МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Омский институт водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО
«Новосибирская государственная академия водного транспорта»
-
Кафедра
|
Естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин
|
|
(наименование кафедры полностью)
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
С.3.В.8.3/ С.3.В.8.4 Оказание первой медицинской помощи
|
(шифр и наименование дисциплины)
|
Специальность
|
180405.65 Эксплуатация судовых энергетических установок 180407.65 Эксплуатация судового оборудования и средств
автоматики
|
(код ОКСО и наименование направления или специальности)
|
Специализация
|
Эксплуатация судовых энергетических установок (СМ/ СМз) /Эксплуатация судового оборудования и средств автоматики
(ЭМ/ ЭМз)
|
(наименование профиля или специализации)
|
|
Форма обучения
|
|
очная/заочная/очная/заочная
|
Курс
|
3/3/3/3
|
Семестр(ы) / курс(ы) для ЗО
|
6/3/6/3
|
ОМСК 2013 г.
Рабочая программа:
Составлена
|
доцентом
|
Кафедры
|
ЕНиОПД
|
|
(должность)
|
|
(сокращенное наименование кафедры)
|
к.п.н.
|
|
Дергачёвой Ириной Николаевной
|
(ученая степень)
|
|
(Ф.И.О. полностью)
|
|
|
И.Н. Дергачева
|
|
«
|
|
»
|
|
20
|
|
г.
|
(подпись)
|
|
(И.О.Ф.)
|
|
|
число
|
|
месяц
|
год
|
|
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
|
Естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин
|
(наименование кафедры полностью)
|
от
|
«
|
|
»
|
|
20
|
|
г.,
|
Протокол №
|
|
|
|
число
|
|
месяц
|
|
год
|
|
|
|
Зав. кафедрой
|
ЕНиОПД
|
|
|
|
И.Н. Дергачева
|
|
(наименование кафедры сокращенно)
|
|
(подпись)
|
|
(И.О.Ф.)
|
Представители УМС филиала, по анализу рабочей программы:
|
|
|
|
|
|
(должность, кафедра, ученая степень и звание сокращенно)
|
|
(подпись)
|
|
(И.О.Ф)
|
|
|
|
|
|
(должность, кафедра, ученая степень и звание сокращенно)
|
|
(подпись)
|
|
(И.О.Ф)
|
Утверждена решением учебно-методического совета (УМС) филиала от
|
|
«
|
|
»
|
|
20
|
|
г.,
|
протокол №
|
|
|
|
число
|
|
месяц
|
|
год
|
|
|
|
Председатель УМС филиала
|
|
|
|
В.А. Глушец
|
|
|
(подпись)
|
|
(И.О.Ф.)
|
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины является изучение целостного представления о влиянии и опасных последствиях для человека чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социального происхождения, об организации медицинской помощи в условиях замкнутого пространства судов, находящихся в плавание наряду с интегрированными знаниями по первой медицинской помощи и медико-социальным аспектам охраны здоровья.
Задачи дисциплины:
формирование знаний, умений и навыков оказания первой медицинской помощи и организации мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний и осложнений соматических патологий в условиях плавания
развитие медико-гигиенической культуры, направленной на охрану здоровья
формирование здоровьесберегающих качеств и стиля жизни, обеспечивающего безопасность жизнедеятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Оказание первой медицинской помощи» относится к Вариативной части цикла профессиональных дисциплин ФГОС ВПО.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Процесс изучения дисциплины «Оказание первой медицинской помощи» направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО) (таблица 1):
Таблица 1– Компетенции, формирующиеся при изучении дисциплины
Шифр компетенции по ФГОС
|
Характеристика
|
Общекультурные компетенции (ОК)
|
ОК-1
|
способность к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, самообразованию и постоянному совершенствованию в профессиональной, интеллектуальной, культурной и нравственной деятельности
|
ОК-4
|
умение быть гибким, готовым адаптироваться к изменяющимся ситуациям, способностью оперативно принимать решения, в том числе в экстремальных ситуациях
|
ОК-7
|
знание и понимание норм здорового образа жизни, использованием средств физической культуры для оптимизации труда и повышения работоспособности
|
ОК-19
|
умение работать с информацией из различных источников.
|
Профессиональные компетенции (ПК)
|
ПК-1
|
способность генерировать новые идеи, выявлять проблемы, связанные с реализацией профессиональных функций; формулировать задачи и намечать пути исследования
|
ПК-2
|
способность и готовность к самостоятельному обучению в новых условиях производственной деятельности с умением установления приоритетов для достижения цели в разумное время
|
ПК-4
|
способность и готовность быстро идентифицировать и ценить риски, принять правильное решение
|
ПК-6
|
способность и готовность исполнять установленные функции в аварийных ситуациях, по охране труда, медицинскому уходу и выживанию.
|
3.2 Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с разделом Кодекса ПДМНВ А – III/1, А-III/6):
Компетентность
|
Знания, понимание и профессионализм
|
Функция: Управление операциями судна и забота о людях на судне на уровне эксплуатации/ Контроль управлением судна и забота о персонале на судне на уровне эксплуатации
|
Применение средств первой медицинской помощи на судах
|
Практическое применение медицинских руководств и медицинских консультаций, передаваемых по радио, включая умение принимать на их основе эффективные меры при несчастных случаях или заболеваниях, типичных для судовых условий
|
Вклад в безопасность персонала и судна
|
Знание приемов элементарной первой помощи
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
о неотложных состояниях, причинах и факторах, их вызывающих;
о причинах возникновения соматических и инфекционных заболеваний;
об этиологии и патогенезе ряда соматических и инфекционных заболеваний;
о причинах, средствах, методах и способах профилактики заболеваний различного происхождения;
об организационных основах оказания первой медицинской помощи при возникновении массовых поражений;
физиологические показатели организма в норме и экстремальных ситуациях;
признаки (симптомы/синдромы) поражения различных систем организма;
признаки аллергических и судорожных состояний;
признаки отравления химическими веществами, лекарственными препаратами и веществами бытовой химии;
признаки внезапной остановки сердца; клинической и биологической смерти; терминальных состояний; потери сознания; синдрома длительного сдавливания (СДС); электротравм; ожога и ожогового шока; замерзания и отморожения; артериального, венозного, внутреннего кровотечений; ран и их осложнений; ушибов, повреждений мягких и твердых тканей; переломов костей верхних и нижних конечностей, позвоночника и малого таза; травматического шока;
современные методы реанимации;
три звена эпидемиологического процесса, свойства патогенных микробов, принципы проведения профилактических мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний (и, прежде всего, особо опасных инфекций);
концептуальные основы здоровья современного человека, развитие культуры духовного и физического здоровья;
медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни;
факторы, определяющие болезни современности;
этапы формирования здоровья;
процедуры, которым можно следовать при спасении людей, терпящих бедствие на море;
практическое применение руководства по оказанию медицинской помощи и советов, направляемых по радио;
технику личного сохранения жизни;
элементарные правила первой медицинской помощи;
организацию и управление медицинской помощью на судах;
применение средств первой медицинской помощи на судах;
основы оказания первой медицинской помощи.
уметь:
использовать методы и средства оказания неотложной медицинской помощи при возникновении приступа стенокардии и инфаркта миокарда; острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок, кома); гипертонического криза; приступа бронхиальной астмы; ложного крупа; эпилептического и истерического припадка; аллергических реакций (немедленного и замедленного типа); «острого живота»; при ранениях, ушибах, повреждениях, растяжениях связок и сухожилий, при открытых и закрытых переломах; травматическом шоке; ожогах, тепловом и солнечном удаpaх; при обморожениях и замерзаниях; при укусах животными и насекомыми; при попадании инородного тела в глаз, нос и уши;
подсчитать пульс и частоту дыхательных движений;
измерить и оценить артериальное давление;
нанести прекардиальный удар;
провести непрямой массаж сердца;
провести искусственную вентиляцию легких;
наложить кровоостанавливающий жгут или импровизированный «жгут-закрутку»;
остановить кровотечение пальцевым прижатием артерии или максимальным сгибанием конечности;
продезинфицировать и обработать рану;
наложить бинтовую давящую повязку на различные участки тела;
наложить импровизированную шину на поврежденную конечность;
удалить инородное тело из верхних дыхательных путей;
использовать методы психологического воздействия в чрезвычайных условиях различного происхождения;
оперировать знаниями о здоровье и его слагаемых;
использовать знания о сохранении, укреплении и преумножении здоровья, о саморегуляции и самокоррекции;
формировать навыки здорового образа жизни;
применять эффективные меры на основе знаний по первой медицинской помощи при несчастных случаях или заболеваниях, типичных для судовых установок.
владеть:
практическими навыками оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях и заболеваниях:
сердечно-сосудистой системы;
нервной системы;
дыхательной системы;
опорно-двигательного аппарата;
органов пищеварения;
мочевыделительной системы;
аллергических реакциях;
судорожных состояниях.
4. Междисциплинарные связи
Междисциплинарные связи дисциплины «Основы первой медицинской помощи» представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Междисциплинарные связи дисциплины
Обеспечивающие дисциплины, модули, практики
|
Обеспечиваемые дисциплины, модули, практики
|
Наименование дисциплин, модулей, практик
|
Наименование конкретных вопросов (тем), необходимых для изучения данной дисциплины
|
Наименование дисциплин, модулей, практик
|
Наименование конкретных вопросов (тем), необходимых для изучения данной дисциплины
|
Безопасность жизнедеятельности
|
Ожоги. Виды ожогов. Оказание первой медицинской помощи при ожогах. Отравление. Оказание первой медицинской помощи при отравлении.
|
Начальная подготовка по вопросам безопасности и инструктажа. Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам
|
Утопление. Оказание первой медицинской поморщи при утоплении.
|
5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы и 72 часа. Распределение трудоемкости приведено в таблице 3.
Таблица 3 - Трудоемкость дисциплины
Вид учебной работы
|
Трудоемкость, час.
|
Очное обучение (СМ/ЭМ)
|
Заочное обучение (З)
|
Всего
часов
|
Семестр
|
Всего часов
|
Курс
|
6/6
|
3
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
72/72
|
72/72
|
72
|
72
|
Аудиторные занятия
|
40/56
|
40/56
|
12
|
12
|
Лекции
|
20/28
|
20/28
|
6
|
6
|
Практические занятия (ПЗ)
|
-/-
|
-/-
|
-
|
-
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
20/28
|
20/28
|
6
|
6
|
Самостоятельная работа (CP)
|
32/16
|
32/16
|
60
|
60
|
Курсовой проект (работа)
|
-/-
|
-/-
|
-
|
-
|
Расчетно-графические (контрольные) работы
|
-/-
|
-/-
|
-
|
-
|
Иные виды самостоятельной работы (реферирование, изучение литературы, подготовка к экзамену, зачету)
|
-/-
|
-/-
|
-
|
-
|
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
|
Зачет/зачет
|
Зачет/зачет
|
Зачет
|
Зачет
|
|