Программа тьюторского сопровождения обучающихся «Теория и практика шашечной игры» Составитель




НазваниеПрограмма тьюторского сопровождения обучающихся «Теория и практика шашечной игры» Составитель
страница1/12
Дата публикации18.09.2014
Размер1.45 Mb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Спорт > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Никифоровского района Тамбовской области
ПРОГРАММА

тьюторского сопровождения обучающихся

«Теория и практика шашечной игры»

Составитель

Суслова Ирина Фёдоровна,

тьютор межвозрастной группы

Р. п. Дмитриевка

2010 г.

Пояснительная записка.

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки и актуальность преподавания её школьникам. Потому что эта игра вобрала в себя элементы науки, искусства и спорта. Она помогает воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляет любителям истинно творческое наслаждение. На протяжении всего периода обучения юные шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой – источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой.

Программа «Теория и практика шашечной игры» является программой спортивной направленности, так как шашки относят к интеллектуальному виду спорта. В то же время, шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности. Отличительная особенность программы в том, что шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества. Программа служит для того, чтобы обучающиеся смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. В процессе обучения усиливается творческий интерес к шашкам, желание совершенствоваться, играть лучше и сильнее. Значительно расширяется и масштаб участия юных шашистов в различных турнирах и матчах, в сеансах одновременной игры с опытными шашистами, в ходе которых используются приобретенные знания, вырабатываются выдержка, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели. Появляется потребность изучать учебную шашечную литературу.

Новизна данной программы заключается в том, что наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях, и опыт организационно – судейской практики. Цифровые образовательные ресурсы, онлайн-игры в сети интернет значительно расширяют круг применения полученных знаний. Электронные образовательные ресурсы (компьютерные программы Plus 600, Тундра) позволят дифференцированно подойти к итоговому и оперативному контролю.

Программа на всех этапах обучения предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны обучающимся не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.

Значительное место в индивидуальном сопровождении уделяется практике и проверке домашних заданий, так как без самостоятельной работы невозможно совершенствование шашиста. Практические занятия могут включать: анализ дополнительного иллюстративного материала, разбор сыгранных партий учащихся, сеансы одновременной игры (на заданную тему), показ творчества мастеров шашечного искусства, консультации и пр. Основная цель практических занятий – закрепить полученные теоретические знания и содействовать самостоятельной работе учащихся.

Главная цель программы изучение теории и практики шашечной игры в русские и международные шашки.

Задачи программы.
Образовательные:


  1. Познакомить с историей развития шашек, правилами шашечной игры и правилами соревнований.

  2. Изучить основы шашечной игры, тактики и техники.

  3. Сформировать комбинационное зрение, позиционную интуицию, умение ориентироваться в дебютах, миттельшпиле и эндшпиле.

  4. Повысить интерес к самостоятельной исследовательской работе.

Развивающие:

  1. Содействовать развитию креативных способностей и логического мышления детей.

  2. Способствовать развитию регулятивной структуры деятельности, включающую целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку.

  3. Сформировать комбинационное мышление и умение осуществить свой   замысел в игре.

  4. Учить отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить целесообразное решение путем логических рассуждений и расчёта ходов.

Воспитательные:


  1. Пробуждать интерес к шашечной игре.

  2. Прививать вкуса к самостоятельной работе и творчеству.

  3. Воспитывать волю к победе и выдержку.


Данная программа рекомендована для детей 7-14 лет со сроком реализации 4 года. Формы занятий – индивидуально-групповые. Режим занятий – 4 раза в неделю по 1 часу, итого 144 часа в год.

Освоение теоретического материала сопровождается коллективным разбором партий, решением этюдов и концовок, турнирными и тренировочными играми. Для закрепления пройденного учебного материала периодически даются задания на дом.

Программой предусмотрено время на тренировочные, турнирные игры и классификационные соревнования, которые проводятся после изучения какого-либо теоретического материала. В ходе обучения занимающиеся знакомятся с правилами соревнований.

На практических занятиях, кроме игр, проводятся тематические упражнения, выполняются задания на совершенствование техники. Все сыгранные партии (тренировочные и турнирные) должны быть записаны каждым учеником. Замечания по партиям заносятся в специальную тетрадь и в дальнейшем повторно анализируются.

В процессе занятий предусматривается проведение «тайм-аутов» с целью повышения эмоциональной активности обучающихся.
Ожидаемые результаты

По окончании первого года обучения обучающиеся должны знать: правила игры, стадии партии, принципы равновесия сил, понятия оппозиции, размена, темпа, наиболее простые, часто встречающиеся ловушки в начале партии, простейшие приемы выигрыша шашки, понятия «угроза», «застава», «столбняк», построение «петель» в окончаниях, «треугольник Петрова», три отличия международных шашек от русских, что такое концовка, задача, этюд,

уметь применять правила игры на практике рассчитывать соотношение сил в любой момент партии, производить размены, проводить простейшие комбинации, ставить известные ловушки и самому не попадаться на них, доводить до конца простые выигрышные окончания, выигрывать окончания построением «треугольника Петрова», решать одноходовые и двухходовые концовки, играть в международные шашки.

По окончании второго года обучения обучающиеся должны знать основы планирования игры, понятия об атаке, защите, что такое комбинация, жертва, выигрыши в сложных окончаниях с дамками и простыми, некоторые основные дебюты («Кол», «Обратный кол», «Городская», «Обратная городская», «Перекресток» и другие),

уметь планировать игру, проводить любые комбинации, выигрывать сражения, применять на практике такие приёмы как угроза, жертва, связка и др., точно проводить выигрышные и ничейные окончания, решать сложные концовки, этюды.

По окончании третьего года обучения обучающиеся должны знать историю развития шашек с древних времен до наших дней, теорию шашечной игры, правила игры, нотацию, запись ходов; шашечный кодекс, простейшие элементы комбинации, уметь проводить комбинации в 3-4 хода; простейшие приёмы постановки «волшебных» шашек: кол, тычок, рожон, основные принципы развития сил в дебюте (на примере первоначальных ходов дебютов «Вилочка», «Перекрёсток»); простейшие правила разыгрывания коловых позиций: количество нападений и защит,

уметь пользоваться контрольными часами, рассчитывать время на обдумывание ходов; хорошо разбираться в позициях и комбинационных играх; строить план на игру, выполнять упражнения на запоминание; разыгрывать треугольник Петрова, нормальное окончание: 4 дамки против 2-х

По окончании четвёртого года обучения обучающиеся должны знать основные положения шашечного кодекса, требования к разрядным нормам, важнейшие элементы миттельшпиля: борьбу против центральных шашек соперника; важность колонны q1, f2, Е3 (b8, C7,d6); способы постановки «кола» и «тычка» для атаки в центре; сила и слабость шашки Е5 (d4); серьезный изъян в позиции; экономичность и инициативу при связке, «зажим»; основные типы связок в центре и на флангах; отсталые шашки а1 (h8), и h2 (а7); признаки наличия комбинации, значение роздыха; элементы техники расчета; «Дерево вариантов»; элементы эндшпиля: приемы самоограничения и отбрасывания, дамочное окончание три дамки против дамки с простой (3х1 простая); основные шашечные понятия, термины: позиционная игра, тактические приемы игры, правила игры вслепую; композиции по теме запирание;

уметь проводить комбинации в 5-6 ходов; разыгрывать следующие дебюты: «Городская партия», «Старая партия» первые 7-8 ходов; «Жертва Кукуева» - начальное представление; начала «Обратная городская партия»; «Игра Филиппова»; «Игра Каулена»; «Игра Бодянского» - первые 5-6 ходов, выполнять упражнения на запоминание: расстановка определённого количества шашек, позиции на память, демонстрация теоретических вариантов, разыгрывать партии по памяти, уметь работать на компьютере по разным шашечным программам.

Контроль за успеваемостью осуществляется на практических занятиях и путём проведения специальных контрольных работ. Контрольные занятия намечены после изучения основных разделов программы и будут проходить в форме разноуровневого тестирования в программах Ассистент-2 и Excel, решения комбинационных и позиционных задач и выполнения практических работ по изученному материалу в программе Plus 600.

В рамках программы предусматривается участие юных шашистов в лично-командных первенствах района и области по русским шашкам. К концу срока обучения обучающиеся должны выполнить второй спортивный разряд, а наиболее способные – первый.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • мастер-классы по решению комбинационных и позиционных задач,

  • представление собственных этюдов,

  • сеансы одновременной игры с лучшими игроками,

  • участие в областных командных соревнованиях «Чудо-шашки»


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения




Название разделов, тем

Количество часов

Всего часов

теория

практика

Раздел 1. Основы шашечной игры

8

8

16

1-2

Шашки – массовый вид спорта. Соревнования «Чудо-шашки»

1

1

2

3-4

Разрядные требования по шашкам

1

1

2

5-6

Шашки – древнейшая игра, её возникновение

1

1

2

7-8

История шашек в России

1

1

2

9-10

Первый чемпионат России. Народная игра.

1

1

2

11-12

Правила соревнований

1

1

2

13-14

Доска. Строение доски

1

1

2

15-16

Нотация. Способ записи ходов.

1

1

2

Раздел 2. Тактика и техника

49

49

98

17-18

Тихие ходы. Ударные ходы.

1

1

2

19-20

Правила взятия

1

1

2

21-22

Сложное взятие. Турецкий удар

1

1

2

23-24

Выигрыш с помощью заключения.

1

1

2

25-26

Ничья. Примеры ничьёй.

1

1

2

27-28

Правило «Тронул – ходи!»

1

1

2

29-30

Расчёт ходов

1

1

2

31-32

Три стадии партии

1

1

2

33-34

Сила дамки

1

1

2

35-36

Размен, темп, оппозиция

1

1

2

37-42

Шашечный турнир.

3

3

6

43-44

Простой размен. Скользящий размен.

1

1

2

45-46

Темп. Способы подсчёта темпа.

1

1

2

47-48

Размен и выигрыш темпа.

1

1

2

49-52

Застава

1

1

2

53-54

Центр

1

1

2

55-58

Позиционное преимущество

1

1

2

59-62

Столбняк. Распутье.

2

2

4

63-70

Активные бортовые шашки

4

4

8

71-72

Связка. Зажим

1

1

2

73-80

Примеры связок в дебютах

4

4

8

81-82

Самоограничение

1

1

2

83-84

Использование свободного темпа.

1

1

2

85-86

Использование самоограничения.

1

1

2

87-88

Заключение (запирание).

1

1

2

89-90

Изолированнце шашки.

1

1

2

91-92

Комбинация. Идея и механизм комбинации

1

1

2

93-94

Комбинационное зрение

1

1

2

95-98

Комбинация на выигрыш шашки

1

1

2

99-102

Способы выигрыша шашки

1

1

2

103-106

Комбинации «Роздых»

1

1

2

107-108

Комбинации на прорыв в дамки.

1

1

2

109-110

Комбинации «Лестница»

1

1

2

111-114

Шашечный турнир

2

2

4

Раздел 3. Окончания

15

15

30

115-116

Три дамки против одной.

1

1

2

117-118

«Треугольник Петрова».

1

1

2

119-120

Жертва шашки в окончаниях.

1

1

2

121-122

Стандартные окончания.

1

1

2

123-124

Три дамки против одной с простой.

1

1

2

125-126

Как провести в дамки шашку с1.

1

1

2

127-128

Позиция Саргина.

1

1

2

129-130

Дамки с обеих сторон.

1

1

2

131-132

Простые шашки против простых.

1

1

2

133-134

Дамки против простых.

1

1

2

135-136

Оригинальные окончания.

1

1

2

137-138

Этюды.

1

1

2

139-140

Шашечный турнир.

1

1

2

141-142

Итоговая аттестация

1

1

2

143-144

Игра –соревнование «Раз, два и в дамки»

1

1

2




Итого

72

72

144
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа тьюторского сопровождения обучающихся «Теория и практика шашечной игры» Составитель iconТеория и практика общения с новыми детьми
Г27 Энциклопедия Индиго: Теория и практика общения с Новыми Детьми / Пер с нем. — М.: Ооо издательство «София», 2007. — 288 с

Программа тьюторского сопровождения обучающихся «Теория и практика шашечной игры» Составитель iconТеория и практика профессионального самоопределения
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: Мгппи, 1999. – 97 с

Программа тьюторского сопровождения обучающихся «Теория и практика шашечной игры» Составитель iconРабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания»
Целью освоения дисциплины «Теория и методика воспитания» модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» является подготовка...

Программа тьюторского сопровождения обучающихся «Теория и практика шашечной игры» Составитель iconТестология гуманитариям Теория и практика учебного тестирования
Войтов А. Г. Тестология гуманитариям. Теория и практика учебного тестирования. 2-е перераб изд., руководство педагогам гуманитарных,...

Программа тьюторского сопровождения обучающихся «Теория и практика шашечной игры» Составитель iconПряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика...
Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007. – с

Программа тьюторского сопровождения обучающихся «Теория и практика шашечной игры» Составитель iconСамотаев И. Джон Дж. Мэрфи Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика
Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика. М.: Сокол, 1996. 592с

Программа тьюторского сопровождения обучающихся «Теория и практика шашечной игры» Составитель iconБ. И. Белый тест роршаха. Практика и теория под редакцией Л. Н. Собчик «каскад»
Б43 Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Л. Н. Собчик. — Спб.: Ооо «Каскад», 2005. 240 с

Программа тьюторского сопровождения обучающихся «Теория и практика шашечной игры» Составитель iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Предназначение Основной образовательной программы высшего профессионального образования (ооп впо) бакалавриата, реализуемой Кыргызско-Российским...

Программа тьюторского сопровождения обучающихся «Теория и практика шашечной игры» Составитель iconПедагогическая практика Педагогическая практика является частью цикла...
М. 3 Практики и научно-исследовательская работа ооп впо магистратуры по направлению подготовки №032700 «Филология, иностранные языки...

Программа тьюторского сопровождения обучающихся «Теория и практика шашечной игры» Составитель iconФопель К. Ф 789 Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер с нем. 2-е изд
...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции