Скачать 4.62 Mb.
|
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru Institute of psychology RASRUSSIAN MENTALITY:the issues of psychological theory and practiceCollective monographEds.: academician of RAE, professor K. A. Abulkhanovacorresponding member of RAS, professor A. V. Brushlinsfcycaiid. sc. (psychology) M. I. VolovikovaMoscouIP RAS1997Российская Академия Наук Институт психологииРОССИЙСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ:вопросы психологической теории и практикиКоллективная монография под редакцией: академика РАО, профессора К. А. Абульхановой,члена—корреспондента РАН,профессора А. В. Брушлинского,к. пс. н. М. И. ВоловиковойМосква ИздательствоИнститут психологии РАН» 1997Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. — М., Издательство * Институт психологии РАН», 1997 г. — 336 с. ISBN-5-201-02230-8 Предлагаемая вниманию читателя книга является результатом многолетних исследований, проводившихся в лаборатории психологии личности Института психологии РАН. Она посвящена проблемам российского менталитета — различным представлениям, в которые воплотилось индивидуальное и общественное, обыденное и научное российское сознание Это правовые и моральные представления — о порядочном человеке, правде и лжи в российском сознании, представления об умном человеке, счастье и удовлетворении. Оптимизм российского менталитета проявился в его идеализме, веровании, свободе сознания и воображения, в сказке и игре, тогда как пессимизм — в психологических и жизненных потерях, личностных защитах своего «Я», в преобладании неадаптированного к социальным изменениям населения, остро нуждающегося в психологической поддержке. Российский менталитет воссоздается в книге как целое теоретически и исторически, исследуется как психосоциальная реальность, выявляется в его консерватизме и изменчивости. Эта множественность граней обнаруживается благодаря его сравнению с западно-европейским сознанием, применению кросс-культурного, классически экспериментального, типологического, биографического и др. методов исследования, с помощью которых учитываются возрастные, половые, профессиональные и др. различия. Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей. Russian mentality: the issues of psychological theory and practice. Edited by K. A. Abulkhanova, A. V. Brushhnsky, M. I. Volovikova. — M.: IP RAS, 1997. — 336 p. The propounded book is the result of many years investigations performed in the laboratory of psychology of personality, Institute of psychology RAS. This book is devoted to the problems of Russian mentality, i e. the different representations, in which the individual and social, common and scientific aspects were embodied. These are the legal and moral representations, i.e. the representation of the honest person, he and truth in Russian consciousness, the representations of the intelligent person, happiness and satisfaction The optimism of Russian mentality was revealed in its idealism, beliefs, free consciousness and imagination, in fairy-tale and play. The pessimism was shown through the problems of the psychological and bfe losses, personality defenses, the predominance of maladjustment population, which is not adapted to the social changes and is needed in psychological support. Russian mentality is theoretically and historically reconstructed in this book as a whole. It is studied as a psychosocial reality and revealed in its conservatism and dynamics. This plurality of aspects is discovered in the comparison of Russian mentality with the West-European consciousness, assessing by different cross-cultural, traditionally experimental, typological, biographical and other methods, which are permitted to take into consideration age, gender, professional and other differences. This book is counted on the specialists and a large circle of readers. ISBN-5-201-02230-8 © Издательство «Институт психологии РАН», 1997 ВВЕДЕНИЕ Эта книга создана, в основном, трудами лаборатории психологии личности Института психологии РАН. История ее появления такова. Сотрудниками лаборатории менее чем за десять лет было подготовлено девять коллективных монографий. Постепенно эти выпуски стали ежегодным отчетом о проводимых исследованиях, а темы исследований оказались на острие современных проблем, связанных с личностью: ее ориентацией в меняющемся социуме, ее способностью совладания с кризисными ситуациями, ее отношением к жизни и смерти. Книги пользовались большим читательским спросом, так как они предназначались не только узкому кругу специалистов, но и самой широкой аудитории. Однако по причинам экономического характера их тираж был был так мал, что, едва выйдя, они становились библиографической редкостью. Последняя книга («Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления». М., издательство ИПРАН, 1996), выпущенная совсем «символическим» тиражом (200 экз.)> и стала основой для настоящей монографии. То есть сначала, идя навстречу потоку заявок на сборник, предполагалось лишь повторить его издание, но сотрудники лаборатории и те, кто давно с ней сотрудничают, за небольшой отрезок времени проделали большую работу — и теперь перед вами новая книга. В нее включено лишь несколько статей из предыдущих изданий (но и они даны в переработанном виде). Темы, затрагиваемые в книге: особенности российского менталитета, обнаруживаемые благодаря кросс-культурным сравнениям (К. А. Абульханова, Н. Л. Смирнова, А. Н. Славская), экология душевной жизни человека (К. А. Абульханова), время жизненного пути и личности (Т. Н. Березина), интерпретация личностью событий, ее отношение к правде и лзки, нравственное развитие (В. В. Знаков, А. Н. Славская, М. И. Волови-к°ва), игровые биографии (С. В. Григорьев), личность и труд-Hbte жизненные ситуации — болезнь, смерть близких людей (Л- И. Анцыферова), организация социальной защиты населения (Г. П. Филиппова) и помощь людям, заболевшим алкоголизмом, организованная при православном приходе (священник Валерий Ларичев), механизмы психологической защиты и тендер (Н. Е. Харламенкова с соавт.)* психология и провинция (А. В. Брушлинский) — интересны многим. Статьи содержат» данные, полученные совсем недавно, отвечающие современно му мировому уровню исследований. Она заинтересует как специалистов в области психологии личности, социальной психо логии, когнитивной психологии, так и самый широкий круг читателей. '< СОДЕРЖАНИЕ Введение.........................................................................................................5 АБУЛЬХАНОВА К. А. Российский менталитет: кросс - культурный и типологический подходы.............................................................................7 БРУШЛИНСКИЙ А. В. Ментальность российская и региональная (провинциальная)............38 АНЦЫФВРОВА Л. И. Человек перед лицом жизни и смерти....................................................44 АБУЛЬХАНОВА К. А Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта........................................................................................56 СЛАВСКАЯ А. И. Правовые представления российского общества...................................75 ВОЛОВИКОВА М. И, ГРЕНКОВА Л. Л. Современные представления о порядочном человеке..........................93 СМИРНОВА Н. Л. Образ умного человека: российское исследование.............................112 ЗНАКОВ В. В. Правда и ложь в российском самосознании.........................................131 ФИЛИППОВА Г. П. Проблемы и методы социальной защиты населения.........................144 СВЯЩЕННИК ВАЛЕРИЙ ЛАРИЧЕВ Братство трезвости при православном приходе....................................156 АБУЛЬХАНОВА К. А. Регресс и утраты личности и возможности психологической поддержки.......................................................................................170 ДЖЩАРЬЯН И. А. Счастье и удовлетворенность жизнью в русском обществе..............187 НИКУЛИНА Т. А., ХАРЛАМЕНКОВА Н. Е. Половозрастные различия в стремлении личности к утверждению и защите «я»...............................................224 СЛАВСКАЯ А. Н. Интерпретация в российском менталитете и психологической теории........................................................................241 ГРИГОРЬЕВ С В. «Игры сознания» и биографические исследования в этнопсихологии.........................................................................................260 СМИРНОВА Н. Л. Психологические особенности русской волшебной сказки...............281 БЕРЕЗИНА Т. Я Жизненный путь личности: осознаваемые И неосознаваемые аспекты.......................................................................313 Резюме............................................................................................................323 Сведения об авторах...................................................................................330 CONTENTS Introduction ..........................................................................................5 ASULKHANOVA K. A. Russian mentality cross — cultural and typological approaches .................7 BRUSHLINSKYA V. Russian and regional (provincial) mentality...........................................38 ANTZYFEROVA L. I Person щ the face of life and death...........................................44 ABULKHANOVA К A Category of subject the world-view sense and scientific meaning ......56 SLAVSKAYAA N. Legal representations in Russian society.............................................75 VOLOVJKOVA M I, GRENKOVA L L. Contemporary representations of the honest person...............................93 SMIRNOVA N. I Representations of the intelligent person* a Russian study....................112 ZNAKOVV V Truth and he in Russian self-consciousness.....................................131 FlUPPOVA С P Problems and methods of the social defense of the population...............144 PRIEST VALERY LARICHEV Fraternity of Sobriety in orthodox parish ...............................................156 ABULKHANOVA К A Regression and losses in personality and the possibilities of psychological support............................................................170 DZHIDARYAN I, A. Happiness and satisfaction at Me in Russian society................................187 MKULINA T. A., KHARLAMENKOVA N. E. Age —gender differences in assertiveness and defense.............................224 SLAVSKAYA A. N Interpretation, in Russian mentality and psychological theory .............241 GRIGORYEVS. V. «Plays of consciousness» and the biographical study in ethnopsychology.................................................................................260 SMIRNOVA N. I Psychological peculiarities of Russian fairy—tale .............................281 BEREZINA T. N. Life —span of personality conscious and unconscious aspects................313 Summary.........................................................................323 Our authors..................................................................................................330 РОССИЙСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ: вопросы психологической теории и практики Коллективная монография под редакцией: академика РАО, профессора К. А. Абульхановой, члена-корреспондента РАН, профессора А. В. Брушлинского, к. пс. н. М. Я. Воловиковой Компьютерная верстка — Странников В. Ю. Формат 60x90 1/16 Гарнитура «Школьная». Усл. печ. л. 21,0. Тираж 1000 экз. Л. Р. № 021044 от 25 марта 1996 г. Издательство «Институт психологии РАН» 129366, Москва, Ярославская ул., 13 Диапозитивы изготовлены ЦИТ «Универсум» Отпечатано с готовых диапозитивов в Московской типографии № 2 ВО «Наука*, 121039, Москва, Щубинский пер., д. 6 Заказ N° 2456 РОССИЙСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ: КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ1 К. А. Абулъханова Каковы особенности русского менталитета? Должен ли он путем усвоения западно-европейской культуры стать, наконец, цивилизованным, а не самодеятельным или, напротив, именно первозданность России явится началом и залогом спасения мировой цивилизации от бесчеловечности и деградации — эта дилемма издавна существовала для русской мысли, вела к сопоставлению Запада и России. *Россия никогда не умела производить настоящих, своих собственных Меттернихов и Би-консфильдов; напротив, все время своей европейской жизни она жила не для себя, а для чужих, именно для общечеловеческих интересов», — писал с горечью Достоевский. «Но русские Меттернихи оказывались вдруг дон Кихотами», — добавляет он [4, с. 79]. Западному рационализму противопоставлялась российская духовность, нравственность, индивидуализму — соборность, общинность, социальной зрелости и адаптирован-ности — ценность человеческой личности, человека, которую с присущим ему пессимизмом особо отстаивал Герцен, западному мещанству — российское стремление к идеалу. Принципы свободы, равенства и братства были, как известно, принципами французской революции. Но, не достигнув равенства и братства, западно-европейская цивилизация сумела обеспечить своими социальными структурами определенные свободы для личности. Россия же, постоянно реализуя насилие в своих сменяющих одна другую формах государственности, постигла на путях христианства и открыла для личности тайну внутренней свободы. «Впервые через Иисуса Христа человеку открылось, что в духе своем он абсолютно свободен» [7, с. 302]. Самую главную черту российской психологии всегда составляла вера, в принципе свойственная любому народу, но у Работа вьшолнена при финансовой поддержке РГНФ (код проекта 94-06-19751). 8 ____________________________К А Абульханова всех, как правило, проявляющаяся в различной форме. Однако в российском менталитете образовался необыкновенный синтез веры в другого человека, в общество и в идеал. Русский идеализм сочетал в себе определенную умозрительность, возвышенный характер размышлений, выразившихся в поисках правды, истины и смысла жизни, оторвавшихся от практической обыденной жизни. Философский характер русского умственного склада, так точно отраженный Толстым в Каратаеве, всегда казавшийся добро и добродушно настроенным ум был склонен не к рефлексии, а к верованию. Эта вера основывалась на развитом воображении, мифологичности, сказочности российского сознания. Именно вера в идеал позволяла человеку вырваться за пределы обыденности, вынести всю тяжесть реальности. Эту веру нельзя было назвать оптимистической, но она стала основой особой черты исторического русского характера — терпения. На каждом поворотном этапе российской истории каждая власть пыталась персонифицировать эту веру, но самая последняя тоталитарная форма такой персонификации породила то, что пришло в абсолютное противоречие с верой. Если всегда, наряду с верой, существовала ложь, то она носила индивидуальный характер, употреблялась в межличностном обиходе, не принимая форм массового социального явления. Не только прямое насилие, но превращение лжи в социальный институт, причем лжи, искусно привитой на веру в идеал, разрушило естественную цельность индивидуального сознания, разрушило его способность к адекватному отражению реальности. В то время, когда западный рационализм, замешанный на скептицизме, все более тонко и зорко отслеживал логику и динамику социальной и личной жизни во всех ее частных и глобальных перипетиях, российское сознание все более теряло черты разумности и способности рационального мышления, отрываясь от реальности, смешивая реальность с иллюзией или вымыслом. Можно предполагать, что это привело к глубокой и массовой деструкции индивидуального сознания, к ломке естественного для него соотношения эмпирического и теоретического. Именно эта деструкция парализовала значительную часть российского общества, утратившего чувство подлинности жизни, которое обычно лежит в основе здоровой и естественной жизненной активности. К этому присоединилось — для старшего поколения — осознание и переживание исторической ошибочности прошлой жизни, что — в принципе — никогда не переживается индивидуумом в любом Poccuuckuu менталитет кросс—культурный и типологический подходы 9 другом обществе. Идентичность с обществом дает личности если не уверенность в справедливости его устройства, то во всяком случае никогда не дает сознания его краха. Российское индивидуальное сознание оказалось слишком исторично, слишком общественно, причем его исконные архетипические (по Юнгу) черты в самом же индивидуальном сознании пришли в противоречие с навязанными ему социумом способами осознания и мышления. Российская личность утратила свою историческую идентичность и одновременно потеряла социальную. Этот факт должен быть по крайней мере научно от-рефлексирован. Утвержденным религией состоянием воспроизведения душой, психикой противоречия является страдание. Бог явил миру Христа как образец страдания, как образец состояния души и духа страдающего и показал Воскресение как исход этого страдания через постижение человечности. Так Бог учил людей страданию, приблизив идеал к человеку и показав путь от человека к идеалу. Но не все противоречия выражаются в страдании и приводят к возвышению духа. Другой формой их воспроизведения является ожесточение и опустошение, зло, овладевающее пустой душой, неспособной страдать. Вся суть российской ментальности, распятой между страданием и состраданием, опустошенностью и злом была выражена в трагике Достоевского, Леонида Андреева, Вл. Соловьева. Они пролили свет на метание души между этими силами, ей непосильными, схватив суть российской проблемы. Но сегодня, когда нет ни «Достоевских», ни «толстых», самым главным для понимания происходящего должно стать осознавание реальности и способность принять ее правду. Одной из самых серьезных опасностей становится принятие иллюзорной идеи, а не осознание проблемы. И одной из серьезнейших проблем становится проблема перехода от общиннос-ти, соборности (в советском варианте — коллективизма) к вынужденному или добровольному индивидуализму, причем не только в бытии, но и в сознании. Представляется, что одной Из легко перенесенных с Запада идей стала идея конкурентоспособности личности, чего безусловно требует рыночная реальность. Однако, если совершенно необходимым для жизнеспособности личности и общества является требование компетентности, то первая идея вызывает сомнение. Не ближе ли Российской привычке к общности, общению, единению стоит партнерства, а не конкуренции? Несомненно, имея место 10____________________________________________________К, А Абулъханова в узкой сфере спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, этот принцип не может стать универсальным для российской действительности. Может ли конкурировать пенсионер с российским миллиардером? Нужна ли конкуренция там, где она не может стать реальной социально-экономической движущей силой на фоне ситуации, связанной с незаконной приватизацией государством общественной собственности? По-видимому, ближе к российскому историческому чувству брат*-в ства и реальности современных отношений принцип партнером тва, предполагающий не индивидуалистическую основу, а индивидуально-совместную кооперацию. И состояние психологии современного общества, и способы связей в нем отдельных личностей должны стать проблемой, не предполагающей категорических решений, а требующей анализа и размышления. Любое политическое, общественное действие должно быть облечено общечеловеческой, нравственной идеей. В общественном сознании значение социальных отношений, их роль в развитии общества всегда рассматривалась через призму определяющей философской идеи, которая играла аккумулирующую, регулирующую роль. Под флагом определенной идеи в России объединялись разные социальные группы, тогда как в Европе каждое социальное сословие имело свою идеологию Идеология в России никогда не имела границ. I Идеологизация русского общества началась гораздо рань*-ше, чем победил марксизм и социализм. Идеология опиралась на имманентную потребность русского общественного сознания в объединяющей идее. Начиная от идей спасения России, до ее мессианской роли в мире, кончая идеями народничества и коммунизма — самые разные идеи витали в русском сознании на протяжении всего XIX века. Поэтому говорить об идеологизации русского общества именно после октябрьской революг ции не совсем верно. Просто данная идеология легла на благо*,, приятную почву. Идеологии буржуазного общества, за исклюй чением Германии, всегда несли в себе значительную доли рациональности, поэтому они достаточно гибко и дифференциу рованно вписывались в социальную жизнь. Идеи, возникающие на российской почве, всегда были замешаны на вере и психологии, будь то вера в Христа, поиск вечной справедливости или коммунизма. Именно в силу этой последней особенности вырабатывались некие формулы, направляющие общественное сознание и, в конечном итоге, начавшие им управлять (во времена Александра I формула «православие, самодержавие и Российский менталитет: кросс—культурный и типологический подходы 11 народничество» служила прекрасным цементом общества, питая веру в «батюшку царя»). Проникновение марксизма было обусловлено идеализмом российского общественного сознания, стремлением к идеалу, утопизмом, приматом веры над здравым смыслом и рационализмом. Именно в силу этого тоталитарной власти в течение десятков лет удавалось поддержать веру в абстрактный идеал коммунизма, несмотря на все большую очевидность его вопиющего противоречия с реальностью. Естественно, что сложность и глубина российских философских идей, были ли они идеями славянофилов или западников, блестящий уровень культуры российских мыслителей уступили место общедоступной идеологии в период превращения марксизма в советскую идеологию. Ленин, в частности, сделал все, чтобы идеи революции, которые в устах Плеханова, Троцкого, Бухарина имели философскую форму и культурные основания, превратились в лозунги на заборах. Идеология образовала некоторый синкрет науки, веры и политических лозунгов, тогда как сама политика не имела ничего общего с мифами, содержавшимися в формулах и лозунгах. Лозунги насилия и уничтожения буржуазии постепенно сдвинулись с негативной на как бы позитивную тональность, хотя идея коммунистического будущего всегда сочеталась с практикой уничтожения его врагов. Если в дореволюционном обществе творцом и носителем идей была русская интеллигенция, то в социалистическом, благодаря классовому подходу, утвердились приоритеты рабочего класса и крестьянства в ущерб интеллигенции. Но парадоксальным образом идеология выполнила интегрирующую общество роль, оказалась универсальным средством. Впоследствии, когда интеллигенции в какой-то мере удалось укрепить свою социальную позицию за счет культурной функции, идеологические лозунги перекочевали с заборов на экраны телевизоров и страницы романов. Идеология проникала в психологию, поскольку каждый лозунг имел свой психологический не только массовый, но и индивидуальный смысл. И сегодня, несмотря на возросшую прагматичность инди-видуального сознания, все же в нем сохранилась многолетняя Привычка к готовым идеологическим формулам. И когда, провозглашая демократию, попытались такой формулой осуществить ту привычную функцию, она — эта новая формула, и то У немногих, вызвала прежние, связанные с возрождением 12____________________________________________________К А Абульханова идеала переживания. Но распад прежних социальных связей, подлинно или псевдо-коллективиых, атомизация общества, состоящая в предоставлении каждого самому себе как в деле политического выбора, так и в деле выживания, и продолжающийся в обновленных формах расцвет мещанства, потребительства, теневой спекулятивной активности (под флагом экономической активности и возрождения), все эти причины постепенно заблокировали восприятие этой формулы. Для большинства она стала терять свой психологический смысл, который имели, несмотря на их мифичность и утопичность прежние идеологические формулы. Российское сознание, Bocfci питанное на лозунгах, привыкло к создаваемой ими социалъы ной определенности, более того, к категорическим определен ниям, какой на дворе этап социализма и в каком году начнет ся торжество коммунизма. > В условиях крушения прежней идеологии основным оказалось не упразднение марксизма (который, кстати, также как вся система был упразднен очень легко), а образовавшийся вакуум в идеологизированном сознании. Именно в силу этого на социальную поверхность начали выплывать клише, создаваемые случайными людьми, носящие случайный и нелепый смысл, типа «вымыть ноги в Карибском море». Выплыла «пена» низкопробного сленга мещанства. Образовался разрыв между уровнем сложных, иногда более, иногда менее глубоко, но научно обоснованных социальных программ и транслируемых по телевидению сюжетов. В период тоталитаризма в России политика «съела» куль& туру, когда интеллигенция решила добровольно и самоотвер женно служить политическим целям. В настоящее время при наличии массовых университетов, колледжей и лицеев, провозглашающих ценность (дорогостоимость) образования, на фоне лозунгов о профессионализме и компетентности, наука и искусство, более не финансируемые обществом, не могут содействовать созданию новой, даже восстановлению старой дорев<�к люционной идеологии. Чем же замещено место идеологии? Мы склонны утверя дать, что психологией. Произошедшая экономическая дифференциация общества уже без всяких идеологических присказок упразднила возможность общей идеи, порождающей сходные смыслы у разных людей. Для многих все происходящее стало бессмысленным и непонятным. На этом фоне на смену идеологизированного, почти от века идеалистического миро- |
Книга рассчитана на широкий круг читателей, задумывающихся о своем финансовом благополучии |
Как стать экстрасенсом Книга рассчитана на широкий круг читателей и посвящена вопросам биоэнергетического поля человека |
||
Книга рассчитана на буддологов, психологов, философов, историков,... Редакционная коллегия кандидат философских наук Л. Е янгутов, С. П. Нестеркин, С. Ю. Лепехов |
Книга рассчитана на широкий круг читателей и врачей Подробно рассказывается о применении заживляющих сил Природы на практике. Приведены разнообразные примеры и методики излечения больных... |
||
Первая Депутат Балтики – 1 — Роман смешон и печален, добр и зол; язык его легок, но последовательная мстительность мысли даже пугает. Книга рассчитана на читателей,... |
Книга рассчитана на широкий круг психологов, учителей, врачей, менеджеров,... Л73 Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. —608 с |
||
Книга рассчитана на широкий круг читателей. © Г. Бореев, 2006 isbn 5-89823-045-8 ©«Гиперборея» Земле, потому что не научившись здесь медитировать и концентрировать свой ум на одной мысли, мы не сможем прийти к Единому Богу,... |
Книга рассчитана на широкий круг читателей и рекомендуется в качестве... Основы исламских знаний (вероучение, поклонение, нравственность). Перевод с турецкого. М.: Ооо «Издательская группа «сад», Благотворительный... |
||
СПб.: Изд. "Респекс", 2000 Книга написана популярным языком и рассчитана, прежде всего, на сложившийся в последние годы обширный контингент читателей, стремящихся... |
Валерий Николаевич Хорев Оружие из Дамаска и булата Дамаска, японского Дамаска, а также индийского сварочного железа и малайских крисов. Издание рассчитано на широкий круг читателей,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |