Скачать 115.79 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3 ст. Фастовецкой Муниципального образования Тихорецкий район имени Героя Советского Союза Константина Тимофеевича Першина УТВЕРЖДЕНА решением педсовета протокол №1 от 30 августа2013 года Председатель педсовета _____________ А.В. Батютин подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо предмету «Экология. Живая планета» Ступень обучения (класс) 5 класс Количество часов 34 часа в неделю 1 час Учитель Андрющенко Ирина Вячеславовна Программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений, автор программы В.А. Самкова, 2011 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Экология. Живая планета» авторского коллектива В.А. Самкова, Л.И. Шуршал, С.И. Козленко ориентирована на учащихся 5-х классов общеобразовательных школ и направлена для изучения экологии учащимися на базовом и профильном уровнях. Рабочая программа элективного учебного предмета ориентирована, на использование учебного пособия для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шуршал, В.А. Самкова, С.И. Козленко. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2010 – 128 с.: цв.ил. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с практикумом: Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. - : 64 с. А также методического пособия для учителя: Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5 – 9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. – 46 с. Цели изучения предмета «Экология» в 5 классе:
Основными задачами данного элективного учебного предмета являются:
Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работ, полевого практикума. Программа рассчитана на 1 час в неделю, следовательно, 34 часа за год и включает разделы: «История взаимоотношений человека и природы», «Основные понятия экологии», «Сообщества и экосистемы» и «Край, где ты живешь (резервные часы на региональный компонент)». Рассмотрев предложенный вариант программы курса «Экология. Живая планета» авторского коллектива В.А. Самкова, Л.И. Шуршал, С.И. Козленко, мною была скорректирована и составлена рабочая программа для 5-ого класса элективного учебного предмета «Экология. Живая планета». Экологическая компетентность — необходимое достояние человека, действенная предпосылка для предотвращения экологически безнравственных поступков. Путь к экологической компетентности — придание экологическим правилам нормы поведения. Соблюдение последних — требование к каждому человеку, начиная с детства и кончая старостью. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации. На занятиях могут применяться разнообразные формы и методы обучения: лекции, семинары, ролевые игры, конференции, экскурсии. Таблица тематического распределения количества часов 5 класс.
2.Содержание обучения Экологию. Живая планета. 5 класс(34 часа, 1 ч в неделю) Введение (1 ч) Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой. Глава 1. История взаимоотношений человека и природы (5 ч) Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей. Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу. Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций. Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде. Глава 2. Основные понятия экологии (10 ч) Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей. Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле. Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды. Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека. Глава 3. Сообщества и экосистемы (12 ч) Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов. Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений. Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети. Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга). Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей. Глава 4. Край, где ты живёшь (3 ч, резервные часы на региональный компонент)1 Городской округ Домодедово, особенности географического положения, территория и границы. Природа подмосковного края в прошлом. Изменение природы Подмосковья человеком, его причины. Современный рельеф города Домодедово. Полезные ископаемые Подмосковья. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. «Белый камень» в истории Москвы. Гончарные глины. Добыча и переработка полезных ископаемых и их влияние на природу. Мероприятия по охране окружающей среды. Погодные условия Подмосковья. Причины изменения климатических условий и погоды в городе (загрязнение воздуха, утепляющее «дыхание» города, «роза ветров»). Особенности погоды в Домодедово (число солнечных дней, температура воздуха, количество осадков). Изменчивость погоды и ее влияние на растительность города. Опасные погодные явления в городском округе Домодедово. Роль растений города в защите воздуха от загрязнения. Леса Подмосковья, их разнообразие и значение в истории и современной жизни москвичей и жителей Подмосковья. Парки культуры и отдыха как центры истории и культуры. Спортивные парки. Бульвары. Скверы. Роль парков, бульваров и скверов в создании комфортной среды для горожанина: снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение эстетических качеств городской среды. Красная книга Московской области. Правила поведения в природе. Заключение (3 часа) Обобщение и повторение пройденного материала за 5-й класс. Проведение проектной деятельности. Всего: 34 часа. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностыми учебными действиями: ОПИСЫВАТЬ:
ОБЪЯСНЯТЬ:
ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:
Таблица тематического распределения количества часов 5 класс. 3. Список методической литературы: Список литературы для учителя:
Список литературы для учащихся:
Составила учитель Андрющенко И.В.. ___________________ Согласовано Согласовано протокол заседания школьного зам. директора МБОУ СОШ №3 методического объединения ---------------- М.Б. Симонова учителей от «…….» августа 2013 г. №_____ «……» августа2013 г. руководитель МО ОУ _______ __________________ /С.В. Солохина / 1 Эту часть программы целесообразно проводить в форме полевого практикума. Содержание темы, предполагающей изучение своей местности. |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной... |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной... |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной... |
Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» предназначена для 10 класса. Рабочая программа... |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 7- 8-х классов. Рабочая программа разработана... |
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 9 класса. Рабочая программа разработана на основе... |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Литература», разработанной коллективом авторов... |
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Русский язык», разработанной коллективом... |
||
Рабочая программа учителя химии и биологии муниципального казенного... «Природа. Неживая и живая» 5 класс, авторов В. М. Пакуловой и Н. В. Ивановой. Курс «Природа. Неживая и живая» как интегрированный... |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена... Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |