Скачать 1.45 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1» Никифоровского района Тамбовской области ПРОГРАММА тьюторского сопровождения обучающихся «Теория и практика шашечной игры» Составитель Суслова Ирина Фёдоровна, тьютор межвозрастной группы Р. п. Дмитриевка 2010 г. Пояснительная записка. Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки и актуальность преподавания её школьникам. Потому что эта игра вобрала в себя элементы науки, искусства и спорта. Она помогает воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляет любителям истинно творческое наслаждение. На протяжении всего периода обучения юные шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой – источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой. Программа «Теория и практика шашечной игры» является программой спортивной направленности, так как шашки относят к интеллектуальному виду спорта. В то же время, шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности. Отличительная особенность программы в том, что шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества. Программа служит для того, чтобы обучающиеся смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. В процессе обучения усиливается творческий интерес к шашкам, желание совершенствоваться, играть лучше и сильнее. Значительно расширяется и масштаб участия юных шашистов в различных турнирах и матчах, в сеансах одновременной игры с опытными шашистами, в ходе которых используются приобретенные знания, вырабатываются выдержка, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели. Появляется потребность изучать учебную шашечную литературу. Новизна данной программы заключается в том, что наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях, и опыт организационно – судейской практики. Цифровые образовательные ресурсы, онлайн-игры в сети интернет значительно расширяют круг применения полученных знаний. Электронные образовательные ресурсы (компьютерные программы Plus 600, Тундра) позволят дифференцированно подойти к итоговому и оперативному контролю. Программа на всех этапах обучения предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны обучающимся не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы. Значительное место в индивидуальном сопровождении уделяется практике и проверке домашних заданий, так как без самостоятельной работы невозможно совершенствование шашиста. Практические занятия могут включать: анализ дополнительного иллюстративного материала, разбор сыгранных партий учащихся, сеансы одновременной игры (на заданную тему), показ творчества мастеров шашечного искусства, консультации и пр. Основная цель практических занятий – закрепить полученные теоретические знания и содействовать самостоятельной работе учащихся. Главная цель программы – изучение теории и практики шашечной игры в русские и международные шашки. Задачи программы. Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Данная программа рекомендована для детей 7-14 лет со сроком реализации 4 года. Формы занятий – индивидуально-групповые. Режим занятий – 4 раза в неделю по 1 часу, итого 144 часа в год. Освоение теоретического материала сопровождается коллективным разбором партий, решением этюдов и концовок, турнирными и тренировочными играми. Для закрепления пройденного учебного материала периодически даются задания на дом. Программой предусмотрено время на тренировочные, турнирные игры и классификационные соревнования, которые проводятся после изучения какого-либо теоретического материала. В ходе обучения занимающиеся знакомятся с правилами соревнований. На практических занятиях, кроме игр, проводятся тематические упражнения, выполняются задания на совершенствование техники. Все сыгранные партии (тренировочные и турнирные) должны быть записаны каждым учеником. Замечания по партиям заносятся в специальную тетрадь и в дальнейшем повторно анализируются. В процессе занятий предусматривается проведение «тайм-аутов» с целью повышения эмоциональной активности обучающихся. Ожидаемые результаты По окончании первого года обучения обучающиеся должны знать: правила игры, стадии партии, принципы равновесия сил, понятия оппозиции, размена, темпа, наиболее простые, часто встречающиеся ловушки в начале партии, простейшие приемы выигрыша шашки, понятия «угроза», «застава», «столбняк», построение «петель» в окончаниях, «треугольник Петрова», три отличия международных шашек от русских, что такое концовка, задача, этюд, уметь применять правила игры на практике рассчитывать соотношение сил в любой момент партии, производить размены, проводить простейшие комбинации, ставить известные ловушки и самому не попадаться на них, доводить до конца простые выигрышные окончания, выигрывать окончания построением «треугольника Петрова», решать одноходовые и двухходовые концовки, играть в международные шашки. По окончании второго года обучения обучающиеся должны знать основы планирования игры, понятия об атаке, защите, что такое комбинация, жертва, выигрыши в сложных окончаниях с дамками и простыми, некоторые основные дебюты («Кол», «Обратный кол», «Городская», «Обратная городская», «Перекресток» и другие), уметь планировать игру, проводить любые комбинации, выигрывать сражения, применять на практике такие приёмы как угроза, жертва, связка и др., точно проводить выигрышные и ничейные окончания, решать сложные концовки, этюды. По окончании третьего года обучения обучающиеся должны знать историю развития шашек с древних времен до наших дней, теорию шашечной игры, правила игры, нотацию, запись ходов; шашечный кодекс, простейшие элементы комбинации, уметь проводить комбинации в 3-4 хода; простейшие приёмы постановки «волшебных» шашек: кол, тычок, рожон, основные принципы развития сил в дебюте (на примере первоначальных ходов дебютов «Вилочка», «Перекрёсток»); простейшие правила разыгрывания коловых позиций: количество нападений и защит, уметь пользоваться контрольными часами, рассчитывать время на обдумывание ходов; хорошо разбираться в позициях и комбинационных играх; строить план на игру, выполнять упражнения на запоминание; разыгрывать треугольник Петрова, нормальное окончание: 4 дамки против 2-х По окончании четвёртого года обучения обучающиеся должны знать основные положения шашечного кодекса, требования к разрядным нормам, важнейшие элементы миттельшпиля: борьбу против центральных шашек соперника; важность колонны q1, f2, Е3 (b8, C7,d6); способы постановки «кола» и «тычка» для атаки в центре; сила и слабость шашки Е5 (d4); серьезный изъян в позиции; экономичность и инициативу при связке, «зажим»; основные типы связок в центре и на флангах; отсталые шашки а1 (h8), и h2 (а7); признаки наличия комбинации, значение роздыха; элементы техники расчета; «Дерево вариантов»; элементы эндшпиля: приемы самоограничения и отбрасывания, дамочное окончание три дамки против дамки с простой (3х1 простая); основные шашечные понятия, термины: позиционная игра, тактические приемы игры, правила игры вслепую; композиции по теме запирание; уметь проводить комбинации в 5-6 ходов; разыгрывать следующие дебюты: «Городская партия», «Старая партия» первые 7-8 ходов; «Жертва Кукуева» - начальное представление; начала «Обратная городская партия»; «Игра Филиппова»; «Игра Каулена»; «Игра Бодянского» - первые 5-6 ходов, выполнять упражнения на запоминание: расстановка определённого количества шашек, позиции на память, демонстрация теоретических вариантов, разыгрывать партии по памяти, уметь работать на компьютере по разным шашечным программам. Контроль за успеваемостью осуществляется на практических занятиях и путём проведения специальных контрольных работ. Контрольные занятия намечены после изучения основных разделов программы и будут проходить в форме разноуровневого тестирования в программах Ассистент-2 и Excel, решения комбинационных и позиционных задач и выполнения практических работ по изученному материалу в программе Plus 600. В рамках программы предусматривается участие юных шашистов в лично-командных первенствах района и области по русским шашкам. К концу срока обучения обучающиеся должны выполнить второй спортивный разряд, а наиболее способные – первый. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения
|
Теория и практика общения с новыми детьми Г27 Энциклопедия Индиго: Теория и практика общения с Новыми Детьми / Пер с нем. — М.: Ооо издательство «София», 2007. — 288 с |
Теория и практика профессионального самоопределения Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: Мгппи, 1999. – 97 с |
||
Рабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» Целью освоения дисциплины «Теория и методика воспитания» модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» является подготовка... |
Тестология гуманитариям Теория и практика учебного тестирования Войтов А. Г. Тестология гуманитариям. Теория и практика учебного тестирования. 2-е перераб изд., руководство педагогам гуманитарных,... |
||
Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика... Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007. – с |
Самотаев И. Джон Дж. Мэрфи Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика. М.: Сокол, 1996. 592с |
||
Б. И. Белый тест роршаха. Практика и теория под редакцией Л. Н. Собчик «каскад» Б43 Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Л. Н. Собчик. — Спб.: Ооо «Каскад», 2005. 240 с |
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Предназначение Основной образовательной программы высшего профессионального образования (ооп впо) бакалавриата, реализуемой Кыргызско-Российским... |
||
Педагогическая практика Педагогическая практика является частью цикла... М. 3 Практики и научно-исследовательская работа ооп впо магистратуры по направлению подготовки №032700 «Филология, иностранные языки... |
Фопель К. Ф 789 Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер с нем. 2-е изд ... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |