К-652 министерство образования




Скачать 67.02 Kb.
Название К-652 министерство образования
Дата публикации 20.06.2014
Размер 67.02 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Документы
УДК

621.317

К-652 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(Технический университет)

В.Ю.КОНЧАЛОВСКИЙ, В.Ф.СЕМЕНОВ, Ю.С.СОЛОДОВ

ИЗМЕРЕНИЕ ЧАСТОТЫ И ИНТЕРВАЛОВ

ВРЕМЕНИ

Методическое руководство

к лабораторной работе № 13 по курсу

“Метрология и инженерный эксперимент”

для студентов электротехнических специальностей


Москва Издательство МЭИ 1999

УДК

621.317

К-652

УДК: 681.317.3(072)
Утверждено учебным управлением МЭИ

Рецензент: доцент, к.т.н. Н.А.Серов

Подготовлено на кафедре информационно-измерительной техники

Кончаловский В.Ю., Семенов В.Ф., Солодов Ю.С. Измерение частоты и интервалов времени: - Методическое руководство к лабораторной работе № 13 по курсу “Метрология и инженерный эксперимент”.-М.: Изд-во МЭИ, 1999. -12 с.
Предназначено для студентов электротехнических специальностей. Продолжительность лабораторного занятия - 4 часа.
Учебное издание
Вадим Юрьевич Кончаловский

Вячеслав Федорович Семенов

Юрий Серафимович Солодов

Измерение частоты и интервалов времени. Методическое руководство к лабораторной работе № 13 по курсу “Метрология и инженерный эксперимент”.

Редактор издательства Е.Н.Касьянова

ЛР № 020528 от 05.06.97

Подписано к печати 13.05.99

Формат 6084/16

Печ. л. 0,75

Тираж 300 Изд. № 72

Издательство МЭИ, 111250, Москва, Красноказарменная, д. 14.
 Московский энергетический институт, 1999
Введение

Целью работы является закрепление теоретических знаний в области цифровых измерительных приборов частотно-времен-ной группы и получение навыков практической работы с одним из них.


  1. Цифровые частотомеры

Среди цифровых приборов частотно-временной группы электронно-счетные частотомеры (в дальнейшем цифровые частотомеры - ЦЧ) являются наиболее распространенными, что объясняется, их универсальностью, высокими метрологическими и эксплуатационными характеристиками.

В основу построения ЦЧ положены общие принципы, позволяющие реализовать ряд режимов работы прибора для измерения нескольких величин.

Функционально полные ЦЧ позволяют измерять следующие величины: частоту, период, отношение двух частот (иногда выраженное в процентах), длительность импульса или интервала времени, задаваемого пользователем; предусматриваются также режим счета событий (импульсов) и использование ЦЧ как источника сигналов с известными (калиброванными) частотами. Режимы работы задаются и выбираются положением ряда переключателей (механических или электронных) и других органов управления.

В более простых вариантах исполнения ЦЧ используются для измерения меньшего числа величин (например, одной или двух).

В любом режиме часть структуры ЦЧ остается неизменной и в ней происходит счет числа импульсов , пропорционального измеряемой величине. Эти импульсы проходят через электронный ключ ЭК, находящийся в замкнутом состоянии, на счетчик импульсов СИ. Код числа, образующийся в СИ, поступает на цифровое отсчетное устройство ЦОУ. В состав ЦОУ входит многодекадный цифровой индикатор с перемещающейся, запятой и, как правило, индикатор с обозначением единиц измерения.

Время замкнутого состояния ЭК, называемое временем счета СЧ, определяется родом измеряемой величины, а его конкретное значение рядом соображений, о которых будет сказано ниже.

Измерение частоты. Структурная схема ЦЧ в этом режиме ра­боты приведена на рис.1 а. Напряжение измеряемой частоты fx (рис.1б) подается на вход формирующего устройства (ФУ), назна­чение которого - формирование сигнала стандартной формы при достаточно произвольной форме входного сигнала. Обычно в со­став ФУ входят усилитель-ограничитель, обеспечивающий задан­ную амплитуду своего выходного сигнала, и формирователь для обеспечения малой длительности фронта и среза импульсов на вы­ходе ФУ. Частота этих импульсов равна частоте входного сигнала (рис. 1в). Эти импульсы проходят через ЭК на СИ в течение времени счета Тс , которое задается генератором опорной частоты ГОЧ и де­лителем частоты ДЧ. Частота ГОЧ стабилизирована кварцевым ре­зонатором. Необходимое Тс выбирается переключателем ВРЕМЯ СЧЕТА. При каждом запуске прибора на выходе ДЧ появляется один импульс (рис. 1в), под действием которого замыкается ЭК.

Число импульсов Nx, прошедшее на СИ, определяется при­ближенной формулой


(1)

(2)

а значение измеряемой частоты



Измерение периода. Структура ЦЧ в этом режиме приведена на рис. 2а. В этом режиме время замкнутого состояния ЭК задается периодом (или n периодами). Входной сигнал, период которого Tx измеряется (рис. 26) так же, как и при измерении частоты, подается на вход ФУ. Выходной сигнал ФУ (рис. 2в) поступает на делитель частоты ДЧ (множитель периодов Tx). Число n (обычно n - это 1, 10, 102, 103 или 104 ) выбирается переключателем ВРЕМЯ СЧЕТА, т.е., пТx. При запуске на выходе ДЧ появляется импульс по длительности равный пТx (рис. 2г), в течение которого СИ подсчиты­вает прошедшие за это время импульсы с известным периодом сле­дования Tтакт (рис. 2д), называемые часто «метками времени».











2. Описание стенда

Стенд лабораторной работы помимо ЦЧ содержит электронно­лучевой осциллограф и ряд источников сигналов, пронумерованные от 1 до 16. Частота колебаний некоторых источников сигналов ста­билизирована кварцевым резонатором. В ходе выполнения работы измеряются частотно-временные параметры этих сигналов.

С помощью осциллографа определяется форма кривой сигнала, его амплитуда, а также может производиться предварительная оценка измеряемых параметров.

Технические и метрологические характеристики, а также вы­писки из эксплуатационной инструкции ЦЧ приведены на стенде.
Задание

Ознакомиться с лабораторным стендом, инструкциями по экс­плуатации приборов, получить индивидуальное задание у препода­вателя.

Вариант задания:

1. Измерить частоту заданного сигнала цифровым частотоме­ром с наименьшей погрешностью.

2. Измерить период заданного сигнала с наименьшей погреш­ностью.

3. Выбрать минимально необходимое время счета при измере­нии частоты заданного сигнала с погрешностью, не превышающей требуемую.

4. Выбрать минимально необходимое время счета при измере­нии периода заданного сигнала с погрешностью, не превышающей требуемую.

5. Измерить частоту (период) заданного сигнала с максималь­ной точностью.

6. Найти оценку математического ожидания, среднего квадра-тического отклонения наблюдений и среднего квадратического от­клонения результата измерения периода (п = 1) заданного сигнала при проведении 10-20 повторных наблюдениях.

7. Измерить среднее арифметическое значение периода заданно­го сигнала при заданном числе усредняемых периодов.

8. Для всех пунктов задания необходимо записать результаты измерений с указанием пределов абсолютных и относительных по­грешностей.

Методические указания
1. Ознакомиться с дополнительными инструкциями по эксплуа­тации ЦЧ, а также с инструкцией по эксплуатации используемого в работе электронно-лучевого осциллографа.

В соответствии с полученным индивидуальным заданием соста­вить план проведения лабораторной работы.

2. При выполнении пунктов задания с помощью осциллографа определяется форма, амплитуда сигнала.

3. В каждом пункте задания требуется выбрать необходимый режим ЦЧ, обеспечивающий выполнение требований задания

4. При выполнении п. 5 необходимо иметь в виду, что частота f и период Т связаны формулой 1 = f T и f = - T. Поэтому

необходимо предварительно выяснить, какое измерение обеспечит большую точность: прямое или косвенное.

5. При выполнении п. 6 предполагается, что измеряемая вели­чина является случайной величиной. Проведение многократных на­блюдений позволяет рассчитать
а) среднее арифметическое значение измеряемой величины



б) среднее квадратическое отклонение каждого отдельного наблю­дения



в) среднее квадратическое отклонение Тср



ЛИТЕРАТУРА

1. Электрические измерения / Байда Л. И., Добротворский Н. С., Душин Е. М. и др.: Под ред. А. В. Фремке и Е. М. Душина.—Л.: Энергия, 1980.—392с.

2. Кушнир Ф. В. Электрорадиоизмерения: Учебное пособие для вузов,— Л.: Энергоатомиэдат, 1983.—320 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К-652 министерство образования icon Уроках биологии в 7 классе. Группа
Министерство образования и науки российской федерации министерство образования московской области государственное образовательное...
К-652 министерство образования icon Свердловской области министерство общего и профессионального образования свердловской области
В целях информирования обучающихся, их родителей (законных представителей) Министерство общего и профессионального образования Свердловской...
К-652 министерство образования icon Книга здоровью мало полезна, в ней и микроб, и вирус. Множьте там...
Министерство образования и науки не только плохо соотносит свою деятельность с реальными потребностями общества и государства. Министерство...
К-652 министерство образования icon Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
К-652 министерство образования icon Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
К-652 министерство образования icon Долгожители села Бураево
...
К-652 министерство образования icon Министерство образования и науки красноярского края
...
К-652 министерство образования icon Министерство образования и науки российской федерации
Об утверждении перечня вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную...
К-652 министерство образования icon Программа: Министерство образования РФ «Программа основного общего...
Календарно- тематическое планирование уроков английского языка в 9 А, Б, в классах
К-652 министерство образования icon З. Б. Кипкеева
Министерство образования российской федерации ставропольский государственный университет
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции