Скачать 2.35 Mb.
|
оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические основы разработки управленческих решений 5 1.1. Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении 5
Контрольные вопросы 26 Глава 2. Методологические основы подготовки и реализации управленческих решений 27 2.1. Системный подход к разработке управленческих решений 27 2.2. Целевая ориентация управленческих решений 31 2.3. Функции, процедуры и операции при разработке управленческих решений 37 2.4. Подходы к принятию решений в различных школах управления 40 Контрольные вопросы 46 Глава 3. Организационные и социально-психологические основы подготовки и реализации управленческих решений 47
3.4. Этические основы разработки управленческих решений 69 Контрольные вопросы 70 Глава 4. Особенности разработки управленческих решения в условиях неопределенности 73
альтернативных управленческих решений 85 4.3. Выбор управленческого решения в условиях неопределенности и риска 91 4.4. Управленческие риски при подготовке и реализации управленческих решений 93 Контрольные вопросы 98 Глава 5. Анализ альтернатив управленческих решений 99
решений 111
Контрольные вопросы 123 Глава 6. Контроль, качество и эффективность управленческих решений 124
Контрольные вопросы 146 Заключение 147 Литература 149 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 1.1. Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении Теория принятия решения возникала и развивалась одновременно с возникновением и развитием управления. Управление в человеческом обществе существовало с давних пор. Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагают, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет). Управление – это особый вид деятельности, превращающий организованную толпу в эффективную целенаправленную группу. П. Друкер Практическое управление возникло с появлением организаций. Однако понятие «организация» в древности во многом отличалось от современного. Основные их отличия от современных: малое количество, крупных организаций, относительно небольшое число руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена………. Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности [12, с. 34]. Исторически наука об управлении как самостоятельная научная дисциплина возникла в начале XX в. Ее развитие связано с именами таких ученых, как Ф. Тейлор, супруги Гилбрет и Г. Гант. Началом интенсивного развития теории принятия управленческих решений (ТПР) как научной дисциплины можно считать 40-е гг. XX в., когда во время. Второй мировой войны в Англии группе ученых было поручено решить такие сложные управленческие проблемы, как оптимальное размещение объектов гражданской обороны, огневых позиций, оптимизация глубины подрыва противолодочных бомб и конвоя транспортных караванов. В 50–60-е гг. XX в. сложившаяся и получившая широкое использование система методов принятия управленческих решений была переосмыслена и сформулирована в виде специально возникших научных дисциплин, таких как исследования операций, системный анализ, управление техническими системами и др. В каждую из них неотъемлемой составной частью входила теория принятия решений [12, с. 35]. Теорию принятия решений можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле принятие решений отождествляется со всем процессом управления. В узком определении принятие решения понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов. Актуальность проблемы рационального выбора принятия управленческого решения в настоящее время значительно повысилась вследствие следующих факторов:
Современная наука в области принятия решений поднялась на качественно новый уровень, на ее основе разработаны эффективные управленческие технологии, позволяющие решать сложные управленческие задачи, характерные для современных организаций. Значительную роль сыграло резкое увеличение объема информации, которую приходится учитывать при разработке управленческого решения сегодня, появление современной вычислительной техники с ее воистину удивительными возможностями по оперированию и обработке больших массивов как количественной, так и качественной информации. Созданы современные компьютерные системы поддержки принятия решений, экспертные системы, автоматизированные системы экспертного оценивания, предназначенные для использования в процессе принятия решений и позволяющие принимать эффективные управленческие решения в сложных ситуациях, осуществлять в рамках подготовки к принятию решений значительные объемы экономических, математических, логических и других видов расчетов. В настоящее время использование современных технологий принятия управленческих решений является жизненно важным для руководителя, одним из основных профессиональных умений которого является способность принимать эффективные управленческие решения. И в острой конкурентной борьбе при прочих примерно равных условиях добиваются успеха, устойчиво развиваются и выживают те организации, которые поставили себе на службу дополнительные возможности, предоставляемые современными технологиями принятия управленческих решений [12, с. 39]. Таким образом, можно сделать вывод, что все сложившиеся в середине XX в. управленческие науки в значительной степени переплетены, взаимосвязаны и их конкретное название определяет прежде всего тот аспект управленческого процесса, на который сделан основной акцент. Но везде одним из основных изучаемых управленческих процессов является выработка и принятие управленческого решения [12, с. 36]. Предметом теории разработки и принятия решений являются количественные аспекты решения управленческих задач и методы, позволяющие получать и анализировать качественную информацию. 1.2. Сущность и содержание управленческих решений Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный практикой. Но возможны и ситуации, когда человек испытывает мучительные раздумья. В таких ситуациях человек сталкивается либо с новым объектом выбора, либо с обстановкой, в которой совершается выбор. Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям. Так, решением является какой-либо вывод, сделанный человеком без дальнейших действий, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация. Решение может быть направлено на достижение разовых (единичных) результатов, создание постоянно идущих процессов, поддержание или развитие идущих процессов, на прекращение или недопущение какой-либо деятельности. Не всякий результат мыслительной деятельности приводит к решению [19]. Решение может приниматься человеком в трех основных системах: технической, биологической и социальной. Техническая система включает станки, оборудование, компьютер и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого решения и его выполнение. Так, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а плохой – испортить информационную и техническую базу компьютера. Набор решений в технической системе ограничен, а их последствия обычно предопределены. Биологическая система включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например муравейник, человеческий организм и др. Эта система обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических системах часто оказываются непредсказуемыми (например, решения агронома о применении тех или, иных химикатов в качестве удобрений). В таких системах необходимы разработка нескольких альтернативных вариантов решений и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить надежную информацию, использовать соответствующие методы разработки решения и выбирать лучшее из альтернативных решений. Социальная (общественная) система характеризуется пребыванием человека в окружении взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров таких систем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного человека (самого по себе). Социальные системы существенно опережают биологические по богатству возникающих проблем. Набор решений в социальной системе характеризуется большим разнообразием в средствах и методах реализации. Это объясняется тем, что главным объектом управления выступает человек как личность, которой присуща относительно высокая скорость (по сравнению с биологическими системами) изменения сознания, а также широта нюансов в реакциях на одинаковые и однотипные ситуации. Люди – самая большая ценность организации; в то же время они наименее предсказуемы в поступках, реакциях, решениях. Перечисленные виды систем обладают различным уровнем непредсказуемости (риска) в результатах реализации решений (рис. 1.1). Уровень непредсказуемости результатов решения % 100 50 Область принятия Техническая Биологическая Социальная решений Рис. 1.1. Тенденции изменения непредсказуемости результатов реализации решений в различных системах Социальная система может включать в себя биологическую и техническую системы, а биологическая – техническую. В зависимости от условий реализации решений в социальной системе, руководитель может добиться со стороны подчиненных как сотрудничества, так и противостояния. Профессионализм специалиста, разрабатывающего или реализующего решение, определяется его способностью создать стимулирующую среду для выполнения решения. Решения, принимаемые руководителем в социальной системе, называются управленческими решениями. Принятие решений в управлении – это систематизированный процесс. Как правило, процессы управления фирмой очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру. В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления (рис. 1.2). Принятие решения в широком смысле Что делать? Перспективное планирование Принятие решения в узком смысле Как делать? Текущее планирование Организация планирование |
1. Незакрытые вопросы, или вопросы без ответов |
Курс: Изучение Библии Серия: Евангелия Урок 1: Введение Рабочая тетрадь Обзорные вопросы Вопросы по материалу урока. Могут быть использованы для письменных заданий |
||
Ответы на экзаменационные вопросы по литературе для 9 класса Вопросы из вариантов I и II (общеобразовательная школа, 31 и 21 билет соответственно; "старые", "Вестник образования" №4 февраль... |
Таб. №1 Развитие основных взглядов на историю Задание №3 (§§4-5) Задание №10 (1-2 вопросы – на «3»-«4», 3-4 вопросы – на «5») |
||
Затем в группах обсуждают и записывают в тетради ответы на вопросы: Ответы на тонкие вопросы Учащимся предлагается ряд высказываний, по поводу которых надо определить своё мнение |
Учебное пособие по дисциплине «Математика и информатика» В учебном пособии рассмотрены вопросы по математике: аксиоматический метод, теория множеств, основы теории вероятностей и математической... |
||
Курс: Основы христианского учения Серия: Апостольский Символ веры... Обзорные вопросы Вопросы по материалу урока. Могут быть использованы для письменных заданий |
В этой связи возникают следующие вопросы: Является ли словосочетание Мвд рф, стаж экспертной работы 22 года по запросу адвоката, сделанному в соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 53 ст. 86 Упк рф, в соответствии... |
||
Анатолий Александрович Некрасов Семья без «брака»… Как найти свою половинку Действительно, это самые важные вопросы жизни. В этой книге я пошёл необычным путём – я пригласил ответить на эти вечные вопросы... |
Умк «Школа 2100» на вопросы педагогов и родителей после родительского... Ответы авторов учебников умк «Школа 2100» на вопросы педагогов и родителей после родительского собрания |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |