Скачать 2,71 Mb.
|
Наталья Самоукина ПРИ МИНИМАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТАХ ВЕРШИНА Москва Санкт-Петербург 2006 УДК 005.95:005.13 ББК 65.290-6 С17 Самоукина, Наталья Васильевна. СИ Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах/ Наталья Самоукина. — М. : Вершина, 2006. - 224 с.: ил. - ISBN 5-9626-0076-2. Агентство CIP РГБ Современный руководитель понимает, что кроме рабочих мест в компания должныбытьсозданыдонолнительныеусловиядлясгимулировлиия и поддержания активности сотрудников, нх живого интереса к работе. Данная книга представляет собой простое, понятное и эффективно работающее руководство по мотивации персонала. Здесь предлагаются конкретные примеры, задачи, опросники, тесты, анкеты, советы и рекомендации, которые можно применить для разработки и поддержания системы мотивации персонала в компании. Книга предназначена руководителям высшего и среднего звена управления и специалистам в области человеческих ресурсов. Она будет полезна бизнес-тренерам, консультантам по управлению персоналом, студентам, специализирующимся п этой области, и аспирантам. УДК 005.95:005.13 ББК 65.290-6 ISBN 5-9626-0076-2 ©ООО «Вершина*. 2005 Оглавление От автора................................................................................. 7 Глава 1. Что мы знаем о мотивации?...........................................10 Трудности в разработке системы мотипации персонала................ 10 Формы мотивации персонала....................................................17 Модели (концепции) мотивации и их использование с целью стимулирования персонала...................................................... 20 Модель вознаграждения (или позитивного подкрепления) ........21 Концепция иерархии потребностей .......................................23 Трехфакторная модель потребностей.....................................25 Двухфакториая модель мотивации.........................................27 Теория ожиданий ................................................................28 Koiщепния справедливости.................................................30 Комплексная теория мотипации ............................................33 Мотивация при помощи заработной платы............................ 34 Постановка целей и достижение результата как мотивирующий фактор.......................................................36 Глава 2. Корпоративные мотиваторы.................................... 40 Мотивация руководителя ком пании .........................................40 Динамика развития компании и мотивация персонала ................43 Корпоративная культура как фактор мотивации..........................46 «Выращивание» корпоративной культуры в компании ...............50 Работа по мотивации персонала начинается со стадии приема новых сотрудников .................................................................52 Мотивирующая форма приема персонала ..............................52 Допрос или переговоры? .....................................................55 [ 4 ] Оглавление «Продажа» компании. Правда как эффективный мотиватор.....55 Вопросы по выяснению ценностных мотиваторов при приеме кандидатов .......................................................56 Выявление мотиваторов кандидата на стадии приема ...............58 Мотивация сотрудника в период адаптации ...........................59 Увольнение и мотивация сотрудников, работающих в компании ......................................................................60 Проведение беседы при увольнении ..................................... 61 Психологическая поддержка при увольнении .........................63 Психологическое сопровождение увольнения работника в связи с уходом на пенсию ............................................___65 Советы сотруднику при увольнении .....................................66 Глава 3. Потребности сотрудников и персональные мотиваторы .........................................................................68 Потребность в поддержании жизнедеятельности и здоровья ........69 Потребность в признании ........................................................71 Потребность в общении..........................................................72 Потребность в принадлежности к референтной группе и командной работе ................................................................74 Потребность в надежности и безопасности.................................76 Потребность в сотрудничестве с руководством компании .............78 Потребность в эмоциональном напряжении и риске ...................79 Потребность в социальном статусе и власти ...............................80 Потребность п подчинении ......................................................82 Потребность в независимости и свободе ....................................83 Потребность в конкуренции....................................................84 Потребность» самоутверждении .............................................86 Потребность в достижениях .....................................................88 Потребность в престиже .........................................................89 Потребность в стабильности.....................................................91 Потребностьв новизне........................................................... 92 Потребность в творчестве....................................................... 94 Потребностьв осмысленности работы ......................................96 Потребностьв радости и удовольствии......................................98 Оглавление [ 5 * Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация ................1ЭС Темперамент сотрудника и мотиваторы ..................................ЮС Холерик ..........................................................................102 Фле гматм к.......................................................................10 5 Меланхолик.....................................................................\OQ Сангвиник ........................................................................114 Интеллект сотрудника и мотиваторы.........................................117 Аналити к ..........................................................................118 Прагматик .....................................................................122 Реалист ...........................................................................126 Критик ......................................................................... .129 Идеалист........................................................................132 Глава 5. Методы выявления потребностей персонала..................137 Анализ биографических фактов ...............................................137 Возраст как фактор мотивации .............................................137 Пол как фактор мотивации .................................................14С Образование как фактор мотивации ....................................14С Интервью как метод выявления потребностей сотрудников .........141 Проведение анкетирования с целью оыявления мотизациоииого профиля сотрудников....................................143 Тестирование с целью выделения психотипов по темпераменту и стилям мышления ..............................................................14S Глава 6. Построение системы нематериальной мотивации в компании..........................................................................152 Когда задача мотивации персонала становится приоритетной? .....................................................................15^ Анализ текучести персонала для разработки системы моги наци и......................... ..................................................152 Профилактика текучести персонала.........................................156 Лояльность персонала ...........................................................15£ Диагностика мотивационной среды компании..........................1оС Как руководителю компании сформулировать видение...............161/ Мотивационмьгй профиль и выбор мотивирующих мероприятий........................, ...............................................174 [ 6 1 Оглавление Как проводить анкетирование сотрудников с целью выявления сегментированных или общекорпоративных мотиваторов ....................... ...............................................177 Как обрабатывать результаты анкетирования......................... 179 Как выбирать мотивирующие мероприятия на основе результатов анкетирования .................................................180 Внедрение, поддержка и коррекция системы мотивации в компании...........................................................................182 Мониторинг мотивациониой среды......................................182 Мониторинг системы мотивации.........................................186 Заключение ...........................................................................190 Приложение 1. Анкетирование с целью оптимизации кадровой политики компании.................................................191 Приложение 2. Анкетирование с целью разработки эффективной системы мотивации -1....................................... 193 Приложение 3. Анкетирование с целью разработки эффективной системы мотнвации-2......................................196 Приложение 4. Анкетирование с целью оценки мотивациониой среды в компании ........................................ 198 Приложение 5. Тест «Т» .......................................................200 Приложение 6. Опросник «СМ»...........................................204 Приложение 7. Примеры корпоративных кодексов западных и российских компаний .........................................................211 Литература...............................................................................221 От автора Одной лишь хорошей зарплатой вы никого долго не удержите Клаус Кабы',п.1, предприниматель и консультант «Я мотивирую сотрудников тем, что предоставляю рабочие места», — понятный, но довольно уязвимый тезис руководителя. Понят-ный, потому что работа дает людям уверенность в завтрашнем дне. средства к существованию и возможности для профессионального самовыражения. Уязвимый - поскольку так может рассуждать только несовременный руководитель. Он не придает значения тому, что кроме рабочих мест в компании Аолжны быть созданы дополнительные условия для стимулирования и поддержания активности сотрудников, их живого интереса к работе, искреннего желания трудиться не только на себя, но и на компанию (читай: хозяина). В начале 90-х годов, в эпоху молодого российского бизнеса, руководители говорили: «Незаменимых людей мет. Если не нравится работать у меня — пусть уходят, найму новых». Сейчас грамотные управленцы заботятся о персонале, подчеркивают свое уважение к успешным и старательным работникам, организуют обучение, разрабатывают эффективные схемы оплаты и создают бонусные системы. Невыгодно увольнять работника, в которого вложены немалые средства и душевные силы. Неизвестно, будет ли новый сотрудник лучше прежнего? Как он адаптируется в компании? Будут ли решены с его приходом старые проблемы или вскоре появятся новые? А если новый сотрудник, амбициозный профессионал с «золотой головой», будет перекуплен конкурентом? А если вслед за уволившимся менеджером по продажам за ним уйдет его крупный VlP-клиент? Не разумнее ли мотивировать сотрудника, чем так рисковать? [ 8 J От автора К настоящему моменту уже накоплен отрицательный опыт серьезных потерь при увольнении ключевых сотрудников, поэтому в «бизнес-моду» последнего времени входит проблема разработки эффективной системы мотивации персонала. В этой книге решаются три задачи. Первая была поставлена передо мной клиентами на семинарах и тренингах. Я часто слышу от них такие вопросы. • Как направить основные финансовые средства на развитие компании, не потеряв при этом ключевых работников? • Почему некоторые сотрудники стали работать хуже, несмотря па то, что им регулярно повышают заработную плату? • Если мы платим своим сотрудникам заработную плату, близкую к максимальной в своей отрасли, и не можем больше ее повышать, как нам мотивировать и стабилизировать персонал? • Почему ценный для компании сотрудник ушел на другое место работы, если там ему предложили зарплату меньше, чем он получал у нас? • Почему молодой и неопытный сотрудник требует более высокую заработную плату, чем зрелый и опытный профессионал? • Почему работник уволился вскоре после повышения заработной платы? • Как эффективно мотивировать людей, не повышая им заработную плату так часто, как это советуют консультанты? В книге, которую вы держите в руках, я отвечаю на эти и другие, такие же непростые, но важные для руководителя вопросы. Вторая задача состоит в том, чтобы наглядно показать, что «не хлебом единым жив человек». Эффективная система мотивации состоит не только из денежной, финансовой части, но из внеэкономической, нематериальной составляющей. Как психолог, я буду говорить о нематериальных факторах мотивации персонала, которые иногда мотивируют сотрудников эффективнее, нежели деньги. Важно отметить, что система нематериальной мотивации не требует от компании серьезных финансовых вложений и приносит вполне ощутимые результаты. Постановка второй задачи вовсе не означает, что я не признаю мотивирующего значения денег. Я уверена, что уважение к честно заработанным деньгам — важнейший фактор деловой культуры. Тем не менее здесь я стремлюсь показать, что материальные стимулы не От автора [ 9 ] являются единственными в системе мотивации персонала. Не следует забывать и о других, не менее эффективных факторах мотивации сотрудников, имеющих психологическую природу и обращенных к их ценностям, интересам и потребностям. Третья задача продиктована тем, что настало время написать простое, понятное и эффективно работающее руководство по мотивации персонала. Перед вами - не теория и не размышление, а книга-программа, созданная по принципу «Читай илелай!». Здесь предлагаются конкретные примеры, задачи, опросники, тесты, анкеты, сов-еты и рекомендации, которые можно применить для разработки и поддержания системы мотивации персонала в компании. Эта книга - для руководителей высшего и среднего звена управления и специалистов в. области человеческих ресурсов. Она будет полезна консультантам по управлению персоналом и бизнес-тренерам. Ей заинтересуется и студент, который специализируется по кафедре «Управление персоналом». Уверена, что аспирант тоже с удовольствием прочтет эту книгу и инесет ее в список использованной литературы в своей диссертации. Что мы знаем о мотивации? Если задача в том. чтобы предприятие двигалось вперед, главное— мотивировать сотрудников Ли Яккока, предприниматель Мотивация — это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе Мотивированный сотрудник - тот, у которого «торят глаза», который идет на работу «как на праздник», внутренне нуждается в рабочем процессе, привязан к нему и получает or него настоящее удовольствие А как известно, человек может делать хорошо только ту работу, которая доставляет ему радость и удовлетворение. Невозможно мотивировать сотрудников директивно, насильствен-ным образом. Система мотивации — это специальные мероприятия, направленные к внутренним ценностям и потребностям людей, рабо-1йЮ!цих в компании. Система мотивации персонала в компании — комплекс мероприятий, стимулирующих персонал не только к работе, :ма когорую платят деньги, но прежде всего к особой старательности и активному желанию работать именно «этой организации, к получению высоких и высочайших результатов в своей деятельности, к лояльности по отношению к руководству. Трудности в разработке системы мотивации персонала В том, что кроме предоставления рабочих мест и заработной платы необходимо еще целенаправленно мотивировать персонал, сейчас |
Методические рекомендации по проведению економического анализа финансовых... Важно понимать, что финансовый анализ не оканчивается расчетом финансовых показателей, а только начинается, когда исследователь произвел... |
Преимущества фир мы ОАО «Типография «новости» Москва 2000 удк 334. 722: 339. 137 Ббк 54. 290 Подготовлено при финансовом содействии Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров в рамках программы «Развитие... |
||
Отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств... Отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам 2012 финансового года моу «Казначеевская сош» Валуйского... |
Информация о поступлении и расходовании финансовых средств мкоу «Рождественско-Хавская сош» |
||
Управление персоналом предприятия Анализ системы управления и финансовых показателей компании ООО «Производственный комплекс» 20 |
Темы рефератов (по выбору студента) Ковалев В. В., Уланов В. А. Курс финансовых вычислений. М., Финансы и статистика, 2001 |
||
Формулы с относительными и абсолютными ссылками (2,3 примера) Встроенные функции (автосуммирование ) из группы финансовых, статистических (Срзнач,мин,макс ), математических, логических |
1. Финансовые результаты деятельности предприятия 6 Различные стороны производственной и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей... |
||
Введение 2 2 постановка задач и обзор методов её решения 6 От нее во многом зависит своевременность и полнота финансового обеспечения производственной деятельности и формирование предприятия,... |
И муниципальных нужд Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры.... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |