К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением




НазваниеК оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением
страница1/15
Дата публикации14.06.2014
Размер1.5 Mb.
ТипКнига
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО

КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ

ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА

С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО

ПРЕБЫВАНИЯ

Под ред. Е.А. Стребелевой Издание второе

Допущено Министерством образования

Российской Федерации в качестве

методического пособия

Издательство «ЭКЗАМЕН»

МОСКВА 2004

УДК 376.02 ББК 74.30 К66

Министерство образования Российской Федерации

Государственное научное учреждение

«Центр ранней диагностики и специальной помощи детям

с выявленными отклонениями в развитии»

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

Авторы:

Е.А. Стребелева (предисловие, гл. 1,2,3.1, 3.2, приложение— 1,2, 3); Ю.Ю. Белякова (гл. 1); М.В. Браткова (гл. 3.2);

И.А. Выродова (гл. 3.3, приложение — 4); Т.В. Николаева (гл. 2); Г.А. Мишина (гл. 4); Л. В. Пронина (гл. 3.2).

К66 Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах крат­ковременного пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 128 с. (Серия «Ранняя помощь»)

ISBN 5-94692-882-I

В книге дано описание системного подхода к коррекционно-педа-гогической работе с детьми третьего года жизни с органическим по­ражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида.

Книга адресована педагогам (педагогам-дефектологам, музы­кальным руководителям, педагогам-психологам), работающим с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС.

УДК 376.02 ББК 74.30

Подписано в печать с диапозитивов 24.04.2004.

Формат 84x108/32. Гарнитура «Школьная». Бумага офсетная.

Уч.-изд. л. 5,60. Усл. печ. л. 6,72. Тираж 3000 экз. Заказ № 2348

ISBN 5-94692-882-1

© Коллектив авторов, 2004

О Издательство «ЭКЗАМЕН», 2004

Оглавление

Предисловие 5

Глава 1. Организация коррекционно-педаго-
гической работы в группах кратковременного
пребывания 8

Глава 2. Методика психолого-педагогического

обследования детей третьего года жизни 15

Закономерности психофизического развития нормально развивающихся детей третьего

года жизни 15

Особенности развития детей третьего года

жизни с органическим поражением ЦНС 20

Методика психолого-педагогического обследования ребенка третьего года жизни .... 23

Глава 3. Воспитание и обучение детей третьего года жизни с органическим

поражением ЦНС 38

Основные направления коррекционно-педаго-гического процесса с детьми третьего года

жизни с органическим поражением ЦНС 38

Содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей третьего года

жизни с органическим поражением ЦНС 40

Музыкальные занятия с детьми третьего года
жизни с органическим поражением ЦНС 66

Глава 4. Работа педагога-дефектолога с роди­
телями в группах кратковременного
пребывания 81

Литература 107

3

Приложение 1. Примерная модель организации
помощи детям с органическим поражением
ЦНС в группах кратковременного пребы­
вания 109

Приложение 2. Результаты первичного комплекс­
ного психолого-педагогического обследования
детей третьего года жизни 109

Приложение 3. Пример индивидуальной програм­
мы развития ребенка раннего возраста с органи­
ческим поражением центральной нервной
системы 111

Приложение 4. Примерные конспекты музыкаль­
ных занятий 116

Предисловие

Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. В то же время педагогическая наука разработа­ла и внедрила в практику методы комплексной реабили­тации детей раннего возраста с нарушениями в развитии.

Дети с нарушениями в развитии — это дети, имею­щие отставание (искажение) в психофизическом разви­тии вследствие нарушения деятельности одного или не­скольких анализаторов (зрительного, слухового, двига­тельного, речевого) или обусловленное органическим по­ражением центральной нервной системы (ЦНС). Среди детей с нарушениями в развитии отмечается большое количество детей с органическим поражением ЦНС, ко­торые рано выявляются врачами-невропатолаогами и нуждаются в комплексном медико-психолого-педагоги­ческом воздействии.

Дети с органическим поражением ЦНС составляют са­мую представительную группу среди детей с нарушения­ми в развитии. У этих детей выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: моти-вационно-потребностная, социально-эмоциональная, мо-торно-двигательная, а также познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь). Последствия по­ражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникно­вения и качественном своеобразии всех видов детской де­ятельности и психологических новообразований и, глав­ное, в неравномерности, нарушении целостности разви­тия личности.

В специализированных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с интел­лектуальной недостаточностью больше всего детей дош­кольного возраста с органическим поражением ЦНС.

Очень важно в самом раннем возрасте у таких детей определить индивидуально-психологические особеннос­ти, затем разработать содержание коррекционно-педаго-гической работы с ними, а также оказать психологичес­кую помощь родителям.

Одной из новых организационных форм коррекцион-ной поддержки детей раннего возраста с нарушениями психофизического развития являются группы кратков­ременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида либо в дошкольном учреждении комбинированного вида (Письмо Правитель­ства Российской Федерации от 29.06.99 №129/23-16).

Авторы пособия предлагают системный подход к кор-рекционно-педагогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания в дошкольных об­разовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида. Мы не зря выделили именно эту возрастную группу. Ведь в именно в 3 года начинают строи­ться помимо уже существующих отношений «ребенок— взрослый» отношения «ребенок—сверстники». К этому возрасту для родителей становятся очевидными пробле­мы в развитии малыша (не говорит, труден в поведении, не играет, не проявляет интереса к сверстникам).

В методическом пособии рассказывается, как органи­зовать коррекционно-педагогическую работу с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания; дается методика психолого-педагогического обследования; из­лагается содержание коррекционно-развивающего обуче­ния и воспитания детей; показывается работа педагога-дефектолога с родителями.

Авторы делятся своим опытом, но коррекционно-пе-дагогическая работа предполагает большую гибкость. Время освоения содержания строго индивидуально и за­висит от целого комплекса причин, определяющих струк­туру нарушения у конкретного ребенка. Представленные в пособии материалы, изложенные в соответствии с ос­новными линиями развития ребенка, помогут в разработ­ке индивидуальной программы обучения воспитанников.

Распределение материала в соответствии с основны­ми линиями развития ребенка раннего возраста дает воз­можность учитывать онтогенетический принцип разви­тия, а также индивидуальные и возрастные особенности

6

развития каждого воспитанника при построении коррек-ционно-образовательного процесса. Это позволит сформи­ровать ведущую деятельность (предметную), т.е. то, что своевременно не появилось у проблемного ребенка, со­здать основные предпосылки к возрастным психологи­ческим новообразованиям (восприятие, наглядно-дей­ственное мышление, потребность в общении и речь), сде­лать воспитательный процесс целостным, а обучение — непрерывным.

Содержание индивидуальной программы разрабаты­вается на основе информации и анализа собранных дан­ных, полученных в процессе психолого-педагогического обследования ребенка и в результате анализа социальных условий его воспитания (беседа с его родителями, наблю­дения за характером взаимодействия матери со своим ре­бенком). Специалисты дают оценку «актуального» и «по­тенциального» уровня развития ребенка, определяют ха­рактер и степень выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность индивидуальных трудностей ребенка, определяют сферы воздействия в целях коррекции или сглаживания остро­ты проблемы.

Методическое пособие адресовано педагогам (педаго-гам-дефектологам, музыкальным руководителям, педа­гогам-психологам), работающим с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС, в условиях групп крат­ковременного пребывания, в центрах психического здо­ровья, реабилитационных центрах, а также руководите­лям этих дошкольных учреждений.

Эта книга представляет собой обобщение и осмысление первого опыта экспериментальной работы с детьми ран­него возраста с органическим поражением ЦНС, которые посещали группу кратковременного пребывания в Инсти­туте коррекционной педагогики РАО, а в дальнейшем были включены в группы дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с наруше­нием интеллекта (умственно отсталых).

Глава 1

Организация

коррекционно-педагогической работы в группах кратковременного пребывания

Многолетние исследования и опытно-эксперимен­тальная работа ученых и практиков показали, что сте­пень эффективности коррекции вторичных отклоне­ний в развитии и формирования компенсаторных ме­ханизмов зависит от следующих факторов:

  • раннего выявления и раннего начала целенаправ­
    ленной коррекционно-педагогической работы;

  • содержания и методов обучения и воспитания;

  • своевременного включения родителей в коррекци-
    онно-педагогический процесс;

  • реализации единства требований к воспитанию и
    обучению ребенка в семье и дошкольном образова­
    тельном учреждении;

  • правильных форм взаимодействия разных специа­
    листов, участвующих в комплексной реабилитации
    ребенка с нарушениями в развитии.

Появилась возможность создать новые организаци­онные формы оказания коррекционной поддержки детям с нарушениями развития.

При уточнении первичного нарушения и определе­нии специфических образовательных потребностей де­тей (по заключению ПМПК) коррекционная поддерж­ка организуется в группах кратковременного пребы­вания ребенка в дошкольном образовательном учреж­дении компенсирующего или комбинированного вида.

Цель деятельности групп кратковременного пре­бывания — оказание помощи детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС, а также оказание психолого-педагогической помощи их родителям.

8

Коррекционная работа в этих группах строится на основе единства требований к воспитательному про­цессу в семье и дошкольном образовательном учреж­дении.

В группах кратковременного пребывания создают­ся специальные условия для обеспечения чувства за­щищенности, где педагоги создают атмосферу психо­логического комфорта, формируют навыки адаптив­ного поведения в новых социальных условиях, способ­ствуют появлению возрастных психологических ново­образований, коррекции и предупреждению вторич­ных отклонений в развитии малыша. К специальным условиям относятся: адекватные способы общения взрослых с ребенком; создание предметно-развиваю­щей среды (дидактические пособия и материалы, игрушки); материально-техническое оснащение (спе­циальное пространство, специальное оборудование — спортивный инвентарь, стол, стульчики, видео и аудиоаппаратура и др.); разработка индивидуальных программ воспитания, обучения и развития на каждо­го воспитанника.

Содержание индивидуальной программы состоит из двух частей. Первая часть посвящена коррекционно-развивающему обучению ребенка, вторая — работе специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психо­лога, музыкального педагога, врача-невропатолога или детского психиатра) с родителями.

Разработку программы для проведения коррекци-онно-педагогической работы с ребенком необходимо начинать с психолого-педагогического обследования уровня сформированности основных линий развития: социальной (формы общения — вербальные, невербаль­ные; способы усвоения общественного опыта — совме­стные действия, указательный жест, подражание, дей­ствия по образцу и словесной инструкции), физичес­кой (основные движения, развитие ручной и мелкой моторики), познавательной (сенсорное развитие, фор­мы мышления, представления об окружающем, раз­витие речи, предметно-игровая деятельность, предпо­сылки к продуктивным видам деятельности). Содер­жание программы должно включать в себя задачи, методы и приемы работы с ребенком, учитывающие

актуальный уровень основных линий развития ребен­ка и его потенциальные возможности, т. е. зону бли­жайшего развития. Кроме того, в программе указыва­ется, когда и в какие виды деятельности проблемный ребенок вступает во взаимодействие сначала с одним, а затем и с группой сверстников.

Работа специалистов (педагога-дефектолога, педа­гога-психолога, музыкального педагога, врача) с семь­ей планируется после изучения характера взаимодей­ствия матери с ребенком, а также с учетом уровня пе­дагогической компетентности родителей, анализа ус­ловий воспитания ребенка в семье. Индивидуальная программа планируется на небольшой период — на два или три месяца и разрабатывается по следующим на­правлениям:

  • условия и правила проведения коррекционно-педа-
    гогической работы с ребенком в семье;

  • содержание работы (указываются задачи, методы и
    приемы) с ребенком по основным линиям его раз­
    вития;

  • виды деятельности в целях формирования положи­
    тельных форм взаимодействия с другими детьми;

  • формы работы с родителями: консультации, обуче­
    ние матери путем наблюдения за работой педагога-
    дефектолога с ребенком; лекции с указанием тем,
    места и времени их проведения; участие в коллек­
    тивном обсуждении проблем воспитания детей в
    семье.

Комплектование групп кратковременного пребыва­ния осуществляется по заявлению родителей и на ос­новании заключения психолого-педагогической и ме­дико-педагогической комиссий с учетом психофизи­ческого нарушения, имеющегося у ребенка.

В группы кратковременного пребывания дошколь­ного образовательного учреждения компенсирующего вида (для детей с нарушением интеллекта) принима­ются дети с органическим поражением ЦНС в возрас­те от рождения до 7—8 лет:

•дети раннего возраста (первых 2—3 лет жизни) с

органическим поражением ЦНС; • дети с умственной отсталостью умеренной формы;

10

.дети, имеющие сложную структуру нарушений; • соматически ослабленные дети с нарушением интел­лекта.

Состав группы может быть постоянным в течение одного учебного года, но прием в группу может прово­диться в течение всего года по мере поступления заяв­лений от родителей и при наличии свободных мест.

Обучение ребенка в группе кратковременного пре­бывания осуществляется 1—2 года или до его поступ­ления в образовательное учреждение.

В конце каждого года обучения психолого-педаго­гическая и медико-педагогическая комиссии по ре­зультатам обследования дают индивидуальные реко­мендации о дальнейших формах обучения ребенка.

Кратковременное пребывание детей с органическим поражением ЦНС в дошкольных образовательных уч­реждениях предполагает проведение занятий с ребен­ком различными специалистами либо ежедневно, либо несколько раз в неделю. В некоторых случаях допус­кается сокращение времени пребывания (при нали­чии тяжелой патологии, сложной структуры отклоне­ний у воспитанника и др.)

Наполняемость группы кратковременного пребыва­ния, как правило, от 6 до 10 детей, в зависимости от возраста и степени выраженности нарушений и нали­чия детей со сложной структурой нарушений. К работе с воспитанниками групп кратковременного пребывания выделяется помощник воспитателя, а также необходи­мый медицинский и обслуживающий персонал: врач-невропатолог (детский психиатр), медицинская сестра.

При выделении штатных единиц на группу и необ­ходимости введения дополнительных штатных единиц педагогического, медицинского и обслуживающего персонала можно руководствоваться Типовыми шта­тами дошкольных учреждений, утвержденными При­казом Министерства просвещения СССР от 31.12.71 № 103, и Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных Учреждений, утвержденными Постановлением Мини­стерства труда России от 21.04.93 № 88. Должностные •обязанности педагогического и обслуживающего пер­сонала группы кратковременного пребывания опреде-

11

ляются Тарифно-квалификационной характеристикой (требованиями) по должностям работников Государ, ственного комитета РФ по высшему образованию от 31.09.1995 года, № 463/1268.

Итак, в чем же заключается коррекционно-педаго-гическая деятельность специалиста в группе кратко­временного пребывания в дошкольных образователь­ных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта?

Основным специалистом, проводящим коррекцион-но-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Он изучает детей, разрабатывает индиви­дуальные программы обучения и воспитания детей в группе и в семье; составляет расписание занятий с вос­питанниками группы; проводит коррекционные заня­тия с детьми; консультирует родителей по вопросам воспитания ребенка в домашних условиях; обучает ро­дителей педагогическим приемам общения со своим ребенком.

Документация учителя-дефектолога: личное дело на каждого ребенка; индивидуальные программы на каж­дого ребенка; результаты коррекционно-педагогичес-кой работы с каждым ребенком; итоги коррекционно-развивающего обучения в группе за учебный год; зак­лючительные психолого-педагогические характерис­тики и рекомендации на каждого ребенка.

Основная форма работы учителя-дефектолога в группе кратковременного пребывания — индивидуаль­ные занятия с детьми. По возможности занятия про­водятся в небольших группах (2 ребенка), в процессе формирования у детей интереса к сотрудничеству со взрослым и с другими детьми организуется совмест­ная деятельность 3—4 детей.

Продолжительность каждого занятия с одним ре­бенком, как правило, 1 час. В это же время оказыва­ется психолого-педагогическая помощь и родителям. Коррекционные занятия с ребенком, как правило, проводятся учителем-дефектологом два раза в неде­лю, но при необходимости и по желанию родителей — чаще (через день, каждый день) или реже (один раз в неделю, один раз в две недели). Кроме того, с ребен-
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconЛогопедическая работа с детьми раннего возраста
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с органическим поражением центральной нервной системы

К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconЛогопедическая работа с детьми раннего возраста
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с органическим поражением центральной нервной системы

К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconМежрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для...
С раннего детства в жизни каждого человека появляется сказка. Их рассказывают своим детям мамы, бабушки. Дети вырастают и уже сами...

К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением icon«Реализация системно деятельностного подхода в практике комплексного...
Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития...

К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconД. Б. Эльконин Избранные психологические труды
Некоторые вопросы развития воспитательной системы для раннего и дошкольного возраста

К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconПрограмма «кроха»Г. Г. Григорьева изд. «Просвещение»
«Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду» А. В. Найбауэр Сфера 2013г

К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconПатриотическая работа
В своей работе педагоги Мугинского лицея стараются уяснить детям с раннего детства, что включает в себя понятие патриотизм. А оно...

К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Пропедевтическая система работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста

К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconПрограмма производственной педагогический (методической) практики...
Производственная (методическая) практика является составной частью образовательного маршрута студента бакалавра. Она выступает логическим...

К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
Образовательное учреждение обеспечивает развитие, воспитание и обучение детей в группах раннего и дошкольного возраста. В детском...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции