Аправления экспериментального исследования мотивации и эмоций




НазваниеАправления экспериментального исследования мотивации и эмоций
страница1/13
Дата публикации18.05.2014
Размер1.36 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Н

IV

АПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ


Кэролл Эллис Изард
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ1


Изард (Izard) Кэрролл Эллис (род. 1923) — американский психолог, профессор клинической психологии факультета психологии университета Делавэр. Специалист в области развития эмоций и их понимания у детей, регуляции эмоций, эмоциональной и социальной компетентности, невербальной коммуникации и поведенческих расстройств. Создатель дифференциальной теории эмоций, предполагающей рассмотрение эмоции в трех аспектах: феноменологическом, нейрофизиологическом и нервно-мышечном. В качестве исходной предпосылки принимает ведущую роль эмоций в мотивации поведения, организации познания и действия.

Сочинения: The psychology of emotions (1991); Four systems for emotion activation: Cognitive and noncognitive processes (Psychological Review, 1993) и др. В рус. пер: Эмоции человека (1980); Психология эмоций (2000).

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИИ?

Как определяются эмоции? В большинстве теорий экспли­цитно или имплицитно допускалось, что эмоция — это не простой феномен. Целостное определение эмоции должно принимать во внимание три аспекта или компонента, характеризующие это явление: а) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции; б) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхатель­ной, пищеварительной и других системах организма; в) поддаю­щиеся наблюдению выразительные комплексы эмоции, в частно­сти те, которые отражаются на лице.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ

Понятия и факты ак­центируют представление об эмоции как о сложном феномене, имеющем нервный, выразительный и переживательный компонен­ты. Следовательно, изучение эмоции может происходить на любом из трех уровней, соответствующих одному из основных компонен­тов эмоционального процесса. Методы и приемы исследования диктуются в наибольшей степени тем, какой из компонентов изу­чается.

ИССЛЕДОВАНИЯ НА НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Исследования роли мозга и центральной нервной системы в эмоции являются основными в прогрессе науки об эмоциях. Хотя в изучении соотношения мозга и поведения достигнуты значитель­ные успехи, относительно мало ра­бот было проведено в контексте изучения мозга и эмоций. Неко­торые из основных методов и приемов, используемых в изучении эмоций на нейрофизиологическом уровне, будут кратко описаны и проиллюстрированы с помощью конкретных экспериментов.

Хирургические удаления и поражения. По этическим причи­нам, которые совершенно очевидны, систематический анализ хи­рургических удалений и поражений проводился только на живот­ных. Это ограничивает широту приложения полученных данных, особенно если в эксперименте использовались низшие животные (например, мыши, крысы, насекомые). Однако некоторые факты имеют, по-видимому, межвидовую ценность и вносят вклад в по­нимание функций мозговых механизмов эмоций и эмоционально обусловленного поведения.

Исследователь делает предположение о роли конкретного моз­гового механизма эмоции и проверяет свою гипотезу, удаляя эту область мозга или выводя ее из строя, т. е. либо используя ней­рохирургию, либо тщательно дозированный электрический шок, подаваемый через микроэлектроды, имплантированные в избран­ные ткани мозга. После такой операции или воздействия исследователь наблюдает влияние удаления или поражения на различные типы поведения. Многолетние исследования такого рода позволили выявить различные ограничения этого подхода. Одна из наиболее серьезных проблем — относительная неточность удалений или по­ражений, поскольку иногда очень небольшая зона мозга облада­ет различными и сложными функциями. Чем больше неточность, тем труднее сделать вывод о связи отдельных зон мозга со спе­цифическим эмоциональным ответом или же об ее отсутствии.

Вживление микроэлектродов для прямой стимуляции мозга. Этот прием стал возможным в связи с прогрессом технологии, по­зволившей экспериментатору вводить крохотные иглы электродов в специфические зоны мозга. Введение электродов причиняет ми­нимальное разрушение, и таким образом этот прием открывает возможность изучения реакций на стимуляцию здорового интактного мозга. В исследовании, основанном на стимуляции мозга, целью является не разрушение отдельной зоны или механизма для изучения последующих изменений, а попытка установить последст­вия стимуляции высокоспецифичных участков мозга. Так как мик­роэлектроды могут быть имплантированы со значительной точно­стью, выводы о роли отдельных зон мозга в двигательных, когнит­ивных и эмоциональных реакциях могут делаться со зна­чительно большей уверенностью, чем в случае удалений и разру­шений.

Существует, правда, одна сложность, которая делает резуль­таты этих исследований трудными для интерпретации. Это то, что даже минутная стимуляция очень небольшой зоны может вызвать комплексные эффекты. Несмотря на это, часть результатов таких исследований являются не только интересными, но и указы­вают на некоторые надежные связи между стимуляцией специфи­ческих участков мозга и отдельных эмоционально обусловленных ответов.

Работа Дельгадо [3] подтвердила данные Хесса [9], первым продемонстрировавшего, что электро­стимуляция мозга может вызывать угрожающее и атакующее поведение у кошки. Когда он возбуждал перивентрикулярное се­рое вещество, кошка демонстрировала возбуждение (шерсть на спине и на хвосте вставала дыбом), шипела, выпускала когти и царапала ими; зрачки кошки расширялись, а уши прижимались. Дельгадо предположил, что электростимуляция мозга может ис­пользоваться для получения двух типов ответов, которые класси­фицируются как эмоциональные. Во-первых, стимуляция передне­го отдела гипоталамуса вызывает «ложную ярость» — угрожаю­щее поведение, направленное прямо против других животных. Да­же атакованное другими кошками стимулированное животное не отвечало тем же или пыталось убежать. Наоборот, стимуляция латерального отдела гипоталамуса кошки вызывала агрессивное поведение, направленное на других животных, причем стимулиро­ванная кошка нападала лишь на подчиненных животных, остере­гаясь атаки более сильных, выбирала момент нападения, меняла тактики и приспосабливала свои движения к моторным реакциям своего противника.

Дельгадо предпринял другую серию исследований, чтобы посмотреть, будут ли эффекты, наблюдавшиеся на кошках, рас­пространяться на высших приматов. Он использовал макак-резу­сов, которые, как и многие другие приматы, живут в группах-ко­лониях и образуют иерархию социального доминирования, которая остается относительно устойчивой. Дельгадо выбрал самку мака­ка по имени Лина и затем в целях эксперимента разделил коло­нию, к которой она принадлежала, на три группы. В первой груп­пе из четырех животных она была низшей в иерархии доминиро­вания, во второй — третьей, и в третьей группе — второй. Дельгадо вживил электроды в заднелатеральные ядра таламуса и использовал дистанционные контролирующие радиосигналы для стимуляции мозга Лины. Стимуляция производилась дважды в каждой из трех групп по утрам, в течение часа. Сигналы посту­пали каждую минуту и длились по пять секунд. В каждой группе стимуляция вызывала некоторые общие эффекты — беготню и лазание вверх, облизывание и издавайте звуков. Однако агрессив­ное поведение менялось соответственно статусу обезьяны в груп­пе. Там, где она была на последнем месте, она пыталась атаковать другую обезьяну лишь однажды, но сама становилась объектом угрозы и нападения 24 раза. Во второй группе, где она была третьей из четырех членов группы, она предприняла 24 агрессив­ных нападения, а была атакована лишь 3 раза. В третьей группе, где она была второй, она нападала на других обезьян 79 раз, а сама ни разу не становилась объектом угрозы [3].

Использование электростимуляции мозга в качестве лечебно­го приема неврологических и психиатрических расстройств дало ряд интересных фактов. Так, стимуляция височной доли привела к ощущению страха [16]; стимуляция правой мин­далины вызывала ярость и вербальную агрессию [10]. Дельгадо утверждал также, что с помощью стимуляции можно вызвать положительные эмоции. Он описал случай депрессивного больного, который менял очень печальное выражение лица на улыбку вслед за краткой стимуляцией ростральной части мозга.

Психофизиологические исследования. В последние годы большинство исследователей психофизиологического выражения эмоций человеком учитывают деятельность различных органов или систем, иннервируемых автономной нервной системой. Исследова­ния часто включают экспериментальный стресс и измерение та­ких функций, как частота сердцебиения, электрокожное сопро­тивление или частота дыхания. С использованием этих методов получена надежная информация о висцеральных функциях при различного типа стрессовых условиях.

ИЗУЧЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОГО КОМПОНЕНТА ЭМОЦИИ

Термин «экспрессия» используется для описания того компо­нента эмоции, который проявляется в основном в мимических комплексах, а также в позе и речи. Этот термин не относится к инструментальным, двигательным или локомоторным реакциям на внутриличностные эмоциональные процессы. Число исследований, в которых используются экспериментальные приемы, направлен­ные на регистрацию выразительного поведения, быстро увеличи­вается. Уверенность в надежности и по­лезности таких методов значительно возросла, благодаря совре­менным исследованиям письменных и дописьменных культур, под­тверждающим предположение Дарвина об универсальности и врожденности определенных фундаментальных выражений эмоций.

В данном же обзоре методов будут кратко обсуждены и проиллюстрированы два типа исследований эмоциональной экспрессии: исследования собственно выражения эмоции (ее кодирования) и исследования узнавания (декодирования) знаков или признаков выражения эмоции.

Методики для изучения эмоциональной экспрессии. Исследо­вания экспрессии имеют два основных направления: изучение (а) произвольной экспрессии и (б) непроизвольной, или спонтан­ной1. Произвольному выражению, или способности демонстриро­вать определенное выражение эмоции, посвящено очень мало ис­следований. Хотя некоторые авторы [7, 14] показали, что выражения лица у слепорожденных детей раз­виваются приблизительно так же, как в норме, Дьюмас [4, 5] указал, что степень произвольности экспрессии у сле­пых от рождения значительно ниже, чем у здоровых индивидов. В одной из работ [11] проверялась способность детей вы­полнять некоторые мимические движения. Детям описывалось и показывалось каждое движение, многие из которых были компо­нентами отдельных эмоций. Было выяснено, что детская способ­ность произвольно осуществлять требуемые мимические движения развивается поступательно от четырех до четырнадцати лет. С детьми младше четырехлетнего возраста эксперимент не про­водился.

Экман, Фрайзен и Томкинс [6] разработали детальный метод анализа мимического выражения (FASTFacial Affect Scoring Technique). Этот метод может быть использован для оценки фотографий и видеомагнитофонной записи. Он помогает оценить выражение в каждой из трех зон лица: а) брови — надбровная зона, б) глаза — веки, в) низ лица, включающий щеки, нос, рот, подбородок. Для определения выра­жения в каждой зоне лица применяются фотографии, поскольку они более объективны и надежны, чем вербальные описания.

При использовании FAST эксперт рассматривает некоторое выражение лица, причем только одну его зону, и сравнивает ее с моделью из атласа выразительных фотографий FAST. Эксперт не оценивает, какая выражена эмоция, а просто относит ее к оп­ределенному классу. Тип эмоции определяется по формуле, кото­рая может включать в себя оценки одного эксперта или не­скольких. FAST производит оценивание шести эмоций: радость (сча­стье), удивление, горе (печаль), гнев, отвращение и страх.

Узнавание или различение эмоциональных выражений. Иссле­дование Экмана, Фрайзена и Томкинса, описанное кратко в пре­дыдущем разделе, использовало объективную оценивающую тех­нику для анализа выражений лиц в терминах эмоциональных ка­тегорий. Оценивающая техника применялась наблюдателями, ко­торые могли просматривать видеомагнитофонные записи столько раз, сколько было необходимо для того, чтобы подобрать к име­ющимся в записи выражениям лиц выражения модели в атласе фотографий FAST. Другой тип изучения экспрессии — исследование способности людей узнавать или различать характеристики различных эмоциональных категории.

Большое количество проведенных исследовании было связано с оценками узнавания эмоций. Леви-Шоен [12] провела серию экспериментов, направленных на сравнение роли мимических выражений и деталей одежды в восприятии детьми других людей. Она тестировала по 30 детей десяти возрастных групп, начиная с четырех лет и кончая тринадцатью годами. Фо­тографии, предъявляемые ею детям, включали три выразительные категории: удовольствие или счастье (улыбчивость), нейтральные выражения и неудовольствие (нахмуренность). Она просила де­тей решить, какие две картинки в наборе из четырех наиболее сходны между собой. Ребенок мог выбирать похожую пару на основе элементов одежды (например, два человека с серьгами) или на основе эмоциональных выражений (например, двое с улыб­ками). Большинство детей до восьмилетнего возраста осуществляли свои выборы, ориентируясь на одежду, от одиннадцати лет и дальше дети осуществляют выборы на основании сходства ми­мики. А от восьми до десяти лет их выборы приходились поровну на одежду и эмоциональное выражение.

Естественное наблюдение эмоциональной экспрессии. Метод естественного наблюдения имеет определенные ограничения. Хаггард и Айсакс [8] показали, что некоторые различимые эмоциональные выражения длятся примерно одну восьмую секунды и остаются незамеченными опытными психиат­рами, выступающими в роли наблюдателей. Плюс к этому наблю­датель может следить одновременно за ограниченным числом ис­пытуемых. Количество индивидов, которое может быть в одно и то же время объектом наблюдения, зависит от разработанности шкалы наблюдения.

Кроме шкал, метод естественного наблюдения использует ви­деомагнитофонную запись или кинофильм. Видеомагнитофонная запись выражений лица, движений головы, жестов и других эмо­ционально-выразительных характеристик может обеспечить исчер­пывающую и точную фиксацию этих явлений. Тренированные на­блюдатели могут затем многократно прокручивать запись, класси­фицируя реакции или кодируя их с помощью стандартных шкал.

Другим подходом к изучению поведения в обыденных жиз­ненных ситуациях является этология [например: 1, 2, 13, 15]. Этологи — это зоологи, изучающие поведение животных в естест­венных условиях. Ныне некоторые из них обратили свое внимание на изучение человека. Современные этологи описывают и класси­фицируют небольшие или легко обнаруживаемые единицы пове­дения. Они не делают на основании отдельных наборов вырази­тельных движений или жестов выводов о том, какую эмоцию ощу­щает субъект, а просто фиксируют экспрессию и движения без какого-либо заключения о субъективном переживании.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ (ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ)

Обычно, когда кто-то изучает эмоцию на нейрофизиологическом или на экспрессивном уровне, он также изучает и эмо­циональный процесс, т.е. «ощущение эмоции» или эмоциональное переживание.

Для получения непосредственных самоотчетов об эмоциональ­ных переживаниях используются некоторые списки определений или шкалы, которые предназначены, как пра­вило, для студенческого возраста, однако некоторые из них при­меняются и на старшеклассниках.

Шкала представляет собой список общеупотребительных определений, которые в то же время стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций.

РЕЗЮМЕ

Существуют методы для изучения каждого компонента эмо­ции, хотя некоторые методики дают надежные данные обо всех компонентах сразу, или об эмоции как о целом. Метод хирургиче­ских удалений и разрушений теряет свою популярность в изучении нейрофизиологического компонента, так как прогресс технологии делает возможным более тонкий прием — вживление микроэлек­тродов. В области психофизиологии многообещающей и обладаю­щей большими возможностями выглядит электромиография раз­личных аффективных состояний.

Экспрессивный компонент эмоции изучается в понятиях про­извольных и непроизвольных выражений. Экман, Фрайзен и Томкинс разработали детальный метод для изучения мимических вы­ражений. Естественное наблюдение как метод изучения эмоциональных вы­ражений в реальной жизненной ситуации содержит большие воз­можности для понимания континуума выражений в различных со­циальных ситуациях.

Немало методик разработано для изучения эмоционального переживания или феноменологии эмоций. Они по необходимости основываются на самоотчете, и поэтому при их применении необ­ходимы взаимный интерес и сотрудничество испытуемого и экс­периментатора.

Литература

  1. Blurton Jones N.G. Ethological studies of child behavior. New York, Cambridge University Press, 1972.

  2. Вlurton Jones N.G. & Konner M. J. Sex differences in behavior of London and Bushmen children — In: R. P. Michael & J. H. Crook (Eds.). Comparative ecology and behavior of primates. London, Academic Press, 1973.

  3. Delgado J.M.R. Physical control of the mind: Toward a psychocivilized so-ciety. New York, Harper and Row, 1971.

  4. Dumas G. La mimique des aveugles.— Bulletin de L'Académie ae Médcin. Paris, 1932, 107, 607—610.

  5. Dumas G. Là vie affective. Paris, Presses Universitaires de France, 1948.

  6. Ekman P., Friesen W. V. & Tomkins S. S. Facial affect scoring technique: A first validity study — Semiotica, 1971, l, 37—53.

  7. Goodenough F. L. Expressions of emotions in a blind-deaf child.— Journal of Abnormal and Social Psychology, 1932, 27, 328—333.

  8. Haggard E. A. & Isaacs F. S. Micromomentary facial expressions as indicators of ego mechanisms in psychotherapy.— In: L. A. Gottschalk & A. H. Averback (Eds.). Methods of research in psychotherapy. New York, Appleton-Century-Crofts, 1966, p. 154—165.

  9. Hess W.R. Stammganglien-Reizversuche (Verh. Dtsch. Phys. Ges., Sept.-1927).—Ber. Gesamte Physiol. Exp. Pharmakol., 1928, 42, 551—555.

  10. King H.E. Psychological effects of excitation in the limbic system.— In: D.E. Sheer (Ed.). Electrical stimulation of the brain. Austin, University of Texas Press, 1961.

  11. Kwint L. Ontogeny of motility of the face. — Child Development, 1934, 5, 1—12.

  12. Lévy-Shoen A. L'image d'autrui chez l'enfant. Paris, Presses Universitaires de France, 1964.

  13. MсGrew W.С. An ethological study of children's behavior. New York, Acade­mic Press, 1972.

  14. Thompson J. Development of facial expression of emotion in blind and see­ing children.—Archives of Psychology, 1941, 37, 5—47.

  15. Tinbergen N. The animal in its world. Vol. 2: Laboratory experiments and general papers. London, Allen & Unwin, 1972.

  16. Van Buren J. M. Sensory, motor and autonomic effects of mesial temporal stimulation in man. — Journal of Neurosurgery, 1961, 18, 273—288.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аправления экспериментального исследования мотивации и эмоций iconКурсовая работа
Рассмотрена модель атаки и метод моделирования иммунных систем. Приведены описание разработанной системы обнаружения атак, результаты...

Аправления экспериментального исследования мотивации и эмоций iconПсихология эмоций
Опубликовано множество книг и статей, так или иначе затрагивающих проблему человеческих эмоций. В настоящее время наука располагает...

Аправления экспериментального исследования мотивации и эмоций iconЭнергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других
Санкт-Петербургской медицинской академии, показывает нормальные и аномальные проявления эмоций в деловом общении и семье. Приведены...

Аправления экспериментального исследования мотивации и эмоций iconДипломная работа Коррекция эмоционального состояния дошкольников...
Понятие «эмоции» в различных концепциях. Обзор исследования по исследованию эмоций. Психолого-педагогическая модель эмоциональной...

Аправления экспериментального исследования мотивации и эмоций iconИсследования
В результате исследования мы подошли к определенным численным и фактическим данным. Произвели анализ результатов обработки данных,...

Аправления экспериментального исследования мотивации и эмоций icon19 возрастная и педагогическая психология
На основании экспериментального анализа учебных достижений наиболее успешных школьников выдвигается гипотеза об основной форме организации...

Аправления экспериментального исследования мотивации и эмоций iconФизиологическое выражение эмоций

Аправления экспериментального исследования мотивации и эмоций icon«Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного...
Ьного искусства для повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка представляет собой межпредметный, внутриклассный,...

Аправления экспериментального исследования мотивации и эмоций iconЛитература. Введение
Отражение состояний и эмоций человека в телесных сигналах и случайных рисунках

Аправления экспериментального исследования мотивации и эмоций iconОсновные направления маркетингового исследования рынка образовательных услуг высшего образования
Проведение исследования рынка образовательных услуг высшего образования необходимо для разработки маркетинговой стратегии вуза. В...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции