Что такое возрастная психология?




Скачать 9.35 Mb.
Название Что такое возрастная психология?
страница 1/54
Дата публикации 07.06.2014
Размер 9.35 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54

ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие ...............................................................................................................3

Глава 1. Что такое возрастная психология?.............................................................5

Глава 2. В которой кое-что о прогрессе ..................................................................31

Глава 3. О том, что происходит с каждым из нас, когда мы живем среди людей...........................................................................................................................65

Глава 4. Я-это.............................................................................................................85

Глава 5. Мы так похожи, или другие - это..............................................................123

Глава 6. О теориях и их полезности (очень личная и очень короткая)…............177

Глава 7. О жизни и смерти........................................................................................187

Глава 8. О том, как теории влияют на жизнь,

или о педагогических позициях...............................................................................235

Глава 9. О великих теориях: Ж.Пиаже и Л.С. Выготский....................................255

Глава 10. Нормальный человек - это......................................................................299

Глава 11. О культуре и субкультуре ......................................................................357

Глава 12. О младенцах от 0 до 2-х лет (очень длинная).......................................373

Глава 13. О раннем детстве (2-4 года)....................................................................429

Глава 14. О середине детства (5-7 лет) ..................................................................445

Глава 15. О конце детства (8-12 лет) (в ней же «Школа в школе»)………….....469
Глава 16. О подростках (13-17 лет) ........................................................................505

Глава 17. О юности (18-22 года) .............................................................................537

Глава 18. О взрослении (23-30 лет).........................................................................551

Глава 19. О переходном возрасте (30-35 лет)........................................................577

Глава 20. О зрелости (36-50 лет).............................................................................599

Глава 21. О пожилом возрасте (51-65 лет)……….................................................625

Глава 22. О старости (старше 65 лет).....................................................................641

Очень краткое послесловие.....................................................................................662

Абрамова Г. С.

А 16 Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
ISBN 5-7695-0303-3
Проблемы возрастной психологии, рассматриваемые в книге,
подчинены основной теме - становлению человека, формированию
жизненной позиции, обеспечивающей его полноценное существование
в нашем непростом, меняющемся, а порой и опасном, мире. Книга адресована студентам-психологам, философам, социологам и всем тем,
кто интересуется проблемами современной психологии.

УДК 159.9
ББК 88

© Абрамова Г.С, 1998
© Издательский центр «Академия», 1998




ПРЕДИСЛОВИЕ


Эта книга не была бы написана (дальше идет перечень аргументов, важных для автора; их значимость для читателя не кажется несомненной), если бы:

• я много лет не занималась научной работой в области психологии развития;

• отстраненность научного знания от обыденных жизненных фактов не была для меня столь вопиющей;

• авторитет науки в обществе был достаточно высок;

• мое стремление помочь людям, в силу моего профессионального долга, не приносило удовлетворения;

• ежедневные события жизни не ставили под сомнение ее ценность;

• не существовало тревоги за будущее...
Эта книга написана

• потому что есть на свете труды, все их перечислить невозможно, в которых о человеке пишут не только как об испытуемом, но как о самоценном и значимом;

• потому что люди, с которыми меня сводила и сводит профессиональная деятельность, просили и просят ответа на вопросы об осуществлении жизни - их собственной или жизни близких; потому что они хотели быть услышанными и понятыми;

• потому что надо было искать способы сообщения человеку информации о том, что он услышан и понят;

• потому что это, прежде всего, путь построения текста -
словесного текста, обращенного к слушателю; потому что
существует мировая художественная литература и наука, ко-
торые и есть этот текст, потому что, в конечном счете, таинст-
во осуществления живой жизни выразить невозможно...

Я не писала и одновременно писала учебник по возрастной
психологии. Это текст, который хотелось сделать таким, ка-
кой я когда-то, в студенческие годы, искала в библиотеках
университета.

Что хотелось показать читателю прежде всего? Понимание
человеком человека зависит от выбранной позиции. Именно
позиция ученого, поэта, исследователя, наблюдателя, гумани-
ста, идеолога, испытуемого и любимого позволяет многое
поставить на свои места. Понятие позиции для меня очень
важно, я бы даже сказала, пристрастно важно.

Хотелось показать использование разных способов понимания
человека для описания закономерностей жизни, поэтому в тек-
сте есть и статистика, и кривые закономерностей, и схемы, и стихи,
и отрывки из художественной литературы, и многое другое...

Думалось, что разнообразие точек зрения, позиций помо-
жет читателю сориентироваться в собственной картине мира.

Надеялась, что рассуждения об экзистенциальности чело-
века не отпугнут читателя словом «смерть».

Стремилась сделать изложение таким, чтобы прочитавший
его человек захотел со мной поспорить...

Считала, что недоговоренность - основное свойство пси-
хологического знания. Иначе это называют открытостью,
открытостью парадигмы науки, то есть ее основного исход-
ного положения, позволяющего понимать предмет своего
изучения - человека, его внутренний мир. Наука открыта для
любого, обладающего минимальной любознательностью, воз-
можностью задавать самому себе вопросы...

Относительность истины научного знания в психологии
приобретает особую остроту зависимости его от личной и научной судьбы человека, получившего это знание. Это дела-
ет историю науки не только историей поиска истины, но и
историей судеб...

Какие они, люди, мои современники, живущие рядом? Как
это узнать? Надо ли знать точно? Может быть, лучше, если
тайной из тайн остается душа - своя и чужая. Но вдруг неразга-
данная, неразгадываемая тайна исчезнет. Исчезнет навсегда, как исчезает день, который, как известно, не вернуть, как не вернуть жизнь... Может быть, одна из главных тайн жизни состоит в том, что, как писал Г.Р.Торо, «завтрашний день не таков, чтобы он пришел сам по себе, просто с течением времени. Свет, слепящий нас, представляется нам тьмой. Восходит лишь
та заря, к которой пробудились мы сами. Настоящий день еще
впереди. Наше солнце - всего лишь утренняя звезда».

В моей работе нет конкретных биографий людей, с которыми
встречалась близко за годы профессиональной практической
работы, но я помню всех и благодарна им бесконечно за их при-
сутствие в моей жизни. И именно они давали мне силы довести дело до конца, переделать заново не один раз многие страницы.

Книга обращена ко всем, кто интересуется человеком ради
помощи другому и себе в этом трудном деле - осуществлении
своей жизни. Меня не привлекают идеи управления психикой
кем бы то ни было, даже самим человеком. Думаю, что жизнь
гораздо сложнее и интереснее, чем любое искусство управле-
ния ею, она - тайна. Если от этого отказаться, то простота заполнит мир фантомами чувств, мыслей, желаний и...

Надеюсь, что читатель разберется во многом сам, а мне
простит отсутствие (может быть, ожидаемой) инструкции о
том, как надо и что должно быть...
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что такое возрастная психология? icon 1. возрастная психология как наука
Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени):...
Что такое возрастная психология? icon Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс...
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,...
Что такое возрастная психология? icon Абрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип
А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 672 с
Что такое возрастная психология? icon Общие вопросы психологии развития
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...
Что такое возрастная психология? icon Э. В. Ильенков что же такое личность?1 6
Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея.— М.: Изд-во Моск ун-та, 1982.—288 с
Что такое возрастная психология? icon Рабочая программа дисциплины "Возрастная психология"
Вооружить системой знаний о закономерностях и детерминантах психического развития человека в онтогенезе
Что такое возрастная психология? icon 19 возрастная и педагогическая психология
На основании экспериментального анализа учебных достижений наиболее успешных школьников выдвигается гипотеза об основной форме организации...
Что такое возрастная психология? icon «Я знаю, что ничего не знаю. …О том, что такое добродетель, я ничего...
Был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и казнен (принял яд цикуты). Излагал свое учение устно. Цель...
Что такое возрастная психология? icon «Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. Лекции»:...
Как образуется агрессивная толпа и как ею манипулируют? Возможно ли противостоять массовой панике до и после того как она возникла?...
Что такое возрастная психология? icon Карл Рождерс Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений
Карл Роджерс — один из основоположников гуманистической психологии, классик с мировым признанием его книги и статьи привлекли к нему...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции