Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков




Скачать 309.44 Kb.
Название Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков
страница 1/3
Дата публикации 22.06.2014
Размер 309.44 Kb.
Тип Автореферат
literature-edu.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3


на правах рукописи

МОСКВИТИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СПОСОБАХ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва

2004

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Диссертация посвящена изучению представлений младших подростков о собственных способах поведения в трудных жизненных ситуациях.

Актуальность исследования. На протяжении всей жизни, вне зависимости от возрастного этапа, человек сталкивается с определенными трудностями. Эти трудности связаны не только с проблемами развития и возрастными кризисами, не только с экстремальными событиями в социальной и личной жизни, но и с обыденными жизненными ситуациями. Для преодоления повседневных трудных ситуаций человеку требуются представления о способах, условиях и возможностях, необходимых для реализации своих усилий, а также умения эти способы применять. Всё это происходит по мере взросления и накопления определенного жизненного опыта.

О важности изучения способов поведения в трудных жизненных ситуациях или совладающего (копинг) поведения свидетельствуют многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов (М.Тышкова, 1987; Х.Ремшмидт, 1989; I.Seiffge-Krenke, 1990; Е.Е.Данилова, 1990; M.Petrovsky, J.Birkimer, 1991; F.Blanchard-Fields, L.Sulsky, 1991; H.Sek, 1995; З.Х.Б.Сиерральта, 1997; Е.А.Перепеч, 1998; H.A.Bosma, 1999; Г.Крайг, 2000; Р.М.Никольская и Р.М.Грановская, 2000; Н.А.Сирота и В.М.Ялтонский, 1994; 1996, 2003; И.П.Стрельцова, 2002; Е.В.Либина, 2003; и др.). Исследователями выявлены возрастные особенности развития совладающего поведения, однако изучение младшего подросткового возраста с точки зрения представлений о способах поведения в трудных жизненных ситуациях, по нашему мнению, ещё не получило в психологии развития достаточной разработки. Это и определило проблему исследования.

Целью исследования является изучение представлений младших подростков о способах их поведения в трудных для них жизненных ситуациях.

Объект исследования – способы поведения в трудных жизненных ситуациях.

Предмет исследования – представления младших подростков о способах поведения в трудных жизненных ситуациях.

Гипотезы исследования:

(1) представления о способах поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков связаны с их пониманием самого феномена «трудная ситуация»;

(2) представления о способах поведения в трудной жизненной ситуации младших подростков взаимосвязаны с представлением о себе, о своих личностных качествах, особенностях, которые способствуют реализации того или иного варианта поведения в трудной жизненной ситуации;

(3) существуют половые различия между младшими подростками в представлениях о способах поведения в трудных жизненных ситуациях.

Для проверки выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи исследования:

1) провести теоретический анализ литературы, посвященной изучению стратегий и способов совладающего поведения;

2) изучить представления младших подростков (11-12 лет) о содержании понятия «трудная ситуация»;

3) изучить представления младших подростков о возможных способах своего поведения в трудной жизненной ситуации;

4) определить особенности влияния личностных особенностей младших подростков на их представления о способах поведения в трудных жизненных ситуациях;

5) выявить особенности представлений мальчиков и девочек о типичных трудных ситуациях и способах поведения в них.

6) выявить наиболее типичные варианты представлений младших подростков о способах своего поведения в трудных жизненных ситуациях.

7) разработать практические рекомендации для школьных психологов, учителей и родителей по формированию представлений о возможных способах поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков.

Методы и организация исследования:

Эмпирическое исследование проводилось в три этапа. На всех трех этапах в эксперименте участвовали одни и те же младшие подростки 11-12 лет в количестве 72 человек (38 мальчиков и 34 девочки). Были использованы следующие методы:

  1. Метод беседы (о трудных ситуациях и способах поведения в них).

  2. Проективный метод – рисунок «Я в трудной ситуации».

  3. Методы диагностики личности - опросник копинг-стратегий детей школьного возраста (в редакции И.М.Никольской и Р.М.Грановской, 2000); опросник «Индикатор стратегий преодоления стресса» (Д.Амирхан, 1990); многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла.

  4. Метод шкалирования – реальная и идеальная самооценка в обыденной жизни и в трудных жизненных ситуациях.

  5. Метод самоописания – самооценка в обыденной жизни и в трудных жизненных ситуациях.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечены использованием комплекса методов, адекватных предмету, целям и гипотезе исследования, корректным применением методов математической статистики. Результаты исследования подвергались качественной и количественной обработке. Количественная обработка данных осуществлялась на базе IBM-PC-Pentium с использованием электронных таблиц Excel и пакетов статистической обработки SPSS 12.0 и Statistica 6.0 (кластерный анализ, корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена; были использованы критерий χ2 Пирсона и критерий различий U–Манна-Уитни).

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явился подход отечественных психологов, исследовавших феномен поведения в трудных жизненных (стрессовых) ситуациях (Л.И.Анцыферова, В.А.Бодров, Р.М.Грановская, Л.А.Китаев-Смык, И.М.Никольская и др.) и транзакциональная теория копинг (совладающего) поведения – когнитивно-поведенческий подход (Р.Лазарус, С.Фолькман).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

  • установлено, что для младших подростков трудными жизненными ситуациями являются ситуации, связанные в основном с общением и учебной деятельностью;

  • выявлено, что главным атрибутом трудной жизненной ситуации младшие подростки считают наличие препятствия, с которым необходимо справиться;

  • выявлены различия в понимании мальчиками и девочками того, что есть трудные ситуации, в их содержании, в представлениях о способах своего поведения в трудных жизненных ситуациях;

  • выявлены связи самооценки и личностных особенностей у младших подростков с их представлением о своих способах поведения в трудных жизненных ситуациях;

  • выявлены и описаны варианты представлений о способах поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в работе школьных психологов по формированию представлений о способах поведения в трудных жизненных ситуациях, при организации учебно-воспитательного процесса, а также обеспечения психологической грамотности учителей и родителей.

Результаты исследования о представлениях младших подростков о способах их поведения в трудной жизненной ситуации могут стать основой развивающих и психопрофилактических программ, для решения практических психолого-педагогических задач.

Полученные данные могут быть использованы при разработке курсов возрастной и педагогической психологии для студентов педагогических и психологических специальностей ВУЗов.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Трудные жизненные ситуации для большинства младших подростков, представляют ситуацию, которую возможно или необходимо преодолевать, путем приложения определенных усилий. Чаще всего такими ситуациями являются обыденные ситуации в учебной деятельности, в общении.

  2. Для младших подростков более характерно когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации, в меньшей – оценивание ее с точки зрения возможности саморегуляции.

  3. В представлениях младших подростков нет четкого разграничения способов поведения в трудных жизненных ситуациях на эффективные и социально желательные и неэффективные и социально нежелательные.

  4. На представление младших подростков о способах поведения в трудных жизненных ситуациях влияют их личностные особенности и самооценка.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на IX Российской научной конференции «Человек как субъект жизнедеятельности» (сентябрь 2002 г.) г. Рязань; на Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая культура личности» (декабрь 2003 г.) г. Белгород; на конференциях аспирантов и соискателей, заседаниях лаборатории Научных основ детской практической психологии Психологического института РАО.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется ее методологическая основа, определяются цель, гипотеза, задачи, новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводится перечень методов исследования, излагаются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретический анализ проблемы поведения в трудных жизненных ситуациях» представлен анализ отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике.

Проблема поведения в трудных жизненных ситуациях получила разностороннюю разработку в теоретических и эмпирических исследованиях зарубежных и отечественных психологов.

Трудные жизненные ситуации рассматриваются исследователями наряду с такими понятиями, как «критические события», «негативные жизненные события», «стрессовые жизненные события», «травматические события» и т.д. Всех их объединяет то, что они предъявляют к людям, испытывающим их, повышенные требования, вынуждают прилагать усилия и подключать дополнительные возможности для преодоления, ограничивают активность, т.е. являются стрессорами (К.Муздыбаев, 1998).

Повседневные трудные жизненные ситуации, несмотря на их кажущуюся тривиальность и обыденность, для человека, попавшего в них, также являются стрессорами. Эти ситуации тесно связаны с опытом человека и с его психологическим реагированием на них (Каннер, 1981; Де Лонгис, 1982; Стоун и Нил, 1984; Лазарус и Фолькман, 1988).

Для преодоления подобного рода ситуаций человек использует определенные способы поведения или копинг (совладающее поведение) (Р.Лазарус, 1982, 1991, 1992).

На сегодняшний день не существует единого концептуального теоретического подхода к пониманию феномена совладающего или копинг поведения.

Существует несколько основных подходов. Так, совладающее (копинг) поведение рассматривают, во-первых, как результат процесса, направленного на продуктивную адаптацию личности в стрессовых ситуациях (Н.Хаан, 1977; Дж. Вайлант; 1981 и др.), во-вторых, как относительно постоянную предрасположенность человека отвечать на стрессовые события определенным образом (D.Byrne, R.Н.Мооs, 1984; и др.), в-третьих, как транзактный процесс или обмен между человеком и окружением с акцентом на его процессуальных характеристиках (Лазарус, Фолькман, 1984; Уиллс, Шифман, 1985), в-четвертых, как личностное свойство, определяющее способность человека противостоять негативному воздействию трудных ситуаций (Л.И.Анцыферова, 1992, 1994; Ф.Е.Василюк, 1984; К.Паркс, С.Петерсон, 1991; П.Джеймс, С.Кобаса, 1988; Дж. Сулс, 1991; и др.).

Совладающее поведение рассматривается исследователями в связи с классификацией его стратегий и способов Р.Лазарус, С.Фолькман 1966, 1984, A.Billings, R.Moos, 1984; P.Vitaliano, 1990, H.Weber 1992, C.Carver, Mscheier, 1989, Г.Томэ 1988.

Совладающее поведение как процесс, имеющий определенные задачи и функции рассматривается исследователями Т.Э.Уиллс, С.Шифман, 1985; R.H.Moos, J.A.Shaefter, 1986; Л.А.Перлин и К.Шулер 1978.

Особое внимание отводится анализу эффективности стратегий и способов совладающего поведения (H.Weber 1992; N.Haan, 1977; P.Becker, 1989; C.Carver, 1989; K.Nakano, 1991; D.J.Terry 1991, 1992; V.J.Conway, D.J.Terry 1992; И.М.Никольская. Р.М.Грановская 2000; И.П.Стрельцова, 2002; А.В.Либина, 2003; и др.). В исследовании И.П.Стрельцовой показано, что нельзя однозначно определить конструктивность стратегий и, соответственно, способов поведения вне контекста реальных условий ситуации.

Немаловажную роль в определении эффективности совладающего поведения играют т.н. ресурсы, т.е. те возможности, которыми личность обладает или может использовать для преодоления трудной ситуации (U.G.Foa, K.Y.Tornblom, 1993; S.Folkman, M.Chesney, 1991; R.J.Turner, P.Roszel, 1994; A.E.Gross , P.A.McMullen, 1983; K.Nakano, 1991; V.J.Conway, D.J.Terry, 1992; и др.). В исследованиях показано, что важным ресурсом совладающего поведения является устойчивость и адекватность компонентов «образа Я». Также к ресурсам совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях относится возраст и пол человека. Людям разного возраста и разной половой принадлежности свойственно по-разному справляться с жизненными трудностями.

Весьма широко изучается возрастная специфика способов поведения в трудных жизненных ситуациях: дошкольный возраст – K.Stansbury, M.Sigman, 2000 и др.; младший школьный возраст – И.М. Никольская и Р.М. Грановская, 2000; дети, переходящие из начальной школы в среднюю – Е.Е.Данилова 1990; младший подростковый возраст – Н.М.Лыкова, Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский, И.Л.Баушева, 2003; подростковый и юношеский возраста – Х.Ремшмидт 1989; I.Seiffge-Krenke, 1990; Сиерральта З.Хорхе Бернардо 1997; Л.Г.Леонова и Н.Л.Бочкарева, 1998; Н.А.Сирота 1994, 1996; В.М.Ялтонский, 1995; Е.А.Перепеч, 1998; H.A.Bosma, 1999; И.П.Стрельцова, 2002; люди в возрасте от 17 до 42 лет – M.Petrovsky and J.Birkimer, 1991; на протяжении всего онтогенеза – Г.Крайг, 2000. Анализ влияния половых и гендерных различий представлен в работах: F.Blanchard-Fields, 1991; J.Veroff, R.A.Kulka, E.Douvan, 1981; A.A.Stone, J.M.Neale, 1984; А.В.Либиной 2003; и др. Анализ влияния восприятия и опыта переживания трудных жизненных ситуаций предствлен в работах Ф.Е.Василюка, 1984; М.Тышковой, 1987; Г.Томэ, 1988; Е.Е.Даниловой, 1990; Л.И.Анцыферовой, 1999; Г.Крайг, 2000; И.М.Никольской, Р.М.Грановской, 2001; А.Приходько 2001; К.Муздыбаева, 2002; Реана А.А., Кудашева А.Р., Баранова А.А., 2002; П.И.Стрельцовой, 2002; А.В.Либиной, 2003; и др.

Младший подростковый возраст оказался наименее изученным в плане специфики стратегий и способов поведения в трудных жизненных ситуациях. Это и определило проблему нашего исследования – представления младших подростков о способах поведения в трудных жизненных ситуациях.
Во второй главе «Предпосылки формирования представлений о стратегиях и способах поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков» описываются основные достижения этого возрастного периода, способствующие приобретению эффективных стратегий и способов поведения.

Особый интерес для исследования представляет младший подростковый возраст. Во-первых, младший подросток оказывается в новой социальной ситуации развития, которая предъявляет к нему более сложные требования. Главной характеристикой этого возраста является возрастающая потребность в самостоятельности (Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконин, 1967). Именно этот возраст отличается наиболее выраженной индивидуализацией, самодетерминацией (Д.И.Фельдштейн, 1995). Младший подросток начинает поиск новых форм реагирования на предлагаемые ему условия и обстоятельства (Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконин, 1967). По мнению К.Н.Поливановой (1996, 2000) проектная деятельность является ведущей деятельностью младших подростков. У младших подростков резко увеличивается стремление разрешать возникающие трудности благодаря собственным сознательным поискам и приложению усилий; уровень организации деятельности существенно возрастает, повышается способность более конструктивно разрешать возникающие проблемы. (М.Тышкова, 1987). Способность самостоятельно действовать младшему подростку обеспечивает позитивное самоотношение, стремление реализовывать свою уникальность в сфере самостоятельно выбранных интересов и увлечений, в сфере достижений и в межличностном взаимодействии на основе субъект-субъектного общения. (Н.В.Зотикова, 2002). Во-вторых, т. н. «рефлексивный оборот на себя», определяет формирование качественно нового самосознания (Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконин, 1967);. Пробуждающийся интерес к самопознанию через познание своих различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «образа Я». Младший подросток ориентирован, прежде всего, на поиск ответа, “каков он среди других, насколько он похож на них”. В-третьих, образцы проявления идеальных качеств вызывают восхищение, большую заинтересованность, желание подражать их обладателям, в поведении проявляется ориентация на некоторый образец как обобщенную оценочную меру правильных отношений, (Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконин, 1967); отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в проявлении личностных свойств (И.Ю.Кулагина, 2001).

Возрастная динамика в частоте использования различных способов совладающего поведения была прослежена И.М.Никольской и Р.М.Грановской, (2000): младшие дети (7-9 лет) переключаются на посторонние занятия чаще старших (10-11 лет), а те, в свою очередь, на уровне тенденции, несколько чаще осмысливают и рационализируют сложившуюся ситуацию.

Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими детьми, переходящими из младшей школы в среднюю, с точки зрения их конструктивности был сделан Е.Е.Даниловой, (1990). Возрастная динамика проявилась следующим образом: при переходе из начальной школы в среднюю способы поведения в трудных жизненных ситуациях становятся более конструктивными. Поведение детей становится более целенаправленным, активным, самостоятельным, эффективнее проявляется умение ориентироваться на объективные и субъективные условия ситуации.

В рамках исследования устойчивости личности детей и подростков в трудных экспериментальных ситуациях, М.Тышковой, (1987) были исследованы реакции на негативное эмоциональное напряжение, возникающее в них. Было установлено, что у детей 8-10 лет доминирующей реакцией является отказ от достижения результата или переоценка своих успехов и недооценка неудач; им более свойственно винить в своих неудачах задание или экспериментатора. У детей 11-12 лет преобладают реакции протеста, символического ухода из экспериментальной ситуации или попытки извлечь конструктивные выводы из предшествующих неудач; они значительно реже обвиняли в своих неудачах задание или экспериментатора, но причины видели в себе или вообще не искали «виновника».

Особенности формирования копинг-поведения у подростков 11-12 лет изучались коллективом авторов (Н.М.Лыкова, Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский, И.Л.Баушева, 2003). Установлено, что ведущей для младших подростков является стратегия поиска социальной поддержки.

Представления подростков и юношей (12 лет - 21 год) о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них были изучены И.П.Стрельцовой, (2002). Автором был сделан вывод о том, что, во-первых, параметр конструктивности-неконструктивности не является обобщающей характеристикой для анализа специфики (в том числе и возрастной) совладающего поведения. Во-вторых, выявлена следующая динамика роста доли высказываний учащихся о стратегиях поведения в трудных жизненных ситуациях: стратегия «разрешения проблемы» интенсивно увеличивается от подросткового возраста к концу юношеского, для которого она является наиболее выраженной. Стратегия «поиска социальной поддержки» имеет противоположную динамику, она является в подростковом возрасте преобладающей, стратегия «социальное отстранение» (усилия по поддержанию «маски» собственного благополучия) наиболее выражена в 10 классе, но преобладающей стратегии в этой возрастной группе не выявлено. Стратегия «сознательная регуляция эмоционального состояния» в количественном отношении одинаково выражена у всех возрастных групп; стратегия «поддержание собственного достоинства и уверенности в себе» увеличивается от подросткового к концу юношеского возраста.

Анализ индивидуальных различий в стратегиях разрешения человеком (от 13 до 55 лет) в сложных жизненных ситуаций был проведен в исследовании Е.В.Либиной, (2003). Показано, что по мере расширения индивидуального репертуара способов поведения в трудных жизненных ситуациях, соотношение совладающих и защитных стратегий изменяется в сторону преобладания первых. Автор это связывает с адекватностью эмоционального самовосприятия и восприятия окружающих, а также готовности к сотрудничеству и поддержания справедливости в отношениях с другими. Что касается половых различий в предпочтении стратегий совладающего или защитного поведения, то выявлено, что они существуют только на уровне тенденции.

Проанализировав возрастную динамику в изменении представлений о способах поведения в трудных жизненных ситуациях, отражающих, в свою очередь, реальное овладение способами совладания, можно сделать вывод о том, что это овладение происходит, во-первых, через постепенный отход от непосредственных поведенческих реакций к сознательной регуляции своего эмоционального состояния и поведения (Никольская, Грановская, 2000). Происходит переход к более сложным и приемлемым для личности, живущей в социуме, формам совладающего поведения: от непосредственного проявления эмоциональных реакций на трудную ситуацию и, соответствующего им поведения, к нормативному долженствованию определенного типа социально приемлемого поведения и, наконец, к сознательному использованию личных приемов, накопленных с опытом преодоления трудных жизненных ситуаций (Стрельцова, 2002). Во-вторых, усиливается ориентация на собственные возможности, позволяющие самостоятельно действовать и меньше прибегать к помощи других в трудной жизненной ситуации.

В экспериментальном исследовании изучалось взаимовлияние представлений о способах поведения в трудной жизненной ситуации и таких возрастных особенностей, как самооценка и личностные особенности.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков icon Классное руководство и воспитание школьников
Всероссийский конкурс экологических проектов «Твой след на планете» (далее Конкурс) направлен на активизацию участия подростков в...
Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков icon Рефлексивный отчет по внедрению и изменений в собственную практику преподавания и обучения
...
Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков icon Учебник предназначен, в первую очередь, студентам как высших, так...
Учебник предназначен, в первую очередь, студентам как высших, так и средних специальных учебных заведений, а также слушателям различных...
Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков icon Лекция №1. Введение
Овладение методологией экспертных систем помогает принять решение в самых сложных и уникальных ситуациях. Чтобы уметь использовать...
Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков icon Программа формирования универсальных учебных действий содержит
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т е способов деятельности, применимых...
Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков icon Программа начального общего образования по формированию универсальных учебных действий
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т е способов деятельности, применимых...
Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков icon Проблемно-ориентированный анализ деятельности сош №1 пос. Белиджи
Высоко число обучающихся с отклонениями в здоровье. Большинство школьников не имеют практических навыков применения предметных знаний...
Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков icon Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т е способов деятельности, применимых...
Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков icon Работа с мотивом «змея» Я. Л. Обухов 1
Ханскарлом Лёйнером, предлагает обращаться в наиболее сложных жизненных ситуациях к воображаемому внутреннему проводнику или советчику...
Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков icon Вадим Ротенберг
Эта книга написана по принципу построения китайских шаров (шаров, вставленных друг в друга). Изложенная в ней оригинальная концепция,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции