Частное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
им. А Невского
План
методической
работы
на 2013-2014 учебный год
Утверждён на заседании методического совета школы №1 от 29 августа 2013 г.
г.Курганинск.
Методическая тема школы
на 2013-2014 учебный год:
«Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся.»
Направления методической работы: Повышение качества образования в школе через непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителя, его профессиональной компетентности в области теории и практики педагогической науки и преподавания предмета, освоение инновационных технологий обучения.
Цель методической работы школы:
Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения.
Задачи методической работы:
-создать условия для самореализации учащихся в учебно - воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенций;
-выявить накопленный опыт по отработке современных технологий, наметить пути развития использования этих технологий;
-повысить квалификацию учителей в области практического использования информационных технологий.
Учителя школы работают над этой темой первый год.
Перед методической службой школы поставлена цель: создание условий для повышения профессионального мастерства преподавателей на основе обмена передовым опытом, самообразования и курсовой переподготовки.
Для ее реализации сформулированы следующие задачи:
1. Продолжить работу по повышению качества обучения.
2. Продолжить работу, нацеленную на предупреждение неуспеваемости.
3. Обеспечить внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий: развивающее обучение, ИКТ, метод проектов, модульное, проблемное обучение.
4. Продолжить работу по отработке навыков тестирования как одного из видов контроля над ЗУН учащихся с целью подготовки к ГИА.
5. Продолжить работу с мотивированными учениками, направленную на участие в предметных олимпиадах.
6. Продолжить формирование банка данных по диагностике и
мониторингу образовательного процесса.
7. Выявление, обобщение и распространение положительного опыта творчески работающих учителей.
Формы методической работы:
а) работа педсоветов;
б) работа методического совета школы;
в) работа методических объединений;
г) работа педагогов над темами самообразования;
д) открытые уроки;
е) обобщение передового педагогического опыта учителей;
ё) внеклассная работа;
ж) аттестация педагогических кадров, участие в конкурсах и конференциях;
з) организация и контроль курсовой подготовки учителей.
Приоритетные направления методической работы
ЧОУ ООШ им.А.Невского на 2013-2014 учебный год.
Организационное обеспечение:
обеспечение овладения педагогами школы информационных технологий и внедрения их в УВП;
доработка образовательной программы школы;
повышение и совершенствование педагогического мастерства через максимальное использование возможности урока как основной формы организации образовательного процесса, через проведение единых методических дней, предметных недель, взаимопосещение уроков, активное участие в семинарах, конференциях;
организация деятельности профессиональных объединений педагогов;
обеспечение связей с учреждениями СПО и НПО;
совершенствование системы обобщения, изучения и внедрения передового педагогического опыта учителей школы.
Технологическое обеспечение:
обеспечение обоснованности и эффективности планирования процесса обучения детей;
отслеживание результатов экспериментальной деятельности муниципальных и школьных экспериментальных площадок, внесение предложений по совершенствованию экспериментальной деятельности;
внедрение в практику прогрессивных педагогических технологий, ориентированных на совершенствование уровня преподавания предметов, на развитие личности ребенка;
совершенствование кабинетной системы;
укрепление материально-технической базы методической службы школы.
Информационное обеспечение:
обеспечение методическими и практическими материалами методической составляющей образовательного процесса через использование Интернет, электронных баз данных и т.д.;
создание банка методических идей и наработок учителей школы;
разработка и внедрение методических рекомендаций для педагогов по приоритетным направлениям школы.
3. Создание условий для развития личности ребенка: разработка концепции воспитательного пространства школы;
психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы школы;
психолого-педагогическое сопровождение ранней профилизации и профильного обучения;
изучение особенностей индивидуального развития детей;
формирование у обучающихся мотивации к познавательной деятельности;
формирование у школьников навыков русского речевого этикета, оптимального диалога, повышения уровня бытового (обиходного) общежития.
развитие ученического самоуправления;
создание условий для обеспечения профессионального самоопределения школьников.
4.Создание условий для укрепления здоровья учащихся:
отслеживание динамики здоровья учащихся;
разработка методических рекомендаций педагогам школы по использованию здоровье сберегающих методик и преодолению учебных перегрузок школьников;
совершенствование взаимодействия с учреждениями здравоохранения.
5.Диагностика и контроль результативности образовательного процесса.
контроль за качеством знаний учащихся;
совершенствование механизмов независимых экспертиз успеваемости и качества знаний учащихся;
совершенствование у обучающихся общеучебных и специальных умений и навыков, способов деятельности;
разработка критериев и показателей эффективности внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс;
диагностика деятельности педагогов по развитию у учащихся интереса к обучению, результативности использования индивидуально групповых занятий.
Основные задачи методической работы на 2013-2014 учебный год:
Повышение качества преподавания учебных дисциплин через совершенствование содержания образования, внедрения информационно-коммуникационных технологий и других приемов инновационных образовательных процессов.
Создание банка методических идей и наработок учителей школы.
Внедрение технологии разработки уроков с использованием электронной поддержки.
Разработка механизмов трансляции наработанного передового опыта на другие предметы учебного плана.
Создание условий для обучения педагогов школы современным технологиям через курсовую подготовку и обобщение передового педагогического опыта.
Усиление контроля за уровнем преподавания учебных дисциплин педагогами школы.
Активизация работы педагогического коллектива с учащимися, имеющих с высокий уровень мотивации обучения.
Обеспечить реализацию личносто - ориентированного обучения:
совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися,
коррекцию знаний школьников на основе диагностической деятельности учителя,
развитие способностей и природных задатков детей, создание НОУ для учащихся с высоким уровнем мотивации учения,
ознакомление учителей с инновационными образовательными технологиями, педагогической и методической литературой.
а) Работа педсоветов
Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет.
В 2013-2014 учебном году будет проведено 4 тематических педсовета:
Сущность и технологии компетентностного образования. Факторы и условия перехода на компетентностное образование.
Введение ФГОС нового поколения в практику работы школы.
Компетентностный урок, его критерии, самоанализ.
Методика мониторинга (отслеживания) качества и уровня сформированности ключевых компетентностей у ученика.
Будут проведены и традиционные организационные педсоветы:
Анализ работы школы за прошедший год и задачи на новый уч.г.
О допуске к итоговой государственной аттестации выпускников 9 кл.
О завершении учебного года в 1-8 классах.
Итоги организации и проведения ГИА выпускников 9 класса.
Для подготовки и проведения педсоветов будут использоваться следующие технологии:
• работа творческой группы по подготовке к педсовету;
• анкетирование учащихся и учителей;
• деятельность рабочих групп в рамках педсовета для решения поставленных задач и обоснования совместно принятых решений
Работа методического совета школы
Цель, которую поставил методический совет школы в текущем году: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей школы, их эрудиции профессиональной компетентности в области знания и применения современных педагогических технологий.
Данная цель отвечает возможностям и запросам педагогов школы, и решается через задачи:
• создание необходимых условий для максимального раскрытия творческой индивидуальности каждого педагога;
• обеспечение уровня обученности и воспитанности учащихся соответствующим современным требованиям, исходя из их возможностей.
В 2013-2014 учебном году на заседаниях МС будут рассмотрены
следующие вопросы:
1. Итоги методической работы за 2012 -2013 учебный год, основные задачи на новый учебный год.
2. Инструктивно-методическое совещание:
• основные направления методической работы в школе;
• этапы работы над методической темой;
• темы самообразования, работа над планом самообразования.
3. Утверждение плана методической работы школы на 2013-2014 учебный год, планов работы ШМ и плана работы по подготовке учащихся 9 класса к ГИА-2014.
4. Организация и проведение предметных школьных и районных олимпиад.
5. Управление качеством образования в школе. Результаты диагностики уровня обученности учащихся по итогам триместров. Сравнительная характеристика.
6. Работа с учащимися, имеющими мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
7. Информация о ходе аттестации учителей.
8. Организации итогового повторения учащихся 9-х классов.
9. Подведение итогов аттестации учителей школы, анализ реализации системы курсовой подготовки.
10. Совершенствование методики подготовки уч-ся 9 класса к ГИА.
11. Подведение итогов по самообразованию, самооценка профессионального развития учителей.
12.Мониторинг учебной деятельности за год. Результативность работы МС.
13. Качество преподавания учебных предметов в выпускном классе.
14. Обсуждение плана работы на 2014-2015 учебный год.
Работа с образовательными стандартами:
согласование календарно-тематических планов;
преемственность в работе начальных классов и основного звена;
методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
методы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
формы и методы промежуточного и итогового контроля;
отчеты учителей по темам самообразования;
итоговая аттестация учащихся. Проведение ГИА.
На заседаниях методических объединений будут рассматриваться также вопросы, связанные с изучением и применением новых технологий, большое внимание будет уделяться вопросам сохранения здоровья учащихся, изучаться тексты и задания контрольных работ, экзаменационные и другие учебно-методические материалы. Будет проводиться анализ контрольных работ, намечаться ориентиры по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся. В рамках работы методических объединений будут проводиться открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам.
Одной из основных задач, сформулированных в результате анализа работы МО школы за 2012-2013 учебный год, стоит задача совершенствования профессиональной компетентности, обучение педагогов новым технологиям, создание системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностям. Над этой задачей будут работать МО учителей начальных классов, МО учителей естественно-математического цикла , МО учителей гуманитарного цикла, МО учителей художественно-эстетического цикла, МО классных руководителей.
В соответствии с методической темой школы будет продолжена работа педагогов над темами самообразования.
Для организации дифференцированной работы с педагогическими кадрами в школе организуется работа по самосовершенствованию педагогического мастерства через индивидуальную тему по самообразованию.
У каждого учителя определена индивидуальная методическая тема по самообразованию, которая анализируется через участие педагогов в работе МО, педсоветов, семинаров, практикумов.
Индивидуальное самообразование будет осуществляться на основе собственных планов. Планы предусматривают : подбор литературы, затрату времени на изучение данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом. Завершаться самообразование будет анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы. Результатом самообразования будут являться открытые уроки, доклады, выступления перед коллегами, на совещаниях ШМО, педсоветах, совещаниях при директоре.
Темы самообразования
№ п/п
|
Ф.И.О. учителя
|
Предмет
|
Тема самообразования
|
1
|
Пашнева Т.С.
|
Русский язык и литература
|
Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы с использованием современных педагогических технологий.
|
2
|
Покотило Т.А.
|
География
|
Отработка наиболее эффективных технологий преподавания географии, сочетающих в себе разнообразные подходы к повышения качества знаний учащихся и развития их творческих способностей.
|
3
|
Цкитишвили Т.В.
|
История
|
Реализация компетентностного подхода на уроках истории с использованием различных технологий.
|
4
|
Забара Г.И.
|
Русский язык и литература
|
Использование компетентностного подхода с применением новых технологий на уроках русского языка и литературы.
|
5
|
Тищенко Л.А.
|
ИЗО
|
Использование современных технологий в обучении ИЗО и внеклассной работе.
|
6
|
Дараган И.А.
|
Начальные классы
|
Использование современных информационных технологий в образовательном процессе начальной школы.
|
7
|
Рожкова В.А.
|
Начальные классы
|
Современные педагогические технологии на уроках в начальной школе как средство формирования и развития младших школьников на основе компетентностного подхода.
|
8
|
Бережная Т.П.
|
Начальные классы
|
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися начальной школы на основе компетентностного подхода.
|
9
|
Кадеева Л.С.
|
Физика
|
Развитие познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках физики и во внеурочное время.
|
10
|
Перепич Н.И.
|
Математика
|
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием ИКТ.
|
11
|
Дараган И.А.
|
Биология
|
Изучение и внедрение современных технологий с целью активизации познавательной деятельности и формирования здорового образа жизни школьников на основе компетентностного подхода.
|
12
|
Волосовцева Г.И.
|
Ангийский язык
|
Компетентностный подход в обучении английскому языку.
|
14
|
Коваленко О.А.
|
Технология
|
Освоение нетрадиционных форм урока и активизация познавательной деятельности на уроках информатики и технологии.
|
15
|
Тлехас Н.А.
|
Физкультура
|
Использование здоровьесберегающих технологий в преподавании уроков физкультуры.
|
Администрацией школы будут посещаться уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного мониторинга.
Основные цели посещения и контроля уроков:
Владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся.
Анализ эффективности методических приёмов, формирующих прочность знаний учащихся.
Определение результативности организации методов и приёмов контроля за усвоением знаний учащихся.
Классно-обобщающий контроль.
Преемственность.
Аттестация педагогических работников.
Использование новых технологий.
Подготовка к итоговой аттестации учащихся.
Курсы повышения квалификации
Важным направлением методической работы и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую систему повышения квалификации и стимулирование педагогов школы к аттестации.
В 2013-2014 учебном году будут проходить курсы повышения квалификации 4 педагога.
Направление 1. Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогов.
Задача: Обеспечить методическую поддержку деятельности педагогов по совершенствованию качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся.
Тематика мероприятия
|
Сроки проведения
|
Ответственный
|
Методические семинары
|
Организация образовательного процесса в условиях реализации стандартов второго поколения.
|
ноябрь
|
Зам.директора по УМР Полозенко О.А.
|
Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.
|
декабрь
|
Учитель начальных классов Бережная Т.П.
|
Использование приемов педагогической техники при формировании ключевых компетенций.
|
февраль
|
Учитель начальных классов Рожкова В.А.
|
Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе.
|
март
|
Учитель математики
Перепич Н.И.
|
4.Творческие отчеты МО учителей школы по реализации методической темы.
|
апрель
|
Руководители МО
|
Методические совещания
|
Об организации предпрофильной подготовки в 9 классе.
|
Информирование о специфике предпрофильной подготовки, выполнении плана.
|
сентябрь
|
Зам. директора по УМР Полозенко О.А.
|
Организация деятельности учителей по подготовке учащихся 9 класса к ГИА
|
Информирование учителей о плане и перечне мероприятий по подготовке учащихся 9-х классов к ГИА
|
В течение года
|
Зам. директора по УМР Полозенко О.А.
|
Организация работы с одаренными детьми.
|
Итоги работы , методика подготовки
|
Февраль
|
Зам. директора по УМР Полозенко О.А.
|
О реализации плана
предпрофильной подготовки.
|
Информирование о результатах работы и выдача рекомендаций по улучшению работы в данном направлении
|
апрель
|
Зам. директора по УМР Полозенко О.А.
|
Об учебно-методическом и программном обеспечении учебного процесса в 2014-2015 учебном году.
|
Информирование об изменениях в учебном плане и программно-методическом обеспечении на 2014-2015 учебный год
|
май
|
Зам. директора по УМР ПолозенкоО.А.
|
Работа школьных методических объединений.
|
Планирование работы на год
|
Составление плана работы над методической темой.
|
сентябрь
|
Руководители МО
|
Участие в международных интеллектуальных конкурсах.
|
Организация участия и проведения конкурсов «Русский медвежонок, , «Кенгуру» и т.д.
|
Октябрь Февраль Март
|
Руководители МО
|
Муниципальный и школьный тур Всероссийской олимпиады школьников.
|
Проведение муниципального, школьного тура предметных олимпиад
|
октябрь
|
Руководители МО
|
Работа над методической темой.
|
Предварительный отчет о работе над методической темой.
|
январь
|
Руководители МО
|
Результативность деятельности за 1 и 2 триместры
|
Анализ результатов полугодовых контрольных работ.
Выполнение государственных программ по предметам.
|
Ноябрь,
февраль
|
Руководители МО, Зам. директора по УМР Полозенко О.А.
|
Работа над методической проблемой.
|
О подготовке к творческому отчету учителей школы. Разработка плана участия и обсуждение предварительных результатов работы над методической темой, предлагаемых для участия в творческом отчете.
|
март
|
Руководители МО
|
Подготовка материалов промежуточной и государственной итоговой аттестации.
|
Обсуждение практической части материалов итоговой аттестации учащихся 9-х классов на методических объединениях.
Подготовка материалов промежуточной аттестации учащихся
|
апрель
|
Руководители МО
|
Анализ результатов работы за год
|
Отчет о работе над методической темой.
Отчет о выполнении плана работы ШМО и степени участия педагогов в реализации плана методической работы школы.
|
май
|
Руководители МО
|
Направление 2 Работа с педагогическими кадрами
Задачи: Сопровождение профессионального роста педагогов. Обобщение и представление педагогического опыта.
Тематика
мероприятия
|
Содержание
деятельности
|
Планируемый
результат
|
Сроки проведения
|
Ответственный
|
Методическое сопровождение профессиональной деятельности учителей.
|
Собеседования
|
Планирование работы на 2013-2014 учебный год
|
Определение содержания деятельности.
|
сентябрь
|
Зам. директора по УМР Полозенко О.А.
|
Анализ результатов посещения уроков
|
Выявление уровня теоретической подготовки вновь принятого специалиста. Оказание методической помощи в организации урока.
|
сентябрь, ноябрь, январь, март.
|
Зам. директора по УМР, директор, зам. директора по ВР.
|
Консультации
|
Работа учителя со школьной документацией.
|
Оказание методической помощи в исполнении функциональных обязанностей.
|
сентябрь
|
Зам. директора по УМР
|
Подготовка и проведение промежуточной аттестации по предмету.
|
декабрь, апрель
|
Зам. директора по УМР
|
Анализ результатов профессиональной деятельности
|
октябрь, май
|
Зам. директора по УМР
|
Собеседование
|
Изучение основных нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность.
|
Информирование учителей о нормативных актах, на которых основывается профессиональная деятельность учителя.
|
октябрь
|
Зам. директора по УМР
|
Изучение методических подходов к оценке результатов учебной деятельности школьников
|
Информирование специалиста о требованиях, предъявляемых к оценке результатов учебной деятельности школьников и способах их анализа.
|
ноябрь
|
Зам. директора по УМР
|
Консультации
|
Изучение способов проектирования и проведения урока.
|
Информирование учителей о понятии компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе.
|
февраль
|
Зам. директора по УМР
|
Повышение уровня квалификации педагогических кадров
|
Аттестация педагогических кадров
|
Подготовка и проведение аттестационных мероприятий. Экспертиза уровня профессиональной подготовки аттестующихся педагогов. Повышение уровня профессиональной деятельности педагогов.
|
По графику
|
Зам. директора по УМР
|
Прохождение курсовой подготовки
|
Обучение учителей школы на курсах повышения квалификации.
|
По
графику
|
Зам. директора по УМР
|
Презентация опыта работы
|
Информирование педагогов и их участие в профессиональных смотрах, конкурсах.
Публикация методической продукции
Представление результатов методической деятельности.
|
Согласно планам работы МО
|
Руководители МО
|
Направление 3 Работа с учащимися
Задачи: Освоение эффективных форм организации образовательной деятельности учащихся. Выявление и накопление успешного опыта работы педагогов в данном направлении.
Тематика
мероприятия
|
Содержание
деятельности
|
Планируемый результат
|
Сроки проведения
|
Ответственный
|
Муниципальный, школьный туры Всероссийской олимпиады школьников.
|
Проведение предметных олимпиад по классам.
Анализ результативности индивидуальной работы с учащимися, имеющими повышенную учебную мотивацию
|
Оценка результативности
индивидуальной работы с учащимися, имеющими повышенную учебную мотивацию.
|
Октябрь-Ноябрь
|
Руководители МО
|
Участие в дистанционных олимпиадах по предметам.
|
Организация и проведение олимпиад
|
Оценка результативности
индивидуальной работы с учащимися, имеющими повышенную учебную мотивацию.
|
В течение года
|
Руководители МО
|
Школьный конкурс «Ученик года»
|
Организация и проведение конкурса.
|
|
Март
|
Зам.директора по ВР
Волосовцнва Г.И.
|
Направление 4 Управление методической работой
Задачи: Обеспечение контроля и анализа результатов исполнения плана методической работы.
Тематика мероприятия
|
Содержание деятельности
|
Планируемый результат
|
Сроки проведения
|
Ответственный
|
Педагогические советы
|
Анализ работы школы за 2012/13учебный год.
|
Анализ методической работы школы за 2012/13 учебный год.
Задачи методической деятельности в реализации основных направлений развития школы
|
Принятие решения об оценке уровня методической работы школы и задачах на 2013/14 год.
|
август
|
Зам.
директора
по УМР.
Зам.
директора
по ВР
|
«Сущность и технология компетентностного образования. Факторы и условия перехода на компетентностное образование»
|
|
|
октябрь
|
Руководитель МО начальных классов
|
«О ходе введения ФГОС НОО в практику работы школы»
|
Информация о ходе введения ФГОС НОО в школе.
|
Выработка оптимального пути.
|
ноябрь
|
Директор
Коваленко О.А.
|
«Компетентностный урок, его критерии, самоанализ»
|
|
|
февраль
|
Зам.
директора по ВР Волосовцева Г.И.
|
«Методика мониторинга (отслеживания) качества и уровня сформированности ключевых компетентностей у ученика»
|
|
|
апрель
|
Зам.
директора
по УМР
Полозенко О.А.
|
|
План работы методического совета на 2013-2014 учебный год
№
п/п
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Ответственный
|
1.
|
1. Подведение итогов методической работы в 2012-2013 учебном году и планирование работы школы на новый учебный год.
2. Обсуждение планов МС, МО на 2013/14 учебный год. Определение содержания, форм и методов повышения квалификации педагогов школы в 2013/14 учебном году.
|
Сентябрь
|
Руководители МО.
|
2.
|
1.Проблема объективности оценивания знаний выпускников в подготовке к государственной (итоговой) аттестации: использование инновационных технологий при контроле за ЗУН выпускников.
2. Разработка и утверждение программы повышения качества знаний учащихся.
3. Смотр кабинетов: работа с паспортами кабинетов. Документация заведующих кабинетами.
|
Ноябрь
|
Директор
Руководители МО
|
3.
|
1. Результаты проведение КДР в 9 классе.
2. Формирование компетентности личности как основа самореализации и социализации учащихся.
3.Состояние работы в школе по предпрофильной подготовке учащихся.
4. Участие в районных олимпиадах, предметных конкурсах.
|
Декабрь
|
Руководители МО
|
4.
|
1.Расширенное заседание « Роль самообразования педагогов в повышении качества образования: творческие отчёты».
2. Диагностика сформированности готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
|
Февраль
|
Учителя – предметники.
Руководители МО.
|
5.
|
1. Участие педагогов школы в районных семинарах, конкурсах, МО.
2.Утверждение экзаменационного материала, анализ работы и планирование работы и др.
3. Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке как средство эффективной подготовки выпускников к государственно (итоговой) аттестации.
|
Апрель
|
Руководители МО
|
6.
|
1. Составление плана аттестации и курсовой подготовки на следующий год.
2.Мониторинг успешности педагогов, продолжение работы с информационным банком учителей.
3. Итоги деятельности методической работы.
|
Май
|
Руководители МО.
|
|