Рабочая программа По предмету «Экология. Живая планета»




Скачать 115.79 Kb.
Название Рабочая программа По предмету «Экология. Живая планета»
Дата публикации 20.06.2014
Размер 115.79 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3 ст. Фастовецкой

Муниципального образования Тихорецкий район

имени Героя Советского Союза

Константина Тимофеевича Першина

УТВЕРЖДЕНА

решением педсовета протокол №1

от 30 августа2013 года

Председатель педсовета

_____________ А.В. Батютин

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




По предмету «Экология. Живая планета»

Ступень обучения (класс) 5 класс

Количество часов 34 часа в неделю 1 час
Учитель Андрющенко Ирина Вячеславовна

Программа разработана на основе
авторской программы для общеобразовательных учреждений, автор
программы В.А. Самкова, 2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Экология. Живая планета» авторского коллектива В.А. Самкова, Л.И. Шуршал, С.И. Козленко ориентирована на учащихся 5-х классов общеобразовательных школ и направлена для изучения экологии учащимися на базовом и профильном уровнях.

Рабочая программа элективного учебного предмета ориентирована, на использование учебного пособия для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шуршал, В.А. Самкова, С.И. Козленко. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2010 – 128 с.: цв.ил.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с практикумом: Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. - : 64 с.

А также методического пособия для учителя: Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5 – 9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. – 46 с.

Цели изучения предмета «Экология» в 5 классе:

  • сформировать у школьников элементарные представления о научных основах экологии, об особенностях структуры и функционирования природных и искусственных экосистем, в том числе городских;

  • на примере своего региона раскрыть доступные для понимания пятиклассников особенности окружающей человека среды, факторы и пути ее формирования, наиболее важные экологические проблемы, в том числе экологические проблемы городов.

Основными задачами данного элективного учебного предмета являются:

  • способствовать становлению у подростков системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;

  • формировать у учащихся знания о закономерностях структуры и функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношений в природе, в том числе, и на основе раскрытия истории взаимоотношений человека и природы;

  • формировать у школьников знания об экологической обстановке и тенденциях развития взаимоотношений природы и социума своего региона, умения адаптироваться в социоэкосистеме;

  • знакомить учащихся с экологическими проблемами своего региона, формировать у них видение своей роли в решении как проблем, существующих сегодня, так и тех, которые будут стоять перед ними как домодедовцами в будущем;

  • развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющемся в умении принимать компетентные решения в ситуации выбора и действовать в соответствии с ними;

  • вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную практическую деятельность в области экологии, развивать необходимые для этого умения и навыки;

  • знакомить школьников с правовой информацией в сфере экологии, с тем, что гражданину необходимо знать для осуществления экологической деятельности.

Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работ, полевого практикума.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, следовательно, 34 часа за год и включает разделы: «История взаимоотношений человека и природы», «Основные понятия экологии», «Сообщества и экосистемы» и «Край, где ты живешь (резервные часы на региональный компонент)».

Рассмотрев предложенный вариант программы курса «Экология. Живая планета» авторского коллектива В.А. Самкова, Л.И. Шуршал, С.И. Козленко, мною была скорректирована и составлена рабочая программа для 5-ого класса элективного учебного предмета «Экология. Живая планета». Экологическая компетентность — необходимое достояние человека, действенная предпосылка для предотвращения экологически безнравственных поступков. Путь к экологической компетентности — придание экологическим правилам нормы поведения. Соблюдение последних — требование к каждому человеку, начиная с детства и кончая старостью.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации.

На занятиях могут применяться разнообразные формы и методы обучения: лекции, семинары, ролевые игры, конференции, экскурсии.

Таблица тематического распределения количества часов 5 класс.


№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

10 класс

1.

Введение

1

1

2.

История взаимоотношений человека и природы

5

5

3.

Основные понятия экологии

10

10

4.

Сообщества и экосистемы

12

12

5.

Край, где ты живешь (резервные часы на региональный компонент, полевой практикум)

6

3

6.

Заключение

0

3




Итого загод

34

34


2.Содержание обучения

Экологию. Живая планета. 5 класс


(34 часа, 1 ч в неделю)

Введение (1 ч)

Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.
Глава 1. История взаимоотношений человека и природы (5 ч)

Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.

Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.

Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.

Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.
Глава 2. Основные понятия экологии (10 ч)

Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей.

Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере.

Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле.

Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.

Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека.
Глава 3. Сообщества и экосистемы (12 ч)

Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов.

Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.

Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.

Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).

Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.
Глава 4. Край, где ты живёшь (3 ч, резервные часы на региональный компонент)1

Городской округ Домодедово, особенности географического положения, территория и границы. Природа подмосковного края в прошлом. Изменение природы Подмосковья человеком, его причины. Современный рельеф города Домодедово.

Полезные ископаемые Подмосковья. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. «Белый камень» в истории Москвы. Гончарные глины. Добыча и переработка полезных ископаемых и их влияние на природу. Мероприятия по охране окружающей среды.

Погодные условия Подмосковья. Причины изменения климатических условий и погоды в городе (загрязнение воздуха, утепляющее «дыхание» города, «роза ветров»). Особенности погоды в Домодедово (число солнечных дней, температура воздуха, количество осадков). Изменчивость погоды и ее влияние на растительность города. Опасные погодные явления в городском округе Домодедово.

Роль растений города в защите воздуха от загрязнения. Леса Подмосковья, их разнообразие и значение в истории и современной жизни москвичей и жителей Подмосковья.

Парки культуры и отдыха как центры истории и культуры. Спортивные парки. Бульвары. Скверы. Роль парков, бульваров и скверов в создании комфортной среды для горожанина: снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение эстетических качеств городской среды. Красная книга Московской области. Правила поведения в природе.
Заключение (3 часа)

Обобщение и повторение пройденного материала за 5-й класс. Проведение проектной деятельности.

Всего: 34 часа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностыми учебными действиями:

ОПИСЫВАТЬ:

  • грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;

  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;

  • определять типы наземных и водных экосистем своей местности;

  • уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.


ОБЪЯСНЯТЬ:

  • экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;

  • изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;

  • необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;

  • зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.


ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:

  • анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;

  • сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;

  • прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;

  • планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;

  • оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.



Таблица тематического распределения количества часов 5 класс.

3. Список методической литературы:
Список литературы для учителя:

  1. Учебное пособие для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шуршал, В.А. Самкова, С.И. Козленко. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2010 – 128 с.: цв.ил.

  2. Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. - : 64 с.

  3. Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5 – 9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. – 46 с.


Список литературы для учащихся:

  1. Учебное пособие для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шуршал, В.А. Самкова, С.И. Козленко. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2010 – 128 с.: цв.ил.

  2. Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. - : 64 с.


Составила учитель Андрющенко И.В.. ___________________
Согласовано Согласовано

протокол заседания школьного зам. директора МБОУ СОШ №3

методического объединения ---------------- М.Б. Симонова

учителей от «…….» августа 2013 г. №_____ «……» августа2013 г.

руководитель МО ОУ

_______ __________________

/С.В. Солохина /



1 Эту часть программы целесообразно проводить в форме полевого практикума. Содержание темы, предполагающей изучение своей местности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа По предмету «Экология. Живая планета» icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной...
Рабочая программа По предмету «Экология. Живая планета» icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной...
Рабочая программа По предмету «Экология. Живая планета» icon Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной...
Рабочая программа По предмету «Экология. Живая планета» icon Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста»
Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» предназначена для 10 класса. Рабочая программа...
Рабочая программа По предмету «Экология. Живая планета» icon Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения»
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 7- 8-х классов. Рабочая программа разработана...
Рабочая программа По предмету «Экология. Живая планета» icon Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения»
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 9 класса. Рабочая программа разработана на основе...
Рабочая программа По предмету «Экология. Живая планета» icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Литература», разработанной коллективом авторов...
Рабочая программа По предмету «Экология. Живая планета» icon Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Русский язык», разработанной коллективом...
Рабочая программа По предмету «Экология. Живая планета» icon Рабочая программа учителя химии и биологии муниципального казенного...
«Природа. Неживая и живая» 5 класс, авторов В. М. Пакуловой и Н. В. Ивановой. Курс «Природа. Неживая и живая» как интегрированный...
Рабочая программа По предмету «Экология. Живая планета» icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции