Скачать 74.2 Kb.
|
Школьная тревожность Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений. Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние. Часто в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации. Вместе с тем, несмотря на очевидность различий поведенческих проявлений, в их основе лежит единый синдром — школьная тревожность, которую не всегда бывает просто распознать. Повышенная школьная тревожность может быть вызвана как сугубо ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями ребенка (темпераментом, характером, системой взаимоотношений со значимыми другими вне школы) Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. Выделяются факторы, воздействие которых способствует формированию и закреплению школьной тревожности.
Школьная тревожность младшего школьника является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства учащегося. Адаптация пятиклассников в школе Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. В жизни пятиклассника появляется много новой информации и поэтому возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения. Пятиклассники указывают на то, что в школе стало сложнее потому что: -много учителей по разным предметам (нужно привыкнуть к требованиям каждого); -непривычное расписание уроков (новый режим); -каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов много; -новый классный руководитель. Большинство учащихся нашей школы оценивают изменения в их школьной жизни в связи с переходом из начальной школы в среднюю как позитивные: "Стало учиться интереснее, появились новые предметы, больше узнаешь новой информации", "Здесь хорошо, уроки интересные и познавательные", "появились новые интересные предметы, изменился подход к учебе", "Я стал умнее, ответственнее. Нашел хороших друзей", "Очень нравится учиться, много хороших учителей". Безусловно, есть и ребята, которые считают нагрузку в 5 классах достаточно серьезной: "трудные уроки, учиться стало сложнее", "Дольше делаю уроки, стало сложнее". Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей: - возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают; - возросший объем работы, как на уроке, так и дома; - новые требования к оформлению работ; - необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней. Появление разного рода трудностей сопровождается повышением тревожности, появлением неуверенности. Как адаптацию к пятому классу пройти успешно Рекомендации родителям, классным руководителям и учителям-предметникам 5-х классов Что необходимо учитывать руководителям, педагогам, воспитателям, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно? Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка. Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды. Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика. Что необходимо грамотно осуществлять? Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания. Процесс социализации ребенка в коллективе. Что поможет ребенку учиться успешнее? Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка. Ориентация на успех. Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий. Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей. Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях. Формирование общих учебных умений и навыков. Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования. Рекомендации педагогам, работающим в пятом классе
Для родителей пятиклассников:
В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки: 1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка. 2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне. 3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. 4. Нежелание выполнять домашние задания. 5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. 6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. 7. Беспокойный сон. 8. Трудности утреннего пробуждения, вялость. 9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие. Рекомендации родителям:
|
Отчет о результатах психодиагностического обследования учеников 10-б класса М59 Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — Спб.: Речь, 2004. — 248 с, ил. Isbn 5-9268-0300-4 |
Тревожность у детей Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт;... |
||
Шкала самооценки (тест Спилбергера-Ханина) теоретическое обоснование... Тревожность как свойство темперамента состоит в склонности, предрасположнности к состоянию тревожности в различных угрожающих ситуациях.... |
План работы школьной библиотеки на 2013 –2014 -учебный год. Миссия библиотеки Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем... |
||
Проек т школьная библиотека: новые возможности юного поколения цель проекта В нашей библиотеке разработаны и активно претворяются в жизнь долгосрочные проекты – «Школьная библиотека: новые возможности юного... |
«Полезный выбор» школьная профилактическая программа Проекта хоуп.... «Полезный выбор» — школьная профилактическая программа Проекта хоуп. Программа создавалась с 1997 по 2003 год разными специалистами,... |
||
«Полезные навыки» школьная профилактическая программа Проекта хоуп.... «Полезные навыки» — школьная профилактическая программа Проекта хоуп. Программа создавалась с 1997 по 2003 год разными специалистами,... |
Урока : • образовательная: обобщить знания по теме «Школьная жизнь» Оснащение урока: ноутбук, доска (экран), раздаточный материал (карточки), тетради |
||
Программа по истории и обществоведению II и III школьная ступень Общая цель учебного предмета заключается в создании предпосылок для укрепления гражданского самосознания и формирования активного... |
Файла должно быть подписано в соответствии с фамилией и инициалами... Дошкольная, школьная педагогика и психология (принимаются как теоретические статьи, так и методические разработки) |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |