Книга предназначена для студентов, в первую очередь тех, кто поже




Скачать 6.35 Mb.
Название Книга предназначена для студентов, в первую очередь тех, кто поже
страница 1/57
Дата публикации 18.06.2014
Размер 6.35 Mb.
Тип Книга
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

УДК 616.89



Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. Введение в клиническую психиатрию
(пропедевтика в психиатрии). — Н.Новгород: Изд-во НГМА, 1998 г. — 426 с.

Руководство представляет собой фундаментальный труд, полностью
посвященный пропедевтике в психиатрии. Подробно рассматриваются се-
миотика, симптомы и синдромы психических болезней, вопросы клиничес-
кого исследования душевнобольных, диагностики и деонтологии в психи-
атрии. Отдельная глава посвящена психосоматической медицине.

Эрудиция и широта взглядов авторов позволяет им ссылаться как на
русских, так и на зарубежных психиатров (немецких и французских).

Книга предназначена для студентов, в первую очередь тех, кто поже-
лает связать свою врачебную деятельность с психиатрией, интернов, кли-
нических ординаторов, психиатров-практиков и невропатологов, препода-
вателей психиатрии.

Георгий Васильевич Морозов — академик РАМН, длительное время
руководил институтом обшей и судебной психиатрии им. В.П.Сербского.
Автор многочисленных публикаций по клинической, судебной и социаль-
ной психиатрии, в том числе книг: "Ступорозные состояния", "Алкого-
лизм", "Судебная психиатрия", "Руководство по психиатрии".

Николай Георгиевич Шумский — доктор медицинских наук, старший
научный сотрудник. Автор монографии "Диагностические ошибки в су-
дебно-психиатрической практике", соавтор клинических глав в руковод-
ствах по психиатрии (1983, 1988 гг.), в книгах: "Алкоголизм", "Справочник
по психиатрии".

По вопросам приобретения книги

обращайтесь в Издательство НГМА по адресу:

603002, Нижний Новгород, а/я 22

Тел.: (095) 189-99-35
Тел.: (8311^23-83-55

ВОЗМОЖНО ПОЛУЧЕНИЕ КНИГИ
СО СКЛАДА В МОСКВЕ

ВВЕДЕНИЕ

"G'ouvrier qui veult bean paroitre, il doit son sujet conoitre" .*

A.Paret.

"Без всякого ложного чувства, без всякого страха
быть обвиненным в предвзятости, в пристрастии к
избранной специальности можно сказать, что пси-
хиатрия имеет полное и законное право на очень
пристальное внимание со стороны врача. Главной
целью преподавания любой отрасли клинической ме-
дицины вляется развитие у молодого врача медицин-
ского мышления... И вот психиатрическое мышление,
мышление врача-психиатра — это можно сказать с
определенностью и без всякой натяжки — является
по необходимости и очень углубленным и очень
широким... Среди медицинских специальностей наи-
более серьезным является мышление врача-интерниста,
и вот можно сказать, что психиатрическая точка зре-
ния целиком включает в себя точку зрения врача^интер-
ниста, оставляя еще очень большое место для целого
ряда других, новых соображений".

П. Б. Ганнушкин.

Пропедевтика (греч. propaideuo "предварительно обучаю") — ввод-
ный курс в клиническую дисциплину, предполагающий обучение мето-
дам клинического обследования больного, семиотике болезней, относя-
щихся к данной дисциплине, и воспитание профессиональных черт лич-
ности врача на основе медицинской деонтологии.**

В формировании врача-профессионала роль пропедевтики трудно пе-
реоценить. Она создает основу для последующего успешного изучения ча-
стных разделов отдельных медицинских дисциплин. Более того, усвоение
пропедевтики способствует развитию медицинского мышления и той его
части, которую называют клиническим мышлением.


* "Достигнуть мастерства лишь тот сумеет, кто делом в совершенстве
овладеет" (фр.)

** Энциклопедический словарь медицинских терминов. Г. II. М., 1963, с. 378.


ISBN 5-86093-010-0


) Г. В. Морозов, Н. Г. Шумский, 1998



Мышление медицинское — умозаключение о сущности, значении и
путях развития обнаруживаемых патологических расстройств и спосо-
бах воздействия на них с целью их устранения или ослабления. Мыш-
ление клиническое — способность врача рассматривать образ жизни че-
ловека и внутреннюю картину его болезни — субъективную оценку
больным своего физического и душевного (психического) состояния и
его психологические реакции на них с точки зрения полученных вра-
чом специальных знаний.*

Развитие медицинского мышления помогает преодолеть возникнове-
ние у врача узкого практицизма с шаблонными представлениями о сущ-
ности и проявлениях различных форм патологии человека и методов их
лечения — феномена, получившего наименование "фельдшеризма".

Поэтому не будет преувеличением считать, что имеются все осно-
вания для выделения пропедевтики в специальный раздел не только в
терапии и хирургии, но и в других клинических дисциплинах — в пер-
вую очередь, в тех, для которых формирование медицинского мышле-
ния имеет первостепенное значение. К числу последних, вне всякого
сомнения, относится и психиатрия.

В психиатрии пропедевтика всегда рассматривалась в общей час-
ти. Именно здесь были разбросаны сведения, относящиеся к этому раз-
делу. Два недавно опубликованных руководства по психиатрии под-
тверждают сказанное.**

В настоящее время данные, имеющиеся в руках у психиатров, вполне
достаточны для того, чтобы в отечественной психиатрии процесс обо-
собления пропедевтики в самостоятельный раздел пришел, наконец, в
движение. Наибольшее число фактов, способствующих его осуществ-
лению, содержится в публикациях, принадлежащих А.В.Снежневскому
(1958, 1968, 1970, 1983). Без особого преувеличения можно сказать, что
монография А.В.Снежневского "Общая психопатология" (1970) с пол-
ным правом могла бы быть озаглавлена "Пропедевтика в психиатрии",
так как все разбираемые в ней вопросы самым тесным образом связаны
прежде всего с семиотикой психических болезней, а также с диагности-
кой и методами исследования в психиатрии.

* В доступной медицинской, в частности, справочной литературе, опре-
делений этих двух терминов нет. Для их написания пришлось обратиться к
помощи нескольких ученых секретарей Большой медицинской энциклопе-
дии, принимавших участие в создании Энциклопедического словаря меди-
цинских терминов (1982—1984 гг.). Сформулированные ими определения в
последующем были отредактированы А.В.Снежневским.

** Руководство по психиатрии. М., 1983. Руководство по психиатрии.
М., 1988.

Представляется целесообразным выделение пропедевтики в уче-
нии о психических болезнях в качестве самостоятельного раздела об-
щей психиатрии.

Настоящая книга, посвященная психиатрической пропедевтике, опи-
рается на то, что уже сделано в этой области А.В.Снежневским и дру-
гими отечественными авторами. Центром кристаллизации книги послу-
жили ранее написанные Г.В.Морозовым главы, посвященные основным
синдромам психических болезней, клиническому исследованию и диаг-
ностике в психиатрии.*

В настоящей книге они дополнены новыми фактами. Заново напи-
саны разделы, касающиеся симптомов психических болезней, деонто-
логии в психиатрии, а также психосоматической медицины, место ко-
торой к настоящему времени еще точно не определено. Введение в про-
педевтику раздела, посвященного психосоматической медицине, обус-
ловлено рядом обстоятельств. Психосоматическая медицина, подобно
пропедевтике, способствует формированию медицинского и клиничес-
кого мышления. Она, по мнению многих, является также теоретической
основой медицины, так как касается очень важного вопроса о соотно-
шении психического и соматического — "души" и "тела". В психосо-
матической медицине разбираются клинические вопросы, в частности
такие, которые тесно связаны с симптоматологией, существующей в
психиатрии и терапии. Психические и соматические симптомы часто
выступают здесь не в изолированном виде, а в форме сочетаний — в
ряде случаев, очень устойчивых. Это дает возможность предполагать
наличие при них единого патогенетического механизма, то есть призна-
ка, свойственного синдромам. Поэтому не является неожиданностью тот
факт, что некоторые психиатры, например, Н.Еу и соавторы (1952),
прямо пишут о наличии "основных психосоматических синдромов"
(principaux syndromes psychosomatiques). Наконец, психосоматическая
медицина немыслима без таких разделов общей психиатрии, как уче-
ние о психическом складе личности и терапия психических болезней —
как биологическая, так и психотерапия.

Со временем психосоматическая медицина найдет свое точное мес-
то в психиатрии — самостоятельное или в одном из ее разделов. Во
всяком случае, в руководствах, посвященных душевным болезням, она
должна его обрести.

Изучение психиатрической пропедевтики сопряжено с усвоением
обширной терминологии. Однозначные определения терминов существу-

: Руководство по психиатрии. Т. I. M., 1988.

ют далеко не всегда. Достаточно часто для определения одного и того
же понятия употребляются различные термины. Многие исследователи
вкладывают в употребляемые ими термины свое личное понимание.
Встречаются термины, лишенные четкого определения. Авторы настоя-
щей книги стремились употреблять точные определения и соответству-
ющие им термины. Этим обстоятельством объясняются, в частности, мно-
гочисленные ссылки на «Энциклопедический словарь медицинских тер-
минов» (1982—1984). В тех случаях, когда используемый авторами тер-
мин не имеет четкого определения, об этом говорится прямо, так как
"неточные понятия, когда они ошибочно считаются точными, больше
вредят пониманию дела, чем незнание".*

Книга предназначена, в первую очередь, для начинающих врачей-
психиатров и тех студентов-медиков, которые пожелали избрать своей
специальностью клиническую психиатрию. В определенной мере она
может служить справочным пособием и для знающих свое дело врачей-
психиатров, а также клинических ординаторов и преподавателей пси-
хиатрии.

Книга может оказаться полезной и для врачей других специальнос-
тей. Ведь "главная цель и изучения, и преподавания психиатрии долж-
на состоять в том, чтобы научить молодых врачей быть психиатрами и
психопатологами не только в больнице и клинике, но прежде всего в
жизни, т.е. относиться к так называемым душевнобольным, так назы-
ваемым ненормальным людям с тем же пониманием, с той же мягкостью,
с той же вдумчивостью, но и с той же прямотой, как к душевно здоровым;
разница между теми и другими, если иметь в виду границы здоровья и
болезни, вовсе не так уж велика".**

В том случае, если читатель пожелает расширить свои познания по
тому или иному вопросу пропедевтики, он может обратиться к библио-
графическим указателям, помещенным в конце главы, или к соответ-
ствующей ссылке. Это облегчает поиск необходимой литературы. Для
соотнесения сведений, изложенных в книге, с тем, что составляет пред-
мет частной психиатрии, желательно использовать учебники и руковод-
ства московской психиатрической школы,-представителями которой яв-
ляются авторы книги. Изложенные в книге факты в целом отражают
точки зрения, сложившиеся в этой школе.

1994 г.

* Блейлер Э. Руководство по психиатрии. Перевод с немецкого. Берлин,
1920, с. 3.

** Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М: Медицина. 1964. с. 56.

СЕМИОТИКА ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ
(Клиническая психопатология)


"Семиотика (симптоматология, семиология) — учение о признаках
(симптомах) болезней и патологических состояний".*

Динамическое изучение болезней, в том числе и психических, пока-
зывает, что выделение симптомов в качестве изолированных наруше-
ний в значительной мере условно. Симптомы всегда выступают в той
или иной совокупности, то есть в форме синдромов. Поэтому в семи-
отику входит также учение о синдромах. Однако в практических целях,
в частности, в целях обучения, выделение отдельных симптомов совер-
шенно необходимо. Знание симптомов позволяет осуществить переход
к изучению синдромов и их видоизменения в процессе болезней.

Термин "семиотика психических болезней" используется в основном
во французской психиатрии. Отечественные психиатры, говоря о симп-
томатологии психических заболеваний, употребляют термин "психопа-
тология"** или "клиническая психопатология"***, заимствованный из
терминологии, используемой в немецкой психиатрии. Это объясняется
тем, что начиная с последней трети XIX века на развитие отечествен-
ной психиатрии большое влияние оказали клинические и теоретические
исследования немецких психиатров. Их влияние особенно возросло с
начала нынешнего столетия, после наступления "эпохи Крепели-
на".**** С научными взглядами E.Kraepelin'a отечественные психиат-
ры знакомились не только по литературе. Большое число психиатров
из России побывало на Мюнхенских курсах, основанных им в 1903 г.
Среди них были и те, чьи исследования определили лицо отечественной
психиатрии в первую половину XX века.

* Энциклопедический словарь медицинских терминов. Т. III. M., 1984, с. 88.

** Снежневский А.В. Общая психопатология. Валдай, 1970, с. 5.

*** Он же. Клиническая психопатология. В кн.: Руководство по психиат-
рии. Т. I.M., 1983, с. 16.

**** Каннабих Ю.В. История психиатрии. М.—Л., 1928, с. 411.

Ориентация на немецкую психиатрию проявлялась еще и в том,
что учебники и руководства по психиатрии, переводившиеся на рус-
ский язык, почти сплошь принадлежали немецким психиатрам: W.
Griesinger'y (2 издания); Н. Schule; Th. Meinert'y; R. Kraft-Ebing'y
(3 издания); E. Kraepelin'y (5 изданий); Binswanger'y и Siemerling'y;
Th. Ziehn'y (3 издания); Е. Bleuler'y (2 издания); "Клиническая пси-
хиатрия" под редакцией Г. Груле, Р. Юнга, В. Майер-Гросса и М. Мюл-
лера. Из этих и других работ немецких психиатров была заимствована
отечественными психиатрами и соответствующая терминология. Имен-
но в немецкой психиатрии был впервые введен термин "общая психо-
патология" — как название руководства Н. Emminghaus'a (1878). В
нынешнем столетии были опубликованы "Руководство по общей пси-
хопатологии" К. Jaspers'a и "Клиническая психопатология" К.
Schneider'a, которые, особенно работа К. Jaspers'a, оказали на отече-
ственных психиатров очень большое влияние.

Разные исследователи вкладывают в понятие "общая психопатоло-
гия" различное содержание. Так, К. Jaspers (1923) считает, что в общую
психопатологию входят: симптоматология психических болезней, их те-
чение, прогноз, исход. В значительной мере общая психопатология в его
понимании соотносится с семиотикой психических болезней. Прилага-
тельное "общая" используется К. Jaspers'oM, кроме всего прочего, и с
целью противопоставления данного раздела, который он рассматривает
в качестве теории психиатрии, учению об отдельных болезнях — част-
ной психиатрии, задачей которой является диагностика и лечение.
В.П.Осипов считает, что "изучение и описание процессов больной ду-
шевной деятельности составляет содержание и задачу... психопатоло-
гии".* Большинство отечественных психиатров ставят знак равенства
между терминами "общая психопатология" и "общая психиатрия". Меж-
ду тем, в общую психиатрию, помимо симптоматологии психических
болезней, входят вопросы их этиологии и патогенеза, биологические ос-
новы психических заболеваний, их распространенность, лечение, орга-
низация психиатрической помощи, решение экспертных вопросов и воп-
росов социально-трудовой реабилитации, психогигиена и психопрофи-
лактика, вопросы юридического положения психически больных. Та-
ким образом, понятие "общая психиатрия" шире понятия "общая психо-
патология".

В середине 80-х гг. А.В.Снежневский в устных беседах неоднократно

говорил о том, что в психиатрии психопатология выполняет ту же фун-
кцию, которую в других медицинских дисциплинах выполняет пропе-
девтика. Им было высказано мнение о необходимости выделения в пси-
хиатрии пропедевтики в качестве самостоятельного раздела, в который
как составная часть должна войти психопатология, или симптоматоло-
гия психических болезней.

В данной книге основу изложения семиотики психических болезней
(психопатологии) составляет описательный принцип. Рассматривается
лишь наглядная сторона психических расстройств — психопатологичес-
кие феномены. Такой подход обусловлен задачами пропедевтики — на-
учить видеть картину психического заболевания, научить твечать на
вопросы, что происходит и как это происходит. На вопрос "почему^'
семиотика психических болезней на сегодняшний день ответить не в со-
стоянии. Это не означает, что она не стремится ответить на этот воп-
рос. О том, как это делается, будет сказано в своем месте.

* Осипов В.П. Курс общего учения о душевных болезнях. Берлин, 1923,
с. 187.

8

ГЛАВА I

СИМПТОМЫ ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

Симптом — признак патологического состояния или болезни.* Сим-
птомы психических болезней так же, как и образуемые ими синдромы,
представляют собой клиническое проявление вовне существующих пси-
хопатологических расстройств. Решение практических и теоретических
вопросов медицинских дисциплин и в их числе психиатрии предполагает
не только знание перечня свойственных им симптомов, но и систему их
соподчинения с установлением существующих между ними связей, т.е.
знание принципов их классификации. Совершенная классификация пред-
полагает знание природы расстройств. Поэтому принципы классифика-
ции симптомов психических болезней, существующие в отечественной
психиатрии, отражают собой те научные дисциплины, с помощью кото-
рых психиатры стремились постичь механизмы их возникновения. Суще-
ствует три принципа классификации психопатологических расстройств.

1. Психологический принцип. Симптомы психических болезней пред-
ставляют собой расстройства определенных психологических процес-
сов — восприятия, представления, воли и т.п. При этом всегда дела-
лась оговорка, что речь идет не об изолированном, а о преимуществен-
ном поражении той или иной функции. Психологический принцип клас-
сификации психических симптомов имел до недавнего времени наибо-
лее широкое распространение.

2. Философский, точнее философско-психологический принцип.
Симптомы психических болезней, во всяком случае их определенную
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга предназначена для студентов, в первую очередь тех, кто поже icon Учебное пособие для высших учебных заведений Составление и общая редакция
Книга предназначена для студентов, аспирантов вузов, а также окажется полезной и для всех тех, кто интересуется философией
Книга предназначена для студентов, в первую очередь тех, кто поже icon Книга издана ограниченным тиражом. Заказать книгу можно по адресу
Книга предназначена в первую очередь для представителей класса законотворчества, сотрудников правоохранительных органов, следователей,...
Книга предназначена для студентов, в первую очередь тех, кто поже icon Короткий Вадим Игоревич Практическая психология для бизнеса. М.:...
Книга предназначена для широкого круга читателей, для тех, чья нынешняя работа не позволяет реализовать свои склонности и таланты,...
Книга предназначена для студентов, в первую очередь тех, кто поже icon Логика всеединства
Книга предназначена для философов, логиков и всех тех, кто интересуется проблемами сближения гуманитарного и естественнонаучного...
Книга предназначена для студентов, в первую очередь тех, кто поже icon Книга для тех, кто хочет получать ответы «А. Максимов. Не молчи,...
«А. Максимов. Не молчи, или Книга для тех, кто хочет получать ответы»: свр – Медиа; Москва; 2009
Книга предназначена для студентов, в первую очередь тех, кто поже icon Виктор Доброславович. Любовь или влюбленность?
Книга предназначена для тех, кто ещё верит в светлые чувства и в самое великое из них в Любовь
Книга предназначена для студентов, в первую очередь тех, кто поже icon Scientific Council of the Russian Academy of Sciences for the Study...
Книга предназначена для культурологов, историков, социологов, всех тех, кто интересуется процессами российской модернизации
Книга предназначена для студентов, в первую очередь тех, кто поже icon Д. Я. Райгородский Психология и психоанализ характера «Хрестоматия...
Книга предназначена для психологов, педагогов, юристов, криминалистов, психиатров, а так же для тех, кто интересуется проблемой человеческих...
Книга предназначена для студентов, в первую очередь тех, кто поже icon Литература учебная. Подписано в печать
Книга предназначена, в первую очередь, студентам, обучаю­щимся по специальности 031000 «Педагогика и психология». Материалы пособия...
Книга предназначена для студентов, в первую очередь тех, кто поже icon Учебник предназначен, в первую очередь, студентам как высших, так...
Учебник предназначен, в первую очередь, студентам как высших, так и средних специальных учебных заведений, а также слушателям различных...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции