Рабочая программа дисциплины (модуля)




Скачать 281.2 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля)
Дата публикации19.06.2014
Размер281.2 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Психология > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Нижегородский государственный педагогический университет

Психолого-педагогический факультет

УТВЕРЖДАЮ Ректор
Л.Е. Шапошников
«_____» ____________________ 2011 г.

рабочая программа дисциплины (модуля)
Общая психология”
Направление подготовки (специальность): 050700 Специальное (дефектологическое)

образование

Профиль подготовки: Специальная психология

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

(бакалавр, магистр, дипломированный специалист)

Форма обучения: очная

Нижний Новгород

  1. г

1.Цели освоения дисциплины


Освоение студентами

Основ общей психологии и высшей нервной деятельности человека, методологии общей психологии, изучение физиологических основ организации ВПФ, знакомство с основными теориями организации когнитивных процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Общая психология» относится к вариативной части профессионального цикла в структуре ООП бакалавриата.

Принципы отбора учебного материала курса определяются его функциями в блоке психолого-педагогических дисциплин и в системе психолого-педагогического образования по данному направлению.

Преподавание курса осуществляется на междисциплинарной основе с использованием знаний, полученных студентами при изучении медицинских и психолого-педагогических дисциплин. Изучение данной дисциплины опирается на курсы возрастной, психофизиологии, нейрофизиологии и нейропсихологии.

3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

Компетенции: ОК-1, ОК-4, ПК-6, ПК-7.

Знать:

Теоретические основы общей психологии и высшей нервной деятельности, основы строения мозга, теорию функциональных систем головного мозга, учение динамического локализационизма, теорию условных и безусловных рефлексов, теорию функциональных систем, теории психофизиологической организации высших психических функций человека.

Уметь

грамотно провести психологический анализ и психологическую диагностику уровня развития когнитивных процессов у детей, особенностей коммуникативной, эмоционально-волевой сферы.

Владеть

необходимыми знаниями и умениями для проведения общего психологического обследования ребенка.


4. структура и содержание дисциплины (модуля) «Общая психология»
Общая трудоемкость дисциплины составляет зачетных единиц, 144 часа.







Аудиторные занятия

СРС

Всего



п/п

Название модуля

Лекции

Практиче­ские заня­тия




часов

М 1.

Теоретические и методологические основы общей психологии

2

12

14

28

М 2.

Проблема человека в психологии

4

2

14

20

М 3.

Основы организации высших психических процессов человека

6

4

16

26

М 4.

Психофизиологические основы эмоционально-волевой сферы

6

8

4

18

М 5.

Психика человека как предмет системного исследования общей психологии.

6

6

16

28

М 6.

Общее понятие о личности

4

12

6

22




Итого

28

44

70

72





Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)







1




Лек.

Прак.

СРС





1.

Теоретические и методологические основы общей психологии







Вводная, объяснительно-иллюстративная,обобщающая

1.Обсуждение ре-
феративных сооб-
щений по темам мо-
дуля

2.Защита таблиц-
схем классификаций методов психологических исследований

1.Составление аннотированного библиографического
списка по модулю

2. Подготовка реферативных сообщений по темам

2.составление Составление та-
таблиц-схем

Входной контроль планируется в начале изучения дисциплины с целью выявления уровня подготовки студента.



2.

Проблема человека в психологии

1




Информационно-иллюстративно-обобщающая лекция.

1.Обсуждение ре-
феративных сооб-
щений по темам мо-
дуля

2.Решение проблемныхпрактических задач

1.Реферирование
литературы по темам модуля

2. Подготовка реферативных сообщений


Текущий контроль осуществляется путем опроса на занятиях, также оцениваются предъявление конспектов, аннотирование статей, терминологические диктанты.



3.

Основы организации высших психических процессов человека

1




Информационно-иллюстративно-обобщающая лекция

1.Обсуждение ре-
феративных сооб-
щений по темам мо-
дуля

2.Решение проблемных задач

1.Реферирование
литературы по темам модуля

2. 2 Подготов -ка реферативных сообщений


Текущий контроль осуществляется путем опроса на занятиях, также оцениваются предъявление конспектов, аннотирование статей, письменные проверочные работы, терминологические диктанты


4


Психофизиологические основы эмоционально-волевой сферы

1




Информационная лекция , лекция-дискуссия, объяснительно-иллюстративная

Доклады по темам модуля

Анализ особенно­стей особенностей эмоционально-волевой сферы у детей на различных возрастных этапах развития


1.Реферирование
литературы по темам модуля

2. 2 Подготов -ка реферативных сообщений

3.Портфолио методик для диагностики типов эмоционального реагирования

Текущий контроль осуществляется путем опроса на занятиях, также оцениваются предъявление конспектов, аннотирование статей, письменные отчеты о проведении практических заданий, письменные проверочные работы, терминологические диктанты

5.

Психика человека как предмет системного исследования общей психологии.

2




Информационная лекция , проблемная, лекция-дискуссия, объяснительно-иллюстративная

  1. Информационно-аналитическая рабо­та - сообщения по результатам прове­денной выборки ма­териала по модулю

2. Защита рефератов по структуре функций ЦНС


1.Составление аннотированного биб-
лиографического
списка по модулю

2.Составление

Конспектов, таблиц, схем по структуре и функции ЦНС

Текущий контроль осуществляется путем опроса на занятиях, также оцениваются предъявление конспектов, аннотирование статей, письменные отчеты о проведении практических заданий, письменные проверочные работы, терминологические диктанты


6

Общее понятие о личности

1




Информационная лекция , лекция-дискуссия, объяснительно-иллюстративная

Представление пордфолио методик диагностики структуры темперамента и типов личности

1.Составление аннотированного биб-
лиографического
списка по модулю


Рубежный - тестированием по окончании изучения каждого модуля.

Итоговый - на зачете. Подготовка к экзамену осуществляется по вопросам билетов.


Краткое содержание дисциплины (модуля) «Общая психология»

Раздел

Тема

Раздел 1. Теоретические и методические основы общей психологии

Тема 1 Теоретические основы общей психологии

Тема 2. История развития психологической науки

Тема 3. Методология общей психологии

Раздел 2. Проблема человека в психологии

Тема 1. Проблема человека в психологии.

Тема 2. Отличие психики человека от активности животных

Тема 3. Сознание человека.

Тема 4.. Ощущения и восприятие человека.

Тема 5. Воображение человека

Тема 6. Мышление, его виды и свойства

Раздел 3. Основы организации высших психических процессов человека

Тема 1. Этапы формирования мышления у детей. Творческое мышление

Тема 2. Память, виды, свойства. Теории памяти.

Тема 3. Внимание. Свойства и функции внимания

Тема 4. Речь и ее значение в жизни человека.

Раздел 4 Психофизиологические основы эмоционально-волевой сферы

Тема 1. Общая теория анализаторов

Тема 2. Эмоции

Тема 3. Воля

Раздел 5.

Психика человека как предмет системного исследования общей психологии

Тема 1. Деятельность. Виды деятельности человека.

Тема 2. Задатки и способности.

Тема 3. Талант, гениальность, одаренность.

Раздел 6. Общее понятие о личности

Тема1. Личность. Свойства личности.

Тема2. Индивидуальность.

Тема 3. Характер

Тема 4. Темперамент

Тема 5. Условия для гармоничного развития личности

5. образовательные технологии

Предусматривается широкое использование в учебном процессе актив­ных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, разбор конкретных ситуаций,просмотр и обсуждение научно-популярных фильмов) в сочетании с внеаудиторной рабо­той с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
6. оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по итогам освоения
дисциплины и учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов


Месяц




Коли










Баллы






Учеб.Нед

чест-во ча­сов

Учебное задание по мо­дулю

Вид контроля

Форма отчет­ности

min -max




___1__курс, _____1__ семестр




Модуль 1. Теоретические и методологические основы общей психологии







1




Подготовка к входному самотестированию и вы­полнение теста

Входной

Выполненный тест

5-10






2




1. Составление табли-
цы-схемы

2. Составление таблиц-
схем классификаций

Текущий

Представле­ние для про­верки с ком­ментарием в форме устно­го выступле­ния

10-20







3




1. Сопоставительный
анализ взглядов на
проблему классифика-
ции методов исследования в психологии

2. Составление анноти-
рованного библиографи-
ческого списка по моду-
лю литературных источ-
ников

Текущий

1. Участие в
дискуссии

2. Рефератив-
ные сообще-
ния

3. Представле-
ние библио-
графии

15-30







3




Подготовка к тестирова­нию по модулю

Рубежный

Выполненный тест

20-40




Модуль 2. Проблема человека в психологии





Сентябрь - Октябрь

4




1. Реферирование ли-
тературы по вопросам

2. Подготовка к реше-
нию практических задач



Текущий

1. Рефератив-
ное сообще-
ние

2. Представле-
ние портфо-
лио

3. Решение
аналитиче-
ских задач

10-20






5




1. Изучение литературы
по вопросам особенно-
стей памяти и внимания
2. Портфолио методик
для диагностики состоя-
ния памяти и внимания

Текущий

1. Рефератив-
ное сообще-
ние

2. Представле-
ние портфо-
лио

3. Решение
аналитиче-
ских задач

10-20






6




1. Изучение и конспекти-
рование литературы по
вопросам

2.Подготовка к реше-
нию практических задач
на анализ нарушений восприятия и гнозиса.

Текущий

1. Рефератив-
ное сообще-
ние

2. Представле-
ние портфо-
лио

3. Решение
аналитиче-
ских задач

10-20






6




Подготовка к тестирова­нию по модулю

Рубежный

Выполненный тест

20-40




Модуль 3. Основы организации высших психических процессов человека





Октябрь - Ноябрь

7




1. Аннотирование ли-
тературы по вопросам
нарушения изучения условных рефлексов.

2. Портфолио методик
для исследования условных и безусловных рефлексов.

3. Подготовка к реше-
нию практических задач
на анализ условных и безусловных рефлексов.

Текущий

1. Рефератив-
ное сообще-
ние

2. Участие в
дискуссии

3. Представле-
ние портфо-
лио

4. Решение
аналитиче-
ских задач

10-20






8




1. Изучение литературы
по вопросам модуля

2. Составить характери-
стику особенностей
условных и безусловных рефлексов

Текущий

1. Рефератив-
ное сообще-
ние

2

10-20






8




Подготовка к тестирова­нию по модулю

Текущий

1. Рефератив-
ное сообще-
ние

2. Представле-
ние портфо-
лио

10-20












Тестирование

Рубежный

Выполненный тест

20-40













Модуль 4. Психофизиологические основы эмоционально-волевой сферы

















9




1. Изучение литературы
по вопросам модуля.

2. Портфолио методик
для исследования состо-
яния анализаторов.














Ноябрь

10




1. Аннотирование ли-
тературы по вопросу
2.Конспектирование литературы по вопросу структуры и функции анализаторов

Текущий

1. Рефератив-
ное сообще-
ние-доклад



10-20






1101




Конспектирование ли­тературы по вопросу

Текущий

1. Участие в
устном обсу-
ждении темы

2. Представле-
ние и защита
портфолио


10-20






12




Подготовка к тестирова­нию по модулю

Текущий

1. Рефератив-
ное сообще-
ние-доклад

2. Участие в
устном обсу-
ждении темы

10-20






12




Подготовка к тестирова­нию по модулю

Рубежный

Выполненный тест

20-40




Модуль 5. Психика человека как предмет системного исследования общей психологии










Ноябрь-декабрь

12




1.Составление аннотированного библиографического
списка по модулю


Текущий

1. Представле-
ние аннота-
ций


10-20







13




2.Составление
проектов, схем и таблиц по структуре и функции ЦНС

Текущий

1. Представле­ние портфолио

10-20







14




Подготовка к тестирова­нию по модулю

Текущий




10-20







15




Подготовка к тестирова­нию по модулю

Рубежный

Выполненный тест

20-40




Модуль 6. Общее понятие о личности











16




1.Составление аннотированного биб-
лиографического
списка по модулю


Текущий

1. Представле-
ние аннота-
ций


10-20







17




2.Подготовка к экзамену

Текущий

Представле­ние портфо-лио

10-20







18




Экзамен

Рубежный

Выполненный тест

20-40






  1. учебно-методическое и информационное обеспечение
    дисциплины (модуля)


Основная литература.

Физиология человека. – М.,2000.

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.,2000.

  2. Немов Р.С. Основы общей психологии.-М., 2001

  3. Основы общей психологии /Под ред. Рубинштейн С.-М.,1992.

Дополнительная литература.

  1. Анохин П.К.. Избранные труды – М., 1978.

  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1990.

  3. Карташев Н.Н. и др. Руководство к учебно-исследовательской деятельности по возрастной физиологии. – М.,1985.

  4. Лурия А.Р. Мозг и психические процессы. – М.,1993.

  5. Ливанов М.Н.Пространственная организация процессов головного мозга. – М.,1972




  1. материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

В качестве материально-технического обеспечения дисциплины (модуля) используются мультимедийные средства. Презентации к лекциям; наборы слайдов или кинофиль­мов демонстрационные приборы; при необходимости - сред­ства мониторинга.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки специальная психологи

Автор: Котлярова Наталья Николаевна

Рецензент:Кудрявцев Владимир Александрович

Заведующий кафедрой Трошин Олег Владимирович

Программа одобрена на заседании

(Наименование уполномоченного органа вуза Ученого совета НГПУ от
года, протокол № .


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины
Целью освоения дисциплины (модуля) «Старославянский язык» является формирование у студентов знаний в области фонетики, графики, лексики,...

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина (модуль): дисциплины социального и общего гуманитарного цикла. Дисциплины, для...

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Управление корпорациями»

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология»
Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Системы поддержки принятия решений»

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) история взаимодействия общества и природы
Целью освоения дисциплины является формирование компетентности студентов в сфере развития экологических идей и представления о возрастании...

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории...

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции