаря, оборудования и спортивной формы, необходимых для организации и проведения занятий

Программа по настольному теннису для детско-юношеской спортивной школы и специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва iconОбразовательная программа по шахматам Мурманской областной детско-юношеской...
Модюсш) составлена на основе типовой программы по шахматам 1977 года и программы подготовки шахматистов IV-II разрядов 2007 года...

Программа по настольному теннису для детско-юношеской спортивной школы и специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва iconПрограмма спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. Волейбол
Программа составлена на основании нормативно-правовых докумен­тов, регулирующих деятельность спортивных школ, в ней отражены ос­новные...

Программа по настольному теннису для детско-юношеской спортивной школы и специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва iconПоложение о проведении открытого областного детско-юношеского фестиваля...
Рсфср а. Н. Либерову (далее – Фестиваль) проводится в целях развития детско-юношеского художественного творчества, привлечения внимания...

Программа по настольному теннису для детско-юношеской спортивной школы и специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва iconПрограмма по настольному теннису является одной из программ, позволяющих...
Программа «Настольный теннис» имеет физкультурно-спортивную направленность, и разработана на основе программы «Настольный теннис»,...

Программа по настольному теннису для детско-юношеской спортивной школы и специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва iconОсновные направления использования здоровьесберегающих технологий...
Актуальность. В настоящее время Детско-юношеский центр «Горизонт» – это многопрофильное учреждение дополнительного образования, где...

Программа по настольному теннису для детско-юношеской спортивной школы и специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва iconАя цель деятельности Иркутской областной юношеской библиотеки им. И. П. Уткина
Основные контрольные показатели за 2011 г

Программа по настольному теннису для детско-юношеской спортивной школы и специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва iconПояснительная записка образовательная программа Муниципального бюджетного...
Образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного Учреждения дополнительного образования детей «Коммунарская детско...

Программа по настольному теннису для детско-юношеской спортивной школы и специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва iconПоложение о проведении Межрегионального экологического фестиваля...
Учредителями Межрегионального экологического фестиваля детско-юношеского творчества «Белая береза» (далее Фестиваль) являются

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции