Приказ от 2 августа 2013 года об утверждении инструктивно-методических указаний по порядку организации и деятельности общественных наркопостов постов




НазваниеПриказ от 2 августа 2013 года об утверждении инструктивно-методических указаний по порядку организации и деятельности общественных наркопостов постов
страница1/6
Дата публикации18.06.2014
Размер0.62 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

N 52-мпр
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

N 130-мпр
ПРИКАЗ

от 2 августа 2013 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПОРЯДКУ

ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАРКОПОСТОВ - ПОСТОВ

ЗДОРОВЬЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Законом Иркутской области от 7 октября 2009 года N 62/28-оз "О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области", Положением о министерстве образования Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп, Положением о министерстве здравоохранения Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 16 июля 2010 года N 174-пп, руководствуясь статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:
1. Утвердить Инструктивно-методические указания по порядку организации и деятельности общественных наркопостов - постов здоровья в учреждениях основного общего и среднего (полного) общего образования (прилагаются).
2. Настоящий приказ вступает в силу через десять календарных дней после его официального опубликования.
Министр образования Заместитель министра

Иркутской области здравоохранения

Иркутской области

________________ В.С.Басюк ___________________ Т.В.Бойко


Утверждены

приказом

министерства образования

Иркутской области

N 52-мпр и

министерства здравоохранения

Иркутской области

N 130-мпр

от 2 августа 2013 года
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПОРЯДКУ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ

НАРКОПОСТОВ - ПОСТОВ ЗДОРОВЬЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОСНОВНОГО

ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ

УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
1. Настоящие инструктивно-методические указания (далее - ИМУ) разработаны в целях повышения эффективности работы учреждений основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - образовательные учреждения) по проведению и контролю профилактической деятельности в рамках работы общественных наркопостов (постов "Здоровье +", кабинетов профилактики) (далее - наркопост).

2. Необходимо понимать, что без решения вопросов, включающих анализ эффективности, планирование, своевременное выявление несовершеннолетних в ситуации риска и постановку на учет, организацию профилактического процесса и его координацию, невозможно выстроить эффективную систему профилактики употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) в образовательном учреждении. Значительную роль в профилактике употребления ПАВ играют наркопосты.

3. Целью профилактики употребления ПАВ в образовательной среде - развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся образовательных учреждений.

4. Целевыми группами (субъектами) профилактики употребления ПАВ являются: обучающиеся, а также их родители (законные представители), специалисты образовательных учреждений (педагогические работники, медицинские работники, педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы), сотрудники территориальных органов Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Иркутской области (далее - ФСКН), сотрудники органов внутренних дел, представители общественных объединений и организаций, способные оказывать влияние на формирование здорового образа жизни в среде несовершеннолетних и молодежи.

5. Задачи профилактики зависимости от ПАВ в образовательной среде:

формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики;

мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися образовательных учреждений;

исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся образовательных учреждений;

развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся, а именно:

личностных - формирование социально значимых знаний, ценностных ориентаций, нравственных представлений и форм поведения у целевых групп профилактики;

социально-средовых - создание инфраструктуры службы социальной, психологической поддержки и развития позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья;

этико-правовых - утверждение в обществе всех форм контроля (юридического, социального, медицинского), препятствующих употреблению ПАВ среди обучающихся образовательных учреждений.

6. Объектами профилактики в образовательной среде являются условия и факторы жизни обучающихся, воспитанников, связанные с риском употребления ПАВ, влияние которых возможно корректировать или нивелировать за счет специально организованного профилактического воздействия.

7. При организации профилактической работы очень важно руководствоваться принципами на всех этапах деятельности.

Принцип системности определяет организационно-методическое взаимодействие всех субъектов профилактики, а также межпрофессиональное взаимодействие специалистов образовательного учреждения (педагог, педагог-психолог, медицинский специалист, школьный инспектор по делам несовершеннолетних (при наличии), школьный уполномоченный (при наличии) и т.д.), имеющих единую цель, гибкую структуру и механизм обратной связи, которые позволяют корректировать текущие задачи и индикаторы эффективности комплексной деятельности.

Необходимо перестать связывать профилактику лишь с употреблением психоактивных веществ, активизируясь только во время проведения разовых акций, месячников и т.д. Этот процесс имеет более глубокие корни и объединяет в себе на постоянной основе как профилактику употребления ПАВ, так и профилактику отклонений поведения несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми, детской преступности, информационной агрессии и другие социально-негативных явлений. Процесс профилактики опирается и на добровольный отказ от употребления ПАВ, и на искоренение (коррекцию) причин, вызывающих у несовершеннолетних желание их употреблять, и на формирование навыков здорового образа жизни, и на процессы социализации, и на формирование единого позитивного воспитательного пространства образовательного учреждения. Из этого вытекает следующий принцип.

Принцип стратегической целостности обуславливает для организаторов и активных участников профилактической деятельности на всех уровнях взаимодействия единую стратегию профилактической деятельности, включая основные направления, методические подходы и конкретные мероприятия.

Принцип многоаспектности профилактики основан на понимании употребления ПАВ как сложного социально-психологического явления, что обуславливает комплексное использование социальных, психологических и личностно ориентированных направлений и форм профилактической деятельности, охватывающих основные сферы социализации обучающихся образовательных учреждений.

Принцип ситуационной адекватности профилактической деятельности определяет соответствие содержания и организации профилактики реалиям экономической и социальной жизни и ситуации, связанной с употреблением ПАВ, в стране и регионе.

Принцип динамичности предполагает подвижность и гибкость связей между структурами и компонентами профилактической системы, обеспечивающих возможность ее развития и усовершенствования с учетом достигнутых результатов.

Принцип эффективного использования ресурсов участников профилактики предполагает, что основная часть задач профилактической деятельности реализуется за счет уже имеющихся у образовательных учреждений содержательных, методических, профессиональных ресурсов.

Принцип легитимности определяет соответствие любых форм профилактической деятельности в образовательной среде законодательству страны.

8. В структуре содержания задач профилактики в образовательной среде выделяют три направления - первичную, вторичную, третичную профилактику.

Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих зависимость. Эта работа ориентирована на работу со здоровыми детьми и лицами из групп риска по употреблению ПАВ. К группам риска относятся несовершеннолетние граждане и молодежь, в ближайшем окружении которых есть систематические потребители алкоголя и/или наркотических средств, а также несовершеннолетние, находящиеся в трудных жизненных обстоятельствах и неблагоприятных семейных или социальных условиях.

Вторичная профилактика - система социальных, психологических и медицинских мер, направленных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предотвращения формирования зависимости от ПАВ. Целевыми группами для вторичной профилактики являются лица, систематически употребляющие ПАВ, но не обнаруживающие признаков формирования зависимости как болезни (алкоголизма, токсикомании, наркомании).

Третичная профилактика злоупотребления ПАВ - система социальных, психологических и медицинских действий с лицами, страдающими зависимостью от алкоголя, токсических и наркотических веществ, направленных на предотвращение рецидивов патологической зависимости и способствующих восстановлению здоровья, личностного и социального статуса больных, включая их возвращение в семью, в образовательное учреждение, к общественно полезным видам деятельности. Третичная профилактика интегрируется с комплексной реабилитацией лиц, страдающих зависимостью от ПАВ.

Первичная профилактика является приоритетным направлением профилактической деятельности в образовательной среде и реализуется, в том числе, через работу общественных наркопостов (постов "Здоровье+", кабинетов профилактики) образовательных учреждений. Основой содержания первичной профилактики в образовательной среде является педагогическая профилактика на основе педагогических и психологических технологий. Она связана с формированием и развитием у обучающихся личностных ресурсов, повышающих их устойчивость к негативным влияниям среды.

9. Технологии профилактики употребления ПАВ.

Профилактика зависимости от ПАВ строится на основе разнообразных видов технологий - социальных, педагогических, психологических.

Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся образовательных учреждений, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.

Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.

В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие на адресные группы профилактики.

Реализация педагогической профилактики осуществляется за счет формирования у обучающихся негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.

10. Основными условиями организации педагогической профилактики являются:

интеграция - реализация целей и задач педагогической профилактики осуществляется в процессе формирования у детей и подростков знаний, умений и навыков, имеющих для них актуальное значение и востребованных в их повседневной жизни;

целостность - вовлечение в сферу педагогической профилактики всех основных институтов социализации несовершеннолетних и молодежи - образовательного учреждения, семьи, ближайшего окружения;

системность - педагогическая профилактика рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения несовершеннолетнего, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса;

комплексность - задачи формирования у несовершеннолетних негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной сфере профилактического пространства;

безопасность - тщательный отбор информации и форм воздействия на несовершеннолетнего для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ;

возрастная адекватность - содержание педагогической профилактики строится с учетом особенностей социального, психологического развития в конкретном возрасте, а также с учетом реальных для того или иного возраста рисков возможного вовлечения в употребление ПАВ.

11. Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ.

Целью психологического компонента программной профилактической деятельности также являются:

развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ;

формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни;

создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.

В рамках программной профилактической деятельности психологические технологии реализуются в групповой работе и при индивидуальном консультировании детей, родителей (законных представителей), членов семей, педагогов и других участников образовательного процесса.
2. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРКОПОСТА
12. В образовательных учреждениях при работе с несовершеннолетними рекомендуется употреблять термины "пост "Здоровье+", "Кабинет профилактики", используя понятие "наркопост" лишь при подготовке отчетов и иных документов, сопровождающих деятельность наркопоста.

13. В состав наркопоста входят: заместитель директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, социальный педагог, медицинский работник образовательного учреждения, педагог-психолог, классные руководители (кураторы), представители детского самоуправления, члены родительского комитета (при наличии).

Председателем наркопоста является заместитель директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, который координирует деятельность членов наркопоста, проводит заседания наркопоста, Совета профилактики наркопоста, психолого-медико-педагогические консилиумы наркопоста.

14. Размещается наркопост, как правило, в кабинете заместителя директора. Обязательным условием размещения наркопоста является наличие металлического сейфа для хранения документации, включая индивидуальные карты несовершеннолетних группы риска.

15. Наркопост не является структурным подразделением образовательного учреждения. Его деятельность регламентируется Положением о наркопосте и приказами образовательного учреждения.

Заседания Совета профилактики наркопоста проводятся не реже 4 раз в год.

Руководителям образовательных учреждений рекомендуется производить оплату труда сотрудников, задействованных в работе наркопоста, из стимулирующей части фонда оплаты труда и иных, в том числе внебюджетных источников.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приказ от 2 августа 2013 года об утверждении инструктивно-методических указаний по порядку организации и деятельности общественных наркопостов постов icon"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной...
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва

Приказ от 2 августа 2013 года об утверждении инструктивно-методических указаний по порядку организации и деятельности общественных наркопостов постов iconКритская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Учебник «Музыка» 1 класс
От «27» августа 2013 года «29» августа 2013 года Приказ № от 30 августа 2013 года

Приказ от 2 августа 2013 года об утверждении инструктивно-методических указаний по порядку организации и деятельности общественных наркопостов постов iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»
От «27» августа 2013 года «29» августа 2013 года Приказ № от 30 августа 2013 года

Приказ от 2 августа 2013 года об утверждении инструктивно-методических указаний по порядку организации и деятельности общественных наркопостов постов iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального...
От «27» августа 2013 года «29» августа 2013 года Приказ № от 30 августа 2013 года

Приказ от 2 августа 2013 года об утверждении инструктивно-методических указаний по порядку организации и деятельности общественных наркопостов постов iconПорядок организации и осуществления образовательной деятельности...
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва

Приказ от 2 августа 2013 года об утверждении инструктивно-методических указаний по порядку организации и деятельности общественных наркопостов постов iconПриказ от 2 августа 2013 г. N 701 об утверждении федерального государственного...
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190631....

Приказ от 2 августа 2013 года об утверждении инструктивно-методических указаний по порядку организации и деятельности общественных наркопостов постов iconПриказ 07. 03. 2013 №65 Об утверждении списка учебников, программ,...
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014...

Приказ от 2 августа 2013 года об утверждении инструктивно-методических указаний по порядку организации и деятельности общественных наркопостов постов iconПриказ 27. 09. 2013 г. Ростов-на-Дону №918 Об организации и проведении...
В соответствии с планом мероприятий по организации и проведению муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников...

Приказ от 2 августа 2013 года об утверждении инструктивно-методических указаний по порядку организации и деятельности общественных наркопостов постов iconПриказ от 27 августа 2013г №108-о расписание непосредственно образовательной...
Расписание непосредственно образовательной деятельности на 2013- 2014 уч год (первое полугодие)

Приказ от 2 августа 2013 года об утверждении инструктивно-методических указаний по порядку организации и деятельности общественных наркопостов постов iconПлан работы мбоу «имц» на октябрь 2013 Направления работы
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции