При минимальных финансовых затратах




Скачать 2,71 Mb.
Название При минимальных финансовых затратах
страница 1/23
Дата публикации 08.06.2014
Размер 2,71 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Наталья Самоукина





ПРИ МИНИМАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТАХ

ВЕРШИНА

Москва Санкт-Петербург

2006

УДК 005.95:005.13 ББК 65.290-6

С17

Самоукина, Наталья Васильевна.

СИ Эффективная мотивация персонала при минимальных

финансовых затратах/ Наталья Самоукина. — М. : Вершина, 2006. - 224 с.: ил. - ISBN 5-9626-0076-2. Агентство CIP РГБ

Современный руководитель понимает, что кроме рабочих мест в компания должныбытьсозданыдонолнительныеусловиядлясгимулировлиия и поддержания активности сотрудников, нх живого интереса к работе. Данная книга представляет собой простое, понятное и эффективно работающее руководство по мотивации персонала. Здесь предлагаются конкретные примеры, задачи, опросники, тесты, анкеты, советы и рекомендации, которые можно применить для разработки и поддержания системы мотивации персонала в компании. Книга предназначена руководителям высшего и среднего звена управления и специалистам в области человеческих ресурсов. Она будет полезна бизнес-тренерам, консультантам по управлению персоналом, студентам, специализирующимся п этой области, и аспирантам.

УДК 005.95:005.13 ББК 65.290-6

ISBN 5-9626-0076-2

©ООО «Вершина*. 2005

Оглавление

От автора................................................................................. 7

Глава 1. Что мы знаем о мотивации?...........................................10

Трудности в разработке системы мотипации персонала................ 10

Формы мотивации персонала....................................................17

Модели (концепции) мотивации и их использование с целью стимулирования персонала...................................................... 20

Модель вознаграждения (или позитивного подкрепления) ........21

Концепция иерархии потребностей .......................................23

Трехфакторная модель потребностей.....................................25

Двухфакториая модель мотивации.........................................27

Теория ожиданий ................................................................28

Koiщепния справедливости.................................................30

Комплексная теория мотипации ............................................33

Мотивация при помощи заработной платы............................ 34

Постановка целей и достижение результата как

мотивирующий фактор.......................................................36

Глава 2. Корпоративные мотиваторы.................................... 40

Мотивация руководителя ком пании .........................................40

Динамика развития компании и мотивация персонала ................43

Корпоративная культура как фактор мотивации..........................46

«Выращивание» корпоративной культуры в компании ...............50

Работа по мотивации персонала начинается со стадии приема

новых сотрудников .................................................................52

Мотивирующая форма приема персонала ..............................52

Допрос или переговоры? .....................................................55

[ 4 ] Оглавление

«Продажа» компании. Правда как эффективный мотиватор.....55

Вопросы по выяснению ценностных мотиваторов

при приеме кандидатов .......................................................56

Выявление мотиваторов кандидата на стадии приема ...............58

Мотивация сотрудника в период адаптации ...........................59

Увольнение и мотивация сотрудников, работающих

в компании ......................................................................60

Проведение беседы при увольнении ..................................... 61

Психологическая поддержка при увольнении .........................63

Психологическое сопровождение увольнения работника

в связи с уходом на пенсию ............................................___65

Советы сотруднику при увольнении .....................................66

Глава 3. Потребности сотрудников и персональные

мотиваторы .........................................................................68

Потребность в поддержании жизнедеятельности и здоровья ........69

Потребность в признании ........................................................71

Потребность в общении..........................................................72

Потребность в принадлежности к референтной группе

и командной работе ................................................................74

Потребность в надежности и безопасности.................................76

Потребность в сотрудничестве с руководством компании .............78

Потребность в эмоциональном напряжении и риске ...................79

Потребность в социальном статусе и власти ...............................80

Потребность п подчинении ......................................................82

Потребность в независимости и свободе ....................................83

Потребность в конкуренции....................................................84

Потребность» самоутверждении .............................................86

Потребность в достижениях .....................................................88

Потребность в престиже .........................................................89

Потребность в стабильности.....................................................91

Потребностьв новизне........................................................... 92

Потребность в творчестве....................................................... 94

Потребностьв осмысленности работы ......................................96

Потребностьв радости и удовольствии......................................98

Оглавление [ 5 *

Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация ................1ЭС

Темперамент сотрудника и мотиваторы ..................................ЮС

Холерик ..........................................................................102

Фле гматм к.......................................................................10 5

Меланхолик.....................................................................\OQ

Сангвиник ........................................................................114

Интеллект сотрудника и мотиваторы.........................................117

Аналити к ..........................................................................118

Прагматик .....................................................................122

Реалист ...........................................................................126

Критик ......................................................................... .129

Идеалист........................................................................132

Глава 5. Методы выявления потребностей персонала..................137

Анализ биографических фактов ...............................................137

Возраст как фактор мотивации .............................................137

Пол как фактор мотивации .................................................14С

Образование как фактор мотивации ....................................14С

Интервью как метод выявления потребностей сотрудников .........141

Проведение анкетирования с целью оыявления

мотизациоииого профиля сотрудников....................................143

Тестирование с целью выделения психотипов по темпераменту

и стилям мышления ..............................................................14S

Глава 6. Построение системы нематериальной мотивации

в компании..........................................................................152

Когда задача мотивации персонала становится

приоритетной? .....................................................................15^

Анализ текучести персонала для разработки системы

моги наци и......................... ..................................................152

Профилактика текучести персонала.........................................156

Лояльность персонала ...........................................................15£

Диагностика мотивационной среды компании..........................1оС

Как руководителю компании сформулировать видение...............161/

Мотивационмьгй профиль и выбор мотивирующих

мероприятий........................, ...............................................174

[ 6 1 Оглавление

Как проводить анкетирование сотрудников с целью выявления сегментированных или общекорпоративных мотиваторов ....................... ...............................................177

Как обрабатывать результаты анкетирования......................... 179

Как выбирать мотивирующие мероприятия на основе

результатов анкетирования .................................................180

Внедрение, поддержка и коррекция системы мотивации

в компании...........................................................................182

Мониторинг мотивациониой среды......................................182

Мониторинг системы мотивации.........................................186

Заключение ...........................................................................190

Приложение 1. Анкетирование с целью оптимизации

кадровой политики компании.................................................191

Приложение 2. Анкетирование с целью разработки

эффективной системы мотивации -1....................................... 193

Приложение 3. Анкетирование с целью разработки

эффективной системы мотнвации-2......................................196

Приложение 4. Анкетирование с целью оценки

мотивациониой среды в компании ........................................ 198

Приложение 5. Тест «Т» .......................................................200

Приложение 6. Опросник «СМ»...........................................204

Приложение 7. Примеры корпоративных кодексов западных

и российских компаний .........................................................211

Литература...............................................................................221

От автора

Одной лишь хорошей зарплатой вы никого долго не удержите Клаус Кабы',п.1, предприниматель и консультант

«Я мотивирую сотрудников тем, что предоставляю рабочие мес­та», — понятный, но довольно уязвимый тезис руководителя. Понят-ный, потому что работа дает людям уверенность в завтрашнем дне. средства к существованию и возможности для профессионального самовыражения. Уязвимый - поскольку так может рассуждать только несовременный руководитель.

Он не придает значения тому, что кроме рабочих мест в компании Аолжны быть созданы дополнительные условия для стимулирования и поддержания активности сотрудников, их живого интереса к работе, искреннего желания трудиться не только на себя, но и на компанию (читай: хозяина).

В начале 90-х годов, в эпоху молодого российского бизнеса, ру­ководители говорили: «Незаменимых людей мет. Если не нравится работать у меня — пусть уходят, найму новых». Сейчас грамотные управленцы заботятся о персонале, подчеркивают свое уважение к ус­пешным и старательным работникам, организуют обучение, разраба­тывают эффективные схемы оплаты и создают бонусные системы.

Невыгодно увольнять работника, в которого вложены немалые средс­тва и душевные силы. Неизвестно, будет ли новый сотрудник лучше прежнего? Как он адаптируется в компании? Будут ли решены с его приходом старые проблемы или вскоре появятся новые? А если новый сотрудник, амбициозный профессионал с «золотой головой», будет перекуплен конкурентом? А если вслед за уволившимся менеджером по продажам за ним уйдет его крупный VlP-клиент? Не разумнее ли мотивировать сотрудника, чем так рисковать?

[ 8 J От автора

К настоящему моменту уже накоплен отрицательный опыт серьез­ных потерь при увольнении ключевых сотрудников, поэтому в «биз­нес-моду» последнего времени входит проблема разработки эффек­тивной системы мотивации персонала.

В этой книге решаются три задачи.

Первая была поставлена передо мной клиентами на семинарах и тренингах. Я часто слышу от них такие вопросы.

• Как направить основные финансовые средства на развитие ком­пании, не потеряв при этом ключевых работников?

• Почему некоторые сотрудники стали работать хуже, несмотря па то, что им регулярно повышают заработную плату?

• Если мы платим своим сотрудникам заработную плату, близкую к максимальной в своей отрасли, и не можем больше ее повышать, как нам мотивировать и стабилизировать персонал?

• Почему ценный для компании сотрудник ушел на другое место работы, если там ему предложили зарплату меньше, чем он по­лучал у нас?

• Почему молодой и неопытный сотрудник требует более высокую заработную плату, чем зрелый и опытный профессионал?

• Почему работник уволился вскоре после повышения заработной платы?

• Как эффективно мотивировать людей, не повышая им заработ­ную плату так часто, как это советуют консультанты?

В книге, которую вы держите в руках, я отвечаю на эти и другие, такие же непростые, но важные для руководителя вопросы.

Вторая задача состоит в том, чтобы наглядно показать, что «не хле­бом единым жив человек». Эффективная система мотивации состоит не только из денежной, финансовой части, но из внеэкономической, нематериальной составляющей. Как психолог, я буду говорить о не­материальных факторах мотивации персонала, которые иногда моти­вируют сотрудников эффективнее, нежели деньги.

Важно отметить, что система нематериальной мотивации не требу­ет от компании серьезных финансовых вложений и приносит вполне ощутимые результаты.

Постановка второй задачи вовсе не означает, что я не признаю мотивирующего значения денег. Я уверена, что уважение к честно заработанным деньгам — важнейший фактор деловой культуры. Тем не менее здесь я стремлюсь показать, что материальные стимулы не

От автора [ 9 ]

являются единственными в системе мотивации персонала. Не следует забывать и о других, не менее эффективных факторах мотивации со­трудников, имеющих психологическую природу и обращенных к их ценностям, интересам и потребностям.

Третья задача продиктована тем, что настало время написать про­стое, понятное и эффективно работающее руководство по мотивации персонала. Перед вами - не теория и не размышление, а книга-про­грамма, созданная по принципу «Читай илелай!». Здесь предлага­ются конкретные примеры, задачи, опросники, тесты, анкеты, сов-еты и рекомендации, которые можно применить для разработки и под­держания системы мотивации персонала в компании.

Эта книга - для руководителей высшего и среднего звена управле­ния и специалистов в. области человеческих ресурсов. Она будет по­лезна консультантам по управлению персоналом и бизнес-тренерам. Ей заинтересуется и студент, который специализируется по кафедре «Управление персоналом». Уверена, что аспирант тоже с удоволь­ствием прочтет эту книгу и инесет ее в список использованной лите­ратуры в своей диссертации.

Что мы знаем о мотивации?

Если задача в том. чтобы предприятие двигалось вперед, главное— мотивировать сотрудников

Ли Яккока, предприниматель

Мотивация — это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе Мотивированный сотрудник - тот, у которого «торят глаза», который идет на работу «как на праздник», внутренне нуждается в рабочем процессе, привязан к нему и получает or него настоящее удовольствие А как известно, человек может делать хорошо только ту работу, которая доставляет ему радость и удовле­творение.

Невозможно мотивировать сотрудников директивно, насильствен-ным образом. Система мотивации — это специальные мероприятия, направленные к внутренним ценностям и потребностям людей, рабо-1йЮ!цих в компании.

Система мотивации персонала в компании — комплекс меропри­ятий, стимулирующих персонал не только к работе, :ма когорую платят деньги, но прежде всего к особой старательности и активному же­ланию работать именно «этой организации, к получению высоких и высочайших результатов в своей деятельности, к лояльности по от­ношению к руководству.

Трудности в разработке системы мотивации персонала

В том, что кроме предоставления рабочих мест и заработной пла­ты необходимо еще целенаправленно мотивировать персонал, сейчас

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

При минимальных финансовых затратах icon Методические рекомендации по проведению економического анализа финансовых...
Важно понимать, что финансовый анализ не оканчивается расчетом финансовых показателей, а только начинается, когда исследователь произвел...
При минимальных финансовых затратах icon Преимущества фир мы ОАО «Типография «новости» Москва 2000 удк 334. 722: 339. 137 Ббк 54. 290
Подготовлено при финансовом содействии Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров в рамках программы «Развитие...
При минимальных финансовых затратах icon Отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств...
Отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам 2012 финансового года моу «Казначеевская сош» Валуйского...
При минимальных финансовых затратах icon Информация о поступлении и расходовании финансовых средств мкоу «Рождественско-Хавская сош»

При минимальных финансовых затратах icon Управление персоналом предприятия
Анализ системы управления и финансовых показателей компании ООО «Производственный комплекс» 20
При минимальных финансовых затратах icon Темы рефератов (по выбору студента)
Ковалев В. В., Уланов В. А. Курс финансовых вычислений. М., Финансы и статистика, 2001
При минимальных финансовых затратах icon Формулы с относительными и абсолютными ссылками (2,3 примера)
Встроенные функции (автосуммирование ) из группы финансовых, статистических (Срзнач,мин,макс ), математических, логических
При минимальных финансовых затратах icon 1. Финансовые результаты деятельности предприятия 6
Различные стороны производственной и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей...
При минимальных финансовых затратах icon Введение 2 2 постановка задач и обзор методов её решения 6
От нее во многом зависит своевременность и полнота финансового обеспечения производственной деятельности и формирование предприятия,...
При минимальных финансовых затратах icon И муниципальных нужд
Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции