Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида»
ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете МБДОУ № 29
“Рябинушка” комбинированного вида»
Протокол № 1
« » августа 2013 г.
| УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ № 29
“Рябинушка” комбинированного вида»
Ананьина Н.В. __________________
Приказ №______ от « » августа 2013 г.
|
Рабочая учебная программа
«Развитие музыкальности у детей 3-его года жизни»
(Программа «Малыш» Петрова В.А.)
Очилова Елена Терентьевна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида»
г. Инта
2013 год
Пояснительная записка Музыкальные способности у ребенка проявляются очень рано. И если правильно заниматься, их становление в раннем детстве происходит очень легко и естественно. Ребенок до 3-х лет очень эмоционально отзывчив при восприятии музыки. И поэтому очень, важно в этот период развивать музыкальность у малышей.
Данная рабочая модифицированная программа «Развитие музыкальности у детей 3-его года жизни» разработана на основе программ: « Программа воспитания и обучения в детском саду» (редактор Васильева М.А.) и программа «Малыш» (автор Петрова В.А.). Программа «Малыш» рекомендована «Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации» в 1998 году.
Программа предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры.
Чтобы прививать детям интерес и любовь к музыке, важно использовать слушание классической музыки. Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному и поэтому уже в раннем возрасте важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыки разных времен и стилей. С этой целью в основу программы «Малыш» легли произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка.
В программу «Малыш» включены рассказы, иллюстрируемые музыкой, которые помогают ребенку эмоционально воспринимать музыку. Разнообразен репертуар музыкальных игр.
Программа «Малыш» полностью обеспечена методическими материалами, куда входят:
- сама программа
- хрестоматия музыкального репертуара с методическими рекомендациями
- аудиокассета с записью классической музыки.
Материал в программе представлен по разделам, соответствующим видам музыкальной деятельности: «Пение»; «Слушание музыки»; «Музыкальное движение», куда входят «музыкально - двигательные упражнения» и «пляски»; «Музыкальная игра», отдельно даны «Детские праздничные утренники», включающие праздничные игры и сценарии кукольных спектаклей.
В разделах программы определены задачи работы, ее показатели и методика. Предложены вопросы, которые помогают организовать работу с учетом особенностей развития малышей. Цель программы:
- Развитие музыкальных способностей у детей 3-его года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности.
- Приобщение на раннем этапе дошкольного детства к миру музыкальной культуры, высоким духовным ценностям. Задачи:
- Воспитывать интерес к музыке, желание слушать ее и подпевать.
- Выполнять простейшие танцевальные движения.
По программе «Малыш» с детьми 3-его года жизни проводится 2 музыкальных занятия в неделю по 12- 15 минут; 2 развлечения в месяц и слушание классической музыки в свободной деятельности детей.
Музыкальное развитие детей осуществляется во время непосредственно образовательной деятельностью (НОД) и в повседневной жизни (в режимных моментах и в работе с родителями). Во время НОД используются различные игровые технологии.
НОД строится следующим образом:
- вводная часть.
Музыкально - ритмические упражнения.
Цель: Настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках и танцах.
- основная часть.
Слушание музыки.
Цель: Научить ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно- музыкальный образ, и эмоционально на него реагировать.
Подпевание и пение.
Цель: Развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и оканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть НОД могут включаться и музыкально- дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально- сенсорных способностей.
- заключительная часть.
Игра или пляска
Цель: Доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес и желание приходить на музыкальные занятия. К концу года дети 1 младшей группы могут:
- Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий - низкий)
- Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.
- Двигаться в соответствии с характером музыки.
- Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
- Различать и называть музыкальные инструменты (погремушка, бубен). Список средств обучения:
Маски, шапочки для сюжетно - ролевых игр и плясок.
Платочки маленькие для танца и платочки на голову.
Атрибуты: ленточки, флажки, султанчики, цветочки.
Музыкальные инструменты: бубны, барабаны, деревянные ложки, колокольчики, погремушки, дудочки, свистульки, металлофон.
Игрушки для показа.
Магнитофон.
Аудиокассеты (Слушание классической музыки, программа «Малыш» Петрова В.А.; детские песни, произведения по программе Железновых «Музыка с мамой»), диски с детскими песнями.
Персонажи к кукольному спектаклю.
Список литературы:
Хрестоматии Петровой В.А. (две части) программа «Малыш».
Программа «Малыш»
«Программа воспитания и обучения в детском саду» (Васильева М.А.)
«Развлечения для самых маленьких» (Картушина М.Ю.)
«Развитие ребенка в музыкальной деятельности (Зацепина М.Б.)
«Театрализованные развлечения для самых маленьких» (Картушина М.Ю.)
Журналы: «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра»
Сборники используемые для музыкального репертуара: «Музыкальное воспитание детей раннего возраста» Бабаджан Т.С.; «Музыка в детском саду» вып.2 (песни, игры, пьесы для детей 2-3 лет); «Музыкальные игры» Е.Тиличеевой.
Педагогическая диагностика Для выявления развития музыкальных способностей у детей 3-его года жизни я пользуюсь методикой Уточкиной Е.Ю. «Диагностика развития музыкальных способностей и показатели музыкальной деятельности дошкольников», которая издана по решению редакционно - издательского совета КРИРО и ПК. – Сыктывкар, 2003г.
Пособие предназначено для музыкальных руководителей ДОУ, представляет собой анализ различных диагностических методик изучения развития музыкальных способностей дошкольников.
Диагностика проходит по разделам: восприятие музыки, пение и подпевание, чувство ритма. В каждом разделе четко описываются задания, оценки и ее критерии, по которым можно выявить уровень развития музыкальных способностей.
В заданиях продумывается материал доступный для детей этого возраста.
Диагностирование проходит на непосредственно образовательной деятельности 2 раза в год: начальная диагностика в октябре - ноябре и итоговая в апреле- мае.
Диагностика включает в себя:
- создание благоприятного микроклимата и рабочей атмосферы на диагностическом занятии (не создавать состояния напряжения, дети не должны знать, что являются объектами наблюдения)
- проявление приветливого отношения к каждому ребенку.
- фиксирование результатов проводить параллельно выполнению заданий (на диагностических занятиях должен присутствовать педагог для ведения протокола). Результаты диагностических занятий дают возможность музыкальному руководителю:
- Определить динамику развития детей в освоении данной программы.
- Наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по определенным видам музыкальной деятельности.
- Проанализировать эффективность своей педагогической деятельности. Почасовое распределение нагрузки по программе «Малыш» (Петрова В.А.)
Виды раздела
| Общее количество занятий
| В том числе
| Теоретические
| Практические
|
Слушание музыки
|
8
|
1
|
7
| Пение и
подпевание
|
8
|
1
|
7
| Музыкально- двигательные упражнения
|
8
|
1
|
7
|
Пляски
|
8
|
1
|
7
| Музыкальные игры
| 7
| 1
| 6
| Всего
| 39
| 5
| 34
|
Праздники и развлечения
Месяц
| Название
|
Сентябрь
|
1) «Угадай музыку» (стр. 17 Петрова)
2) «На чём приехал гость?» (стр.17 Петрова)
|
Октябрь
|
Развлечение (кукольный спектакль)
«Ёжик в осеннем лесу» ( М. Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких», стр. 6 )
|
Ноябрь
|
Кукольный спектакль «Огнехвостик» (школа пешехода)
|
Декабрь
|
Новогодний утренник
|
Январь
|
«Кто поёт эту песенку?» (стр. 18 Петрова)
|
Февраль
|
1). Настольный театр «Репка»
2). Спортивно-развлекательное представление «Защитники отечества»
|
Март
|
1). «Мамы нет ценней на свете» утренник
2). Театрализация «Курочка ряба»
|
Апрель
|
«Маслёна неделя-язык как Емеля» (результаты работы воспитателей над художественным словом и фольклором)
|
Май
|
Спортивное развлечение «Весна в лесу» (М. Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких», стр. 35)
«Выпуск детей в детский сад»
|
Июнь
|
«Планета детства»
|
Слушание классической музыки
(программа «Малыш», аудиокассета)
| сентябрь
|
| октябрь
|
| ноябрь
| 1
| Занятие №1
| 1
| Занятие№3
| 1
| Занятие№6
| 2
| -
| 2
| Занятие№4
| 2
| -
| 3
| Занятие №2
| 3
| -
| 3
| Занятие№7
| 4
| -
| 4
| Занятие№5
| 4
| -
|
| декабрь
|
| январь
|
| февраль
| 1
| Занятие№8
| 1
| -
| 1
| Занятие№11
| 2
| -
| 2
| -
| 2
| -
| 3
| Занятие№9
| 3
| Занятие№10
| 3
| Занятие№12
| 4
| -
| 4
| -
| 4
| -
|
| март
|
| апрель
|
| май
| 1
| Занятие№13
| 1
| Занятие№17
| 1
| Занятие№21
| 2
| Занятие№14
| 2
| Занятие№18
| 2
| Занятие№22
| 3
| Занятие№15
| 3
| Занятие№19
| 3
| Занятие№23
| 4
| Занятие№16
| 4
| Занятие№20
| 4
| Занятие№24
|
Содержание учебной программы
Разделы
| Задачи
| Методы и приёмы
| Требования к знаниям
|
Слушание музыки
| - учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера;
- понимать и эмоционально реагировать на содержание;
- учить различать звуки по высоте.
| - выразительное исполнение произведений на фортепиано и металлофоне;
- наглядные приёмы (показ игрушки или картинки);
- задания на активизацию музыкальной памяти, воображения и музыкального творчества в рассказах иллюстрируемых музыкой;
- короткие пояснения;
- использование музыкальных инструментов для слушания;
- поощрение детей.
| - узнавать знакомые мелодии;
- различать высоту звуков (высокий - низкий);
- узнавать музыку изобразительного характера;
- различать и называть музыкальные инструменты (погремушки, бубен);
- понимать и эмоционально реагировать на содержание ( о чём, о ком поётся);
- слушать произведения от начала до конца.
|
Подпевание и пение
| - вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню;
- развивать и укреплять первоначальные певческие интонации;
- постепенно приучать к сольному пению.
| - эмоциональное, выразительное исполнение песни педагогом;
- показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто и т.д.);
- словесные указания - образный рассказ о содержании произведения;
- использование игрушек, картинок, которые помогут понять содержание песни;
- игровые приёмы;
- поощрение активных детей и помощь более робким.
| - узнавать знакомые песни;
- петь без напряжения естественным голосом не опережая и не вторя, выдерживать паузы;
- вместе начинать и заканчивать пение;
- слушать вступление и заключение;
- верно передавать направление мелодии и ритмический рисунок песни;
- вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.
|
Музыкально- ритмические движения
| - развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения;
- формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым;
- учить детей начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее окончанием;
- развивать двигательную сферу, внимание, память.
| - чёткий, эмоциональный показ педагогом музыкально- ритмических движений;
- короткие указания;
- использование различных игрушек, шапочек, масок и других атрибутов в сюжетно- ролевых играх;
- выполнение движений по показу воспитателя, в дальнейшем предоставить возможность действовать самостоятельно;
- поощрение удачных движений детей и помощь тем, кто затрудняется.
| - двигаться и менять движения в соответствии с характером музыки;
- начинать движения с первыми звуками музыки и заканчивать с её окончанием;
- передавать музыкальные образы в движениях;
- выполнять ходьбу с высоким и низким подниманием ног;
- бег на носочках;
- выполнять плясовые движения в кругу, в парах, врассыпную;
- менять движения с изменением характера музыки или содержания;
- выполнять несложные танцевальные движения.
|
Перспективное планирование в 1 младшей группе Слушание музыки
Месяц
| Программное содержание
| Репертуар
|
сентябрь
| Познакомить детей с природными явлениями через музыкальное содержание; развивать интерес к слушанию музыки; учить выполнять движения в соответствии с характером музыки (движения с листочками, ритмичные удары пальчиком по ладошке). Закреплять названия произведений.
| «Листочки» А. Филиппенко. «Дождик» Г. Лобачёва.
|
октябрь
| Продолжать развивать интерес к слушанию музыки через произведения изобразительного характера; узнавать знакомые мелодии; учить различать высоту звуков при сравнении двух произведений(«Птичка», «Медведь»; продолжать учить выполнять движения в соответствии с характером музыки(птичка летает, медведь идёт, лошадка скачет).
| «Птичка» М.Раухвергера
«Медведь» В.Рябикова
«Лошадка» Н.Потоловского
|
ноябрь
| Воспитывать интерес к музыке, желание слушать её, учить понимать характер музыкального произведения(быстрая, весёлая); закреплять названия и в дальнейшем узнавать мелодии.
| «Самолёт летит» Е.Тиличеевой.
«Автомобиль»М.Раухвергера.
«Зайка по лесу бежал» А.Гречанинова.
|
декабрь-
январь
| Воспитывать любовь к животным через беседы и музыкальное сопровождение. Узнавать произведения по мелодии. С помощью взрослого находить сходство между двумя произведениями(«Зайка по лесу бежал» и «Мячик».Учить понимать содержание при слушании песни «Зима», закреплять название.
| «Зайка по лесу бежал» А.Гречанинова.
«Зима» В.Красевой.
«Мячик» Г.Фрида.
|
февраль
| Учить слушать внимательно рассказ сопровождаемый музыкой, эмоционально реагировать на него, иметь представление «что говорит музыка». Развивать слуховую память.
| «Таня» рассказ иллюстрируемый музыкой.
« Голубые санки» М.Иорданского.
|
март
| Предшествующее наблюдение на прогулке. Продолжать вызывать интерес к слушанию музыкальных произведений. Закреплять умение понимать содержание песен.
| «Веснянка» у.н.п. обр. С. Полонского.
«Зима прошла» Н.Метлова.
|
апрель
| Наблюдение на прогулке. Продолжать знакомить детей с рассказами иллюстрируемыми музыкой; вызвать желание повторить; эмоционально откликаться на музыку; учить с помощью взрослого выделять сильную долю на металлофоне.
| «Солнышко» М.Раухвергера.
«Дождик» рассказ иллюстрируемый музыкой.
|
май
| Закреплять умение вслушиваться в музыкальное произведение, определять характер с помощью взрослого; узнавать мелодии; вызвать желание играть на барабане.
| «Туки- тук» К.Конвалинка.
«Барабан» Г.Фрида.
|
Пение и подпевание
Месяц
| Программное содержание
| Репертуар
|
сентябрь
| Заинтересовать детей, вызвать положительные эмоции и желание подпевать; развивать память при разучивании песни. Учить подпевать вместе с воспитателем.
| «Поёт моя Танечка» муз. нар.
«Птичка» у.н.м.
|
октябрь-
ноябрь
| Продолжать эмоционально откликаться на песню. Запоминать название и узнавать её. Учить петь без напряжения, естественным голосом. Через обыгрывание учить понимать содержание песни.
| «Утро» Г.Гриневича.
«Осенью» у.н.п. обр. Н.Метлова
«Птичка» Т.Попатенко.
|
декабрь-
январь
| Вызвать желание подпевать. Учить вместе начинать и заканчивать пение не опережая друг друга. Продолжать учить узнавать знакомые песни. Учить выполнять движения по показу воспитателя в соответствии с содержанием песни.
| «Дед мороз» А.Филиппенко.
«Ёлка» Т.Попатенко.
|
февраль
| Внимательно вслушиваться в содержание песни, вызвать эмоциональный отклик. Воспитывать любовь к близкому человеку. Продолжать учить петь не опережая, выдерживать паузы, петь естественным голосом.
| «Машенька- Маша» Е.Тиличеевой.
«Маму поздравляют малыши» Т.Попатенко.
| март-
апрель
| Наблюдение на прогулке. Развивать умение подпевать фразы, слушая вступление и заключение; петь без напряжения.
| «Весна» А.Филиппенко.
«Солнышко» Т.Попатенко.
«Дождик» Г.Лобачёва.
|
май
| Узнавать знакомые песни, приобщать к индивидуальному пению, закрепить умение петь естественным голосом, верно передавать направление мелодии.
| По выбору музыкального руководителя.
| Музыкально- двигательные упражнения
Месяц
| Программное содержание
| Репертуар
|
сентябрь-
октябрь
| Учить эмоционально реагировать на музыку; развивать двигательную сферу; воспитывать в детях умение выполнять движения по показу взрослого. Учить выполнять движения в соответствии с характером музыки. Приучать детей строиться в круг с помощью воспитателя.
| «Сон и прогулка» пр. «Малыш»
«Марш и бег» пр.»Малыш»
|
ноябрь
| Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Учить вслушиваться в музыку и выполнять движения в соответствии с её характером.
| «Зайка и мишка» К.Черни.
«Гопачок» у.н.м. обр.М.Раухвергера.
| декабрь-
январь
| Продолжать выполнять движения по показу воспитателя; применять запаздывающий показ, это даёт возможность детям для самостоятельного исполнения упражнений. Учить ритмично ударять в бубен.
| «Бубен» Г.Фрида.
«Наши ручки» Ф.Шуберта.
| февраль
| Учить детей начинать движения с началом музыки и заканчивать с её окончанием. Вызвать желание действовать с атрибутами по показу воспитателя.
| «Стукалка» 1 вариант.
«Стукалка» 2 вариант.
| март-
апрель
| Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые воспитателем. Развивать внимание и память.
| «Мячик» М.Раухвергера.
«Султанчики» Ф.Шуберта.
| май
| Совершенствовать умения в движениях того или иного упражнения.
| По выбору музыкального руководителя
|
Пляски
Месяц
| Программное содержание
| Репертуар
|
сентябрь
| Доставить ребёнку эмоциональное наслаждение. Вызвать желание выполнять танцевальные движения по показу воспитателя. Развивать навыки танцевальных движений.
| «Гопак» пр. «Малыш»
| октябрь-
ноябрь
| Учить детей вставать в круг, развивать внимание (начинать движения с началом музыки и заканчивать с её окончанием).
| «Вот так вот» обр. Г.Фрида.
«Возле ёлочки мы пляшем» обр. И. Грантовской.
| декабрь
| Заинтересовать детей, вызвать положительные эмоции; учить выполнять танцевальные движения с атрибутами по показу воспитателя.
| «Пляска с фонариками» пр. «Малыш».
| январь-
февраль
| Учить детей выполнять движения в соответствии с содержанием текста по показу воспитателя, начинать и заканчивать движения вместе с музыкой. Приучать выполнять танцевальные движения в паре. Закреплять умения и навыки основных танцевальных движений.
| «Приседай» обр. А.Роомере.
«Пляска с куклами»
Н.Граник.
|
март
| Закреплять умения выполнять движения в паре меняя их в соответствии с характером музыки и её текстовым содержанием
| «Хлоп» обр. М.Раухвергера.
«Подружились» Т.Вилькорейской
| апрель-
май
| Разучивание пляски поэтапно. Закреплять умение выполнять простейшие танцевальные движения самостоятельно с небольшой подсказкой взрослого.
| «Весёлая девочка Таня»
А.Филиппенко.
Свободная пляска.
|
Музыкальные игры
Месяц
| Программное содержание
| Репертуар
|
сентябрь-
октябрь
| Через игру вызвать у детей положительные эмоции, чувство радости. Учить детей реагировать на сигнал. Развивать двигательную активность, внимание, слушать словесные указания педагога.
| «Прятки» пр. «Малыш»
стр.95
«Догони зайчика»стр.98
|
ноябрь
| Активизировать действия детей, побуждать желание разбудить мишку, собрать колечки. Продолжать учить внимательно слушать пояснения воспитателя. Побуждать желание выступать в роли солиста.
| «Игра с мишкой»стр .95
«Колечки»стр. 95
| декабрь-
январь
| Продолжать вызывать интерес к игре. Учить через музыкальные образы выполнять соответствующие движения. Выполнять прыжки легко на носочках. Действовать по игровой ситуации (сначала вместе с воспитателем, затем с запаздывающим показом).
| «Зайки- шалунишки».Стр.104
«Зайки»Стр.102
| февраль
| Учить детей ловкости, вызвать чувство радости. Развивать реакцию.
| «Береги погремушечку»
Стр.61
| март-
апрель
| Закреплять умение двигаться в определённом направлении. Продолжать учить детей выполнять игровые действия в соответствии с музыкой и содержанием текста.
| «Ой, что за народ».Стр.96
«Мышки и кот»Стр.101
| май
| Закреплять умение реагировать на сигнал, выполнять движения образного характера.
| «Птички и кот»Стр.110
| |