Скачать 138.49 Kb.
|
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр «Дзержинец» Рассмотрена на Педагогическом совете Протокол № 4 от 25.07.2011 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МАУДОД «ДООЦ «Дзержинец» ____________А.В.Раенко ,, ___ ,,_____________2011 г. Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный художник» Авторы программы: В.И.Лейбсон, Л.Н.Овчинникова, В.Н.Петухов. Возраст обучающихся: 7 - 11 - лет Срок реализация программы: 24 часа Руководитель объединения дополнительного образования: Куницкая Татьяна Михайловна 2011 год Пояснительная записка Программа «Юный художник» имеет художественно-эстетическую направленность, т.к. создаёт условия для всестороннего развития личности воспитанников, раскрытия их способностей через изобразительное искусство, обеспечивает необходимые условия для самоопределения и творческого труда воспитанников, формирует их общую культуру. Разработана на основе программы «Юный художник» авторов В.И.Лейбсона, Л.Н.Овчинниковой, В.Н.Петухова, опубликованной в сборнике «Программы кружков и секций пионерских и профильных лагерей» М. 1978г. для оздоровления и обучения детей в загородных лагерях. Программа является краткосрочной, она модифицирована и адаптирована к условиям образовательной среды МАУДОД ДООЦ «Дзержинец» и оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4. 1251-03» от 03.04.2003 года № 27. Программа реализуется в МАУДОД ДООЦ «Дзержинец» в летнее время в объединении дополнительного образования «Юный художник». Программа «Юный художник» актуальна, так как в процессе занятий формируется образное восприятие детьми окружающей жизни. Освоение художественных средств заставляет задуматься над вопросами, зачем, во имя чего создаются художественные произведения. Участие своим собственным творчеством в жизни отряда и лагеря помогает детям понять общественное предназначение труда художника. Близость к природе приносит яркие впечатления, радость неожиданных открытий, возможность каждого ребенка увидеть «свою» красоту, «свое» неповторимое многообразие жизни. Этому способствуют доступные в условиях лагеря прогулки, экскурсии, выполнение набросков и этюдов с натуры (работа на пленере). Целью программы является формирование интереса к творческой, общественно-активной деятельности путем воспитания и обучения изобразительному искусству. Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
Отличительные особенности программы заключаются в ее доступности, разнообразии разделов содержания, возможности индивидуального подхода в образовательном процессе. В программе объединяются разнообразные виды художественной деятельности, которые позволяют шире приоткрыть для детей младшего школьного возраста «двери» в мир изобразительного искусства. В основу программы «Юный художник» положены три обобщения сферы художественного мышления (изобразительная, декоративная, конструктивная), которые для младших школьников выступают в качестве трех доступных их пониманию действий: изображение, украшение, постройка. Раздел «Изображение» включает в себя композиции на темы, лепку, рисование отдельных предметов и групп. Выбор тем для композиций учитывает свежесть и яркость впечатлений лагерного лета. Просмотр и обсуждение композиционных рисунков организуется в виде игры в «художников и зрителей». Активно используется работа на пленере (наброски и зарисовки с натуры). Раздел «Украшение» посвящен работам прикладного, декоративного характера. Темы работ перекликаются с лагерными мероприятиями, что дает возможность использовать работы для оформления. Раздел «Самостоятельная художественная деятельность» посвящен организации группового творчества и предполагает работу над украшением и оформлением мероприятий. Введение игровых моментов на занятиях усиливает интерес к заданиям, активность и инициативу. В рамках модификации увеличено количество учебных часов с 18 до 24 часов. Это является главной отличительной особенностью предлагаемой программы. Увеличение количества часов связано с увеличением продолжительности лагерной смены до 21 дня и введение дополнительных часов на оформительские работы. Тема «Постройки» заменена темой «Самостоятельная художественная деятельность», это обусловлено тем, что в условиях летней лагерной смены необходимо больше времени уделять общественно-полезной творческой деятельности. Расширены и конкретизированы темы по разделам «Изображение» и «Украшение». Возраст детей: участвующих в реализации данной образовательной программы 7 - 11 лет. Сроки реализации образовательной программы 24 часа в период летней лагерной смены. Формы и режим занятий. Основной формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к воспитанникам, так как результативность усвоения материала каждым ребенком может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию воспитанников к предмету и способствует их творческому росту. Программа реализуется в разновозрастных группах, наполняемость учебной группы 12 – 15 человек. Продолжительность занятий: 8 часов в неделю – четыре раза в неделю по два академических часа продолжительностью 45 минут, с обязательным 10 минутным перерывом между занятиями. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. По окончании программы воспитанники должны: Знать:
По окончании курса воспитанник должен иметь мотивацию к дальнейшей творческой деятельности. Способами определения результативности реализации данной программы является организация и проведение диагностики уровня сформированности предметных знаний и умений: Формами подведения итогов реализации данной программы является участие в итоговой выставке работ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Содержание Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. «Возьмемся за руки, друзья!» (1час). Теория (0,5 часа) - Организационная часть. Знакомство с программой. Проведение инструктажа по технике безопасности (правила поведения на занятиях, переменах, ПДД, противопожарная защита, антитеррористическая безопасность, массовые мероприятия). Знакомство друг с другом. Практика (0,5 часа) - Печать на ватмане цветными ладошками, создание коллективной композиции «Возьмемся за руки Друзья». Тема 2. Изображение (9 часов). Тема 2.1. «Расцвели у нас цветы – небывалой красоты» (2 часа). Теория (0,5 часа) – Теплые и холодные тона. Практика (1,5 часа) - изображение цветов по памяти и с натуры. Отражение в рисунке летних ярких красок. Оригинальность в исполнении, самостоятельность, адекватные изобразительно-отобразительные средства). Тема 2.2. «Бабочка-красавица» - монотипия (1,5 часа). Теория (0,5 часа) - значение «узора» и «орнамента» в оформлении предмета. Узоры растительные, геометрические, абстрактные. Практика (1 час) – Рисование узоров. Связь между орнаментом и формой украшаемого изделия. Рисование без отрыва: прямые, волнистые линии, петли, спирали. Тема 2.3. Сказки А.С.Пушкина (2 часа). Теория (0,5 часа) – Сюжетный замысел. Способы передачи действий, взаимоотношений героев. Композиция. Практика (1,5 часа) – Рисование сюжетов по сказкам А.С.Пушкина. Самостоятельный отбор, содержание рисунка (эпизода сказки). Сказки «О рыбаке и рыбке», «Золотой петушок». Тема 2.4. «Деревья смотрят в озеро» (1,5 часа). Теория (0,5 часа) – техника двойных (зеркально-симметричных) изображений акварельными красками (монотипия, отпечатки). Практика (1 час) – Изображение природы, деревьев. Пейзаж. Тема 2.5. «Заря алая разливается» (2 часа). Теория (0,5 часа) – понятие об акварельной технике «по - мокрому», Смешивание красок. Практика (1,5 часа) - рисунок «Восход» и «Закат» акварельными красками. Закрепление знаний о холодных и теплых цветах и оттенках. Тема 3. Украшение (8 часов). Тема 3.1. Аппликация декоративная (2 часа). Теория (0,5 часа) - Техника аппликации. Создание композиции. Практика (1,5 часа) – создание композиций из бабочек разной формы. Варианты крыльев (округленные, заостренные, с зубчиками). Узоры из бабочек. Украшение сцены или зала. Тема 3.2. Аппликация коллективная (2 часа). Теория (0,5 часа) - Сочетание приемов работы и материалов. Коллективная аппликация, планирование и распределение работы в группе. Практика (1,5 часа) – Создание коллективной аппликации по сказкам А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне - Лебедь» на композиционной основе «Море вздуется бурливо». Тема 3.3. Аппликация сюжетная (2 часа). Теория (0,5 часа) - Сюжетная композиция. Практика (1,5 часа) – Составление сюжетных композиций на заданную тематику. «Божья коровка на листочке». Отражение природы в художественных образах. Тема 3.4. Аппликация (пейзаж) (2 часа). Теория (0,5 часа) - Рисунок с элементами аппликации. Смешанная техника. Двухчастная контрастная композиция. Контраст. Явление антонимии. Практика (1,5 часа) – Оформление готовых работ и рисунков на заданные темы: «Путешествие в луга», «Дорога – мой друг» , «День и ночь» и др. Тема 4. Самостоятельная художественная деятельность (2 часа). Теория (0,5 часа) - Искусство аранжировки. Оформление интерьера. Практика (1,5 часа) – Выполнение примерных заданий: «Цветочные вазы и корзины». Тема 5. Игры, конкурсы (2 часа). Теория (1 час) - подготовка и проведение игр, конкурсов. Знакомство с правилами викторины. Практика (1 час) – викторина по изученному материалу. Тема 6. Подведение итогов, оформление выставки (2 часа). Теория (0,5 часа) – как оформить рисунок или др. работу, паспарту. Практика (1,5 часа) – оформление итоговой выставки. Методическое обеспечение программы Методы, используемые при реализации программы: беседа, диалог, индивидуальные консультации, коллективные обсуждения, изучение и анализ образцов, восприятие искусства, наблюдения, упражнения, игровые ситуации, вариации, импровизации, экспериментирование, сотворчество. Дидактический материал: Таблицы:
- Предметы быта различной формы, цвета и фактуры (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, кофейники, чайники, книги, корзины и т.д.), - Муляжи (овощей, фруктов, грибов), - Драпировки (однотонные – различные по цвету, с орнаментом, разной фактуры), Фотографии, иллюстративный книжный материал, репродукции картин художников; Материально-техническое оснащение занятий:
Инструменты и приспособления:
Материалы:
Список литературы для педагога Беда Г.С. Изобразительная грамота, - М.; Просвещение, 1981. – 180с. Журналы «Юный художник» – 1989 – 2010 Костерин Н.П. Учебное рисование. – М., 2001 Кузин В.С. Наброски и зарисовки, - М.; Просвещение, 1970. - 180с. Кузин В.С. Психология, - М., Высшая школа, - 1982. Лернер П.И. О конкурсах и не только, - ж. «Юный художник» №10 2004. Лунева Н.В. Методические рекомендации по организации пленэра, - ж. «Дополнительное образование и воспитание». №8 2006. Программы дополнительного художественного образования детей. – М., Просвещение, 2005-2009. Современный словарь-справочник по искусству. – М.,1999. Соколова Т. Орнамент-почерк эпохи. - Л.,1972. Щербаков А.В. Изобразительное искусство и художественное творчество детей / Под ред. Н.Н. Фоминой. – М.,1991. Яцюк О., Романычева Э. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. – СПб. 2001. Список литературы для воспитанников Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. – М., 1661. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. Журнал «Юный художник». – М.,1985-2010 гг. Журналы «Юный художник» – 1989 – 2010 гг. Каменева Е. Какого цвета красота. – М.,1983. Сайт Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki Учебное пособие «Художественное творчество» / Сокольникова Н.М., - М., Искусство (3 тома), - 1985. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983. |
![]() | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ![]() | ... |
![]() | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» является муниципальным... | ![]() | Образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного Учреждения дополнительного образования детей «Коммунарская детско... |
![]() | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г. Муравленко | ![]() | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания и образования... |
![]() | Адаптированная образовательная программа в рамках предмета коллективное музицирование | ![]() | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей |
![]() | Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий... | ![]() | Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий... |
Поиск на сайте Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции   |