МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
городского округа Железнодорожный Московской области
__________________________________________________________________
ул. Новая, д. 34 8-495- 527-55-37
Мониторинг
состояния работы по профилактике суицидов среди несовершеннолетних
в МБОУ НШ №13
Характеристика имеющихся документов по профилактике детского суицида:
Конституция РФ.
ФЗ № 120 «Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и дополнение.
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
ФЗ «Об образовании».
Конвенция ООН о правах ребенка,1995 г.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении
Методические рекомендации Минобразования России по организации деятельности классного руководителя в образовательном учреждении
Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей
Федеральный закон о наркотических средствах и психотропных веществах (извлечение).
Федеральный закон «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (извлечение)
Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде
«Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Правила поведения учащихся.
Должностные инструкции: заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, классного руководителя.
Положение о внутришкольном учете, Совете профилактики, ПМПК.
Социальный паспорт школы.
Документация классного руководителя по вопросам профилактики:
Список органов самоуправления класса и поручений учащихся
Список занятости учащихся в дополнительных объединениях
Социальный паспорт класса
План воспитательной системы на учебный год
Тематика родительских собраний на учебный год
ИПС на детей, состоящих на учете «группы риска»
Документация заместителя директора по ВР по вопросам профилактики:
План работы детских организаций
Расписание работы кружков.
Статистические данные о занятости учащихся в дополнительных объединениях.
План воспитательной работы школы на год.
Комплексный план работы по профилактике совместно с субъектами профилактики.
- Списки учащихся, состоящих на учете в «группе риска», ОДН, КДН, употребляющих ПАВ.
соглашения с родителями на детей, состоящими на учете в «группе риска».
План работы и протоколы заседаний МО классных руководителей
Оперативная информация из ОДН
Рекомендации, анкеты, памятки в помощь классному руководителю по профилактике
Планы проведения месячников и дней профилактики среди несовершеннолетних.
План проведения родительского всеобуча, тематика общешкольных родительских собраний.
2. Межведомственное взаимодействие.
В рамках межведомственного взаимодействия, в МБОУ НШ №13 составлен план работы включающий:
Лекции сотрудников полиции об ответственности за преступления и правонарушения;
Беседы специалистов ОДН, КДН, опеки и попечительства с учащимися о вреде курения, алкоголизма, наркомании;
Участие в мероприятиях по профилактике наркомании и вредных привычек на базе школьной библиотеки;
Беседа сотрудников ОДН с родителями обучающихся «Права и обязанности граждан»;
Семинары для классных руководителей и учителей
«Психология подросткового периода»;
Посещение театров, музеев, выставок, г. Москвы и Подмосковья;
Работа с сотрудниками ОДН г. Железнодорожный на базе школы (индивидуальные беседы, лекции, организационные вопросы по работе с семьями «группы риска и т.д.).
3. Мероприятия (программы) по профилактике детского суицида (Программы воспитательной работы).
План мероприятий по социально-психолого-педагогическому просвещению родителей, направленный на формирование ценностей семьи, ответственного родительства, в МБОУ НШ №13 на 2013-2014 учебный год
№
п/п
|
Мероприятие
|
Сроки проведения
|
Ответственные
|
1
|
Диагностика учащихся «группы риска», направленная на выявление микроклимата в семье.
|
В течение года
|
Соц. педагог, педагог-психолог
|
2
|
Индивидуальные беседы по взаимоотношениях в семье, направленные на профилактику внутрисемейных конфликтов
|
В течение года
|
Соц. педагог, педагог-психолог, кл. руководители
|
3.
|
Классные часы, беседы с учащимися, посвященные формированию семейных ценностей.
|
В соответствии с индивидуальным планом внеклассной-воспитательной работы кл. руководителя
|
Кл. руководители
|
4.
|
Планирование, подготовка, проведение мероприятий, конкурсов, экскурсий, походов совместно с родителями
|
В соответствии с индивидуальным планом внеклассной-воспитательной работы кл. руководителя
|
Кл. руководители. зам. директора по ВР.
|
5.
|
Разъяснительные индивидуальные и групповые беседы с учащимися, направленные на информирование детей о их правах и обязанностях, о работе службы детского доверия
|
В течение года
|
Соц. педагог, педагог-психолог, кл. руководители, зам. директора по ВР
|
6.
|
Дни правовых знаний для учащихся 1-4 классов
|
1 раз в год
(декабрь)
|
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса, классные руководители, сотрудники правоохранительных служб
|
7.
|
Рейды в семьи, состоящие на внутришкольном учете с целью выявления условий проживания учащихся
|
Не реже 1 раза в четверть
|
Классные руководители, социальный педагог, сотрудники ОДН, органов опеки,
|
8.
|
Ежедневный мониторинг физического, психологического и социального состояния учащихся
|
Постоянно
|
Классные руководители, социальный педагог, администрация школы, медицинский работник
|
Работа с родителями
|
1.
|
Проведение индивидуальных бесед, занятий с родителями, разработка памяток для родителей по воспитанию и обучению детей, формированию ценностей «ответственного родительства»
|
В течение года
|
Соц. педагог, педагог-психолог, кл. руководители,
|
2.
|
Тематические классные родительские собрания, направленные на формирование ценностей «ответственного родительства»
|
В соответствии с планом воспитательной работы кл. руководителя
|
Кл. руководители
|
3.
|
Общешкольное родительское собрание на тему: «Роль семьи и школы в профилактике правонарушений и безнадзорности», направленные на формирование ценностей «ответственного родительства» и устойчивых моделей воспитания детей без применения насилия
|
Ноябрь
|
Зам. директора по ВР
|
4.
|
Планирование, подготовка, проведение мероприятий, конкурсов, экскурсий, походов совместно с родителями
|
В соответствии с индивидуальным планом внеклассной-воспитательной работы кл. руководителя
|
Кл. руководители. зам. директора по ВР.
|
Работа с педагогическим коллективом
|
1.
|
Проведение индивидуальных бесед с педагогами, тренингов посвященных основам формирования ценностей «ответственного родительства» и устойчивых моделей воспитания детей без применения насилия
|
В течение года
|
Соц. педагог, педагог-психолог, кл. руководители, зам. директора по ВР
|
2.
|
Педагогический совет
|
В соответствии с планом воспитательной работы
|
Зам. директора по ВР
|
3.
|
Психолого-педагогическая просветительская работа с педагогами, направленная на укрепление детско-родительских отношений, профилактику внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье и в образовательном учреждении, способствующей эффективному воспитанию, обучению и развитию ребенка.
|
В течение года
|
Соц. педагог, педагог-психолог, кл. руководители, зам. директора по ВР
|
|
1.
|
Размещение информации о службе детского доверия и телефонах детского доверия на спец. стендах в ОУ, на сайте ОУ.
|
В течение года
|
Педагог-психолог, зам. директора по ВР
|
2.
|
Размещение информации о проведенной работе, посвященной основам формирования ценностей «ответственного родительства» и устойчивых моделей воспитания детей без применения насилия
|
В течение года
|
зам. директора по ВР
|
Профилактическая программа «Все цвета, кроме чёрного».
Профилактические акции «Здоровье – твоё богатство».
4. Методы выявления семей с детьми группы риска по суицидальному поведению
Социальный педагог и педагог-психолог используют в работе с учащимися методические пособия «Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка», «Реабилитационная работа с семьёй «группы риска», «Комплексные реабилитационные программы», разработанные Комитетом социальной защиты населения Московской области, а также методы наблюдения, беседы.
В работе используется проведение диагностических тестов в классах:
-наличие депрессии,
- проблемы в школе,
- черты моего характера, вызывающие проблемное поведение;
- я и моя семья;
- уровень тревожности.
5. Научно-методическое обеспечение профилактической работы.
В школе имеются в наличии методическая литература, материалы по профилактике детского суицида:
Методические рекомендации МО МО по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних.
Методические рекомендации МО МО «Профилактика детских и подростковых суицидов».
Методические рекомендации МО МО «Профилактика делинквентности как формы отклоняющегося поведения».
Методические рекомендации МО МО
«Организация работы по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях».
|
|
Инструктивно-методические рекомендации по организации работы «Профилактика суицида среди несовершеннолетних в школе», включающие:
- Белоус Е.Н. Методы сбережения здоровья воспитанников в педагогическом процессе.
|
- Есикова Е.А Профилактика юношеского суицида.
|
- Афанасова Л.В.,Воронова Т.М. Организационные условия проведения профилактики суицидального поведения школьников.
|
- Коренкова Л.Н. Будьте мудрыми и здоровыми, или «Образование сердца» - программа формирования нравственно богатого, физически здорового гражданина-патриота.
|
- Неверов И. Специфика подготовки психолога для работы в различных учреждениях.
|
- Пиуновская Н. Пифагорейское учение о здоровье в современном мире.
|
- Покидова А.Д. Психологические особенности развития речи у детей с нарушением зрения: история исследований, перспективы.
|
- Левичева Л.В. Влияние родительского отношения на психологическое здоровье ребенка .
|
- Арапова Е.А. Профилактика депрессии как основной компонент в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.
|
- Нестерова Е.М. Профилактика суицидального поведения в образовательной среде.
|
- Шустова Г.Н. Здоровье – богатство на все времена.
|
- Савушкина В.С. Сказкотерапия как метод диагностики и профилактики суицидального поведения подростков.
|
- Шамлова М.Ю. Социальная реабилитация подростков методом музыкотерапии.
|
- Протоиерей Михаил Сокрутов Работа с молодежью в современном обществе (Опыт Зарайского благочиния).
- Борисова Л.В. Черлидинг как средство пропаганды здорового образа жизни среди учащейся молодёжи.
Материалы используют в работе педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители при проведении классных часов, профилактических акций, индивидуальных бесед с учащимися.
В школе имеется программа по
6. Информационное обеспечение профилактической работы МБОУ НШ №13.
|
На сайте образовательного учреждения в разделе «Социльно-педагогическая деятельность» размещена информация: «Телефоны доверия», презентации «Семья без жестокости», статья «Работа совета по профилактике», презентация для родителей «Культура общения», Закон №148/2009-03, «Рекомендации родителям и педагогам», «Советы родителям», «Если ребёнок ушёл из дома», «Принципы отношений», «5 уроков успеха». Родители и учащиеся имеют возможность обращений к специалистам ОУ через сайт школы, а также через «Электронный дневник».
7. Мероприятия по профилактике суицида, проводимые в рамках работы с учащимися.
Профилактические акции «Здоровье - твоё богатство» проводятся 3 раза за учебный год. В рамках акции, с учащимися школы проводятся профилактические беседы, конкурсы рисунков, «Весёлые старты», викторины. При подготовке и проведении мероприятий активную помощь оказывают родители.
Работа с учащимися
• исследование социального статуса учащихся и их семей ( сентябрь, отслеживание соц. пед. мониторинга);
• исследование уровня адаптации ( по мере поступления учащихся в школу);
• исследование уровня тревожности ( работа кл. руководителей в течение года);
• оценка способов реагирования на конфликтные ситуации. ( работа кл. руководителей в течении года);
Занятие с элементами тренинга «Подросток и конфликты». ( работа кл. руководителей в течении года);
Классный час в рамках антинаркотической акции «Пропаганда здорового образа жизни». (1 раз в четверть)
Тематические кл. часы о толерантности, взаимопомощи, семейных ценностях, традициях проводятся в течении года.
Работа с педагогами Методические объединения для классных руководителей по темам:
• «Влияние тревожности на статусное положение подростка в классе»;
• «Как помочь детям справиться с горем»;
• «Алгоритм и стратегия работы с суицидом»;
• «Психологическая помощь в кризисных ситуациях».
Выступления социального педагога на тематических семинарах: • «Проблема правонарушений.
Социально-педагогическая деятельность в работе с безнадзорными детьми»;
• «Социально-педагогическая помощь при суицидальном поведении».
Работа с родителями ( в течение года) Выступления на родительских собраниях по темам:
• «Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации»;
• «Это должен знать каждый родитель»;
• «Негативные стили воспитания в семье»;
• «Дети без вредных привычек»;
• «Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации»;
• «Конструктивные детско-родительские отношения».
8. Формы повышения квалификации работников ОУ.
Курсы повышения квалификации «Разработка программы коррекционной работы», педагог-психолог.
Мероприятия в рамках реализации программы диссеминации передового педагогического опыта организовано посещение семинаров и консультаций в школе 8 вида:
- Семинары «Инклюзивное образование», «Правовые основы инклюзии в образовании», «Изменение функций ПМПК в современных условиях образования», «Психическое здоровье ребёнка: норма, патологии, профилактика».
- Консультации для педагогов-психологов и учителей «Организация школьных ПМПК», «Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования».
9. Формы работы с родителями по профилактике детского суицида
Анкетирование, тестирование учащихся и родителей с целью выявления детей, находящихся в состоянии тревожности, в трудной жизненной ситуации.
Ориентация деятельности педагогов, классных руководителей на необходимость изучения проблем семьи, подростков и молодежной среды.
Проведение лекций, семинаров, круглых столов, тренингов для учителей, для родителей по профилактике суицида среди детей и подростков.
Оформление стендового материала для родителей.
Родительские собрания: «Причины подросткового суицида», «Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях», «Как воспитать гармонические отношения родителей и детей».
10. Виды деятельности с участием волонтёров:
Организация общешкольных праздников, выставок, мастер-классов, «трудовой десант».
11. Наиболее значимый опыт (технологии) работы по профилактике детского суицида
В МБОУ НШ №13 налажена система совместной деятельности педагогов, соц. педагога, классных руководителей, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, толерантное воспитание, вовлечение в совместное коллективное и индивидуальное творчество учащихся, выбор здорового образа жизни.
12. Общая оценка деятельности по организации работы с детьми и молодёжью по профилактике суицидальных намерений.
Результат работы: в классных детских коллективах снижено количество детей-изгоев, налажены доверительные отношения классных руководителей и учащихся, своевременно предотвращаются конфликты в классе, родители обращаются за педагогической и психологической помощью к администрации школы, учителям.
Директор МБОУ НШ №13: ______________ /Морозова Н.А./
Социальный педагог: _____________ /Анисимова В.А.\
|