Туманов В. Е. Школьные музеи. Методическое пособие./ В. Е.




НазваниеТуманов В. Е. Школьные музеи. Методическое пособие./ В. Е.
страница1/12
Дата публикации27.09.2014
Размер1.55 Mb.
ТипМетодическое пособие
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Муниципальное учреждение управление образования администрации

Юрьянского района Кировской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества

пгт Юрья Юрьянского района Кировской области

Сборник материалов

районной краеведческой конференции

«Патриотическое воспитание обучающихся через реализацию муниципальной программы

«Отечество – Земля Юрьянская»

на 2011-2015 г.г.,

посвященной 150 –ой годовщине

со дня рождения В.И. Вернадского


Юрья 2013 г

Печатается по решению методического Совета МКОУ ДОД ЦДТ пгт Юрья, Юрьянского района Кировской области №3 от 4.02.2013
Рецензенты:

Е.М. Сафонова – методист МКУ РИМ и БЦ пгт Юрья

Л.Н. Кривокорытова – начальник управления образования администрации Юрьянского района Кировской области

Редакторы – составители:

А.Г. Россохина – отличник народного образования, методист по музейно – образовательной деятельности

Е.Е. Тихомирова – методист, председатель Совета Юрьянского отделения КОДОО «ЮВК»

Н.С. Анисимова – методист, руководитель районного центра «Одаренные дети»


В сборнике представлен опыт работы педагогического сообщества Юрьянского района по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Материалы могут быть рекомендованы для использования в работе заместителей директоров по учебно - воспитательной работе, классных руководителей, педагогов - организаторов, педагогов дополнительного образования, руководителей туристско -краеведческой деятельности, воспитателей детских садов.
При подготовке сборника материалов конференции использовались следующие источники:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015г.г. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010г.№ 795

2. Районная программа образования школьников средствами туристско-краеведческой деятельности «Отечество - Земля Юрьянская» на 2011-2015 гг. Приказ начальника управления образования администрации Юрьянского района от 18.11. 2011 №168

3.Ванслова Е,. Музейная педагогика / Е. Ванслова//Воспитание школьников - 2000.- №5

4.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития личности и гражданина России. – М.,Просвещение. – 2011

5.Самойлова Е. Ю. «Роль школьного музея в становлении личности».М.,Просвещение.-2010

6.Туманов В.Е. Школьные музеи. Методическое пособие./ В.Е. Туманов. - М.: 2002.
ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение
А.Г. Россохина. Коллективная память народа …………………………………………...





5



Изучаем свой край
Е.А. Банникова Привитие любви к родному краю через организацию внеурочной деятельности школьников……............................................................................................

В.С. Комаровских. Привитие любви к родному краю через организацию совместной деятельности школы и социума …….................................................................................

Е.А. Чарушникова. Привитие любви к родному краю через организацию

урочной и внеурочной деятельности школьников……………………………………….

Н.М. Колбина. Роль кружковой деятельности в изучении истории родного края……..

Н.Н. Соболева. Исследовательская работа в рамках клуба «Русич»……………….........

Г.С. Казакова. Роль краеведения при обучении немецкому языку……………………..

Н.П. Жданова. Система работы классного руководителя по духовно-нравственному

и патриотическому воспитанию обучающихся ……………………………………….

Т.В. Козловских. Изучение народных музыкальных игрушек в театрализованной

деятельности с детьми младшего дошкольного возраста………………………………..

Л.А. Мезенева. Патриотическое воспитание учащихся через внеклассную работу по предмету………………………………………………………………………………………

Г.Н. Комаровских. Путешествие по народным промыслам……………………………...

Р. И. Пуртова, Т.В. Маракулина. Педагогические династии – наша гордость!………….



8

9

11

12

14
16
18

22
24
26

28



К вершинам творчества
Л.А. Шишкина. Исследовательская (и проектная) деятельность по изучению истории

малой родины …………………………………………………………………………………

С.Л. Якшамина. Воспитание младших школьников через краеведческую деятельность…………………...................................................................................................

Е.Е. Тихомирова. Помочь стать гражданином!………………………………......................

Н. Н. Злобина Опыт участия школьников в научно-исследовательских

конференциях различного уровня…………………………………………………………..

В.М. Фоминых. Приобщение к истории родного края через организацию работы

с литературой в библиотеке…………………………………………………………………

Н.А. Лопухина. Интеграция дошкольного и дополнительного образования

детей в вопросах познания культуры Вятского края………………………………………



30

32
34

36
39

40



Туристское мастерство
Д.Е. Пестриков Изучение истории родного края через организацию туристической

деятельности школьников…………………………………………………………………..

А.Р. Рахимов Методика подготовки туристического похода …………………………..

В.А. Кривокорытов. Воспитание патриотизма через организацию поисковой деятельности……......................................................................................................................

В.А. Овчинникова. Воспитание гражданско-патриотических качеств личности…………


42

44

45

48



Школьные музеи
Е.А. Комышева. Роль школьного музея в становлении личности школьника……………

Л.Л. Сергеева. Школьный музей XXI века ………………………………………………

Е.В. Князева. Изучение родного края через краеведческую комнату, включая

вятский музыкальный фольклор……………………………………………………………..

Н.Н. Медведева. Использование краеведческой комнаты «Русская изба»

в процессе формирования патриотических чувств у дошкольников……………………..

Е.В. Кривошеина. Формирование основ патриотизма детей дошкольного возраста через организацию работы краеведческой комнаты………………………………………

Н.Л. Чупракова. Формирование основ патриотизма у учащихся начальных классов…………………………………………………………………………………………

И.И. Агалакова. М.С. Торбеева. Ознакомление детей дошкольного возраста

с народной культурой через организацию работы комнаты народного быта……………


51
52
55

58

59

63

64

В.И. Вернадский………………………………………………………………………………

68

Литература…………………………………………………………………………………….

71



Коллективная память народа

Анна Гербертовна Россохина

методист по музейно-образовательной деятельности

МКОУ ДОД ЦДТ пгт Юрья
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

(народная мудрость)
«Историческое сознание - это ду­ховный мост, переброшенный через пропасть времён, мост, ведущий человека из прошлого в грядущее», - говорил учёный – историк М.А.Берг.

История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это - коллективная память народа, у которой нет срока давности. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Центром работы по формированию исторического сознания у подрастающего поколения, качеств патриота и гражданина повсеместно был и остаётся школьный музей.

Музей муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества посёлка Юрья был открыт 30 декабря 2004 года. Почти год спустя - 21 декабря 2005 года - музей был официально зарегистрирован (свидетельство о присвоении звания «Школьный музей», профиль «комплексный краеведческий музей» за номером 10701). Однако двум этим знаменательным для нас датам предшествовали долгие годы напряженной работы, начал которую ещё в далёких шестидесятых годах прошлого столетия учитель и директор Буяковской восьмилетней школы Андриан Васильевич Чудиновских. Человек незаурядных личностных качеств, сам прошедший через военное лихолетье, Андриан Васильевич вёл большую переписку, буквально по крупицам собирая сведения о земляках - участниках Великой Отечественной войны. Материалы, полученные в результате этой деятельности, и стали основой главной экспозиции Зала Боевой Славы ЦДТ.

Начатую Андрианом Васильевичем деятельность продолжила Антонина Ивановна Семакова – учитель истории Юрьянской средней школы № 1. Вся жизнь Антонины Ивановны - это постоянная и результативная работа по воспитанию и гражданскому становлению подрастающего поколения. Её способность рассказывать, удерживать внимание аудитории были поистине уникальными. Продолжалось пополнение музейных фондов. Возникла необходимость систематизировать материалы, оформить постоянную экспозицию. Это было сделано при поддержке и непосредственном руководстве ещё одного неравнодушного, инициативного человека – директора Дома пионеров Светланы Ивановны Сухогузовой. К 45-летию Великой Победы (в 1990 году) в Доме пионеров был открыт и принял первых экскурсантов Зал Боевой Славы.

Необходимо отметить, что во всех школах района дети и взрослые всегда собирали краеведческие материалы, оформляли их, помогали тем, кто воевал, и семьям тех, кто не вернулся с войны. И если по какой – либо причине школа закрывалась, все материалы школьных краеведческих комнат и музеев бережно передавались в ближайшие образовательные учреждения. Так все фонды Берёзовского краеведческого музея переданы в музей Юрьянской школы, а материалы краеведческого музея Кокинской школы составили основную часть экспозиции «Русская изба» музея ЦДТ. Руководила музеем в то время педагог дополнительного образования ЦДТ, отличник народного образования Нина Ивановна Попова. Нина Ивановна всегда была рада гостям и с удовольствием вела экскурсантов по экспозициям музея ЦДТ. С 2010 года руководитель музея – Останина Тамара Васильевна, в 2012г. она передала эстафету Елсуковой Вере Владимировне.

Сегодня краеведческий музей Центра детского творчества – это более 600 экспонатов, среди которых крестьянская утварь, одежда, изделия умельцев, множество документов и фотоматериалов, боевые награды и многое – многое другое. Это выставки и сменные экспозиции, множество экскурсий для детей и взрослых, это уроки мужества и встречи с ветеранами войны и труда. Музей постоянно пополняется экспонатами, среди которых находки поискового отряда «Наследие», документы, полученные в процессе исследовательской деятельности обучающихся. Таким образом, на витрине экспозиции Зала Боевой Славы оказалась полевая сумка командира и документы, свидетельствующие о её хозяине - старшем лейтенанте Ильченко. Да и само здание ЦДТ, в котором в годы Великой Отечественной войны располагался эвакогоспиталь № 3166, стало объектом исследования. Организует исследовательскую деятельность ребят педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель объединения «Истоки» Наталия Николаевна Злобина. Исследовательская работа – дело трудное, требующее терпения, настойчивости и аккуратности, умения строить гипотезы, анализировать, формулировать выводы. Подопечные Натальи Николаевны, способные воспитать в себе эти качества, достигают самых высоких результатов. Уже четыре года подряд они являются победителями международной открытой гуманитарной конференции «Вышгород», районных и областных конкурсов исследовательских работ учащихся образовательных учреждений.

Центр детского творчества давно и по праву считается методическим центром для образовательных учреждений района. А музей ЦДТ является методическим центром для организаторов туристско-краеведческой работы в учреждениях образования района, организаторов музейной деятельности. В 2011-2012 учебном году с целью привлечении внимании администрации и педагогических коллективов образовательных учреждений к деятельности школьных музеев, обобщения и распространения передового опыта работы музеев и краеведческих комнат в районе состоялся конкурс на лучший школьный музей, краеведческую комнату, экспозицию, лучший сайт музея, конкурс экскурсоводов. В конкурсах приняли участие 24 из 27 ОУ района. За полгода авторитетная комиссия побывала во всех образовательных учреждениях района, проанализировала документацию музеев и краеведческих комнат, оценила оформление экспозиций, сделала выводы о значимости музея или краеведческой комнаты для воспитания подрастающего поколения. Главный вывод комиссии по итогам конкурса таков: сегодня можно говорить о сформировавшейся системе работы школьных музеев и краеведческих комнат образовательных учреждений района, способных возглавить работу по становлению духовности нашего общества. По итогам конкурсов снят фильм (педагогом Злобиной Н.Н., ЦДТ), материалы размещаются на профильном сайте школьных музеев (администратор сайта Россохина А.Г., методист ЦДТ). На сегодняшний день в 4-х образовательных учреждениях района работают музеи (Мурыгинская , Юрьянская, Загарская школы и ЦДТ пгт Юрья), краеведческие комнаты – в 3-х школах (Ложкари, Верходворье, Гирсово) и 4-х детских садах («Малиновка» пгт Мурыгино, «Родничок» п.Гирсово, «Солнышко» с.Загарье, «Василек» д.Подгорцы, краеведческие экспозиции по истории образования – в 9 учреждениях образования (школы и детские сады).

За 2011-2012 уч.год в образовательных учреждениях района в период подготовки к конкурсу произошли положительные изменения (отметила конкурсная комиссия):

- пополнились фонды музеев, краеведческих комнат, экспозиций, в том числе от туристических походов и экскурсий (комиссия увидела интересные экспонаты: ступу ( Бабы Яги) в МКОУ НОШ с.Верходворье, светец (КОГОКУ СОШ с УИОП пгт Юрья), « избушку на курьих ножках» (МКДОУ д/с «Солнышко» с.Загарье);

- получили развитие новые формы музейной деятельности (мини-музеи (д/с «Малиновка», д/с «Тополек» пгт Мурыгино ), музей под открытым небом (д/с «Родничок» п.Гирсово), передвижные выставки (МКДОУ д/с «Солнышко» с.Загарье );

- в образовательных учреждениях музеи (краеведческие комнаты) становятся центрами патриотического воспитания, воспитания народной культуры ( МКОУ ООШ п.Гирсово, МКОУ НОШ с.Верходворье, МКДОУ д/с «Малиновка» пгт Мурыгино, МКДОУ д/с «Родничок» п.Гирсово, МКДОУ д/с «Солнышко» с.Загарье, МКОУ ООШ с.Загарье;

- появились на сайтах образовательных учреждений (районном сайте) страницы музея (КОГОКУ СОШ с УИОП пгт Юрья, МКОУ СОШ с УИОП пгт Мурыгино, МКДОУ д/с «Родничок» п.Гирсово, МКДОУ д/с «Малиновка» пгт Мурыгино, МКОУ ООШ с.Загарье, МКОУ ООШ п.Гирсово); работает над созданием виртуального музея МКОУ ООШ д.Ложкари;
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Туманов В. Е. Школьные музеи. Методическое пособие./ В. Е. iconРабочая программа по географическому краеведению Класс
Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы:...

Туманов В. Е. Школьные музеи. Методическое пособие./ В. Е. iconМеждународные валютные отношения и валютный рынок Методическое пособие
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» заочной формы обучения

Туманов В. Е. Школьные музеи. Методическое пособие./ В. Е. iconУчебно-методическое пособие Н. Новгород
...

Туманов В. Е. Школьные музеи. Методическое пособие./ В. Е. iconУчебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»
Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,...

Туманов В. Е. Школьные музеи. Методическое пособие./ В. Е. icon2. Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие
Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие / А. С. Злаказов, Г. А. Горшков, С. Г. Шевалдина; под науч ред. В. В. Садырина,...

Туманов В. Е. Школьные музеи. Методическое пособие./ В. Е. iconПрограмма Учебник Методическое пособие учителя Методическое пособие для учащихся 1 Русский язык
Сборник рабочих программ «Школа России», составитель А. А. Плешаков, Просвешение, 2011 Русский язык, Канакина В. П., Горецкий В....

Туманов В. Е. Школьные музеи. Методическое пособие./ В. Е. iconУчебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 Гамезо
Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. М. В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352 с

Туманов В. Е. Школьные музеи. Методическое пособие./ В. Е. iconУчебно-методическое пособие для проведения практических занятий для...
Методы научных исследований: учебно-методическое пособие для проведения практических

Туманов В. Е. Школьные музеи. Методическое пособие./ В. Е. iconПлан-конспект занятия; практикум; учебное пособие; учебник; учебно-методическое...
«образование сегодня: актуальный опыт, методическое обеспечение, инновационные подходы»

Туманов В. Е. Школьные музеи. Методическое пособие./ В. Е. iconУчебно-методическое пособие для студентов Нижний Новгород 2009
Темперамент, Характер. Воля: Учебно-методическое пособие для студентов. Н. Новгород: нгпу, 2009. 42с

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции