МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Омский институт водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО
«Новосибирская государственная академия водного транспорта»
-
Кафедра
| Естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин
|
| (наименование кафедры полностью)
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
Б.2.Б.4 /Б.2.Б.5/ С.2.Б.4/С.2.Б.3 Химия
| (шифр и наименование дисциплины)
| Направление или специальность
| 140400.62 Электроэнергетика и электротехника,
180100.62 Кораблестроение, океанотехника и объекты морской инфраструктуры,180500.62 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства, 270800.62 Строительство/190700.62 Технология транспортных процессов/180403.65 Судовождение/
180405.65 Эксплуатация судовых энергетических установок,
180407.65 Эксплуатация судового оборудования и средств
автоматики
| (код ОКСО и наименование направления или специальности)
| Профиль или специализация
| Электропривод и автоматика (ЭП, ЭПз)/ Судовые энергетические установки (К)/ Управление транспортными системами и логистическим сервисом на водном транспорте (УВТ)/ Гидротехническое строительство (ГС)/ Организация перевозок и управление на водном транспорте (ТП)/ Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании (СВ) /Эксплуатация судовых энергетических установок (СМ, СМз)/ Эксплуатация судового оборудования и средств автоматики (ЭМ, ЭМз)
| (наименование профиля или специализации)
|
|
Форма обучения
| очная/заочная/заочная/заочная/заочная/заочная/заочная/ очная/заочная/ очная/заочная
| Курс
| 1/1/1/1/1/1/1/1/1/1/1
| Семестр(ы) / курс(ы) для ЗО
| 2/1/1/1/1/1/1/2/1/2/1
|
ОМСК 2013 г.
Рабочая программа:
Составлена
| доцентом
| Кафедры
| ЕНиОПД
|
| (должность)
|
| (сокращенное наименование кафедры)
| К.п.н.
|
| Дергачёвой Ириной Николаевной
| (ученая степень)
|
| (Ф.И.О. полностью)
|
|
| И.Н. Дергачёва
|
| «
|
| »
|
| 20
|
| г.
| (подпись)
|
| (И.О.Ф.)
|
|
| число
|
| месяц
| год
|
|
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
| Естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин
| (наименование кафедры полностью)
|
от
| «
|
| »
|
| 20
|
| г.,
| Протокол №
|
|
|
| число
|
| месяц
|
| год
|
|
|
|
Зав. кафедрой
| ЕНиОПД
|
|
|
|
|
| (наименование кафедры сокращенно)
|
| (подпись)
|
| (И.О.Ф.)
|
Представители УМС филиала, по анализу рабочей программы:
|
|
|
|
|
| (должность, кафедра, ученая степень и звание сокращенно)
|
| (подпись)
|
| (И.О.Ф)
|
|
|
|
|
| (должность, кафедра, ученая степень и звание сокращенно)
|
| (подпись)
|
| (И.О.Ф)
| Утверждена решением учебно-методического совета (УМС) филиала от
|
| «
|
| »
|
| 20
|
| г.,
| протокол №
|
|
|
| число
|
| месяц
|
| год
|
|
|
|
Председатель УМС филиала
|
|
|
| В.А. Глушец
|
|
| (подпись)
|
| (И.О.Ф.)
|
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины является углубление имеющихся представлений и получение новых знаний и умений в области химии.
Задача дисциплины – обучение студентов теоретическим основам знаний о составе, строении и свойствах веществ, их превращениях, а также о явлениях, которыми сопровождаются превращения одних веществ в другие при протекании химических реакций.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Химия» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла дисциплин ФГОС ВПО.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Процесс изучения дисциплины «Химия» направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО) (таблица 1): Таблица 1– Компетенции, формирующиеся при изучении дисциплины
Шифр компетенции по ФГОС
| Характеристика
| ЭП
| Общекультурные компетенции (ОК)
| ОК-1
| способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
| Профессиональные компетенции (ПК)
| ПК-2
| способность демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовность использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять основные элементарные методы химического исследования веществ и соединений;
| ПК-3
| готовность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и способностью привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат.
| К
|
| Общекультурные компетенции (ОК)
| ОК-21
| способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат.
| УВТ
| Общекультурные компетенции (ОК)
| ОК-1
| владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
|
| Профессиональные компетенции (ПК)
| ПК-1
| использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применением методов математического анализа и экспериментального исследования.
| ПК-17
| умение систематизировать и обобщать информацию.
| ТП
|
| Общекультурные компетенции (ОК)
| ОК-10
| использование основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
| Профессиональные компетенции (ПК)
| ПК-23
| готовность к применению методик проведения исследований, разработки проектов и программ, проведения необходимых мероприятий, связанных с управлением и организацией перевозок, обеспечением безопасности движения на транспорте, а также выполнению работ по техническому регулированию на транспорте
| ГС
| Профессиональные компетенции (ПК)
| ПК-1
| использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
| ПК-2
| способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат
| ПК-5
| владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией
| СВ
| Общекультурные компетенции (ОК)
| ОК-1
| способностью представить современную картину мира целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры
| Профессиональные компетенции (ПК)
| ПК-23
| способностью разработать обобщенные варианты решения проблемы, выполнить анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений
| ПК-27
| способностью и готовностью осуществлять организацию и технический контроль при эксплуатации транспортного оборудования в соответствии с установленными процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды
| СМ, ЭМ
| Общекультурные компетенции (ОК)
| ОК-3
| владение математической и естественнонаучной культурой как частью профессиональной и общечеловеческой культуры;
| Профессиональные компетенции (ПК)
| ПК-5
| способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований;
|
3.2 Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций для специальностей СМ, ЭМ (в соответствии с разделом Кодекса ПДМНВ А – III/6):
Компетентность
| Знания, понимание и профессионализм
| Функция: Электрические, электронные установки и системы управления на уровне эксплуатации
| Предотвращение, контроль и борьба с пожарами на судах
| Знание видов и химической природы возгорания
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
основные законы органической и неорганической химии;
классификацию и свойства химических элементов, веществ и соединений;
химические элементы и их соединения, методы и средства химического исследования веществ и их превращений;
химические свойства материалов;
периодический закон и его использование в предсказании свойств элементов и соединений;
химические свойства элементов ряда групп;
виды химической связи в различных типах соединений;
методы описаний химических равновесий в растворах электролитов;
строение и свойства комплексных соединений;
свойства важнейших классов органических соединений;
основные процессы, протекающие в электрохимических системах;
процессы коррозии и методы борьбы с коррозией;
свойства дисперсных систем;
химические свойства грузов, перевозимых судами;
химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры, скорость реакции и методы её регулирования;
реакционную способность веществ: периодическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, химическая связь, комплементарность;
основы химии и химические процессы современной технологии производства строительных материалов и конструкций;
свойства химических элементов и их соединений, составляющих основу строительных материалов.
виды и химическую природу возгорания (ПДНВ).
о классах и химии пожара (ПДНВ).
уметь:
определять основные физические и химические характеристики органических веществ;
использовать основные элементарные методы химического исследования веществ и соединений;
применять полученные знания по химии при изучении других дисциплин.
владеть:
информацией о назначении и областях применения основных химических веществ и их соединений;
инструментарием для решения химических задач в своей предметной области;
основными приемами обработки экспериментальных данных;
инструментарием для решения химических задач в своей предметной области;
информацией о назначении и областях применения основных химических веществ и их соединений.
4. Междисциплинарные связи
Междисциплинарные связи дисциплины «Химия» представлены в таблице 2. Таблица 2 – Междисциплинарные связи дисциплины
Обеспечивающие дисциплины, модули, практики
| Обеспечиваемые дисциплины, модули, практики
| Наименование дисциплин, модулей, практик
| Наименование конкретных вопросов (тем), необходимых для изучения данной дисциплины
| Наименование дисциплин, модулей, практик
| Наименование конкретных вопросов (тем), необходимых для изучения данной дисциплины
| Физика
| Строение атома.
Квантово-механическая модель атома
| Экология
| Химический состав и свойства веществ, вызывающих загрязнение биосферы
| 5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов для специальности 270800.62, 2 зачетных единицы, 72 часа для специальности 180403.65 и 3 зачетные единицы, 108 часов для остальных специальностей, распределение трудоемкости приведено в таблице 3. Таблица 3 – Трудоемкость дисциплины
Вид учебной работы
| Трудоемкость, час.
| Очное обучение (О)
| Заочное обучение (З) (ЭП, К, ТП, УВТ, СМ, ЭМ,/СВ/ГС)
| Всего
часов
| Семестр
| Всего часов
| Курс
| 2
| 1/1/1
| Общая трудоемкость дисциплины
| 108
| 108
| 108/72/180
| 108/72/180
| Аудиторные занятия
| 54
| 54
| 20
| 20
| Лекции
| 36
| 36
| 10
| 10
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| 18
| 18
| 10
| 10
| Самостоятельная работа (СР)
| 18
| 18
| 88/52/160
| 88/52/160
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| -
| -
| Расчетно-графические (контрольные) работы
| 10
| 10
| 10/10/10
| 10/10/10
| Иные виды самостоятельной работы (реферирование, изучение литературы, подготовка к экзамену, зачету)
| 26
| 26
| 78/42/150
| 78/42/150
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| экзамен
| экзамен
| экзамен/
зачет/
экзамен
| экзамен/ зачет/
экзамен
| |