К онтрольные вопросы 26




Скачать 2.35 Mb.
Название К онтрольные вопросы 26
страница 1/16
Дата публикации 19.10.2014
Размер 2.35 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
оглавление
Введение 3

Глава 1. Теоретические основы разработки управленческих

решений 5

1.1. Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с

другими науками об управлении 5

  1. Сущность и содержание управленческих решений 7

  2. Типология управленческих решений 15

  3. Формы подготовки и реализации управленческих решений 23

Контрольные вопросы 26

Глава 2. Методологические основы подготовки и реализации

управленческих решений 27

2.1. Системный подход к разработке управленческих решений 27

2.2. Целевая ориентация управленческих решений 31

2.3. Функции, процедуры и операции при разработке управленческих решений 37

2.4. Подходы к принятию решений в различных школах управления 40

Контрольные вопросы 46

Глава 3. Организационные и социально-психологические

основы подготовки и реализации управленческих решений 47

  1. Процесс подготовки и реализации управленческих решений 47

  2. Роль человеческого фактора в процессе подготовки управленческих решений 60

  3. Социально-психологические основы подготовки управленческих решений 67

3.4. Этические основы разработки управленческих решений 69

Контрольные вопросы 70

Глава 4. Особенности разработки управленческих решения

в условиях неопределенности 73

  1. Общие сведения о неопределенности и риске 73

  1. Анализ внешней среды и ее влияние на разработку и реализацию

альтернативных управленческих решений 85

4.3. Выбор управленческого решения в условиях неопределенности и риска 91

4.4. Управленческие риски при подготовке и реализации управленческих решений 93

Контрольные вопросы 98

Глава 5. Анализ альтернатив управленческих решений 99

  1. Модели и методы подготовки управленческих решений 99

  1. Экономико-математические модели и методы разработки управленческих

решений 111

  1. Дерево решений (вариантов) 117

  2. Метод сценариев при разработке управленческих решений 120

Контрольные вопросы 123

Глава 6. Контроль, качество и эффективность управленческих

решений 124

  1. Управленческие решения и ответственность 124

  2. Контроль реализации управленческих решений 134

  3. Факторы и условия качества управленческих решений 136

  4. Эффективность управленческих решений. Супероптимальные решения 141

Контрольные вопросы 146

Заключение 147

Литература 149

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1. Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении

Теория принятия решения возникала и развивалась одновре­менно с возникновением и развитием управления. Управление в че­ловеческом обществе существовало с давних пор. Любое государст­венное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагают, что существует объект управления (то, чем управля­ют) и субъект управления (тот, кто управляет).

Управление – это особый вид деятельности, превращающий организо­ванную толпу в эффективную целенаправленную группу.

П. Друкер

Практическое управление возникло с появлением организа­ций. Однако понятие «организация» в древности во многом отлича­лось от современного. Основные их отличия от современных: малое количество, крупных организаций, относительно небольшое число руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена……….

Важность процесса принятия решений была осознана челове­чеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности [12, с. 34]. Исторически наука об управлении как са­мостоятельная научная дисциплина возникла в начале XX в. Ее развитие связано с именами таких ученых, как Ф. Тейлор, супруги Гилбрет и Г. Гант.

Началом интенсивного развития теории принятия управлен­ческих решений (ТПР) как научной дисциплины можно считать 40-е гг. XX в., когда во время. Второй мировой войны в Англии груп­пе ученых было поручено решить такие сложные управленческие проблемы, как оптимальное размещение объектов гражданской обо­роны, огневых позиций, оптимизация глубины подрыва противоло­дочных бомб и конвоя транспортных караванов.

В 50–60-е гг. XX в. сложившаяся и получившая широкое ис­пользование система методов принятия управленческих решений была переосмыслена и сформулирована в виде специально возник­ших научных дисциплин, таких как исследования операций, сис­темный анализ, управление техническими системами и др. В каж­дую из них неотъемлемой составной частью входила теория принятия решений [12, с. 35].

Теорию принятия решений можно рассматривать с двух пози­ций. В широком смысле принятие решений отождествляется со всем процессом управления. В узком определении принятие решения понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов.

Актуальность проблемы рационального выбора принятия уп­равленческого решения в настоящее время значительно повысилась вследствие следующих факторов:

  • существенного качественного изменения внешней среды (ди­намизм, новизна и разнообразие, неопределенность);

  • сокращения периода времени, когда принятые ранее реше­ния остаются неизменными;

  • увеличения количества альтернатив под воздействием на­учно-технического и социального прогресса;

  • усиления взаимосвязей и взаимозависимостей решений в раз­личных сферах;

  • повышения значимости последствий реализации решений [25, с. 22].

Современная наука в области принятия решений поднялась на качественно новый уровень, на ее основе разработаны эффектив­ные управленческие технологии, позволяющие решать сложные управленческие задачи, характерные для современных организаций.

Значительную роль сыграло резкое увеличение объема инфор­мации, которую приходится учитывать при разработке управлен­ческого решения сегодня, появление современной вычислительной техники с ее воистину удивительными возможностями по опериро­ванию и обработке больших массивов как количественной, так и ка­чественной информации.

Созданы современные компьютерные системы поддержки при­нятия решений, экспертные системы, автоматизированные системы экспертного оценивания, предназначенные для использования в про­цессе принятия решений и позволяющие принимать эффективные управленческие решения в сложных ситуациях, осуществлять в рам­ках подготовки к принятию решений значительные объемы эконо­мических, математических, логических и других видов расчетов.

В настоящее время использование современных технологий принятия управленческих решений является жизненно важным для руководителя, одним из основных профессиональных умений кото­рого является способность принимать эффективные управленческие решения. И в острой конкурентной борьбе при прочих примерно равных условиях добиваются успеха, устойчиво развиваются и вы­живают те организации, которые поставили себе на службу допол­нительные возможности, предоставляемые современными техноло­гиями принятия управленческих решений [12, с. 39].

Таким образом, можно сделать вывод, что все сложившиеся в середине XX в. управленческие науки в значительной степени пе­реплетены, взаимосвязаны и их конкретное название определяет прежде всего тот аспект управленческого процесса, на который сде­лан основной акцент. Но везде одним из основных изучаемых уп­равленческих процессов является выработка и принятие управлен­ческого решения [12, с. 36].

Предметом теории разработки и принятия решений являются количественные аспекты решения управленческих задач и методы, позволяющие получать и анализировать качественную информацию.
1.2. Сущность и содержание управленческих решений

Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный практикой. Но воз­можны и ситуации, когда человек испытывает мучительные разду­мья. В таких ситуациях человек сталкивается либо с новым объек­том выбора, либо с обстановкой, в которой совершается выбор.

Решение – это результат мыслительной деятельности челове­ка, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям. Так, решением является какой-либо вывод, сделанный человеком без дальнейших действий, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация. Решение может быть направлено на достижение разовых (единичных) результатов, создание постоянно идущих процессов, поддержание или развитие идущих процессов, на прекращение или недопущение какой-либо деятельности. Не всякий результат мыслительной деятельности приводит к решению [19].

Решение может приниматься человеком в трех основных сис­темах: технической, биологической и социальной.

Техническая система включает станки, оборудование, компью­тер и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Профессионализм специалиста, принимающего реше­ния в технической системе, определяет качество принятого реше­ния и его выполнение. Так, хороший программист может эффектив­но использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а плохой – испортить информационную и техническую базу компьютера. Набор решений в технической си­стеме ограничен, а их последствия обычно предопределены.

Биологическая система включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, напри­мер муравейник, человеческий организм и др. Эта система обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. На­бор решений в биологической системе также ограничен из-за мед­ленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических системах часто оказываются непредсказуемыми (например, решения агронома о применении тех или, иных химикатов в качестве удобрений). В та­ких системах необходимы разработка нескольких альтернативных вариантов решений и выбор лучшего из них по каким-либо призна­кам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить надежную информацию, использовать соответствующие ме­тоды разработки решения и выбирать лучшее из альтернативных решений.

Социальная (общественная) система характеризуется пребы­ванием человека в окружении взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров таких систем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водите­ля, управляющего автомобилем, и даже одного человека (самого по себе). Социальные системы существенно опережают биологические по богатству возникающих проблем. Набор решений в социальной системе характеризуется большим разнообразием в средствах и ме­тодах реализации. Это объясняется тем, что главным объектом управ­ления выступает человек как личность, которой присуща относи­тельно высокая скорость (по сравнению с биологическими системами) изменения сознания, а также широта нюансов в реакциях на одинако­вые и однотипные ситуации. Люди – самая большая ценность орга­низации; в то же время они наименее предсказуемы в поступках, реакциях, решениях.

Перечисленные виды систем обладают различным уровнем непредсказуемости (риска) в результатах реализации решений (рис. 1.1).
Уровень непредсказуемости

результатов решения

%

100



50

Область принятия

Техническая Биологическая Социальная решений

Рис. 1.1. Тенденции изменения непредсказуемости результатов

реализации решений в различных системах
Социальная система может включать в себя биологическую и техническую системы, а биологическая – техническую.

В зависимости от условий реализации решений в социальной системе, руководитель может добиться со стороны подчиненных как сотрудничества, так и противостояния. Профессионализм специа­листа, разрабатывающего или реализующего решение, определяется его способностью создать стимулирующую среду для выполнения решения.

Решения, принимаемые руководителем в социальной системе, называются управленческими решениями.

Принятие решений в управлении – это систематизированный процесс. Как правило, процессы управления фирмой очень много­образны, многомерны и имеют сложную структуру. В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, кото­рые объединяются в циклы управления (рис. 1.2).

Принятие решения в широком смысле

Что делать?

Перспективное планирование



Принятие решения в узком смысле

Как делать?

Текущее планирование






Организация планирование





  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К онтрольные вопросы 26 icon 1. Незакрытые вопросы, или вопросы без ответов

К онтрольные вопросы 26 icon Курс: Изучение Библии Серия: Евангелия Урок 1: Введение Рабочая тетрадь
Обзорные вопросы Вопросы по материалу урока. Могут быть использованы для письменных заданий
К онтрольные вопросы 26 icon Ответы на экзаменационные вопросы по литературе для 9 класса
Вопросы из вариантов I и II (общеобразовательная школа, 31 и 21 билет соответственно; "старые", "Вестник образования" №4 февраль...
К онтрольные вопросы 26 icon Таб. №1 Развитие основных взглядов на историю
Задание №3 (§§4-5) Задание №10 (1-2 вопросы – на «3»-«4», 3-4 вопросы – на «5»)
К онтрольные вопросы 26 icon Затем в группах обсуждают и записывают в тетради ответы на вопросы: Ответы на тонкие вопросы
Учащимся предлагается ряд высказываний, по поводу которых надо определить своё мнение
К онтрольные вопросы 26 icon Учебное пособие по дисциплине «Математика и информатика»
В учебном пособии рассмотрены вопросы по математике: аксиоматический метод, теория множеств, основы теории вероятностей и математической...
К онтрольные вопросы 26 icon Курс: Основы христианского учения Серия: Апостольский Символ веры...
Обзорные вопросы Вопросы по материалу урока. Могут быть использованы для письменных заданий
К онтрольные вопросы 26 icon В этой связи возникают следующие вопросы: Является ли словосочетание
Мвд рф, стаж экспертной работы 22 года по запросу адвоката, сделанному в соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 53 ст. 86 Упк рф, в соответствии...
К онтрольные вопросы 26 icon Анатолий Александрович Некрасов Семья без «брака»… Как найти свою половинку
Действительно, это самые важные вопросы жизни. В этой книге я пошёл необычным путём – я пригласил ответить на эти вечные вопросы...
К онтрольные вопросы 26 icon Умк «Школа 2100» на вопросы педагогов и родителей после родительского...
Ответы авторов учебников умк «Школа 2100» на вопросы педагогов и родителей после родительского собрания
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции