МОСКВА 2004 ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГЕНЕЗИС»
 К. Фопель
Уверенное управление
ТРЕНИНГ КОУЧИНГ САМОРАЗВИТИЕ
 МОСКВА 2004 УДК 316.6 ББК 88.5 Ф 789
Фопель К.
Ф 789 Уверенное управление. Тренинг, коучинг, саморазвитие / Пер. с нем. — 2-е изд. — М.: Генезис, 2004. — 122 с. — (Серия «Бизнес-психология»)
Книга представляет собой сборник упражнений, предназначенных для развития профессионально значимых качеств руководителей. Они помогут менеджерам осознать свои сильные стороны и опираться на них в дальнейшем профессиональном и личностном росте, научат легче справляться не только с внешними трудностями, но и с внутренними проблемами и конфликтами, отнимающими много сил и приводящими к стрессу.
ISBN 3-89403-631-1 (нем.) ISBN 5-98563-020-Х (рус.) Книга адресована специалистам, занимающимся коучингом, организационным консультированием, бизнес-тренерам. Она будет полезна и менеджерам, которые заботятся не только о ситуативном успехе, но и о подлинной самореализации и саморазвитии как неотъемлемых составляющих любого настоящего бизнеса.
© by iskoprcs*, Nnlzhiiuscn, 1997 © Издательство «Генезис», 2004 © М. Янкопп, псрспол, 2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
о vCx "Vt^ (К vCiOJVb
«...Налицо фопелизация всей страны...»
(Из разговора у книжного прилавка)
Работы К. Фопеля органично вписались в круг наиболее популярной литературы по бизнес-психологии. Интеллектуальные, творческие, необыкновенно полезные книги, без которых сегодня многие не представляют своей работы. Автор хорошо известен российскому читателю как неиссякаемый источник интересных идей и творческих упражнений, украшающих любой тренинг.
И вот перед нами долгожданная новая книга К. Фопеля. В ней представлены упражнения, предназначенные для работы с менеджерами и отобранные автором в течение его многолетней работы в различных организациях.
В бизнес-среде психотерапия сейчас не в моде. В почете сегодня не личностный рост, а рост профессиональный. Все тренируют навыки: навыки уверенного поведения, навыки взаимодействия с клиентом, навыки ведения переговоров ... Это эффективно до поры до времени, потому что сменить «пиджачок», оболочку, не меняясь внутренне, очень сложно.
Многим из нас знакома такая картина: успешный менеджер эффективно продвигается по службе, однако выполнение многих функций ему дается с большим трудом. Колоссальных, титанических усилий стоит заставлять себя выступать на собраниях, управлять людьми, да и просто общаться с ними. Навыки руководителя у него есть, но нет глубинной уверенности в себе, нет собственного внутреннего разрешения на управление.
С таким человеком нелегко коллегам и особенно подчиненным. Зачастую в его действиях и словах сквозит самоутверждение, стремление подавить, унизить других. И главное: какой ценой дается ему роль начальника?
Его внутренний ребенок протестует против насилия, против жестких реалий современного бизнеса, а организм мстит психосоматическими заболеваниями — результатом внутренней и внешней неконгруэнтности, отсутствия лада с самим собой.
К счастью, сегодня уже не только специалисты-психологи понимают, что одних навыков недостаточно, что движение должно происходить навстречу — личностный рост, осознание и развитие своих сильных сторон и одновременно обучение и наработка профессиональных навыков.
Поэтому тренинги в России все чаще характеризуются отсутствием традиционной дрессуры сотрудников, простого натаскивания, выработки навыков правильно стоять, улыбаться, кивать как китайский болванчик и говорить правильные слова.
Предложенные в этой книге упражнения позволяют работать с профессионально значимыми качествами менеджера. Они помогут участникам тренинговых групп (а также тем, кто, взяв в руки эту книгу, задумается над поставленными в ней проблемами и попробует самостоятельно или с помощью психолога над ними поработать) осознать свои особенности и сильные стороны и опираться на них в дальнейшем профессиональном и личностном росте. Это позволит легче справляться не только с внешними трудностями, но и с внутренними проблемами и конфликтами, создающими напряжение, отнимающими много сил, заставляющими постоянно жить в условиях стресса.
Предлагаемые упражнения предназначены в основном для групповой работы, однако они могут использоваться и в ин-
6 7 От издательства К. Фопель. Уверенное управление
дивидуальном консультировании, а также выполняться самостоятельно.
Среди тем, к которым обращается автор, наиболее интересны, на наш взгляд, следующие:
поиск собственных скрытых ресурсов;
осознание своих отношений с руководством и подчиненными;
умение вызывать доверие;
поддержание внутреннего тонуса, отдых и восстановление сил;
взаимоотношения со временем.
Книга содержит ролевые игры, воображаемые путешествия, метафорические истории, темы для групповых дискуссий.
Книга К. Фопеля предназначена для специалистов, которые занимаются коучингом, организационным консультированием, проводят бизнес-тренинги. Безусловно интересна и полезна она будет и для умных и дальновидных менеджеров, которые заботятся не только о ситуативном успехе, но и о подлинной самореализации и саморазвитии как неотъемлемых составляющих любого настоящего бизнеса.
Андрей Браткин, Ирина Скоробогатова, бизнес-тренеры
К. Фопель. Уверенное управление
О
В психотерапии ты учишь пациента использовать многое из того, что он уже знает, и знает давно, но не помнит об этом.
Милтон X. Эриксон
Книга «Уверенное управление» отражает результат моей работы с менеджерами во многих организациях. Если задуматься о том, какого человеческого качества часто не хватает руководителям, то в первую очередь стоит упомянуть о недостатке смелости и уверенности. Я нашел три существенных момента, которые повергают менеджеров в состояние страха и робости:
Они испытывают сложности из-за своей отделенности от остального коллектива и не в состоянии найти в этом положении позитивные стороны.
Нередко они работают, не видя широкой перспективы, и в результате упускают возможность приспособиться к новым условиям, быстро изменить тактику и выстроить сложные комбинации.
Они часто сталкиваются с проблемой недостатка доверия как к самому себе, так и к другим и не испытывают уважения к своим коллегам и партнерам по бизнесу.
Современная ситуация в бизнесе требует от нас просто-таки фантастического мужества и уверенности. Не только для того, что-
От автора 9бы вести дела и делать это успешно, но и для того, чтобы держаться на уровне достигнутых результатов, так как конкуренция и требования бизнеса на фоне европейской интеграции становятся все жестче.
Поэтому я считаю, что для руководителей предприятий и фирм тренинги по управлению необходимы — они помогут возродить старые добрые ценности: уверенность и решительность. Естественно, не нужно ни от кого в обязательном порядке требовать обладания этими качествами. Никто не обязан строить из себя смельчака. Но мы можем заняться созданием предпосылок для того, чтобы менеджеры стали более уверенными, решительными и оптимистичными. При помощи семинаров и тренингов можно создать условия для обучения менеджера лучшему использованию своего потенциала. Предложенные в этой книге упражнения позволят достичь этой цели.
Каждое упражнение посвящено определенной теме. В разделе «Цель» содержатся предложения и пояснения, которые будут полезны ведущему.
В ходе получения инструкции слушатели постепенно вводятся в проблематику, активизируя свой опыт и готовясь к дальнейшей работе.
В самих упражнениях используются различные обучающие методики: действия, имитации, ролевые игры, воображаемые путешествия, метафорические истории, элементы терапии искусством, театра импровизаций и творческого письма.
Я постарался выбрать темы и учебные процедуры так, чтобы они дополняли уже имеющиеся материалы для тренинга. При проведении упражнения помните о том, что все указания следует давать постепенно, с большими паузами, чтобы дать участникам время на размышление. Это поможет им воспользоваться не только наработанным опытом, но и собственными бессознательными знаниями. Как правило, одно упражнение занимает полтора-два часа. Вопросы в разделе «Подведение итогов» предназначены для ведущего, они помогут правильно завершить упражнение.
Работа с менеджерами увлекательна, но одновременно требует от вас напряжения сил. Как ведущий вы должны стоять 11 на максимально нейтральной и твердой позиции, чтобы помогать процессу обучения, а не мешать ему. Наилучшую основу для такого обучения мы можем найти только в своем собственном опыте, жизненных обстоятельствах. И прежде всего я желаю вам, чтобы в конце каждого дня занятий вы сами хорошо восстанавливались для успешной работы на следующий день.
Клаус В. Фопель
От автора


ТТрМ1Л,ОЛ C&WL
lOjoOMij ггуАнл/ио
Для того чтобы упражнения использовались более эффективно, я решил по-новому расставить акценты в этой книге. Изменения последних лет обострили старую проблему, которую мы обозначили как проблему неуверенного в себе менеджера. Сейчас многие управленцы не без оснований задают себе вопросы о будущем. Им известно, что мировая экономика изменяется быстрыми темпами, но они не знают, пойдут ли эти изменения им на пользу или, наоборот, станут непреодолимым препятствием. Прежде всего менеджеры боятся потерять работу. На многих предприятиях и фирмах качественный и количественный состав управляющего персонала постоянно меняются. Это касается и Соединенных Штатов, и Японии, и Европы. Яркий пример — стратегия такой консервативной фирмы, как «Даймлер-Бенц», которая сократила около 500 менеджеров и понизила таким образом свои расходы на персонал.
rjp ICO Ov
Управленцы сейчас находятся в состоянии жестокого стресса и чувствуют себя как никогда неуверенно. Американский психолог Аллан Катчер спрашивал менеджеров высшего звена о том, что, по их мнению, подчиненные никогда не должны о них узнать. Почти все дали одинаковый ответ: все они больше всего боятся того, чтобы их подчиненные не узнали, как неуверенно и неком-петентно они чувствуют себя на своей должности'. Менеджеры среднего звена также чувствуют себя все более неуверенно. Эти в большинстве своем консервативные мужчины (немногие женщины-менеджеры, занимающие подобные должности, принадлежат к наиболее гибким представителям этой прослойки) не любят перемен, даже если предприятие по-настоящему в них нуждается. Ведь it ситуации перемен они вынуждены расставаться с упорядоченной жизнью и реагируют на этот процесс негативно. Необходимо отметить, что рабочая нагрузка большинства руководящих работников значительно увеличилась. Современная экономика сочетает сокращение персонала и безработицу с более длинным рабочим днем для тех, кто сохранил свои рабочие места. Английский автор теории менеджмента Чарльз Ханди облек эту закономерность в следующую формулу: предприятия пытаются работать, используя труд сотрудников, которых вполовину меньше, чем требуется, платят им двойную зарплату, но работать заставляют за троих. Конечно, это преувеличение, но Ч. Ханди верно подметил, что руководящие работники сейчас работают намного больше, чем раньше. Гарвардский экономист Джульетт Шор отметила, что американцы в 1989 году работали на четыре недели в году больше, чем американцы в 1969 году2.
Кроме проблемы увеличения продолжительности рабочего времени, существует проблема нового стиля работы. Управленцы имеют в подчинении больше сотрудников, они должны выполнять больше функций и действовать гибко. Тот, кто не готов напряженно работать и уделять фирме много времени, почти не имеет шансов продвинуться вверх по карьерной лестнице. Главной проблемой управляющих работников в современном мире является не потеря работы, а вступление в новую должность. Возможность остаться безработным и не иметь возможности найти новую работу из-за каких-либо обстоятельств — эти факторы как дамоклов меч висят над душой каждого из работников. А
См.: Micklethwait J., Wooldrigde A. The Witch Doctors, Making Sense of the Management Gurus. New York: Random House, 1996. P. 57.
Там же. P. 206. Предисловие ко второму изданию
фирмы используют их неуверенность в завтрашнем дне, чтобы ставить задачи, требующие все большего напряжения сил и отдачи. В свете данной ситуации необходимо увеличивать свои внутренние ресурсы, чтобы сопротивляться внешнему давлению.
В этой книге приведены процедуры, которые помогут вам:
смотреть на вещи с оптимизмом;
внутренне раскрепощаться, чтобы быть творческим и дружественным партнером своим подчиненным;
повышать самооценку, которая не зависит от того, какую должность вы занимали и занимаете;
использовать свою интуицию, что необходимо в современной экономике, переживающей период быстрых изменений3.
Многие упражнения (воображаемые путешествия, медитации и визуализации) являются и антистрессовыми. С их помощью вы сможет найти свой собственный внутренний ритм и не поддаваться давлению извне, не опускать руки в сложных ситуациях.
Клаус В. Фопель
Цели
Обучение — естественное состояние любого человека, который управляет другими людьми. Важно, чтобы менеджер понимал это, был готов обучаться на протяжении всей жизни, получал от этого удовольствие, а также помнил об этом, выступая в роли учителя и наставника для своих подчиненных. Он должен не только постоянно повышать собственную квалификацию и профессионализм, но и заботиться о совершенствовании своих человеческих качеств.
« Учимся на своих ошибках Тот, кому посчастливилось работать под руководством ищущего и способного учить человека, может пройти отличную школу, просто работая с ним. Это повседневное обучение особенно ценно, оно повышает самооценку и дает сотруднику уверенность в том, что он день ото дня шлифует свое мастерство.
■ Упражнения 15
МИ

К этому надо добавить, что процесс обучения будет полным и эффективным только тогда, когда за каждым сотрудником будет признаваться право на ошибку. Учиться означает делать что-то новое, думать об этом, а новое мы не можем делать, не совершая ошибок. Хороший менеджер следит за тем, чтобы вместе с правом на особое поощрение работник хотя бы иногда имел право на совершение ошибки. В этом случае менеджеру представится возможность понаблюдать, как работник справляется с данной ситуацией и может ли извлечь урок из своего поражения.
Важно, чтобы все участники семинара или тренинга осознавали взаимосвязь между обучением и ошибками, поскольку только тогда они смогут экспериментировать и рисковать. Каждый время от времени сталкивается с пробелами в собственных знаниях и умениях, ведет себя неумело и нецелесообразно. Именно такие ситуации и будут обсуждаться в ходе работы, чтобы помочь участникам вынести из них особо ценные уроки.
Инструкция
Я очень рад тому, что вы вместе со мной сидите в этом кругу. Я буду внимательно наблюдать за вами и попытаюсь определить, кто вы и с каким опытом пришли ко мне. Вы тоже внимательно наблюдайте за мной, и, возможно, очень скоро вы поймете, нужен ли я вам, нужны ли мои советы в вашей повседневной работе и планах, которые вы предполагаете осуществить.
Наше положение некоторым образом отличается от ситуации ученик—учитель, которую вы, несомненно, помните по школьным временам. Сейчас вам уже ясно, что научиться чему-либо вы можете только сами, приложив усилия, и что другой человек в лучшем случае сможет лишь подтолкнуть вас на этом пути, сделав обучение интереснее. Я не знаю, по каким принципам вы подбираете новых сотрудников.
Считаете ли вы, что работник должен выполнять задания самостоятельно? Или вы ищете кого-то, кто не допускает ошибок? Или того, кто быстро обучается и интересуется всем новым? Это зависит от того, что вы сами думаете об обучении, как вы относитесь к постоянно существующему риску совершения ошибки.
Желая составить представление о каком-то человеке, не следует предлагать ему рассказывать о его успехах, потому что очень сложно оценить чей-то конкретный вклад в то или иное достижение. Мы намного быстрее обнаружим, что заложено в человеке, если у нас перед глазами будет список его потерь и неудач. Почему-то способность справляться с неудачами оценивается очень редко. Встречали ли вы что-либо подобное на собеседованиях при приеме на работу?
Ошибки, которые мы совершили, прежде всего доказывают, что мы рисковали, пробовали что-то новое. Это-то и является неопровержимым доказательством уверенности и духа предпринимательства. Конечно, иногда ошибки означают, что у нас в тот момент просто не было готовности, нужных знаний или необходимых ресурсов. Тогда интересно понять, зачем нам нужны были эти ошибки. Один, совершив ошибку, падает духом и долгое время, а то и всю жизнь, не может себе ее простить. Другой рассматривает неудачу как цену, которую он платит за свое любопытство и тягу к новому, и уверен в том, что из ошибок можно извлечь нечто весьма ценное. Он дает себе время для того, чтобы извлечь урок из произошедшего, научиться чему-либо. Мы можем рассматривать ошибки как сигнал нашего бессознательного, которое хочет передать нам важное послание. Пожалуй, это похоже на возникновение психосоматической болезни. Язва желудка порой означает не только то, что мы очень давно злимся на нашего начальника или сотрудника, но и что пришло время менять шефа или подчиненных.
Упражнения
2 Уверенное управление
Так называемые негативные феномены очень часто содержат скрытые важные указания, и нужно время, чтобы преобразовать эту шифровку в понятный текст. Возможно, вам будет интересно попробовать сделать это. Подумайте о том, совершили ли вы на своем профессиональном пути какую- либо грубую ошибку. Если вы таковую не обнаружили, это может говорить как о ваших превосходных деловых качествах, так и о том, что вам недостает смелости и отваги. Если же вы нашли у себя серьезную ошибку, тогда стоит понять, какое именно послание вы передали себе своей же ошибкой. Ничто не является случайным, и мы можем сделать свою жизнь более интересной и успешной, если будем готовы внимательно анализировать наши ошибки. Возможно, по ходу моего рассказа вы уже вспомнили свою ошибку, на примере которой будет нетрудно обнаружить, что же именно вы тогда хотели себе сказать. Подумайте над этим пару минут. Возможно, вам будет интересно обсудить свой опыт здесь и сейчас. Но если вы пока не уяснили до конца необходимость совершения ошибок, то стоит еще раз задуматься над смыслом мудрой пословицы «За одного битого двух небитых дают».
Подведение итогов
|