Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей




Скачать 4.62 Mb.
Название Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей
страница 1/29
Дата публикации 07.06.2014
Размер 4.62 Mb.
Тип Книга
literature-edu.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Institute of psychology RAS

RUSSIAN MENTALITY:

the issues of psychological theory and practice

Collective monograph

Eds.: academician of RAE, professor K. A. Abulkhanova

corresponding member of RAS, professor A. V. Brushlinsfcy

caiid. sc. (psychology) M. I. Volovikova

Moscou

IP RAS

1997

Российская Академия Наук Институт психологии

РОССИЙСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ:

вопросы психологической теории и практики

Коллективная монография под редакцией: академика РАО, профессора К. А. Абульхановой,

члена—корреспондента РАН,

профессора А. В. Брушлинского,

к. пс. н. М. И. Воловиковой

Москва Издательство

Институт психологии РАН» 1997



Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. — М., Издательство * Институт психологии РАН», 1997 г. — 336 с.

ISBN-5-201-02230-8

Предлагаемая вниманию читателя книга является результатом многолетних исследований, проводившихся в лаборатории психологии личности Ин­ститута психологии РАН. Она посвящена проблемам российского менталите­та — различным представлениям, в которые воплотилось индивидуальное и общественное, обыденное и научное российское сознание Это правовые и моральные представления — о порядочном человеке, правде и лжи в россий­ском сознании, представления об умном человеке, счастье и удовлетворении. Оптимизм российского менталитета проявился в его идеализме, веровании, свободе сознания и воображения, в сказке и игре, тогда как пессимизм — в психологических и жизненных потерях, личностных защитах своего «Я», в преобладании неадаптированного к социальным изменениям населения, остро нуждающегося в психологической поддержке. Российский менталитет воссоз­дается в книге как целое теоретически и исторически, исследуется как пси­хосоциальная реальность, выявляется в его консерватизме и изменчивости. Эта множественность граней обнаруживается благодаря его сравнению с за­падно-европейским сознанием, применению кросс-культурного, классически экспериментального, типологического, биографического и др. методов иссле­дования, с помощью которых учитываются возрастные, половые, профессио­нальные и др. различия.

Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей.

Russian mentality: the issues of psychological theory and practice.

Edited by K. A. Abulkhanova, A. V. Brushhnsky, M. I. Volovikova. — M.: IP RAS, 1997. — 336 p.

The propounded book is the result of many years investigations performed in the laboratory of psychology of personality, Institute of psychology RAS.

This book is devoted to the problems of Russian mentality, i e. the different representations, in which the individual and social, common and scientific aspects were embodied. These are the legal and moral representations, i.e. the representa­tion of the honest person, he and truth in Russian consciousness, the representa­tions of the intelligent person, happiness and satisfaction The optimism of Rus­sian mentality was revealed in its idealism, beliefs, free consciousness and imagi­nation, in fairy-tale and play. The pessimism was shown through the problems of the psychological and bfe losses, personality defenses, the predominance of malad­justment population, which is not adapted to the social changes and is needed in psychological support. Russian mentality is theoretically and historically recon­structed in this book as a whole. It is studied as a psychosocial reality and revealed in its conservatism and dynamics. This plurality of aspects is discovered in the comparison of Russian mentality with the West-European consciousness, assessing by different cross-cultural, traditionally experimental, typological, biographical and other methods, which are permitted to take into consideration age, gender, professional and other differences.

This book is counted on the specialists and a large circle of readers.

ISBN-5-201-02230-8

© Издательство «Институт психологии РАН», 1997

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга создана, в основном, трудами лаборатории пси­хологии личности Института психологии РАН. История ее по­явления такова. Сотрудниками лаборатории менее чем за де­сять лет было подготовлено девять коллективных монографий. Постепенно эти выпуски стали ежегодным отчетом о проводи­мых исследованиях, а темы исследований оказались на острие современных проблем, связанных с личностью: ее ориентацией в меняющемся социуме, ее способностью совладания с кризис­ными ситуациями, ее отношением к жизни и смерти. Книги пользовались большим читательским спросом, так как они предназначались не только узкому кругу специалистов, но и самой широкой аудитории. Однако по причинам экономичес­кого характера их тираж был был так мал, что, едва выйдя, они становились библиографической редкостью. Последняя кни­га («Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления». М., издательство ИПРАН, 1996), выпущенная совсем «символическим» тиражом (200 экз.)> и стала основой для настоящей монографии. То есть сначала, идя навстречу потоку заявок на сборник, предполагалось лишь повторить его издание, но сотрудники лаборатории и те, кто давно с ней сотрудничают, за небольшой отрезок времени про­делали большую работу — и теперь перед вами новая книга. В нее включено лишь несколько статей из предыдущих изданий (но и они даны в переработанном виде).

Темы, затрагиваемые в книге: особенности российского мен­талитета, обнаруживаемые благодаря кросс-культурным срав­нениям (К. А. Абульханова, Н. Л. Смирнова, А. Н. Славская), экология душевной жизни человека (К. А. Абульханова), вре­мя жизненного пути и личности (Т. Н. Березина), интерпрета­ция личностью событий, ее отношение к правде и лзки, нравс­твенное развитие (В. В. Знаков, А. Н. Славская, М. И. Волови-к°ва), игровые биографии (С. В. Григорьев), личность и труд-Hbte жизненные ситуации — болезнь, смерть близких людей (Л- И. Анцыферова), организация социальной защиты населе­ния (Г. П. Филиппова) и помощь людям, заболевшим алкого­лизмом, организованная при православном приходе (священник

Валерий Ларичев), механизмы психологической защиты и тендер (Н. Е. Харламенкова с соавт.)* психология и провинция (А. В. Брушлинский) — интересны многим. Статьи содержат» данные, полученные совсем недавно, отвечающие современно му мировому уровню исследований. Она заинтересует как спе­циалистов в области психологии личности, социальной психо логии, когнитивной психологии, так и самый широкий круг читателей. '<

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.........................................................................................................5

АБУЛЬХАНОВА К. А.

Российский менталитет: кросс - культурный

и типологический подходы.............................................................................7

БРУШЛИНСКИЙ А. В.

Ментальность российская и региональная (провинциальная)............38

АНЦЫФВРОВА Л. И.

Человек перед лицом жизни и смерти....................................................44

АБУЛЬХАНОВА К. А

Мировоззренческий смысл и научное значение

категории субъекта........................................................................................56

СЛАВСКАЯ А. И.

Правовые представления российского общества...................................75

ВОЛОВИКОВА М. И, ГРЕНКОВА Л. Л.

Современные представления о порядочном человеке..........................93

СМИРНОВА Н. Л.

Образ умного человека: российское исследование.............................112

ЗНАКОВ В. В.

Правда и ложь в российском самосознании.........................................131

ФИЛИППОВА Г. П.

Проблемы и методы социальной защиты населения.........................144

СВЯЩЕННИК ВАЛЕРИЙ ЛАРИЧЕВ

Братство трезвости при православном приходе....................................156

АБУЛЬХАНОВА К. А.

Регресс и утраты личности и возможности психологической

поддержки.......................................................................................170

ДЖЩАРЬЯН И. А.

Счастье и удовлетворенность жизнью в русском обществе..............187

НИКУЛИНА Т. А., ХАРЛАМЕНКОВА Н. Е.

Половозрастные различия в стремлении

личности к утверждению и защите «я»...............................................224

СЛАВСКАЯ А. Н.

Интерпретация в российском менталитете

и психологической теории........................................................................241

ГРИГОРЬЕВ С В.

«Игры сознания» и биографические исследования

в этнопсихологии.........................................................................................260

СМИРНОВА Н. Л.

Психологические особенности русской волшебной сказки...............281

БЕРЕЗИНА Т. Я

Жизненный путь личности: осознаваемые

И неосознаваемые аспекты.......................................................................313

Резюме............................................................................................................323

Сведения об авторах...................................................................................330

CONTENTS

Introduction ..........................................................................................5

ASULKHANOVA K. A.

Russian mentality cross — cultural and typological approaches .................7

BRUSHLINSKYA V.

Russian and regional (provincial) mentality...........................................38

ANTZYFEROVA L. I

Person щ the face of life and death...........................................44

ABULKHANOVA К A

Category of subject the world-view sense and scientific meaning ......56

SLAVSKAYAA N.

Legal representations in Russian society.............................................75

VOLOVJKOVA M I, GRENKOVA L L.

Contemporary representations of the honest person...............................93

SMIRNOVA N. I

Representations of the intelligent person* a Russian study....................112

ZNAKOVV V

Truth and he in Russian self-consciousness.....................................131

FlUPPOVA С P

Problems and methods of the social defense of the population...............144

PRIEST VALERY LARICHEV

Fraternity of Sobriety in orthodox parish ...............................................156

ABULKHANOVA К A

Regression and losses in personality and the possibilities

of psychological support............................................................170

DZHIDARYAN I, A.

Happiness and satisfaction at Me in Russian society................................187

MKULINA T. A., KHARLAMENKOVA N. E.

Age —gender differences in assertiveness and defense.............................224

SLAVSKAYA A. N

Interpretation, in Russian mentality and psychological theory .............241

GRIGORYEVS. V.

«Plays of consciousness» and the biographical study

in ethnopsychology.................................................................................260

SMIRNOVA N. I

Psychological peculiarities of Russian fairy—tale .............................281

BEREZINA T. N.

Life —span of personality conscious and unconscious aspects................313

Summary.........................................................................323

Our authors..................................................................................................330

РОССИЙСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ: вопросы психологической теории и практики

Коллективная монография под редакцией: академика РАО, профессора К. А. Абульхановой,

члена-корреспондента РАН,

профессора А. В. Брушлинского,

к. пс. н. М. Я. Воловиковой

Компьютерная верстка — Странников В. Ю.

Формат 60x90 1/16

Гарнитура «Школьная». Усл. печ. л. 21,0. Тираж 1000 экз.

Л. Р. № 021044 от 25 марта 1996 г.

Издательство «Институт психологии РАН»

129366, Москва, Ярославская ул., 13

Диапозитивы изготовлены ЦИТ «Универсум»

Отпечатано с готовых диапозитивов

в Московской типографии № 2 ВО «Наука*,

121039, Москва, Щубинский пер., д. 6

Заказ N° 2456

РОССИЙСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ:

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ

И ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ1

К. А. Абулъханова

Каковы особенности русского менталитета? Должен ли он путем усвоения западно-европейской культуры стать, наконец, цивилизованным, а не самодеятельным или, напротив, именно первозданность России явится началом и залогом спасения мировой цивилизации от бесчеловечности и деградации — эта дилемма издавна существовала для русской мысли, вела к со­поставлению Запада и России. *Россия никогда не умела про­изводить настоящих, своих собственных Меттернихов и Би-консфильдов; напротив, все время своей европейской жизни она жила не для себя, а для чужих, именно для общечеловеческих интересов», — писал с горечью Достоевский. «Но русские Меттернихи оказывались вдруг дон Кихотами», — добавляет он [4, с. 79]. Западному рационализму противопоставлялась российская духовность, нравственность, индивидуализму — соборность, общинность, социальной зрелости и адаптирован-ности — ценность человеческой личности, человека, которую с присущим ему пессимизмом особо отстаивал Герцен, западно­му мещанству — российское стремление к идеалу.

Принципы свободы, равенства и братства были, как из­вестно, принципами французской революции. Но, не достигнув равенства и братства, западно-европейская цивилизация сумела обеспечить своими социальными структурами определенные сво­боды для личности. Россия же, постоянно реализуя насилие в своих сменяющих одна другую формах государственности, пос­тигла на путях христианства и открыла для личности тайну внутренней свободы. «Впервые через Иисуса Христа человеку открылось, что в духе своем он абсолютно свободен» [7, с. 302].

Самую главную черту российской психологии всегда со­ставляла вера, в принципе свойственная любому народу, но у

Работа вьшолнена при финансовой поддержке РГНФ (код проекта 94-06-19751).

8 ____________________________К А Абульханова

всех, как правило, проявляющаяся в различной форме. Одна­ко в российском менталитете образовался необыкновенный синтез веры в другого человека, в общество и в идеал. Русский идеализм сочетал в себе определенную умозрительность, воз­вышенный характер размышлений, выразившихся в поисках правды, истины и смысла жизни, оторвавшихся от практиче­ской обыденной жизни. Философский характер русского умст­венного склада, так точно отраженный Толстым в Каратаеве, всегда казавшийся добро и добродушно настроенным ум был склонен не к рефлексии, а к верованию. Эта вера основыва­лась на развитом воображении, мифологичности, сказочности российского сознания. Именно вера в идеал позволяла челове­ку вырваться за пределы обыденности, вынести всю тяжесть реальности. Эту веру нельзя было назвать оптимистической, но она стала основой особой черты исторического русского ха­рактера — терпения. На каждом поворотном этапе российской истории каждая власть пыталась персонифицировать эту веру, но самая последняя тоталитарная форма такой персонифика­ции породила то, что пришло в абсолютное противоречие с ве­рой. Если всегда, наряду с верой, существовала ложь, то она носила индивидуальный характер, употреблялась в межлично­стном обиходе, не принимая форм массового социального яв­ления. Не только прямое насилие, но превращение лжи в со­циальный институт, причем лжи, искусно привитой на веру в идеал, разрушило естественную цельность индивидуального сознания, разрушило его способность к адекватному отраже­нию реальности. В то время, когда западный рационализм, замешанный на скептицизме, все более тонко и зорко отсле­живал логику и динамику социальной и личной жизни во всех ее частных и глобальных перипетиях, российское сознание все более теряло черты разумности и способности рационального мышления, отрываясь от реальности, смешивая реальность с иллюзией или вымыслом. Можно предполагать, что это при­вело к глубокой и массовой деструкции индивидуального соз­нания, к ломке естественного для него соотношения эмпири­ческого и теоретического. Именно эта деструкция парализова­ла значительную часть российского общества, утратившего чувство подлинности жизни, которое обычно лежит в основе здоровой и естественной жизненной активности. К этому при­соединилось — для старшего поколения — осознание и пере­живание исторической ошибочности прошлой жизни, что — в принципе — никогда не переживается индивидуумом в любом

Poccuuckuu менталитет кросс—культурный и типологический подходы 9

другом обществе. Идентичность с обществом дает личности если не уверенность в справедливости его устройства, то во всяком случае никогда не дает сознания его краха. Российское индивидуальное сознание оказалось слишком исторично, слишком общественно, причем его исконные архетипические (по Юнгу) черты в самом же индивидуальном сознании при­шли в противоречие с навязанными ему социумом способами осознания и мышления. Российская личность утратила свою историческую идентичность и одновременно потеряла соци­альную. Этот факт должен быть по крайней мере научно от-рефлексирован.

Утвержденным религией состоянием воспроизведения ду­шой, психикой противоречия является страдание. Бог явил миру Христа как образец страдания, как образец состояния души и духа страдающего и показал Воскресение как исход этого страдания через постижение человечности. Так Бог учил людей страданию, приблизив идеал к человеку и показав путь от человека к идеалу. Но не все противоречия выражаются в страдании и приводят к возвышению духа. Другой формой их воспроизведения является ожесточение и опустошение, зло, овладевающее пустой душой, неспособной страдать. Вся суть российской ментальности, распятой между страданием и со­страданием, опустошенностью и злом была выражена в траги­ке Достоевского, Леонида Андреева, Вл. Соловьева. Они про­лили свет на метание души между этими силами, ей непосиль­ными, схватив суть российской проблемы.

Но сегодня, когда нет ни «Достоевских», ни «толстых», са­мым главным для понимания происходящего должно стать осознавание реальности и способность принять ее правду. Од­ной из самых серьезных опасностей становится принятие ил­люзорной идеи, а не осознание проблемы. И одной из серьез­нейших проблем становится проблема перехода от общиннос-ти, соборности (в советском варианте — коллективизма) к вы­нужденному или добровольному индивидуализму, причем не только в бытии, но и в сознании. Представляется, что одной Из легко перенесенных с Запада идей стала идея конкуренто­способности личности, чего безусловно требует рыночная реаль­ность. Однако, если совершенно необходимым для жизнеспо­собности личности и общества является требование компе­тентности, то первая идея вызывает сомнение. Не ближе ли Российской привычке к общности, общению, единению стоит партнерства, а не конкуренции? Несомненно, имея место

10____________________________________________________К, А Абулъханова

в узкой сфере спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, этот принцип не может стать универсальным для рос­сийской действительности. Может ли конкурировать пенсио­нер с российским миллиардером? Нужна ли конкуренция там, где она не может стать реальной социально-экономической движущей силой на фоне ситуации, связанной с незаконной приватизацией государством общественной собственности? По-видимому, ближе к российскому историческому чувству брат*-в ства и реальности современных отношений принцип партнером тва, предполагающий не индивидуалистическую основу, а ин­дивидуально-совместную кооперацию. И состояние психологии современного общества, и способы связей в нем отдельных личностей должны стать проблемой, не предполагающей кате­горических решений, а требующей анализа и размышления.

Любое политическое, общественное действие должно быть облечено общечеловеческой, нравственной идеей. В общест­венном сознании значение социальных отношений, их роль в развитии общества всегда рассматривалась через призму опре­деляющей философской идеи, которая играла аккумулирую­щую, регулирующую роль. Под флагом определенной идеи в России объединялись разные социальные группы, тогда как в Европе каждое социальное сословие имело свою идеологию Идеология в России никогда не имела границ. I

Идеологизация русского общества началась гораздо рань*-ше, чем победил марксизм и социализм. Идеология опиралась на имманентную потребность русского общественного сознания в объединяющей идее. Начиная от идей спасения России, до ее мессианской роли в мире, кончая идеями народничества и коммунизма — самые разные идеи витали в русском сознании на протяжении всего XIX века. Поэтому говорить об идеологи­зации русского общества именно после октябрьской революг ции не совсем верно. Просто данная идеология легла на благо*,, приятную почву. Идеологии буржуазного общества, за исклюй чением Германии, всегда несли в себе значительную доли рациональности, поэтому они достаточно гибко и дифференциу рованно вписывались в социальную жизнь. Идеи, возникающие на российской почве, всегда были замешаны на вере и психо­логии, будь то вера в Христа, поиск вечной справедливости или коммунизма. Именно в силу этой последней особенности вырабатывались некие формулы, направляющие общественное сознание и, в конечном итоге, начавшие им управлять (во времена Александра I формула «православие, самодержавие и

Российский менталитет: кросс—культурный и типологический подходы 11

народничество» служила прекрасным цементом общества, пи­тая веру в «батюшку царя»).

Проникновение марксизма было обусловлено идеализмом российского общественного сознания, стремлением к идеалу, утопизмом, приматом веры над здравым смыслом и рациона­лизмом. Именно в силу этого тоталитарной власти в течение десятков лет удавалось поддержать веру в абстрактный идеал коммунизма, несмотря на все большую очевидность его во­пиющего противоречия с реальностью.

Естественно, что сложность и глубина российских фило­софских идей, были ли они идеями славянофилов или запад­ников, блестящий уровень культуры российских мыслителей уступили место общедоступной идеологии в период превраще­ния марксизма в советскую идеологию. Ленин, в частности, сделал все, чтобы идеи революции, которые в устах Плехано­ва, Троцкого, Бухарина имели философскую форму и культур­ные основания, превратились в лозунги на заборах. Идеология образовала некоторый синкрет науки, веры и политических лозунгов, тогда как сама политика не имела ничего общего с мифами, содержавшимися в формулах и лозунгах.

Лозунги насилия и уничтожения буржуазии постепенно сдвинулись с негативной на как бы позитивную тональность, хотя идея коммунистического будущего всегда сочеталась с практикой уничтожения его врагов. Если в дореволюционном обществе творцом и носителем идей была русская интеллиген­ция, то в социалистическом, благодаря классовому подходу, утвердились приоритеты рабочего класса и крестьянства в ущерб интеллигенции. Но парадоксальным образом идеология выполнила интегрирующую общество роль, оказалась универ­сальным средством. Впоследствии, когда интеллигенции в ка­кой-то мере удалось укрепить свою социальную позицию за счет культурной функции, идеологические лозунги перекоче­вали с заборов на экраны телевизоров и страницы романов. Идеология проникала в психологию, поскольку каждый ло­зунг имел свой психологический не только массовый, но и ин­дивидуальный смысл.

И сегодня, несмотря на возросшую прагматичность инди-видуального сознания, все же в нем сохранилась многолетняя Привычка к готовым идеологическим формулам. И когда, про­возглашая демократию, попытались такой формулой осущест­вить ту привычную функцию, она — эта новая формула, и то У немногих, вызвала прежние, связанные с возрождением

12____________________________________________________К А Абульханова

идеала переживания. Но распад прежних социальных связей, подлинно или псевдо-коллективиых, атомизация общества, состоящая в предоставлении каждого самому себе как в деле политического выбора, так и в деле выживания, и продол­жающийся в обновленных формах расцвет мещанства, потре­бительства, теневой спекулятивной активности (под флагом экономической активности и возрождения), все эти причины постепенно заблокировали восприятие этой формулы. Для большинства она стала терять свой психологический смысл, который имели, несмотря на их мифичность и утопичность прежние идеологические формулы. Российское сознание, Bocfci питанное на лозунгах, привыкло к создаваемой ими социалъы ной определенности, более того, к категорическим определен ниям, какой на дворе этап социализма и в каком году начнет ся торжество коммунизма. >

В условиях крушения прежней идеологии основным оказа­лось не упразднение марксизма (который, кстати, также как вся система был упразднен очень легко), а образовавшийся вакуум в идеологизированном сознании. Именно в силу этого на социальную поверхность начали выплывать клише, созда­ваемые случайными людьми, носящие случайный и нелепый смысл, типа «вымыть ноги в Карибском море». Выплыла «пе­на» низкопробного сленга мещанства. Образовался разрыв между уровнем сложных, иногда более, иногда менее глубоко, но научно обоснованных социальных программ и транслируе­мых по телевидению сюжетов.

В период тоталитаризма в России политика «съела» куль& туру, когда интеллигенция решила добровольно и самоотвер женно служить политическим целям. В настоящее время при наличии массовых университетов, колледжей и лицеев, прово­зглашающих ценность (дорогостоимость) образования, на фоне лозунгов о профессионализме и компетентности, наука и ис­кусство, более не финансируемые обществом, не могут содей­ствовать созданию новой, даже восстановлению старой дорев<�к люционной идеологии.

Чем же замещено место идеологии? Мы склонны утверя дать, что психологией. Произошедшая экономическая диффе­ренциация общества уже без всяких идеологических приска­зок упразднила возможность общей идеи, порождающей сход­ные смыслы у разных людей. Для многих все происходящее стало бессмысленным и непонятным. На этом фоне на смену идеологизированного, почти от века идеалистического миро-
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей icon Книга рассчитана на широкий круг читателей, задумывающихся о своем финансовом благополучии

Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей icon Как стать экстрасенсом
Книга рассчитана на широкий круг читателей и посвящена воп­росам биоэнергетического поля человека
Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей icon Книга рассчитана на буддологов, психологов, философов, историков,...
Редакционная коллегия кандидат философских наук Л. Е янгутов, С. П. Нестеркин, С. Ю. Лепехов
Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей icon Книга рассчитана на широкий круг читателей и врачей
Подробно рассказывается о применении заживляющих сил Природы на практике. Приведены разнообразные примеры и методики излечения больных...
Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей icon Первая Депутат Балтики – 1 —
Роман смешон и печален, добр и зол; язык его легок, но последовательная мстительность мысли даже пугает. Книга рассчитана на читателей,...
Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей icon Книга рассчитана на широкий круг психологов, учителей, вра­чей, менеджеров,...
Л73 Экспрессия человека: общение и межличнос­тное познание. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. —608 с
Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей icon Книга рассчитана на широкий круг читателей. © Г. Бореев, 2006 isbn 5-89823-045-8 ©«Гиперборея»
Земле, потому что не научившись здесь медитировать и концентрировать свой ум на одной мысли, мы не сможем прийти к Единому Богу,...
Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей icon Книга рассчитана на широкий круг читателей и рекомендуется в качестве...
Основы исламских знаний (вероучение, поклонение, нравственность). Перевод с турецкого. М.: Ооо «Издательская группа «сад», Благотворительный...
Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей icon СПб.: Изд. "Респекс", 2000
Книга написана популярным языком и рассчитана, прежде все­го, на сложившийся в последние годы обширный контингент читателей, стремящихся...
Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей icon Валерий Николаевич Хорев Оружие из Дамаска и булата
Дамаска, японского Дамаска, а также индийского сварочного железа и малайских крисов. Издание рассчитано на широкий круг читателей,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции