Школьная тревожность




Скачать 74.2 Kb.
Название Школьная тревожность
Дата публикации 14.06.2014
Размер 74.2 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Документы
Школьная тревожность

Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений.

Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.

Часто в прак­тике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считают­ся наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда го­товят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оце­ниваются родителями и учителями как «неуправляемые», «не­внимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации. Вместе с тем, не­смотря на очевидность различий поведенческих проявлений, в их основе лежит единый синдром — школьная тревожность, которую не всегда бывает просто распознать.

Повышенная школьная тревожность может быть вызвана как сугубо ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями ребенка (темпераментом, характером, системой взаимоотношений со значимыми другими вне школы)

Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. Выделяются факторы, воздействие которых способствует формированию и закреплению школьной тревожности.

  • учебные перегрузки;

  • неспособность учащегося справиться со школьной программой;

  • неадекватные ожидания со стороны родителей;

  • неблагоприятные отношения с педагогами;

  • регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

  • смена школьного коллектива и /или непринятие детским коллективом.

Школьная тревожность младшего школьника является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства учащегося.

Адаптация пятиклассников в школе

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.

Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

В жизни пятиклассника появляется много новой информации и поэтому возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения. Пятиклассники указывают на то, что в школе стало сложнее потому что:

-много учителей по разным предметам (нужно привыкнуть к требованиям каждого);
-непривычное расписание уроков (новый режим);
-каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов много;
-новый классный руководитель.


Большинство учащихся нашей школы оценивают изменения в их школьной жизни в связи с переходом из начальной школы в среднюю как позитивные: "Стало учиться интереснее, появились новые предметы, больше узнаешь новой информации", "Здесь хорошо, уроки интересные и познавательные", "появились новые интересные предметы, изменился подход к учебе", "Я стал умнее, ответственнее. Нашел хороших друзей", "Очень нравится учиться, много хороших учителей". Безусловно, есть и ребята, которые считают нагрузку в 5 классах достаточно серьезной:
"трудные уроки, учиться стало сложнее", "Дольше делаю уроки, стало сложнее". 
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:
- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
- возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
- новые требования к оформлению работ;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

Появление разного рода трудностей сопровождается повышением тревожности, появлением неуверенности.

Как адаптацию к пятому классу пройти успешно

Рекомендации родителям, классным руководителям

и учителям-предметникам  5-х классов

Что необходимо учитывать руководителям, педагогам, воспитателям, чтобы процесс обучения, воспита­ния и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно?

Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.

Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.

Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.

Что необходимо грамотно осуществлять?

Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания.

Процесс социализации ребенка в коллективе.

Что поможет ребенку учиться успешнее?

Психолого-педагогическая  поддержка  каждого ребенка.

Ориентация на успех.

Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.

Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей.

Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.

Формирование общих учебных умений и навыков.

Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования.


















Рекомендации педагогам, работающим в пятом классе

  1. Преподавателям необходимо постоянно анализировать свою деятельность, стремиться обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому ученику.

  2. На первом этапе обучения в 5 классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.

  3. Необходимо уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане. На первом этапе обучения в 5 классе при организации взаимодействия – учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.

  4. Преподаватели должны учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка – учебе – приходит новая ведущая деятельность – общение. Для поддержания мотивации к учебе – больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения, развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения.

  5. При организации воспитательной работы желательно использовать возможности включения пятиклассников в подготовку и организацию совместно со старшеклассниками праздников, спортивных соревнований и других мероприятий, использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе, давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.



Для родителей пятиклассников:

  1. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

  2. Пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей.

  3. Поддерживайте авторитет учителя.

  4. Обсуждайте с ребенком его школьные дела, учебу и отношения с друзьями.

  5. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.

В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:


1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Рекомендации родителям:

  • Создавать благоприятный психологический микроклимат в семье.

  • Устранять эмоционально – психологические перегрузки.

  • Создавать сферы деятельности, позволяющие компенсировать не всегда достаточно высокие успехи в обучении за счет успехов во внеурочной деятельности (кружки, секции и т. п.)

  • Преодолевать инфантилизм воспитания в семье: гиперопека или гипоопека, неблагоприятные факторы, разрушающие положительную мотивацию учебной деятельности.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школьная тревожность icon Отчет о результатах психодиагностического обследования учеников 10-б класса
М59 Школьная тревожность: диагностика, профилактика, кор­рекция. — Спб.: Речь, 2004. — 248 с, ил. Isbn 5-9268-0300-4
Школьная тревожность icon Тревожность у детей
Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт;...
Школьная тревожность icon Шкала самооценки (тест Спилбергера-Ханина) теоретическое обоснование...
Тревожность как свойство темперамента состоит в склонности, предрасположнности к состоянию тревожности в различных угрожающих ситуациях....
Школьная тревожность icon План работы школьной библиотеки на 2013 –2014 -учебный год. Миссия библиотеки
Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем...
Школьная тревожность icon Проек т школьная библиотека: новые возможности юного поколения цель проекта
В нашей библиотеке разработаны и активно претворяются в жизнь долгосрочные проекты – «Школьная библиотека: новые возможности юного...
Школьная тревожность icon «Полезный выбор» школьная профилактическая программа Проекта хоуп....
«Полезный выбор» — школьная профилактическая программа Проекта хоуп. Программа создавалась с 1997 по 2003 год разными специалистами,...
Школьная тревожность icon «Полезные навыки» школьная профилактическая программа Проекта хоуп....
«Полезные навыки» — школьная профилактическая программа Проекта хоуп. Программа создавалась с 1997 по 2003 год разными специалистами,...
Школьная тревожность icon Урока : • образовательная: обобщить знания по теме «Школьная жизнь»
Оснащение урока: ноутбук, доска (экран), раздаточный материал (карточки), тетради
Школьная тревожность icon Программа по истории и обществоведению II и III школьная ступень
Общая цель учебного предмета заключается в создании предпосылок для укрепления гражданского самосознания и формирования активного...
Школьная тревожность icon Файла должно быть подписано в соответствии с фамилией и инициалами...
Дошкольная, школьная педагогика и психология (принимаются как теоретические статьи, так и методические разработки)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции