Гидротехнических сооружений порта новороссийск




Скачать 153.08 Kb.
НазваниеГидротехнических сооружений порта новороссийск
Дата публикации08.06.2014
Размер153.08 Kb.
ТипАнализ
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Анализ


УДК 627.2+627.22001.5 (061.62)

Канд. техн. наук В.Л. Меншиков

ПРОБЛЕМЫ РЕМОНТА

ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

ПОРТА НОВОРОССИЙСК
В 2002г. завершена программа государственной регистрации гидротехнических сооружений порта Новороссийск, которую ФГУП "Союзморниипроект" (далее Союзморниипроект) выполняет по поручению Минтранса России с 1994 г. По результатам первичных освидетельствований сооружений, проведенных к 1998 г., были сделаны весьма тревожные для порта выводы. Большинство сооружений нуждалось в неотложных дорогостоящих ремонтах. Их выполнение представляло для порта Новороссийск серьезную проблему.

За Морской администрацией порта Новороссийск (далее МАПН) закреплены 79 гидротехнических сооружений общим протяжением около 17 км, стоимостью 1,2 млрд. рублей. Это примерно 1/4 часть всех государственных гидротехнических сооружений морского транспорта России. Основным арендатором указанных сооружений является ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее НМТП). В соответствии с требованиями РД 31.3.4-97 [1] МАПН осуществляет надзор за технической эксплуатацией арендованных сооружений. Союзморниипроект (организация-контролер) выполнял их освидетельствования, по результатам которых порт, в соответствии с условиями договора аренды, ремонтировал сооружения.

Настоящая работа содержит анализ итогов восьмилетних усилий надзорной, контролирующей, и эксплуатирующей организаций в порту, которые позволили добиться заметных успехов в восстановлении работоспособности причалов. Основой этого успеха была обязательность выполнения требований действующей системы технического контроля сооружений - их своевременного освидетельствования, декларирования готовности к эксплуатации, запрета эксплуатировать неработоспособные сооружения и устранения дефектов выполнением ремонтно-восстановительных работ. Улучшение технического состояния указанных сооружений в условиях их аренды весьма показательно и может обсуждаться, как пример возможного и необходимого.

Первичное освидетельствование сооружений до 1998г. показало, что износ почти половины из них превышает предельно допускаемые значения, или близок к ним. Среднее значение физического износа по основным сооружениям порта составляло 32,14%. Износ отдельных сооружений был так велик (более 60%), что выполнять их ремонт было экономически нецелесообразно. Большинство сооружений находилось в "переходной" зоне, когда их работоспособность еще можно было восстановить с помощью капитальных ремонтов.

В целом положение причалов Новороссийска оценивалось, как крайне неблагоприятное, но не безнадежное. Информация, полученная в результате четырехлетнего изучения технического состояния гидротехнических сооружений в порту Новороссийск, позволяла планировать и осуществлять обоснованные решения по оптимизации их технической эксплуатации.

Анализ причин, размеров и характера повреждений сооружений позволил порту при участии Союзморниипроекта составить оптимальную программу (план-график) ремонта, рассчитанную на 6 лет. В этой программе с учетом конкретных ситуаций с каждым сооружением были определены пути решения основных, определяющих порядок и условия выполнения ремонтных работ, вопросов: финансирования, исполнения работ, контроля и ответственности.

С учетом предельного износа почти половины эксплуатируемых сооружений был необходим различный подход к эксплуатации этих и относительно исправных сооружений. Поддержание работоспособности первых требовало значительного финансирования и тщательного контроля в условиях ограничений режима эксплуатации. К остальным - максимум внимания к проведению профилактических ремонтов с целью замедлить износ этих сооружений и не допустить их переход в первую категорию.

Были приняты меры, исключающие повторение прежних ошибок в части выявления и регистрации дефектов сооружений и обеспечен централизованный учет изменения их технического состояния. Для этого был составлен Реестр гидротехнических сооружений морского торгового порта Новороссийск и разработана программа контроля их технического состояния.

Наиболее сложным было непосредственное выполнение ремонтных работ, выдерживание намеченной программы во времени. Сложности объяснялись проблемами финансирования и отсутствием квалифицированных исполнителей ремонтов.

Обязанности порта ремонтировать сооружения определялись условиями договора их аренды. Контроль за выполнением этих условий в порядке надзора осуществляла морская администрация. Формально каждый случай невыполнения требований извещений организации-контролера в установленный план-графиком ремонтов срок мог использоваться МАПН как повод для запрета эксплуатировать сооружение. Но формальный подход не всегда позволял правильно регулировать эти сложные взаимоотношения. В таких случаях совместными усилиями искали конструктивное решение, с учетом следующих очевидных, но взаимоисключающих положений:

- нельзя эксплуатировать сооружения с дефектами;

- невозможно не совершая перегрузочных операций получить средства на ремонт сооружения.

Когда возникали споры по вопросам ремонта сооружений, решение почти всегда находилось путем выработки разумных временных ограничений режима эксплуатации под гарантии выполнения ремонтных работ в установленные сроки.

Известно, что эксплуатация изношенных сооружений сопровождается рядом неприятных особенностей [2]. Это повышенные затраты на ремонты, которые приходится делать чаще. Это большая вероятность возникновения отказов, которые приводят к внеплановым простоям сооружения. Некоторые отказы заканчиваются аварийными ситуациями, при которых страдают не только пользователи и владельцы сооружений, но и судовладельцы и третьи лица, в связи с чем возникает необходимость возмещения ущерба.

Эксплуатация изношенных сооружений сама по себе связана с повышенным риском дополнительных финансовых потерь. Риск увеличивается, если сооружения эксплуатируются без устранения возникающих дефектов. Примером такой эксплуатации служат головные причалы Широких пирсов порта Новороссийск. Это эстакады на сваях - оболочках с железобетонными арочными плитами перекрытий длиной 12 м. Если их не ремонтировать, плиты могут рухнуть под собственным весом, поскольку нижний пояс их арматуры уничтожается коррозией. Один из этих причалов - в торцевой части Широкого пирса №2 в 2000г. был капитально отремонтирован. При этом ремонте был получен первый опыт восстановления подобных конструкций - на экспериментальных участках были выполнены различные варианты усиления и замены пролетных плит и бортовых балок.

Причал был восстановлен, но ремонт его верхнего строения обошелся дороже постройки нового такого же причала.

На причалах в порту были широко распространены механические повреждения элементов верхнего строения, уменьшение проектных глубин у причалов, вызываемое засорением дна. Для гравитационных причальных стенок типичными были просадки территории в прикордонной части из-за выноса насыпного грунта через швы в массивовой кладке, а также деформация постели с образованием полостей под массивами.

Причины появления этих дефектов различны. Это неудачные проектные решения, ошибки строителей, превышение допустимых нагрузок и воздействий на сооружения при эксплуатации и др.

Снижение ресурса большинства сооружений в порту происходило в связи с коррозией материалов и вызываемыми ею механическими повреждениями конструктивных элементов, особенно в зоне переменного горизонта воды.

Известно, что коррозию металла и особенно железобетона легче предотвратить, чем вылечить. Поскольку такого рода дефекты в порту приобрели массовый характер, а квалифицированные исполнители, необходимое оборудование и соответствующий опыт отсутствовали, пришлось обращаться к зарубежному опыту, где научились выполнять эти виды ремонтов, используя специальные эффективные технологии работ и материалы [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10].

Для решения этих проблем в 1998г. была создана специализированная строительно-монтажная фирма ЗАО "Порткомплектимпекс". Работая в содружестве с Союзморниипроектом, фирма в короткие сроки освоила и применила в ремонтах гидротехнических сооружений в порту новые технологические регламенты работ с использованием нетрадиционных ремонтных материалов.

Основной состав ремонтных работ по восстановлению работоспособности поврежденных железобетонных элементов конструкций можно было разделить на три группы:

1. Восстановление защитного слоя бетона, когда армирующие элементы находились в начальной стадии коррозионного повреждения.

2. Ремонт защитного слоя бетона с удалением продуктов коррозии арматуры и последующей ее защитой от коррозии без усиления элемента.

3. Восстановление элементов со значительными коррозионными повреждениями, при которых было необходимо усиление или замена армирующих элементов.

Содержание технологических регламентов и состав ремонтных материалов изменялись в зависимости от конструктивных особенностей сооружений и расположения поврежденных участков.

Разработаны регламенты восстановления следующих поврежденных конструктивных элементов: цилиндрические, призматические и плоские поверхности стальных и железобетонных элементов в зоне переменного уровня (закрепление армированной полимерцементной рубашки в диапазоне глубин ±1м с использованием опалубок; восстановление геометрии элементов эпоксидными ремонтными составами с армированием стеклотканью); плоские и кривые поверхности элементов в атмосферной зоне (цилиндрические и призматические сваи, ригельные и бортовые балки, плиты - восстановление защитного слоя методом набрызга, защита от коррозии арматуры, обработка бетонных поверхностей антикоррозионными составами), а также массивовой кладки с заделкой швов, превышающих установленные размеры, и заделкой пустот и каверн под водой с использованием технологичных схем и материалов.

Элементы, потерявшие несущую способность, заменялись новыми, либо усиливались путем замены армирующих элементов с последующим восстановлением защитного слоя бетона. Для последнего случая освоена технология армирования с использованием углепластиковых лент и напряженных стальных канатов.

Выполнению восстановительных работ предшествовала тщательная подготовка поверхностей, включающая удаление "слабого" бетона, продуктов коррозии, удаление с поверхностей "здоровых" элементов обрастаний и загрязнений. Для расчистки этих поверхностей использовались механические, пневматические и гидравлические инструменты, порядок и условия применения которых также регламентировались.

Результаты выполнения ремонтно-восстановительных работ в порту Новороссийск представлены в таблице 1.

С 1998 по 2002 гг. ОАО "Новороссийский морской торговый порт" выполнил все ремонты причалов, предусмотренные в этот период план-графиком. В результате проведенных ремонтных работ средний по порту показатель технического состояния сооружений (физический износ) уменьшился в 1,5 раза и достиг 21,15%. Наибольший эффект отмечается на объектах нефтегавани "Шесхарис", где физический износ сооружений уменьшился с 29,17 до 11,92%.

Заслуживает более внимательного анализа неожиданно высокая стоимость работ. Фактическая стоимость капитального ремонта сооружения резко отличается от расчетной, превышая расходы на их воспроизводство, т.е. на строительство новых, таких же сооружений. Можно сомневаться в правильности оценки стоимости сооружений в текущих ценах, понимая ее обусловленность сложностью экономической ситуации в стране, и все же...!

Высокий износ сооружений и огромная стоимость ремонтов объясняются неэффективностью прежней, существовавшей ранее системы государственного контроля технической эксплуатации сооружений и их низкой ремонтопригодностью, не обеспечивавшими своевременное устранение дефектов.

Новороссийский порт и его проблемы отражают проблемы отечественной морской гидротехники в целом. Но далеко не у каждого порта могут найтись такие средства на ремонт сооружений. Часто ни собственник, ни пользователь не в состоянии выполнить ремонтные работы в полном объеме. Возникает патовая ситуация, в которой ремонт экономически нецелесообразен и неосуществим, а на новое строительство нет денег. Пока ищется решение, а это может длиться годами, сооружения эксплуатируются в стадии разрушения с риском возникновения в любой момент аварийной ситуации.

Проблемы, возникающие при ремонтах сооружений в Новороссийске типичны для остальных портов России. Они связаны с низкой культурой производства и эксплуатации сооружений в условиях прежней затратной плановой экономики. Многочисленные дефекты конструкций, причиной которых могли быть неудачные проектные решения, или ошибки строителей оставались "незамеченными" при приемке сооружений. Развиваясь, они из малозначительных превращались в критические, переводя сооружения в предельное состояние. Ускорение износа конструктивных элементов происходило и при их эксплуатации из-за несвоевременного устранения дефектов или перегрузок причалов. К выявлению и устранению этих дефектов чаще всего относились формально. Как правило, критические дефекты обнаруживались "неожиданно", когда эксплуатировать сооружение было уже невозможно. Его восстановление производилось из государственного кармана.

Сейчас ситуация изменилась. Разработанная Союзморниипроектом и внедренная с 1994 г. новая система технического контроля сооружений обеспечила разделение контрольных, надзорных и ремонтно-эксплуатационных функций по различным исполнителям и их ответственность за ненадлежащее исполнение этих функций. Эта система эффективно действует в Новороссийске, обеспечивая в сравнительно короткий срок возвращение сооружений в необходимое эксплуатационное состояние и их поддержание в таком состоянии. Новые экономические условия и действие новой системы технического контроля сооружений не позволяют оставлять их дефекты незамеченными. Но остаются проблемы устранения дефектов и это в первую очередь экономические проблемы. Для Новороссийска они решаются достаточно успешно; для других, меньших, портов их удастся решить, видимо, только путем государственного регулирования доходов и затрат портов.

ВЫВОДЫ
1. По количеству, протяженности и стоимости гидротехнических сооружений морской торговый порт Новороссийск является крупнейшим портом России. Его проблемы технической эксплуатации сооружений отражают проблемы отечественной морской гидротехники в целом. Улучшение технического состояния сооружений порта в условиях их аренды под надзором МАПН показательно, и обсуждается в работе как пример возможного и необходимого.

2. Первичное освидетельствование сооружений, выполненное Союзморниипроектом с 1994 по 1998 гг. показало, что износ почти половины из них превышает предельно допускаемые значения, или близок к ним. Среднее значение физического износа по основным сооружениям порта составляло 32,14%. Износ отдельных сооружений был так велик (более 60%), что выполнять их ремонт было экономически нецелесообразно. Большинство сооружений находилось в "переходной" зоне, когда их работоспособность еще можно было восстановить с помощью капитальных ремонтов. План-график ремонтно-восстановительных работ, составленный ОАО "Новороссийский морской торговый порт" предусматривал устранение выявленных дефектов в течение 6 лет.

3. В результате проведенных за 4 года ремонтных работ средний по порту показатель технического состояния сооружений (физический износ) уменьшился в 1,5 раза и достиг 21,15%, наибольший эффект отмечается на объектах нефтегавани "Шесхарис", где физический износ сооружений уменьшился с 29,17 до 11,92%.

4. Анализ результатов проведенных ремонтов сооружений, позволяет заключить следующее:

- стоимость ремонта резко увеличивается, если своевременно не выполнялись планово-предупредительные ремонтные работы. Для "запущенных" сооружений (износ больше 40%) затраты на капитальный ремонт, как правило, превышают их балансовую стоимость;

- наиболее типичными и трудоемкими в ремонте в порту оказались коррозионные и вызываемые ими механические повреждения конструктивных элементов. Традиционные технологии ремонта таких повреждений не обеспечивали в необходимой мере восстановление ресурса изношенных сооружений. Разработаны и использованы новые прогрессивные технологические регламенты восстановления поврежденных конструкций и ремонтные материалы;

- выполнение ремонтов с применением новых технологий потребовало переподготовки и повышения квалификации исполнителей ремонтов и приобретения нового технологического оборудования.

5. Для продления срока службы сооружений и снижения затрат на их ремонты необходимо строго фиксировать появление повреждений несущих конструктивных элементов с целью их немедленного устранения. Действующие нормативные документы по технической эксплуатации сооружений не обеспечивают решения этой задачи и нуждаются в жестком пересмотре и корректировке.

6. Высокий износ сооружений и огромная стоимость ремонтов объясняются неэффективностью прежней, существовавшей ранее системы государственного контроля технической эксплуатации сооружений. Разработанная Союзморниипроектом и внедренная с 1994 г. новая система технического контроля сооружений обеспечила разделение контрольных, надзорных и ремонтно-эксплуатационных функций по различным исполнителям и их ответственность за ненадлежащее исполнение этих функций. Эта система эффективно действует в Новороссийске, обеспечивая в сравнительно короткий срок возвращение сооружений в необходимое эксплуатационное состояние и их поддержание в таком состоянии.

7. На примере Новороссийского порта показано, что действующая система технического контроля сооружений обеспечивает достижение поставленной перед ней задачи - позволяет создать условия непрерывного, обязательного восстановления работоспособности эксплуатируемых в условиях аренды сооружений и поддержания их в таком состоянии путем своевременного проведения планово-предупредительных ремонтов. Положительный опыт Новороссийска рекомендуется для внедрения в практику восстановления сооружений в других морских портах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Положение об организации технического контроля гидротехнических сооружений морского транспорта. РД 31.3.4-97.

  2. Меншиков В.Л. Повышение эффективности технической эксплуатации гидротехнических сооружений. Эксплуатационные, экономические и правовые проблемы морского транспорта России. Труды Союзморниипроекта, вып.1. М., ГУП "Мортехинформреклама". 2000. С. 80-85.

  3. Ingram C.J., Morgans G.W. Repair of marine structures. "Mar. And Offshore Struct. Maint. Proc. 2nd Int. Conf., London, 1986", London, 1986, 195-208.

  4. Proc. 1, 2, 3, 4 International Seminars on Renovation and Improvements to Existing Quay Structures, Technical University of Gdansk, Faculty of Hydrotechnics, Gdansk, Poland.

  5. Umstaetter J.T. Korrosionsschutzarbeiten an Spundwanden. “HANSA”, 1996, 133, №2, 57.

  6. Dr.-Ing. Jürgen Mietz. Elektrochemische Schutzmethoden zur Instandsetzung von Stahlbetonbauwerken. “HANSA”, 1998, 134, №10, 58.

  7. Dr.-Ing. Michael Raupach. Technische Grundlagen und Ausführung von Kathodenschutzanlagen im Stahlbetonbau. “HANSA”, 1998, 134, №10, 62.

  8. Dr.-Ing. Reinhard O. Müller. Praktische Durchführung des Betonschutzes mit KKS. “HANSA”, 1998, 135, №10, 65.

  9. Dr. G. Binder. Korrosionsschadensfälle aus der Praxis. “HANSA”, 1998, 134, №11, 69.

  10. BDir. H.-J. Uhlendorf.Vorbereitung der Oberfläche. “HANSA”, 1998, 134, №11, 72.

Таблица 1

Изменение технического состояния
гидротехнических сооружений


основных перегрузочных комплексов
морского торгового порта Новороссийск
после выполнения ремонтных работ с 1994 по 2002 г.



№№

пп

Район порта, количество, тип и специализация сооружений

Длина причального фронта и проектные глубины, м

Стоимость сооружений (в текущих ценах)

тыс. руб.

Физический износ по результатам освидетельствований, %

Стоимость необходимого ремонта (расчетная), тыс. руб.

первичное

очередное

1

2

3

4

5

6

7

1.

Нефтегавань "Шесхарис"
7 нефтеналивных причалов (эстакадного типа) 2 причала технического обслуживания (вертикальные стенки), оградительный мол (вертикальная стенка), 2 берегоукрепления (откосно-вертикальные)

3694,50

4,5...24,0

174250,00

29,17

11,92

20770,60

2.

Восточный пирс
7 причалов (перегрузка цемента, навалочных и зерновых грузов, металлолома и проката, отстои судов), (вертикальные стенки), берегоукрепление (откосное)

1359,34

5,5...13,0

71828,50

37,66

17,32

12440,70

3.

Широкий пирс №2

9 причалов (перегрузка генгрузов, навалочных и зерновых грузов, сахара-сырца, отстой судов), (вертикальная стенка)

1760,70

2,75..11,5

139446,07

26,51

21,37

29700,63

4.

Широкий пирс №1

7 причалов (генгрузы, колесная техника и отстой судов), (вертикальные стенки, эстакады) берегоукрепление (полуоткосное)

1747,30

7,2...11,5

131803,45

25,59

24,33

32067,78

5.

Пристань № 3

4 причала (зерно и генгрузы), (вертикальные стенки, эстакада), берегоукрепление (вертикальное)

918,500

7,3...13,5

57096,78

36,28

35,15

20069,52

6.

Пристань № 4

2 причала (генгрузы, отстой судов, грузопассажирский), (вертикальная стенка, эстакада)

317,50

3,9...11,5

668,56

15,69

15,07

100,75

7.

Пристань № 5

3 причала (наливные грузы, отстой судов), (вертикальная стенка, эстакада)

672,45

5,0...11,3

25224,61

60,03

54,80

13823,09

8.

Каботажный мол

4 причала (пассажирские), (вертикальные стенки, эстакада)

875,13

4,5...0,75

16657,26

19,95

23,19

3862,82

9.

Оградительные молы

2 мола (вертикальный, откосно-вертикальный)

1821,35

52786,23

51,95

16,54

8730,84

10.

Всего

13166,77

669761,46


32,14

21,15

141665, 73

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гидротехнических сооружений порта новороссийск iconРекомендации по проектированию и устройству оснований, фундаментов...
Гп научно-исследовательским, проектно-изыскательским и конструкторско-технологическим институтом оснований и подземных сооружений...

Гидротехнических сооружений порта новороссийск icon1 Проектирование зданий и сооружений (далее умдк) является частью...
Составитель: Лапаева И. А. преподаватель государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования...

Гидротехнических сооружений порта новороссийск iconЕгорычев В. Золотое Царицыно. Архитектурные памятники и ландшафты музея-заповедника «Царицыно»
Предмет исследования: проявление псевдоготического стиля как культурно-исторической особенности архитектурных сооружений Москвы

Гидротехнических сооружений порта новороссийск iconПорядок составления сводных сметных расчетов и объектных смет в базе...
Для определения сметной стоимости строительства зданий и сооружений согласно мдс 81 99, р 2 составляется следующая документация

Гидротехнических сооружений порта новороссийск iconРекомендации по проведению натурных наблюдений за осадками грунтовых плотин
Рекомендации предназначены для специалистов, выполняющих натурные наблюдения за работой и состоянием грунтовых плотин, оснований,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции