Ирина Словцова Этим надо воспользоваться Ирина Словцова Этим надо воспользоваться!




Скачать 1.9 Mb.
Название Ирина Словцова Этим надо воспользоваться Ирина Словцова Этим надо воспользоваться!
страница 1/15
Дата публикации 29.05.2014
Размер 1.9 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Ирина Словцова

Этим надо воспользоваться


Ирина Словцова

Этим надо воспользоваться!

Гендерные различия в стилях управления
Введение
В этой книге я рассказываю о том, как женщины приходят к мысли открыть собственную фирму. Но мало создать свой бизнес – нужно суметь удержать его на плаву и, что гораздо сложнее, успешно развивать его и при этом не оказаться раздавленной слишком быстрым ростом и теми проблемами, которые приносит большая компания. Эйфория от первой победы сменяется ежедневными заботами о выполнении заказов, соблюдении сроков поставок, наборе персонала, обновлении оборудования, разрешении неизбежных маленьких и больших конфликтов.

Ошибки возможны у каждого. Вопрос в том, как к ним относиться и какой способ их устранения предпочесть, а еще лучше – как освоить превентивные меры. Очевидно, что любая бизнесвумен сталкивается с вопросом выбора стиля руководства. Здесь можно использовать свои соображения, основанные на специфике женского мироощущения и восприятия, можно позаимствовать мужской опыт, накапливавшийся в этом деле веками, а можно смешать то и другое.

Понятно, что развивается женский бизнес не в вакууме и партнеры-клиенты-сотрудники подбираются не по половому признаку, а по уровню профессионализма. Как правильно понять своего коллегу, партнера, потенциального заказчика или конкурента и самой быть понятой? Как предвидеть хотя бы на один шаг вперед реакцию и действия делового человека противоположного пола?

Эти вопросы приходили в голову очень многим людям. Вот почему у меня возникло желание написать книгу о том, чем отличаются мужской и женский стиль управления бизнесом. Например, как решает конфликты, возникшие у него в фирме, мужчина-руководитель и как это делает женщина? Как бизнесмен реагирует на неудачи, и как аналогичная ситуация отражается на поведении бизнес-вумен? Чем отличается их манера ведения переговоров? А может, и нет никакой разницы? Возможно, есть просто либо грамотный, либо неграмотный стиль руководства?

Я решила предварительно пообщаться со своими знакомыми деловыми людьми. Глава фирмы, в которой работает 800 человек, сказал так: «У меня нет никаких конфликтов. Я диктатор». Другой мой приятель, топ-менеджер крупной научно-производственной организации, заявил: «По-моему, ты заблуждаешься. Ну кто добровольно согласится рассказывать о том, какие конфликты у него в фирме возникают и как он их “гасит”?! Это же все равно, что пройтись голым по улице! Уж извини за резкость». Но моя женская интуиция подсказывала: толк из затеи выйдет.

В итоге выяснилось, что вопрос взаимопонимания в профессиональной деятельности все-таки интересовал многих и люди говорили об этом достаточно откровенно и эмоционально, правда, не хотели, чтобы я называла их имена. «Суть вовсе не в том, что так делаю я или директор соседнего предприятия. Дело в том, что это типично для таких, как мы», – объяснял мне общее желание сохранить инкогнито один из собеседников.

Мои выводы сложились из опыта участия в работе фирм, различных как по уровню структуризации, так и по отраслевой принадлежности: это транспортные и строительные предприятия, рекламные агентства и СМИ, фирмы по оказанию консалтинговых и образовательных услуг... Сочетание в них женских и мужских умов тоже было различным: либо это был семейный бизнес; либо женщина – владелец, а ее заместитель – нанятый менеджер; либо женщина и мужчина – совладельцы; либо мужчина – хозяин, а женщина – нанятый управленец; либо две женщины – хозяйки фирмы.

Я знаю, что читатели, которые заинтересуются этой книгой, все-таки предпочитают конкретику, и им не все равно, на базе работы каких фирм и организаций сделаны мои выводы. Поэтому ниже я помещаю список предприятий, с менеджерами и руководителями которых я беседовала или сотрудничала. Непосредственно же в самом тексте точных ссылок, кому принадлежит то или иное высказывание, не будет.

Корпорация «Аста».

Фирма «Виади».

Фабрика одежды Санкт-Петербурга FOSP.

Корпорация WorldCom.

Public Relation Group.

Санкт-Петербургский государственный университет.

Центр остеопатической медицины Osteo.

Производственно-инновационная компания «Про дукты легкого приготовления».

ЗАО «Квантум».

Ленинградская областная торгово-промышленная палата.

ОАО «Механобр-Техника».

ЗАО «Спецтрест-2».

ООО «Латона».

Фирма «Невотон».

Информационно-рекламное агентство «Ри-мейк».

Рекламное агентство «Лито Студия».

Фирма «Планта».

Сиверский торговый дом.

Модный дом «Харлен».

Фирма «Сан-Сет».

Надеюсь, у меня получилась книга, с помощью которой можно «переводить» действия и слова – с мужского языка на женский и наоборот. Это не значит, что я вам гарантирую, что «если вы видите перед собой немолодого мужчину в двубортном пиджаке и со стрижкой ежиком, то он будет вести себя так-то и так-то, а если перед вами 30-летняя дама с супер-современной асимметричной стрижкой, то она поддастся на такие-то и такие-то уловки в споре». Это нереально. Но можно подсказать, почему и в каких случаях женщины действуют так, а мужчины – совершенно иначе; почему переговоры бизнес-леди с мужчиной могут зайти в тупик; почему при всей видимости успешного делового знакомства двух предпринимательниц их сотрудничество не состоится.

Пожалуй, мои наблюдения и выводы кому-то покажутся спорными, но в них я вижу одно неоспоримое преимущество: все они основаны на практических примерах.

Возможно, с помощью этой книги мужчины смогут научиться лучше понимать поступки и слова женщин и таким образом с большей охотой будут инвестировать в их бизнес, принимать на работу или становиться их деловыми партнерами. Возможно также, что и за столом переговоров будет меньше недомолвок и непонятных речей.

Но прежде, чем говорить о стиле управления бизнесом, давайте посмотрим, как и почему люди становятся владельцами компаний или топ-менеджерами. Это, на мой взгляд, в дальнейшем многое определяет в их действиях и решениях.

ГЛАВА 1

Почему они приходят?
Как-то мне пришлось проходить через двор школы вождения. Было раннее утро, еще ни одна машина не уехала «на урок». Я шла вдоль автомобильного ряда и могла наблюдать приготовления к началу занятий. Кто-то, сняв куртку, чтобы не мешала движению рук, бросал ее на заднее сиденье, кто-то уже сидел за рулем в ожидании инструктора, а кто-то переобувался, меняя туфли на каблуке на удобные кроссовки. К моему удивлению, во всех машинах (а их было порядка 10) учениками были женщины, а вот инструкторами – мужчины. Следовательно, передавались навыки вождения, свойственные мужской манере. Да, времена меняются, и мы вместе с ними. Сегодня женщина за рулем не редкость, равно как и женщина-предприниматель, топ-менеджер или глава фирмы.

В конце апреля 2006 года губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко встречалась с предпринимателями. Когда по телевидению дали обзорный вид зала Таврического дворца, где проходило это мероприятие, темный цвет мужских костюмов превалировал. Предпринимательницы «не просматривались» вовсе.

Вспоминается еще один эпизод: идет очередное заседание Торгово-промышленной палаты в одном из городов Ленинградской области. За большим длинным столом в конференц-зале сидят мужчины – директора и владельцы предприятий, а во втором ряду от участников заседания расположились приглашенные, представители СМИ и... одна предпринимательница, фирма которой стала кандидатом в члены Торгово-промышленной палаты. Только по прошествии года – испытательного срока – она сможет сесть за стол в качестве полноправной участницы беседы.

Все это для меня – свидетельства того, что женщины в бизнесе все еще явление не массовое, а значит, и менеджменту они начинают учиться у мужчин, как и вождению автомобиля. Чуть позднее, встав на первую бизнес-ступеньку, они отсеивают то, что противоречит женскому духу и естеству, и вырабатывают свой стиль ведения дел. Они понимают, что можно использовать интуицию, осторожность, лояльность, дипломатичность, а решительность проявлять в нужный момент.
Мы одной крови...
Есть черты, свойственные (независимо от половой принадлежности) всем, кто становится или уже стал опытным пловцом в неспокойном и полном подводных течений море бизнеса. Причем черты ценные, которым можно только позавидовать: изобретательность, ориентированность на успех, энергичность, умение выполнять одновременно несколько действий, контроль над чувствами и высокая степень выживаемости.

В качестве иллюстрации приведу пример самого что ни на есть типичного поведения таких людей.
Дмитрий – художник по образованию, свой капитал собирал, занимаясь на заре перестройки торговлей модным трикотажем. Перевозил его из Петербурга в Норильск. А потом увлекся дизайном книг, обнаружил, что существует море разного сорта бумаги, которая тоже может быть предметом искусства и... продажи. Дмитрий в совершенстве владел английским и французским языками и предпочитал работать с иностранцами, осуществляя руководство их проектами по изданию книг. Постепенно пришли опыт и знание полиграфического рынка и капитал, который позволил начать собственный бизнес.

Он совершенно ясно представлял, какой должна быть его фирма через два года и через пять лет, и в соответствии с этими вехами определял ее финансовую политику, методику работы с клиентами и подбор персонала. Дмитрий изначально был настроен на работу с крупными фирмами и перспективными заказами. Этикетки на коробки для сахара его не интересовали. Он считал, что нельзя разбазаривать энергию на мелочевку, хотя энергии у него было предостаточно.

В час-два ночи (типографии работают круглосуточно) он ехал на приладку бумаги, смотрел первый оттиск, следил за тем, чтобы не нарушалась технология. Ну, например (поясню для тех, кому не приходилось с этим сталкиваться), чтобы получить стопроцентное попадание в цвет, требуется прогнать по печатной пластине 100 листов бумаги и только со 101-го начинать печатать тираж. Часто – для экономии времени, бумаги и денег – печатники этого не делают. Иногда им везет – и цвет изображения получается безупречный, но иногда все же – нет. И тогда типография убеждает заказчика, что лучше не будет: «На такой бумаге, такой краской... Ну, подумаешь, на полтона темнее – посмотрите: все равно это же зеленый, а не серый...» Дмитрий об этих уловках знал и настаивал, чтобы его всегда предупреждали о начале печати. Менеджеры типографий, пару раз столкнувшись с его дотошностью, учтиво приглашали его «на тираж».

Готовую продукцию Дмитрий забирал лично, привозил в агентство, разгружал, иногда полностью сам, иногда с помощью других сотрудников, потом отвечал на деловые письма, затем курировал работу дизайнеров, ехал на переговоры, возвращался в офис, чтобы сделать расчеты новых заказов – практически бизнесу было посвящено все его время. Фирма развивалась быстро и эффективно. Но такой стиль работы порождал и проблемы (о них мы будем говорить в главе 5). Но, как говорят, наши недостатки – это продолжение наших достоинств.
Как видим, Дмитрий ясно видел свою цель, прямо как в хрестоматийных учебниках по психологии, и шел к ней, не сомневаясь в том, что впереди его ждут только успех и благополучие. Объем работы, причем разный по психофизиологическим нагрузкам (водитель, грузчик, менеджер, арт-директор, технолог), был как будто для нескольких сотрудников, а Дмитрий и к вечеру был бодр и жизнерадостен. И дело тут, конечно, не только в огромном запасе энергии, которым он, безусловно, обладал. Он получил, если можно так выразиться, классическое мужское воспитание: наметить цель и идти вперед.

Замечу, что традиционно не только у нас, в России, но и на Западе мальчиков учат целеполаганию, а девочек – нет. Скорее даже девочек как будто «притормаживают» разговорами об уступчивости, покладистости и т. д. Возможно, этим объясняется раннее построение карьеры мужчинами, их стремление вверх по социальной лестнице и, напротив, какое-то зигзагообразное, спонтанное восхождение к вершинам профессии и менеджмента – женщинами.

Психологами давно подмечено, что более успешны люди, которые идут к чему-то, а не от чего-то. Мужчины изначально идут к вершинам карьеры или открытию своего бизнеса. А женщины довольно часто становятся предпринимательницами, чтобы уйти от безысходности, выбраться из нищеты. Об этом мы поговорим чуть позже.

Спросите любого предпринимателя, была ли в его биографии какая-то крупная неудача, и он (или она), если не покривит душой, вспомнит, что в таком-то году «не пошел проект»... У кого-то «не пошла торговля», кто-то сожалеет о потраченных усилиях на издание нескольких номеров газеты, которая не заинтересовала читателей...

Если обратиться к известным в мире бизнеса фамилиям, то, например, Тимур Горяев (концерн «Калина») до сих пор сожалеет, что его идея «Аромат года» разбилась о стойкое неверие российского потребителя в отечественную парфюмерию. Потребительскую стойкость он испытывал три года, потом сдался. И это сожаления владельца компании, которая занимает второе место на розничном рынке косметики России после Procter amp; Gamble!

Времени на рефлексию такие люди себе не оставляют. Зато жестко его планируют и за счет своей высокой энергетики успевают делать столько, сколько человек с обычным запасом просто физически выполнить не в состоянии.

Меня восхищала и восхищает Людмила Алексеевна Вербицкая, ректор Санкт-Петербургского государственного университета. Она всегда энергична, доброжелательна, стильно и модно одета и, что важно для женщины, по ее лицу никогда не заметишь, что она, например, только два часа назад вышла из самолета после деловой поездки по европейским университетам.

Когда я работала в редакции журнала «Санкт-Петербургский университет», мне неоднократно приходилось присутствовать на встречах разного уровня, конференциях и форумах, которые она вела или открывала. Я ни разу не видела ее «не в форме», хотя в редакции, поскольку все-таки наш журнал – издание корпоративное, мы знали о том, какого жесткого графика работы придерживается наш ректор и что ее встречи и поездки расписаны минимум на месяц-два вперед.

Например, мы знаем, что у нашего главного редактора – Натальи Николаевны Кузнецовой – на вторник назначено интервью с Людмилой Алексеевной Вербицкой, а она, по нашим разведданным, еще в Италии с деловым визитом по поводу Болонской конвенции. Мы сомневаемся, а будет ли ректору дело до журнала, когда она вернется. Но наступает вторник, запланированное интервью проходит, и журнал оперативно информирует университетскую общественность о том, какие инициативы СПбГУ были поддержаны зарубежными коллегами.

В университете есть такая традиция: ректор в неформальной обстановке – за чаем – встречается с журналистами, чтобы поговорить о ближайших планах, проблемах, которые прежде всего нужно будет освещать. И вот на одной из таких редакционных встреч корреспонденты посетовали, что проректоры, ссылаясь на нехватку времени, слишком долго визируют тексты (свои же собственные интервью журналу). А у нас из-за этого срывается график верстки. Г-жа Вербицкая страшно удивилась чужой нерасторопности и тому, что такое вообще может быть, обещала разобраться. (Кстати, после ее вмешательства у нас проблемы такого рода исчезли). Но я-то вспомнила этот эпизод по другому поводу. Людмила Алексеевна рассказала, что она читает служебные бумаги дома, примерно где-то до часу-двух ночи, потому что на работе это просто нереально – слишком интенсивен поток посетителей, встреч, переговоров. Оставаясь ректором, она продолжает также и преподавательскую работу, которая тоже требует времени – на подготовку к лекциям и семинарским занятиям. Нетрудно подсчитать, что ее рабочий день длится порядка 17 часов. Так что вопрос об уровне «энергетичности» далеко не праздный.

Если мы с вами «спустимся» уровнем пониже, то увидим, что даже обычные владельцы торговых ларьков работают как заведенные, пребывая сразу в нескольких ипостасях (и водителя, и грузчика, и экспедитора, и продавца), и при этом находят время и силы создавать ассоциации, чтобы бороться против чиновничьего произвола у себя в городе.

Без веры в успех и в свой правильный выбор тоже выжить сложно, как и вынести все испытания, которые выпадают на долю «бизнес-новобранца».

Сегодня в Петербурге при Академии последипломного образования работает Центр остеопатии, в котором не только оказывают помощь больным, но и обучают остеопатии врачей со всей России. Еще 10 лет назад об этой науке у нас в стране не знали. В Англии, Франции она существует уже более 100 лет и является существенным подспорьем врачам всех специализаций. Так вот наши – российские – медики, когда узнали о том, что, используя остеопатиче-ские техники, можно помогать детям с послеродовыми травмами, взрослым пациентам с тяжелейшими травмами, то стали осваивать эту специальность. Причем не на государственном уровне, а сами, за свои деньги.

Как вы понимаете, суммы, чтобы поехать во Францию или Швейцарию, где находятся обучающие центры, оплатить учебу и проживание, требовались немалые. А где отечественному медику (если он не профессор и не владелец частной клиники) их взять? Хирург (!) Андрей Червоток решил собрать их, подрядясь чистить канализационные сети в родном городе. Сегодня он известен как руководитель Центра остеопатии, практикующий врач с пальцами, способными почувствовать малейшие изменения (измеряемые в микронах) в состоянии организма. О том, каким образом он заработал на свое обучение, мне совсем недавно рассказали его коллеги. Я была просто поражена! Ведь для хирурга руки – бесценный и единственный инструмент. Насколько же сильным было желание стать остеопатом, что человек решился на столь рискованные шаги! Червоток стал одним из первых в Петербурге и России дипломированным остеопатом и смог вместе со своими коллегами основать остеопатический центр. У меня такие люди вызывают чувства восхищения и уважения.

Возможно, кто-то со мной не согласится, но когда я узнаю вот такого рода истории создания своей фирмы, своей школы, то вспоминаю научную теорию Льва Николаевича Гумилева о происхождении этносов и процессе этногенеза. Помните термины, которые он ввел в связи с этим в обиход? Пассионарий и пассионарность (от латинского passio; английский эквивалент термина drive). Он писал, что «пассионарность – это способность и стремление к изменению окружения», «это биологический признак»; пассионарность «...может проявляться в самых различных чертах характера, с равной легкостью порождая подвиги и преступления, созидание, благо и зло, но не оставляя места бездействию и спокойному равнодушию». Пассионарии – носители этого признака, «самим фактом своего существования нарушают привычную обстановку, потому что не могут жить повседневными заботами без увлекающей их цели...». Мало того, пассионарность заразительна. «Это значит, что люди, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают себя вести так, как если бы они были пассионарны...». Без пассионариев не начинаются процессы этногенеза.1

Чтобы решиться начать свой бизнес, на мой взгляд, нужно обладать как раз вот такой пассионарной энергетикой, особенно если свое дело открывает женщина.

У моей знакомой Натальи, которая сейчас владеет небольшой типографией, был, да и сейчас есть, колоссальный запас энергии. Иначе как бы она сумела столь достойно сдать экзамен на выживаемость? Приведу здесь ее дословный рассказ, поскольку то, что с ней произошло, типично для частных фирм.
Пока я отдыхала, наша фирма развалилась

Я уехала отдыхать в Турцию. Деньги, которые зарабатывала в частной фирме, позволили скопить на такой подарок себе и детям. Возвращаюсь через неделю домой и узнаю, что фирмы уже нет. Пока я отдыхала, конфликт, который давно тлел между двумя ее владельцами, вспыхнул с такой силой, что они разругались в пух и прах, фирму закрыли, всех сотрудников повыгоняли и теперь занимались дележом имущества.

Муж у меня военный, при невысоком звании, так что рассчитывать на то, что мы проживем на его зарплату, – смешно, да еще с двумя мальчишками-подростками, которых нужно держать в секциях и кружках, чтобы были при деле и не интересовались наркотиками.

Я села и стала думать, что умею, что знаю, какие у меня знакомства остались. Причем я понимала, что мне нужны живые деньги, сейчас. По принципу «день поработал – вечером получил». Рассуждала я так. Я работала менеджером в частной типографии (которая перестала существовать), поэтому у меня сохранилась почти вся база клиентов – это большой плюс. Конечно, я могла бы пойти в какую-нибудь другую типографию со своей базой, это всегда приветствуется и дает основание претендовать на большую зарплату. Но где гарантия, что там тоже кто-нибудь между собой не переругается. У меня остались связи с фирмами по продаже бумаги, типографиями, дизайнерами, я сама могла делать расчеты типографских заказов – что немаловажно. Поэтому решила, что я сама себе буду и начальник, и менеджер, и расчетчик, и бухгалтер (у меня экономическое образование). Мне нужна для работы техника – телефон, факс, компьютер, чтобы нормально общаться с клиентами – пересылать счета, образцы документов и т. д. Наша квартира для офиса не годилась по одной простой причине: мы жили в пригороде и звонки в Петербург оплачивали, как междугородние. Можно было себе представить, какие бы счета мне приходили за мои переговоры с заказчиками! Я решила, что технику «позаимствую»: устроилась менеджером в частное агентство, которое занималось таким же бизнесом, как и я, но только позиционировало себя как суперлюкс, а потому цены заламывало такие высокие, что фирмы, узнавая об их расценках, отказывались с ними сотрудничать. Но в услуге-то они по-прежнему нуждались! А я тут как тут и говорю: могу вам напечатать такие же листовки (плакаты, буклеты, наклейки...), но в три раза дешевле. Единственное условие – оплата наличными. Конечно, никто не отказывался.

Я делала расчеты, привозила нужную бумагу, если такой не было в типографии, где я собиралась размещать заказ, потом договаривалась с типографией об оплате и на типографскую цену, которую мне называли, прибавляла те проценты, которые хотела получить как посредник. Конечно, б?льшую часть разговоров я вела с мобильного телефона из туалетной комнаты офиса, чтобы их не слышало мое новое и, я надеялась, временное начальство.

Иногда, чтобы мой заказ был выполнен в срок, мне приходилось садиться в типографии на фальцовку, ручную сборку календарей или укладку в коробки. Я к этому пару раз привлекала своих сыновей-школьников и выплачивала им зарплату.

У меня было столько заказов, что домой я добиралась к полуночи и уже не только плохо ворочала языком, но и плохо соображала.

Иногда мне удавалось получить заказ и для той фирмы, в которой я числилась официально, и заработать приличное вознаграждение.

В таком режиме я продержалась полгода. Я поднакопила денег и сняла помещение под офис в недорогом бизнес-центре. К этому моменту ко мне присоединилась моя подруга. До недавнего времени она работала начальником отдела связей с общественностью в одном из петербургских банков. Банк стал филиалом более крупного – московского – и ее должность упразднили. Вот уж правду говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло. Татьяна умела и знала то, чем не владела я: у нее были связи со СМИ и навыки продвижения фирмы и продукта. Сняв офис, мы смогли (не прячась в туалете) разослать факсом и компьютером предложения воспользоваться нашей новой услугой: разработкой и выполнением PR-акций. Потом я наняла еще несколько сотрудников, потом купила мини-типографию в лизинг. Сегодня нас 15 человек. Вот так я стала владелицей фирмы.
На мой взгляд, в этом примере ярко проявилось одно из многих отличий женского и мужского отношения к жизни. Довольно часто мужчины бывают слишком прямолинейны, а женщины в аналогичной ситуации готовы идти на компромисс, браться за любую работу, даже как-то хитрить, в буквальном смысле «изворачиваться», но не предаваться унынию. Правда, и здесь существует разница. Некоторые женщины склонны осуждать себя, если у них что-то не получается, и хвалить судьбу, если все идет хорошо. У мужчин все наоборот: они хвалят за достижения себя, а в случае неуспеха ссылаются на злую судьбу. Согласитесь, что второй вариант все же лучше.
Несмотря на то что сильный пол заявляет, дескать, женщина в бизнесе все равно, что женщина за рулем или на корабле, дамы продолжают создавать производства, водить машины, управлять сложнейшей техникой, становятся политиками. Убеждена, что на самом деле женщины во все времена и в любой стране самым активным образом участвовали в принятии ключевых управленческих решений. Просто свое участие они, как правило, не афишируют. В них, наверное, заложена природная скромность...

Наталья Партасова, президент ОАО «Агромашхолдинг»

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ирина Словцова Этим надо воспользоваться Ирина Словцова Этим надо воспользоваться! icon Как подготовить современный урок
Определить для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и...
Ирина Словцова Этим надо воспользоваться Ирина Словцова Этим надо воспользоваться! icon Риторика: границы понятия, предмет изучения
Риторика становится востребованной. Изменилось отношение к ней, стало ясно, что она не заканчивалась, а лишь спала, это был период...
Ирина Словцова Этим надо воспользоваться Ирина Словцова Этим надо воспользоваться! icon Ирина Грекова 'Скрипка Ротшильда' Грекова Ирина
Рита и Полина Ивановна были приятельницами. Рита работала в школе преподавателем русского языка и литературы, а Полина Ивановна лифтершей...
Ирина Словцова Этим надо воспользоваться Ирина Словцова Этим надо воспользоваться! icon Ирина Грекова Перелом Грекова Ирина
Для чего мне эти записки? Сама не знаю. Что-то вроде конспекта прожитой жизни, с ее перепадами, переходами из одного этапа в другой,...
Ирина Словцова Этим надо воспользоваться Ирина Словцова Этим надо воспользоваться! icon Зачем надо развивать образное мышление?
У малышей прекрасная образная память, её надо сохранить и развивать, а затем, на этой врожденной базе, развивать сильное образное...
Ирина Словцова Этим надо воспользоваться Ирина Словцова Этим надо воспользоваться! icon Джон Кехо «Деньги, успех и Вы»
Книга посвящена психологическим аспектам достижения успеха в любом бизнесе. Вы знаете, как для этого надо действовать? Автор показывает...
Ирина Словцова Этим надо воспользоваться Ирина Словцова Этим надо воспользоваться! icon I асинхронный экспериментальный чемпионат по интеллектуальным играм среди школьников
Ьшими буквами, обязательно следует выделять голосом. Кавычки и отточия игнорировать. Курсивом перед некоторыми вопросами набраны...
Ирина Словцова Этим надо воспользоваться Ирина Словцова Этим надо воспользоваться! icon Николай Гаврилович Чернышевский Что делать? (Из рассказов о новых людях)
Уж не случилось ли с ним чего?" "Надо выломать двери". "Нет, так не годится: дверь ломать надо с полициею". Решили попытаться будить...
Ирина Словцова Этим надо воспользоваться Ирина Словцова Этим надо воспользоваться! icon Православные подвижницы ХХ столетия
Человек может только желать спасения, а сам спасти себя не может. Надо желать спасения, сознав себя погибающим, негодным для царствия...
Ирина Словцова Этим надо воспользоваться Ирина Словцова Этим надо воспользоваться! icon Ирина Викторовна Дрягина Записки летчицы у женщины-авиаторы в годы...
«Ирина Викторовна Дрягина. Записки летчицы у женщины-авиаторы в годы Великой Отечественной войны. 1942–1945»: Центрполиграф; Москва;...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции