Утверждено:
приказом директора МБОУ «СОШ № 50»
№ __ от ____2013 г.
____________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №50»
г. Грозного
План
научно - методической работы
на 2013-2014 учебный год
Заместитель директора по НМР
Адамова Наталья Алиевна
Учителя, как местные светочи науки,
должны стоять на полной высоте
собственных знаний в своей специальности.
(Д.И. Менделеев)
Программа и план научно-методической работы
на 2013-2014 учебный год
Научно-методическая деятельность в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 50» г. Грозного – это система мер, базирующаяся на достижениях науки, передового педагогического опыта; направленная на всестороннее повышение компетенции, профессионального мастерства педагогов.
Школа в 2013-2014 годах работает по программе развития «Управление качеством образования», которая нацелена на изучение и освоение современных подходов к управлению качеством образования, основанных на принципах всеобщего управления качеством через совершенствование профессионально-личностных качеств сотрудников школы. В связи с этим определена методическая тема школы «Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода».
При составлении программы научно-методической работы школы были учтены и использованы следующие нормативные документы:
-
Конвенция о правах ребенка.
-
Закон РФ «Об образовании»
-
Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
-
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
-
Концепция государственного стандарта общего образования (второго поколения).
-
Устав ОУ.
-
Программа развития школы.
-
Образовательная программа школы.
-
Локальные акты.
Функции методической службы школы
маркетинговая – диагностика профессиональных потребностей педагогов и образовательных потребностей района, на этой основе реклама и пропаганда образовательных возможностей школы;
мотивационно-целевая – определение целей научно-методической и научно-исследовательской деятельности на основе работы с педагогическими кадрами, мотивация коллектива к достижению новых целей;
адаптационного развития – совершенствование коммуникативной, организация профилактической функции в образовательном процессе;
инновационного развития – организация исследовательской, внедренческой деятельности, моделирования и проектирования образовательного процесса в условиях менеджмента образования;
регулятивно-коррекционная – анализ, установление логико-корреляционных связей между подсистемами управления школы.
информационно – аналитическая – организация просветительской, аналитической деятельности, информирование педагогов о современных достижениях психолого-педагогических наук.
контрольно – диагностическая – качественно новый уровень научно-методического сопровождения образовательного процесса будет достигаться путем тесной интеграции в работе научно-методической службы с ее подразделениями (методическими объединениями, научно-методическим советом, творческими лабораториями) и тесным сотрудничеством с другими школьными службами (учебной, воспитательной, психологической, социальной и медицинской), а также с родителями и другими учреждениями города .
Основные цели научно-методической работы
-
Оказание помощи учителям в освоении и реализации инновационных образовательных технологий в рамках программы развития школы.
-
Содействие внедрению в практику работы школы результатов научных исследований и достижений передового педагогического опыта в сфере качества образования.
-
Обеспечение единства и преемственности между ступенями при переходе к непрерывной системе образования в условиях менеджмента качества образования.
-
Создание условий для распространения опыта работы школы по программе развития «Управление качеством образования » на разных уровнях.
Задачи научно-методической работы
-
Проведение мероприятий, обобщение и распространение опыта работы школы в области управления качеством образования.
-
Создание региональной экспериментальной площадки на базе школы по теме «Управление качеством образования в соответствии с планом работы экспериментальной площадки.
-
Освоение, корректировка, внедрение авторских программ элективных курсов и программ предпрофильного образования.
-
Организация, совершенствование, поддержка научно-методической, исследовательской, опытно-экспериментальной работы педагогов и школьников через участие в проектной деятельности.
-
Организация, корректировка, совершенствование самообразования педагогов, их творческого роста, применения ими эффективных образовательных технологий.
-
Координация деятельности предметных МО, а также проблемных творческих групп учителей.
-
Развитие партнерских отношений учреждениями и родительской общественностью с целью обеспечения качества образования, удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг.
Направления научно-методической работы
-
Аттестация учителей.
-
Повышение квалификации учителей (самообразование, курсовая подготовка, участие в семинарах, конференциях, мастер-классах)
-
Участие учителей в конкурсах педагогического мастерства.
-
Управление качеством образования. Проведение мониторинговых мероприятий.
-
Внеурочная деятельность по предмету.
-
Обобщение и представление опыта работы учителей (открытые уроки, мастер-классы, творческие отчеты, публикации, разработка методических материалов) на различных уровнях.
-
Обеспечение преемственности при организации образовательного процесса.
-
Организация работы экспериментальной площадки.
-
Работа с молодыми педагогами.
-
Презентация опыта работы школы, повышение рейтинга учреждения в профессиональном сообществе.
Формы методической работы
-
Педагогический совет
-
Методический совет
-
Методическая учёба
-
Методические пятиминутки
-
Методические объединения
-
Творческие группы
-
Семинары
-
Мастер-классы
-
Научно-практические конференции
-
Школа молодого учителя
-
Индивидуальные консультации с учителями-предметниками
-
Аттестационные мероприятия
-
Разработка проектов
Процесс обновления школьного образования, вовлечение учебного учреждения в экспериментальную работу потребовал от нас не только определённых управленческих действий, обновления содержания образования, но и некоторой реконструкции системы методической работы с кадрами. Методическая работа ориентирована, в первую очередь, на раскрытие творческого и личностного потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом, на создание условий для роста профессионального мастерства педагогов, а, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образования.
Важнейшим подразделением, связующим в единое целое всю систему методической работы, является научно-методическая служба образовательного учреждения. Роль научно-методической службы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
На 2013-2014учебные годы определена структура научно-методической службы школы:
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ
Педагогический совет
Директор
Научно-методический совет
Зам.директора
по НМР
учителя гуманитарного цикла
Психолого-социальная служба
м/о классных руководителей
м/о учителей физкультуры
Библиотечно-информационная служба
учителя ЕМЦ
Председатели МО
учителя начальной школы
м/о учителей предметов эстетического цикла
МО классных руководителей
Проектная деятельность
Интеграция ОБЖ в другие предметы
Гимназическое образование
Руководителей кружков
В целях повышения педагогического мастерства учителей и более квалифицированного планирования методической работы в школе создан общешкольный научно- методический совет в составе:
-
Зам.директора по УВР - Саитовой Р.М.
-
Зам.директора по НМР- Адамовой Н.А..
-
Зам.директора по УВР -Хумгаевой К.С.
-
Организатора- Кучеренко А.В.
-
Руководителя МО нач.кл. – Хасуевой И.Г.
-
Руководителя МО гуманитарного цикла – Адамовой Э.Р..
-
Руководителя МО естественно –математического цикла Чимиковой Л.Г.
-
Руководителя МО классных руководителей – Асланбековой Л.С.
Научно-методическая работа осуществляется через работу методических объединений учителей, педагогических лабораторий, творческих объединений, клубов по интересам.
При методическом совете создано 4 методических объединения:
-
МО учителей гуманитарного цикла,
-
МО учителей естественно-математического цикла,
-
МО учителей начальной школы,
-
МО классных руководителей .
Творческие объединения учителей-предметников по проблемам:
-
Система работы с одаренными детьми в начальной школе
-
Руководство проектами обучающихся как способ организации урочной и внеурочной деятельности.
Планы работы методических объединений составляются с учетом плана научно-методической работы школы, ситуации, которая сложилась в школе в данный период времени, опыта работы и квалификации учителей, склонностей и интересов педагогов, специфики преподавания определенных предметов. Содержание и формы научно-методической работы определяются в соответствии с направлениями работы школы. Каждое объединение работает по отдельному плану, представляя педагогическому коллективу методические разработки, результаты своей деятельности, внедряя в деятельность педагогического коллектива эффективные технологии, формы, приемы, методы.
План методической работы школы
на 2013-2014 учебный год
1. Организация управленческой деятельности
-
№
|
Содержание
|
Сроки
|
Форма и методы
|
Ответственные
|
-
|
Педагогическая школьная конференция «Управление качеством образования - приоритетное направление развития школы»
|
август
|
выступление, презентация
|
Директор школы
|
-
|
Комплектование 1, 5, 10 классов. Запись учащихся в школу.
|
август-сентябрь
|
приказы директора, списки класса
|
Директор школы заместители директора по УВР
|
-
|
Корректирование годового плана работы.
|
сентябрь
|
план работы
|
Заместители директора по УВР, НМР
|
-
|
Подготовка к организованному началу учебного года: стендовая информация о проведении первого учебного дня, сбор учащихся, выдача учебников, смотр готовности кабинетов, мастерских, спортзалов к новому учебному году.
|
сентябрь
|
оформление стендов
|
Заместители директора по УВР, НМР
|
-
|
Современные требования к оформлению школьной документации: рабочих программ, журналов, личных дел и др.
|
сентябрь
|
Совещание при завуче
|
Заместители директора по УВР, НМР
|
-
|
Подготовка к педсовету «Современный урок в аспекте управления качеством образования»
|
октябрь
|
консультации
|
Заместители директора по УВР, НМР, ВР
|
-
|
Современный урок в аспекте управления качеством образования
|
|
педсовет
|
Заместитель директора по УВР
|
-
|
Работа над реализацией программы развития школы на период 2013-2014 г.г.
|
Август-май
|
Проект
|
Заместители директора по УВР, НМР, ВР
|
-
|
|
|
педсовет
|
С.А.,зам.директора по ВР
|
-
|
Разработка проекта «Новое качество образования. Работа в условиях реализации ФГОС»
|
январь
|
Материалы проекта
|
Заместитель директора по УВР
|
-
|
«Организация системы обучения по внедрению ФГОС 2 поколения (первые шаги, проблемы, перспективы»
|
|
Педагогический совет
|
Заместитель директора по УВР.
|
-
|
О новых требованиях к проведению итоговой аттестации выпускников
|
апрель
|
методическое совещание
|
Заместитель директора по УВР
|
-
|
О допуске к итоговой аттестации обучающихся 9-х, 11-х классов
|
|
педсовет
|
Заместители директора по УВР.
|
-
|
Проведение методических пятиминуток для руководителей ШМО (по мере поступления проблемы)
|
В течение уч. года
|
консультации
|
Зам по НМР
|
-
|
Анализ деятельности педагогического коллектива школы за 2013-2014 учебный год. Утверждение учебного плана на следующий учебный год.
|
июнь
|
педсовет
|
Администрация
|
2.Работа с кадрами
|
1.1.Повышение квалификации
Цель: совершенствование системы работы с педагогическими кадрами по самооценке деятельности и повышению профессиональной компетентности.
|
Курсовая переподготовка
|
№ п.п.
|
Содержание работы
|
Сроки
|
Исполнители
|
Прогнозируемый результат
|
1.
|
Составления плана курсов повышения квалификации
|
Июнь- сентябрь
|
Зам.директора по НМР Адамова Н.А.
|
Перспективный план курсовой переподготовки
|
2
|
Составление отчетов по прохождению курсов
|
1 раз в полугод.
|
Зам.директора по НМР Адамова Н.А
|
Отчет в департамент образования, отчеты на МО
|
3.
|
Составление перспективного плана повышения квалификации педагогических кадров в связи с введением ФГОС
|
01.06.13
|
Зам.директора по НМР Адамова Н.А
|
Повышение квалификации
|
4
|
Учет курсовой подготовки по плану модернизации
|
По графику
|
Зам.директора по НМР Адамова Н.А
|
Выполнение плана модернизации
|
2.2.Занятия школы профессионального мастерства
|
|
А. Школа педагогического мастерства
Цель: - отработка результатов технологии развития продуктивного мышления - преодоление затруднений в работе учителя
|
|
Занятие №1 Мастер- классы учителей - экспериментаторов
|
Октябрь
|
Адамова Н.А.
|
Повышение качества проведения уроков
|
|
Занятие №2 Портфолио учителя
|
январь
|
Зам.директора по НМР Адамова Н.А
|
Практическое применение технологии
|
|
Занятие №3 Самоанализ педагогической деятельности
|
Март
|
Зам.директора по НМР Адамова Н.А
|
Овладение алгоритмом написания самоанализа собственной педагогической деятельности
|
|
Семинар по теме «Самообразование педагога»
|
ноябрь
|
Зам.директора по НМР Адамова Н.А
|
Повышение уровня квалификации педагогов
|
2.3. Школа молодого педагога
Цель: успешное профессиональное становление молодого учителя
|
1.
|
1. Изучение нормативной базы школы
2. Ведение школьной документации
( рабочая программа, календарно- тематическое планирование, классный журнал)
|
Август, сентябрь
|
Директор школы, Зам.директора по НМР Адамова Н.А,
наставники
|
Знание нормативно- правовой базы
|
2.
|
1. Подготовка учителя к уроку. План урока.
2. Требования к плану воспитательной работы класса. Методика разработки плана воспитательной работы
|
октябрь
|
Зам.директора по НМР Адамова Н.А., психолог, наставники, организатор
|
Повышение качества проведения уроков
|
3.
|
1. Требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы и формы уроков
2. Практикум «Самоанализ урока»
3. Посещение уроков учителей
|
ноябрь
|
Зам. директора по УВР
Саитова Р.М.
наставники
|
|
4.
|
-
Способы организации работы учащихся с учебником, учебным текстом
2. Внеклассная работа по предмету
|
декабрь
|
Зам.директора по НМР Адамова Н.А
наставники
|
|
5.
|
1. Психолого- педагогические требования к проверке, учету, оценке знаний учащихся
2. Методический семинар «Как помочь учащимся подготовиться к экзаменам. Как готовиться к устным выступлениям»
3. Дискуссия «Трудная ситуация на уроке и выход из нее»
|
Февраль
|
Зам.директора по НМР Адамова Н.А педагог- психолог Муступаева Л.Р.
наставники
|
|
6.
|
Творческий отчет молодых педагогов
|
Апрель, май
|
наставники
|
|
2.4. Аттестация педагогических работников.
Цель: определение соответствия уровня профессиональной компетентности и создание условий для повышения квалификационной категории педагогических работников.
|
№ п.п.
|
Содержание работы
|
Сроки
|
Исполнители
|
Прогнозируемый результат
|
1.
|
Теоретический семинар «Нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросу аттестации»
|
сентябрь
|
Зам.директора по НМР Адамова Н.А.
|
Принятие решения о прохождении аттестации педагогами
|
2.
|
Групповая консультация для аттестующихся педагогов «Анализ собственной педагогической деятельности»
|
ноябрь
|
Зам.директора по НМР Адамова Н.А.
|
Преодоление затруднений при написании самоанализа деятельности
|
3.
|
Индивидуальные консультации по заполнению заявлений для прохождения аттестации
|
По графику
|
Зам.директора по НМР Адамова Н.А.
|
Преодоление затруднений при написании заявлений
|
4.
|
Индивидуальные консультации с педагогами по снятию тревожности
|
По необходимости
|
Зам.директора по НМР Адамова Н.А., педагог-психолог Муступаева Л.Р.
|
Снятие тревожности у аттестуемых
|
5
|
Уточнение списка аттестуемых работников в 2013-2014 уч. году
|
Сентябрь
|
Зам.директора по НМР Адамова Н.А.
|
Список аттестующихся педагогических работников.
|
6.
|
Создание документальной базы по аттестации
|
Сентябрь
|
Зам.директора по НМР Адамова Н.А.
|
Систематизация материалов по аттестации.
|
7
|
Заполнение электронного мониторинга «Аттестация кадров»
|
По графику
|
Аттестуемые педагоги, Зам.директора по НМР Адамова Н.А.
|
Заполнение мониторинга
|
7.
|
Оформление аналитических материалов по вопросу прохождения аттестации
|
Апрель
|
Председатели МО
|
Эссе, анкетирование, практические рекомендации по самоанализу деятельности.
|
15.
|
Теоретический семинар «Нормативно- правовая база и методические рекомендации по вопросу аттестации»
|
Март
|
Зам.директора по НМР Адамова Н.А..
|
Повышение теоретических знаний аттестующихся педагогов.
|
2.5. Обобщение и распространение опыта работы.
Цель: обобщение и распространение результатов творческой деятельности педагогов.
|
Обобщение опыта работы МО учителей
|
1.
|
Описание передового опыта
|
Сентябрь-октябрь
|
Руководители МО, учителя-предметники
|
Материалы опыта
|
2.
|
Оформление «педагогической копилки»
|
Ноябрь
|
Руководители МО, учителя-предметники.
|
Тезисы выступлений, конспекты, доклады.
|
3.
|
Представление опыта работы на заседаниях МО
|
Декабрь
|
Руководители МО, учителя-предметники, Зам.директора по НМР Адамова Н.А.
|
Выработка рекомендаций для внедрения
|
4.
|
Представление опыта работы на заседаниях МС
|
Январь
|
Руководители МО, учителя-предметники, Зам.директора по НМР Адамова Н.А.
|
Решение о распространении опыта работы
|
5.
|
Подготовка материалов для участия в конкурсе «Педагог года»
|
Август- январь
|
Зам.директора по НМР Адамова Н.А.
|
Участие в конкурсе
|
6.
|
Предоставление педагогических характеристик.
|
Февраль
|
Зам.директора по НМР Адамова Н.А.
|
Рекомендации для распространения
|
7.
|
Показ практического применения опыта и разработка рекомендаций по его внедрению.
|
Март
|
Учителя-предметники
|
8.
|
Участие в научно-практической конференции педагогов.
|
Апрель
|
Руководители МО, учителя-предметники, Зам.директора по НМР Адамова Н.А.
|
3. Работа школьных методических объединений
Цель: Повышение качества преподаваемых предметов и выявление уровня профессиональной компетенции и методической подготовки учителей, развитие творческого потенциала учителя
|
1.
|
Проведение заседаний МО 1 раз в четверть
Вопросы для рассмотрения
* Анализ работы за прошедший уч. год
*Утверждение плана работы на 2013-2014 уч.год
*Изучение нормативных документов
* Утверждение тематических планов
* Планирование открытых уроков, внеклассных мероприятий, предметных недель
* Подготовка к проведению семинаров, педсоветов, круглых столов
* Анализ успеваемости и качества знаний по результатам полугодовых, годовых к/ работ
*Рассмотрение отдельных вопросов программы и методики преподавания
*Подведение итогов работы МО за учебный год и задачи на новый учебный год
|
По плану
Сентябрь
Сентябрь
в течение учебного года
|
|
|
№
|
Содержание
|
Сроки
|
Форма и методы
|
Ответственные
|
-
|
Новые формы организации образовательного процесса. Рабочая программа учителя в аспекте ФГОС
|
август
|
Заседания методических объединений
|
Заместитель директора по НМР, рук. ШМО
|
-
|
Обсуждение рабочих программ, программ факультативов, кружков, элективных курсов
|
август
|
Заседания методических объединений
|
Заместитель директора по НМР, рук. ШМО
|
-
|
Выполнение единых требований к учащимся на уроках и во внеурочное время.
|
сентябрь
|
Заседания методических объединений
|
Рук.ШМО
|
-
|
Планирование и проведение предметных недель (5-11классы):
Предметная неделя
Физическая культура. ОБЖ
Биология. Химия.География
Неделя художественного творчества (технология, искусство)
Русский язык и
литература, английский язык
История, обществознание
Математика,информатика ,физика
Чеченский язык и литература
Неделя Детской книги
|
Сроки
17.09-22.09.
15.10 – 20.10
19.11-24.11
14.03 – 19.03
11.01-16.01
11.03-16.03
15.04.-20.04.
13.05.-18.05.
|
Заседания методических объединений
|
Руководители ШМО, зам по НМР
|
-
|
Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады, участие в муниципальном этапе призёров и победителей.
|
Октябрь-ноябрь, декабрь
|
По отдельному плану
|
Руководители ШМО, зам по НМР
|
-
|
Подготовка к школьной научно-практической конференции
|
Январь-март
|
По отдельному плану
|
Руководители ШМО, зам по НМР
|
-
|
Ознакомление с новинками методической литературы, медиатеки
|
в течение года
|
Заседания методических объединений
|
Руководители ШМО, НМР
|
-
|
Работа над методической темой школы, МО, учителей
|
в течение года
|
Заседания методических объединений
|
Руководители ШМО, НМР
|
-
|
Представление электронного портфолио учителя
|
Октябрь-ноябрь
|
Web-сайт
|
Заместитель директора по ИКТ руководители ШМО
|
-
|
Проведение школьных методических семинаров
(по отдельному графику):
|
В течение года
|
Семинар-практикум
|
Руководители ШМО, НМР
|
-
|
Заполнение мониторинговых карт результативности профессиональной деятельности
|
По итогам полугодий
|
Мониторин-говая карта
|
Педагоги
|
-
|
О результатах работы школьных методических объединений и задачах методической работы в следующем учебном году
|
Май
|
Заседания методических объединений, Аналитический отчёт
|
Руководители ШМО
|
|
|